Урок "Семейный бюджет"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)

Умение составления бюджета очень важно для каждого человека, как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности.

Как правильно составить бюджет?

Какие виды бюджетов бывают?

Каковы возможные дополнительные источники финансирования расходов?

Ответы на вопросы найдутся в материалах данного урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_semeynyy_byudzhet.doc823.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок:  «Семейный бюджет», 9 класс

Цель. Создать условия для формирования представлений о планировании семейного бюджета, рассмотреть соотношение доходов и расходов и объяснить последствия их неравенства или равенства.

Задачи.

1. Рассмотреть понятие  бюджет.

2. Сформировать элементарные умения составления семейного бюджета.

3. Развивать умения обобщать знания по изученному материалу.
Понятийный аппарат. Семейный бюджет, доходы, расходы и их виды, виды бюджета.

Материалы и оборудование. Кейс и приложения к нему, проектор, компьютеры.

Технологии. Кейс-технологии

Ход урока.

Нажить много денег – храбрость;
сохранить их – мудрость, 
а умело расходовать – искусство.

немецкий писатель Бертольд Авербах

Актуализация знаний

Учащиеся актуализируют знания по вопросам источников семейных доходов и расходов, работая в парах.

Классифицируют семейные расходы и доходы.        

Формулируют тему, отвечая на вопросы учителя.

Запись темы урока в тетрадь

Целеполагание

Учащиеся формулируют цели урока и составляют план самостоятельно

Учитель корректирует работу учащихся, и фиксирует план урока на доске

 1.Что такое семейный бюджет

2.Как должны соотносится доходы и расходы семейного бюджета.

3. С какой целью составляется бюджет семьи.

4. Как составить семейный бюджет

Открытие  новых  знаний

Учащиеся формулируют понятие:

Семейный бюджет

Доходная часть бюджета

Расходная часть бюджета

Выполняют задание. Определяют последствие ситуаций:

1)Если Д>Р

2) Если Р<Д

3) Если Д=Р

1276517328 justicia

Применения  нового  знания

Кейс-задание

Рефлексия.

Вопросы для обсуждения по материалам кейса:

1.        Как вы понимаете пословицу «Не доходом разживаются, а расходом»?

2.        Какой урок вы извлекли из решения практических задач?

3.        Какие математические знание при этом вы применяли?

4.        Из чего складывается семейный бюджет?

5.        Какие пути экономии семейного бюджета вы можете предложить?

6.        Знаете ли вы народные пословицы, мудрые мысли об экономии, бережливости?

7.        Проанализируйте материалы кейса и сделайте вывод, может ли семья с меньшим доходом жить материально гораздо лучше семьи с большим доходом? Вывод обоснуйте.

Домашнее задание.

Учитель предлагает наполнить копилку условными деньгами (каждому вопросу соответствует условная купюра), отвечая на следующие вопросы:

« Я смогу самостоятельно составить семейный бюджет»

« Я смогу составить семейный бюджет только с помощью взрослых»

« Я не смогу составить семейный бюджет. Для меня это слишком сложно».

На основании количества набранных условных купюр, делаем выводы о достигнутых результатах.

Структура и содержание кейса:

Кейс № 1«Семейный бюджет»

Тип кейса: Кейс-задание (учебная ситуация-кейс с формированием проблемы)

Основное содержание темы, понятия, термины: семейный бюджет, доходы, расходы и их виды, виды бюджета.

Образовательные ресурсы: программное средство MicrosoftOfficeExcel, Powerpoint, сеть интернет;

Оборудование: кейс и приложения к нему, проектор, компьютеры.

Результат кейса: образовательный –создание индивидуального авторского продукта.

Практическая задача:  Подобрать летний тур, учитывая следующие ограничения:

  1. Семейный бюджет;
  2. Отдых для семьи из трёх человек (родители и ребёнок-школьник) на 10 ночей;
  3. Отдых на море, территориальные рамки: российское побережье Чёрного моря;
  4. Посещение дельфинария и одной любой экскурсии;

Задание № 1:

Составьте бюджет вашей семьи на месяц, сгруппируйте основные статьи расходов и доходов по предложенным категориям в в Microsoft Office Excel

Проанализируйте данную таблицу, определите тип бюджета и подумайте, какие затраты относятся к постоянным (обязательным), а какие к переменным.

Задание № 2: Исходя из месячного бюджета вашей семьи определите какую сумму вы можете потратить на поездку, которая состоится через пять месяцев.

Задание № 3:

Спланируйте конкретные варианты отдыха для семьи, учитывая ограничения 1-4, используя предложения тур-операторов или спланируйте самостоятельный отдых («дикарём»).

Задание № 4:  У вас готов вариант тура, но вам захотелось дополнить его экскурсией в «Олимпийскую деревню» в г. Сочи. Проанализируйте сколько это будет стоить и можно ли сэкономить из бюджета эту сумму или лучше отказаться от данной экскурсии, либо предложите другой вариант.

Задание № 5: Сделайте презентацию проекта летнего отдыха данной семьи с учётом их бюджета. Презентация должна включать в себя следующие пункты:

1.        Место отдыха, условия проживания, питание, досуг (экскурсии, посещение дельфинария и т.п.);

2.        Предполагаемая сумма на отдых, которая должна включать стоимость тура (если это не туристическая путёвка, то затраты на транспорт, проживание, питание, экскурсии), сувениры, непредвиденные затраты и т.д.

3.        Способ финансирования (собственные сбережения, кредит и т.д.) или предложения по оптимизации бюджета, то есть сокращению расходов для достижения поставленной цели – организации летнего отдыха на море с заданными ограничениями.

Критерии оценивания

Критерий

Шкала оценивания

1

Составление бюджета

0 баллов – не правильно определены виды статей расходов и доходов,  не правильно определён вид бюджета;

1 балл – правильно определены виды статей расходов и доходов,  правильно определён вид бюджета;

2

Учёт ограничений

О баллов – больше половины ограничений не выполнено;

1 балл – учтено больше половины ограничений;

2 балла – учтены все ограничения;

3

Учёт «внештатных» ситуаций

0 баллов - «внештатные ситуации не учтены;

2 балл – учтены «внештатные» ситуации  и предложены конкретные  способы разрешения.

3

Реалистичность вашего проекта путешествия с учётом бюджета семьи

0 баллов – решение не применимо на практике;

1 балл – решение применимо на практике, но не учтены какие-то его элементы, риски;

2 балла – решение применимо на практике, учтены все риски;

4

Наглядность (многообразие способов) представления результатов – графики, диаграммы, схемы, таблицы, иллюстрации и т.д.

0 баллов – проект не обеспечен наглядными материалами;

1 балл – проект представлен в большей степени в виде текста, не обеспечен графическими материалами;

2 балла – проект представлен наглядно, обеспечен разнообразным графическим материалом;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра "Рациональный потребительский бюджет или социально зрелая семья"

В игре моделируются процессы распределения доходов семьи по основным статьям бюджета, сведения баланса доходной и расходной части семейного бюджета.Цель игры:   Ознакомить участников со структуро...

Урок-обобщение по теме "Бюджет и бюджетные отношения"

Урок посвящен закреплению и обобщению знаний учащихся по теме "Бюджет и бюджетные отношения". Урок проводится в форме соревновательного марафона. Можно использовать не только в качестве самостоятельно...

Исследовательская работа по математике на тему: «Пополнение семейного бюджета»

  Во время мирового кризиса и экономического положения нашей страны очень актуальным является экономичное ведение подсобного хозяйства в сельской местности. Я хочу показать выгоду ис...

Налоги и бюджет

Презентация по теме "Налоги и бюджет"  для уроков обществознания, экономики. Содержит дедактивный материал: можно испоьзовать и в электронном и бумажном варианте....

Урок по технологии на тему «Бюджет семьи. Доходная и расходная части бюджета» для 9 класса

Урок по теме сопровождается слайдовой презентацией, раскрывает понятия "бюджет семьи", "расходная и доходная части бюджета", привлекает учеников к активному участию в формировании семейного бюджета....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 03. «Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами» для специальности РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 03. «Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами»

Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080114 «Эк...

Семейный бюджет . Доходная и расходная части бюджета

Планируемые личностные результаты освоения: У учащихся будут сформированы:- готовность и способность к саморазвитию  и личностному самоопределению;-  способность ставить цели и строить ...