Конспект урока по обществознанию
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока обществознания в 8 классе. Дата 17.03.20
Тема урока: Главные вопросы экономики
Эпиграф урока: «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов» Лоренс Питер.
Цель урока: сформировать представление о содержании главных вопросов экономики и способах их разрешения в разных экономических системах.
Задачи:
- Раскрыть содержание основных вопросов экономики и способы их решения в различных типах экономических систем.
- Расширить знания о роли экономики в жизни общества.
- Закреплять практические навыки работы в паре, умение обобщать, объяснять причинно-следственные связи.
Планируемые результаты:
Научатся: описывать и иллюстрировать примерами решения основных вопросов участниками экономики – что, как ,для кого производить? различать и сопоставлять основные типы экономических систем; характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах.
Получат возможность научиться : осуществлять поиск нужной информации, находить способы решения проблемных ситуаций, формулировать собственное мнение и позицию и приходить к общему мнению; выстраивать логическую цепочку рассуждений.
Применять на практике умения: вступать в речевое общение, работать в паре, выполнять творческие проблемные задания, проводить оценку своей учебной деятельности.
Планируемые результаты:
1) Предметные:
Научиться объяснять значение понятий; определить, понять и объяснить главные вопросы экономики; изучить экономические системы и основные типы экономических систем, выявить особенности экономических систем; систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде таблицы.
2) Метапредметные:
а). Коммуникативные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, решать учебные проблемы слушать других, формулировать свою точку зрения, принимать мнение других, отстаивать свою позицию, точно и грамотно выражать свои мысли, задавать вопросы, обмениваться знаниями;
б). Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, искать и выделять необходимую информацию, выбирать средства достижения цели из предложенных, работая по составленному плану, сверяя свою действия с целью, самостоятельно исправлять ошибки;
в). Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации, работать с разными источниками информации, структурировать найденную информацию, обобщать факты и явления, давать определения понятий.
3) Личностные:
Формирование активной жизненной позиции, умение выражать собственное отношение к явлениям жизни, умение анализировать собственные поступки с точки зрения экономической природы человека и рационалистической модели экономического выбора, умение выражать собственное отношение к явлениям экономической жизни, понимание истинных причин успехов и неуспеха в учебной деятельности.
Оборудование: учебник Л.Н. Боголюбова, презентация, компьютер
Тип урока: урок получения новых знаний
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Ход урока
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята !Рада вас видеть! Нам предстоит сегодня на уроке интересная работа. Особенность урока в том, что полученные знания и умения вам пригодятся не только в школе, но и в жизни.
2. Актуализация и мотивация опорных знаний
Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.
1)Фронтальный опрос. Дайте определение понятиям:
Экономика-хозяйство, используемое людьми для удовлетворения потребностей.путём создания необходимых благ.
- Что такое потребности?
Потребность - нужда человека в чем-либо для поддержания жизнедеятельности
- Виды потребностей? (Материальные, духовные ,социальные)
- От чего зависят потребности?(от климата, обычаев, уровня жизни,времени)
- В чём особенность потребностей?
- Как называются средства, с помощью которых человек удовлетворяет свои потребности?
Благо - это, то что является полезным для человека, служит удовлетворению его потребностей.
- Какие бывают блага?(Свободные блага, экономические блага) Приведите примеры.
Как называются вспомогательное средство для создания экономических благ?
Ресурс- вспомогательное средство для создания экономических благ.
-Какие бывают ресурсы?(Природные, финансовые, трудовые)
В чём особенность ресурсов?( ограниченнность ресурсов)
-Ограниченность экономических ресурсов на планете порождает необходимость решения человечеством проблемы их рационального использования и распределения. Из предыдущего параграфа вы узнали, что постоянно делать экономический выбор приходится всем: семьям, фирмам, государству.
-На прошлом уроке мы говорили о том, что ресурсы ограничены, а потребности людей безграничны. Все участники экономических процессов так или иначе находятся в состоянии выбора: они выбирают, какой из ресурсов использовать сейчас, а какой потом, какие блага производить и т. д. Как это происходит? Какие проблемы возникают? Как они решаются? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на уроке.
-Предлагаю развить проблемную ситуацию: «Вы - предприниматели, которому нужно вложить деньги в производство товаров или услуг», какие вопросы вам предстоит решить?
-Предлагаю определить тему и цель урока.
Слайд 1. Тема урока: Главные вопросы экономики.
Цель урока: сформировать представление о содержании главных вопросов экономики и экономических системах.
Эпиграф урока: «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов» » Лоренс Питер.
Слайд 2 Главные вопросы экономики
Проблемный вопрос: В чём заключается основная задача экономики?
3. Изучение нового материала
Слайд 3. План урока:
1.Главные вопросы экономики
2.Экономическая система
3. Типы экономических систем
Что, как, для кого производить- эти вопросы организации экономики являются решающими для развития общества. Рассмотрим их подробнее.
1)Работа с текстом учебника с.151-153.
— Разделитесь на три группы. Изучите схему нас. 151 учебника. Каждая группа с помощью соответствующего параграфа учебника попытается выяснить суть вопроса.
I группа - п. 2 § 18 учебника.
II группа - п. 3 § 18 учебника.
III группа - п. 4 § 18 учебника.
1. Что производить?
Вывод. Вопрос о том, что производить, возникает в связи с тем, что ресурсы ограничены, и экономика не может обеспечить неограниченный выпуск товаров и услуг. Поэтому необходимо принимать решения, какие товары и услуги производить, а от каких отказаться.
2. Как производить?
Вывод. Вопрос о том, как производить связан с выбором экономических ресурсов, технологии, организации производства . Общество и производитель решает: кем, из каких ресурсов, с помощью каких технологий должны быть произведены блага, как должно быть организовано производство
Для кого производить продукт?
Вывод. Вопрос о том, для кого производить, самый сложный, поскольку он отражает отношение общества к справедливости и экономическому равенству. Производитель учитывает потребности в товарах и услугах различных групп населения с разными доходами и решает для кого производить.
Что производить?- Какие товары и в каком количестве следует производить?
Как производить?- Какие именно ресурсы привлечь, как организовать производство?
Для кого производить?- Как распределить произведенные товары?
2)Работа с документом (в парах) Прочитай текст и выполни задание.
Иногда начинающие предприниматели в своих попытках организовать доходное дело терпят неудачу. Может оказаться, что их предложения не устраивают рынок либо по качеству, либо по содержанию, либо подобных предложений гораздо больше, чем потребность в них. Иногда кажущиеся вполне новаторскими идеи и изобретения не находят отклика у людей потому, что их применение не упрощает, а, наоборот, усложняет жизнь. Телеграф, как известно, появился задолго до телефона и быстро стал популярным средством передачи информации. Но мало кто знает, что в XIX в. была попытка сделать бизнес на торговле телеграфными аппаратами, продвигая их на рынок как устройства для личного бытового использования. Подобный бизнес не состоялся, поскольку каждому покупателю аппарата приходилось изучать азбуку Морзе и приобретать навыки общения на этом «нечеловеческом языке». Инженер А. Белл, увидев, что общество нуждается в средствах коммуникации, вскоре изобрел телефон, обеспечив простой и естественный для людей способ общения. С использованием телефона коммуникационный бизнес стал быстро расширяться.
Как в этой конкретной ситуации решались основные вопросы экономики:
1) Что и в каком количестве производить?
2) Как производить? 3) Для кого производить?
3) Каждое общество, сталкиваясь с проблемой ограниченности доступных ресурсов при безграничном росте потребностей, делает свой выбор и по-своему отвечает на три главных вопроса экономики. В самом общем виде можно назвать три пути решения обществом главных вопросов экономики: согласно заведённым обычаям, путём отдачи распоряжений и приказов, и с помощью рынка. Развитие общества показало возможность существования нескольких вариантов организации экономической жизни. Они получили название экономических систем.
- Записать определение понятия экономическая система.с.155
— Экономическая система - это способ организации совместной деятельности людей в обществе для решения вопросов: что, как, для кого производить?
В зависимости от того, как общество отвечает на главные вопросы экономики, складываются определенные типы экономических систем: традиционная, централизованная, рыночная, смешанная.
4)Работа в группах. с.155-158. Задание для самостоятельной работы. В ходе работы с учебником заполнить таблицу. Типы экономических систем
Характеристика систем
5)Вопросы для дискуссии:
— Какие плюсы и минусы имеет каждая из экономических систем?
Традиционная
Достоинства - предсказуемость и стабильность.
Недостатки – низкий уровень жизни, отсутствие прогресса, экономического роста.
Примеры - в настоящее время традиционная экономическая система сохранилась в чистом виде у некоторых племен Центральной Африки, Юго-Восточной Азии, у канадских эскимосов.
Командная
Достоинства- предсказуемость и стабильность
Недостатки - низкий уровень удовлетворения потребностей людей в товарах и услугах.
Примеры - СССР, в настоящее время командная экономическая система действует на Кубе, в Северной Корее, некоторых странах Юго-Восточной и Средней Азии.
Достоинства – более эффективное использование ресурсов, внедрение новых технологий.
Недостатки – провалы рынка: безработица, экономическая нестабильность, неравенство в доходах населения.
Примеры- не встречается в чистом виде.
Традиционные экономики по-прежнему существуют. Самое интересное, что некоторые из них весьма успешны и, самое главное, вписались в экономические модели иного типа. В качестве примера рассмотрим экономику африканского племени масаи.
Масаи — охотники и скотоводы, носят национальную одежду, как правило, используют исключительно свои орудия труда, технологии изготовления которых перешли им по наследству, и по-прежнему ведут свое хозяйство на том уровне, который был достигнут очень давно. Но масаи научились продавать свой стиль жизни представителям современного общества. Европейские туристы специально едут в Африку, чтобы посмотреть, как живут люди в традиционных обществах. Масаи за определенную плату демонстрируют иностранцам различные обряды, ритуалы, танцы. За вырученные деньги масаи приобретают те вещи, которые сами они произвести не в состоянии. Подобный тип экономических отношений достаточно характерен для традиционных экономик.
5)Физкультминутка
6) Рубрика в классе и дома. Задание 3.(устно)
7)Тест «Главные вопросы экономики»
4. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Проблемный вопрос:В чём заключается основная задача экономики?
Мы выяснили, что потребности человека безграничны, а ресурсы ограничены. Следовательно, перед человечеством встает проблема рационального использования и распределения ресурсов. Это значит, что каждому человеку, семье, компании, предприятию и государству в целом необходимо сделать экономический выбор.
Вывод: Основная задача экономики привести в соответствие безграничные потребности общества и ограниченные экономические и природные ресурсы через решение вопросов:что.как,для кого производить.
5. Рефлексия.Предлагаю оценить степень вашей активности на уроке.
6.Домашнее задание: прочитать п. 18, выучить термины, задание 3 на стр.160 письменно,творческое задание-составить кроссворд по теме «экономика»
Типы экономических систем Характерные черты
Традиционная
1. Какие товары, как и для кого производить — определяют традиции, передающиеся из поколения в поколение.
2. Коллективная собственность (земля и капитал — основные факторы производства, которые принадлежат общине, племени или находятся в общем пользовании)
3. Отсталая технология производства.
4. Преобладание ручного труда.
5. Главный мотив к производству - удовлетворение собственных потребностей, преобладает натуральное хозяйство
6. Консерватизм и неприятие нововведений
Достоинства - предсказуемость и стабильность.
Недостатки – низкий уровень жизни, отсутствие прогресса, экономического роста.
Примеры - в настоящее время традиционная экономическая система сохранилась в у некоторых племен Центральной Африки, Юго-Восточной Азии, у канадских эскимосов.
Командная (Централизованная, плановая, административная).
1. Экономические решения принимают представители государственной власти.
2. Государственная собственность на все материальные ресурсы и предприятия.
3. Централизованное планирование, всеобщий контроль государства.
4. Отсутствие у производителя свободы выбора.
5. Отсутствие у производителя заинтересованности в повышении эффективности производства.
6. Отсутствие конкуренции.
7. Уравнительный принцип распределения ресурсов и материальных благ.
8. Строго фиксированные и унифицированные цены и заработная плата
Достоинства-
Недостатки - низкий уровень удовлетворения потребностей людей в товарах и услугах.
Примеры - СССР, в настоящее время командная экономическая система действует на Кубе, в Северной Корее, некоторых странах Юго-Восточной и Средней Азии.
Рыночная
1. Частная собственность.
2. Главный мотив к производству — получение прибыли.
3. Решение экономических вопросов на основе рыночных механизмов регулирования.
4. Принцип индивидуализма в общественных отношениях.
5. Свобода предпринимательства, власть государства ограничена.
6. Предпринимательская самостоятельность в вопросах снабжения, производства и сбыта.
7. Личный интерес — главный мотив экономического поведения.
8. Цены и заработная плата определяются на основе рыночной конкуренции
Достоинства – более эффективное использование ресурсов, внедрение новых технологий.
Недостатки – провалы рынка: безработица, экономическая нестабильность, неравенство в доходах населения.
Примеры- не встречается в чистом виде.
Смешанная
Характерные черты
1. Сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования.
2. Участие государства в экономике ограничено (заключается в распределении централизованных экономических ресурсов для компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов).
3. Непосредственное участие государства в предоставлении материальных благ.
4. Достигается наиболее эффективное использование ограниченных ресурсов.
5. Ставка на личную свободу предпринимательства, гарантия государства на социальную поддержку.
6. Экономический порядок — главные экономические вопросы решаются рынками.
7. Главный мотив к производству — личный интерес и получение прибыли
Примеры – США, Япония, Россия.
- Задание. Прочитайте текст и выполните задание.
Иногда начинающие предприниматели в своих попытках организовать доходное дело терпят неудачу. Может оказаться, что их предложения не устраивают рынок либо по качеству, либо по содержанию, либо подобных предложений гораздо больше, чем потребность в них. Иногда кажущиеся вполне новаторскими идеи и изобретения не находят отклика у людей потому, что их применение не упрощает, а, наоборот, усложняет жизнь. Телеграф, как известно, появился задолго до телефона и быстро стал популярным средством передачи информации. Но мало кто знает, что в XIX в. была попытка сделать бизнес на торговле телеграфными аппаратами, продвигая их на рынок как устройства для личного бытового использования. Подобный бизнес не состоялся, поскольку каждому покупателю аппарата приходилось изучать азбуку Морзе и приобретать навыки общения на этом «нечеловеческом языке». Инженер А. Белл, увидев, что общество нуждается в средствах коммуникации, вскоре изобрел телефон, обеспечив простой и естественный для людей способ общения. С использованием телефона коммуникационный бизнес стал быстро расширяться.
Как в этой конкретной ситуации решались основные вопросы экономики:
- Что и в каком количестве производить?
- Как производить?
3) Для кого производить?
- Задание. Заполните недостающую информацию. Используя текст учебника стр. 155-156.
Характерные признаки типов экономических систем.
традиционная | ? | ? | ? |
Основана на многообразии форм собственности, предпринимательстве и конкуренции, свободном ценообразовании. Основные ресурсы производства и его результаты находятся в частных руках. Самостоятельность продавцов и покупателей в принятии экономических решений в соответствии с собственными интересами. Развитие новых технологий, неравенство в доходах. | Основные экономические решения принимаются государством, ему принадлежат средства производства, экономические и природные ресурсы. Централизованное планирование, распределение и потребление материальных благ. Производители выполняют чужие распоряжения, большинство доходов уходит государству. | Современное хозяйство, в котором активную роль играет как рынок, так и государство. Экономическая свобода, разнообразная предпринимательская деятельность, активная регулирующая роль государства, рациональное и эффективное производство, научно-техническое развитие страны и социальные гарантии гражданам. |
- Задание. Заполните недостающую информацию. Используя текст учебника стр. 156-157
Характерные признаки типов экономических систем.
? | рыночная | ? | ? |
Обычаи и традиции определяют практику использования ограниченных ресурсов. Ручной труд, отсталые технологии, общинное ведение хозяйства, натуральный обмен, малоразнообразный набор благ, удовлетворение минимальных, жизненно необходимых потребностей. Преимущественно труд в сельском хозяйстве, ремесла. | Основные экономические решения принимаются государством, ему принадлежат средства производства, экономические и природные ресурсы. Централизованное планирование, распределение и потребление материальных благ. Производители выполняют чужие распоряжения, большинство доходов уходит государству. | Современное хозяйство, в котором активную роль играет как рынок, так и государство. Экономическая свобода, разнообразная предпринимательская деятельность, активная регулирующая роль государства, рациональное и эффективное производство, научно-техническое развитие страны и социальные гарантии гражданам. |
Задание. Заполните недостающую информацию. Используя текст учебника стр. 157-158
Характерные признаки типов экономических систем.
? | ? | командная | ? |
Обычаи и традиции определяют практику использования ограниченных ресурсов. Ручной труд, отсталые технологии, общинное ведение хозяйства, натуральный обмен, малоразнообразный набор благ, удовлетворение минимальных, жизненно необходимых потребностей. Преимущественно труд в сельском хозяйстве, ремесла. | Основана на многообразии форм собственности, предпринимательстве и конкуренции, свободном ценообразовании. Основные ресурсы производства и его результаты находятся в частных руках. Самостоятельность продавцов и покупателей в принятии экономических решений в соответствии с собственными интересами. Развитие новых технологий, неравенство в доходах. | Современное хозяйство, в котором активную роль играет как рынок, так и государство. Экономическая свобода, разнообразная предпринимательская деятельность, активная регулирующая роль государства, рациональное и эффективное производство, научно-техническое развитие страны и социальные гарантии гражданам. |
Приложение для учителя.
Типы экономических систем
1. Какие товары, как и для кого производить — определяют традиции, передающиеся из поколения в поколение.
2. Коллективная собственность (земля и капитал — основные факторы производства, которые принадлежат общине, племени или находятся в общем пользовании)
3. Отсталая технология производства.
4. Преобладание ручного труда.
5. Главный мотив к производству - удовлетворение собственных потребностей, преобладает натуральное хозяйство
6. Консерватизм и неприятие нововведений
В настоящее время встречается в некоторых государствах Африки, Южной Америки, у народов Полинезии, северных народов (канадские эскимосы)
Командная экономика
1. Экономические решения принимают представители государственной власти.
2. Государственная собственность на все материальные ресурсы и предприятия.
3. Централизованное планирование, всеобщий контроль государства.
4. Отсутствие у производителя свободы выбора.
5. Отсутствие у производителя заинтересованности в повышении эффективности производства.
6. Отсутствие конкуренции.
7. Уравнительный принцип распределения ресурсов и материальных благ.
8. Строго фиксированные и унифицированные цены и заработная плата
Ранее СССР и социалистические страны Восточной Европы.
В настоящее время Южная Корея, Куба, некоторые страны Юго-Восточной и Средней Азии
Рыночная экономика
1. Частная собственность.
2. Главный мотив к производству — получение прибыли.
3. Решение экономических вопросов на основе рыночных механизмов регулирования.
4. Принцип индивидуализма в общественных отношениях.
5. Свобода предпринимательства, власть государства ограничена.
6. Предпринимательская самостоятельность в вопросах снабжения, производства и сбыта.
7. Личный интерес — главный мотив экономического поведения.
8. Цены и заработная плата определяются на основе рыночной конкуренции
Не встречается в чистом виде, поскольку государство и общество регулируют экономику в различных странах в разной степени
Смешанная экономика
1. Сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования.
2. Участие государства в экономике ограничено (заключается в распределении централизованных экономических ресурсов для компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов).
3. Непосредственное участие государства в предоставлении материальных благ.
4. Достигается наиболее эффективное использование ограниченных ресурсов.
5. Ставка на личную свободу предпринимательства, гарантия государства на социальную поддержку.
6. Экономический порядок — главные экономические вопросы решаются рынками.
7. Главный мотив к производству — личный интерес и получение прибыли
Большинство развитых (США, Англия, Германия, Франция и т. д.) и развивающихся
Тест «Главные вопросы экономики»
1. Какой признак отличает традиционную экономику?
1) централизованное ценообразование
2) регулирование производства при помощи обычаев
3) преобладание частной собственности
2. Что из перечисленного характеризует рыночную экономику?
1) государственное регулирование ценообразования
2) плановая организация производства
3) многообразие форм собственности
3. Способ организации экономической жизни, механизмы распределения ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей называют
1) государственным бюджетом
2) экономической системой
3 экономическим ростом
4. Что из перечисленного характеризует командную экономику?
1) следование в производстве вековым традициям предков
2) нерегулируемые цены
3) централизованное планирование производства
5. В стране Z предприятия самостоятельно решают, что и сколько производить, ориентируясь на потребности потребителей. Какая экономическая система в стране Z?
1) командная 2) рыночная 3) традиционная
6. В государстве Н. производственные ресурсы распределяются государством. Эти черты характерны для какой экономики?
1) традиционной 2) рыночной 3) командной
7. В государстве Я. господствует натуральное хозяйство, преобладает ручной труд. Это характерные черты какой экономической системы?
1) государственной 2) традиционной 3) рыночной
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План -конспект урока по обществознанию "Российский парламентаризм - история и современность" (урок по технологии проблемного обучения,ИКТ)
Цель урока: на основе документов, статей Конституции РФ 1993г., общения с депутатом районного Совета депутатов Ковылкинского муниципального р-на изучить деятельность, вопросы ведения и основные полном...
План-конспект урока по обществознанию "Повторительно-обобщающий урок"
План - конспект урока по обществознанию в 5 классе на тему "Повторительно-обобщающий урок"...
Конспект урока по обществознанию в 10 классе. Тема урока Исторический процесс.
Разработка урока по обществознанию для профильного обучения в 10 классе....
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС Тема урока: Правовое государство
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 Тема урока: Правовое государство 9кл...
Конспект урока по обществознанию (5 класс) тема урока: "Семья и семейные отношения"
Урок по теме «Семья» акцентирует внимание обучающихся на таком современном социальном институте как семья. Изучение этой темы призвано создать условия для полноценного выполнения выпускник...
Конспект урока по обществознанию в форме ФГОСС по обществознанию в 7 классе "Закон на страже природы"
Материал опирается на учебник по обществознанию под авторством Л.Н.Боголюбова....
План-конспект урока по обществознанию на тему "Учимся выбирать" (комбинированный урок с элементами исследования и проведения деловой игры "Выборы")
Формирование целостного представления о выборах как к одному из институтов демократического государства...