Развитие метапредметных компетенций на уроках истории и обществознания через технологию смыслового чтения
статья

 мастер- класс. Опыт работы по данной технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_master-klass_smyslovoe_chtenie.docx48.36 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по управлению образованием Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кайластуйская средняя общеобразовательная школа»

ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ

 «К ВЕРШИНАМ МАСТЕРСТВА»

Развитие метапредметных компетенций на уроках истории и обществознания через технологию смыслового чтения

мастер – класс

Учитель истории и обществознания МБОУ «Кайластуйская СОШ»:

Лапердина Лариса Иннокентьевна

2019 г.

                                  План

  1. Вступление. Мотивация.
  2. Основная часть 

а) Развитие метапредметных компетенций на уроках истории и обществознания через технологию смыслового чтения.

  1.      б) Система работы по технологии смыслового чтения.
  1. Вывод
  2. Рефлексия.

Оборудование:

Компьютер и медиапроектор, раздаточный материал(копия параграфа Афинская демократия при Перикле, приемы смыслового чтения,)

Тема мастер – класса «Развитие метапредметных компетенций на уроках истории и обществознания через технологию смыслового чтения».

 Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами». Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые остальные факторы.

- Без чтения – нет учения. Перед учителем стоит задача эффективного использования приемов смыслового чтения на уроках.

Цель мастер-класса: трансляция  опыта использования приемов смыслового чтения.

Задачи:

  1. повышение теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства по  вопросам развития навыков смыслового чтения и работы с текстом на уроках истории и обществознания.
  2. Раскрытие основных приемов технологии смыслового чтения через работу с одним текстом.

Введение:

Мотивация

Современное общество- это общество SMS-мышления. Какую информацию несет такой текст?

Современное общество является информационным обществом и придает большое значение непрерывному образованию, соответственно учащиеся в школе должны овладеть навыками самостоятельного получения знаний, основным источников которого является текст. Современный школьник должен не только уметь найти нужную информацию, но и понять её, извлечь нужное, увидеть главное, отделить достоверную информацию от недостоверной, а так же по своему её интерпретировать. Чем старше становится школьник, тем меньше у него желания что – то прочитать. В озвученном и услышанном не всегда усваивается главное, а за деталями теряется общий смысл. Переизбыток информации приводит к тому, что, несмотря на кажущуюся её доступность, школьники испытывают затруднения в работе с информацией. Необходимо найти такие методы и приемы, использовать такие технологии, которые помогут подросткам освоиться в информационном поле, применить полученные знания, умения и навыки в работе в других предметных областях, овладеть стратегией смыслового чтения и работы с текстом.         Использование различных форм и методов работы с учебным и оригинальным текстами на уроках истории и обществознания позволяет выделить ряд проблем:

1. Учащиеся недостаточно владеют навыками и умениями осуществлять поиск необходимой информации, анализировать и обобщать неупорядоченную информацию.

2. Учащиеся не владеют достаточным умением использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

3. Учащиеся не владеют достаточным умением осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма).

4. Учащиеся не владеют достаточным умением извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам.

Важно  как  можно  раньше  научить детей критически мыслить и оценивать  получаемую  информацию, тогда это войдет в привычку.

Что такое смысловое чтение?

Смысловое  чтение -  умение воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию)

Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. 

В концепции универсальных учебных действий смысловое чтение обозначено как:

  1. осмысление цели и выбор вида чтения в зависимости от цели;
  2. извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
  3. определение основной и второстепенной информации;
  4. свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
  5. понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

Виды чтения

Просмотровое чтение является наиболее поверхностным видом, дающее наиболее общее представление о содержании и смысле текста. Конечным результатом является решение, следует ли читать текст или нет.

Ознакомительное чтение является более подробным, по сравнению с просмотровым. Для данного вида характерно извлечение основной, но не дополнительной информации из читаемого текста. В результате учащиеся определяют, достаточно ли информации содержится в тексте или его необходимо перечитывать или анализировать.

Изучающее чтение — наиболее подробный вид чтения. Целью этого вида является не просто тщательное изучение, но еще и проникновение в смысл текста, детальный анализ текста. Конечный результат направлен на понимание всех уровней текста, а также на восприятие разной информации, изложенной в тексте (фактуальной, концептуальной и подтекстовой).

Существуют различные способы смыслового чтения:

аналитический (структурный) способ. В этом случае читатель идет от целого к частному. Цель такого чтения – понять отношение автора к предмету или явлению и выявить факторы, повлиявшие на это отношение;

синтетический (интерпретационный) способ. Здесь читатель движется от частного к целому. Цель этого способа – выявить, какие задачи поставил автор в этом тексте и каким образом и насколько решил их;

критический (оценочный) способ. Цель его – оценить авторский текст и решить, согласен ли читатель с ним; определить собственное отношение к тексту, сформулировать его.

Технология смыслового чтения включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения.                                                                                                             Это антиципация (или предугадывание предстоящего чтения; определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт) и постановка целей урока с учётом общей готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.                                                                                            В ней три момента: первичное чтение текста (самостоятельное чтение в классе, чтение-слушание, комбинированное чтение в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся; выявление первичного восприятия, совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста), затем перечитывание текста (медленное «вдумчивое» повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментов) и анализ текста (постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части, беседа по содержанию текста, обобщение прочитанного, постановка к тексту обобщающих вопросов, обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста и выразительное чтение).

III этап. Работа с текстом после чтения.                                                                                                                             В ней также несколько важных моментов: во-первых, концептуальная (смысловая) беседа по тексту (т.е. коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия; соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией; выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов).                              Во-вторых, знакомство с писателем (это рассказ о писателе, беседа о его личности, работа с материалами учебника, дополнительными источниками).                                              Далее идёт работа с заглавием, иллюстрациями (обсуждение смысла заглавия, обращение учащихся к готовым иллюстрациям и соотнесение видения художника с читательским представлением).                                                                                                          И в заключение третьего этапа - творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). Для более полного восприятия и понимания текста серьезное внимание уделяется рассмотрению основных элементов текста, таких, как заголовок и ключевые понятия. Заголовок концентрирует основную идею, тему произведения, является ключом к его пониманию. Он позволяет осознать первоначальную перспективу, на которую нацеливается читательское понимание, и переосмыслить текст в соответствии с заложенной в нем идеей. Немаловажным в освоении технологии смыслового чтения становится изучение различных стратегий, приёмов, методов работы с текстом и практическое овладение ими, чему необходимо уделять внимание при работе с текстами уже в начальной школе (т.е. в старших классах заниматься такими приёмами не совсем продуктивно, т.к. это не соответствует возрасту, а вот если они уже освоены учащимися ранее – это, несомненно, принесёт положительные результаты в средних и старших классах).                                                                                                                                   Наиболее распространённые стратегии предтекстовой деятельности: «Мозговой штурм», «Глоссарий», «Ориентиры предвосхищения», «Вопросы для припоминания», «Рассечение вопроса», «Предваряющие вопросы», «Иллюстрации содержания» и др. Они хорошо представлены в пособии для учителя Н.Н.Сметанниковой «Обучение стратегиям чтения»  и статье «Описание стратегий смыслового чтения». Например, очень интересна стратегия «Ориентиры предвосхищения». В табличке к тексту дети знакомятся с суждениями и отмечают те, с которыми согласны. Возвращаются к ней в конце урока, после прочтения текста. Потом объясняют, почему ответ изменился, если это произошло. Стратегии текстовой деятельности – «Чтение в кружок», «Чтение вслух», «Попеременное чтение», «Чтение про себя с вопросами», «Чтение про себя с остановками» (методика работы со слабочитающими), «Чтение про себя с пометками». Например, целью стратегии «Чтение в кружок» является проверка понимания читаемого вслух текста. Имеющийся в одном экземпляре текст даётся ученику, который читает абзац, остальные ученики слушают его и задают вопросы чтецу, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. Если его ответ неверен или неточен, слушающие его поправляют. Затем текст передаётся следующему ученику.                                                Послетекстовые стратегии – «Отношения между вопросом и ответом», «Вопросы после текста», «Тайм-аут», «Проверочный лист». Например, цель стратегии «Отношения между вопросом и ответом» обучение пониманию текста. При ответе на вопрос необходимо найти место нахождения ответа.                                                                                                        Использование той или иной стратегии смыслового чтения зависит от текста, его структуры. Предлагаемые стратегии необходимо сочетать с традиционной методикой работы над содержанием текста. Каждую стратегию надо отрабатывать на уроках в ходе совместной деятельности учителя и учащихся, только тогда возможно самостоятельное использование.

На примере урока истории в 5 классе «Афинская демократия при Перикле» попробуем раскрыть основные приемы технологии смыслового чтения.

Прием «Инсерт»  

Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения. Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное занятие.

1. Чтение индивидуальное. Читая, ученик делает пометки в тексте: 

V – уже знал;  + – новое;  – думал иначе; ? – не понял, есть вопросы.

2. Читая второй раз, заполняют таблицу письменно, систематизируя материал.

Уже знал (V)

Узнал новое (+)

Думал иначе  (–)

Есть вопросы (?)

 

 

 

 

Записи краткие, только ключевые слова, фразы; заполнив таблицу, учащиеся имеют мини-конспект. Далее – обобщение результатов работы. Если       у обучающихся возникли вопросы, то отвечать на них может учитель или кто-то из обучающихся. Этот прием способствует развитию  умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять «новое».

Прием «ключевые слова» заключается в том, что учащимся предлагается подобрать в тексте «ключевые слова», которые являются наиболее важными в изученном материале. Указывается количество таких слов, ученики должны обосновать свой выбор, в связи с чем они выбрали данные слова. Учителем организуется обсуждение, в ходе которого эти слова фиксируются в тетради, на доске.

Прием «тонкие» и «толстые» вопросы

Составить вопросы по теме, по тексту параграфа и т.д. «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы,  требующие подробного,  развернутого ответа. Прием позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов. 

«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

Объясните почему….?
Почему вы думаете….?
Предположите, что будет если…?
В чем различие…?
Почему?

Кто..? Что…? Когда…?
Может…? Мог ли…?
Было ли…? Будет…?
Согласны ли вы…?
Верно ли…?

Кубик «Блума».

Цель: прогноз развития сюжета

Учащиеся научатся формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать с позициями партнеров

На гранях кубика написаны начала вопросов:

«Согласны ли вы…», «Объясните, почему…»
«Какими могут быть…»
«В чем смысл…»
«Где…»
«Важно, что…»

Кластер (пучок, созвездие, смысловые блоки) – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему (способ визуализации). Кластер является отражением нелинейной формы мышления. 

На чистом листе (классной доске) посередине написать ключевое слово или предложение, которое является ядром темы. Вокруг ключевого слова записать слова, предложения, выражающие основные идеи, факты, образы по данной теме (модель «Планета и спутники»). По мере записи слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. В свою очередь, у каждого «спутника» появляются свои «спутники», устанавливаются новые логические связи.

Составление плана текста– цель данного метода развить навыки учащихся по определению смысловых «точек» текста.

Как составлять план текста:

  • Прочитать текст, найти новые слова и понятия – выяснить их значение,
  • Определить тему и основную мысль текста,
  • Разделить текст на смысловые части, озаглавить их,
  • Написать черновик плана текста и сопоставить его с текстом. Проследить все ли главное нашло отражение в плане, связаны ли пункты плана по смыслу, отражают ли они тему и главную мысль,
  • Проверить, можно руководствуясь планом воспроизвести текст.

Виды плана: по соотношению обобщающих и конкретных формулировок (простой и сложный), по речевому оформлению заголовков (цитатный, нецитатный, смешанный).

Синквейн– используется как способ синтеза материала. Стихотворение, состоящее из пяти строк, составленных согласно определённым правилам написания. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать смысл в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

  Правила написания синквейна

1 строка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно имя существительное;

2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;

3 строка – три глагола, описывающих действие по теме синквейна;

4 строка – фраза из четырех  слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту;

5 строка – слово-резюме, ассоциация, синоним, итог, дающее новую интерпретацию темы.

   Умение грамотно и кратко обобщать и формулировать сложную информацию, увеличение навыков образной речи, увеличение аналитических способностей, ускорение запоминания и понятия основной сути в любой сфере обучения- главное достоинство этого приема.

Критериями успешности применения данной технологии являются:

  • повышение уровня сформированности познавательных учебных действий обучающихся;
  •    повышение интереса у обучающихся к урокам истории обществознания;  
  •    повышение  качества знаний по предмету.

Использование технологии смыслового чтения способствует успешной социализации личности: участие в мероприятиях разного содержания и разного уровня.

Результативность применения технологии смыслового чтения

Предмет

Доля обучающихся (в %), получивших отметки «4» и «5»

по итогам мониторингов, проводимых организацией

2014-2015 уч. год

2015-2016 уч. год

2016-2017 уч. год

2017-2018 уч. год

История 5-6 кл

67%

63%

Обществознание 5-6 кл

83%

81%

История 10-11кл

100%

100%

100%

100%

Обществознание 10-11 кл

100%

100%

100%

100%

Памятка «алгоритм работы с текстом» для 5-хклассов

1. до чтения текста:

-  прочитайте  заглавие,  выделите в нём знакомые и новые слова;

- поставьте вопросы к заглавию и определите,  какой  теоретический материал необходимо повторить;

-  попробуйте  предположить,  о чём  пойдёт  речь,  и  поставьте  вопросы от заглавия;

- попробуйте самостоятельно ответить на поставленные вопросы.

2. во время чтения текста:

-  находите  незнакомые  слова  и определяйте их значения по словарю;

-  ставьте  вопросы  к  отдельным абзацам  или  предложениям  текста,  пробуйте  ответить  на  эти  вопросы;

-  отделяйте  теоретическую  информацию от иллюстративной;

-  выделяйте  новые  термины  и определения;

-  выясните,  как  новые  термины связаны с известными;

-  прокомментируйте  приведённые примеры;

- подумайте, почему текст разделён на абзацы именно таким образом, для этого, определите микро-тему каждого абзаца;

-  уточните,  как  микротемы  раскрывают смысл всего текста.

3. После чтения текста:

- поставьте вопросы к тексту и ответьте на них;

- приведите свои примеры и прокомментируйте их;

- представьте текст в другой форме:  в  виде  таблицы,  схемы,  алгоритма;

- составьте план текста и перескажите его по плану.

Критерии для оценки  степени  сформированности  навыков  смыслового  чтения

Критерии

Показатели

Баллы

1. Умение находить нужную для пони-

мания смысла информацию

1. Ученик самостоятельно и в полном объёме находит нужную для понимания смысла текста информацию.

2. Ученик находит нужную информацию с помощью наводящих вопросов учителя.

3. Ученик находит нужную информацию только с

помощью учителя.

3

 

2

 

1

2. Понимание прочитанного

1. Адекватное авторскому замыслу понимание прочитанного.

2. Искажённое понимание прочитанного.

3. Прямо противоположное авторскому замыслу

понимание прочитанного.

2

1

0

3. Умение преобразовать текст

1. Ученик умеет самостоятельно преобразовать текстовую информацию.

2. В процессе преобразования текстовой информации ученик действует по алгоритму или образцу.

3. Ученик не умеет самостоятельно преобразовать

информацию.

2

 

1

 

 0

Критерии оценки сформированности навыков смыслового чтения у обучающихся.

5 - 6 классы:

«Удовлетворительно» - учащийся может составить простой план текста, определяет основную мысль текста.

«Хорошо» - учащийся составляет простой план текста, определяет основную мысль текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте.

«Отлично» - учащийся составляет простой и сложный план текста, может озаглавить текст, рассказывает по составленному плану.

7-8 классы:

«Удовлетворительно» - учащийся составляет простой план текста, определяет основную мысль текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте.

«Хорошо» - учащийся составляет простой и сложный план текста, определяет основную мысль текста, может озаглавить текст, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану (частично).

«Отлично» - учащийся составляет сложный план текста, определяет основную мысль текста, определяет тип текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану, определяет отношение автора  к описываемому событию/личности/предмету.

9 класс:

«Удовлетворительно» - учащийся составляет простой и сложный план текста, определяет основную мысль текста, может озаглавить текст, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану (частично).

«Хорошо» - учащийся составляет сложный план текста, определяет основную мысль текста, определяет тип текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану, определяет отношение автора  к описываемому событию/личности/предмету.

«Отлично» - учащийся составляет сложный план текста, определяет основную мысль текста, определяет тип текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану, определяет отношение автора  к описываемому событию/личности/предмету. Формулирует аргументированное собственное отношение к тексту и позиции автора. Может предположить факторы, повлиявшие на отношение автора.

Требования ФГОС ООО к овладению смысловым чтением.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;

находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста.

Выпускник получит возможность научиться:

анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

интерпретировать текст:

Выпускник получит возможность научиться:

выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста

(использованных языковых средств и структуры текста).

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

откликаться на содержание текста:

связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

находить доводы в защиту своей точки зрения;

откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Выпускник получит возможность научиться:

критически относиться к рекламной информации;

находить способы проверки противоречивой информации;

определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации

Работа с текстом предполагает развитие следующих универсальных учебных действий
В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию:
• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);
• основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);
• формирование навыков взаимо- и самооценкинавыков рефлексии на основе использования критериальной системы оценки;
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию:

 действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане,

 осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей,

контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию.
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:
• формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;
• практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; 
• развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:
• развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;
• практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Обучающиеся смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования.
Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом.

Используемые источники:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (основная школа);
  3. Козленко Л.Н. Современный подход к формированию навыка смыслового чтения.Infourok.ru.
  4. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. – № 6
    Митракова Е.М. Программа «Развитие  метапредметного результата смысловое чтение на уроках истории и обществознания в основной школе». Infourok.ru.
  5. Плотникова Г. В. Приемы развития смыслового чтения с текстом на уроках математики. Infourok.ru.
  6. Справочник учителя истории и обществознания.  В соответствии с  ФГОС. Автор – составитель Т.И.Сечина. Волгоград: Учитель, 2013.
  7. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5 – 9 классах: Как реализовать ФГОС. Пособие для учителя/ Н. Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011.

                                                                                   Приложение

Как составлять план текста:

1.Прочитать текст, найти новые слова и понятия – выяснить их значение,

2.Определить тему и основную мысль текста,

3.Разделить текст на смысловые части, озаглавить их,

4.Написать черновик плана текста и сопоставить его с текстом. Проследить все ли главное нашло отражение в плане, связаны ли пункты плана по смыслу, отражают ли они тему и главную мысль,

5.Проверить, можно руководствуясь планом воспроизвести текст.

КЛАСТЕР

На чистом листе посередине написать ключевое слово или предложение, которое является ядром темы. Вокруг ключевого слова записать слова, предложения, выражающие основные идеи, факты, образы по данной теме (модель «Планета и спутники»). По мере записи слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.

СИНКВЕЙН

Стихотворение, состоящее из пяти строк, составленных согласно определённым правилам написания.

Структура синквейна:
Существительное (тема).
Два прилагательных (описание).
Три глагола (действие).
Фраза из четырех слов  (описание).
Существительное (перефразировка темы).

Прием «тонкие» и «толстые» вопросы

Составить вопросы по теме. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов. 

«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

Объясните почему….?
Почему вы думаете….?
Предположите, что будет если…?
В чем различие…?
Почему?

Кто..? Что…? Когда…?
Может…? Мог ли…?
Было ли…? Будет…?
Согласны ли вы…?
Верно ли…?

Прием «Инсерт»

Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения. Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное занятие.

1. Чтение индивидуальное. Читая, ученик делает пометки в тексте: 

V – уже знал;  + – новое;  – думал иначе; ? – не понял, есть вопросы.

2. Читая второй раз, заполняют таблицу письменно, систематизируя материал.

Уже знал (V)

Узнал новое (+)

Думал иначе  (–)

Есть вопросы (?)

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебно-познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления

Сергей  Заир-Бек, один из наиболее известных российских специалистов в области РКМЧП, подчеркивает: «Смысл нового образовательного подхода состоит не в строгом следовании алгоритму тех или ...

Методы и приемы технологии развития критического мышления как средство формирования метапредметных компетенций на уроках истории и обществознания

В свете современных условий главным показателем эффективности деятельности учителя является прежде всего успешность и конкурентоспособность его учеников. В данном пособии сделана попытка  направи...

План самообразования «Формирование учебно-познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления»

Цель самообразования по теме: - повышение профессионального мастерства. Задачи профессионального самообразования:- изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;-изучить опы...

Развитие метапредметных компетенций на уроках истории и обществознания

На современном этапе образования  «метапредметные результаты» входят в основную составляющую Федеральных государственных образовательных стандартов  и представляют особый интерес...