Развитие метапредметных компетенций на уроках истории и обществознания
статья по обществознанию (8 класс)
На современном этапе образования «метапредметные результаты» входят в основную составляющую Федеральных государственных образовательных стандартов и представляют особый интерес для применения к конкретным предметам обучающего цикла. Но как оценить метапредмет в конкретной обучающей дисциплине, в данном случае в предметах гуманитарного цикла (истории и обществознании).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие метапредметных компетенций на уроках истории и обществознания
Г.В. Фомичева
МБОУ СШ № 18 (филиал)
На современном этапе образования «метапредметные результаты» входят в основную составляющую Федеральных государственных образовательных стандартов и представляют особый интерес для применения к конкретным предметам обучающего цикла. Но как оценить метапредмет в конкретной обучающей дисциплине, в данном случае в предметах гуманитарного цикла (истории и обществознании).
Для начала рассмотрим метапредметные результаты, заложенные в основной образовательной программе основного общего образования. Метапредметные результаты освоения должны отражать:
«1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации» [1]
Рассмотрим некоторые из предложенных ФГОС метапредметных результатов изучения истории и обществознания на практике.
Первое умение – это «умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности»
Например, в начале урока в 5-м классе, тема «Древний Египет», учитель предлагает слайды презентации на которых изображены военные походы фараонов. Чтобы помочь обучающимся сформулировать цель урока, задаются следующие вопросы:
1. Как назывался правитель в Древнем Египте? (фараон)
2. Что можно сказать об особенностях власти фараона? (божественное происхождение власти)
3. Владыки Египта стремились расширить свою власть за пределы страны. С помощь чего можно было добиться этих целей? (с помощью военных походов).
Как видно из примера, обучающиеся самостоятельно определяют цель своего обучения на уроке и развивают интерес к данной теме по истории.
Второе метапредметные умение, сформулированное в ФГОС гласит, что формируется «умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач».
В качестве примера возьмем урок в 6-м классе «Зарождение государства у восточных славян» [2]. Учитель на выбор предоставляет 3 варианта изучения нового материала:
1 вариант. Рассмотреть картину В. Васнецова «Варяги». Можно предложить обучающимся два уровня сложности: 1-й уровень – ответить на предложенные учителем вопросы:
- Кто написал данную картину? Как называется картина?
- Кто изображен на картине?
- Во что одеты участники, изображенные на картине?
- Что делают участники событий?
- Что лежит под ногами между варягами и представителями славян?
- Как автор передал мощь и силу варягов?
2-й уровень – сделать самостоятельные выводы по изображенному материалу.
2 вариант. Прочитать учебник [2, 26-28].
3 вариант. Работа с документом «Древнерусская летопись «Повесть временных лет» о захвате Олегом Киева», [2, 30-31].
Таким образом, ученик может выбрать один из трех вариантов изучения нового материала, что отвечает одному из метапредметных умений.
С различных точек зрения может быть представлен такой метапредметный результат как «умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией»
В качестве примера возьмем составную часть урока обществознания в 5 классе «Наука о власти» [4]. В начале урока обучающиеся знакомятся с терминами «монархия», «республика». Затем разбиваются на группы и работают по мини-проекту «Формы правления» [4, 115].
Выполняя вышеуказанные метапредметные действия обучающиеся работают по следующей схеме:
- Читают условия проекта [4, 115], проговаривают задачу для выполнения.
- Организуют место для работы в группе.
- Повторяют памятку для работы в группе (дает учитель).
- Распределяют роли: сторонники республики, сторонники монархии, свидетель спора.
- Ищут информацию о формах правления, нужную для выполнения задания [4, 117].
- Преобразуют информацию так, чтобы выделить превосходство каждой форм правления, для обоснования своей точки зрения в споре.
- Заполняют сравнительную таблицу, при этом записывают речевые обороты для свидетеля спора. Выступают с обоснованием своей позиции, используя материал таблицы.
- Делают выводы.
Думаю, что данная схема действий в полной мере отражает формирование метапредметных навыков у обучающихся 5 класса.
Возьмем такой метапредметный результат, как «умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы» и рассмотрим его формирование на примере урока истории в 7 классе, тема «Реформы Петра I» [3, 115-119].
Пример классификации, причинно-следственной связи и представление основных выводов видно из составления и обсуждения обучающимися следующей таблицы «Реформы Петра I в сфере управления» [3, 115-117].
Государственная структура до Петра I | Реформа Петра I | Основные выводы |
Боярская дума (создана при Иване III) | 1711г. – Правительствующий Сенат | Боярская дума обладала законосовещательными функциями при великом князе (царе), Сенат обладал законодательными, судебными, распорядительными функциями. |
Приказы (созданы при Иване IV) | 1718-1720 гг. – коллегии | 1. Коллегии обладали в отличие от приказов, боле четким распределением дел между органами управления. Вместо 40 приказов стало 11 коллегий. 2. Коллегии – коллективный характер управления(для борьбы с произволом и злоупотреблениями отдельных чиновников. |
И т.д. | … | … |
Кроме того, при классификации данного материала обучающиеся приобретают еще один метапредметный навык «умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач». Преобразование текста учебника в таблицу позволяет обучающимся преобразовать один вид текста в другой, выявить причинно-следственные события, поставить правильный (продуктивный) вопрос и ответить на него.
Варианты заданий и метапредметные результаты
(на примере темы «Смута», » [3, 5-32])
Характеристика видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) | Вариант задания | Метапредметные навыки |
Раскрывать противоречия, существовавшие в русском обществе в начале XVII века | Анализ текста учебника [3, 9, 12-13], составление плана «Противоречия в русском обществе начала XVII в.» | Умение систематизировать учебную информацию. |
Анализ воспоминаний голландского купца о России начала XVII в. Работа по вопросам: 1. На какие особенности русской жизни и почему обратил внимание автор как иностранец? 2. Как вы думаете, какие противоречия привели к обострению социально-экономической и политической ситуации в стране? | Умение решать творческие задания. | |
Характер, личность и деятельность Бориса Годунова (1698 – 1605) | Давать характеристику Борису Годунову. | Умение классифицировать учебную информацию |
На примере учебника и других исторических источников привести примеры разного отношения к Борису Годунову современников и потомков. | Умение работать с разными источниками, критически их анализировать. | |
Характеризовать личность и деятельность: Лжедмитрия I, И. Болотникова, В. Шуйского, Лжедмитрия II, П. Ляпунова, К. Минина, Д. Пожарского, патриарха Филарета, М. Мнишек, гетмана Жолкевского, М. Скопина-Шуйского | Сопоставить характеристики трех участников Смуты и назвать качества, которые их отличали. | Аксиологический анализ документов. |
Записать и устно выступить по теме «Что привлекает и отталкивает современников и потомков в данных исторических личностях? | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения свих мыслей и чувств. | |
Высказывать и обосновывать оценку действий участников Первого и Второго народного ополчения | Работа с текстом учебника [3, 26-28] составление вывода о результатах действия Первого и Второго ополчения. | Умение представлять результаты в разных формах – сравнительная таблица. |
Сравнивать действия участников Первого и Второго ополчения по самостоятельно составленному плану и сделать вывод о их роли в борьбе со Смутой. | Освоение межкультурного взаимодействия, строить индуктивное умозаключение и делать выводы. | |
В группах подготовить совместные презентации о памятных местах России, связанных с историей Смуты и участниками ополчений. Обратить внимание на памятники, которые посвящены участникам ополчения. | 1. Формирование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции). (Пример презентации – составлена в программе Google Шишкиной И.В. https://docs.google.com/presentation/d/1Ut9joEKefS1cxMQwb-6oD6FkfxRRNPgVrI8qUd7Y_xY/edit?usp=sharing Презентация «Нижний Новгород – город Второго ополчения») 2. Умение организовывать учебное сотрудничество, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов. |
Тема урока | «Смутное время», 7 класс » [3, 5-32]. |
Цель урока | Познакомить учащихся с основными событиями Смутного времени. |
Задачи урока |
|
Планируемые результаты | Обучающиеся знают противоречия, которые существовали в русском обществе в начале XVII в.; характеризуют личность и деятельность Бориса Годунова; владеют понятиями по теме «Смута»; зная основные события Смуты, умеют показать на исторической карте походы Лжедмитрия I, действия войск И. Болотникова, польских и шведских интервентов и систематизировать исторический материал темы; владеют навыками хронологической и сравнительной таблицы, составления плана по теме. |
Формируемые компетенции | Ценностно-смысловые компетенции: уметь определять роли Бориса Годунова и Григория Отрепьева (Лжедмитрия I) в развязывании Смуты. Общекультурные компетенции: уметь оценивать действия участников Смуты; предвидеть возможные последствия Смуты на экономику и политику России первой половины XVII века; владеть культурой исторических знаний. Учебно-познавательные: знать определения изучаемых понятий; уметь задавать вопросы к изучаемым фактам; выявлять причины и последствия изучаемых событий; уметь соотносить определение и его значение. Информационные: владеть навыками работы с историческими источниками и материалами; самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать, отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию; преобразовывать и точно передавать ее, осознанно воспринимать информацию. Коммуникативные: уметь представить свою группу; владеть способами деятельности в группе; следовать этическим нормам и правилам ведения диалога; уметь высказать свое суждение и спросить мнение партнера. Социально-трудовые: уметь использовать исторические знания на практике (хронологические и сравнительные таблицы, схемы, план). |
Формы и методы обучения | Методы: наглядный, частично – поисковый, практический. Методы контроля: устный, письменный. Формы: групповая. |
Основные понятия и термины | указ о «заповедных летах», учреждение патриаршества, Смута, интервенция, боярский заговор, «крестоцеловальная запись», Земский собор, самозванец, казачество, «тушинский вор», «семибоярщина», «Совет всей земли». |
Основные персоналии | Б.Годунов, Лжедмитрий I, И. Болотников, В. Шуйский, Лжедмитрий II, П. Ляпунов, К. Минин, Д. Пожарский, патриарх Филарет, М. Мнишек, гетман Жолкевский, М. Скопин-Шуйский, польский король Сигизмунд III, атаман И. Заруцкий, Михаил Федорович Романов. |
Основные источники информации |
|
Оборудование | ПК, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал по теме «Смутное время». |
Работа с любыми учебными методиками предполагает в ФГОС использование метапредметных результатов, когда метапредметное задание включает в себя объединение нескольких навыков ради познания одного объекта (темы). Активное формирование метапредметных компетентностей возможно при использовании следующих технологий обучения: развитее критическое мышления через работу с текстом, метод проектов, исследовательская деятельность, тьюторские технологии и др.
Таким образом, при развитии метапредметных навыков необходимо:
- широко использовать при реализации ФГОС уже наработанные, проявившие себя педагогические методики;
- планировать совместную деятельность педагогов образовательного учреждения;
- активно осуществлять сетевое взаимодействие педагогов;
- осваивать новые, в том числе, информационно-коммуникационные технологии.
Самое трудное для учителя на современном этапе, с моей точки зрения, поменять роль, стать тютором, побуждать детей получать знания самостоятельно.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 классы) // Учительская газета. 11.09. 2012 / http://www.ug.ru/new_standards/4
2. Данилов А.А, Косулина Л.Г. История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2012.
3. Данилов А.А, Косулина Л.Г. История России. XVII-XVIII века. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2013.
4. Данилов Д.Д. Обществознание. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Д.Д. Данилов, Е.В.Сизова, М.Е.Турчинова. - М.: БАЛАСС, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие метапредметных компетенций на уроках обществознания, географии и истории
В статье представлен междисциплинарный проект по теме «Глобальные проблемы», выполненный при интеграции истории, обществознания, экономической географии, культурологии и литературы.The paper presents ...
Развитие метапредметных компетенций на уроках обществознания, гео-графии и истории
В статье представлен междисциплинарный проект по теме «Глобальные проблемы», выполненный при интеграции истории, обществознания, экономической географии, культурологии и литературы.The paper presents ...
Развитие общих компетенций на уроках истории и обществознания
Развитие общих компетенций на уроках истории и обществознания...
Развитие метапредметных компетенций на уроках истории и обществознания через технологию смыслового чтения
мастер- класс. Опыт работы по данной технологии...
презентация Развитие метапредметных компетенций на уроках истории и обществознания через технологию смыслового чтения(мастер-класс)
Использование приемов технологии смыслового чтения на уроках истории и обществознания...
Методы и приемы технологии развития критического мышления как средство формирования метапредметных компетенций на уроках истории и обществознания
В свете современных условий главным показателем эффективности деятельности учителя является прежде всего успешность и конкурентоспособность его учеников. В данном пособии сделана попытка направи...
Технология проблемного обучения как средство развития глобальных компетенций на уроках истории и обществознания
Технология проблемного обучения на уроках истории и обществознания как способ активизации мыслительной деятельности и индивидуальных способностей обучающихся, повышения их функциональной грамотности.Т...