Программа курса внеурочной деятельности "ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ" 10 класс
элективный курс по обществознанию (10 класс)
Программа курса внеурочной деятельности ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ" расчитана на обучающихся 10 класса.
курс включает 68 часов ( 2 часа в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
finansovaya_gramotnost_10_klass_68_chasov_2020_god.docx | 36.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
«Основы финансовой грамотности»
10 класс (68 часов за год, 2 часа в неделю)
Мокина Е.В.
2020
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 10 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;
3. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».
Для учащихся 10 классов изучение курса финансовой грамотности имеет большое значение. Это связано в первую очередь с их возрастом. В наше время многие из них оканчивают школу в 18 лет. Именно с этого возраста гражданин РФ приобретает полную дееспособность, которая означает в том числе права на осуществление любых финансовых операций. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы выпускник вступил во взрослую жизнь подготовленным к взаимодействию с различными финансовыми институтами: банками, фондами, рынками, налоговой системой и др. Тем более, что познавательные способности учащихся в возрасте 16-18 лет существенно отличаются от познавательных способностей учеников более раннего возраста. Это позволяет учащимся понимать как простые, так и сложные финансовые явления, изучение которых невозможно в младшем возрасте.
Вместе с тем ученики 10 классов уже сталкиваются непосредственно с большим количеством бытовых финансовых задач, приобретая опыт подобного рода деятельности. Но учащиеся, вступая в финансовые отношения, могут (чаще всего так ведут себя и взрослые люди, как показывают исследования) действовать, опираясь не на знания и логическое обоснование принимаемого решения, а на опыт родителей, друзей (который часто не является оптимальным) или поддаваясь рекламным уговорам. Аналогичные ситуации могут наносить финансовый ущерб школьникам, или они просто не будут добиваться поставленных целей при решении своих финансовых задач.
Современное общество стремительно развивается во всех сферах, и финансы, которые сегодня вбирают в себя все последние достижения научного прогресса, не исключение. В такой ситуации главное не просто научить школьника действовать по алгоритму (что тоже очень важно при решении многих финансовых задач), а сформировать компетенцию ориентироваться в финансовом пространстве, оценивать различные альтернативы решения финансовых проблем и принимать оптимальное решение в конкретных жизненных обстоятельствах.
Особое внимание уделяется обучению финансовому планированию как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективах. Не менее важным является формирование ответственного отношения к принимаемым на себя финансовым обязательствам и умения сопоставлять своё финансовое поведение с правовыми и моральными нормами.
Таким образом, курс финансовой грамотности для учащихся 10 классов необходим для успешной социализации выпускников и безболезненного вхождения во взрослую жизнь современного российского общества.
Программа реализуется в течение учебного года: 68 часов за учебный год, 2 часа в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ученик научится:
- приводить примеры: эффективных и ресурсосберегающих технологий в бюджете семьи, вкладов, кредитов, инвестиций, ценных бумаг, налогов;
- описывать ключевые статьи государственного бюджета России;
- объяснять: роль кредита в современной экономике, механизм выпуска ценных бумаг;
- анализировать: потребительское поведение, виды вкладов и кредитов;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- находить и оценивать экономическую информацию;
- оценивать собственные экономические действия;
- осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в экономической жизни общества и государства;
- осваивать различные способы решения экономических задач;
- обосновывать суждения, давать определения экономическим понятиям;
- определять характер вреда, причиняемый общественным отношениям коррупционным поведением граждан, должностных лиц;
- осознавать степень общественной опасности коррупционных правонарушений.
объяснять изученные положения на предлагаемых конкретных примерах;
Ученик получит возможность научиться:
- решать познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
- применять полученные знания в конкретных ситуациях;
- уметь обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- участвовать в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: “Что произойдет, если...”);
- владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика) и правилам ведения диалога (диспута).
- планировать достижение целей, направленных на решение финансовой задачи;
- вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;
- анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль 1. Банки: чем они могут быть полезны в жизни
Базовые понятия и знания:
Банк, коммерческий и центральный банки; депозит; кредит; ипотека; процент; инвестирование; портфель инвестиций.
Механизм взаимодействия Центрального банка и коммерческих банков; пассивные и активные операции банка; чем отличается номинальный и реальный процент, простой и сложный процент; типы депозитов; типы кредитов; программ инвестирования в драгоценные металлы и ценные бумаги; знание того, что такое кредитная история; представление о том, что может составлять портфель инвестиций.
Умения:
Рассчитывать реальный процент, простой и сложный процент; доходность вкладов; объём выплат по кредиту; читать (т. е. понимать) договоры по депозитам и кредитные договоры; находить актуальную информацию на сайте ЦБ и сайтах коммерческих банков; находить и интерпретировать рейтинги банков; соотносить вид кредита с целью кредита.
Компетенции:
Оценки надёжности банка; сравнения условий по депозитам и кредитам для выбора оптимального варианта с целью решения своих финансовых задач; оценки необходимости приобретения жилья в ипотеку и выбора подходящего варианта; пользования разнообразными финансовыми услугами, предоставляемыми банками, для повышения благосостояния; принятия решения о необходимости инвестирования или кредитования.
Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов
Базовые понятия и знания:
Фондовый рынок; ценные бумаги; акции; облигации. Знание механизма функционирования фондового рынка; различных видов ценных бумаг и их отличий друг от друга; субъектов (участников) фондового рынка и сути их деятельности; возможностей участия физических лиц в игре на рынке ценных бумаг; правил выбора профессионального агента; того, как люди выигрывают и проигрывают на фондовом рынке и рынке РОКЕХ.
Умения:
Искать и интерпретировать актуальную информацию по фондовому рынку; сравнивать котировки акций во времени; различать виды цен ценных бумаг; рассчитывать доходность акций (при известных показателях).
Компетенции:
Оценки необходимости осуществления операций с ценными бумагами в зависимости от жизненных обстоятельств и общеэкономической ситуации в стране; выбора оптимального варианта инвестирования в конкретных экономических ситуациях; оценки степени риска конкретного инвестиционного продукта; критического отношения к рекламным предложениям.
Модуль 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата
Базовые понятия и знания:
Налоги; пошлины; сборы; налоговая система; ИНН; налоговый вычет; пеня по налогам. Знание оснований для взимания налогов с граждан и фирм в России; общих принципов работы налоговой службы; случаев, в которых необходимо подавать налоговую декларацию; способа получения ИНН; случаев и способов получения налогового вычета.
Умения:
Получать актуальную информацию по задолженности или другим вопросам на сайте налоговой службы; заполнять налоговую декларацию; рассчитать сумму уплачиваемых налогов.
Компетенции:
Беспроблемно организовывать свои отношения с государством в налоговой сфере; быстро реагировать на изменение налогового законодательства (по общим вопросам) и определять своё поведение в соответствии с изменениями.
Модуль 4. Обеспеченная старость: возможность пенсионного накопления
Базовые понятия и знания:
Пенсия; пенсионная система; пенсионные накопления. Знание видов пенсий и условий их получения; представление о способах финансового обеспечения старости, помимо пенсии; представление о существующих программах пенсионного обеспечения.
Умения:
Находить актуальную информацию на сайте Пенсионного фонда РФ, а также других ресурсах; по формуле рассчитывать размер пенсии.
Компетенции:
Находить способы увеличить свою будущую пенсию; уметь критически относиться к рекламным предложениям по увеличению будущей пенсии; сопоставлять различные предложения пенсионных накоплений и находить оптимальный вариант.
Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять
Базовые понятия и знания:
Бизнес; стартап; бизнес-план; бизнес-ангел; венчурист. Знание правил создания нового бизнеса; программ в стране, регионе, городе, направленных на поддержку и развитие молодых предпринимателей; того, куда можно обратиться за юридической помощью в случае открытия собственного дела; условий, при которых можно стать стартапером.
Умения:
Находить актуальную информацию по стартапам и ведению бизнеса; составлять бизнес-план по алгоритму; вести простые финансовые расчёты: считать издержки, доход, прибыль.
Компетенции:
Нахождения идеи для собственного дела; создания нестандартных решений для бизнеса; оценки предложения по созданию и ведению бизнеса.
Модуль 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения
Базовые понятия и знания:
Финансовый риск; финансовое мошенничество; финансовые пирамиды; портфель инвестиций. Знание того, какие бывают финансовые риски в современной российской действительности; того, куда обращаться в случаях потери (кражи) финансовых документов (банковской карты, сертификатов, сберкнижек и др.); меры ответственности государства в случаях финансового мошенничества и др.
Умения:
Защищать свою личную информацию в сети Интернет (быть осторожным с паролями, пин-кодами и др.); находить актуальную информацию на сайтах компаний и государственных служб; сопоставлять полученную информацию из различных источников.
Компетенции:
Критически относиться к рекламным предложениям из различных источников; оценивать риски предлагаемых вариантов инвестирования; соотнести риски с доходностью в одном портфеле инвестиций.
Модуль 7. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду
Базовые понятия и знания:
Страхование, договор на услуги по страхованию, медицинское страхование, автострахование, страхование жизни, страховой случай; представление о структуре и особенностях страхового рынка в России; знание видов (обязательное и добровольное) и условий пользования медицинским страхованием; знание условий автострахования; ознакомление с опытом использования различных страховых продуктов; знание алгоритма действия при наступлении страховых случаев.
Умения:
Различать виды страхования; различать обязательное и добровольное страхование; искать и интерпретировать актуальную информацию в сфере страхования; читать договор страхования.
Компетенции:
Определять необходимость страхования; сравнивать различные виды страховых продуктов и делать выбор на основе жизненных целей и обстоятельств, событий жизненного цикла; определять надёжность страховой компании; критически относиться к активной рекламе страховых продуктов, принимать решения о страховании на основе анализа ситуации.
Формы и методы организации учебной деятельности учащихся в процессе обучения
В ходе организации учебной деятельности учащихся будут использоваться следующие формы занятий:
Лекция. В процессе лекции педагог последовательно и системно излагает и объясняет учебный материал, содержащийся в пособии. Ведущими принципами и одновременно критериями эффективности лекций по финансовой грамотности считаются: оптимальное сочетание их обучающих, воспитывающих, развивающих функций, системность, ясность изложения и активизация мышления учеников, аргументированность суждений, учёт особенностей аудитории (профиль класса), сочетание теории и практики, сочетание логики изложения с творческой импровизацией учителя, использование технических средств. Наряду с традиционным видом лекции активизировать диалоговые и творческо-поисковые формы проведения образовательной работы позволят лекции-дискуссии с участием представителей финансового сектора, бизнеса, профессорско-преподавательского состава вузов.
Практикум. Практическое занятие как форма организации образовательного процесса носит обучающий характер, направлено на формирование определённых практических умений и навыков в области управления личными финансами, является связующим звеном между теоретическим освоением учеником предмета и применением его положений в реальной жизненной ситуации.
Практическое занятие может быть проведено в различных формах:
∙ проблемный семинар;
∙ презентация докладов;
∙ решение кейсов;
∙ решение финансовых головоломок и пр.
Игра. Данный урок осуществляется путём моделирования жизненной ситуации, связанной с принятием финансового решения. Целью данного моделирования ситуации является выработка модели поведения в подобных ситуациях, приобретение опыта такого рода деятельности.
Экскурсия. Посещение финансовых учреждений и организаций, музеев.
Тематическое планирование
Модуль 1. «Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни» -14 часов (теория и практика)
Модуль 2. «Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов» - 8 часов (теория и практика)
Модуль 3. «Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата» -10 часов (теория и практика)
Модуль 4. «Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления» - 10 часов (теория и практика)
Модуль 5. «Собственный бизнес: как создать и не потерять» - 10 часов (теория и практика)
Модуль 6. «Риски в мире денег: как защититься от разорения» - 6 часов (теория и практика)
Модуль 7. «Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду» - 10 часов (теория и практика)
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Киреев А.П. Финансовая грамотность: материалы для учащихся.— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.
Архипов А.П. Финансовая грамотность: Модуль «Страхование».— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.
Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: материалы для учителя (включает 2 части: общие положения (цели обучения, особенности курса, формы уроков и формы оценки) и методическое описание различных вариантов организации занятий, предполагающих их вариативность).— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: материалы для родителей.— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Количество часов | Наименование раздела и тем | Примечание |
Модуль 1. «Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни» | |||
1-2 | 2 | Банковская система | Теория и практика |
3-4 | 2 | Какие бывают банковские вклады и каковы их условия | Теория и практика |
5-6 | 2 | Ставки по вкладам | Теория и практика |
7-8 | 2 | Как выбрать вклад и оформить документы | Теория и практика |
9-10 | 2 | Что такое кредит и как оценить его условия | Теория и практика |
11-12 | 2 | Как понять, сможете ли вы выплатить кредит | Теория и практика |
13-14 | 2 | Ипотека: как решить жилищную проблему и не попасть в беду | Теория и практика |
Модуль 2. «Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов» | |||
15-16 | 2 | Ценные бумаги и их типы | Теория и практика |
17-18 | 2 | Как можно торговать ценными бумагами | Теория и практика |
19-20 | 2 | Как заработать на фондовом рынке | Теория и практика |
21-22 | 2 | Игра «Зарабатываем на фондовой бирже» | Теория и практика |
Модуль 3. «Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата» | |||
23-24 | 2 | Какие бывают налоги и зачем они нужны | Теория и практика |
25-26 | 2 | Как платить налоги | Теория и практика |
27-28 | 2 | Налоговый вычет и как его получить | Теория и практика |
29-30 | 2 | Какова ответственность за неуплату налогов | Теория и практика |
31-32 | 2 | Решение практических задач и тестов | Теория и практика |
Модуль 4. «Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления» | |||
33-34 | 2 | Что такое пенсия и кому она положена | Теория и практика |
35-36 | 2 | Пенсионное законодательство | Теория и практика |
37-38 | 2 | От чего зависит размер пенсии и как его увеличить | Теория и практика |
39-40 | 2 | Как выбрать программу пенсионного накопления | Теория и практика |
41-42 | 2 | Решение практических задач и тестов | Теория и практика |
Модуль 5. «Собственный бизнес: как создать и не потерять» | |||
43-44 | 2 | Как создать стартап | Теория и практика |
45-46 | 2 | Как разработать реальный бизнес-план | Теория и практика |
47-48 | 2 | Кто может помочь в создании стартапа | Теория и практика |
49-50 | 2 | Игра «Создаём свой бизнес», часть I: подготовительный этап | Теория и практика |
51-52 | 2 | Игра «Создаём свой бизнес», часть II: этап игрового моделирования | Теория и практика |
Модуль 6. «Риски в мире денег: как защититься от разорения» | |||
53-54 | 2 | Какие бывают финансовые риски | Теория и практика |
55-56 | 2 | Что такое финансовое мошенничество и как строятся финансовые пирамиды | Теория и практика |
57-58 | 2 | Решение практических задач и тестов | Теория и практика |
Модуль 7. «Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду» | |||
59-60 | 2 | Управление рисками и страхование | Теория и практика |
61-62 | 2 | О правильном страховании | Теория и практика |
63-64 | 2 | Идентификация рисков и выбор страховой защиты | Теория и практика |
65-66 | 2 | Как правильно выбрать страховщика и не переплатить за страхование | Теория и практика |
67-68 | 2 | Как правильно заключить договор страхования и защитить свои права при страховом случае. Защита проектов. | Теория и практика |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность: от А до Я»
Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосост...
Программа курса внеурочной деятельности " Финансовая грамотность" 11 класс
Программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 11 класс.Программа расчитана на 68 часов за год (2 часа в неделю)....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая безопасность" (5-9 классы)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности социальной направленности "Финансовая безопасность" (5-9 классы, 1 час в неделю)....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 5 кл
Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 6кл
Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 5 класс
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ОО...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 6 класс
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена...