Рабочая программа по обществознанию 6-9 класс
рабочая программа по обществознанию (6, 7, 8, 9 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования № 58 «Поколение будущего»» г. Тулы
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета Протокол №_____ от «__»________________201__г. | СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР ___________Голубева Н.А. «__»______________201___г. | УТВЕРЖДАЮ:
директор ________Гришина Н.В.
«__»_______201__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
(указать предмет, курс, модуль)
Уровень обучения (класс): основное общее образование (6 – 9 классы)
Количество часов: 136
6 класс: 34 часа (1 час в неделю);
7 класс: 34 часа (1 час в неделю);
8 класс: 34 часа (1 час в неделю);
9 класс: 34 часа (1 час в неделю)
Уровень: базовый
Учителя: Абрамова Татьяна Михайловна
Литовченко Светлана Вячеславовна
Тула, 2019 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по обществознанию для основной школы предназначена для учащихся 5 - 9 -х классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программой начального общего образования.
Настоящая рабочая программа написана на основании следующих нормативных документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта ООО (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
- учебного плана образовательного учреждения;
- Примерных программ основного общего образования по обществознанию 5-9 классы;
- Рабочей программы Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю., Матвеева А.И. – М.: Просвещение ,2015.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет изучается в 5 -9 классах основной школы в объеме 136 часов:
6 класс: 34 часа (1 час в неделю);
7 класс: 34 часа (1 час в неделю);
8 класс: 34 часа (1 час в неделю);
9 класс: 34 часа (1 час в неделю)
Цели изучения обществознания в основной школе:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10 -15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Общая характеристика учебного предмета
Последовательность, предлагаемая в рабочей программе по обществознанию для основной школы, обусловлена, помимо учета общих принципов отбора содержания и логики его развертывания, также особенностям построения учебного содержания курса для школьников-подростков.
Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся.
Содержание первого этапа курса (5-7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого - тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого - тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.
В 6 классе содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое представление о личности и её социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена и следующая тема - «Нравственные основы жизни», а тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми.
В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них - «Регулирование поведения людей в обществе» - представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема - «Человек в экономических отношениях» - даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики - производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе - создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики -потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).
На втором этапе курса для старших подростков (8-9 классы) все его содержательные компоненты (социально-психологические, морально-этические, социологические, экономические, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно.
В 8 классе предложены четыре темы. Первая - «Личность и общество» - вводит в круг проблем современного общества и общественных отношений. Следующая тема - «Сфера духовной жизни» - вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии, с информационными процессами в обществе. Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия относительно высокой степени обобщённости, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики - экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безработицу, международную торговлю. Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе.
В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая - отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определённой мере систематизированные знания о праве.
Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляет во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования: Клуб юных учёных, кружки социальной направленности «СМИ», спортивные секции и музейно-экскурсионная работа. Курс имеет своё логическое продолжение в деятельности Ученического совета, системе воспитательной работы и системе самоуправления. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: метод проектов и исследований, методика проблемного и развивающего обучения, рефлексивные методы. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы личностно ориентированного обучения, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5-9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению предполагает использование метода реконструкций и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения. Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий.
Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.
Программа реализуется на основе УМК:
6 класс:
Обществознание. 6 класс. Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой М., Просвещение, 2018
7 класс:
Обществознание. 7 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. М., Просвещение, 2018
8 класс:
Обществознание. 8 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. И. Городецкой М., Просвещение, 2018
9 класс:
Обществознание. 9 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, А. И. Матвеева М., Просвещение, 2018
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса:
Личностные результаты:
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешним и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты
- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
- овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1). Использование элементов причинно-следственного анализа;
2). Исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3). Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4). Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6). Подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7). Оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8). Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты:
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Планируемые результаты изучения обществознания
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации.
Личностные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
- образ социально-политического устройства - представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;
- знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;
- ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
- основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействие между общественными и политическими событиями;
- гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
- уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
- уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
- уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
- позитивная моральная самооценка и моральные чувства - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживания, стыда и вины при их нарушении;
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
- готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
- потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
- умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
- устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
- целеполаганию, включая постановку новых целей, при образовании практической задачи в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей;
- уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результатам и по способам действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы исполнения, как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения совместной деятельности;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образам;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
- работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Познавательные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- давать определения понятиям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- объяснять явление, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследований;
- основам ознакомительного, изучающего, усваивающего поискового чтения;
- структурировать тексты, включая умения выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
2. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся.
Выпускник научится:
- создавать различные геометрические объекты с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;
- создавать диаграммы различных видов в соответствии с решаемыми задачами;
- создавать графические объекты проведением рукой произвольных линий с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств;
- выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;
- участвовать в обсуждении (аудио-видео-форум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;
- использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
- вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета;
- осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения;
- соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относится к частной информации и информационным правам других людей;
- вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в том числе статистической, и визуализации;
- проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать свое время с использованием ИКТ.
3. Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Выпускник научится:
- планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблемы;
- выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
- распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
- использовать такие естественно-научные методы и приемы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижения "хорошей гипотезы", эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели (теории);
- использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опроса, описание, сравнительно-историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства адекватные обсуждаемой проблеме;
- отличать факты обсуждений, мнений и оценок, критически относится к суждениям, мнениям, оценка, реконструировать их основания;
- видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
4. Стратегия смыслового чтения и работа с текстом.
Выпускник научится:
- ориентировать в содержании текста и понимать его целостный смысл;
- находить в тексте требуемую информацию;
- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста;
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому;
- интерпретировать текст;
- откликаться на содержание текста;
- откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом - мастерство его исполнения;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
- использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочное суждение и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Содержание курса
6 класс
Введение
Человек в социальном измерении
Человек — личность. Что такое личность. Индивидуальность — плохо или хорошо? Сильная личность — какая она?
Человек познает мир. Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен. Учимся узнавать
Человек и его деятельность. «Птицу узнают по полету, а человека — по работе». «Пчела мала, да и та работает».
Учимся правильно организовывать свои занятия.
На пути к жизненному успеху. Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких — залог успеха. Выбор жизненного пути.
Человек среди людей
Межличностные отношения. Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность,
Человек в группе. Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Общение. Общение – форма отношения человека к окружающему миру, цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
Конфликты в межличностных отношениях. Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное решение конфликта. Как победить обиду и устранить конфликт.
Нравственные основы жизни
Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали.
Учимся делать добро
Будь смелым. Что такое страх. Смелость города берет. Имей смелость сказать злу «нет».
Человек и человечность . Гуманизм — уважение и любовь к людям. Прояви внимание к старикам.
7 класс
Регулирование поведения людей в обществе.
Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.
Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.
Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Человек в экономических отношениях
Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.
Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда.
Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль.
Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основное организационно-правовые формы предпринимательства.
Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.
Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.
Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.
Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы производства, конкуренция, спрос, предложение. экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама.
Человек и природа
Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.
Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой
Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы.
Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.
Итоговый модуль Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого.
8 класс
Обществознание. Науки, изучающие общество.
Личность и общество.
Понятие общества. Основные сферы общественной жизни.. Взаимосвязь сфер общественной жизни.
Природа как основа возникновения и жизнедеятельности человека и общества. Экологические проблемы.
Современные подходы к типологии обществ. Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества. Человечество в XXI в. Глобализация. Терроризм. Основные закономерности развития общества. Закон неравномерности развития народов и наций мира. Социальный прогресс. Реформа и революция.
Человек. Личность. Индивидуальность. Что оказывает влияние на человеческую личность. Социализация: содержание и стадии процесса. Воспитание и социализация, сходство и различие. Воспитание в семье.
Сфера духовной культуры.
Сфера духовной жизни и еѐ особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло. Критерии морального поведения.
Долг. Совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение человека. Критический анализ собственных поступков и помыслов.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в РФ. Непрерывность образования.
Самообразование.
Наука, еѐ значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда современного учѐного. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия- одна из форм культуры. Религиозные объединения и организации, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Социальная сфера.
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.
Строение общества. Социальный статус и социальная роль, их взаимосвязь. Социальная группа. Отношения между поколениями.
Этническиегруппы.Межнациональныеотношения.Отношениекисторическому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Экономика.
Что такое экономическая наука. Структура экономики. Основные видыресурсовэкономики.Экономическийвыбор.Экономическиеблага.Альтернативная стоимость.
Основные вопросы экономики. Функции экономической системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок, рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цена как регулятор спроса и предложения.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Содержание и функции предпринимательства. Предприниматель: экономический статус, поведение. Функции. Цели фирмы, еѐ организационно-правовые формы. Малый бизнес и его роль в экономике.
Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Распределение.Неравенстводоходов.Перераспределениедоходов.Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя. Реальные и Номинальные доходы.
Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Итоговое повторение.
Личность в современном мире.
9 класс
Политика и социальное управление
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Понятие государства, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Возможности предмета связанные с практической направленностью по теме «Политика и социальное управление» проведение игры по теме: «Выборы»
Право
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция — основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Брак и развод, неполная семья Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.
Система оценки достижения планируемых результатов
Нормы оценки знаний за устный ответ учащихся
Оценка 5:
Ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса: правильно раскрыто содержание понятий права, ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания и дополнительные сведения.
Оценка 4:
Ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный, есть неточности в изложении понятий права, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
Оценка 3:
Ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечётко определяет понятия права, затрудняется в самостоятельном объяснении, непоследовательно излагает материал.
Оценка 2:
Ответ неправильный, не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя.
Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по обществознанию
% выполнения | 0-35 | 36-60 | 61-85 | 86-100 |
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по истории и обществознанию
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Содержание | ||||
1 Общая информация | Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана. | Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс. | Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса. | Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса. |
2 Тема | Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны. | Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно. | Сформулирована и раскрыта тема урока. Ясно изложен материал. | Сформулирована и раскрыта тема урока. Полностью изложены основные аспекты темы урока. |
3 Применение и проблемы | Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный. | Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный. | Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен. | Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования № 58 «Поколение будущего»»
Календарно-тематическое планирование
по обществознанию
на 2019 – 2020 учебный год
Класс: 6А, 6Б
Количество часов: в год – 34
в неделю – 1
Учитель: Абрамова Т.М.
Календарно – тематическое планирование
№ | № недели | Тема урока |
1 | 1 | Вводный урок. |
Глава 1. Человек в социальном измерении 13 часов | ||
2 | 2 | Человек – личность. |
3 | 3 | Индивидуальность человека. Качества сильной личности. |
4 | 4 | Познание человеком мира и самого себя. |
5 | 5 | Самосознание и самооценка. |
6 | 6 | Способности личности. |
7 | 7 | Деятельность человека, её основные формы. |
8 | 8 | Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. |
9 | 9 | Потребности человека. Виды потребностей. |
10 | 10 | Духовный мир человека. Мысли и чувства. |
11 | 11 | На пути к жизненному успеху. |
12 | 12 | Проблема выбора профессии. |
13 | 13 | Практикум по теме: «Человек в социальном измерении» |
14 | 14 | Зачет по теме: «Человек в социальном измерении» |
Человек среди людей 10 часов | ||
15 | 15 | Межличностные отношения |
16 | 16 | Сотрудничество и соперничество. Толерантность, лояльность, взаимопонимание |
17 | 17 | Человек в группе. Большие и малые социальные группы. |
18 | 18 | Человек в малой группе. Групповые нормы. |
19 | 19 | Общение как форма отношения человека к окружающему миру. |
20 | 20 | Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими |
21 | 21 | Межличностные конфликты. |
22 | 22 | Конструктивное разрешение межличностных конфликтов. |
23 | 23 | Практикум по теме: «Человек среди людей». |
24 | 24 | Зачет по теме: «Человек среди людей» |
Нравственные основы жизни. 10 часов | ||
25 | 25 | Человек славен добрыми делами. Золотое правило морали. |
26 | 26 | Учимся делать добро. |
27 | 27 | Будь смелым. |
28 | 28 | Противодействие злу. |
29 | 29 | Они победили страх |
30 | 30 | Человек и человечность. Гуманизм |
31 | 31 | Внимание к тем, кто нуждается в поддержке. |
32 | 32 | Практикум по теме: «Нравственные основы жизни» |
33 | 33 | Зачет по теме: «Нравственные основы жизни» |
34 | 34 | Итоговое повторение |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования № 58 «Поколение будущего»»
Календарно-тематическое планирование
по обществознанию
на 2019 – 2020 учебный год
Класс: 7А, 7Б
Количество часов: в год – 34
в неделю – 1
Учитель: Абрамова Т.М.
Календарно – тематическое планирование
№ | № недели | Тема урока |
Глава 1 Регулирование поведения людей в обществе | ||
1 | Что значит жить по правилам | |
2 | Что значит жить по правилам. Учимся общаться. | |
3 | Права и обязанности граждан. | |
4 | Права и обязанности граждан .Учимся пользоваться своими правами. | |
5 | Почему важно соблюдать законы. | |
6 | Почему важно соблюдать законы. учимся читать и уважать закон. | |
7 | Защита Отечества. | |
8 | Защита Отечества. Учимся быть мужественными. | |
9 | Для чего нужна дисциплина. | |
10 | Виновен- отвечай. | |
11 | Виновен- отвечай .Учимся уважать закон. | |
12 | Кто стоит на страже закона. | |
13 | Кто стоит на страже закона. Учимся защищать свои права. Практикум. | |
14 | Итоговое повторение Регулирование поведения людей в обществе | |
Глава 2 Человек в экономических отношениях | ||
15 | Экономика и её основные участники. | |
16 | Экономика и её основные участники. Учимся принимать рациональные решения. | |
17 | Мастерство работника. | |
18 | Производство: затраты, выручка, прибыль. | |
19 | Производство: затраты, выручка, прибыль. Учимся прогнозировать успешность. | |
20 | Виды и формы бизнеса. | |
21 | Виды и формы бизнеса. Учимся создавать свой бизнес. | |
22 | Обмен, торговля, реклама. | |
23 | Обмен, торговля, реклама. Учимся быть думающим покупателем. | |
24 | Деньги, их функции | |
25 | Из истории денег | |
26 | Экономика семьи. Практикум | |
27 | Итоговое повторение | |
Глава 3 Человек и природа | ||
28 | Воздействие человека на природу. | |
29 | Охранять природу- значит охранять жизнь. | |
30 | Закон на страже природы. | |
31 | Закон на страже природы. Учимся беречь природу. | |
32 | Практикум. | |
33 | Итоговое повторение. | |
34 | Резервный урок |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования № 58 «Поколение будущего»»
Календарно-тематическое планирование
по обществознанию
на 2019 – 2020 учебный год
Класс: 8А, 8Б
Количество часов: в год – 34
в неделю – 1
Учитель: Литовченко С.В.
Календарно-тематическое планирование
№ | № недели | Тема урока |
Тема 1. Личность и общество. 6 часов | ||
1 | 1 | Что делает человека человеком |
2 | 2 | Человек, общество, природа |
3 | 3 | Общество как форма жизнедеятельности людей |
4 | 4 | Развитие общества |
5 | 5 | Как стать личностью |
6 | 6 | Обобщение и повторение: личность и общество. |
Тема 2. Сфера духовной культуры. 8 часов. | ||
7 | 7 | Сфера духовной жизни |
8 | 8 | Мораль. |
9 | 9 | Долг и совесть. |
10 | 10 | Моральный выбор – это ответственность. |
11 | 11 | Образование. |
12 | 12 | Наука в современном обществе. |
13 | 13 | Религия как одна из форм культуры. |
14 | 14 | Обобщение и повторение: сфера духовной культуры. |
Тема 3. Социальная сфера. 5 часов. | ||
15 | 15 | Социальная структура общества. |
16 | 16 | Социальные статусы и роли. |
17 | 17 | Нации и межнациональные отношения. |
18 | 18 | Отклоняющееся поведение. |
19 | 19 | Обобщение и повторение: социальная сфера. |
Тема 4. Экономика. 15 часов | ||
20 | 20 | Экономика и её роль в жизни общества. |
21 | 21 | Главные вопросы экономики. |
22 | 22 | Собственность. |
23 | 23 | Рыночная экономика. |
24 | 24 | Практическая работа: рыночная экономика |
25 | 25 | Производство – основа экономики. |
26 | 26 | Предпринимательская деятельность. |
27 | 27 | Роль государства в экономике. |
28 | 28 | Распределение доходов. |
29 | 29 | Потребление. |
30 | 30 | Инфляция и семейная экономика. |
31 | 31 | Безработица её причины и последствия. |
32 | 32 | Мировое хозяйство и международная торговля. |
33 | 33 | Практическая работа: экономическая сфера общества |
34 | 34 | Обобщение и повторение: экономика |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования № 58 «Поколение будущего»»
Календарно-тематическое планирование
по обществознанию
на 2019 – 2020 учебный год
Класс: 9А, 9Б
Количество часов: в год – 34
в неделю – 1
Учитель: Абрамова Т.М.
№ | № недели | Тема урока |
1. Политика и социальное управление. 11 часов. | ||
1 | 1 | Политика и власть. |
2 | 2 | Государство. |
3 | 3 | Политические режимы. |
4 | 4 | Правовое государство. |
5 | 5 | Разделение властей в Российской Федерации. |
6 | 6 | Гражданское общество. |
7 | 7 | Учимся участвовать в жизни гражданского общества. |
8 | 8 | Участие граждан в политической жизни. |
9 | 9 | Политические партии и движения. |
10 | 10 | Решение познавательных и практических задач по теме: политика и социальное управление. |
11 | 11 | Обобщение и повторение: политика и социальное управление. |
2. Право. 24 часа | ||
12 | 12 | Роль права в жизни человека, общества и государства. |
13 | 13 | Правоотношения и субъекты права. |
14 | 14 | Правонарушение и юридическая ответственность. |
15 | 15 | Правоохранительные органы. |
16 | 16 | Конституция – основной закон РФ. |
17 | 17 | Основы конституционного строя Российской Федерации. |
18 | 18 | Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека. |
19 | 19 | Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. |
20 | 20 | Обобщение и повторение: основы государства и права. |
21 | 21 | Гражданские правоотношения. |
22 | 22 | Право на труд и трудовые правоотношения. |
23 | 23 | Учимся устраиваться на работу. |
24 | 24 | Семейные правоотношения. |
25 | 25 | Административные правоотношения. |
26 | 26 | Уголовно-правовые отношения. |
27 | 27 | Социальные права. |
28 | 28 | Учимся читать юридический документ и применять его положения. |
29 | 29 | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. |
30 | 30 | Правовое регулирование отношений в области образования. Образовательные учреждения Тулы. |
31 | 31 | Решение познавательных и практических задач по теме: отрасли российского права |
32 | 32 | Обобщение и повторение: отрасли российского права |
33 | 33 | Обобщение и повторение: сферы жизни общества |
34 | 34 | Итоговое повторение |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
1. Печатные издания
Обществознание. Учебники для 5 -9 кл. общеобразоват. учреждений/Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. - М. : Просвещение, 2018.
Обществознание. Поурочные разработки
2. Электронное приложение к учебникам (CD)
3. Список образовательных ресурсов сети Интернет
1. Федеральные информационно-образовательные порталы
Федеральный портал «Российское образование»: http://www.edu.ru Российский общеобразовательный портал: http://www.school.edu.ru
Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» :tp://www.ict.edu.ru
Министрство образования и науки РФ: http://mon.gov.ru
Портал Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/ Портал компании «Кирилл и Мефодий»: http://www.km.ru
3. Средства массовой информации образовательной направленности
Учительская газета: http://www.ug.ru
Газета «Первое сентября»: http://ps. 1 September.ru, http://dob. 1 september.ru
Большая перемена: сайт информационной поддержки ФЦПРО: http://www.newseducation.ru
Журнал «Вестник образования России»: http://www.vestniknews.ru
Развивающая система обучения JL Занкова : http://www.zankov.ru/
Газета «Здоровье детей»: http://zdd.lseptember.ru
Журнал «Право и образование»: http://www.lexed.ru/pravo/iourn
4. Издательства учебной литературы
Издательство «Просвещение»: http://www.prosv.ru Издательская фирма «Сентябрь»: http://www.direktoг.ru
5. Образовательные каталоги:
http://www.lib.com.ua/ - электронная библиотека
http://www.litportal.ru/ - электронная библиотека
http://www.aldebaran.ru/ - электронная библиотека
http://www.stydenty.ru/ - банк рефератов
http://www.zankov.ru/ - развивающая система Занкова
http://www.author-edu.ru/ - Авторская Телекоммуникационная Мультимедийная Образовательная Среда
http://www.ecosystema.ru/ - экологический центрhttp://www.ytchebnik.ru/ - образовательный портал
http://danur-w.narod.ru/ Обществознание в Интернете
http://www.alleng.ru/edu/social1.htm Образовательные ресурсы Интернета - Обществознание
http://ant-m.ucoz.ru/index/0-26 Готовимся к ЕГЭ по обществознанию http://www.zavuch.info/forums/19/127.html Ссылки на сайты учителей обществознания http://www.proshkolu.ru/club/law Клуб учителей права и обществознания
http://86sch6-kogalym.edusite.ru/p49aa1.html Учителю истории и обществознания
http://mouschool-8.ru/content/view/66 Интернет-ресурсы по обществознанию
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию для 5 класса по программе Л.Н. Боголюбова
Рабочая программа является методической разработкой учителя истории и обществознания ГБОУ гимназии № 498 Павловича Романа Сергеевича. Состоит из пояснительной записки, календарно-тематического планиро...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...