Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5-6 классах "В гостях у богини Клио"
рабочая программа по обществознанию (5 класс)
Цель программы: создание условий для интеллектуального развития ребёнка и формирование его коммуникативных и социальных навыков через проектную и игровую деятельность, развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качаеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
внеурочная деятельность | 74.63 КБ |
внеурочная деятелбность по обществознанию | 45.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ситьковская основная школа»
Рабочая программа внеурочной деятельности по истории в 5-6 классах
«В ГОСТЯХ У БОГИНИ КЛИО»
Составила учитель истории и обществознания МБОУ «Ситьковская основная школа»
Рыбченко Ольга Александровна
Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи
(Пестолоцци)
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСТОРИИ 5 КЛАСС
«В ГОСТЯХ У БОГИНИ КЛИО»
Наименование программы | Программа внеурочной деятельности по истории 5 класс «В ГОСТЯХ У БОГИНИ КЛИО» | ||
Разработчик программы | Рыбченко Ольга Александровна учитель истории и обществознания | ||
Актуальность программы | За последнее десятилетие в обществе произошли коренные перемены, которые повлияли на все сферы жизни. Обозначился запрос на личность активную, творчески мыслящую, обладающую высоким духовным потенциалом, способную уходить своей деятельностью от стереотипов, умеющую преобразовывать действительность, адаптироваться в изменяющихся условиях, что определяет цель современной системы образования - интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией. Одно из главных направлений педагогики сегодня – это формирование активного, творческого ученика, гражданина своей страны. Вследствие чего определяются проблема в школьном историческом образовании найти такие формы, где царит деловая творческая обстановка, желание школьников бьет ключом, где они охотно вступают в диалог с учителем, друг с другом, где им интересно ощущать себя в роли той или иной исторической личности. Одним из путей, способных решить назревшие проблемы исторического образования является повышение познавательной активности учащихся, формирование у них универсальных учебных действий через организацию внеурочной деятельности учащихся по истории, которая позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительных знаниях по истории и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания истории и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал. | ||
Новизна программы | Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и профессий выдвигают новые требования к подготовке выпускников школы. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное, познавательное развитие учащихся. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий» (УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Особенностью данной программы является направленность на формирование универсальных учебных действий у учащихся, которые определены и прописаны в календарно-тематическом плане программы. | ||
Потенициал программы | Мотивирующий |
| |
Развивающий |
| ||
Здоровьесберегающий |
| ||
Цель и задачи программы | Цель – создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность; развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии; знакомство с элементами научного исторического исследования. Задачи:
| ||
Основные индикативные показатели программы | Мотивационно – целевой |
| |
Когнитивный |
| ||
Деятельностно- практический |
| ||
Эмоционально- волевой |
| ||
Ожидаемые результаты |
| ||
Основные исполнители программы | Учитель истории и обществознания, учащиеся 5-6 классов, родители, классные руководители 5 и 6 классов, работники СДК, библиотекарь школьной, поселковой библиотек. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа внеурочной деятельности по истории разработана на основе:
- Федерального государственного стандарта основного общего образования (2010 год);
- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- Фундаментального ядра содержания общего образования;
- Примерной программы основного общего образования по истории
- программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности;
- идей и положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Положения о рабочей программе по внеурочной деятельности.
- Учебного плана МБОУ «Ситьковская основная школа».
Программа реализуется на основе и в тесной взаимосвязи с УМК: История Древнего мира: учебник для 5 класса. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2015
2. Адресность: программа рекомендована учащимся для развития интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей и рассчитана на учащихся 11-12 лет.
3. Актуальность:Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительных знаниях по истории и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания истории и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
4.Общая характеристика курса.
Программа «В ГОСТЯХ У БОГИНИ КЛИО» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленностьи представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 5-6 классов в рамках реализации ФГОС. Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у пятиклассников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет учащимся проявить себя, выявить свой творческий потенциал. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям учащихся 5 класса.Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими исторических процессов и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Содержание программы «В гостях у богини Клио» полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы школы. Создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету – основная задача учебно-воспитательного процесса школы. В школе обучение истории на ступени основного общего образования ведётся по программе - История Древнего мира: учебник для 5 класса. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2015 . Данная программа напрямую связана с урочной деятельностью. Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлён с учётом материала программы обязательного изучения истории, ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельного характера обучения в целом. Программа позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения истории, с воспитанием личности школьника и развитием его творческого потенциала.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО понимают образовательную деятельность, осуществляемую в формах отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
При отборе содержания и видов деятельности по каждому направлению внеурочной деятельности учитываются возрастные особенности и познавательные возможности учащихся, специфика курсов и необходимость достижения общих целей основного общего образования, интересы и потребности детей, пожелания родителей, опыт внеаудиторной и внеурочной деятельности педагогов
5. Цели и задачи внеурочной деятельности
Цель: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Задачи:
• обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе;
• создание условий в рамках возможностей образовательного учреждения) для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
• выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;
• развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
• развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества, расширение рамок общения с социумом.
Содержание программы внеурочной деятельности по истории нацелено на формирование на основе гуманитарных и демократических ценностей мировоззрения учащихся, способствует их самоидентификации и консолидации. Объективистский подход к освещению исторических событий дополняется знакомством с элементами историографического знания, основными научными методологическими подходами, взглядами и оценками. Тем самым создаются условия приобретения школьниками опыта формулирования самостоятельных оценочных суждений, необходимого для закрепления ценностного отношения к социальному опыту и культурному наследию человечества.
Стимулирование познавательного интереса к предмету достигается как включением в содержание занимательных фактов (например, из истории повседневной жизни людей), так и путем вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность, в ходе которой они не только получают возможности для самореализации, но и отрабатывают необходимые предметные и общеучебных умения. К ним, прежде всего относятся способности самостоятельно добывать и анализировать информацию, оценивать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, составлять и аргументировано отстаивать собственное мнение по проблемам исторического развития.
Особое внимание при организации внеурочной деятельности обращается на формирование необходимых в процессе изучения истории умений: речевых, хронологических, пространственно-географических и др.
- Контроль за усвоением знаний.
Контроль проводится в игровой форме (конкурсы, постановки, игры, решение кроссвордов и ребусов), посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии.
Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце реализации программы в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проекта.
- Описание места учебного курса внеурочной деятельности
Программа состоит из 17 часов, один раз в неделю во втором полугодии, рассчитана на учащихся 11-13 лет.
Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем (выбрать ту или иную игру, форму работы, дополнять практические занятия новыми приемами и т.д.).
- Личностные, предметные и метапредметные результаты
Личностными результатамивнеурочной деятельности по «Истории» являются:
- формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатамивнеурочной деятельности по «Истории» являются:
- умение самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;
- определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения задачи, собственные возможности её решения;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умениеорганизовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работатьиндивидуально и в группе;формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
Предметными результатамивнеурочной деятельности по «Истории» являются:
- усвоение системы исторических знаний, гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания;
- расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности;
- приобретение опыта историко-культурного и цивилизационного подхода к оценке различных явлений;
- освоение приемов установления причинно-следственных связей;
- умения объяснять разнообразие современного мира: свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Древнего мира. 6)умения рассматривать общественные процессы в развитии;
- предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Конфуций, Александр Македонский и др.), так и представителей различных общественных слоев первобытных и древних обществ.
- выделять вклад в общечеловеческие нравственные ценности религиозных учений, возникших в эпоху Древнего мира: буддизма, конфуцианства, религии древних евреев, христианства. При оценке таких явлений, как порядки древних обществ, завоевания ассирийцев и римлян, набеги варваров, гражданские войны, учения Будды, Иисуса Христа и других, выявлять гуманистические нравственные ценности;
- давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей родины (Греко-персидские войны, войны Рима), установлению тех или иных порядков (законы древневосточных царей, законы греческих полисов, Римской республики и Римской империи);
- определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Первобытного и Древнего мира (разноплеменники, рабы и свободные, цивилизованные жители и варвары, империя и подвластные народы и т.д.).
Результаты обучения и освоения содержания курса программы внеурочной деятельности по истории «В гостях у богини Клио»:
- сформированы когнитивные и коммуникативные компетенции через организацию познавательной деятельности в группах и индивидуально, а также через творческую деятельность;
- осознавать свою идентичность как гражданина демократического государства;
- понимать культурное многообразия мира, проявляют уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
- Владеть умениями работать с учебной и внешкольной информацией;
- сформирована способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах;
- сформирована готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- понимать на слух речь учителя, одноклассников;
- понимать смысл адаптированного текста;
- уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;
- расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника, участвовать в элементарном этикетном диалоге;
- инсценировать исторические сюжеты;
- передавать историческую информацию в виде художественных образов;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности:
- приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях;
- получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура);
- получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:
- толерантное отношение к истории других стран;
- познавательная, творческая, общественная активность;
- самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);
- умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
- коммуникабельность;
- уважение к себе и другим;
- личная и взаимная ответственность;
- готовность действия в нестандартных ситуациях;
- творчество.
- Содержание программы внеурочной деятельности
Введение (3 часа) Что изучает история. Что изучает наука история. Исторические факты и события. Причины и следствия.Источники знаний о прошлом.Источники устные, письменные, вещественные. О чем говорят пословицы, песни, сказания. (Архивы и библиотеки.Музеи.) Деятельность археологов, этнография. Как в географических названиях отражается история. История в названиях городов и улиц.Историческая карта.Как «читать» историческую карту.Время.Методы современного летосчисления. Особенности измерения времени у разных народов древности.Человек в истории.Происхождение фамилий. Моя родословная. Мое имя.Как работать с историческими источниками.
Первобытное общество (1 час). Гипотезы о происхождении человека. Облик древнейших людей. Овладение огнем. Орудия труда и занятия древнейших людей. Долгий путь к «человеку разумному». Зарождение искусства и религиозных верований.
Древний Восток (3 часа). Древний Египет. Секреты пирамид. Западная Азия.Природные условия и население Двуречья (Южной Месопотамии). Вавилонское царство.Город Вавилон. Традиции и обычаи. Боги и храмы Древней Месопотамии. Превращение Ассирии в могущественную военную державу. Библиотека Ашшурбанапала. Финикия. Изобретения финикийцев.Индия и Китай в древности. Древняя Индия.Местоположение и природа.Занятия, нравы и обычаи народов Древней Индии. Религиозные верования. Города и жилища. Древний Китай.Изобретения и открытия древних китайцев.
Древняя Греция (6 часов)
Древнейшая Греция. Природа и население Древней Греции. Крит и Микены- древнейшие города Греции.Археологические раскопки на Крите. Держава царя Миноса. Особенности организации жизни на Крите. Микенское царство. Микены и Троя: правда или вымысел. «Илиада» и «Одиссея» Гомера как памятники истории и литературы. Государства - полисы Древней Греции. Афины и Спарта - два пути развития греческой государственности. Законы Драконта. Борьба демоса и аристократов. Реформы Солона и их значение в жизни Афин. Рождение афинской демократии. Греческие тираны. Возникновение Спартанского государства, его социальная организация.Законы Ликурга. Образ жизни Спартанцев. Илоты. Спартанский воин. Олимпийские игры в жизни древних греков. Развитие научных знаний.Древнегреческие мыслители. Образование. Древнегреческий театр.Трагедии и комедии. Эсхил, Еврипид, Софокл, Аристофан Памятники греческого искусства. Завоевания Александра Македонского и их последствия.
Древний Рим (4 часа)
Ранний Рим.Легенда об основании Рима.Рождение республики.Патриции и плебеи, борьба между ними. Народные трибуны. Победы плебеев. Законы 12 таблиц. Расцвет Римской республики.Государственное устройство Римской республики. Народное собрание. Сенат. Консулы. Должностные лица.Армия Древнего Рима.Римский воин и его вооружение. Организация римской армии и военное искусство римлян. Триумфальные шествия.Кризис и падение Римской республики.Рабство в Риме. Источники рабства. Роль рабства в хозяйственной жизни Рима. Рабы и свободные. Гладиаторы. Восстание Спартака.Гражданские войны в Римской республике. Гай Юлий Цезарь: путь к вершине власти. Диктатура Цезаря. Гибель Цезаря.Борьба за власть после смерти Цезаря.Гибель республики. Октавиан Август. Марк Антоний. Установление Римской империи. Реформы Октавиана Августа. Завоевательные походы.Римская империя (30г.до н.э.-476г.н.э.)Наследники Октавиана Августа. Нерон: «актёр на троне». «Золотой век» Римской империи. Императоры Траян, Марк Аврелий. Хозяйственная жизнь в Римской империи. Кризис империи.Культура Римской империи. Архитектура и скульптура. Строительное искусство. Римские поэты, писатели, историки. Ораторское искусство. Римское право. Рим эпохи империи.
- Основные формы организации учебных занятий:Внеурочная деятельность по истории основана на трёх формах:индивидуальная, групповая и фронтальная работа. Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие это практическая часть по уже изученной на уроках теме. Практическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектно-исследовательской, литературно-художественной, изобразительной и других видов деятельности.
С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами.С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.
Занятия рекомендуется проводить не только в учебном кабинете, но и в спортивном зале, кабинетах изобразительного искусства и технологии, в актовом зале, в библиотеке (в зависимости от вида деятельности на занятии).
- Основные виды учебной деятельности:
Визуализация (рисунок, лепка из пластилина, изготовление макетов и моделей, виртуальные экскурсии) помогает воплотить образы, полученные с помощью чтения и аудирования, в рисунок, модель, макет. Ученик получает навыки трансформации одного вида информации в другой. Кроме того, формируется художественный вкус, ученик получает возможность реализовать свой творческий потенциал.
Драматизация во внеурочной деятельностивыступает в качестве эффективного средства повышения мотивации к изучению истории Древнего мира. Именно драматизация помогает детям «окунуться в эпоху», почувствовать ее особенности. Данный вид деятельности поможет преодолеть трудности в понимании учеником исторического материала.
Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.) На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.
Интеллектуальная игра помогает применить полученные теоретические знания по истории Древнего мира на практике. Развивает логическое и образное мышление, память, умение находить нестандартные решения. Игра помогает школьнику ориентироваться в стрессовых ситуациях, учит взаимопомощи и развивает командный дух.
Анализ источников по теме дает основы для научного исследования, такие знания и умения пригодятся для школьника при любой научной работе.
Решение проблемных заданий позволяет формировать умение находить нестандартные решения, активизировать познавательную деятельность.
Проектная и исследовательская деятельность позволяет активизировать личный опыт, внимание, мышление, речь, наблюдательность учащихся; сочетать активизацию мыслительных процессов и практическую деятельность; помогает школьнику овладеть новыми способами получения знаний, расширить содержательную сторону предмета; повысить уровень познавательного интереса, познавательной самостоятельности, потребность познавательной творческой деятельности.
Календарно-тематический план программы
внеурочной деятельности по истории 6 классах «В гостях у богини Клио»
Название тем и уроков | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | ||
Введение в историю | |||||
Введение. «Богиня «Клио» и ее помощники». | 3 часа | ||||
Первобытное общество (1 час) | |||||
«Охотники на мамонтов» | |||||
Древний Восток (3 часа) | |||||
Древний Египет. Секреты пирамид. | 1 | ||||
О чем рассказали глиняные таблички. | 1 | ||||
Страна сказочных богатств. Древняя культура Китая | 1 | ||||
Древняя Греция (6 часов) | |||||
О чем рассказали поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» | 2 | ||||
«Афины и Спарта» | 2 | ||||
«Что оставила Древняя Греция в наследство человечеству» | 1 | ||||
«По следам Александра Македонского» | 1 | ||||
Древний Рим (4 часа) | |||||
«Капитолийская волчица». Рождение Римской республики | 1 | ||||
«Личность в истории Римской империи» | 1 | ||||
Интеллектуальная игра «Достижения Древнего Рима». | 1 | ||||
«Лавровый венок». Олимпиада «Знатоки истории Древнего мира»; | 1 |
Приложение 1
Календарно-тематический план программы внеурочной деятельности по истории 5 -6 класс «В гостях у богини Клио»
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Виды деятельности | Универсальные учебные действия | ||
Введение в историю (3 часа) | ||||||
1-3 | Введение. «Богиня «Клио» и ее помощники». | 3 | Составление схемы «Главные вопросы историка»; Подготовка докладов «Вспомогательные исторические дисциплины»; Составление словаря «Вспомогательные исторические дисциплины»; Интеллектуально-исследовательская игра «Юный археолог»; Решение познавательных задач «Историческая хронология»; Проекты «История в названиях городов и улиц», «Древние календари», «Происхождение фамилий», «Моя родословная», «Мое имя». | Личностные УУД Самоопределение (мотивация учения); Познавательные УУД Общеучебные универсальные действия: -поиск и выделение информации; -смысловое чтение. Логические универсальные действия: -анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); -подведение под понятие, выведение следствий; -построение логической цепи рассуждений; -доказательство; Действия постановки и решения проблем: -формулирование проблемы; Коммуникативные УУД Планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками). Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка. Регулятивные УУД Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). | ||
Первобытное общество (1 час) | ||||||
4 | «Охотники на мамонтов» | 1 | Доклады «Происхождение человека»; Виртуальная экскурсия «Первобытный мир»; Выполнение рисунков; Драматизация «Борьба за огонь», «Приключения доисторического мальчика»; Интеллектуальные игры; | Личностные УУД Самоопределение (мотивация учения); Познавательные УУД Общеучебные универсальные действия: -поиск и выделение информации; -смысловое чтение. Логические универсальные действия: -анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); -подведение под понятие, выведение следствий; -построение логической цепи рассуждений; -доказательство; Действия постановки и решения проблем: -формулирование проблемы; Коммуникативные УУД Планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками). Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка. Регулятивные УУД Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). | ||
Древний Восток (3 часа) | 1 | |||||
5 | Древний Египет. Секреты пирамид. | 1 | «Я археолог» - исследование экспозиций музея в Каире; Виртуальное путешествие в долину Гиза; Создание макета «Пирамида Хеопса» | Личностные УУД Самоопределение (мотивация учения). Смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?»). Нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей). Познавательные УУД Общеучебные универсальные действия: -самостоятельное выделение познавательной цели; -поиск и выделение информации; -знаково-символические действия (моделирование); -смысловое чтение. Логические универсальные действия: -анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); -выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; -подведение под понятие, выведение следствий; -установление причинно-следственных связей; -построение логической цепи рассуждений; -доказательство; -выдвижение гипотез и их обоснование. Действия постановки и решения проблем: -формулирование проблемы; -самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД Планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками). Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка. Регулятивные УУД Целеполагание(постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). Планирование(определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий). Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Оценка(выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию и к преодолению препятствий. | ||
6 | О чем рассказали глиняные таблички. | 1 | Виртуальная экскурсия «Страна двух рек»; Работа с источником «Кого и за что судили в Древнем Вавилоне»; Решение познавательных задач по теме «Западная Азия в древности»; Игра-путешествие «По следам финикийских мореплавателей»; Рисунки «В древнем Вавилоне». | |||
7 | Страна сказочных богатств. Древняя культура Китая | 1 | Решение проблемных задач «Индия – страна сказочных богатств» Информационно-творческий проект «Каким достижениями Китая вправе гордится ныне живущий китайский народ?» | |||
Древняя Греция (6 часов) | 1 | |||||
8-9 | О чем рассказали поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» | 2 | Изучение и анализ исторических источников «Илиады», «Одиссеи»; Подготовка реквизитов для инсценировки поэм «Илиада и Одиссея» Инсценировка отрывков из поэм Гомера. | Личностные УУД Самоопределение (мотивация учения). Познавательные УУД Общеучебные универсальные действия: -самостоятельное выделение познавательной цели; -поиск и выделение информации; -знаково-символические действия (моделирование); -смысловое чтение. Логические универсальные действия: -анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); -выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; -подведение под понятие, выведение следствий; -установление причинно-следственных связей; -построение логической цепи рассуждений; -доказательство; -выдвижение гипотез и их обоснование. Действия постановки и решения проблем: -формулирование проблемы; -самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД Планирование(определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками). Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка. Регулятивные УУД Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий). Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию и к преодолению препятствий. | ||
10-11 | «Афины и Спарта» | 2 | Виртуальная экскурсия в греческие города-государства Афины, Спарту; Подготовить рассказ о воспитании и обучении от первого лица в Древних Афинах, в Древней Спарте; Решение познавательных задач. | |||
12-13 | «Что оставила Древняя Греция в наследство человечеству». По следам Александра Македонского | 2 | Подготовка и защита информационно-творческих проектов «Устройство древних государств», «Зрелища, возникшие в Древней Греции», «Знаменитые постройки Древней Греции» Представление творческих работ: рисунков, моделей из пластилина и др. материалов, туристических маршрутов «По следам Александра Македонского» | |||
Древний Рим (4 часа) | 1 | |||||
14 | «Капитолийская волчица». Рождение Римской республики. | 1 | Виртуальная экскурсия в Древний Рим, знакомство с легендой о создании города; Составление кроссвордов, выполнение творческих работ. Изучение и анализ адаптированного древнего закона; Инсценировка «Патриции и плебеи», «Заседание сената»; Интеллектуальная игра «Римская республика» | Личностные УУД Самоопределение (мотивация учения). Познавательные УУД Общеучебные универсальные действия: -самостоятельное выделение познавательной цели; -поиск и выделение информации; -знаково-символические действия (моделирование); -смысловое чтение. Логические универсальные действия: -анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); -выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; -подведение под понятие, выведение следствий; -установление причинно-следственных связей; -построение логической цепи рассуждений; -доказательство; -выдвижение гипотез и их обоснование. Действия постановки и решения проблем: -формулирование проблемы; -самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД Планирование(определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками). Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка. Регулятивные УУД Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий). Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию и к преодолению препятствий. Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий). Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию и к преодолению препятствий. | ||
15 | «Личность в истории Римской империи» | 1 | Драматизация «Триумф в Риме», «Рабство в Римской империи» Творческие работы «Штурм крепости» (рисунки, макеты метательных машин, тарана, башни на колесах»; Составление рассказа от имени Гая Юлия Цезаря и др. знаменитостей периода Римской империи; | |||
Сообщение о римских именах; Интеллектуальная игра «Достижения Древнего Рима». | ||||||
16 | Вклад народов древности в мировую культуру. | 1 | Представление проектов: «Изобретения и открытия Древнего мира», «Древнейшие виды письменности», «Религии мира», «Знаменитые люди и их роль в истории Древнего мира», «Знаменитые сооружения и постройки древности», «Мудрецы древности», «Патриоты древнего мира», «Семь чудес света» и др. | |||
17 | «Лавровый венок» | 1 | Олимпиада «Знатоки истории Древнего мира»; Подведение итогов. |
Приложение 2
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы внеурочной деятельности
Технические средства обучения
- Персональный компьютер учителя
- Лицензионное программное обеспечение
- Мультимедийный проектор
Печатные средства обучения
- Портреты историков
- Лента времени
- Демонстрационные карты
- Картины, таблицы, схемы
- Стандарт основного общего образования
- Раздаточный материал по истории
- Справочные пособия (энциклопедии и энциклопедические словари, Словарь иностранных слов, Мифологический словарь)
- Научная, научно-популярная литература по курсу Истории Древнего мира
Цифровые образовательные ресурсы, аудиоэкранные пособия
- Учебные CD-ROM по истории
- Фильмы на DVD/CD
- МФУ (лазерный принтер-сканер-копир)
- Коллекция цифровых образовательных ресурсов по истории
Другое
- Выход в интернет
- Картотека методической литературы
Список литературы, рекомендуемой для педагогов и обучающихся
- Андрющенко Н.Н. ФГОС II – Основа модернизации российского образования. Краснодарский НМЦ.
- Кондаков А.М. Стандарт второго поколения и задачи системы дополнительного профессионального педагогического образования.
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основное общее образование. – М.,2011.
- Т.И. Сечина, В.В. Головцова, М.В. Ремчукова, Ж.И. Умбеткалиева. Справочник учителя истории и обществознания. Волгоград, 2013г.
- Н.Б. Суркова, О.А. Яровая. История 5-8 классы. Интерактивные методы преподавания. Волгоград, 2010г.
- Г.Л. Лемина, А.Х. Сабирова. Обществознание. История. Современные технологии на уроках и внеклассных занятиях. Волгоград, 2013г.
- Л.П. Борзова. Игры на уроках истории. М.,2001г.
- Вавилонская башня и другие библейские предания/ под ред. К. Чуковского. – М., 1992.
- Ворнкова Л.Ф. Герои древней Греции: след огненной жизни. Мессенские войны. Герой Саламина/ Л.Ф. Воронкова. – М., 2006.
- Д Эрвильи Э. Приключения доисторического мальчика/ Д Эрвильи Э. – М., 2007.
- Лурье С.Я. Заговорившие таблички / Лурье С.Я. – М., 1960.
- Матье М.Э. День египетского мальчика; Кари, ученик художника / Матье М.Э. – М., 2002.
- Рони-Старший Ж. Борьба за огонь. Пещерный лев / Рони-Старший Ж. – М., 2007.
- Немировский А.И. Книга для чтения по истории Древнего мира / Немировский А.И. – М., 1991.
- Гаспаров М.Л. Капиталийская волчица. Рим до Цезарей. / Гаспаров М.Л. – М., 2008.
Интернет-ресурсы
1. Всемирная история в Интернете htt://www.hrono.ru
2.Древний мир htt://www.ancient.ru/
3.Древняя Греция http://ellada/spb.ru/
4.Древний Рим http://ancientrome.ru/
5.История стран и цивилизаций htt://www.istorya.ru
6.Библиотека античной литературы http://cyrill.newmail.ru
7.Первобытное искусство http://vm/kemsu.ru
7.Первобытное искусство http://vm/kemsu.ru
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ситьковская основная школа»
Рабочая программа кружка «Мои права»
для учащихся 5 класса
(2019-2020 учебный год)
Составила учитель обществознания МБОУ
«Ситьковская основная школа» Рыбченко Ольга Александровна
Рабочая программа
кружка
«Мои права»
Цель кружка: Формирование правовой культуры у младших школьников, посредством ознакомления учащихся с их основными правами на основе нормативно-правовых документов международного, федерального, регионального, муниципального и школьного уровней. Научить подрастающее поколение жить в демократическом государстве, уважать права других людей, решать споры и конфликты правовыми способами.
Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных жизненных ситуациях, имеющих юридическую силу. Данный элективный курс реализует обществоведческий аспект образования, обеспечивает воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к национальным и религиозным традициям других народов; содействует формированию нравственной, эстетической и правовой культуры обучающихся.
Задачи кружка:
1.Знакомство учащихся с основными документами по защите прав людей, прав ребенка.
2.Освоение учащимися навыков и умений в области защиты своих прав.
3.Развитие коммуникативных способностей, прежде всего устной речи.
4.Воспитание вдумчивого отношения и уважения к своим правам и правам других людей.
5.Развивать способность ценить свободу в тесной связи с ответственностью перед обществом.
6.Признавать и воспринимать различия культур, которые существуют между народами.
7.Формировать уважение культурного наследия, языка и самобытности страны, в которой ребенок проживает, и уважать цивилизации, отличные от его собственной.
8.Развивать сотрудничество, согласованность между индивидуальными и коллективными ценностями.
9.Формировать умения ненасильственного урегулирования конфликтов;
10. воспитывать личную и гражданскую ответственность, солидарность и справедливость на национальном и международном уровне;
11.Формировать умения защищать окружающую природу (Рекомендации ЮНЕСКО).
Срок реализации:_1год.
Количество часов: 34 часа.
Формы организации занятий: групповая в сочетании с индивидуальной
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность одного занятия – 1 учебный час
Формы и методы обучения: исследовательское, информационно-репродуктивное, продуктивное обучение.
При изучении тем используются: памятки, тесты, тексты документов («Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка», «Конституция РФ, Устав школы), мини-спектакли по темам программы, карточки с правовыми ситуациями, таблицы, кроссворды.
Формы и методы обучения:
Беседа |
Практикум (работа с текстом документов, работа с раздаточным материалом) |
Занятие – тренинг |
Мини – сочинение |
Устный журнал |
Ролевые игры |
Лекции с элементами беседы |
Опережающие задания |
Разработка проекта |
Работа с книгой |
Написание эссе |
По уровню усвоения – ознакомительный.
Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; решение ситуативных задач.
Кружок предназначен для учащихся 5 -6 классов и соответствует возрастными особенностям детей 11 – 13 лет (познавательная активность, любознательность, чрезмерная чувствительность).
Умение и навыки, отрабатываемые на занятиях:
- Отстаивать свою точку зрения,
- взаимодействовать в группе,
- применять полученные знания в конкретных ситуациях.
Содержание курса.
1. Раздел 1. Я - ребенок, Я – человек. (21 час)
1.1. Большая забота о маленьких детях
Знакомство детей с идеей возникновения прав ребенка. Декларация прав человека. Женевская декларация прав ребенка. Всеобщая декларация прав человека ООН. Конвенция о правах ребенка. Понятие - права. Понятие - право. ( ЦОР- презентация)
1.2.Право на жизнь. Органы власти, в чьи обязанности входит защита прав ребенка.
Расширять знания детей о праве человека на жизнь, учить сохранению жизни. Государство. Гражданство. Символы России. Федеральные органы власти. Для чего нужны органы местного самоуправления? Органы власти, в чьи обязанности входит защита прав ребенка.
1.3. 7хЯ = семья
Роль семьи в обществе. Обязанности членов семьи. Элементарные представления о механизме защиты прав ребенка. Формирование уважительного отношения к семье, правам членов семьи и окружающих людей.
1.4 Государство на страже закона
Государство на страже закона (правоохранительные органы) Кто может нарушить закон? Нарушение прав ребенка. Правонарушения и их возможные последствия. Право на неприкосновенность личности. Право на защиту от физического и психологического насилия.
1.5. Казнить нельзя, помиловать?
Конституционные обязанности гражданина. Ответственность и ее виды. Административная ответственность несовершеннолетних.
1.6. Школа моей мечты. Устав школы – основной закон ее жизни. Мой класс и мои друзья.
Устав школы – основной закон ее жизни. Права учащихся в школе. Ответственность учащихся. Правила поведения в школе и классе. Разработка правил поведения в классе.
1.7. В гостях у Айболита
Право на охрану здоровья. Право на медицинское обслуживание. Здоровье и его составляющие. Правила питания. Правила гигиены.
181. Труд детей
Права несовершеннолетних по трудовому кодексу. Трудовой договор. Понятия «непосильный труд», «самообслуживание», « эксплуатация детского труда».
2 Раздел 2. Защита прав. (8 часов)
2.1. Страна справедливости. Защита прав ребенка в школе.
Документы, защищающие права ребенка. Защита прав ребенка в школе. Составление памятки «Кто может меня защитить? Учить детей замечать нарушения прав человека.
2.2. Маленький, да удаленький.
Учить детей цивилизованно защищать свои права. Модель «Как защитить свое право»
2.3.Твое мнение.
Что означает слово «мнение». Учить культурно высказывать свое мнение, уважать мнение других людей. Модель «Общественное мнение»
2.4.Правила честного спора.
Способствовать осознанию детьми важности урегулирования разногласий мирными средствами.
Проект «Правила спора»
2.5.Мои права – моя свобода
Развивать у учащихся осознанное понимание понятия «свобода» в реальной жизни.
3. Раздел 3. Мои обязанности. (3 часа)
3.1. Можно ли быть свободным без ответственности?
Формировать понятие «ответственность», показать значимость понятий
«свобода» и «ответственность» в жизни человека.
3.2. Обязанности школьника.
Закрепить знания основных прав и обязанностей ученика; показать учащимся, что учеба является правом и обязанностью ученика.
4. Раздел 4. Повторение (3 часа)
4.1. Счастье твое закон бережет
Актуализировать основные понятия курса о правах человека. Подготовка к итоговому проекту.
4.2. Мои права.
Обобщить знания, полученные на занятиях. Защита итоговых проектов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УУД (универсальные учебные действия)
1. Формирование универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия.
У ученика будут сформированы:
- знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;
- знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина;
- гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
- уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
- уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
- уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
- позитивная моральная самооценка и моральные чувства - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживания, стыда и вины при их нарушении;
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
- готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
- потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
- умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
Ученик получит возможность для формирования:
- - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению
- - готовности к самообразованию и самовоспитанию
- - адекватной и позитивной самооценки
- - эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия
Регулятивные универсальные учебные действия.
У ученика будут сформированы:
- научится целеполаганию, включая постановку новых целей, при образовании практической задачи в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей;
- уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результатам и по способам действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы исполнения, как в конце действия, так и по ходу его реализации.
- - прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения цели
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи
- построению жизненных планов во временной перспективе
- при планировании достижения цели самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения
- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ
- основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей
- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач
- адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности
Коммуникативные универсальные учебные действия.
У ученика будут сформированы:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения совместной деятельности;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образам;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
- работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Ученик получит возможность научиться:
- - учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве
- - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию
- - понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы
- - продуктивно решать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов решения конфликтов
- - брать на себя инициативу в организации совместного действия
- - оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности
- - в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру информацию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
- - устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений
- - в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей
Познавательные универсальные учебные действия.
У ученика будут сформированы:
- научится основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- давать определения понятиям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- объяснять явление, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследований;
- основам ознакомительного, изучающего, усваивающего поискового чтения;
- структурировать тексты, включая умения выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Ученик получит возможность научиться:
- - основам рефлексивного чтения
- - ставить проблему, аргументировать ее актуальность
- - самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента
- - выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, явлений, процессов
- - организовывать исследование с целью проверки гипотез
- - делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Входной контроль | 1 | 0 | 1 |
2 | Раздел 1. Права ребенка, права человека | 10 | 10 | 20 |
3 | Раздел 2. Защита прав | 4 | 4 | 8 |
4 | Раздел 3. Единство прав и обязанностей. | 1 | 2 | 3 |
5 | Раздел 4. Повторение | 0 | 2 | 2 |
ИТОГО | 16 | 18 | 34 |
Календарно - тематическое планирование по внеурочной деятельности
№ п/п | Тема учебного занятия | Дата | Всего часов | Содержание деятельности | Дата Пл пн/факт | |
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности | Практическая часть занятия /форма организации деятельности | |||||
1 | Введение | 1 | Знакомство детей с идеей возникновения прав ребенка | Игра «Зачем нужны права» | 03.09 | |
Раздел 1 Права ребенка, права человека | 20 | |||||
2-3 | Большая забота о маленьких детях | 2 | Декларация прав человека. Женевская декларация прав ребенка. Всеобщая декларация прав человека ООН. Конвенция о правах ребенка. Понятие - права | Работа с источниками. Создание проекта № 1 « Право в нашей жизни». | 10.09 17.10 | |
4-5 | Право на жизнь | 2 | Расширять знания детей о праве человека на жизнь, учить сохранению жизни. Государство. Гражданство. Символы России. Федеральные органы власти. Для чего нужны органы местного самоуправления? Органы власти, в чьи обязанности входит защита прав ребенка. | Создание проекта № 2«Что делать если…» | 24.09 01.10 | |
6-7 | Вся семья вместе – и душа на месте | 2 | Роль семьи в обществе. Обязанности членов семьи. Элементарные представления о механизме защиты прав ребенка. Формирование уважительного отношения к семье, правам членов семьи и окружающих людей | Создание проекта № 3 «Моя семья» | 08.10 15.10 | |
8-9 | Государство на страже закона. | 2 | Государство на страже закона (правоохранительные органы) Кто может нарушить закон? Нарушение прав ребенка. Правонарушения и их возможные последствия. Право на неприкосновенность личности. Право на защиту от физического и психологического насилия. | Решение ситуативных задач | 22.10 05.11 | |
10-11 | Казнить нельзя, помиловать? | 2 | Конституционные обязанности гражданина. Ответственность и ее виды. Административная ответственность несовершеннолетних. | Работа с источниками. | 12.11 19.11 | |
12-13 | Все мы разные | 2 | Ответственность учащихся. Правила поведения в школе и классе. | Разработка правил поведения в классе. | 26.11 03.12 | |
14-15 | Школа моей мечты | 2 | Устав школы – основной закон ее жизни. Права учащихся в школе. | Проект «Школа будущего» | 10.12 17.12 | |
16-17 | Клятва Гиппократа. Что она означает? | 2 | Право на охрану здоровья. Право на медицинское обслуживание. Здоровье и его составляющие. Правила питания. Правила гигиены. | Проект «Народная мудрость» | 24.12 14.01 | |
18-19 | Труд детей | 2 | Права несовершеннолетних по трудовому кодексу. Трудовой договор. Понятия «непосильный труд», «самообслуживание», « эксплуатация детского труда». | Решение ситуативных задач | 21.01 28.01 | |
20-21 | Я – ребенок, я – человек. | 2 | Обобщение, систематизация и закрепление знаний о правах ребенка. | Защита проектов | 04.02 11.02 | |
Раздел 2 Защита прав | 8 | |||||
22-23 | Страна справедливости. | 2 | Документы, защищающие права ребенка. Защита прав ребенка в школе. | Составление памятки «Кто может меня защитить? Учить детей замечать нарушения прав человека. | 18.02 25.02 | |
24-25 | Расскажи мне обо мне. | 2 | Что означает слово «мнение». Учить культурно высказывать свое мнение, уважать мнение других людей. | Создать модель «Общественное мнение» | 03.03 10.03 | |
26 | Маленький, да удаленький. | 1 | Учить детей цивилизованно защищать свои права | Создать модель «Как защитить свое право». | 17.03 | |
27=28 | Чтобы достойно жить. | 2 | Способствовать осознанию детьми важности урегулирования разногласий мирными средствами. | Проект «Правила спора» | 31.03 07.04 | |
29 | Мои права – моя свобода | 1 | Развивать у учащихся осознанное понимание понятия «свобода» в реальной жизни. | Создать модель «Общественное мнение». | 14.04 | |
Раздел 3 Единство прав и обязанностей | 3 | |||||
30 | За что я в ответе. | 1 | Формировать понятие «ответственность», показать значимость понятий «свобода» и «ответственность» в жизни человека. | Создание модели «Права и обязанности», фотовыставки. | 21.04 | |
31 | Устав школы. | 1 | Закрепить знания основных прав и обязанностей ученика; показать учащимся, что учеба является правом и обязанностью ученика. | Работа с источником | 28.04 | |
32 | Мои обязанности. | 1 | Закрепить знания основных прав и обязанностей ученика и гражданина; | Решение ситуативных задач | 12.05 | |
Раздел 4 Повторение | 2 | |||||
33-34 | Счастье твоё закон бережёт. Подведение итогов. | 2 | Актуализировать основные понятия курса о правах человека | Защита проектов | 19.05 26.05 |
Ожидаемые результаты
В процессе изучения курса «Мои права» учащиеся 5-ого класса
1. Получат представление об:
- основных правах, и в первую очередь о правах ребенка;
- соблюдении хороших манер при общении с незнакомыми людьми при различных обстоятельствах;
- основных нравственно-правовых нормах, ценностях и понятиях (жизнь, равноправие, честь и достоинство, милосердие, правонарушения, преступления и т.д.);
2. Смогут научиться:
- защищать и отстаивать свои права;
- осуществлять выбор поведения на основе нравственно-правовых ценностей;
- налаживать добрые взаимоотношения с окружающими людьми;
- находить конструктивные пути выхода из конфликтной ситуации;
- предвидеть последствия совершения необдуманных поступков;
- разъяснять правила поведения другим детям;
- оперироватьтерминами и формулировками;
- отстаивать свое мнение, используя доказательства, ссылаясь на статьи основополагающих документов;
- оценивать различные ситуации с точки зрения соответствия положениям Декларации и Конвенции по правам ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»
Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС
Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по английскому языку в 5 классах "В гостях у сказки"
Данная рабочая программа и календарно-тематическое планирование были составлены учителем английского языка. Рассчитана на 17 часов, один раз в неделю.Программа отвечает основным требованиям Федерально...
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам. Подтверждение реализации рабочих программ по доп. образованию находится в публичных докладах директора школы 2015-2016 (с.11), 2016-2017 (с.5,11,12), 2017-2018 (с.5,12-13)
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Актуальность курса. В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...