Рабочая программа по обществознанию 11 класс
рабочая программа по обществознанию (11 класс)

Тубанова Анжелика Нимаевна

Обществознание 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_obshch_11_kl.docx301.27 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Viktor\Desktop\тубанова а.н\аттестация\грамоты отскан\008.bmp

Пояснительная записка

Рабочая программа  разработана на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897);
  2. Примерной программы СОО по истории и учебного плана  МБОУ «Верхне-Ичетуйская СОШ им. М,Д.Цаганова» на 2020-2021 учебный год;

3.    Авторской программы Л.Н. Боголюбова, учебник Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, В.А. Литвинова, М. «Просвещение», 2014г. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.

  1. Федерального перечня учебников на 2020-2021 учебный год (Приказ Министерства просвещения РФ №249 от 18.05.2020 г «О внесении изменений в ФПУ»);
  2. Положения о рабочей программе МБОУ «Верхне-Ичетуйская СОШ им М.Д.Цаганова» (Приказ №5 от 30.08.2020 г).                

        Программа ориентирована на УМК: предметная линия учебников Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. Обществознание (базовый уровень) 10-11 класс

Общая характеристика учебного предмета:

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Знания об этих социальных объектах дают  социология, экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение, философия. Все перечисленные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношения к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных раннее. Наряду с этим вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами «История», «География», «Литература» и др.

Цели:

Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания,  толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных  отношений;  гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Место предмета в базисном учебном плане:

Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования отводит 66 часов для изучения на базисном уровне учебного предмета «Обществознание» из расчета 2ч в неделю.

Изучение курса в 11 классе раздел «Экономика» позволяет значительно углубиться в проблематику современного экономического развития.
      Раздел
«Проблемы социально-политического развития общества» дает возможность расширить кругозор выпускников школы на основе изучения проблем свободы, демографической ситуации, политической жизни.

      Раздел «Правовое регулирование общественных отношений» характеризует основные отрасли права.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлений приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правоверного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительная, просмотровое, поисковой и др.);
  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятия языка средств массовой информации;
  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»);
  • формулирование полученных результатов;
  • создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов. Процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
  • пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  • владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен:

Знать/понимать

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности,  место и роль человека  в системе общественных отношений;
  •  тенденции развития общества в целом  как сложной динамичной  системы, а также важнейших социальных институтов;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм,  механизмы правового регулирования;
  • особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;  
  • анализировать актуальную  информацию о социальных объектах, выявляя  их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
  • раскрывать на примерах  изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  • осуществлять  поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам;  систематизировать, анализировать  и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации,  с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные  суждения и аргументы по определенным проблемам;
  •  подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  •         применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения   познавательных задач  по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретенные  знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  •  успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
  • предвидения    возможных последствий определенных социальных действий;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;                                                      
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Содержание учебного курса

Раздел 1. Человек и экономика (23 часа)

      Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.
      Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.
      Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.
      Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
      Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
      Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
      Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.
      Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
      Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.
      Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.
      Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.

Раздел 2. Проблемы социально –политической и духовной жизни(15 часов)

      Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.
      Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей.
      Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.
      Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.
      Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России.
      Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.

Раздел 3. Человек и закон (23 часа)

      Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
      Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.
      Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.
      Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
      Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.
      Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
      Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство. Международная защита прав человека.
      Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.

Итоговое повторение(4 часа)

      Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.

Используемый перечень учебно – методических средств:

  1. Учебник Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, В.А. Литвинова,М. «Просвещение», 2014г.
  2. . Аверьянова Г.И. Обществознание. Тематические тренировочные задания.- М., «Эксмо»,2009.
  3. Аверьянова Г.И. Задания и тесты по обществознанию 11кл.,-М., «Школа- Пресс», 1999.
  4.  Боголюбов Л.Н. Обществознание: поурочные планы- 11кл,.- М., «Просвещение», 2007.
  5. Боголюбов Л.Н. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию.- М.,       Дрофа, 2016.

Дополнительная литература для учащихся:

1. Нормативные документы:

2.Всеобщая декларация прав человека

3. Декларация прав ребенка;

4.Конвенция о правах ребенка

5. Официальная Россия: сервер органов государственной власти РоссийскойФедерации

http://www.gov.ru

Президент России: официальный сайт

http://www.president.kremlin.ru

Президент России - гражданам школьного возраста

http://www.uznay-prezidenta.ru

Государственная Дума: официальный сайт

http://www.duma.gov.ru

Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. - М.: Просвещение, 2009.

http://www.internet-school.ru– интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»

http://www.pish.ru– сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»

http://www.1september.ru– газета «История», издательство «Первое сентября»

http://vvvvw.som.fio.ru– сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов

http://www.it-n.ru– российская версия международного проекта Сеть творческих учителей

http://www.lesson-history.narod.ru– компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)

http://www.standart.edu.ru– государственные образовательные стандарты второго поколения

Тематическое планирование

Название темы

Кол-во час

1

Общество   как сложная динамическая система

1

2

Раздел 1. Человек и экономика

23

3

Раздел 2. Проблемы социально –политической и духовной жизни

15

4

Раздел 3. Человек и закон

23

5

Итоговое повторение

4

6

Итоговая контрольная работа

1

Календарно-тематическое планирование

Тема уроков

Кол-во часов

Дата

план

Дата

факт

Примечание

1

Общество   как сложная динамическая система

1

Раздел 1. Человек и экономика (23 часа)

2

Экономика как наука

1

3

Экономика  как хозяйство

1

4

Экономический рост

1

4

Экономическое  развитие

1

6

Рыночные   отношения в экономике

1

7

Конкуренция и монополия

1

8

Фирмы в экономике

1

9

Факторы производства

1

10

Правовые   основы предпринимательской деятельности

1

11

Организационно-правовые основы    предпринимательства

1

12

Слагаемые успеха в бизнесе

1

13

Основы      менеджмента    и маркетинга

1

14

Экономика     и государство

1

15

Экономические функции государства

1

16

Финансы в экономике

1

17

Инфляция: виды, причины, следствия

1

18

Занятость     и безработица

1

19

Государственная политика в области   занятости

1

20

Мировая экономика

1

21

Глобальные проблемы экономики

1

22

Человек в системе  экономических отношений

1

23

Производительность труда

1

24

Контрольная работа по теме «Человек и закон»

1

Раздел 2. Проблемы социально –политической и духовной жизни(15 часов)

25

Свобода в деятельности   человека

1

26

Свобода и ответственность

1

27

Общественное сознание

1

28

Общественная психология    и идеология

1

29

Политическое сознание

1

30

Средства массовой   информации и политическое   сознание

1

31

Политическое поведение

1

32

Политический терроризм

1

33

Политическая элита

1

34

Политическое лидерство

1

35

Демографическая ситуация в современной России

1

36

Проблемы   неполной семьи

1

37

Религиозные объединения и организации

1

38

Проблема поддержания межрелигиозного мира

1

39

Контрольная работа по теме «Проблемы   социально-политической и духовной жизни»

1

Раздел 3. Человек и закон (23 часа)

40

Современные подходы к пониманию прав

1

41

Законотворческий процесс в РФ

1

42

Гражданин Российской Федерации

1

43

Права и обязанности граждан РФ

1

44

Экологическое право

1

45

Способы защиты экологических прав

1

46

Гражданское право

1

47

Защита   гражданских прав

1

48

Семейное право

1

49

Права  и  обязанности членов семьи

1

50

Правовое регулирование   занятости и трудоустройства

1

51

Социальная защита    населения

1

52

Процессуальное право: гражданский процесс

1

53

Процессуальное право: арбитражный процесс

1

54

Процессуальное право: уголовный процесс

1

55

Судебное производство

1

56

Процессуальное право: административная юрисдикция

1

57

Конституционное судопроизводство

1

58

Международная      защита прав человека

1

59

Проблема   отмены смертной казни

1

60

Взгляд в будущее

1

61-62

Постиндустриальное      (информационное) общество

2

63

Контрольная работа по теме «Человек и закон»

1

Итоговое повторение(4 часа)

64-65

Общество     и человек

1

66

Экономика     и социальные отношения

1

67

Правовое регулирование  общественных отношений

1

68

Итоговая контрольная работа

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...