Сборник дидактических материалов к учебнику " Обществознание.10 класс" Е.Н.Салыгин, Ю.Г.Салыгина по теме "Экономика"
методическая разработка по экономике (11 класс) на тему

Предлагаемый сборник дидактических материалов к учебнику " Обществознание.10 класс" Е.Н.Салыгин, Ю.Г.Салыгина, по теме: " Экономика". Он предназначен  для формирования и закрепления экономических компитентностей у учащихся. Сборник включает  разнообразные задания по основным вопросам экономики, которые позволяют понять суть экономических процессов в стране, государстве, мире.

Дидактические материалы содержат разнообразные и разноуровневые влпросы и задания. Они имеюткак воспроизводящий, так и творческий исследовательский характер, направленный на усвоение содержания учебного материала.

Данный материал представлен в форме таблиц, учебных задач и заданий и призван помочь учащимся усвоить не только базовый компонент программы, но и способность углублению и расширению экономических знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_didakticheskih_materialov.docx60.9 КБ

Предварительный просмотр:

              МОУ « Ныробская средняя общеобразовательная школа»

                                         

       

               Сборник дидактических  материалов

           к учебнику « Обществознания. 10 класс»

           Е.Н. Салыгин,  Ю.Г Салыгина,  по теме  « Экономика»

                                                                Носова Лариса Дмитриевна,

                                                        учитель истории и  обществознания

                                                   Ныроб-2012

                       

                                    Пояснительная записка

Развитие  общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения.  Экономическая образованность и экономическое мышление формируются  не только при изучении курса экономики, но и на основе всего комплекса предметов, изучаемых в школе, обществознанию здесь принадлежит особая роль.

         На уроках обществознания 10-11 классах  по теме «Экономика»  в школе  используется  учебник  Е.Н.Салыгина,  Ю.Г.Салыгиной «Обществознание».      Обилие  новых  терминов и понятий делают  эту тему  сложной для понимания учащихся.   Таким образом, у  учителя  возникает  необходимость  создания  дополнительных   дидактических   материалов  к  уроку.

          Предлагаемый сборник дидактических материалов разработан к учебнику «Обществознание. 10 класс» Е.Н.Салыгин, Ю.Г.Салыгина, по теме  «Экономика». Он предназначен для формирования и закрепления экономических  компетентностей у учащихся. Сборник включает разнообразные  задания по основным вопросам экономики, которые позволяют понять суть  экономических  процессов  в стране, государстве, мире.

 Цель-  обеспечение практической  направленности  в преподавании экономики для формирования экономического кругозора и экономической культуры школьников.

Задачи:

- способствовать развитию навыков  самостоятельной работы;

- развивать логическое, творческое и аналитическое мышление через решение практических задач;

- способствовать профессиональному самоопределению учащихся, формированию личности, адаптированной к сознательному выбору будущей специальности, личности, экономически грамотной;

- успешная подготовка к сдаче  ЕГЭ.

Методика использования предложенных материалов

         Дидактические материалы содержат разнообразные и разноуровневые вопросы и задания. Они имеют как воспроизводящий, так и творческий исследовательский  характер, направлены на усвоение содержания учебного материала.

Данные материалы представлены в форме таблиц, учебных задач и заданий и призваны помочь учащимся усвоить не только базовый компонент программы, но и способствовать углублению и расширению экономических  знаний. Их можно использовать на уроках  для  парной либо групповой работы, индивидуальной работы, а также  при проведении диспутов, круглых столов, пресс- конференции, презентации, деловых игр.

Дидактические материалы могут быть использованы как на уроках, так и на факультативных занятиях, элективных курсах, а также как элемент внеклассной работы по предмету в системе дополнительного образования.

                                        

Описание опыта работы педагога с использованием данного методического материала

Над данным  методическим  материалом  работаю  третий  год.  Он имеет  как теоретическую направленность, так и практическую. Формы занятий разнообразны:  урок- лекция, семинары, практикумы, защита рефератов и др.

Отработка  и закрепление  основных умений и навыков осуществляется на большом числе доступных учащимся упражнений. В то же время это не означает монотонной и скучной деятельности, так как задания разнообразны по форме и содержанию, позволяют применять полученные  знания в большом многообразии ситуаций, связанных с экономикой.

Формирование экономических компетентностей происходит на фоне развития умственной деятельности - учащиеся учатся анализировать конкретные экономические ситуации, замечать существенное,  делать обобщения.

Условием, позволяющим правильно построить учебный процесс, является то, что изучение каждой темы  начинается с проведения установочных занятий, выделяется главное и, исходя из этого, дифференцируется материал: выделяются те задания, в которых происходит отработка ЗУН, и, те которые служат развитию, побуждению интереса учащихся.

Уделяется внимание развитию речи: учащимся предлагается объяснять свои действия, высказывать свою точку зрения по поводу конкретного экономического  процесса  или явления, ссылаться на известные правила, факты, высказывать догадки, предлагать способы решения.                                                                                                                          

       №19  Экономика и общество

Основные вопросы параграфа:  1. Безграничность человеческих   потребностей и ограниченность природных ресурсов

Задание 1. Закончить предложения

Условием и движущей силой жизнедеятельности человека являются удовлетворение его разнообразных потребностей : 1.________2._________3._________4._________5.__________.

Экономическая наука в центре исследования ставит проблему _______________________________________________________.    

В  истории общества   прослеживаются действия закона ______________  .

Люди не могут удовлетворить все потребности, поскольку не располагают нужным количеством ________.  Все разнообразные блага можно разделить на две группы:  1.__________________    2.__________________                                                                                  

                                                 

                                                         2. Факторы производства

Задание 1.  Дайте определения понятию.

Факторы производства- ______________________________

Задание 2. Найдите в правом столбце верные определения словам, находящимся в левом столбике, соединив их стрелками.

1.  Земля                       а) физические возможности и интеллектуальные

 2. Капитал                   способности людей, занятых в процессе товаров и услуг;                                                

3.Труд                          б) природные ресурсы, используемые в производстве

                                          товаров и услуг;

                                в) средства производства: здания, сооружения, станки,

                                     транспортные средства, т.е. то, что необходимо  для

                               создания экономических благ.

Задание 3. Ниже приведён ряд терминов. Все они за исключением одного являются факторами производства.

Земля, труд, предпринимательство, информация, право, капитал.

Найдите и запишите термин, «выпадающий» из этого ряда и относящийся к другому понятию.

Задание 4. Ответьте « да»  или «нет».

1. В современной экономике важным фактором производства становится информация.

2. Количество используемых в экономике факторов производства ограничено.

                                3. Основные проблемы экономики  

Задание1. Назовите основные вопросы  экономики

1.__________________  2.______________   3._________________

Задание 2 .  Ответьте  « да» или «нет»                                        

1. При ответе на вопрос « Что и в каком количестве производить?» предпочтение отдаётся  определённой технологии ( способам) создания благ.

2. При ответе на вопрос « Как производить?»  предпочтение отдаётся выпуску определённых товаров и услуг, причём в таких количествах, которые позволяют ограничить ресурсы.

3. Решение вопроса «Каким образом распределять?» заключается в выборе способа получения благ потребителями

 

                                                    4. Типы экономических систем

 Задание 1. Заполните таблицу.

Признаки

Традиционная

экономика

Централизованная  

( командная)

экономика        

Рыночная

экономика

Преобладающая форма собственности на средства производства

Характер экономической деятельности

Способ согласования хозяйственной деятельности

Главный мотив экономической деятельности

Задание 2. Выберите, какие из перечисленных отличительных особенностей относятся к традиционной____________________________________________

командно-административной_____________________________________ ___

рыночной__________________________________________экономике :

а) государственное регулирование на основе общественных интересов

б) мелкотоварное производство на основе частной собственности средств производства и личного вклада их владельца

в) общественная собственность на большинство экономических ресурсов

г) механизм регулирования экономической деятельности, основанный на законах спроса и предложения

д) централизованное планирование и управление предприятиям страны

е) частная собственность на используемые ресурсы

ж) помощь и поддержка предпринимательства как основного элемента экономики

з) централизованное распределение продуктов и ресурсов в экономике

и) натурально- общинные формы хозяйствования

к) распределение товаров на основе ценовых сигналов

л) защита общества от монополий и несовершенной конкуренции        

м) бюрократизм и монополизация экономики, которая в условиях отсутствия конкуренции слабо осуществляет развитие научно-технического прогресса

 

Задание 4. В плановой ( централизованной) экономике существовало огромное количество неликвидных ( ненужных) товаров. В чём причина этого явления?______________________________________________________

_________________________________________________________________

Задание 5. Докажите преимущество рыночной экономики перед другими экономическими системами___________________________________  

_______________________________________________________________

№ 20   Законы рынка

                                  Основные вопросы параграфа:   1. Закон спроса

Задание 1. Дайте определения понятиям.

Спрос-_________________________________________________________ Величина спроса-__________________________________________________ Закон спроса-_____________________________________________________

 Шкала спроса- _____________________________________________________

Задание 2. Что показывает кривая спроса:

1.______________________________2. ______________________________

 Задание 3. Тест                                                                                                                                

 1.Смещение кривой спроса на мороженое влево и вниз, скорее всего, может быть вызвано:

а) наступлением зимы

б) ростом доходов населения

в) уменьшением предложения мороженого

г) повышение цены мороженого

2. Укажите на какой товар лил услугу величина спроса увеличится при уменьшении цены на него:

а) спички

б) хлеб

в) услуги стоматолога

г) услуги косметолога

3. Причиной увеличения спроса на роликовые коньки может быть:

а) ожидание наступления сезона дождей

б) снижение цен на подшипники

в) приближение летних каникул

г) подорожание апельсинового сока

                                                   

                                                                    2.Эластичность спроса

Задание 1. Дайте определения понятиям.                                                                                        

 Эластичность спроса -____________________________________        

Спрос эластичный-___________________________________________

Спрос неэластичный-___________________________________________

Задание 2. Назовите факторы, влияющие на эластичность спроса:

1____________2____________3____________4______________5___________

Задание 3. На какие из перечисленных товаров, по вашему мнению, спрос будет эластичным, а на какие-  неэластичным:  

а) - автомобиль « Волга» ;б)  хлеб;  в)  баранина; г)   смычки для скрипок;  

д) электрические лампочки ; е)  фломастеры?

Задание 4.  Выскажите своё суждение.

В XVII в. в России был «соляной бунт», вызванный повышением цен на соль. Почему бунт не мог быть вызван повышением цен на меха? Является ли спрос на соль эластичным? Чем это объясняется?

                                                       3. Закон предложения.

Задание 1.  Дайте определения понятиям.

Предложение-__________________________________________

Величина предложения-__________________________________________

Задание 2. Закончите предложения

 Шкала и кривая предложения показывает____________________________

Закон предложения устанавливает____________________________________

Согласно закону предложения________________________________________

                                                         4. Эластичность предложения

Задание  1. Дайте определение понятиям.

Эластичность предложения- _______________________________________

Эластичное предложение-____________________________________________

Неэластичное предложение-______________________________________

Задание 2. Перечислите факторы, влияющие на увеличение или уменьшение предложения:

1.________________   2.______________________ 3._____________________

Задание 3.Выскажите своё суждение.

Может ли кривая предложения быть горизонтальной?

_________________________________________________________________

Задание  4. Укажите, чем может быть вызвано смещение кривой предложения влево вверх:

а) уменьшением спроса

б) ростом налогов

в) уменьшением обязательным отчислением на медицинское страхование

г) уменьшением эластичности предложения                                                                                        

 Задание 6.   Постройте кривые спроса и предложения.

Ситуация 1. Спрос неизменен, предложение увеличивается.

Ситуация 2. Спрос неизменен, предложение уменьшается.

Ситуация 3. Предложение неизменно, спрос увеличивается.

Ситуация 4. Предложение  неизменно, спрос уменьшается.

                                                   5. Рыночная цена

Задание1. Ответьте на вопрос.

С какими противоречиями сталкиваются продавцы  и покупатели на рынке?

___________________________________________________________________

Задание 2. Дайте определения понятию.

Равновесная рыночная цена- ________________________________

Задание 3. На графике кривые спроса и предложения направлены в разные стороны. Укажите, от чего это зависит:

а) от денежного дохода покупателя и количества товара у продавца

б) от психологии продавца и покупателя

в) от количества продавцов и покупателей на рынке

г) от количества и качества товара и желания их купить                                                                                                                                                                                                                                                                                         6. Эффект предельной полезности                                                                        

Задание1. Дайте определение понятия.                                                                

Полезность-______________________________________________

Задание 2 . Разрешите ситуации.

а) Допустим, вы покупаете пирожные по 10 р. за штуку. За первое вы отдали бы и 20 р., а за каждое следующее- на 5 р. меньше, чем за предыдущее. Купите ли вы седьмое пирожное? А восьмое?

б) Как вы объясните тот факт, что с ростом доходов потребителей доля  товаров ежедневного пользования  в их поступках снижается, а товаров длительного пользования - растёт?

в)  Студент- африканец, приехавший на учёбу в Россию, имеет 6 пар обуви. Сколько среди этой обуви ботинок, туфель и кроссовок?

                                      7.  Избыток и дефицит

Задание 1. Дайте определение понятиям.

Избыток____________________________________________________

Дефицит_______________________________________________________

Задание 2. Ответьте на вопросы:

а) Вследствие  чего могут  образоваться избыток и дефицит товаров.        

б) В плановой ( централизованной) экономике существовало огромное количество неликвидных ( ненужных) товаров. В чём причина этого явления?

_________________________________________________________________

                                                  8. «Невидимая рука» рынка.

Задание1. Ответьте «да» или « нет»

а) Несбалансированность спроса и предложения побуждает участников рынка к поиску компромисса- равновесной цены.

б) При равновесной цене в наибольшей мере удовлетворены покупатели и продавцы.

в) Автором книги «Капитал» является Адам Смит.

г) « Невидимой рукой» рынка экономисты  называют действие рыночных цен.

                         № 21   Фирмы в рыночной экономике

                                               1. Микроэкономические воздействия

Задание1. Ответьте на вопрос.

 Почему домашнее хозяйство является самым устойчивым субъектом экономических отношений?

  Задание2.  Рассмотрите схему на стр. 161  Циклические потоки  и ответьте на вопрос:

 Как взаимодействуют между собой домашнее  хозяйство и фирмы?                                                                                                        

Задание 3. Назовите условия функционирования микроэкономики:                                

1.___________________  2.___________________    3.________________

                                                 2. Понятие фирмы

Задание1.  Дайте определения понятиям.

 Фирма-____________________________________________

Предпринимательство-____________________________________________

                                        3. Организационно- правовые формы  

                                                предпринимательства.

Задание 1.  Заполните таблицу

Основные организационно- правовые виды предприятий и предпринимательства.

Виды фирмы

Достоинство

Недостатки

1

2

3

4

 Задание 2. Вы решили начать своё дело. Какой организационно- правовой форме предприятия вы отдали бы предпочтение и почему? Свой ответ обоснуйте.                                                                                

Задание 3.  В России наиболее распространённая форма организации бизнеса- это общество с ограниченной ответственностью. Как вы думаете, почему?

 Задание 4. Ответьте на вопрос.

 Почему предприятия на основе частной собственности работают, как правило, более эффективно, чем государственные предприятия?


                                                                    4. Структура бизнеса.

Задание 1. Дайте определения понятиям.

 Бизнес ( в узком смысле)-_______________________________________

 Бизнес ( в широком смысле)-_______________________________________

Задание 2.  Опишите структуру бизнеса  по схеме на стр. 167 учебника.

                                

                                        5. Менеджмент.

Задание 1.Дайте определения понятию .

Менеджмент-_____________________________________________

Задание 2. Ответьте на вопросы

а) Что изучает менеджмент

б) Какими качествами должен обладать менеджер

в) Почему в России остро ощущается нехватка хороших менеджеров                                                                                                                                                                        

                                                  6. Размер фирмы ( малый и крупный бизнес).

Задание 1.Заполните таблицу.

Размер фирмы

Достоинства

Недостатки

Малая фирма

Крупная фирма

Задание 2.  Ответьте на вопрос.

Почему государство должно оказывать поддержку малому бизнесу?

________________________________________________________________

                     

         № 22     Конкуренция и её виды

                       Основные вопросы параграфа:   1. Структура рынка

 

Задание 1. Дайте три определения понятия  « конкуренция»:

а)_______________________________________________________________

б)________________________________________________________________

в)_________________________________________________________________

 

Задание 2. Ответьте на вопрос.

Какие критерии применяются для описания структуры отрасли рынка?

________________________________________________________________                                                                                                

Задание 3.  Перечислите методы неценовой конкуренции:

а)______________________________________________________________                

б)_________________________________________________________________

в)________________________________________________________________

                           2. Совершенная конкуренция

                                3. Монополистическая конкуренция

                                4. Олигополия

                                5. Монополия

 

Задание 1.  Заполните таблицу.

  Характерные черты основных моделей рынка

Показатель

                                   Модели рынка

Совершенная

конкуренция

Монополистическая

конкуренция

Олигополия

Монополия

Число фирм

Тип

Продукта

Контроль

над

ценой

Условия

вступления

в отрасль

Задание 2.  Заполните пропуски в тексте.

Вы помните сказку « Золотой ключик» А.Толстого, в которой  Дуремар занимался редким промыслом- ловлей пиявок. Поскольку он был единственным специалистом в этой области, то можно предположить, что цены на пиявки он устанавливал сам и никто  не мог  ему в этом помешать. Следовательно, он был___________________________. Если допустить, что этим решил бы заняться и Буратино, то ситуация коренным образом изменилась бы: цена пиявок стала бы зависеть от конкурентной борьбы Дуремара и Буратино, от соотношения количества выловленных пиявок каждым из них. На каждое уменьшение цен Дуремаром Буратино должен был каким-   нибудь  образом реагировать. Кем стали бы Дуремар и Буратино ________________________________. Если же ловлей пиявок занялась бы половина жителей сказочного городка, то установилась бы единая рыночная цена, причём для каждого пиявколова эта цена представлялась бы внешней, т.е. заданной рынком без его влияния. Эта модель рынка называется _____________________. Часть жителей города, не выдержав конкуренции в ловле пиявок, разорились бы, оставшиеся продолжали бы занятия в этой отрасли, всячески рекламируя собственную торговую марку. Эта рыночная модель представляет собой _______________. А если бы государство объявило свою монополию на отлов пиявок, то его прероготивой стало бы установление цены на пиявок. Эту рыночную ситуацию можно назвать _______________________________.

Задание 3.  Существует мнение экономистов, что для определённого вида товаров необходим монополистический рынок. Согласны ли вы с такой точкой зрения? Свой ответ  аргументируйте._________________________    5.

                                                               Антимонопольная политика

Задание 1. Ответьте на вопрос.


Каковы задачи антимонопольного законодательства?  


__________________________________________________________________


 


Задание 2. Согласны, ли вы с мнением.  Обоснуйте ответ.  


Импортные товары являются эффективным средством борьбы с отечественными монополистами. Этот способ необходимо применять с осторожностью, так как можно подорвать отечественное производство.


___________________________________________________________________



№ 23   Рынок труда


Основные вопросы параграфа.   1. Понятие рынка труда



Задание 1. Дайте определения понятия.


Трудовые ресурсы-_________________________________________



Задание 2.  Заполните пропуски в тексте.


К трудовым ресурсам относится трудоспособное население. В России- это мужчины в возрасте от___ до_____ лет и женщины в возрасте от  ___ до ___лет.  Трудовые ресурсы составляют экономически активную часть трудоспособного населения.  В свою очередь, экономически активная часть населения  делится на:   1.__________________   2.___________________.


Развитие современного производства предъявило повышенные требования к качеству трудовых ресурсов: _______________________________________.


Наряду с международным рынком товаров, услуг и капиталов всё большее значение приобретает теперь и ___________________рабочей силы.


                                


                                                2. Саморегулирование рынка труда.


Задание 1 . Ответьте на вопрос.


С  помощью каких законов  происходит  саморегулирование рынка труда.


                                                


                                                                        3.Безработица и занятость.



Задание1. Дайте определения понятиям.


Безработица-________________________________________________


 Скрытая безработица-__________________________________________



Задание 2.    Перечислите функции деятельности  Службы   занятости населения:_______________________________________________________



Задание 3. Выберите из списка терминов один, не связанный с понятием


« занятость»:   трудоустройство; пособие по безработице; дееспособность; профессиональная переподготовка; безработный.



                                                4. Трудоустройство



Задание 1. Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов ( словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова ( словосочетания) и вставьте их на место пропусков. «Приём на работу оформляется _______(1) работодателя, который издаётся на основании заключённого с работником _________(2). При заключении трудового договора работник  должен представить работодателю _________( 3), страховое свидетельство государственного  пенсионного страхования, документ об образовании,__________(4), документы воинского учёта.  Трудовая книжка является  основным документом о трудовой деятельности и трудовом ________(5) работника. Приказ работодателя о приёме на работу объявляется  работнику под___________ (6) в трёхдневный срок со дня подписания трудового договора».


Список слов:  а) трудовая книжка ;  б) паспорт;  в) организация;  г) трудовой договор;  д) приказ ( распоряжение); е) работодатель; ж) трудоустройство    з)стаж;  и) расписка        



  Задание 2.    Установите соответствие между понятиями «занятость»,


« трудоустройство» и их  существенными признаками: к каждой позиции данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.



Понятия                                                              Признаки


1. Трудоустройство             А. возможность участвовать в оплачиваемых


                                                                 общественных работах  с сохранением


                                                                 пособия по безработице.


2. Занятость                          Б. Поиск подходящей работы, включая необхо-


                                        димую переподготовку, повышение квалифи-


                                        кации.


                                   В. Деятельность граждан, приносящая им заработок


                                        и не противоречащая законодательству.  


                                                 Г. Оказание гражданину помощи в устройстве на


                                        Работу.


                                      Д. Положительный итог обращения граждан в орган


                                        занятости.



Задание 3. Ответьте «да» или « нет»


а) Для приёма на работу работник должен представить работодателю справку с места жительства.


б) Для оформления на работу необходимо  заключить трудовой договор.


в) Если у работника нет трудовой  книжки, то его не примут на работу.


г ) В приказе о приёме на работу работодатель вправе указать дополнительные условия работы, которые не были записаны в трудовом договоре с работником.                                                                                                        д) Основным документом о трудовой деятельности является трудовая книжка.  



                                                              5. Расторжение трудового договора.



Задание 1. Ответьте «да» или « нет»


1. Трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работника, по инициативе администрации либо по требованию профсоюзного органа.


2. В случае расторжения трудового договора, заключённого на неопределённый срок, по инициативе работника, работник должен предупредить администрацию письменно за три недели.


3. По соглашению между сторонами трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении.


4.Трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работника в случаях нарушения администрацией законодательства о труде.


5.Расторжение трудового договора по инициативе администрации не допускается в период временной нетрудоспособности работника или его нахождения в ежегодном отпуске.


6. Не допускается также увольнение беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, одиноких матерей, имеющих детей до 14 лет ( детей- инвалидов до 16 лет).


7. Расторжение трудового договора ( контракта) оформляется  правовым актом руководителя организации.



Задание 2. Заполните таблицу.


                      Причины   расторжения трудового договора


По инициативе работника

По инициативе администрации


Задание 3. Тест (несколько вариантов ответов)


1. Работник обязан приступить к исполнению трудовых  обязанностей:


а) с момента подписания трудового договора


б) со, дня определённого трудовым договором


в) со дня подписания трудового договора


г) на следующий день после вступления трудового договора, если в договоре не оговорен иной день


2. Для каких категорий граждан Трудовой кодекс РФ устанавливает дополнительные  гарантии, компенсации и льготы?


а) женщин и лиц с семейными обязанностями


б) работников в возрасте до 18 лет


в) лиц, работающих вахтовым методом


г) надомников


д) лиц, работающих в районах Крайнего Севера


3.  Согласно ст.66 Трудового кодекса РФ, сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является:


а) предупреждение


б) выговор


в) строгий выговор


г) увольнение



                                         6. Труд молодёжи


Задание1.   Работа с учебником .  Заполните пропуски в тексте.


В соответствии с действующим трудовым законодательством по общему правилу трудовой договор может быть заключён с лицами, достигшими возраста_______лет.  Допускается приём на работу школьников и других учащихся  по достижении ими 14- летнего возраста в свободное от учёбы время и с согласия __________________.  


Приоритетным правом при трудоустройстве пользуются __________________


_________________________________________________________________.


Запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на___________________


__________________________________________________________________.


Продолжительность рабочего времени в период каникул не может превышать для учащихся в возрасте от 16 до 18 лет _______ часов в неделю и____ часов в день;  для учащихся от 14 до 16 лет__________ часов в недлю и__ часов в день.



Задание 2.Разрешите ситуацию.


Иван М. после окончания средней школы был принят на работу в торговое предприятие. Через месяц на него была заведена трудовая книжка, в которую спустя два месяца был записан выговор в связи с опозданием на работу, проводимую сверхурочно.


Какие правовые нарушения допустила администрация предприятия?



Задание 3. С опорой на знания обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите три аргумента в обоснование этого мнения.


Государство и общество должны  принимать специальные меры  содействия в трудоустройстве подростков и молодёжи.


___________________________________________________________________



№ 24      Деньги в экономике                                              Основные вопросы параграфа:               1. Возникновение денег                           



Задание  1. Дайте определения понятий.                                                          Деньги-_____________________________________________________


Стоимость- ______________________________________________________


Цена- ___________________________________


Задание  2.  Сформулируйте закон денежного обращения и запишите его в виде формулы.____________________________________________



Задание 3.  Выделите основные этапы становления денег


___________________________________________________________________



                                                             2.        Виды денег



Задание 1.Заполните  таблицу.



Вид денег

Достоинство

Недостатки

1. Безналичные:

а) векселя

б)чеки

2 Наличные денежные средства:

а)разменная монета

б)бумажные деньги

в) пластиковые карточки


Задание 2. Ответьте на вопрос.


   В декабре 1796 г., на следующий  день после того как тело умершей Екатерины II перевезли из Зимнего дворца в Петропавловский собор, перед царской резиденцией запылал костёр: жгли деньги- знаменитые екатерининские ассигнации.  Почему жгли деньги?_______________________



                                                3. Функции денег


 Задание1. Перечислите   функции денег.


1________  2____________ 3_____________ 4__________5______________


Задание 2.  Ответьте  «да» или « нет»


а) Первым товаром посредником  было золото.


б) Главное свойство денег- их надёжность.


в) Деньги выполняют  роль счётной единицы.


г) Деньги выполняют функции средства обращения, средства измерения стоимости, средства сохранения и накопления стоимости.


д) Бумажные деньги бывают в виде банкноты, пластиковой карты, казначейского билета.


е) Денежное обращение- это движение денег при выполнении ими своих функций в наличных и безналичных формах.




                                        4. Кредитно- денежная система



Задание 1.  Дайте определения понятий.


Кредит -_______________________________________________________


Банк-___________________________________________________________



Задание 2. Выделите основные этапы становления банковского дела в России_____________________________________________________________



Задание 3.  Заполните таблицу


Функции Центрального банка

Функции  коммерческих банков


Задание 4. Перечислите звенья банковской системы.   __________________________________________________________________


Задание 5. Найдите в приведённом ниже списке  функции центрального банка и запишите цифры, под  которыми они указаны.


1. эмиссия денег


2. кредитование  населения и фирмы


3. лицензирование коммерческих банков


4. пополнение золотого запаса страны


5. контроль над объёмом денежной массы


Ответ:______________________________________


 


 Задание 6. Выскажите своё мнение.


После событий 1998 г. доверие к банковской системе в России оказалось серьёзно подорвано. Отношение простых людей к банкам сейчас скорее настороженное, чем положительное.


Нужно ли простым людям хранить свои сбережения в банках?    


                           


Задание 7. Ответьте на вопрос.


Почему банки в настоящее время охотнее дают краткосрочный кредит, чем долгосрочный?_____________________________________________________



                                         5. Понятие и виды инфляции



Задание 1. Дайте определения понятию.


Инфляция-___________________________________________________


Задание 2. Заполните пропуски в тексте.


Инфляция может протекать умеренно и быть  ползучей. Цены при этом растут не более чем на ____%_в год. Многие современные экономисты считают такую  инфляцию полезной, так как она ______________________.


При  галопирующей инфляции цены растут от____% до____ % и более в год.


Такой темп может вызывать тяжёлые экономические и социальные последствия в виде_____________________________________________.



                                                6.Причины инфляции


                                                7. Борьба с инфляцией



Задание 1.Заполните таблицу


Причины инфляции

Краткая характеристика


Задание 2. Заполните таблицу : Борьба с инфляцией



Прямые методы

Косвенные методы


Задание 3. Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите три аргумента в обоснование  мнения.


« Самое разрушительное последствие инфляции – это подрыв веры граждан в своё правительство».



 

 № 25 Национальная экономика

Основные вопросы параграфа

                                        1. Государство в рыночной  экономике

Задание 1. Проследите как менялись взгляды общества на роль государства в рыночной экономике, сделайте вывод.

Задание 2. Выделите основные направления государственного вмешательства в экономику. С  помощь каких  направлений  можно сократить инфляцию в стране?

                                        2. Методы государственной экономической

                                                политики

Задание1.Заполните таблицу.

Методы государственной экономической политики.

Метод

Характеристика

1. Бюджетно- финансовое регулирование

2. Денежно- кредитное регулирование

                                                3. Валовой внутренний продукт

Задание1. Дайте определения понятиям.

ВВП-____________________________________________________________

ВНП-__________________________________________________________-

Задание 2. Тест

1. Сумма рыночных цен всех конечных продуктов , произведённых за год  непосредственно  внутри страны и только национальными производителями, называется

а) производством

б) ВНП

в) ВВП

г) национальным доходом

2. Степень экономического развития и уровень жизни в различных странах сравнивают с помощью такого показателя как

а)ВВП на душу населения

б) ВНП на душу населения

в) объём товаров и услуг, разделённых на единицу затрат

г) доля расходов семьи на питание

3. То, что производитель получает, продав свою продукцию, называется

а) валовым продуктом

б) внутренним продуктом

в) потребительской корзиной

г) валовым доходом

4. Сумма рыночных цен всех конечных продуктов ( товаров и услуг), созданных производителями данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом называется

а) производством

б) ВНП

в) ВВП

г) национальным доходом

5. Показателем экономического роста не является:

а) ВНП

б) ВВП

в) национальный доход

г) совокупный спрос

                                                         4. Экономический цикл и ВВП

 Задание 1. Ответьте « да»  или «нет»

1. Подъёмы и спады экономической активности, следующие один за другим, принято называть  экономическим циклом

2. Каждый цикл предполагает прохождение определённых фаз: подъёма, рецессии, дна, восстановления.

3. В период подъёма в экономике наблюдается частичная занятость  населения.

4. Достигнув  фазы пика, экономическая система переходит в фазу рецессии.

5. Во время рецессии производство начинает отходить от набранной мощности, а объём занятости  сокращается.

6. После прохождения   дна  экономика начинает восстанавливаться….

Задание2. Проследите влияние циклических изменений экономики  на ВВП.

__________________________________________________________________

                                 

                                           Заключение

Предлагаемый сборник дидактических материалов  обеспечивает практическую направленность  в преподавании экономики. Формирует экономический кругозор и экономическую культуру школьников. Способствует развитию логического, творческого и аналитического мышления через решение практических задач. Помогает учащимся лучше разобраться в законах  экономики, успешно подготовиться к сдаче ЕГЭ. Понять  причины и сущность тех проблем, с которыми им предстоит встретиться в недалёком будущем, научиться находить  наилучшие способы своего поведения в мире экономики.

Результаты мониторинга показывают эффективность использования дидактических материалов. После практических работ  учащиеся справляются с проверочными и контрольными работами  на 100% , процент выполнивших работ на «4» и «5» увеличивается  на 45-60%.  

С каждым годом растёт число заданий  ЕГЭ, связанных с темой «Экономика». Появляются новые задания: работа с графиками, диаграммами, составление плана по теме. Возникает необходимость  дополнять сборник дидактических материалов  новыми  типами заданий.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник дидактических материалов по английскому языку

Сборник состоит из двух частей - теоретической, включающей основы фонетики и правил чтения, и грамматический материал в сжатой и схематизированной форме. Вторая часть представляет собой двуязычный анг...

"Послушаем, что скажет лира..." Сборник дидактических материалов, посвященных жизни и творчеству сибирской поэтессы Л.Никоновой (Русский язык. 8-9 класс)

«Послушаем, что скажет лира…» - очередной сборник из серии «Людей Великих Имена». В него включены биографические сведения из жизни Любови Никонов...

Сборник дидактических материалов для оценки и формирования у учащихся информационной компетенции на уроках математики

Содержание разработки:Сборник дидактических материалов по математике для 7, 8, 9, 10, 11 классов для формирования у учащихся информационной компетенции.УМК уроков математики по использованию дидактиче...

Сборник дидактических материалов для оценки и формирования у учащихся информационной компетенции на уроках математики

Содержание разработки:Сборник дидактических материалов по математике для 7, 8, 9, 10, 11 классов для формирования у учащихся информационной компетенции.УМК уроков математики по использованию дидактиче...

Сборник дидактических материалов по дисциплине "Русский язык и культура речи"

Курс «Русский язык и культура речи» - один из основных в системе дисциплин, изучаемых в медицинских колледжах и училищах. Основная цель – повышение уровня речевой культуры студентов средних медицински...

«Путешествие по Коми краю». Сборник дидактических материалов.

«Путешествие по Коми краю». Сборник дидактических материалов....

Сборник дидактических материалов "Агрокомпонент на уроках английского языка" для 2-11 классов

Здесь вы найдете материалы для использования на уроках английского языка: стихи, тексты, ребусы, загадки и т.д. с агрокомпонентом....