Рабочая программа по обществознанию 9 класс
учебно-методический материал по обществознанию (9 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа-интернат с. Некрасовка
РЕКОМЕНДОВАНА Методическим объединением «Единомышленник» Протокол от 29.05.2020 г. №5 | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________/Цыганова-Рельгун Е.Т./ ____________________ | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ школа-интернат с. Некрасовка __________/ Перевалов В.И./ Приказ от 04.06.2020 г. №152-ОД |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
основное общее образование, 9 класс
2020-2021 учебный год
Составлена на основе:
Примерной основной общеобразовательной программы основного общего образования по обществознанию в соответствии с ФГОС, ООП ООО МБОУ школа-интернат с. Некрасовка и на основе рабочих программ по обществознанию для 5 – 9 классов предметной линии учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова («Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н, Боголюбова. 5–9 классы: пособие для учителей и организаций/ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. М.: Просвещение, 2015.»).
Составил: Ульянов Вадим Николаевич
с. Некрасовка
2020
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и благополучие и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознания своей ответственности за страну перед нынешним и грядущими поколениями.
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с её участниками;
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире, воспитание чувств гордости за свою Родину, российский народ и историю России, формирование ценностей многонационального российского общества;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, к своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания.
Метапредметные результаты:
- умение сознательно организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способность анализировать реальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
- овладение различными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения;
- овладения навыками смыслового чтения тестов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера, способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе и с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике;
1) на использовании элементов причинно-следственного анализа
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формирование своей точки зрения.
Предметные результаты
- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
- понимания роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
- понимания значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
В результате изучения курса обществознания обучающиеся должны усвоить следующее: знать/понимать
- социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
- значение семьи, семейных отношений и семейных ценностей;
- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
- различные подходы к исследованию человека и общества;
- основные социальные институты и процессы;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
уметь:
- характеризовать основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
- формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- применять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
Эффективного выполнения социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;
- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей;
- нравственной оценки социального поведения людей;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- осуществления взаимодействия с людьми разными убеждениями, культурными ценностями и социальны положением.
Промежуточная аттестация
Проводится в конце учебного года на основании Положения о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ школа-интернат с. Некрасовка.
Промежуточная аттестация проводится по обществознанию в форме тестирования
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обществознание. 9 класс.
33 часа.
Тема 1. Политика и социальное управление (10 ч.)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Политическая власть и коррупция. Непотизм. Политический лоббизм. Политические возможности формирования в обществе антикоррупционного климата. Правовое государство.
Политическая власть и коррупция. Непотизм. Политический лоббизм.
Политические возможности формирования в обществе антикоррупционного климата. Правовое государство.
Гражданское общество. Роль гражданского общества в борьбе с коррупцией.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Тема 2. Право. (23 ч.)
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция – основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека – идеал права. Взаимодействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятия преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС
№ п/п | Название урока | Количество часов | Дата | Корректировка |
Тема 1. Политика и социальное управление (10 ч) | ||||
1 | Политика и власть. | 1 | 01.09-04.09 | |
2 | Роль политики в жизни общества. | 1 | 7.09-11.09 | |
3 | Государство. | 1 | 14.09-18.09 | |
4 | Формы государства. | 1 | 21.09-25.09 | |
5 | Политические режимы. | 1 | 28.09-02.10 | |
6 | Правовое государство. | 1 | 05.10-9.10 | |
7 | Гражданское общество и государство. | 1 | 12.10-16.10 | |
8 | Участие граждан в политической жизни. | 1 | 19.10-23.10 | |
9 | Политические партии и движения. | 1 | 02.11-06.11 | |
10 | СМИ. Контрольно-обобщающий урок. | 1 | 09.11-13.11 | |
Тема 2. Право (23 ч) | 23 | |||
11 | Право, его роль в жизни человека, общества и государства. | 1 | 16.11-20.11 | |
12 | Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства. | 1 | 23.11-27.11 | |
13 | Понятие правоотношения. | 1 | 30.11-04.12 | |
14 | Особенности правового статуса несовершеннолетних. | 1 | 07.12-11.12 | |
15 | Понятие правонарушения. | 1 | 14.12-18.12 | |
16 | Правоохранительные органы. | 1 | 21.12-25.12 | |
17 | Конституция — основной закон РФ. | 1 | 28.12 | |
18 | Основы конституционного строя РФ. | 1 | 11.01-15.01 | |
19 | Понятие прав, свобод и обязанностей. | 1 | 18.01-22.01 | |
20 | Всеобщая декларация прав человека — идеал права. | 1 | 25.01-29.01 | |
21 | Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Права ребенка и их защита. | 1 | 01.02-05.02 | |
22 | Гражданские правоотношения. | 1 | 08.02-12.02 | |
23 | Трудовые правоотношения. | 1 | 15.02-19.02 | |
24 | Трудоустройство несовершеннолетних. | 1 | 29.03-01.04 | |
25 | Семейные правоотношения. | 1 | 05.04-09.04 | |
26 | Административные правоотношения. | 1 | 12.04-16.04 | |
27 | Основные понятия и институты уголовного права. | 1 | 19.04-23.04 | |
28 | Уголовная ответственность несовершеннолетних. | 1 | 26.04-30.04 | |
29 | Социальные права. | 1 | 04.05-07.05 | |
30 | Промежуточная аттестация. | 1 | 11.05-14.05 | |
31 | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. | 1 | 17.05-21.05 | |
32 | Правовое регулирование отношений в сфере образования. | 1 | 24.05 | |
33 | Право. Контрольно-обобщающий урок. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...