Развитие метапредметных компетенций на уроках истории и обществознания
статья по обществознанию (8 класс)

Фомичёва Галина Валентиновна

На современном этапе образования  «метапредметные результаты» входят в основную составляющую Федеральных государственных образовательных стандартов  и представляют особый интерес для применения к конкретным предметам обучающего цикла. Но как оценить метапредмет в конкретной обучающей дисциплине, в данном случае в предметах гуманитарного цикла (истории и обществознании).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие метапредметных компетенций на уроках истории и обществознания

Г.В. Фомичева

МБОУ СШ № 18 (филиал)

        На современном этапе образования  «метапредметные результаты» входят в основную составляющую Федеральных государственных образовательных стандартов  и представляют особый интерес для применения к конкретным предметам обучающего цикла. Но как оценить метапредмет в конкретной обучающей дисциплине, в данном случае в предметах гуманитарного цикла (истории и обществознании).

        Для начала рассмотрим метапредметные результаты, заложенные в основной образовательной программе основного общего образования. Метапредметные результаты освоения должны отражать:

«1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации» [1]

        Рассмотрим некоторые из предложенных ФГОС метапредметных результатов изучения истории и обществознания на практике.

Первое умение – это «умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности»

Например, в  начале урока в 5-м классе, тема «Древний Египет», учитель предлагает слайды презентации на которых изображены военные походы фараонов. Чтобы помочь обучающимся сформулировать цель урока, задаются следующие вопросы:

1. Как назывался правитель в Древнем Египте? (фараон)

2. Что можно сказать об особенностях власти фараона? (божественное происхождение власти)

3. Владыки Египта стремились расширить свою власть за пределы страны. С помощь чего можно было добиться этих целей? (с помощью военных походов).

Как видно из примера, обучающиеся самостоятельно определяют цель своего обучения на уроке и развивают интерес к данной теме по истории.

Второе метапредметные умение, сформулированное в ФГОС гласит, что формируется  «умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач».

В качестве примера возьмем урок в 6-м классе «Зарождение государства у восточных славян»   [2]. Учитель на выбор предоставляет 3 варианта изучения нового материала:

1 вариант. Рассмотреть картину В. Васнецова «Варяги». Можно предложить обучающимся два уровня сложности: 1-й уровень – ответить на предложенные учителем вопросы:

  • Кто написал данную картину? Как называется картина?
  • Кто изображен на картине?
  • Во что одеты участники, изображенные на картине?
  • Что делают участники событий?
  • Что лежит под ногами между варягами и представителями славян?
  • Как автор передал мощь и силу варягов?

2-й уровень – сделать самостоятельные выводы по изображенному материалу.

2 вариант. Прочитать учебник [2,  26-28].

3 вариант. Работа с документом «Древнерусская летопись «Повесть временных лет» о захвате Олегом Киева», [2, 30-31].

Таким  образом, ученик может выбрать один из трех вариантов изучения нового материала, что отвечает одному из метапредметных умений.

        С различных точек зрения может быть представлен такой метапредметный результат как «умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией»

В качестве примера возьмем составную часть урока обществознания в 5 классе «Наука о власти» [4]. В начале урока обучающиеся знакомятся с терминами «монархия», «республика». Затем разбиваются на группы и работают по мини-проекту «Формы правления» [4, 115].  

Выполняя вышеуказанные метапредметные действия обучающиеся работают по следующей схеме:

  • Читают условия проекта [4, 115], проговаривают  задачу для выполнения.
  • Организуют место для работы в группе.
  • Повторяют памятку для работы в группе (дает учитель).
  • Распределяют роли: сторонники республики, сторонники монархии, свидетель спора.
  • Ищут информацию о формах правления, нужную для выполнения задания [4, 117].
  • Преобразуют информацию так, чтобы выделить превосходство каждой  форм правления, для обоснования своей  точки зрения в споре.
  • Заполняют сравнительную таблицу, при этом записывают речевые обороты для свидетеля спора. Выступают с обоснованием своей позиции, используя материал таблицы.
  • Делают выводы.

Думаю, что данная схема действий в полной мере отражает  формирование метапредметных навыков у обучающихся 5 класса.

Возьмем такой метапредметный результат, как «умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы» и рассмотрим его формирование на примере урока истории в 7 классе, тема «Реформы Петра I»  [3, 115-119].  

Пример классификации, причинно-следственной связи и представление основных выводов видно из составления и обсуждения обучающимися следующей таблицы «Реформы Петра I в сфере управления»  [3, 115-117].  

Государственная структура до Петра I

Реформа Петра I

Основные выводы

Боярская дума (создана при Иване III)

1711г. – Правительствующий Сенат

Боярская дума обладала законосовещательными функциями при великом князе (царе), Сенат обладал законодательными, судебными, распорядительными функциями.

Приказы (созданы при Иване IV)

1718-1720 гг. – коллегии

1. Коллегии обладали в отличие от приказов, боле четким распределением дел между органами управления. Вместо 40 приказов стало 11 коллегий.

2. Коллегии – коллективный характер управления(для борьбы с произволом и злоупотреблениями отдельных чиновников.

И т.д.

 Кроме того, при классификации данного материала обучающиеся  приобретают еще один метапредметный навык «умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач». Преобразование текста учебника в таблицу позволяет обучающимся преобразовать один вид текста в другой, выявить причинно-следственные события,   поставить правильный (продуктивный) вопрос и  ответить на него.

Варианты заданий и метапредметные результаты

(на примере темы «Смута», »  [3, 5-32])

Характеристика видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)

Вариант задания

Метапредметные навыки

Раскрывать противоречия, существовавшие в русском обществе в начале XVII века

Анализ текста учебника  [3, 9, 12-13], составление плана «Противоречия в русском обществе начала XVII в.»

Умение систематизировать учебную информацию.

Анализ воспоминаний голландского купца о России начала XVII в. Работа по вопросам:

1. На какие особенности русской жизни и почему обратил внимание автор как иностранец?

2. Как вы думаете, какие противоречия привели к обострению социально-экономической и политической ситуации в стране?

Умение решать творческие задания.

Характер, личность и деятельность Бориса Годунова (1698 – 1605)

Давать характеристику Борису Годунову.

Умение классифицировать учебную информацию

На примере учебника и других исторических источников привести примеры разного отношения к Борису Годунову современников и потомков.

Умение работать с разными источниками, критически их анализировать.

Характеризовать личность и деятельность: Лжедмитрия I,

И. Болотникова,

В. Шуйского, Лжедмитрия II,  П. Ляпунова,

К. Минина,

Д. Пожарского, патриарха Филарета, М. Мнишек, гетмана Жолкевского,

М. Скопина-Шуйского

Сопоставить характеристики трех участников Смуты  и назвать качества, которые их отличали.

Аксиологический анализ документов.

Записать и устно выступить по теме «Что привлекает и отталкивает современников и потомков в данных исторических личностях?

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения свих мыслей и чувств.

Высказывать и обосновывать оценку действий участников Первого и Второго народного ополчения

Работа с текстом учебника   [3, 26-28]  составление вывода о результатах действия  Первого и Второго ополчения.

Умение представлять результаты в разных формах – сравнительная таблица.

Сравнивать действия участников Первого и Второго ополчения по самостоятельно составленному плану и сделать вывод о их роли в борьбе со Смутой.

Освоение межкультурного взаимодействия, строить индуктивное умозаключение и делать выводы.

В группах подготовить совместные презентации о памятных местах России, связанных с историей Смуты и участниками ополчений. Обратить внимание на  памятники, которые посвящены участникам ополчения.

1. Формирование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции). (Пример презентации – составлена  в программе Google Шишкиной И.В.  https://docs.google.com/presentation/d/1Ut9joEKefS1cxMQwb-6oD6FkfxRRNPgVrI8qUd7Y_xY/edit?usp=sharing Презентация «Нижний Новгород  – город Второго ополчения»)

2.  Умение организовывать учебное сотрудничество, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.

Тема урока

«Смутное время», 7 класс »  [3, 5-32].  

Цель урока

Познакомить учащихся с основными событиями Смутного времени.

Задачи урока

  1. Развитие знаний учащихся о:
  • причинах Смуты;
  • особенностях внутренней и внешней политики в Смутное время;
  • последствиях Смуты на историю России.
  1. Развивать умения работать в группе.
  2. Развивать умение видеть проблему и  решать её.
  3. Поддерживать интерес к истории России..

Планируемые результаты

Обучающиеся знают противоречия, которые существовали в русском обществе в начале XVII в.; характеризуют личность и деятельность Бориса Годунова; владеют понятиями по теме «Смута»; зная основные события Смуты, умеют показать на исторической карте походы Лжедмитрия I, действия войск И. Болотникова, польских и шведских интервентов и систематизировать исторический материал темы; владеют  навыками хронологической и сравнительной таблицы, составления плана по теме.

Формируемые компетенции

Ценностно-смысловые компетенции: уметь определять  роли Бориса Годунова и Григория Отрепьева (Лжедмитрия I) в развязывании Смуты.

Общекультурные компетенции: уметь оценивать действия участников Смуты; предвидеть возможные последствия Смуты на экономику и политику России первой половины XVII века; владеть культурой исторических знаний.

Учебно-познавательные: знать определения изучаемых понятий; уметь задавать вопросы к изучаемым фактам; выявлять причины и последствия изучаемых событий; уметь соотносить определение и его значение.

Информационные: владеть навыками работы с историческими источниками и материалами; самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать, отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию; преобразовывать и точно передавать ее, осознанно воспринимать информацию.

Коммуникативные: уметь представить свою группу; владеть способами деятельности в группе; следовать этическим нормам и правилам ведения диалога; уметь высказать свое суждение и спросить мнение партнера.

Социально-трудовые: уметь использовать исторические знания на практике (хронологические и сравнительные таблицы, схемы, план).  

Формы и методы обучения

Методы: наглядный, частично – поисковый, практический.

Методы контроля: устный, письменный.

Формы:  групповая.

Основные понятия и термины

указ о «заповедных летах», учреждение патриаршества, Смута, интервенция, боярский заговор, «крестоцеловальная запись», Земский собор, самозванец, казачество, «тушинский вор», «семибоярщина», «Совет всей земли».

Основные персоналии

Б.Годунов, Лжедмитрий I, И. Болотников, В. Шуйский, Лжедмитрий II,  П. Ляпунов, К. Минин, Д. Пожарский, патриарх Филарет, М. Мнишек, гетман Жолкевский, М. Скопин-Шуйский, польский король Сигизмунд III, атаман И. Заруцкий, Михаил Федорович Романов.

Основные источники информации

Оборудование

ПК, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал  по теме «Смутное время».  

Работа с любыми учебными методиками предполагает в ФГОС использование метапредметных результатов, когда метапредметное задание включает в себя объединение нескольких навыков ради познания одного объекта (темы). Активное формирование метапредметных компетентностей возможно при использовании следующих технологий обучения: развитее критическое мышления через работу с текстом, метод проектов, исследовательская деятельность, тьюторские технологии и др.

Таким образом, при развитии метапредметных навыков необходимо:

  • широко использовать при реализации ФГОС уже наработанные, проявившие себя педагогические методики;
  • планировать совместную деятельность педагогов образовательного учреждения;
  • активно осуществлять сетевое взаимодействие педагогов;
  • осваивать новые, в том числе, информационно-коммуникационные технологии.

Самое трудное для учителя на современном этапе, с моей точки зрения, поменять роль, стать тютором, побуждать детей получать знания самостоятельно.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 классы) // Учительская газета. 11.09. 2012   / http://www.ug.ru/new_standards/4

2.  Данилов А.А, Косулина Л.Г. История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2012.

3. Данилов А.А, Косулина Л.Г. История России.  XVII-XVIII века. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2013.

4. Данилов Д.Д. Обществознание. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /  Д.Д. Данилов, Е.В.Сизова,  М.Е.Турчинова. - М.: БАЛАСС, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие метапредметных компетенций на уроках обществознания, географии и истории

В статье представлен междисциплинарный проект по теме «Глобальные проблемы», выполненный при интеграции истории, обществознания, экономической географии, культурологии и литературы.The paper presents ...

Развитие метапредметных компетенций на уроках обществознания, гео-графии и истории

В статье представлен междисциплинарный проект по теме «Глобальные проблемы», выполненный при интеграции истории, обществознания, экономической географии, культурологии и литературы.The paper presents ...

Развитие общих компетенций на уроках истории и обществознания

Развитие общих компетенций на уроках истории и обществознания...

Методы и приемы технологии развития критического мышления как средство формирования метапредметных компетенций на уроках истории и обществознания

В свете современных условий главным показателем эффективности деятельности учителя является прежде всего успешность и конкурентоспособность его учеников. В данном пособии сделана попытка  направи...

Технология проблемного обучения как средство развития глобальных компетенций на уроках истории и обществознания

Технология проблемного обучения на уроках истории и обществознания как способ активизации мыслительной деятельности и индивидуальных способностей обучающихся, повышения их функциональной грамотности.Т...