Рабочая программа по обществознанию 7 классс
рабочая программа по обществознанию (7 класс)
Рабочая программа составлена на основе
- требований ФГОС общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897),
- примерной образовательной программы по обществознанию,
- авторской программы по обществознанию для 5 - 9 классов Л. Н. Боголюбова. (Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2013г.
Линия учебников Л.Н. Боголюбова соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень.
Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvo7_kl.docx | 36.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе
- требований ФГОС общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897),
- примерной образовательной программы по обществознанию,
- авторской программы по обществознанию для 5 - 9 классов Л. Н. Боголюбова. (Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2013г.
Линия учебников Л.Н. Боголюбова соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень.
Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процесс восприятия социальной ( в том числе экономической и правовой информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний о необходимых для социальной адаптации об обществе, об основных социальных ролях, о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде, о сферах человеческой деятельности, о способах регулирования общественных отношений, о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.
- формировании опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета «Обществознание»
- Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями; - Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
- Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Содержание учебного предмета
СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
- I. Человек в социальном измерении
- Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.
- Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.
- Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование.
- Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности».
- Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.
- Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками.
- Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.
- Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности.
- Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.
- II. Ближайшее социальное окружение
- Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.
- Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
- Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.
- Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.
- СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО
- III. Общество - большой «дом» человечества
- Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс.
- Сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
- Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика.
- Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы.
- Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью.
- Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение.
- IV. Общество, в котором мы живём
- Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития.
- Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.
- Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу.
- Российское общество в начале XXI в.
- Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой. Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственное устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества? Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить.
- Место России среди других государств мира.
- СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ
- V. Регулирование поведения людей в обществе
- Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи.
- Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.
- Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека.
- Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей.
- Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права.
- Конституция Российской Федерации - Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.
- Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан.
- Как защищаются права человека в России.
- Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества - долг и обязанность.
- VI. Основы российского законодательства
- Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры.
- Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей.
- Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.
- Административные правоотношения. Административное правонарушение.
- Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних.
- Правоохранительные органы. Судебная система.
- ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
- VII. Мир экономики
- Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Цикличность экономического развития.
- Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности. Предприятия и их современные формы.
- Типы экономических систем. Собственность и её формы.
- Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики.
- Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике.
- Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги.
- Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXIв. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
- Особенности экономического развития России.
- VIII. Человек в экономических отношениях
- Основные участники экономики - производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики.
- Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата.
- Предприниматель. Этика предпринимательства.
- Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление.
- Права потребителя.
- IX. Мир социальных отношений
- Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе.
- Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе.
- Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика Российского государства. Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Понятие толерантности.
- ПОЛИТИКА. КУЛЬТУРА
- Политическая жизнь общества
- Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика.
- Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства.
- Наше государство - Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации.
- Политический режим. Демократия. Парламентаризм.
- Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии.
- Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление.
- Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система.
- Межгосударственные отношения. Международные политические организации.
- Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.
- Глобализация и её противоречия.
- Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм.
- XI. Культурно-информационная среда общественной жизни
- Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет.
- Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира.
- Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость.
- Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране.
- XII. Человек в меняющемся обществе
- Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми.
Календарно-тематическое планирование
№ | Раздел, тема, основное содержание по темам | Кол-во часов | Характеристика основных видов общеобразовательной деятельности учащихся (на уровне учебных действий) |
1 | Вводный урок. | 1 час | Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 7 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся. |
Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе (13 часов) | |||
2 | Что значит жить по правилам. | 1 час | Характеризовать на примерах социальные нормы и их роль в общественной жизни. |
3 | Права и обязанности граждан. | 1 час | Характеризовать конституционные права и обязанности граждан РФ. Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих прав и свобод. Находить и извлекать социальную информацию о механизмах реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Называть права ребенка и характеризовать способы их защиты. Приводить примеры прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Раскрывать особенности правового статуса несовершеннолетних. |
4 | Права и обязанности граждан. | 1 час | |
5 | Почему необходимо соблюдать законы. | 1 час | Раскрывать значение соблюдения законов для обеспечения правопорядка. Объяснять и конкретизировать фактами социальной жизни связь закона и правопорядка, закона и справедливости. |
6 | Почему необходимо соблюдать законы. | 1 час | |
7 | Защита Отечества. | 1 час | Характеризовать защиту Отечества как долг и обязанность гражданина РФ. Приводить примеры важности подготовки к исполнению воинского долга. |
8 | Защита Отечества. | 1 час | |
9 | Для чего нужна дисциплина. | 1 час | Раскрывать значение дисциплины как необходимого условия общества и человека. Характеризовать различные виды дисциплины. Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями нарушения общеобязательной и специальной дисциплины. |
10 | Виновен – отвечай. | 1 час | Характеризовать ответственность за нарушение законов. Определять черты законопослушного поведения. Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями противозаконного поведения. Описывать и иллюстрировать примерами проявления ответственности несовершеннолетних. |
11 | Кто стоит на стаже закона. | 1 час | Называть правоохранительные органы Российского государства. Различать сферу деятельности правоохранительных органов, в том числе судебной системы. Приводить примеры деятельности правоохранительных органов. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с деятельностью правоохранительных органов. |
12 | Кто стоит на стаже закона. | 1 час | |
13 | Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе». | 1 час | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников |
14 | Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе». | 1 час | |
Тема 2. Человек в экономических отношениях (13 часов) | |||
15 | Экономика и ее основные участники | 1 час | Характеризовать роль потребителя и производителя в экономике, приводить примеры их деятельности. Описывать различные формы организации хозяйственной жизни. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с выполнением социальных ролей потребителя и производителя. |
16 | Экономика и ее основные участники | 1 час | |
17 | Мастерство работника | 1 час | Описывать составляющие квалификации работника. Характеризовать факторы, влияющие на размер заработной платы. Объяснять взаимосвязь квалификации, количества и качества труда. |
18 | Производство: затраты, выручка, прибыль | 1 час | Раскрывать роль производства в удовлетворении потребностей общества. Характеризовать факторы, влияющие на производительность труда. Объяснять значение распределения труда в развитии производства. Различать общие, постоянные и переменные затраты производства. |
19 | Производство: затраты, выручка, прибыль | 1 час | |
20 | Виды и формы бизнеса | 1 час | Объяснять значение бизнеса в экономическом развитии страны. Характеризовать особенности предпринимательской деятельности. Сравнивать формы организации бизнеса. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с достижением успеха в бизнесе. Выражать собственное отношение к бизнесу с морально-этических позиций. |
21 | Виды и формы бизнеса | 1 час | |
22 | Обмен, торговля, реклама | 1 час | Объяснять условия осуществления обмена в экономике. Характеризовать торговлю и ее формы как особый вид экономической деятельности. Раскрывать роль рекламы в развитии торговли. Выражать собственное отношение к рекламной информации. Оценивать свое поведение с точки зрения рационального покупателя. |
23 | Деньги, их функции | 1 час | Описывать виды денег. Раскрывать на примерах функции денег. |
24 | Экономика семьи | 1 час | Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов. Характеризовать виды страховых услуг, предоставляемых гражданам. |
25 | Экономика семьи | 1 час | |
26 | Практикум по теме «Человек в экономических отношениях». | 1 час | Обобщить знания и расширить опыт решения познавательных и практических задач по изучаемой теме. Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников |
27 | Практикум по теме «Человек в экономических отношениях». | 1 час | |
Тема 3. Человек и природа (7 часов) | |||
28 | Человек – часть природы | 1 час | Объяснять значение природных ресурсов в жизни общества. Характеризовать отношение людей к исчерпаемым ресурсам. Описывать состояние неисчерпаемых богатств Земли. Объяснять опасность загрязнения воды, почвы и атмосферы. Различать ответственное и безответственное отношение к природе. Определять собственное отношение к природе. |
29 | Охранять природу – значит охранять жизнь | 1 час | Объяснять необходимость активной деятельности по охране природы. Характеризовать смысл экологической морали. |
30 | Закон на страже природы | 1 час | Характеризовать деятельность государства по охране природы. Называть наказания, установленные законом для тех, кто наносит вред природе. Иллюстрировать примерами возможности общественных организаций и граждан в сбережении природы. |
31 | Практикум по теме «Человек и природа. | 1 час | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников |
32 | Практикум по теме «Человек и природа. | 1 час | |
33 | Заключительный урок | 1 час | Провести диагностику результатов обучения в 7 классе. Подвести итоги учебной работы за год. Наметить перспективы обучения в 8 классе. |
34 | Заключительный урок | 1 час |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией
Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы.
Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. Обществознание 6 класс М.:
Просвещение, 2015
Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. Обществознание 7 класс. -
Москва: Просвещение, 2014
Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. Обществознание 8 класс. -
Москва: Просвещение, 2013
Боголюбов Л.Н. Матвеев А.И., Жильцова Е.И. и др. /Под ред. Боголюбова Л.Н., Обществознание для 9 класса. - М.: Просвещение, 2011.
Методические и дидактические пособия
Конрольно-измерительные материалы, Обществознание. 9 класс/Сост. А.В. Поздеев. М.: ВАКО, 2014
Обществознание в таблицах и схемах. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2012.
Баранов П.А. ГИА-2015: Обществознание: Тренировочные варианты экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену в 9 классе. – М.:АСТ: Астрель, 2014.
Электронные образовательные ресурсы
Учебное электронное издание «Обществознание». 8-11 класс
Справочные пособия (энциклопедии, словари по экономике, праву, социологии,
философии, политологии, демографии, социальной психологии).
Комплект «Государственные символы Российской Федерации»
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для
крепления карт и таблиц
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа 5-7 классс Босова Л.Л. ФГОС
Рабочая программа 5-7 классс Босова Л.Л. ФГОС...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...