Обществознание, ФГОС, рабочая программа и КТП на 5 класс Боголюбов
календарно-тематическое планирование по обществознанию (5 класс) на тему
Уже готовая рабочая программа по Боголюбову 5 класс, согласно книги издательства КТП для 5 класса с указанием УУД для каждого раздела или урока. Испотльзуйте в своей работе, сама книга в PDF-формате мною здесь уже представлена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvoznanie_5_klas_fgos.doc | 271 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка:
Источники составления программы:
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Утвержден
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 - http://standart.edu.ru/
- Рабочая программа по Обществознанию 5 класс. –Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. – М.: Просвещение, 2014.
- Тематическое планирование курса обществознания для 5 класса. - Обществознание. Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова: пособие для учителей общеобразоват.учреждений / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. – М.: Просвещение, 2014.
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ. Рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2013 году http://www.alleng.ru/d/soc/soc_gia_shkala.htm
Актуальность изучения курса обществознания:
«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.
Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению.
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого — тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого -- тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.
Цели и задачи учебного предмета:
Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:
• воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
• формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
• овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
• формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельно
сти; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Методы и формы решения поставленных задач:
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагает использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.
На старшей ступени основной школы расширяется круг источников социальной информации: помимо учебного содержания курса по обществознанию, собственного социального опыта, шире привлекаются материалы электронных и печатных СМИ, научно-популярная и публицистическая литература. Организуется также изучение небольших фрагментов педагогически не адаптированных текстов, начинается использование элементов проектных методик.
Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий. Учителю важно хорошо представлять себе их образовательные возможности и в то же время отчетливо осознавать границы их применения, уметь органически сочетать эти технологии с традиционными методиками.
Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.
Аргументация изменения количества часов по темам и разделам курса «Обществознание» 5 класса в сравнении с авторской программой:2 заключительных урока отведены на итоговое повторение и зачетный урок в связи с введением в школе зачетной системы.
Аргументация использования резервных часов: резервных часов по курсу «Обществознание» 5 класс – 10 ч.Они распределены по всем темам для увеличения времени на уроках для выполненияпознавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности
Инструментарий для оценивания результатов: устные ответы, тестирование, контрольные работы, мониторинги, самостоятельные работы, зачеты, творческие работы, участие в конкурсах, конференциях и др.
Система оценки достижений учащихся: пятибалльная система, портфолио, зачетная система
Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, группового обучения, программированного обучения, музейная педагогика, тестового контроля
Нормы оценки знаний за устный ответ учащихся
Нормы оценки знаний учащихся по истории и обществознанию
Оценка 5:
Ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса: правильно раскрыто содержание понятий, ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания и дополнительные сведения.
Оценка 4:
Ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный, есть неточности в изложении понятий, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
Оценка 3:
Ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечётко определяет понятия, затрудняется в самостоятельном объяснении, непоследовательно излагает материал.
Оценка 2:
Ответ неправильный, не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя.
Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по обществознанию
% выполнения | 0-35 | 36-60 | 61-85 | 86-100 |
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по истории и обществознанию
Отметка Содержание | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 Общая информация | Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана. | Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс. | Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса. | Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса. |
2 Тема | Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны. | Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно. | Сформулирована и раскрыта тема урока. Ясно изложен материал. | Сформулирована и раскрыта тема урока. Полностью изложены основные аспекты темы урока. |
3 Применение и проблемы | Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный. | Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный. | Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен. | Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем. |
Критерии оценки мультимедийной презентации
СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ | Максимальное количество баллов | Оценка группы | Оценка учителя |
| 5 | ||
| 10 | ||
| 5 | ||
СОДЕРЖАНИЕ | |||
| 15 | ||
| 10 | ||
| 10 | ||
| 5 | ||
ОРГАНИЗАЦИЯ | |||
| 10 | ||
| 5 | ||
| 10 | ||
| 5 | ||
ОБЩИЕ БАЛЛЫ Окончательная оценка: | 90 |
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел, учебная тема | Всего часов | В том числе на: | Творческие работы, проекты | ||
уроки | лабораторно-практические работы | контрольные работы, зачеты, мониторинги | ||||
1 | Вводный урок | 1 | 1 | |||
Глава 1. Человек | 6 | 6 | ||||
2-3 | Загадка человека.п.1 | 2 | 2 | Проект «На кого я похож» | ||
4-5 | Отрочество – особая пора жизни.п.2 | 2 | 2 | |||
6 | Практикум по теме «Человек». с.24-25 | 1 | 1 | 1 | ||
Глава 2. Семья | 4 | 4 | ||||
7 | Семья и семейные отношения.п.3 | 1 | 1 | |||
8 | Семейное хозяйство.п.4 | 1 | 1 | |||
9 | Свободное время.п.5 | 1 | 1 | Презентации «Мое хобби» (совместно с родителями, старшими школьниками) | ||
10-11 | Практикум по теме «Семья» | 2 | 2 | 2 | ||
Глава 3. Школа | 5 | 5 | ||||
12-13 | Образование в жизни человека.п.6 Промежуточный мониторинг. | 2 | 2 | 0,5 | ||
14-15 | Образование и самообразование.п.7 | 2 | 2 | Проект «Советы самому себе: как улучшить свою учебную деятельность» | ||
16 | Одноклассники, сверстники, друзья.п.8 | 1 | 1 | Презентации «Мой класс» (совместно с родителями, старшими школьниками) | ||
17 | Практикум по теме «Школа» | 1 | 1 | 1 | ||
Глава 4. Труд | 4 | 4 | ||||
18-19 | Труд – основа жизни.п.9 | 2 | 2 | Сообщения о благотворителях и меценатах | ||
20-21 | Труд и творчество.п.10 | 2 | 2 | Проект «Народные умельцы» | ||
22-23 | Практикум по теме «Труд» | 2 | 2 | 2 | ||
Глава 5. Родина | 9 | 9 | ||||
24-25 | Наша Родина – Россия.п.11 | 2 | 2 | |||
26-27 | Государственные символы России.п.12 | 2 | 2 | Проект «Государственные символы России» | ||
28-29 | Гражданин России.п.13 | 2 | 2 | |||
30-31 | Мы – многонациональный народ.п.14 | 2 | 2 | Проект «Мы – многонациональный народ» | ||
32-33 | Практикум по теме «Родина». Итоговый мониторинг | 2 | 2 | 2 | 0,5 | |
34 | Итоговое повторение | 1 | 1 | |||
35 | Зачет по курсу обществознания 5 класс | 1 | 1 | 1 | ||
Итого: | 35 | 35 | 8 | 2 |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР___
МО учителей истории ______________________
От ___________№1 расшифровка подписи;
______ роспись руководителя МО ОУ дата
_____________________________
Расшифровка подписи
Календарно – тематический план:
№ п/п | Раздел, учебная тема | Количество часов | Дата | Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) | Оборудование урока | Педагогическая технология | Тип урока | ||
План | Факт | |||||||||
1 четверть – 8 часов | ||||||||||
1 | Вводный урок | 1 | Что нам предстоит узнать. Чему мы должны научиться. Как работать с учебником и рабочей тетрадью в классе и дома. | Карта Российской Федерации Плакаты с изображением государственных символов РФ Рисунки и плакаты, посвященные достопримечательностям родного края Учебник Рабочая тетрадь | Проблемная, здоровьесберегающая, ИКТ | Урок «открытия» нового знания | ||||
Тема 1. Человек | 6 | Личностные: - мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
Регулятивные:
Коммуникативные:
Познавательные:
| ||||||||
2-3 | Загадка человека.п.1 | 2 | Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек — биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность | Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни. Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека. Сравнивать свойства человека и животных | Учебник Рабочая тетрадь Презентация Дидактический раздаточный материал: текст «Волчонок Балу» | ИКТ, здоровьесберегающая, проблемная, проектная | Урок «открытия» нового знания Урок отработки умений и рефлексии | |||
4-5 | Отрочество – особая пора жизни.п.2 | 2 | Отрочество особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность — показатель взрослости | Описывать отрочество как особую пору жизни. Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости | Учебник Рабочая тетрадь Презентация Дидактический раздаточный материал | ИКТ, здоровьесберегающая, исследовательская, игровая | Урок «открытия» нового знания Урок отработки умений и рефлексии | |||
6 | Практикум по теме «Человек». с.24-25 | 1 | умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике | Учебник Рабочая тетрадь Презентация Дидактический раздаточный материал | ИКТ, здоровьесберегающая, группового обучения | Урок отработки умений и рефлексии | ||||
Тема 2. Семья | 4 | Личностные: - мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
Регулятивные:
Коммуникативные:
Познавательные:
| ||||||||
7 | Семья и семейные отношения.п.3 | 1 | Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы | Показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи. Сравнивать двухпоколенные и трёхпоколенные семьи. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов. Выражать собственную точку зрения на значение семьи | Учебник Рабочая тетрадь Презентация Дидактический раздаточный материал | ИКТ, здоровьесберегающая, проблемная | Урок «открытия» нового знания | |||
8 | Семейное хозяйство.п.4 | 1 | Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства | Характеризовать совместный труд членов семьи. Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя. Описывать собственные обязанности в ведении семейного хозяйства | Учебник Рабочая тетрадь Презентация Дидактический раздаточный материал | ИКТ, здоровьесберегающая, проблемная | Урок «открытия» нового знания | |||
2 четверть – 8 часов | ||||||||||
9 | Свободное время.п.5 | 1 | Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни | Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени. Описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития. Характеризовать значимость здорового образа жизни | Учебник Рабочая тетрадь Презентация Дидактический раздаточный материал Презентации «Мое хобби» | ИКТ, здоровьесберегающая, исследовательская | Урок «открытия» нового знания | |||
10-11 | Практикум по теме «Семья» | 2 | умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике | Учебник Рабочая тетрадь Презентация Дидактический раздаточный материал | ИКТ, здоровьесберегающая, группового обучения | Урок отработки умений и рефлексии Урок развивающего контроля | ||||
Тема 3. Школа | 5 | Личностные: - мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
Регулятивные:
Коммуникативные:
Познавательные:
| ||||||||
12-13 | Образование в жизни человека.п.6 Промежуточный мониторинг. | 2 | Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования | Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом. Описывать ступени школьного образования | Учебник Рабочая тетрадь Презентация Дидактический раздаточный материал Закон об образовании | ИКТ, здоровьесберегающая, исследовательская | Урок «открытия» нового знания Урок отработки умений и рефлексии | |||
14-15 | Образование и самообразование. п.7 | 2 | Образование и самообразование. Учёба — основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться | Характеризовать учёбу как основной труд школьника. Опираясь на примеры из художественных произведений, выявлять позитивные результаты учения. С опорой на конкретные примеры характеризовать значение самообразования для человека. Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития. Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний | Учебник Рабочая тетрадь Презентация Дидактический раздаточный материал Художественные произведения (отрывки) | ИКТ, здоровьесберегающая, проблемная | Урок «открытия» нового знания Урок отработки умений и рефлексии | |||
16 | Одноклассники, сверстники, друзья.п.8 | 1 | Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс | Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека. Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями | Учебник Рабочая тетрадь Презентация Дидактический раздаточный материал Презентации «Мой класс» | ИКТ, здоровьесберегающая, проблемная | Урок «открытия» нового знания | |||
3 четверть – 9 часов | ||||||||||
17 | Практикум по теме «Школа» | 1 | умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике | Учебник Рабочая тетрадь Презентация Дидактический раздаточный материал | ИКТ, здоровьесберегающая, группового обучения | Урок отработки умений и рефлексии | ||||
Тема 4. Труд | 4 | Личностные: - мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
Регулятивные:
Коммуникативные:
Познавательные:
| ||||||||
18-19 | Труд – основа жизни.п.9 | 2 | Труд - основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд - условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство | Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества. Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека. Различать материальную и моральную оценку труда. Приводить примеры благотворительности и меценатства. Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде | Учебник Рабочая тетрадь Презентация Дидактический раздаточный материал Сообщения о благотворителях и меценатах | ИКТ, здоровьесберегающая, проблемная | Урок «открытия» нового знания Урок отработки умений и рефлексии | |||
20-21 | Труд и творчество.п.10 | 2 | Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве | Различать творчество и ремесло. Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров | Учебник Рабочая тетрадь Презентация Дидактический раздаточный материал Презентации «Народные умельцы» | ИКТ, здоровьесберегающая, исследовательская | Урок «открытия» нового знания Урок отработки умений и рефлексии | |||
22-23 | Практикум по теме «Труд» | 2 | умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике | Учебник Рабочая тетрадь Презентация Дидактический раздаточный материал | ИКТ, здоровьесберегающая, группового обучения | Урок отработки умений и рефлексии Урок развивающего контроля | ||||
Тема 5. Родина | 9 | Личностные: - мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
Регулятивные:
Коммуникативные:
Познавательные:
| ||||||||
24-25 | Наша Родина – Россия.п.11 | 2 | Наша родина - Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык — государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом | Объяснять смысл понятия «субъект Российской Федерации». Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа. Характеризовать особенности России как многонационального государства. Объяснять значение русского языка как государственного. Приводить примеры проявлений патриотизма | Учебник Рабочая тетрадь Презентация Дидактический раздаточный материал | ИКТ, здоровьесберегающая, исследовательская | Урок «открытия» нового знания Урок отработки умений и рефлексии | |||
4 четверть – 10 часов | ||||||||||
26-27 | Государственные символы России.п.12 | 2 | Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва — столица России | Описывать основные государственные символы Российской Федерации. Знать текст гимна РФ. Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвящённых государственным символам России. Составлять собственные информационные материалы о Москве — столице России | Учебник Рабочая тетрадь Презентация Дидактический раздаточный материал Сообщения о государственных символах России, Москве — столице России | ИКТ, здоровьесберегающая, исследовательская | Урок «открытия» нового знания Урок отработки умений и рефлексии | |||
28-29 | Гражданин России.п.13 | 2 | Гражданин Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения | Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин». Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ. Называть основные обязанности граждан РФ. Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей. Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ | Учебник Рабочая тетрадь Презентация Дидактический раздаточный материал Тексты Конституции РФ | ИКТ, здоровьесберегающая, проблемная | Урок «открытия» нового знания Урок отработки умений и рефлексии | |||
30-31 | Мы – многонациональный народ.п.14 | 2 | Россия многонациональное государство. Национальность человека. Народы России — одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения | Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия. Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей | Учебник Рабочая тетрадь Презентация Дидактический раздаточный материал Презентации «Мы – многонациональный народ» | ИКТ, здоровьесберегающая, исследовательская | Урок «открытия» нового знания Урок отработки умений и рефлексии | |||
32-33 | Практикум по теме «Родина». Итоговый мониторинг | 2 | умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике | Учебник Рабочая тетрадь Презентация Дидактический раздаточный материал | ИКТ, здоровьесберегающая, группового обучения | Урок отработки умений и рефлексии Урок развивающего контроля | ||||
34 | Итоговое повторение | 1 | Учебник Рабочая тетрадь Презентация Дидактический раздаточный материал | ИКТ, здоровьесберегающая, игровая | Урок отработки умений и рефлексии | |||||
35 | Зачет по курсу обществознания 5 класс | 1 | Дидактический раздаточный материал | ИКТ, здоровьесберегающая, тестового контроля | Урок развивающего контроля |
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Содержание курса
СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ (27ч).
Человек в социальном измерении (18ч)
Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.
Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.
Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование.
Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности».
Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.
Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками.
Тендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.
Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности?
Гражданско-правовая сторона социального положения личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.
Ближайшее социальное окружение (9 ч)
Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Человек в малой группе. Межличностные отношения. Общение. Стили общения. Межличностные конфликты.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
- использование элементов причинно-следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- подкрепление изученных положений конкретными примерами;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормыи правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; приверженность гуманистическим и демократическимценностям, патриотизм и гражданственность;
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.
Учебно-методический комплект
- Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. Авторы: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. – М.; Просвещение, 2011
- Обществознание. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. – М.: Просвещение, 2012
- Обществознание. 5 класс. Поурочные разработки к учебнику Л.Н. Боголюбова. Иванова Л.Ф. – М.: Просвещение, 2012
- Обществознание. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Л.Н. Боголюбова. Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В - М.; Просвещение, 2012
Перечень учебно-методического обеспечения для учителя:
Маленкова, Л. И. Человековедение: программа и методические материалы для школьного педагога. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
Преподавание прав человека в 6-8 классах средней школы: книга для учителя: в 2 т. - М.: Реал-А, 2000. - Т. 1. - 18ВЫ 5-93444-010-1.
Безбородое А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородое, М. Б. Буланова, В. Д. Губин. -- М., 2008.
Морозова С. А. Обществознание: учеб.-метод, пособие / С. А. Морозова. -- СПб., 2001.
Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик. -- М., 2007.
Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. В. В. Барабанова. -- СПб., 2001.
Тишков В. А. Российский народ: кн. для учителя / В. А. Тиш-ков. - М., 2010.
Кравченко А. И. Социология и политология: учеб, пособие для студентов средних проф. учеб, заведений /А. И. Кравченко. -- М., 2000.
Философия: учеб. / под ред. О. А. Митрошенкова. — М., 2002.
Философия: учеб. / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидори-ной. -- М., 2004.
Балашов Л. Е. Практическая философия / Л. Е. Балашов. -- М., 2001.
Социальная психология: учеб, для вузов / Г. М. Андреева. -- М., 2004.
Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. — СПб., 2005.
Григорович Л. А. Педагогика и психология: учеб, пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. - - М., 2003.
Сухов А. Н. Социальная психология: учеб, пособие для студентов вузов / А. Н. Сухов [и др.]; под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. -- М., 2001.
Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: учеб, пособие / Б. А. Исаев. -- СПб., 2008.
Кравченко А. И. Основы социологии: учеб. пособие для студентов средних спец. учеб, заведений / А. И. Кравченко. -- М., 2004.
Кравченко А. И. Социология в вопросах и ответах / А. И. Кравченко. - - М., 2008.
Латышева В. В. Основы социологии: учеб, для ссузов / В. В. Латышева. - - М., 2004.
Миголапгьев А. А. Курс политологии: учеб. / А. А. Миго-латьев, В. В. Огнева. -- М., 2005.
Политология: учеб. / под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуто-рова. -- М., 2005.
Смирнов Г. Н. Политология: учеб. / Г. Н. Смирнов [и др.]. -М., 2008.
Липсиц И. В. Экономика: учеб, для вузов. -- М., 2007.
Михайлушкин А. Н. Основы экономики: учеб, для ссузов / А. Н. Михайлушкин.— М., 2003.
Носова С. С. Основы экономики: учеб, для студентов об-разоват. учреждений среднего проф. образования / С. С. Носова. -- М., 2002.
Экономика для колледжей: базовый курс. — Ростов н/Д, 2005.
Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. -- М., 2005.
Дидактический материал:
- Отрывки из источников, художественных произведений, статьи СМИ
- Обучающие тестовые задания
- Индивидуальные карточки
- Познавательные, проблемные задания
Тесты:
- Тесты для проведения самостоятельных работ, зачета
- Обучающие тесты на бумажных носителях
- Обучающие тесты на электронных носителях (презентации)
Оборудование:
Компьютер
Мультимедийный проектор
Презентации по темам уроков
Закон об образовании РФ
Конституция РФ
Интернет
Дидактический раздаточный материал
Список дополнительной литературы для обучающихся:
Учебные пособия:
- Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 5 класса/ А.И.Кравченко – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011
- Обществоведение: гражданин, общество, государство: учебник для 5 классов общеобразовательных учреждений. - 3-е изд. / под ред.
Л. Н. Боголюбова, Н. Ф. Виноградовой, Н. И. Городецкой и др.; ред. Л. Н. Боголюбов и др. - М.: Просвещение, 2006. - 18ВН 5-09-014702-7.
Литература для дополнительного чтения:
- Барто, А. Стихи и поэмы: собр. соч.: в 3 т. - М.: Детская литература, 1970.
- Домострой / под ред. В. Сенина. - СПб.: Лениздат, 1992.
- Михалков, С. Избранные произведения: в 2 т. - М.: Детская литература, 1967.
- Морозова, С. А., Элиасберг, Н. И. О самом главном: книга для чтения (для 7-9 классов общеобразовательных школ). - СПб.: Специальная литература, 1998. 5. Пословицы русского народа: сборник В. Даля. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957.
6.Пчелов, Е. В. Государственные символы России - герб, флаг, гимн: учебное пособие. - М.: ТИД «Русское слово - РС», 2002.
7. Соколов А.В. Граждановедение. - М.: Просвещение, 2005
Образовательные сайты:
Яndex-энциклопедии. http://encycl.yandex.ru
Рубрикон. http://www.rubricon.ru/
Мегаэнциклопедия MEGABOOK.RU. http://www.megabook.ru/
Lib.ru Библиотека Максима Мошкова
http://www.rsnet.ru – Официальная Россия (сервер органов государственной власти РФ)
http://www.president.kremlin.ru/ - Президент РФ
http://www.ant-m.ucoz.ru/ - "Виртуальный кабинет истории и обществознания"
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm - Образовательные ресурсы Интернета - Обществознание
http://www.hpo.org – Права человека в России
http://www.chelt.ru – журнал «Человек и труд»
http://www.fw.ru – Фонд «Мир семьи»
Приложение:
Темы творческих работ и проектов:
Презентации «Мое хобби» (совместно с родителями, старшими школьниками)
Проект «Советы самому себе: как улучшить свою учебную деятельность»
Презентации «Мой класс» (совместно с родителями, старшими школьниками)
Сообщения о благотворителях и меценатах
Проект «Народные умельцы»
Проект «Государственные символы России»
Проект «Мы – многонациональный народ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по общетвознанию 8 класс Боголюбов 2010-2011год
переработанная рабочая программа с дополнениями , может быть кому-то пригодится...
ФГОС, Рабочая программа по биологии. 9 класс.
Примерная программа по биологии для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральн...
ФГОС Рабочая программа по математике 5 класс Виленкин 204 часа
Пояснительная запискаПрограмма составлена на основе1. Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства об...
ФГОС.Рабочая программа по биологии 5 класс.
Рабочая программа составлена по биологии 5 класса для УМК В.В.Пасечника, линия жизни. Программа расчитана на 1 час в неделю. В поурочном тематическом планировании поячснительная записка, темы уроков и...
ФГОС Рабочая программа по музыке 5 класс
Программа составлена на основе· Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом М...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по алгебре 7класс А.Г. Мордкович (ФГОС); рабочая программа по геометрии 7 класс Л.С. Атанасян
рабочая программа 7 класс А.Г. Мордкович (ФГОС)рабочая программа 7 класс Л.с. Атанасян...