Разработка урока по курсу "Обществознание" 8 класс Тема "Моральный выбор- это ответственность"
методическая разработка по обществознанию (8 класс)

Рыбченко Ольга Александровна

Урок по курсу "Обществознание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moralnyy_vybor_eto_otvetstvennost.docx42.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ситьковская основная школа»

Разработка урока по курсу «Обществознание» 8 класс.

Тема: «Моральный выбор – это ответственность»

                                                                

 Выполнила: Рыбченко Ольга Александровна

                                                                                                                                                         учитель обществознания

 

 

Технологическая карта урока

ФИО

Рыбченко Ольга Александровна

Место работы

МБОУ «Ситьковская основная школа»

Должность

Учитель истории и  обществознания

Предмет

Обществознание

Класс

8

Автор УМК

Боголюбов Л.Н. и др.  Обществознание Учебник. 8 класс. М.: 2018.

Тема урока

Моральный выбор – это ответственность

Тип урока

Урок  изучения  нового  материала

Цели урока

Создать условия для формирования понятий о моральном выборе и ответственности за свой выбор. Способствовать формированию умения анализировать жизненные ситуации, выстраивая алгоритм рассуждения на основе понятий обществоведческого курса моральный выбор, свобода, ответственность

Задачи урока

Образовательные:

Показать связь между свободно выбранным поступком и ответственностью за сделанный выбор.

 Подвести к пониманию, что только наличие ответственности делает выбор деяния нравственным.

Развивающие:

Продолжить работу по развитию умений  работать в группе, аргументировать свои суждения, применять полученные теоретические знания для определения социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях.

Помочь осознать, кто может считаться личностью.

Воспитательные:

Воспитание мотивов самосовершенствования

Дать возможность задуматься, что значит быть человеком и стать человеком.

Необходимое оборудование и материалы

Интерактивное оборудование, видео "Новости" - канал НТВ"(выпуск новостей, рассказ о российском офицере А.Прохоренко, погибшем в Сирии),  карточки с раздаточными материалами

СОТ, используемые на уроке:

- проблемное обучение и эвристическая беседа

- анализ визуального и аудио материала

- работа с понятиями, с текстом учебника

- информационно-коммуникационные технологии

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Иметь представление о понятиях: «моральный выбор», «свобода» и «ответственность»; наполнить конкретным содержанием тезис о том, что моральный выбор - это ответственность.

В результате работы с текстовым материалом прийти к выводу, что свобода – это не вседозволенность, а возможность

выбора.

Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях. Формирование готовности к саморазвитию.

Умение планировать свою деятельность.

Проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности.

 Научатся: определять, в чем выражается свобода выбора, как связаны свобода и ответственность,  анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку  зрения.

Получат возможность научиться:  формулировать познавательные цели, развивать этические  чувства (стыда, вины, совести), осуществлять поиск нужной информации, выделять   главное.  

Основные понятия

Моральный выбор – это нравственный конфликт в самом человеке.  

Свобода – уникальное духовное качество человека, заключающееся в возможности самостоятельно избирать направление своей жизни, поступков, деятельности.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

История, литература

Фронтальная, парная, групповая

Учебник под ред. Боголюбова,  раздаточный материал, Интернет-ресурсы

Домашнее задание:

§ 9, «Проверь себя» с.77 .  Эссе на тему: Качества, присущие ответственному человеку

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационный этап.

Приветствие учащихся.

Приветствие учителя, друг друга.

Личностные УУД: Проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности.

2. Проверка домашнего задания.

Опрос по методу "тонкие" и "толстые" вопросы:

Что такое долг?

Какие стороны долга вы знаете?

Каково происхождение слова «совесть»?

Что значит «иметь совесть»?

Почему совесть хранит и оберегает общечеловеческие ценности?

Что побуждает людей совершать подвиги, идти в бой за Родину, жертвовать жизнью?

Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свои позиции.

Познавательные УУД:  закрепление и углубление знаний полученных на прошлом уроке.

Коммуникативные УУД: умение точно и полно выражать свое мнение.

Регулятивные УУД: умение оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку других.

3. Актуализация знаний.

 Постановка целей и задач.

Мотивация учебной деятельности учащихся

Видео "Новости" - канал НТВ"

         Особенностью моральных норм является то, что они дают образец правильного поведения. Однако нет оснований утверждать, что человек всегда  ведет себя правильно. Он может быть великодушным, добрым, честным, милосердным, благородным. но он способен и на подлость, ложь, жестокость, ненависть. Почему один человек руководствуется в жизни идеалами, поступает по совести, а другой стремится к своей цели, "идя по головам"? Почему мы поступаем так или иначе? Чем руководствуемся в своем выборе?

Существует ли связь между моральным выбором и ответственностью за совершенный поступок? И что же делает наш выбор нравственным деянием? (Просмотр видео)

Как вы думаете, о чем будет разговор? Попробуйте сформулировать тему нашего урока  и  его главную цель.

Предлагают различные пути решения поставленной проблемы.

Определяют и записывают тему урока «Моральный выбор – это ответственность»

Ученик читает стихотворение Ю.Левитанского "Каждый выбирает для себя"

Личностные УУД:

сохранение мотивации к учебной деятельности, проявление интереса к новому материалу.

Познавательные УУД: актуализация своего жизненного опыта; выделение проблемы.

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника;

умение давать ответы на вопросы.

4. Изучение новой темы.

1-формулирование понятия свобода

2- понятие моральный выбор

3-работа в группах -разрешение ситуаций

1. Особенностью человека как живого существа является то, что он обладает свободой. Животные не свободны в своих действиях, ими руководит инстинкт. Стремление волка или льва убить другое животное заложено природой - иначе они не выживут.

     В человеке тоже многое заложено природой. Он, например, не может выбирать: дышать ему или не дышать. Однако он может выбирать, как ему поступить по отношению к другим людям.    

     Попробуем сформулировать понятие "свобода".Что же такое свобода?      

                   

2. С понятием свободы тесно связано понятие морального выбора. Ведь это выбор между различными способами поведения, между нормами, которым следует человек, между идеалами, к которым он стремится. В конечном счете это выбор между добром и злом.

      Возьмите задание №1 из конвертов, которые лежат у вас на столах. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.  (Приложение №1)

Мы часто сталкиваемся в жизни с проблемой выбора. С некоторыми мы справляемся довольно легко. Однако, самые сложные вопросы мы решаем тогда, когда перед нами стоит проблема морального выбора. Вспомните повесть Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Проблема морального выбора  перевернула всю жизнь Андрия: он предал свою семью, товарищей-казаков, перешел на сторону врага из-за любви к польской панночке. Совсем другой выбор сделал герой произведения М Горького "Старуха Изергиль" Данко: ценой своей жизни он спасает людей, освещая своим сердцем, вырванном из груди, путь к свету, к жизни.

    Пользуясь текстом учебника, попробуйте раскрыть смысл понятия "моральный выбор" (стр. 72)

 3.Человеку свойственно стремление к свободе. Это естественное желание независимости, самостоятельности, готовности отвечать за свои поступки. но некоторые люди рассуждают так:"Зачем мне подчиняться правилам, которые придумали другие? Многие правила несовершенны. Не лучше ли просто не обращать на них внимание?" Но эти люди ошибаются. Безграничной свободы нет и не может быть. Полная свобода означает произвол в отношении другого. Свобода - это не вседозволенность. Именно человек делает свободный выбор, опираясь на моральные ценности. Делая выбор, человек как бы говорит - за свои поступки я отвечаю САМ. Свобода без ответственности - это слепой. бездушный выбор, связанный с равнодушием и самоуверенностью.

      Возьмите в конвертах задание №2 и разрешите ситуации . (Приложение №2) Работа в группах по 4 чел.

 Записывают его в рабочую тетрадь

Свобода-способность человека определять свое отношение с учетом законов природы и общества

 Моральный выбор – это нравственный конфликт в самом человеке, это внутренний выбор человека между моральным и аморальным.

Отвечают на поставленный вопрос

Дают ответ (человеку в его действиях дана свобода выбора – между добром и злом, моральным и аморальным.)

Читают, включаются в обсуждение ситуации.

Учащиеся отвечают на вопросы:

Нет, выбор присущ  только человеку. Именно человек делает свободный выбор опираясь на моральные ценности

Ученики:

На основе текста учебника формулируют определение данного понятия. Сверяют свое самостоятельно составленное определение с определением из словаря и  записывают его в тетрадь.

Познавательные УУД: выделение нужной информации из текста;

Познавательные УУД:

актуализация своего жизненного опыта; выделение проблемы.

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника;

Познавательные УУД: умение ставить и решать

Личностные УУД:

принятие социальной роли обучающегося.

Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Формирование готовности к саморазвитию.

Коммуникативные УУД: умение договариваться и приходить к общему решению; умение работать в группе

5. Первичное осмысление и закрепление материала

Давайте вернемся к учебнику, стр.75 - 76. Прочитайте раздел "Моральные знания и практическое поведение личности". Составьте план "3 шага" к этому разделу и сделайте вывод "Как же можно обеспечить выполнение моральных норм?"

Итак, как бы ни стремились люди к свободе, они понимают, что абсолютной, безграничной свободы быть не может. Прежде всего потому, что полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. Также абсолютная свобода означала бы для человека ничем не ограниченный выбор, что поставило бы его в крайне трудное положение в принятии решения.

Итак, общие для всех правила и ограничения необходимы, чтобы корректировать, поправлять поведение людей в обществе. Человек общественный находится в сложных взаимоотношениях с другими людьми, обществом, государством. Он зависит от них, готов выполнять обязанности, нести ответственность.

Поэтому, ответственность – это гражданская необходимость отвечать за свои действия, поступки. Если гражданин совершил то, что запрещено законом, что наносит ущерб другим людям, он должен отвечать, нести ответственность.

Учащиеся составляют план:

Примерный ответ:

1 шаг -За нарушение моральных норм официального наказания не предусмотрено.

2 шаг -Моральные понятия "сострадание", "честь", "совесть", "долг" нельзя подогнать под правовые нормы

3 шаг -Мораль не зависит от имущественного положения или наличия власти

ВЫВОД: Гарантия соблюдения морали в каждом конкретном человеке заключается в его умении поступать морально

Ученики:

На основе текста учебника формулируют определение данного понятия. Сверяют свое самостоятельно составленное определение с определением из словаря и  записывают его в тетрадь

Ответственность - способность действовать сознательно, всегда понимать, как отзовутся твои действия на других, предвидеть возможные последствия каждого своего шага.

Познавательные УУД: умение привлекать жизненный опыт учащихся. Умение выделять нужную информацию из текста.

Коммуникативные УУД: умение договариваться и приходить к общему решению; умение работать в группе

Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность.

Познавательные УУД: умение выделять нужную информацию из текста.

Регулятивные УУД: умение формулировать свои мысли.

6. Рефлексия .Итоги урока.  Оценки за урок.

     А) Работая в парах, проанализируйте пословицы и поговорки. С какими моральными принципами согласуется выбранное вами предложение и почему? Чем отличается 2-ое предложение?    (Приложение №3)

      Б) Давайте подведем итоги нашей работы. Продолжите фразы:

       - Моральный выбор для меня - это...

       - На уроке я узнал, что ...

       - Для меня стало открытием, что...

Устные ответы учащихся

Практические УУД: умение применять свои знания.

Познавательные УУД:

  • умение структурировать знания
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач
  • установление  причинно-следственных связей
  • построение логической цепи рассуждений

Коммуникативное УУД: владение устной и письменной речью.

7. Домашнее задание

§ 9, «Проверь себя» с.77 .  Эссе на тему: Качества, присущие ответственному человеку

Записывают домашнее задание

Приложение 1

   Однажды во дворе многоэтажного дома 5летняя девочка подошла к незнакомому мужчине и заговорила с ним просто и естественно: "Здравствуйте, меня зовут Катя. А вас?" Мужчина ответил ей. "Хотите я вам расскажу одну ужасную историю? Жила-была красивая кукла, которую все любили. Но однажды во дворе на неё наступила тяжелая и злая нога. Кукла закричала от боли и потеряла сознание. когда она очнулась, то поняла, что стала калекой". Тут девочка вынула из-за спины сломанную куклу: "Вот она. Я вижу, что вы добрый, помогите ей, пожалуйста". Взрослый человек был очень занят и спешил, но он не смог огорчить этого маленького гения общения. Назавтра в условленный час они встретились. Глаза девочки, получившей вылеченную куклу, сияли от восторга: "Не могу ли  я чем-нибудь помочь вам?"

        1. Оцените поступок мужчины

        2. Был ли у него выбор? Какой?

        3. Труден ли был для мужчины этот выбор?

Приложение 2

Ситуация 1. Гуляя по парку с друзьями, мнением которых ты дорожишь, вы увидели портреты на аллее героев. Кто-то из друзей предложил подрисовать их краской из баллончика. Все согласились. Как поступишь ты?

Задания: 1-Прочитайте текст, определите проблему выбора

                 2-Определите варианты решения проблемы с точки зрения свободы

                     ответственности

                 3-К какому решению, взвесив все "за" и "против", вы пришли?

                 4-Помните, что вы делаете моральный выбор!

                 5-Определите, кто будет выступать от вашей группы

Ситуация 2. На уроке во время объяснения учителя один учеников вашего класса взорвал петарду, чтобы сорвать урок. Учитель попросил сознаться виновного в содеянном проступке. Ты знаешь, кто это сделал, но боишься за последствия. Как поступить в такой ситуации?

Задания: 1-Прочитайте текст, определите проблему выбора

                 2-Определите варианты решения проблемы с точки зрения свободы

                     ответственности

                 3-К какому решению, взвесив все "за" и "против", вы пришли?

                 4-Помните, что вы делаете моральный выбор!

                 5-Определите, кто будет выступать от вашей группы

Ситуация 3. На туристическом слете в команде вашего класса один из участников повредил ногу. Руководитель в качестве замены назначил именно тебя. Но впереди препятствие "бревно над пропастью", а ты боишься высоты. Как поступить в этой ситуации?

Задания: 1-Прочитайте текст, определите проблему выбора

                 2-Определите варианты решения проблемы с точки зрения свободы

                     ответственности

                 3-К какому решению, взвесив все "за" и "против", вы пришли?

                 4-Помните, что вы делаете моральный выбор!

                 5-Определите, кто будет выступать от вашей группы

Ситуация 4.   В выходной день ваш класс собирается в поездку на концерт любимой группы. Оплачены билеты, заказан транспорт. Но накануне ты узнаешь, что у родителей изменен график работы и тебе нужно остаться с престарелой больной бабушкой. Как поступить?

Задания: 1-Прочитайте текст, определите проблему выбора

                 2-Определите варианты решения проблемы с точки зрения свободы

                     ответственности

                 3-К какому решению, взвесив все "за" и "против", вы пришли?

                 4-Помните, что вы делаете моральный выбор!

                 5-Определите, кто будет выступать от вашей группы

Приложение 3

С какими моральными принципами согласуется выбранное вами предложение? Чем отличается второе предложение?

= Не делай добра - не получишь зла. Доброе дело бумерангом вернется

= Копейка рубль бережет. На то и деньги, чтобы их тратить.

= Делу время, а потехе час. Работа не волк. в лес не убежит.

= Спасибо в карман не положишь. Доброму делу- добрая память.

Продолжите фразы:

        Моральный выбор для меня - это ...

        На уроке я узнал, что ...

        Для меня стало открытием, что ...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...

Разработка урока по обществознанию : "Что такое выборы?" 9 класс

Данная разработка  предназначена для проведения урока по обществознанию для  9 класса в форме дискуссионного клуба. Разработка предполагает создать условия на уроке  , при которых учени...

Разработка урока в 9 классе "Правонарушение и виды юридической ответственности"

Материал по разделу "Право" о понятии, признаках, видах правонарушений и юридической отвественности...