Рабочая программа по обществознанию 8 класс
рабочая программа по обществознанию (8 класс)

Нургалин Руслан Ниязович

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu._8_klass.doc224 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Образовательная программа школы разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

Федерального уровня:

1. Закон  Российской Федерации  от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ « Об образовании в РФ».

2. Приказ Министерства образования Российской Федерации « Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 9.03.2004г № 1312» (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 30.08.2010 №889, от 03.06.2011 №1994, 01.02.2012 №74).

        3. Федеральный компонент  государственного стандарта общего образования, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089 (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 03.06.2008 № 164, от  31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 31.01.2012 г. № 69).

4. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10), зарегистрированными в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 19993, от 29.12. 2010 №189.

Регионального уровня:

1. Письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского  автономного округа – Югры  от 1.06.2012 №4694/12 «О составлении рабочих программ».

Образовательного учреждения:

Образовательная программа основного общего образования НРМОБУ «Салымская СОШ № 2»

Данная программа ориентирована на учебники:

  1. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. Городецкая Н.И.,  обществознание 8 класс .М., «Просвещение», 2014.

Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей и задач:

-    развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

-    воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ;

-    освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно

оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

-      овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

-      формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной

 деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной

деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Общая характеристика учебного предмета

 «Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс.  Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь много аспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.

Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.

Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде.  Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином.

Изучение обществознания в основной школе опирается на курсы начальной школы «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики». Курс обществознания продолжается в старшей школе и раскрывается в элективных курсах, факультативах, курсах по выбору, предпрофильной и профильной подготовке учащихся. При изучении курса обществознания «Обществознание» в основной школе необходимо использовать метапредметную основу и учитывать возрастные особенности учащихся.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

«Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. В 8 классе – 34 часа. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.

Особенности работы с одаренными детьми.

Методы работы:

  1. исследовательский;
  2. частично-поисковый;
  3. проблемный;
  4. проективный;
  5. синектика.

Исследовательский метод – метод обучения, направленный на освоение обучающимся всех этапов проблемно-поисковой учебной деятельности, развитие исследовательских умений, аналитических и творческих способностей. Все этапы проблемно-поисковой деятельности осуществляет Ученик, моделируя процесс исследования и получая субъективно новый результат.

Частично-поисковый метод – метод обучения направленный на освоение обучающимся отдельных этапов проблемно-поисковой деятельности, часть из которых  реализует Учитель, например, задание проблемной ситуации, а часть - Ученик.

Проблемное изложение – метод обучения, направленный на демонстрацию обучающимся способов организации мышления; предполагает демонстрацию лектором  четырех этапов проблемно-поисковой деятельности:  проблемная ситуация и ее анализ -  постановка проблемы -  ее решение -   рефлексия оптимальности найденного решения , а также способов мышления.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения ( умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

Синектика - это техника решения спорных вопросов, стимулирующая мыслительные процессы, направленность которых, как правило, неожиданность и случайность. Кроме того, это подход к творческому мышлению, зависящий от понимания возможности комбинирования несовместимых, на первый взгляд, вещей. В общих чертах ее цель можно определить так: "делать необыкновенное привычным и делать привычное необыкновенным". Это способствует, с одной стороны основательности анализа исследуемого вопроса, и с другой стороны, устранению начальных проблем творчества через создание аналогий. Таким образом, возникает возможность появления новых и удивительных решений.

Формы работы:

  •  классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;
  • консультирование по возникшей проблеме;
  • дискуссия;
  • ТРИЗ;
  • игры.

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач — область знаний, исследующая механизмы развития технических систем с целью создания практических методов решения изобретательских задач.

 "Цель ТРИЗ: опираясь на изучение объективных закономерностей развития технических систем, дать правила организации мышления по многоэкранной схеме.

  • кружки по интересам;
  • занятия исследовательской деятельностью;
  • конкурсы;
  • проекты по различной тематике;
  • ролевые игры;
  • участие в олимпиадах разного уровня;

Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие или формы и виды творческой деятельности.

Особенности работы с детьми ОВЗ.

1. Методы организации и осуществления деятельности. 

• Методы организации и осуществления моей деятельности, которые использую:

- словесные  (рассказ, беседа);

- наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.);

- практические занятия;

- репродуктивные методы, самостоятельная работа и работа под руководством педагога;

• Методы стимулирования и мотивации деятельности:

- психологический настрой, побуждения к обучению.

Так как дети с ОВЗ все разные, то моей задачей является отбор содержания к каждому занятию. Наиболее приемлемыми методами в практической работе с обучающимися, имеющими ОВЗ, считаю объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.

Чтобы сформировать у обучающихся интерес к учению использую метод стимулирования и мотивации деятельности, а именно создание ситуаций успеха. Если сегодня что-то не получилось, то получится в следующий раз.

Мотивация становится положительной только в том случае, если эта деятельность успешна, а способности ребёнка оцениваются объективно и позитивно.  Требуется постоянная похвала ребенка, даже если что – то получилось не так как требовалось. Вместе исправим, получится обязательно!

В связи с этим, важное значение приобретает создание на занятии специальных ситуаций, способствующих достижению детей даже незначительных успехов в различных видах деятельности. Такая работа позволяет обеспечить постепенное продвижение и развитие каждого ребёнка в зависимости от его индивидуальных особенностей.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Последовательность предъявления материала, предлагаемая в рабочей программе по обществознанию для основной школы, обусловлена, помимо учёта общих принципов отбора содержания и логики его развёртывания, также особенностями построения учебного содержания курса для школьников - подростков.

Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся.

Содержание первого этапа курса (5—7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные  научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.

Второй этап (8-9 класс) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся.

Содержание рабочей программы.

№ темы

Название темы.

Кол-во

часов

1

Личность и общество.

(6 ч.)

2

Сфера духовной культуры.

(9 ч.)

3

Социальная сфера.

(5 ч.)

4

Экономика.

 (13 ч.)

5

Итоговое повторения по курсу в форме защиты проектов.

( 1 ч.)

6

Итого

35 ч.

Содержание рабочей программы.

Глава 1. Личность и общество (6 часов).

Природное и общественное в человеке. Мышление и речь – специфические свойства человека. Способность человека к творчеству. Деятельность человека, её виды. Игра, учеба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя. Потребности человека: материальные и духовные, подлинные и мнимые. Интересы человека; их знание и учёт – условие гуманного отношения к людям. Возможности человека: физические и интеллектуальные, скрытые и реализованные. Выдающиеся достижения людей в различных областях деятельности. Необходимость и способы познания своих возможностей. Способности человека: ординарные и выдающиеся. Талант, гениальность – степень развития способностей. Сила воли, ее значение и воспитание. Характер – устойчивые индивидуальные особенности человека, сплав врожденного и общественного. Формирование характера, воспитание и самовоспитание. Мораль и гуманизм. Основополагающие нормы морали, «золотое правило нравственности». Ценности и идеалы человека. Человек и культура. Культура подлинная и мнимая. Культура потребления и культура творчества. Приобщение к национальной и мировой культуре – необходимое условие человеческого существования. Духовность и бездуховность. Человек, личность, индивидуальность. Вечное стремление человека к поиску ответов на вопросы: Кто я? Зачем я? Что будет после меня? Жизнь и смерть. Смысл жизни.

Глава 2. Сфера духовной культуры. (9 часов).

Общая характеристика межличностных отношений. Отношения деловые и личные. Симпатия и антипатия, сотрудничество и соперничество, взаимопонимание в межличностных отношениях. Групповые нормы и санкции. Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности и коллектив. Товарищество и дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал друга. Несовместимость дружбы с эгоизмом, себялюбием и своекорыстием. Любовь – сложнейшее человеческое чувство. Любовь и другие чувства – интерес, влюбленность. Особенности юношеской любви. Необходимость бережного отношения к дружбе и любви. Межличностные отношения в семье. Семейные роли. Психологический климат семьи. Семейный долг, семейная забота. Семья как источник счастья человека. Этикет, его роль в общении между людьми. Вежливость, такт, приличие, деликатность в поведении людей. Значение самовоспитания в формировании культуры общения и поведения. Юность – пора активного социального взросления. Расширение сферы межличностных отношений в юности. Мечты и жизненные планы. Проблема самореализации. Решение вопросов: кем быть? Каким быть?

Тема 4. Социальная сфера. (5 часов).

Содержание, формы и культура общения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их разрешения. Культура дискуссии. Что такое малая группа. Многообразие малых групп. Самочувствие человека в малой группе. Групповой эгоизм. Роли человека в группе. Лидеры и аутсайдеры. Групповые нормы и санкции. Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности и коллектив. Товарищество и дружба как межличностные отношения.

Тема 3. Экономика. (13 часов).

Экономика и ее роль в жизни общества. Общественные потребности. Ограниченность ресурсов. Факторы производства. Рыночная экономика. Деньги. Конкуренция. Спрос и предложение. Предприятие. Роль государства в экономике. Потребление. Собственность.

Итоговое повторения по курсу в форме защиты проектов. (1ч.)

В результате изучения обществознания ученик должен:

знать/понимать:

-  социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

-  сущность общества как формы совместной деятельности людей;

-  характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

уметь:

-   описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

-   сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

-   объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

-   приводить примеры социальных объектов определённого типа; социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

-    оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

-    осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.),

-    различать в социальной информации факты и мнения;

-    использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-    полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

-    общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

-    нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей.

Форма обучения: классно-урочная.

  • Методы организации учебного процесса:
  • а) по уровню активной познавательно деятельности – объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение учебного материала, частично - поисковый;
  • б) по функциям – методы устного изложения знаний и активизация познавательной деятельности учащихся, методы закрепления изучаемого материала, методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала, методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков;
  • в) по источникам познания – словесный, наглядный, практический;
  • г) на основе структуры личности – методы формирования познания, методы формирования поведения, методы формирования чувств.
  • Приемы в учебной деятельности: воспроизводящая деятельность (известный исторический материал), преобразующая деятельность (новый исторический материал), творческая деятельность (новый исторический материал, новые способы деятельности, степень овладения приемом учебной деятельности).
  • Методы и приемы обучения: словесный (беседа, монолог, диалог, рассказ), наглядный (карта, таблица, схема, диаграмма, видеофильм, иллюстрация), печатно-словесный (работа с историческим учебным текстом), частично-поисковый (доклад, сообщение).
  • Типы уроков: по отношению структурных звеньев обучения(вводный, урок изучения нового материала, комбинированный, контрольный, обобщения и систематизации знаний, проверки и учёта знаний), по ведущему методу (видеоурок, лабораторное занятие), по характеру деятельности(урок простого воспроизведения, урок обобщения, урок итогового повторения)
  • Формы урока: традиционные и нетрадиционные формы урока.
  • Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
  • Виды проверки ЗУН учащихся: устный, письменный, практический.
  • Диагностический инструментарий учителя: опросы, проверочные работы, продукты индивидуальной творческой деятельности, тестовые работы, система домашних работ., контролирующий и развивающий зачёт

Критерии оценивания.

Критерии

5 (ОТЛ.)

4 (ХОР.)

3 (УД.)

2 (НЕУД.)

1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение)

Удачное использование правильной структуры ответа (введение - основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5. Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

6. Причинно-следственные связи

Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность

Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности

Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности

Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности

Критерии оценки устного ответа:

  • глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
  • твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
  • неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
  •  наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
  • отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).

Критерии оценки работы на уроке:

  • активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
  • активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;
  • неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
  • полное отсутствие активности - отметка «2»;

Критерии оценки тестового задания:

  • 75-100% - отлично «5»;
  • 60-74% - хорошо «4»
  • 50-59% - удовлетворительно «3»;
  • менее 50% - неудовлетворительно «2»;

Критерии оценки сообщения или проекта:

  • глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
  • привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
  • выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;
  • полное отсутствие работы - отметка «2»;

Критерии выведения четвертных и годовых оценок:

Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:

- активная и правильная работа учащегося на уроке;

- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов

- высокий уровень знания базового материала;

Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:

- активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;

- выполнение дополнительных заданий по желанию;

- высокий уровень знания базового материала;

Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:

- отсутствие самостоятельной активности на уроке;

- отсутствие выполнения дополнительных заданий;

- низкий уровень знания базового материала;

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

№п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обучения

Оснащенность

(%)

1

Литература основная

  1. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений под  ред. Л. Н. Боголюбова, Лазебниковой А.Ю.,  Н.И. Городецкой. Просвещение, 2014.
  2. Методические Рекомендации по курсу «Введение в обществознание 8-9 класс»
  3. Обществознание. Поурочные разработки 8 класс. Москва «Просвещение» 2011.
  4. Обществознание в схемах и таблицах. Москва эксмо 2006
  5. Обществознание. Полный справочник для подготовки к ГИА. Под ред. Баранов.
  6. Словарь терминов и понятий по обществознанию / автор-составитель А.М. Лопухов. – М.: Айрис-пресс, 2009.
  7. Литература для обучающегося:
  1. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений под  ред. Л. Н. Боголюбова, Лазебниковой А.Ю. ,  Н.И. Городецкой. Просвещение, 2014.

100%

2

Технические средства обучения

-компьютер

-мультимедийный проектор

-экспозиционный экран

- принтер лазерный

- исторические карты

100%

3

Экранно-звуковые пособия

-электронные презентации по обществознанию

100%

Календарно – тематическое планирование

по Обществознанию  

8 класс (35 часа)

№ урока

Тема урока

Дата проведения

Элементы содержания образования

Вид деятельности обучающихся

По плану

Фактич.

1

Введение. (1 ч.)

Знакомство с курсом «Обществознание». Гуманизм как принцип отношений к окружающей действительности

Вспомнить  основные  итоги  прошлого  года обучения. Познакомиться  с  основным  содержанием курса  8  класса. Наметить  перспективу  совершенствования

умений  и  навыков  в  процессе  учебной  деятельности.

Определить  основные  требования  к  

результатам  обучения  и  критерии  успешной  работы  учащихся

Личность и общество.  

 (6 ч)

Глава I. Человек  в социальном измерении (11 часов)

2

Что делает человека человеком?

Человек. Индивид. Личность. Жизненные ценности и ориентиры. Становление личности.

Выявлять  отличия  человека  от  животных. Объяснять  человеческие  качества.  Различать биологические  и  природные  качества  человека. Характеризовать  и  конкретизировать  примерами  биологическое  и  социальное  в  человеке. Определять  своё  отношение  к  различным  качествам  человека.

Выявлять  связь  между  мышлением  и  речью.

Объяснять  понятие  «самореализация».

Определять  и  конкретизировать  примерами

сущностные  характеристики  деятельности.

Приводить  примеры  основных  видов  деятельности

3

Входная контрольная работа

Срез знаний за курс 7 класса.

Проверить знания  за курс 8  класса.

4

Человек, общество, природа. Общество как форма жизнедеятельности людей.

Взаимодействие человека и природы. Влияние человека на природу. Что мы называем обществом. Основные сферы жизни общества. Ступени развития общества.

Раскрывать  смысл  понятия  «ноосфера».

Оценивать  утверждение  о  связи  природы  и

общества  и  

аргументировать  свою  оценку.

Характеризовать  возможности  человеческого  разума.

Раскрывать  значение  моральных  норм.

Конкретизировать  на  примерах  влияние

природных  условий  на  людей.

Анализировать  и  оценивать  текст  с  заданных  позиций.

Анализировать  факты  и  обосновывать  сделанные  выводыВыделять  существенные  признаки  общества.

Называть  сферы  общественной  жизни  и  характерные  для  них  социальные  явления.

Показывать  на  конкретных  примерах  взаимосвязь  основных  сфер  общественной  жизни

5

Развитие общества.

Изменчивость и стабильность. Реформы и реформаторы. Развитие человечества в XXIвеке. Глобальные проблемы современности.

Выявлять  изменения  социальной  структуры,  связанные с переходом в постиндустриальное общество.

Анализировать  факты  социальной  действительности, связанные с изменением структуры общества.

Раскрывать  смысл  понятия  «общественный

прогресс».

Приводить  примеры  прогрессивных  и  регрессивных  изменений  в  обществе.

Характеризовать  и  конкретизировать  фактами  социальной  жизни  перемены,  происходящие  в

современном  обществе.

Использовать элементы причинно-следственного  анализа  при  характеристике  глобальных  проблем.

6

Как стать личностью.

Личность. Социализация личности. Общество как форма жизнедеятельности людей. Развитие общества. Движущие силы общественного развития.

Раскрывать  на  конкретных  примерах  смысл

понятия «индивидуальность».

Использовать  элементы  причинно-следственного  анализа  при  характеристике  социальных  параметров  личности.

Выявлять  и  сравнивать  признаки,  характеризующие  человека  как  индивида,  индивидуальность  и  личность.

Описывать  агенты  социализации,  оказывающие  влияние  на  личность.

Исследовать  несложные  практические  ситуации,  в  которых  проявляются  различные  качества

личности,  её  мировоззрение,  жизненные  ценности  и  ориентиры

7

Повторительно-обобщающий урок в форме защиты проектных работ по теме «Личность и общество»

Личность. Социализация личности. Общество как форма жизнедеятельности людей. Развитие общества. Движущие силы общественного развития.

Проектная работа. Формировать навыки индивидуальной поисково-эвристической деятельности и навыки работы в группе. Систематизировать  знания.

Устанавливать причины актуальности тех или

иных  вопросов.

Сфера духовной культуры. (8 ч.)

8

Сфера духовной жизни.

Духовная сфера общества. Культура личности и общества. Тенденции развития культуры в современной России.

Определять  сущностные  характеристики  понятия  «культура».

Различать  и  описывать  явления  духовной

культуры.

Находить  и  извлекать  социальную  информацию  о  достижениях  и  проблемах  культуры  из

адаптированных  источников.

Характеризовать  духовные  ценности  российского  народа.

Выражать  своё  отношение  к  тенденциям  в

культурном  развитии.

9

Мораль.  

Мораль, нравственность. Основные ценности и нормы морали. Добро и зло.

Объяснять  роль  морали  в  жизни  общества.

Характеризовать  основные  принципы  морали.

Характеризовать  моральную  сторону  различных  социальных  ситуаций.

Использовать  элементы  причинно-следственного  анализа  для  объяснения  влияния

моральных  устоев  на  развитие  общества  и  человека

10

Долг и совесть.

Что такое долг. Долг общественный и долг моральный. Совесть. Совесть как требование своих постыдных поступков (Демокрит).

Осуществлять  рефлексию  своих  нравственных  ценностей

11

Моральный выбор- это ответственность.

Моральный выбор. Свобода - это ответственность. Моральные знания и практическое поведение личности. Основные принципы и формы морали.

Приводить  примеры  морального  выбора.

Давать  нравственные  оценки  собственным

поступкам,  поведению  других  людей

12

Образование

Приоритетность образования. Возрастающая значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования.

Оценивать  значение  образования  в  информационном  обществе.

Извлекать информацию о тенденциях в развитии  образования  из  различных  источников.

Характеризовать  с  опорой  на  примеры  современную  образовательную  политику  РФ.

Обосновывать  своё  отношение  к  непрерывному  образованию

13

Наука в современном обществе.

Что такое наука? Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли современной науки. Наука – двигатель прогресса

Характеризовать  науку  как  особую  систему  знаний.

Объяснять  возрастание  роли  науки  в  современном  обществе

14

Религия как одна из форм культуры

Особенности религиозной веры. Роль религии в жизни общества. Религиозные организации и объединения. Свобода совести. Свобода вероисповедания.

Проектная работа. Определять  сущностные  характеристики  религии  и  её  роль  в  культурной  жизни.

Объяснять  сущность  и  значение  веротерпимости.

Раскрывать  сущность  свободы  совести.  Оценивать  своё  отношение  к  религии  и  атеизму

15

Повторительно-обобщающий урок в форме защиты проектных работ по теме «Сфера духовной культуры».

Сфера духовной культуры. Мораль, долг, совесть. Моральный выбор. Образование. Наука в современном обществе. Религия.

Проектная работа. Систематизировать  наиболее  часто  задаваемые  вопросы.

Устанавливать причины актуальности тех или

иных  вопросов.

Уметь  применять  нравственные  нормы  к  анализу  и  оценке  приводимых в качестве примеров социальных  ситуаций.  Выделять

нравственный  аспект  поведения.

Соотносить  поступки  и  события  с  принятыми  этическими  принципами.  Уметь  строить  устное  речевое  высказывание,  слушать, выступать   и  вступать  в диалог,  участвовать  в  коллективном  обсуждении

Социальная сфера. (5 ч.)

16

Социальная структура общества

Социальная структура общества. Социальная мобильность. Многообразие социальных групп. Социальные конфликты и пути их разрешения.

Выявлять  и  различать  разные  социальные

общности  и  группы.

Раскрывать  причины  социального  неравенства.

Приводить  примеры  различных  видов  социальной  мобильности.

Характеризовать  причины  социальных  конфликтов,  используя  межпредметные  связи,  материалы  СМИ;  показывать  пути  их  разрешения.

Находить  и  извлекать  социальную  информацию  о  структуре  общества  и  направлениях  её

изменения  из  адаптированных  источников  различного  типа

17

Социальные статусы  и  роли

Социальная позиция человека в обществе. В поисках себя. Вопрос «отцы и дети».

Называть  позиции,  определяющие  статус

личности.

Различать  предписанный  и  достигаемый  статусы.

Раскрывать  и  иллюстрировать  примерами

ролевой  репертуар  личности.

Объяснять  причины  ролевых  различий  по гендерному  признаку,  показывать  их  проявление

в  различных  социальных  ситуациях.

Описывать  основные  социальные  роли  старших  подростков.

Характеризовать  межпоколенческие  отношения  в  современном  обществе.  Выражать  собственное  отношение  к  проблеме  нарастания  разрыва  между  поколениями

18

Нации и межнациональные отношения

Межнациональные отношения. Отношение к истории и традициям народа. Межнациональные отношения в современном обществе.

Знать  и  правильно  использовать  в  предлагаемом  контексте  понятия  «этнос»,  «нация»,  «национальность».

Конкретизировать  примерами  из  прошлого

и  современности  значение  общего  исторического

прошлого,  традиций  в  сплочении  народа.

Характеризовать  противоречивость  межнациональных  отношений  в  современном  мире.

Объяснять  причины  возникновения  межнациональных  конфликтов  и  характеризовать  возможные  пути  их  разрешения

19

Отклоняющееся поведение.

Отклоняющееся поведение. Алкоголизм и наркомания

Объяснять  причины  отклоняющегося  поведения.

Оценивать  опасные  последствия  наркомании

и  алкоголизма  для  человека  и  общества.

Оценивать  социальное  значение  здорового

образа  жизни

20

Повторительно - обобщающий урок в форме защиты проектов по теме «Социальная сфера».

Социальная структура общества. Социальные статусы и роли. Нации и межнациональные отношения. Отклоняющееся поведение.

Проектная работа. Систематизировать  наиболее  часто  задаваемые  вопросы.

Устанавливать причины актуальности тех или

иных  вопросов

Уметь  строить  устное  речевое  высказывание,  слушать, выступать   и  вступать  в диалог,  участвовать  в  коллективном  обсуждении.

Экономика (13 ч.)

21

Экономика и ее роль в жизни общества.

Потребности и ресурсы. Свободные и экономиче6ские блага. Экономический выбор и альтернативная стоимость.

Раскрывать  роль  экономики  в  жизни  общества.

Объяснять  проблему  ограниченности  экономических  ресурсов.

Различать  свободные  и  экономические  блага.

Приводить  примеры  принятия  решения  на

основе  экономического  выбора

22

Главные вопросы экономики.

Нужно ли регулировать производство. Экономическая система и ее функции. Типы экономических систем.

Описывать  и  иллюстрировать  примерами

решения  основных  вопросов  участниками  экономики.

Различать  и  сопоставлять  основные  типы

экономических  систем.

Характеризовать  способы  координации  хозяйственной  жизни  в  различных  экономических системах

23

Собственность.

Имущественные отношения. Собственность. Формы собственности. Защита прав собственности. Закон на страже права собственности.

Объяснять  смысл  понятия  «собственность».

Характеризовать  и  конкретизировать  при-

мерами  формы  собственности.

Называть  основания  для  приобретения  права

собственности.

Анализировать  несложные  практические  ситуации,  связанные  с  реализацией  и  защитой  прав собственности

24

Рыночная экономика.

Рынок и условия его функционирования. Спрос и предложение на рынке. Рыночное равновесие.

Характеризовать  рыночное  хозяйство  как

один  из  способов  организации  экономической

жизни.

Характеризовать  условия  функционирования

рыночной  экономической  системы.

Описывать  действие  рыночного  механизма

формирования  цен  на  товары  и  услуги.

Формулировать  собственное  мнение  о  роли

рыночного  механизма  регулирования  экономики

в  жизни  общества

25

Производство- основа экономики.

Главный источник экономических благ. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализации. Производительность труда.

Объяснять  решающую  роль  производства  как

источника  экономических  благ.

Различать  товары  и  услуги  как  результат  производства.

Называть  и  иллюстрировать  примерами

факторы  производства.

Находить  и  извлекать  социальную  информацию  о  производстве  из  адаптированных  источников.

Исследовать  несложные  практические  ситуации, связанные с использованием различных способов  повышения  эффективности  производства

26

Предпринимательская деятельность.

Роль предпринимательства в экономике. Цели фирмы и ее организационно- правовые формы. Индивидуальное частное предпринимательство. Малое предпринимательство.

Описывать  социально-экономическую  роль  и

функции  предпринимательства.

Сравнивать  различные  организационно-правовые  формы  предпринимательской  деятельности.

Объяснять  преимущества  и  недостатки  малого  бизнеса.

Выражать  собственное  отношение  к  проблеме  соблюдения  морально-этических  норм  в  предпринимательстве.

Оценивать  возможности  своего  участия  в

предпринимательской  деятельности

27

Роль государства в экономике.

Роль предпринимательства в экономике. Цели фирмы и ее организационно- правовые формы. Индивидуальное частное предпринимательство. Малое предпринимательство.

Характеризовать  экономические  функции  государства.

Описывать  различные  формы  вмешательства

государства  в  рыночные  отношения.

Различать  прямые  и  косвенные  налоги.

Раскрывать  смысл  понятия  «государственный

бюджет».

Приводить  примеры  государственной  политики  регулирования  доходов  и  расходов

28

Распределение доходов.

Доходы граждан и прожиточный минимум. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.

Называть основные источники доходов граждан.

Раскрывать  причины  неравенства  доходов

населения.

Объяснять  необходимость  перераспределения

доходов.

Иллюстрировать  примерами  государственные

меры  социальной  поддержки  населения

29

Потребление.

Семейное потребление. Страхование. Экономические основы прав потребителей.

Описывать  закономерность  изменения  потребительских  расходов  семьи  в  зависимости  от

доходов.

Характеризовать  виды  страховых  услуг,  предоставляемых  гражданам.

Раскрывать  на  примерах  меры  защиты  прав потребителей

30

Инфляция и семейная экономика.

Семейный бюджет. Номинальные и реальные доходы. Формы сбережения граждан. Банковские услуги.

Бюджет государства и семьи.

Проектная работа. Различать  номинальные  и  реальные  доходы

граждан.

Показывать  влияние  инфляции  на  реальные

доходы  и  уровень  жизни  населения.

Называть  и  иллюстрировать собственными примерами

формы  сбережений  граждан.

Объяснять  связь  семейной  экономики  с  инфляционными  процессами  в  стране.

Оценивать  способы  использования  сбережений  своей  семьи  с  точки  зрения  экономической

рациональности.

Характеризовать  роль  банков  в  сохранении  и

приумножении  доходов  населения. Анализировать  несложные  практические  ситуации,  связанные  с собственной семейной практикой.

31

Безработица, ее причины и последствия.

Что такое безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Характеризовать  безработицу  как  закономерное  явление  рыночной  экономики.

Называть и описывать причины безработицы.

Различать  экономические  и  социальные  по-

следствия  безработицы.

Объяснять  роль  государства  в  обеспечении

занятости.

Оценивать собственные возможности на рынке  труда

32

Мировое хозяйство и международная торговля.

Мировое хозяйство. Внешняя торговля. Внешнеторговая политика Обменные курсы валют.

Описывать  реальные  связи  между  участниками  международных  экономических  отношений.

Характеризовать  причины  формирования

мирового  хозяйства.

Характеризовать  влияние  международной

торговли  на  развитие  мирового  хозяйства.

Объяснять  и  конкретизировать  примерами

направления  внешнеторговой  политики  государства.

Раскрывать  смысл  понятия  «обменный  валютный  курс»

33

Повторительно - обобщающий урок в форме защиты проектов по теме «Экономика»

Роль экономической деятельности в жизни общества. Рыночная экономика. Функционирование экономических систем. Собственность. Безработица.

Проектная работа. Систематизировать  наиболее  часто  задаваемые  вопросы.

Устанавливать причины актуальности тех или

иных  вопросов

Уметь  строить  устное  речевое  высказывание,  слушать, выступать   и  вступать  в диалог,  участвовать  в  коллективном  обсуждении.

34

Итоговое повторение по курсу в форме защиты проектов(1 ч.)

Проектная работа. Уметь  строить  устное  речевое  высказывание,  слушать, выступать   и  вступать  в диалог,  участвовать  в  коллективном  обсуждении.

Провести  диагностику  результатов  обучения в  8  классе. Подвести  итоги  учебной  работы  за  год. Наметить  перспективы  обучения  в  9  классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...