Дидактический материал по по обществознанию (раздел "Право")
учебно-методический материал по обществознанию (9 класс)
Дидактический материал по обществознанию 9 класс, раздел "Право"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kim_obshchestvoznanie_9_klass_razdel_pravo.docx | 49.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебная дисциплина: ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
КЛАСС 9
ЗАДАНИЯ ПО РАЗДЕЛУ «ОСНОВЫ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»
Задание. Пользуясь учебником (§16-25, словарь) заполнить таблицу. Дополнить терминами по теме.
№№ | Термин | Содержание |
Право | ||
Норма права | ||
Правоотношения | ||
Правонарушение | ||
Юридическая ответственность | ||
Дееспособность | ||
Отрасль права | ||
Трудовое право | ||
Гражданское право | ||
Семейное право | ||
Административное право | ||
Уголовное право | ||
Образовательное право | ||
Задания по теме: Гражданские правоотношения
1. Дополните определение. Гражданское право – это __________________ права, включающая совокупность_____________________________ _______________, которые регулируют на началах_______________________ и _____________________ __________ сторон _____________________________ и личные__________________________ ______________________.
2. Ситуация. «Молодая девушка делала прическу в салоне красоты. Результат ее неприятно удивил. Она высказала претензии мастеру и отказалась платить за услугу. В ответ услышала оскорбления в свой адрес». Какие правоотношения отражает данная ситуация. Поясните ответ.
________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Является ли достоверным высказывание: «Гражданское право регулирует все имущественные и личные неимущественные отношения»?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Что понимается под правом собственности? Право_______________________________, _________________________,
_______________________________ собственностью.
5. Пользуясь материалом учебника на с.154-155 укажите особенности гражданских правоотношений
6. Ответьте на вопросы. Кто может становиться участником гражданских правоотношений? Почему участников гражданских правоотношений именуют «лицами»? Какой характер имеет большинство гражданско-правовых отношений?
7. В Гражданском кодексе РФ фиксируются такие виды договоров (сделок) как:
1.
2.
3.
4.
8. Обратите внимание на особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних (с.156-157). В каких случаях подросток, не достигший 18 лет, может иметь полную дееспособность?
9. Укажите верный вариант ответа «Согласно Гражданскому кодексу РФ 15-летний Сергей вправе:
1. заключить трудовой договор по общему правилу | 3. .получить по наследству загородный дом |
2. в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться своими вкладами | 4. получить полную дееспособность вследствие эмансипации |
10. Ответьте на вопросы. Кто такой «потребитель»? Какие права он имеет?
11. Покупатель, чтобы убедиться в качестве и безопасности товара, вправе требовать документ, а именно________________________________________________________________________________________________.
Задания по теме: Право на труд. Трудовые отношения
1. Дополните определение. Трудовые отношения – это отношения, основанные на соглашении между ________________________ и ____________________________ о личном выполнении работником ___________________________ функции за ______________, подчинении работника правилам________________________
_________________________________при обеспечении (кем) _______________________ условий труда, предусмотренных трудовым _________________________________ и иными нормативными актами, коллективным и _______________________________ договорами.
2. Документ, который заключается между конкретным работником и работодателем – это _________________________________ ______________________________________.
3. При поступлении на постоянную работу на работника заводится __________________ __________________.
В дальнейшем в этом документе отражаются все изменения мест и должностей работы.
4. Заполните таблицу.
Права работника | Обязанности работника |
5. Права и обязанности работника и работодателя регламентируются_____________________ ____________________ РФ.
6 Прочитайте извлечения из Трудового кодекса и выполните задания (в формате ОГЭ)
Статья 63 (см. с. 164 учебника)
Статья 64
Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора.
Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания) <„.> а так же других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускаете за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, с беременностью или наличием детей. <„.>
Статья 65
При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю :
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
-трудовую книжку <...>;
~страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;
- документы воинского учёта — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
-документ об образовании и <или> о квалификации или наличии специальных — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. <.„>
Статья 67
Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора хранящемся у работодателя.
Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключённым, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трёх рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе. <...>
А. Сформулируйте название каждой из приведённых статей Трудового кодекса РФ.
Б. В каких сферах закон разрешает труд лиц, не достигших 14 лет? (Назовите любые три сферы.) Объясните почему. Как закон обеспечивает равноправие граждан при приёме на работу? (Используя текст, приведите два положения.)
В. Какие документы работник должен предъявить при заключении трудового договора? Назовите пять таких документов. Объясните, зачем предъявляются любые три из них.
Г. В какой форме, согласно закону, заключается трудовой договор? дайте два объяснения того, почему выбрана именно такая форма.
Задания по теме: Семья под защитой закона
1.1.Заполните пропуски. В системе российского семейного законодательства ведущим законом является -___________________________________________________________________________________________(СК РФ), который базируется на _______________________________________ РФ, принципах и нормах международного права.
1.2. Заполните таблицу.
Термин | Содержание |
Семья | |
Брак | |
Семейные правоотношения |
1.3. Дополните схему.
Задание 2. Заполните таблицу «Права и обязанности родителей и детей» (с.1273-174)
Права и обязанности родителей | Права и обязанности детей |
Задания по теме: Административные правоотношения
Задание 1.Заполнить пропуски. Административное право регулирует общественные ________________________, которые складываются в процессе осуществления исполнительной __________________, в связи с деятельностью ее органов, осуществляющих функции _____________________. Субъектами административного права являются:
Права и обязанности административно-правового характера закреплены законодательством в сфере управления, прежде всего в ____________________________и __________________________________(КоАП)
Задание 2. Дополнить таблицу «Виды административных правонарушений»
Административные правонарушения против личности (граждан) | Нарушение законодательства о труде, санитарно-гигиенических норм, |
Административные правонарушения посягающие на… | мелкое хищение чужого имущества, самовольное изъятие земельного участка, нарушение авторских, изобретательских и патентных прав |
Административные правонарушения посягающие на общественный порядок | |
Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и памятников истории и культуры |
Задание 3. Перечислить виды административных наказаний. Какое из наказаний является наиболее строгим и почему? (с182-183)
Задание 4. Согласно действующему законодательству РФ с какого возраста наступает административная ответственность?
Задания по теме: Уголовно-правовые отношения
Внимательно прочитайте в учебнике §23. Уголовно-правовые отношения.
Обратите особое внимание на информацию об особенностях уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних с.190-191!
Выполните задания.
Задание 1.Заполнить пропуски. Уголовное право – это отрасль права, которая регулирует общественные ________________________, связанные с совершением самых опасных разновидностей правонарушений - __________________________, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера, устанавливающая основания и условия привлечения к уголовной ответственности либо освобождения от уголовной ответственности и___________________________.
Главным источником данной отрасли права является ______________________ _______________ Российской Федерации (далее – УК РФ). Уголовное право направлено на защиту прав и свобод, закрепленных в ______________________________Российской Федерации.
Задание 2. Дополнить схему.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ – это …
ПРИЗНАКИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
*Выделите подчеркиванием главный признак преступления.
Задание 3.
3.1.Что такое необходимая оборона?
3.2. Какими условиями определяется правомерность необходимой обороны? (с.189)
Задание 4.
4.1.Что такое уголовное наказание?
4.2.Какова цель уголовного наказания?
4.3. Какие факторы рассматривают как «смягчающие» и «отягчающие» при установлении уголовного наказания?
4.4. С какого возраста наступает уголовная ответственность?
4.5. Назовите отягчающее обстоятельство при установлении наказания подросткам, совершившим организованной группой крупную квартирную кражу.
Задания по теме: Правовое регулирование отношений в сфере образования
Задание 1.Заполнить пропуски. Отношения в сфере образования регулируются __________________Российской Федерации, Федеральным законом __________________________________________________________________________________________, другими нормативными актами. Цель правового регулирования отношений в сфере образования – установить государственные __________________________ и механизмы реализации прав и _______________ человека в этой сфере, создать условия для развития системы _____________________, для защиты _________________ и интересов участников отношений в сфере образования.
Согласно статьи __________ Конституции Российской Федерации гарантируется _________________________ и __________________________ дошкольного, ________________ _______________и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных ОУ или на предприятиях.
Высшее образование можно получить (указать условия получения) ________________________________________________________________________________________.
Обязательным является (указать уровень образования) ____________________________________образование.
Обеспечивают получение детьми основного общего образования (указать субъектов образовательных отношений) - ____________________________________________________________________________.
Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные ________________.
Согласно действующему законодательству Российской Федерации оценка степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы проводится в форме ________________________________________________________________________________________.
Задание 2. Какие уровни общего и профессионального образования устанавливаются согласно закону «Об образовании в Российской федерации» (глава 2, статья 10, п.4,5?
Уровни общего образования | Уровни профессионального образования |
Задание 3. Илья – выпускник 11 класса средней школы, а его брат выпускник педагогического университета. Сравните два уровня образования, упомянутые в условии задания: среднее общее и высшее образование.
1. Соблюдение правил образовательно организации.
2. Получение аттестата об образовании.
3. Обязательная аттестация в конце обучения.
4. Получение профессии.
Запишите в таблицу порядковые номера черт сходства и черт различия.
Черты сходства | Черты различия | ||
Задание 4. В каких случаях и на каких условиях несовершеннолетнего обучающегося могут отчислить из общеобразовательной организации? (с.197 учебника)
Задание по теме: Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов
Задание 1. Как Вы считаете, можно ли соблюдать права человека во время войны? Как можно ответить на вопрос немецкого философа И. Канта: «Как можно устанавливать законы для управления ситуацией, которая по самой природе своей не допускает никаких законов?». Аргументируйте свой ответ.
Задание 2. Почему совокупность норм, защищающих жертв войны, называется международным гуманитарным правом? Какова его цель? (с.204)
Задание 3. Пользуясь текстом учебника заполните таблицу.
Год принятия | Наименование документа международного гуманитарного права |
Конвенция об улучшении участи раненых и больных воинов | |
1899г. и 1907г. | |
1949 г. |
Задание 4. Что означает понятие «военные преступления»? Какие методы и средства ведения войны, запрещены нормами международного гуманитарного права? (с.205)
Задание 5. Чем занимается Международный Комитет Красного Креста? В чем значение норм международного гуманитарного права для деятельности данной организации?
При изучении основ Российского законодательства в курсе обществознания изучаются правовые нормы, регулирующие отдельные сферы общественных отношений: гражданское, трудовое, административное, уголовное, образовательное право. Изучение какой из сфер правоотношений оказалось наиболее интересным и полезным лично для Вас? Поясните свой ответ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник дидактических материалов к учебнику " Обществознание.10 класс" Е.Н.Салыгин, Ю.Г.Салыгина по теме "Экономика"
Предлагаемый сборник дидактических материалов к учебнику " Обществознание.10 класс" Е.Н.Салыгин, Ю.Г.Салыгина, по теме: " Экономика". Он предназначен для формирования и закрепления экономических...
Дидактическая игра на уроках истории и обществознания
Применение игр и игровых моментов на уроках истории и обществознания...
Мастер-класс «Использование дидактической многомерной технологии (ДМТ) на уроках истории и обществознания (на примере изучения тем «Перестройка» и «Социализация»
Цель мастер-класса: показать на примере уроков истории и обществознания в 10 и 11 классах применение дидактической многомерной технологии (ДМТ), способствующей решению проблем познавательной деятельно...
Дидактический материал по обществознанию для 6 класса
Дидактический материал составлен на основе рабочей тетради по обществознанию для 6 класс а автор Хромова И.С....
Дидактическое обеспечение урока Обществознания в 8 классе по теме: "Личность"
Предложенный материал дает возможность изучить, закрепить, а так же творчески применить полученные знания и умения по теме "Личность". Материал содержит учебную презентацию, тесты для закрепления изуч...
Дидактический материал по истории и обществознанию в работе с одаренными детьми
Дидактический материал по истории и обществознанию в работе с одаренными детьми...
Дидактические материалы по теме «Применение технологии Укрупнения дидактических единиц на уроках истории и обществознания»
Это дидактические материалы к урокам, выпоненные при помощи технологии УДЕ академика Эрдниева...