Рабочая программа по обществознанию. 11 класс
рабочая программа по обществознанию (11 класс)
Рабочая программа по обществознанию 11 класс по учебнику Боголюбова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_klass_rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu.docx | 63.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ивановская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании педсовета Заместитель директора по УВР Директор
Протокол № 1 ___________ Ефремова Р.А. _________ Охлопкова С.А.
от «28» августа 2020 г. «___» ___________ 2020 г. «___» ___________ 2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
для 11 класса
Автор-составитель:
учитель истории и обществознания
Путря Надежда Анатольевна
2020
Пояснительная записка
Данная программа соответствует федеральному компоненту Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и предусматривает изучение материала на базовом уровне. Преподавание предмета «Обществознание» в 2019-2020 учебном году осуществляется в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 10–11 класс. Базовый уровень // Программы общеобразовательных учреждений: История. Обществознание: 10 –11 кл. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – С. 66 – 73.
3. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (Приказ Министерства образования РФ от05.03.2004г №1089).
4. Приказ Минобрнауки РФ № 345 от 28.12.2018 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования».
5. «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для ОУ РФ, реализующих программы общего образования (приказ МО РФ от 09.03 2004 № 1312)»
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.11. 2008г № 362 «Об утверждении Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования».
7. Санитарно-гигиенические правила и нормы СанПин2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»
8. Приказ Минобрнауки РФ № 345 от 28.12.2018 г «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»
9. Устав МБОУ Ивановская СОШ
10. Учебный план МБОУ Ивановская СОШ на 2020-2021 учебный год.
11. Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в МБОУ Ивановская СОШ
12. Годовой календарный учебный график МБОУ Ивановская СОШ на 2020-2021 учебный год.
Рабочая учебная программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой и др. без изменений и дополнений.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования. В том числе: в X и XI классах по 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. По учебному плану МБОУ Ивановская СОШ – 68 часов.
Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено
на достижение следующих целей:
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человек и гражданина.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать
• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
• особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Критерии оценки знаний учащихся
Отлично (оценка «5»):
- Вы продемонстрировали великолепное знание и полное понимание предметов обсуждения;
- Излагаете информацию уверенно, полно и уместно;
- Великолепно используете терминологию, точно и уверенно демонстрируете полное понимание процессов, фактов, событий и связей между ними;
- Где это необходимо, знания примерны, детальны и уместно;
- Знания могут использоваться Вами произвольно в деталях и полностью развитых объяснениях;
- Умеете самостоятельно подбирать примеры
Хорошо (оценка «4»):
- Вы продемонстрировали хорошее знание и понимание предметов обсуждения;
- Уместно и связно излагаете информацию, хорошо используете терминологию;
- Полностью понимаете процессы, факты, события и связи между ними;
- Продемонстрированные Вами знания и приведенные примеры детальны и уместны;
- Вы можете детально их использовать в адекватных, хорошо развитых объяснениях
Удовлетворительно (оценка «3»):
- Вы продемонстрировали удовлетворительные знания и понимание предметов обсуждения;
- При изложении информации используете их довольно уместно и связно;
- Аккуратно используете терминологию;
- Есть явные основания полагать, что вы понимаете процессы, факты, события и связи между ними;
- Уместно используете фактические знания и приводите примеры, содержащие необходимые детали;
- Объяснения адекватны и неплохо развиты
Неудовлетворительно (оценка «2»):
- Вы продемонстрировали ограниченное знание и понимание предметов обсуждения;
- При изложении информации используете их уместно или связно;
- Сравнительно уместно используете терминологию
- Есть основания полагать, что Вы ограниченно понимаете процессы, факты, события и связи между ними;
- Там, где необходимо при изложении материала приводятся примеры, но в них отсутствуют детали;
- Объясните неполны и носят упрощенный характер
Критерии оценки знаний учащихся:
- Отметка «5» выставляется в том случае, когда в ответе выпускника полно и верно раскрыто основное содержание вопроса, соблюдена логическая (или хронологическая) последовательность элементов ответа; общие положения конкретизируются фактами, обосновываются аргументами.
- Отметка «4» выставляется в том случае, когда в ответе выпускника содержится верное освещение темы вопроса, но отсутствует полнота его раскрытия; соблюдена логика изложения, но отдельные положения ответа не подтверждены фактами, не обоснованы аргументами.
- Отметка «3» выставляется в том случае, когда в ответе выпускника приведены отдельные несистематизированные положения, отсутствует конкретизация их фактами или частично приведены отдельные верные факты.
- Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений, искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, отмечается такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Критерии оценивания знаний учащихся с помощью тестов:
- Оценка «5» (отлично) ставится, если верные ответы составляют 90% - 100% от общего количества вопросов
- Оценка «4» (хорошо) может быть поставлена, если верные ответы составляют 70% - 89% от общего количества вопросов
- Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если работа содержит 50% - 70% правильных ответов
- Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если работа содержит ниже 50% правильных ответов.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Рекомендуется проведение следующего минимального набора практических работ по обществознанию:
- работа с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
- критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;
- решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;
- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
- участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументацию своей позиции, оппонирование иному мнению;
- осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработку индивидуальных и групповых ученических проектов;
- подготовка рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем;
- осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления.
Выбор учебника по обществознанию
Рабочая программа составлена к учебнику:
1. Л.Н.Боголюбов «Обществознание», 11 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций: базовый уровень, М.: «Просвещение», 2018. – 335 с.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
11 класс (68ч)
Введение (1 ч)
Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА (26 ч)
Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.
Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.
Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Роль фирм в экономике РФ. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности в РФ.
Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.
Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости в РФ.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.
Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА (16 ч)
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.
Религиозные объединения и организации в РФ, РК Опасность тоталитарных сект.
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.
Социальная структура общества. Социальные группы. Социальное неравенство. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные интересы.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Социальные контроль. Девиантное поведение. Преступность.
Нации и межнациональные отношения. Род, племя, народ, нация. Межнациональные конфликты. Национализм. Культура межнациональных отношений.
Семья и быт. Функция семьи. Брак. Бытовые отношения.
Гендер – социальный пол. Эмансипация. Гендерная идентичность.
Молодёжь в современном обществе. Молодёжные субкультуры.
Демографическая ситуация в РФ. Миграция. Проблема неполных семей в РФ.
ГЛАВА 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА (20 ч)
Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.
Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России.
Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации,
Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.
Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения в РФ.
Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.
Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ (2 ч)
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации
Итоговое повторение -3 часа
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Разделы программы по обществознанию 11 класс | Количество часов | Контрольные работы | |
1 полугодие | Введение | 1 ч. | |
Глава 1. Экономическая жизнь общества | 26 ч. | 1 | |
Глава 2. Социальная сфера | 5 ч. | 1 | |
2 полугодие | Глава 2. Социальная сфера | 11 ч. | 1 |
Глава 3. Политическая жизнь общества | 20 ч. | 1 | |
Итоговое повторение | 5 ч. | 3 | |
ИТОГО | 68 |
Формы контроля:
- Тестирование
- Поурочный контроль
- Фронтальный опрос
- Письменный опрос
- Выборочный опрос
Педагогические технологии:
- Проблемное обучение
- Проблемная лекция
- Информационные технологии
- Групповые технологии:
– классно – урочная
- лекционно - сименарское
Библиография курса
литература для учителя
Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 10 – 11 класс. Базовый уровень // Программы общеобразовательных учреждений: История. Обществознание: 10 –11 кл. – 2-е изд. – М.: Просвещение,2012 – С. 66 – 73.
Рабочие программы по обществознанию, экономике и праву», 10-11 классы, М.: «Глобус», 2009
Л.Н.Боголюбов «Обществознание», 11 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений: базовый уровень, М.: «Просвещение», 2012
Дополнительно:
Кравченко А.И., Певцова Е.А. «Обществознание», 11 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений:- М.: ООО «Русское слово – учебник»,2012.
Методические пособия
- Т.П.Бегенеева «Поурочные планы по обществознанию», 10 класс, М., Издательство «ВАКО», 2010
- Методические рекомендации по курсу Человек и общество», в 2-х частях, под редакцией Л.Н.Боголюбова, М.: «Просвещение», 2007
Дидактические материалы
- МП.А.Баранов Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Общество.:Просвещение, 2010
Материалы для контроля
- А.В.Клименко, С.В.Краюшкина «Тесты по обществознанию», 10 класс, М.: Издательство «Экзамен»,2008
- Тесты. Обществознание. 10-11класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. – М.: ООО «РУСТЕСТ», 2006;
- Единый государственный экзамен 2006-2010. Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-Центр, 2006-2010;
- Кравченко А. И. Задачник по обществознанию для 10-11 кл.: учебное пособие. - М.: Русское сло-2006;
- Тесты. Обществознание. 10-11класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. – М.: ООО «РУСТЕСТ», 2006;
- Единый государственный экзамен 2015-2016. Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-Центр, 2016
- Ф Сборники КИМов за 2009, за 2010, за 2011,2012,2013 годы
- А. Ф. Щеглов «Обществознание», Экономика / Схемы. Тесты –М.: Материк – Альфа,2006
литература для учеников
Л.Н.Боголюбов «Обществознание», 10 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений: базовый уровень, М.: «Просвещение», 2011
В.В.Румынина «Обществознание», учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы, М.: «Дрофа», 2006
«Духовная жизнь общества», М.: Издательство «АСТ»,2008
Пархоменко И.Т. Обществознание: вопрос и ответ/ Пособие для старшеклассников и абитуриентов средних специальных и высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: «Учитель», 2004;
Дополнительно! –
Кравченко А.И., Певцова Е.А. «Обществознание», 11 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений:- М.: ООО «Русское слово – учебник»,2012.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Курса (10 – 11)
Основные Internet-адреса:
- http://www.mon.gov.ru – Министерство образования и науки;
- http://www.fipi.ru – Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений;
- http://www.ege.edu.ru – Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ);
- http://www.probaege.edu.ru – Портал Единый экзамен;
- http://www.probaege.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»;
- http://www.infomarker.ru/top8.html - RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 11 КЛАСС
№ | Тема урока | Кол-во часов | Виды и формы контроля | Планируемые результаты обучения | Домашнее задание | Дата |
1 | Введение | 1 | Знакомство с учебником | |||
Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА (26 часа) | ||||||
2-3 | Роль экономики в жизни общества | 2 | Ответы на вопросы. Самостоятельное выполнение учащимися задания №1 к параграфу. Обсуждение полученных результатов. Задания в формате ЕГЭ. | Владение понятиями «экономика, уровень жизни, уровень бедности». Умение устанавливать связи между развитием общества и его экономической жизнью, между экономикой и другими сторонами жизни общества. Способность определять свою позицию по отношению к экономическим преобразованиям в нашей стране и в мире в целом. | §1 | |
4-5 | Экономика: наука и хозяйство | 2 | Устные ответы. Выполнение индивидуальных заданий. Заполнение таблицы «Разделы экономической науки». Задания в формате ЕГЭ. | Владение понятиями «экономическая наука, макроэкономика, микроэкономика, мировая экономика, валовой внутренний продукт». Раскрывать на примерах изученные теоретические положения. Развитие умения объяснять с опорой на ключевые экономические понятия явления социальной действительности. Понимание проблемы ограниченности экономических ресурсов и способов её решения. | §2, задания № 1, 3, 4. | |
6-7 | Экономический рост и развитие | 2 | Беседа, фронтальный опрос, развёрнутые монологические ответы. Выполнение дифференцированных заданий. | Овладение понятиями «экономический рост, экономическое развитие, экономический цикл». Раскрывать на примерах изученные теоретические положения. Умение определять и оценивать последствия цикличности развития экономики для личности и общества. Умение искать и использовать информацию, характеризующую уровень благосостояния граждан. | §3 Документ к параграфу | |
8-9 | Рыночные отношения в экономике | 2 | Устные ответы. Заполнение таблицы. Вопросы для закрепления темы. Беседа по вопросам. | Владение понятиями «спрос, предложение, рыночное равновесие, конкуренция, монополия. Раскрывать на примерах изученные теоретические положения. Умение находить и использовать информацию для характеристики ситуации на рынке. | §4 Документ к параграфу | |
10-11 | Фирмы в экономике | 2 | Устный опрос. Самостоятельная познавательная работа с текстом учебника (поиск ответа на проблемный вопрос). Заполнение таблицы «Факторы производства – факторные доходы». | Владение понятиями «фирма, факторы производства, издержки производства, прибыль». Развитие умения моделировать практические ситуации, связанные с расчётами показателей экономической деятельности. Сформированность умений использовать экономическую информацию для оценки конкретных ситуаций и выбора стратегии эффективного экономического поведения. | §5 Вопросы к параграфу | |
12-13 | Правовые основы предпринимательской деятельности | 2 | Устный опрос. Выполнение индивидуальных заданий. Работа с документами. Заполнение таблицы «Субъекты предпринимательских отношений». | Владение понятиями «предпринимательские правоотношения, принципы предпринимательского права, лицензирование, государственная регистрация». Умение объяснять явления социальной действительности с опорой на базовые понятия права. | §6, задание № 5. | |
14-15 | Слагаемые успеха в бизнесе | 2 | Устный опрос. Практическая работа с текстом учебника. Выполнение практических заданий. | Владение понятиями «менеджмент, маркетинг, банковский кредит». Развитие умения применять экономические знания для решения типичных задач в области экономических отношений, анализа и объяснения экономических процессов. Оценивание возможности собственного участия в предпринимательской деятельности. | §7, вопросы для самопроверки | |
16-17 | Экономика и государство | 2 | Устный опрос. Выполнение индивидуальных заданий. Задания в формате ЕГЭ. | Владение понятиями монетарная и фискальная политика. Знание важнейших механизмов государственного регулирования экономики. Совершенствование умений поиска информации для характеристики проявлений государственной экономической политики. | §8, задание 5 | |
18-19 | Финансы в экономике | 2 | Устный опрос. Практическая работа с учебным текстом, документом. Решение учебно–познавательных задач. Задания в формате ЕГЭ. | Владение понятиями «финансы, банковская система, инфляция, финансовые институты». Развитие умения выявлять связи между отдельными экономическими явлениями и состоянием экономики в целом. Совершенствование умений формулировать свою точку зрения о влиянии инфляционных процессов в стране на уровень жизни населения. Сформированность представлений о роли финансовой темы в экономике. | §9, Задания 1, 3, 4. | |
20-21 | Занятость и безработица | 2 | Устный опрос. Работа с документами. Выполнение творческих заданий. Обсуждение проблемных вопросов. Заполнение таблицы «Виды безработицы». | Умение поиска и выделения необходимой информации для выбора способа рационального поведения в условиях рынка труда. Умение различать экономические и социальные последствия безработицы. Понимание проблем социально – трудовой сферы жизни общества и способность определять собственное отношение к ним. Сформированность представлений о роли государства в обеспечении занятости. | §10. Вопросы к параграфу. | |
22-23 | Мировая экономика | 2 | Устный опрос. Выполнение индивидуальных заданий. Практическая работа со схемой, документом, таблицей «Международная торговля и политика государства». | Владение понятиями «мировая экономика, глобализация, международное разделение труда». Представление о месте и роли России в мировом хозяйстве, взгляд на мировую экономику с точки зрения интересов нашей страны. Способность выявлять связи между проблемами глобализации и состоянием мирового хозяйства, состоянием национальных экономик и развитием мировой экономики в целом. | §11, Задание № 3. | |
24-25 | Экономическая культура | 2 | Устный опрос. Обсуждение проблемных вопросов. Выполнение практических заданий. Работа с документами, схемой, диаграммами, таблицей «Структура потребительских расходов домашних хозяйств России». | Владение понятиями «экономическая культура, экономический интерес, экономическая свобода». Понимание проблемы зависимости цели, характера и результатов экономической деятельности от уровня развития экономической культуры. Сформированность целостного представления о рациональной модели поведения в экономической сфере жизни общества. Развитие умения устанавливать взаимосвязь между экономической свободой и социальной ответственностью хозяйствующих субъектов. | §12, задание № 5. | |
26-27 | Урок обобщения по теме «Экономическая жизнь общества» | 2 | Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации. Тестирование. | Применять социально-экономические знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. | Повторить §1-12. | |
Глава 2. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА (16 часов) | ||||||
28-29 | Социальная структура общества | 2 | Практическая работа по решению познавательных задач. Работа с источниками. Задания в формате ЕГЭ. | Знание понятий «социальная структура, социальная дифференциация, социальное неравенство, социальная стратификация». Понимание особенностей маргинальных групп и связанных с ними рисков. Целостное представление о социальной структуре общества. | §13, Документ к параграфу. Задания № 2, 3. | |
30-31 | Социальные нормы и отклоняющееся поведение | 2 | Развёрнутые монологические ответы. Выполнение индивидуальных заданий. Самостоятельная работа с источниками. Заполнение таблицы «Социальные нормы». Контрольная работа по итогам семестра | Умение определять и пояснять смысл понятий «социальные нормы, социальный контроль, отклоняющееся (девиантное) поведение, самоконтроль». Указывать элементы социального контроля, раскрывать роль социального контроля в жизни общества. Называть признаки отклоняющегося поведения. Формулировать свою точку зрения на причины возникновения отклоняющегося поведения. | §14, Вопросы и задания к параграфу. | |
32-33 | Нации и межнациональные отношения. | 2 | Устный опрос. Решение учебно–познавательных задач. Заполнение схемы «Формы (виды) этнических общностей». Задания в формате ЕГЭ. | Владение базовыми понятиями «нация, межнациональные отношения, толерантность». Развитие навыков оценивания социальной информации о нациях и межнациональных отношениях, умений поиска информации в источниках разного типа с целью объяснения и оценки разнообразных проявлений межнациональных отношений. Владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни. | § 15. Вопросы и задания к параграфу. | |
34-35 | Семья и быт. | 2 | Устный опрос. Практическая работа с источником к параграфу. Работа с познавательными заданиями к § 16. | Знание базового понятия «семья как социальный институт», владение понятиями «нуклеарная семья», «многопоколенная семья», «социальный институт брака». Знание социальных функций семьи. Понимание взаимосвязи семьи и общества. | § 16 Вопросы и задания к параграфу. | |
36-37 | Гендер – социальный пол | 2 | Устный опрос. Выполнение индивидуальных заданий. Практическая работа с текстом учебника. Задания в формате ЕГЭ. | Владение базовыми понятиями «гендер, гендерная идентичность». Умение выявлять причинно–следственные связи поступков и поведения с учётом традиционных гендерных предписаний. Навыки оценивания социальной информации о гендерном поведении гендерных стереотипах. | §17 Вопросы для самопроверки | |
38-39 | Молодёжь в современном обществе. | 2 | Устный опрос. Выполнение индивидуальных заданий. Задание № 1 к параграфу. | Владение базовыми понятиями «молодёжь, субкультура, молодёжная субкультура». Умение применять полученные знания о молодёжи и молодёжной субкультуре в повседневной жизни. Навыки оценивания социальной информации по молодёжной тематике, поиска информации в источниках различного типа (нормативных правовых актах). | §18. Задания № 2 – 4 | |
40-41 | Демографическая ситуация в современной России. | 2 | Устный опрос. Работа с текстом источника. Проектная работа по группам. Задания в формате ЕГЭ. | Знание базовых понятий «демографическая ситуация, рождаемость, смертность, депопуляция, иммиграция». Понимание взаимосвязи демографических процессов и социальной политики. Целостное представление о демографических процессах. Понимание влияния демографических процессов на роль России в многообразном глобальном мире. | §19 Вопросы и задания к параграфу. | |
42-43 | Урок обобщения по теме «Социальная сфера». | 2 | Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации. Тестирование. | Актуализировать имеющиеся знания о существовании и положении определённых социальных групп в различные периоды жизни общества. | Повторить § 13-19 | |
Глава 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА (20 часов) ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (5 часов) | ||||||
44-45 | Политика и власть | 2 | Выполнение индивидуальных заданий. Практическая работа с документами. Решение задач. | Владение базовыми понятиями политологии «политика» и «власть». Умение поиска политической информации в источниках различного типа с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. | §20 Вопросы и задания к параграфу. | |
46-47 | Политическая система | 2 | Устный опрос. Заполнение таблиц «Структура политической системы», «Функции государства», «Политические режимы». | Владение базовыми понятиями «система, государство, политический режим». Сформированность навыков оценивания политической информации. Владение умением применять полученные знания, прогнозировать последствия принимаемых решений. | §21. Вопросы для самопроверки | |
48-49 | Гражданское общество и правовое государство | 2 | Устный опрос. Выполнение индивидуальных заданий. Работа с текстом учебника и выполнение заданий. | Владение понятиями «правовое государство, гражданское общество». Умение выявлять взаимосвязи правового государства и гражданского общества, личности и государства. Умение применять знания о правовом государстве и гражданском обществе в повседневной жизни. | §22. Документ к параграфу. Задания № 4, 5. | |
50-51 | Демократические выборы | 2 | Устный опрос. Самостоятельная работа с источниками. Решение учебно–познавательных задач. | Владение понятием «демократические выборы». Умение критически воспринимать предвыборную информацию из различных источников, делать самостоятельные выводы. Умение оценивать предвыборные программы и заявления кандидатов с точки зрения их актуальности и реалистичности, соответствия собственным взглядам и ожиданиям. | §23. Документ к параграфу. Задание 2. | |
52-53 | Политические партии и партийные системы | 2 | Устный опрос. Выполнение индивидуальных заданий. Практическая работа по выполнению заданий. Заполнение таблицы «Типы партийных систем». | Владение понятиями «политическая партия, общественно – политическое движение, партийная система». Умение давать оценку деятельности политических партий и общественно – политических движений с позиций демократических ценностей и норм. Умение применять полученные знания о российской многопартийности в повседневной жизни. | §24. Задание № 2 к §. | |
54-55 | Политическая элита и политическое лидерство | 2 | Устный опрос. Выполнение индивидуальных заданий. Практическая работа с текстами. Задания в формате ЕГЭ. | Владение понятиями «политическая элита, политическое лидерство, политический лидер». Владение умениями применять полученные знания о политической элите и политическом лидерстве в общественно – политической жизни. Сформированность навыков оценивания политической информации, её поиска в источниках политико-идеологического характера для объяснения и оценки политических явлений и процессов. | § 25 Вопросы для самопроверки | |
56-57 | Политическое сознание | 2 | Устный опрос. Выполнение индивидуальных заданий. Самостоятельная работа – таблица «Современные политические идеологии». | Владение понятиями «политическое сознание, политическая идеология, политическая психология». Умение оценивать деятельность политических институтов и политиков (цели, методы, эффективность), а также прогнозировать последствия принимаемых ими решений. Умение применять полученные знания при оценке текущих и исторических событий. | §26 Вопросы и задания к параграфу. | |
58-59 | Политическое поведение | 2 | Устный опрос. Выполнение индивидуальных заданий. Самостоятельная работа с текстом и ответы на вопросы. | Владение понятиями «политическое поведение, политическое участие, политический экстремизм», классификация форм политического поведения и способов его регулирования. Умение анализировать политическое поведение и давать ему оценку в зависимости от формы. Умение применять полученные знания о многообразных формах политического поведения при оценке текущих и исторических событий и при выборе собственной формы политического поведения. | §27. Вопросы для самопроверки | |
60-61 | Политический процесс и культура политического участия | 2 | Устный опрос. Решение учебно–познавательных задач. Выполнение тестовых заданий. | Владение понятиями «политический процесс, политическое участие, политическая культура». Умение выявлять связи между политическим процессом, участием в нём граждан и уровнем их политической культуры. Умение применять знания о возможных формах участия гражданина в политическом процессе для выбора адекватных целей и средств собственных политических действий. | §28. Задания № 1, 2, 3 | |
62-63 | Урок обобщения по теме «Политическая жизнь общества» | 2 | Фронтальный опрос. Выполнение дифференцированных заданий. Тестирование. | Фактор использования политической власти. Политическая деятельность, направленная на использование власти для достижения определённых целей – изменения или сохранения существующего общественного устройства. | Повторить §20 - 28 | |
64-65 | Взгляд в будущее (заключение) | 2 | Работа с документами. Практическая работа с вопросами для самопроверки и заданиями. | Владение понятиями «угрозы и вызовы 21 века, постиндустриальное общество». | Стр. 320-326 | |
66-68 | Итоговое повторение (общество и человек; экономика и социальные отношения; правовое регулирование общественных отношений). | 3 | Фронтальный опрос. Выполнение дифференцированных заданий. Выполнение тестовых заданий и заданий в формате ЕГЭ. Контрольная работа по итогам семестра | Правильное использование основных экономических терминов. Характеризовать основные социальные группы российского общества, распознавать их сущностные признаки. Характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления; Анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями. Объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и юридической ответственности несовершеннолетних; Находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные. | Ответы на вопросы, решение тестов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...