Рабочая программа по обществознанию 11 класс
рабочая программа по обществознанию (11 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897);
- Примерной программы СОО по истории и учебного плана МБОУ «Верхне-Ичетуйская СОШ им. М,Д.Цаганова» на 2020-2021 учебный год;
3. Авторской программы Л.Н. Боголюбова, учебник Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, В.А. Литвинова, М. «Просвещение», 2014г. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
- Федерального перечня учебников на 2020-2021 учебный год (Приказ Министерства просвещения РФ №249 от 18.05.2020 г «О внесении изменений в ФПУ»);
- Положения о рабочей программе МБОУ «Верхне-Ичетуйская СОШ им М.Д.Цаганова» (Приказ №5 от 30.08.2020 г).
Программа ориентирована на УМК: предметная линия учебников Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. Обществознание (базовый уровень) 10-11 класс
Общая характеристика учебного предмета:
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Знания об этих социальных объектах дают социология, экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение, философия. Все перечисленные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношения к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных раннее. Наряду с этим вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами «История», «География», «Литература» и др.
Цели:
Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Место предмета в базисном учебном плане:
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования отводит 66 часов для изучения на базисном уровне учебного предмета «Обществознание» из расчета 2ч в неделю.
Изучение курса в 11 классе раздел «Экономика» позволяет значительно углубиться в проблематику современного экономического развития.
Раздел «Проблемы социально-политического развития общества» дает возможность расширить кругозор выпускников школы на основе изучения проблем свободы, демографической ситуации, политической жизни.
Раздел «Правовое регулирование общественных отношений» характеризует основные отрасли права.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлений приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правоверного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительная, просмотровое, поисковой и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятия языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов. Процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Содержание учебного курса
Раздел 1. Человек и экономика (23 часа)
Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.
Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.
Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.
Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.
Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.
Раздел 2. Проблемы социально –политической и духовной жизни(15 часов)
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.
Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей.
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.
Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.
Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России.
Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
Раздел 3. Человек и закон (23 часа)
Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.
Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.
Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство. Международная защита прав человека.
Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.
Итоговое повторение(4 часа)
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.
Используемый перечень учебно – методических средств:
- Учебник Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, В.А. Литвинова,М. «Просвещение», 2014г.
- . Аверьянова Г.И. Обществознание. Тематические тренировочные задания.- М., «Эксмо»,2009.
- Аверьянова Г.И. Задания и тесты по обществознанию 11кл.,-М., «Школа- Пресс», 1999.
- Боголюбов Л.Н. Обществознание: поурочные планы- 11кл,.- М., «Просвещение», 2007.
- Боголюбов Л.Н. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию.- М., Дрофа, 2016.
Дополнительная литература для учащихся:
1. Нормативные документы:
2.Всеобщая декларация прав человека
3. Декларация прав ребенка;
4.Конвенция о правах ребенка
5. Официальная Россия: сервер органов государственной власти РоссийскойФедерации
Президент России: официальный сайт
http://www.president.kremlin.ru
Президент России - гражданам школьного возраста
http://www.uznay-prezidenta.ru
Государственная Дума: официальный сайт
Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. - М.: Просвещение, 2009.
http://www.internet-school.ru– интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»
http://www.pish.ru– сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»
http://www.1september.ru– газета «История», издательство «Первое сентября»
http://vvvvw.som.fio.ru– сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов
http://www.it-n.ru– российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
http://www.lesson-history.narod.ru– компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)
http://www.standart.edu.ru– государственные образовательные стандарты второго поколения
Тематическое планирование
№ | Название темы | Кол-во час |
1 | Общество как сложная динамическая система | 1 |
2 | Раздел 1. Человек и экономика | 23 |
3 | Раздел 2. Проблемы социально –политической и духовной жизни | 15 |
4 | Раздел 3. Человек и закон | 23 |
5 | Итоговое повторение | 4 |
6 | Итоговая контрольная работа | 1 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема уроков | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | Примечание |
1 | Общество как сложная динамическая система | 1 | |||
Раздел 1. Человек и экономика (23 часа) | |||||
2 | Экономика как наука | 1 | |||
3 | Экономика как хозяйство | 1 | |||
4 | Экономический рост | 1 | |||
4 | Экономическое развитие | 1 | |||
6 | Рыночные отношения в экономике | 1 | |||
7 | Конкуренция и монополия | 1 | |||
8 | Фирмы в экономике | 1 | |||
9 | Факторы производства | 1 | |||
10 | Правовые основы предпринимательской деятельности | 1 | |||
11 | Организационно-правовые основы предпринимательства | 1 | |||
12 | Слагаемые успеха в бизнесе | 1 | |||
13 | Основы менеджмента и маркетинга | 1 | |||
14 | Экономика и государство | 1 | |||
15 | Экономические функции государства | 1 | |||
16 | Финансы в экономике | 1 | |||
17 | Инфляция: виды, причины, следствия | 1 | |||
18 | Занятость и безработица | 1 | |||
19 | Государственная политика в области занятости | 1 | |||
20 | Мировая экономика | 1 | |||
21 | Глобальные проблемы экономики | 1 | |||
22 | Человек в системе экономических отношений | 1 | |||
23 | Производительность труда | 1 | |||
24 | Контрольная работа по теме «Человек и закон» | 1 | |||
Раздел 2. Проблемы социально –политической и духовной жизни(15 часов) | |||||
25 | Свобода в деятельности человека | 1 | |||
26 | Свобода и ответственность | 1 | |||
27 | Общественное сознание | 1 | |||
28 | Общественная психология и идеология | 1 | |||
29 | Политическое сознание | 1 | |||
30 | Средства массовой информации и политическое сознание | 1 | |||
31 | Политическое поведение | 1 | |||
32 | Политический терроризм | 1 | |||
33 | Политическая элита | 1 | |||
34 | Политическое лидерство | 1 | |||
35 | Демографическая ситуация в современной России | 1 | |||
36 | Проблемы неполной семьи | 1 | |||
37 | Религиозные объединения и организации | 1 | |||
38 | Проблема поддержания межрелигиозного мира | 1 | |||
39 | Контрольная работа по теме «Проблемы социально-политической и духовной жизни» | 1 | |||
Раздел 3. Человек и закон (23 часа) | |||||
40 | Современные подходы к пониманию прав | 1 | |||
41 | Законотворческий процесс в РФ | 1 | |||
42 | Гражданин Российской Федерации | 1 | |||
43 | Права и обязанности граждан РФ | 1 | |||
44 | Экологическое право | 1 | |||
45 | Способы защиты экологических прав | 1 | |||
46 | Гражданское право | 1 | |||
47 | Защита гражданских прав | 1 | |||
48 | Семейное право | 1 | |||
49 | Права и обязанности членов семьи | 1 | |||
50 | Правовое регулирование занятости и трудоустройства | 1 | |||
51 | Социальная защита населения | 1 | |||
52 | Процессуальное право: гражданский процесс | 1 | |||
53 | Процессуальное право: арбитражный процесс | 1 | |||
54 | Процессуальное право: уголовный процесс | 1 | |||
55 | Судебное производство | 1 | |||
56 | Процессуальное право: административная юрисдикция | 1 | |||
57 | Конституционное судопроизводство | 1 | |||
58 | Международная защита прав человека | 1 | |||
59 | Проблема отмены смертной казни | 1 | |||
60 | Взгляд в будущее | 1 | |||
61-62 | Постиндустриальное (информационное) общество | 2 | |||
63 | Контрольная работа по теме «Человек и закон» | 1 | |||
Итоговое повторение(4 часа) | |||||
64-65 | Общество и человек | 1 | |||
66 | Экономика и социальные отношения | 1 | |||
67 | Правовое регулирование общественных отношений | 1 | |||
68 | Итоговая контрольная работа | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...