Обществознание 6 класс. Рабочая программа
рабочая программа по обществознанию (6 класс)

Федорова Светлана Александровна

Рабочая программа по курсу "Обществознание. 6 класс" к учебнику под редакцией Г.А. Бордовского

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fsa_6_obshchestvo_2020.doc242.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 69 Калининского района Санкт-Петербурга

«Принято»                              на Педагогическом совете образовательного

учреждения

«Утверждаю»

Директор школы

_________

Рабочая программа учебного курса

«Обществознание»

для   6 класса

основного общего образования

Учитель:

Фёдорова С.А.

2020-2021

учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена на основе:

  • федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»);
  • образовательной программы основного общего образования ГБОУ СОШ №69 Калининского района Санкт-Петербурга;
  • положения о рабочих программах учебных предметов ГБОУ СОШ №69 Калининского района Санкт-Петербурга;
  • примерной основной образовательной программы основного общего образованияпо обществознанию;

Описание места учебного предмета в учебном плане

В учебном плане на изучение предмета «Обществознание» на уровне основного

общего образования в VI классе предусмотрен 1  час в неделю (34 часа в год).

Данная рабочая программа рассчитана на 34 ч. в 6 «Б», 6 «В» кл.

Срок реализации рабочей программы - один учебный год.

Реализация программы по предмету или ее части может осуществляться  с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в предусмотренных Законом формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся с использованием разрешенных и рекомендованных Интернет-ресурсов (Портал дистанционного обучения ЦОКОиИТ СПб, Российская электронная школа, Учи.ру, Лекториум, Интернет урок, Якласс, площадка образовательного центра «Сириус», Московская электронная школа и другие ресурсы, утвержденные в рамках школьных методических объединений).

Описание учебно-методического комплекта

учебник:

Обществознание: мир человека:  6 класс: учебник для учащихся  общеобразовательных учреждений  / В.В. Барабанов, И.П. Насонова; под общ.ред. Г.А. Бордовского. - М.: Вентана-Граф, 2013.

пособия для учителя:

  • Обществознание: программа: 5 - 9 классы общеобразовательных учреждений / авт.-сост.  Соболева О.Б., Медведева О.В. – М.: Вентана-Граф, 2012.
  • учебник: Обществознание: мир человека:  6 класс: учебник для учащихся  общеобразовательных учреждений  / В.В. Барабанов, И.П. Насонова; под общ.ред. Г.А. Бордовского. - М.: Вентана-Граф, 2013.

Общая характеристика курса

Учебный предмет «Обществознание» ставит цель:

дать школьнику социальные и нравственные нормы жизни, ориентировать на определённую иерархию ценностей, способствовать формированию жизненного опыта и развитию определённых способов деятельности.

Задачи реализации учебного предмета «Обществознание» в основной школе:

  • воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
  • развитие личности на исключительно важном этапе её социализации – в подростковом возрасте: повышение уровня духовно-нравственной, политической и правовой культуры;
  • углубление интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  • формирование способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю;
  • повышение мотивации к высокопроизводительной наукоёмкой трудовой деятельности;
  • формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нём и доступной по содержанию для школьников;
  • овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;
  • освоение учащимися способами познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимыми для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
  • формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленных законом;
  • предпрофильное самоопределение школьников.
  • главная задача курса обществознания в 6 классе познакомить учащихся с проблемами происхождения человека, его физического, психического и духовного развития; познакомить с различными проявлениями человеческой индивидуальности – характером, темпераментом, способностями.

Контроль успеваемости и аттестация обучающихся

Для проведения текущей и промежуточной аттестации учащихся  используются  виды контроля: поурочный и тематический.

Поурочный контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала в процессе изучения темы и носит стимулирующий, корректирующий и воспитательный характер. Периодичность оценивания результатов учебной деятельности каждого учащегося при поурочном контроле определяется педагогом в зависимости от специфики изучаемого учебного материала, методов, форм и технологий обучения, индивидуальных особенностей учащихся.

Тематический контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала определённой темы (тем). При осуществлении тематического контроля оцениваются достижения учащихся не по отдельным элементам (как при поурочном контроле), а в логической системе, соответствующей структуре учебной темы.

Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их сочетании.

Для осуществления контроля используются различные методы и средства:

  • индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах;
  • собеседования;
  • дидактические тесты;
  • сочинения, эссе;
  • самостоятельные работы, лабораторные (работа с документами, и т.п.) и практические работы (с учебником, иллюстрацией, и др., составление плана, таблицы),  учебно-исследовательские проекты и др.  

На уроках обучающимися используются самоконтроль и взаимоконтроль.

Контроль знаний позволяет: определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся  по предмету, установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.

Система оценки достижений учащихся.        

  • Оценка «5»: дается четкий, развернутый ответ на поставленный вопрос, все ключевые понятия темы, даются определения и описания, нет фактических неточностей, речь правильная, включаются факты, поддерживающие детали.
  • Оценка «4»: большинство ключевых понятий и фактов хорошо определяются, описываются, есть небольшие фактические неточности, речь правильная.
  • Оценка «3»: определяется и описывается около половины ключевых понятий, проблем и фактов. Около половины объема информации правильной, остальная неверная, неточная или отсутствует.
  • Оценка «2»: определяется незначительное количество (либо отсутствует полностью) ключевых понятий, проблем, фактов, в основном информация неверная или не относится к поставленному вопросу.

Нормы оценки тестовых заданий:

«5»: 89 - 100%;

«4»: 69 - 88%;

«3»: 50 -68% выполненных заданий.

Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в следующих формах:  тематические  диспуты;проекты;олимпиады, конкурсы, соревнования;досугово-развлекательные акции ( инсценировки).

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ, Положением о промежуточной аттестации, утвержденным в ГБОУ СОШ № 69 Калининского района Санкт-Петербурга в форме: выставление оценки за четверть и за год.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты

Ученик научится (базовый уровень)

Ученик получит возможность научиться (повышенный уровень)

Человек. Деятельность человека

  • использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
  • характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
  • в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
  • характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
  • приводить примеры основных видов деятельности человека;
  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов
  • выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;
  • оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
  • оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
  • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;
  • моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.

Общество

  • демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
  • распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
  • характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
  • различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
  • выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
  • характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
  • на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
  • раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
  • конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
  • наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
  • выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
  • осознанно содействовать защите природы.

Социальные нормы

  • раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
  • различать отдельные виды социальных норм;
  • характеризовать основные нормы морали;
  • критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
  • раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
  • характеризовать специфику норм права;
  • сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
  • раскрывать сущность процесса социализации личности;
  • объяснять причины отклоняющегося поведения;
  • описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
  • использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
  • оценивать социальную значимость здорового образа жизни.

Сфера духовной культуры

  • характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
  • описывать явления духовной культуры;
  • объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
  • оценивать роль образования в современном обществе;
  • различать уровни общего образования в России;
  • находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
  • описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
  • объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
  • учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;
  • раскрывать роль религии в современном обществе;
  • характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
  • описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
  • характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
  • критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.

Социальная сфера

  • описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;
  • объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
  • характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
  • выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
  • приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
  • описывать основные социальные роли подростка;
  • конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
  • характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
  • объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
  • характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
  • раскрывать основные роли членов семьи;
  • характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
  • раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
  • выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
  • формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
  • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;
  • находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.

Политическая сфера жизни общества

  • объяснять роль политики в жизни общества;
  • различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
  • давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
  • различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
  • раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
  • называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
  • характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
  • осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
  • соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.

Гражданин и государство

  • характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
  • объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
  • раскрывать достижения российского народа;
  • объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
  • называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
  • осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
  • характеризовать конституционные обязанности гражданина.
  • аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
  • использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.

Основы российского законодательства

  • характеризовать систему российского законодательства;
  • раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
  • характеризовать гражданские правоотношения;
  • раскрывать смысл права на труд;
  • объяснять роль трудового договора;
  • разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
  • характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
  • характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
  • конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
  • характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
  • раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
  • анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
  • исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
  • находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
  • на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
  • оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
  • осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.

Экономика

  • объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
  • различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
  • раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
  • характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
  • характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
  • объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;
  • называть и конкретизировать примерами виды налогов;
  • характеризовать функции денег и их роль в экономике;
  • раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
  • анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
  • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
  • раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
  • характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
  • использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
  • обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
  • анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
  • выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
  • анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
  • решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
  • грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
  • сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.

Метапредметные результаты

Личностные УУД

Ученик научится (базовый уровень)

Ученик получит возможность научиться (повышенный уровень)

В рамках когнитивного компонентабудут сформированы:

• историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, её географических особенностях; знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;

• образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;

• знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;

• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

• готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);

• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

• готовность к выбору профильного образования.

Выпускник получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия

Регулятивные УУД

Ученик научится (базовый уровень)

Ученик получит возможность научиться (повышенный уровень)

• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• устанавливать целевые приоритеты;

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• построению жизненных планов во временно2й перспективе;

• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

• основам саморегуляции эмоциональных состояний;

• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные УУД

Ученик научится (базовый уровень)

Ученик получит возможность научиться (повышенный уровень)

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• основам коммуникативной рефлексии;

• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные УУД

Ученик научится (базовый уровень)

Ученик получит возможность научиться (повышенный уровень)

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

• основам рефлексивного чтения;

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

• организовывать исследование с целью проверки гипотез;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Тематическое планирование

Обществознание. 6 класс (68 ч)

Распределение материала курса по разделам и темам

Разделы, темы

Количество часов

1

Введение. Мир человека

1

2

Глава 1. Человек — часть природы

5

3

Глава 2. Познавая мир и самого себя

9

4

Глава 3. Деятельность человека

9

5

Глава 4. Жизненный путь человека

4

6

Глава 5. Человек в мире культуры

4

7

Заключение. Жизненные ценности человека

2

Итого

34

Основное содержание учебного курса

Обществознание 6 класс.

 Мир человека

Введение (1 час)

Что мы узнаем о человеке. Почему  эти знания важны. С какими трудностями мы столкнёмся.  В чем будет заключаться наша работа по освоению учебного материала курса. Итоговое повторение.

Человек – часть природы (4часа)

Связь первобытного человека и природы. Происхождение человека в мифах и религиях народов мира. Библия о сотворении человека.

Эволюционная теория происхождения человека. Пути эволюции. Расовый состав человечества.

Природная сущность человека. Сходство и различия человека и животных. Развитие отношений человека и природы в современном мире. Итоговое повторение.

Познавая мир и самого себя (8 часов)

Психика. Мозг. Сознание человека. Ощущение и восприятие. Сознательное и бессознательное. Процесс мышления. Способы познания мира. Речь и мышление. Память. Виды памяти. Развитие памяти. Внимание. Эмоции человека и животных. Чувства. Эмоциональный мир человека. Контроль над эмоциями.  Темперамент. Характер, черты характера. Воспитание характера. Индивидуальность.  Способности человека. Развитие способностей. Гениальность. Итоговое повторение.

Деятельность человека (8 часов)

Произвольное и непроизвольное поведение. Недопустимость агрессивного поведения. Поведение и поступок. Мотивы поступков. Результаты поступков. Подвиг.

Потребности. Виды потребностей. Потребности человека и животных.  Потребности и интересы.

Деятельность. Виды деятельности: игра, труд, учение. Творчество.

Общение. Виды общения. Средства общения.  Правила общения. Этикет. Отношения между людьми. Социализация.  Симпатия и антипатия. Любовь и дружба.

Мораль в жизни человека. Добро и зло. Совесть и долг. «Золотое правило» морали. Идеал. Ненасилие, милосердие, благотворительность. Итоговое повторение.

Жизненный путь человека (4 часа)

Возрастная периодизация человеческой жизни. Детский, подростковый и юношеский возраст. Здоровый образ жизни. Опасность алкоголизма и наркомании.

Зрелость: активный труд, самореализация, мужские и женские социальные роли, интересная жизнь.

Старость: интеллект, жизненный опыт, значение семьи, долголетие. Итоговое повторение.

Человек в мире культуры (4 часа)

Великое множество культур. Материальная и духовная культура. Духовные ценности. Традиции и обряды. Национальные традиции народов России.  Толерантность. Вера и доверие.  Религиозная вера. Свобода совести. Веротерпимость.

Искусство. Виды искусства. Наука. Методы научного познания мира. Виды наук. Художественное и научное познание. От индивида к личности. Личность и духовное развитие. Мировоззрение. Самоопределение и самооценка. Свобода и ответственность. Пути и формы социализации. Итоговое повторение.

Заключение (1 час)

Жизненные ценности человека.

Резерв (4 часа)

Ресурсное обеспечение образовательного процесса

Цифровые образовательные ресурсы:

 «Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/

«Решу ОГЭ» https://soc-oge.sdamgia.ru/

«Решу ВПР» https://soc6-vpr.sdamgia.ru/

http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам.

http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.

http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.

http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание.

http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social — Обществознание в школе (дистанционное обучение).

http://www.lenta.ru   —   актуальные   новости   общественной жизни.

http://www.fom.ru — Фонд общественного мнения (социологические исследования). http://www.ecsocman.edu.ru — Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный образовательный портал.

http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html — Граждановедение. Приложение к «Учительской газете».

http://www.hpo.opg — Права человека в России.

http://www.uznay-prezidenta.ru — Президент России — гражданам школьного возраста. http://www.mshr-ngo.ru — Московская школа прав человека.

http://www.ombudsman.gov.ru — Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт.

http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm — Декларация прав школьника. nttp://www.school-sector.relarn.ru/prava/ — Права и дети в Интернете.

http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm — Духовная жизнь общества.

http://www, countries. ru /library, htm — Библиотека по культурологии. http://www.russianculture.ru/ — Культура России.

http://www.ecolife.ru/index.shtml — Экология и жизнь. Международный экологический портал.

http://www.ecosysterna.ru/ — Экологический центр «Экосистема».

http://www.priroda.ru/ — Национальный портал «Природа России».

http://www.fw.ru — Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).

http: //www.glossary.ru/ — Глоссарий по социальным наукам

http://www.ihtik.lib ru/encycl/index.html — Энциклопедии, словари, справочники.

Календарно – тематическое планирование. Обществознание. 6 «б», 6 «в» кл.

№  урока

Тема урока

Тип/ форма урока

Планируемые результаты

Виды

и формы контроля

Дата проведения

Предметные

УУД

план

факт

1

Введение. Мир человека

Комбинированный урок

Представление о человеке и человеческом отношении  ко всему окружающему

Осознавать какое значение и смысл имеет учение, извлекать информацию из текста, составлять целое из частей, работая в группах; составлять план своих действий

опрос устный

Человек- часть природы – 5 ч.

2.

Происхождение человека. Мифы, религия, версии, гипотезы.

Комбинированный урок

Давать определения понятиям: тотем, миф, Библия.

знать – что такое тотем;

пересказывать библейскую версию происхождения человека и подтверждать примерами то, что человек осознавал себя частью природы.

Воспроизводить информацию, содержащуюся в устном изложении учителя

Уметь высказывать свою точку зрения.

опрос устный

3.

На пути эволюции

Комбинированный урок

Давать определения понятиям: эволюция, Человек разумный.

Воспроизводить информацию, содержащуюся в устном изложении учителя

Уметь работать в паре и высказывать свое мнение

опрос устный

4.

Люди: похожие и непохожие

Урок изучения нового материала

Давать определения: расы, европеоиды, негроиды, монголоиды.

Знать по каким признакам люди отличаются друг от друга;

Выявлять особенности внешнего облика представителей негроидной расы и чем они объясняются; какие факторы влияют на сохранение внешнего облика некоторых народов.

Уметь работать в паре и высказывать свое мнение.

Оценивать собственные действия и отношение других людей с позиции толерантности

опрос письменный

5.

В гармонии с природой

Урок изучения нового материала

Осознавать значимость биологического и социального в человеке, воспринимать себя как неотъемлемую часть общества;

Уметь при работе с текстом выяснить: как менялось отношение человека к природе и как человек обогащал свой опыт, наблюдая за инстинктивным поведением животных.

Уметь доказательно  высказывать свою точку зрения.

опрос устный

6.

Защита проекта «Самый лучший рассказ»

Обобщение и систематизация знаний

Показать уровень усвоения  материала по теме «Самый лучший рассказ»

Использовать умения работать над проектом, составлять план, проводить самооценку, слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять практическую деятельность

учебно-исследовательский проект

Познавая мир и самого себя – 9 ч.

7.

Путешествие в глубь сознания

Урок изучения нового материала

Знать, что такое психика и называть основные процессы психики; Понимать роль сознания в жизни человека; давать определения понятиям – сознание, самосознание, бессознательное;

Уметь  работая с текстом, определить какую роль в процессе познания играет мозг и в чем различие ощущений и восприятий;

Работа в группе.

опрос устный

8.

Как человек познает мир

Урок изучения нового материала

Понимать роль познания в жизни человека;

давать определения понятиям – познание, мышление, ощущение, восприятие, представление, умозаключение, понятие, суждение.

Уметь, работая с текстом, извлекать главные мысли, составлять план; работать в паре.

Уметь формулировать и аргументировать собственное мнение.

опрос устный

9.

Как рождаются мысли

Урок изучения нового материала

Давать определения понятиям – познание, мышление, ощущение, восприятие, представление, умозаключение, понятие, суждение

Уметь формулировать и аргументировать собственное мнение.

Уметь устанавливать причинно-следственные связи.

опрос устный

10.

Память

Урок изучения нового материала

Понимать роль памяти; давать определения понятиям: память, внимание

уметь рассказывать, как работает память, почему внимание называют помощником памяти;

Уметь устанавливать причинно-следственные связи.

Выяснить, как сделать процесс запоминания более продуктивным;

Высказывать свою точку зрения и работать в группе.

опрос устный

11.

Эмоциональный мир человека

Комбинированный урок

Осознать значимость эмоционально-чувственного познания мира; оперировать новыми терминами: эмоции, чувства, настроение; учиться самостоятельно контролировать свои эмоции.

Уметь объяснять: как в эмоциях проявляется внутренний мир человека и какими способами человек выражает свое эмоциональное состояние;

Работать в паре.

опрос письменный

12.

Воспитываем характер

Комбинированный урок

Знать: что такое темперамент и какую роль он играет в жизни человека;

Выявлять: какие существуют типы темпераментов и как они проявляются в жизни;

Осознать важность воспитания в себе положительных черт характера,  силы воли, критического отношения к себе и адекватного к окружающим.

Работая в группе, доказательно объяснять: почему характер каждого человека является уникальным.

опрос устный

13.

Способности человека

Комбинированный урок

Знать: что такое гениальность, задатки и способности; какие качества характера необходимы для развития способностей и талантов;

Выявить: факторы, влияющие на развитие способностей; способности, которые обусловлены физическими данными человека;

Характеризовать факторы, влияющие на формирование способностей.

Работая в группе, объяснить -  почему гениев, как правило, плохо понимают их современники?

опрос устный

14.

Человеком рождаешься, личностью становишься.

Комбинированный урок

Формировать эмоционально положительное принятие своей личности, воспитывать уважение к личности, ее достоинствам;

формировать и развивать доброжелательное отношение к окружающим, адекватно оценивать себя и других, опираясь на нормы морали.

опрос устный

15.

Защита проекта «Познаю себя и других»

Обобщение и систематизация знаний

Показать уровень усвоения  материала по теме « Познавая мир и самого себя»

Использовать умения работать над проектом, составлять план, проводить самооценку, слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять практическую деятельность

учебно-исследовательский проект

Деятельность человека  - 9 ч.

16

Поведение и поступок

Комбинированный урок

Знать: что такое поведение, поступок.

Устанавливать причинно-следственные связи между потребностями и поступками человека.

Оценивать с позиции норм морали собственные потребности, формировать негативное отношение к неразумным потребностям человека; Работать в паре с текстом и отвечать на вопросы.

опрос устный

17.

Потребности и интересы.

Урок -практикум

Знать: что такое поведение, поступок.

Уметь: давать характеристику непроизвольного и произвольного поведения и из курса истории Древнего мира, приводить примеры агрессии одного народа против другого.

осуществлять классификацию потребностей и приводить примеры, устанавливать причинно-следственные связи между потребностями и поступками человека.

Оценивать с позиции норм морали собственные потребности, формировать негативное отношение к неразумным потребностям человека; Работать в паре с текстом и отвечать на вопросы.

практикум

18.

Что такое деятельность

Урок -практикум

Знать определение понятий «деятельность» и «творчество», виды деятельности.

осознавать, что деятельность способствует развитию таких качеств личности как упорство, целеустремленность;

Формировать положительное отношение ко всем видам деятельности; понимать, что результат деятельности влияет на развитие человека, его самооценку; оперировать новыми терминами;  планировать  свою деятельность

практикум

19.

Назначение человека в разумной деятельности

Комбинированный урок

Выяснить: что необходимо для успешной деятельности, что мешает процессу творчества.

осознавать, что деятельность способствует развитию таких качеств личности как упорство, целеустремленность;

Формировать положительное отношение ко всем видам деятельности; понимать, что результат деятельности влияет на развитие человека, его самооценку; планировать  свою деятельность

опрос устный

20.

Как общаются люди

Урок -практикум

Знать, что такое общение, основные средства общения.

Выявить формы речевого общения и другие.

приводить примеры различных средств и форм общения;

Использовать формы обращения к неизвестным людям.

Осознавать значимость общения для человека; уметь формулировать и аргументировать собственное мнение, осуществлять взаимоконтроль и взаимопонимание

практикум

21.

Отношения между людьми

Урок -практикум

Знать: что такое социализация личности, симпатия и антипатия.

Выявить: какую роль играет мотив поведения «делать как все» в становлении личности, какие качества необходимы человеку для жизни в обществе.

Формировать и развивать доброжелательные отношения к окружающим; формировать терпимое отношение к людям с противоположными взглядами и убеждениями; оперировать новыми терминами;

давать конструктивную оценку себе и окружающим

Работать в группе при обсуждении заданий.

практикум

22.

Симпатия, антипатия. Дружба, любовь

Комбинированный урок

Знать определения понятий «дружба», «любовь».

Выяснить, в чем проявляется дружба и любовь.

Формировать и развивать доброжелательные отношения к окружающим; формировать терпимое отношение к людям

Высказывать свою точку зрения и работать в группе

опрос устный

23.

Мораль в жизни человека

Комбинированный урок

Знать: что такое мораль, в чем сущность «Золотого правила» морали.  

Осознать значимость морали для жизни общества; оценивать с позиции норм морали свое поведение и поступки, а также поведение и поступки окружающих;

Оперировать новой терминологией.

Обсуждая в группе жизненные ситуации, высказывать свою точку зрения. Уметь приводить примеры из жизни.

опрос устный

24.

Защита проекта «Мой идеал»

Обобщение и систематизация знаний

Показать уровень усвоения  материала по теме «Деятельность человека»

Использовать умения работать над проектом, составлять план, проводить самооценку, слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять практическую деятельность.

учебно-исследовательский проект

Жизненный путь человека – 4 ч.

25.

Легко ли быть молодым?

Комбинированный урок

Знать, что такое инфантилизм, как развивается новорожденный ребенок

Выяснить: почему у ребенка дошкольного возраста развито любопытство, почему подростковый возраст называют «переходным», какие особенности юношеского возраста.

Внимательно относиться к  своему здоровью; осознать значимость здорового образа жизни.

Высказывать свою точку зрения и работать в группе.

опрос устный

26.

На пике активности

Комбинированный урок

Знать, в чем заключаются особенности домашней работы, чем досуг отличается от домашней работы.

Выяснить: почему возраст 20-25 лет вполне благоприятен для создания семьи, каковы основные жизненные достижения сорокалетнего человека.

Осознать значимость периода зрелости и оценивать с нравственной позиции свое отношение к людям старшего возраста; давать определения новым понятиям; уметь строить диалог с людьми разного возраста.

опрос устный

27.

От зрелости к старости

Комбинированный урок

Знать: в чем особенность пожилого возраста;

Выяснить, почему период жизни от 40 до 60 лет называют «золотой порой», каких людей называют пожилыми и в чем особенность этого возраста.

Оценивать с нравственной позиции свое отношение к людям старшего преклонного возраста;

Уметь строить диалог с людьми преклонного возраста.

опрос устный

28.

Защита проекта «Три возраста»

Обобщение и систематизация знаний

Показать уровень усвоения  материала по теме «Жизненный путь человека»

Использовать умения работать над проектом, составлять план, проводить самооценку, слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять практическую деятельность.

учебно-исследовательский проект

Человек в мире культуры –4 ч.

29.

Наше наследие

Комбинированный урок

Знать: что такое толерантность, что относится к вещественным памятникам культуры, что такое духовная культура.

Выяснить: посредством чего передаются ценности духовной культуры, основные ценности духовной культуры.

Уметь работать с текстом

уметь выражать собственную точку зрения, работать в группе.

опрос устный

30.

Во что мы верим

Комбинированный урок

Знать: что такое вера, атеизм, свобода совести; мировые религии.

Уметь выделять особенности религиозной веры.

знать мировые религии, оперировать новыми терминами: вера, свобода совести, атеизм, гуманизм.

Осознать значимость духовной свободы для человека;

Работать в группе, приводить примеры из истории, литературы, жизни, когда вера человека становится основой его благородных поступков.

опрос письменный

31.

Искусство и наука

Урок изучения нового материала

Знать определения понятиям «искусство», «наука, виды искусства, что и как изучают ученые.

Объяснять связь искусства и науки с творчеством.

Выяснить, как создаются художественные произведения.

Формировать бережное отношение к культурному наследию; уметь выражать собственную точку зрения, уметь ставить цель

опрос устный

32.

Защита проекта

«Духовная культура народов»

Обобщение и систематизация знаний

Оценивать с позиции норм морали свое поведение и поступки, а также поведение и поступки окружающих; формировать терпимое отношение к людям с противоположными взглядами и убеждениями;

Использовать умения работать над проектом, составлять план, проводить самооценку, слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять практическую деятельность.

учебно-исследовательский проект

Заключение – 2 ч.

33.

«Жизненные ценности человека»

Урок -практикум

Показать уровень усвоения  материала по теме «Жизненные ценности человека»

Осознать значимость духовной свободы для человека.

Уметь выражать собственную точку зрения, уметь ставить цель; устанавливать причинно-следственные связи

практикум

34.

Итоговое повторение по курсу «Обществознание 6 класса»

Обобщение и систематизация знаний

Показать уровень усвоения  материала

Уметь выражать собственную точку зрения, уметь ставить цель; устанавливать причинно-следственные связи

групповой опрос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обществознание, ФГОС, рабочая программа и КТП на 5 класс Боголюбов

Уже готовая рабочая программа по Боголюбову 5 класс, согласно книги издательства  КТП для 5 класса с указанием УУД для каждого раздела или урока. Испотльзуйте в своей работе, сама книга в PDF-фор...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

обществознание 8 класс рабочая программа

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса. Спецкурс...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...