Рабочая программа по обществознанию для 8 класс Боголюбов Л.Н.
рабочая программа по обществознанию (8 класс)
Рабочая программа по обществознанию для 8-х классов общеобразовательной школы составлена в соответствии:
Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ,
Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года № 1576),
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями и дополнениями),
Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова.
Положения МАОУ «Гимназии №33 г .Улан-Удэ» «Положение о рабочей программе (по учебному предмету в основной и старшей школе).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._programma_obshch-vo_8kl._1.doc | 197 КБ |
8_klass_obshchestvoznanie.docx | 26.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию г. Улан-Удэ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 33»
«Рассмотрено на заседании методического объединения» ____/____/___ | «Согласовано с Методическим советом гимназии» ___/____/___ | «Утверждаю» _________/Д.К. Халтаева директор МАОУ «Гимназия №33 г. Улан-Удэ» __________________2019 г. |
Рабочая программа
по обществознанию
для 8-х классов
на 2019/2020 учебный год
Цырендашиев Ж.Ж.,
учитель истории и обществознания
Улан-Удэ
2019 г.
Аннотация к рабочей программе по обществознанию, 8 класс (ФГОС)
Рабочая программа по обществознанию для 8-х («Б», «В», «Д») классов общеобразовательной школы составлена в соответствии:
- Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ,
- Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года № 1576),
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями и дополнениями),
- Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова.
- Положения МАОУ «Гимназии №33 г .Улан-Удэ» «Положение о рабочей программе (по учебному предмету в основной и старшей школе).
Учебно-методический комплект:
1. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / Л.Н. Боголюбов и др.; под ред Л.Н.Боголюбова. Л.Ф.Ивановой; Рос. Акад. наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение», -М, просвещение, 2015.
3. Обществознание. 8 класс: поурочное планирование/ Л.Н. Боголюбов и др., -М, просвещение, 2015.
Распределение учебного времени
Раздел | Кол-во теорет.ч. | Кол-во практ.ч. | Итого часов |
Личность и общество | 5 | 2 | 7 |
Сфера духовной культуры | 6 | 2 | 8 |
Социальная сфера | 4 | 2 | 6 |
Экономика | 11 | 2 | 11 |
Итоговый контроль | 1 | 1 | |
Итого | 26 | 9 | 35 |
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека ( 10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной ( в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно- бытовых отношений.
Соотношение урочной и неурочной форм организации образовательного процесса
Программа рассчитана на 35 часов, из расчета 1 час в неделю. В связи с реализацией ФГОС ООО предусмотрено 10 часов для организации неурочных форм образовательного процесса.
В качестве контрольно-измерительных материалов используются:
Тестовые задания различных типов (закрытые, открытые, на соответствие и т.п.), задания – задачи, анализ закодированной информации (графики, диаграммы, таблицы и пр.), задания на анализ текстовых источников, эссе – особый жанр мини-сочинения по значимым проблемам общественной жизни.
Формы контроля:
Самостоятельная работа, проверочная работа, контрольная работа, тестирование, зачёт.
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется на каждом занятии, по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических работ в специальной рабочей тетради.
Для закрепления новых знаний используются такие формы работы: толкование новых терминов и понятий, дифференцированное домашнее задание.
При повторении материала используется разноуровневая индивидуальная работа и групповая работа по интересам.
Тестирование (дифференцированные задания).
Творческие задания. Творческие мастерские, конкурсы проектов, видеороликов.
Виды контроля:
Текущая аттестация (устный опрос, самооценка и взаимооценка, самостоятельные, проверочные, контрольные работы).
Планируемые результаты освоения содержания курса по обществознанию
Личностные результаты:
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешним и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты:
- умение сознательно организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций, рассматривать их комплексно;
- способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
- овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике:
1) на использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4)поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного объекта;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7) оценку своих учебных достижений, поведения. черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты:
- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятии об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
- понимание роли искусства в становлении личности и жизни общества;
- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
- понимание языка массовой социально- политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Содержание учебного предмета
Раздел I. Личность и общество
Что изучает обществознание. Биологическое и социальное в человеке. Индивид, индивидуальность, личность. Общество как форма жизнедеятельности людей. Сферы общества. Стадии развития общества: традиционное (аграрное), индустриальное, постиндустриальное (информационное) общества. Развитие общества: прогресс и регресс, революция и реформа, модернизация и глобализация.
Раздел II. Духовная сфера
Что такое духовная культура. Мораль и моральный выбор. Долг и совесть. Наука и образование. Религия, мировые религии.
Раздел III. Экономика
Экономика и ее роль в жизни общества. Экономические системы, их виды и особенности. Главные вопросы экономики. Собственность. Рыночная экономика. Спрос и предложение. Конкуренция. Производство – основа экономики. Факторы производства. Предпринимательская деятельность. Роль государства в рыночной экономике. Налоги, их виды и функции. Государственный бюджет, расходы и доходы государства. Семейная экономика и распределение доходов. Потребление. Деньги. Инфляция, ее причины и последствия. Банковская система. Безработица и ее последствия. Международная торговля и мировая экономика.
Раздел IV. Социальная сфера
Социальная структура общества. Основные понятия социологии: стратификация, мобильность. Социальные статусы и роли. Социальные группы и их многообразие. Социальный конфликт. Нации и межнациональные отношения. Отклоняющееся поведение. Алкоголизм, наркомания, преступность.
Учебно-методическое обеспечение
- Боголюбов Л.Н., Матвеев А.И. Обществознание. Учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2015.
- Котова О.В., Лискова Т.Е. Рабочая тетрадь по обществознанию. 8 кл. К учебнику под ред. Боголюбова Л.Н. – М.: Просвещение, 2015.
- Конституция РФ
- Сборник законов РФ.
Технологическая карта обществознание 8 класс
Раздел 1 | К-во часов | Планируемые результаты | Количество, форма, тема контрольных работ | ||||||
Предметные УУД | Личностные и метапредметные УУД | ||||||||
Введение Личность и общество | 6 | Общество, его признаки, система, сферы общества, стадии развития общества, формы развития общества | Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Уметь ориентироваться в тесной связи обществознания с историей, биологией, географией. | Контр. работа «Общество» - 1 урок | |||||
№ | Сроки | Тема | К-во часов | Элементы содержания | Количество лабораторных/ практических работ | Виды деятельности учащихся | |||
Базовый уровень | Повышенный уровень | ||||||||
1 | Введение | 1 | Знакомство с курсом «Обществознание». | Знание терминов, формирование общих представлений об обществознании | --- | Беседа. Обсуждение темы. работа с дополнительным материалом и текстами заданий | |||
2 | Быть личностью | 1 | Как человек реализует себя. Природное и общественное в человеке. Основные отличия человека от других живых существ.. Способность человека к творчеству | Уметь высказывать свое мнение, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятии, характеризовать качества человека. Объяснить способность человека к творческой деятельности. Основы психологии. | Беседа. Обсуждение темы. работа с дополнительным материалом и текстами заданий | ||||
3 | Входная контрольная работа | 1 | Проверка знаний полученных в 7-м классе | ||||||
4 | Общество как форма жизнедеятельности людей Стадии развития общества | 1 | Общество, основные сферы общественной жизни. Виды обществ. Социальные нормы. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество. Изменение положения человека в обществе в процессе развития | Современное общество как сложноорганизованная динамичная система. Основные черты исторических типов общества. | Беседа. Обсуждение темы. Работа с текстом учебника и дополнительным материалом | ||||
5 | Развитие общества | 1 | Изменчивость и стабильность. Прогресс и регресс. Реформы и революции. | Модернизация и глобализация. Глобальные проблемы современности | Беседа. Обсуждение темы. работа с дополнительным материалом и текстами заданий | ||||
6 | Общество | 1 | Повторение и закрепление знаний по теме | Углубление полученных знаний | Контр. работа | Работа с текстом заданий | |||
Раздел 2 | К-во часов | Планируемые результаты | Количество, форма, тема контрольных работ | ||||||
Предметные УУД | Личностные и метапредметные УУД | ||||||||
Духовная культура | 8 | Духовная сфера и ее основные понятия. | Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Уметь ориентироваться в тесной связи обществознания с историей, биологией, географией. | Контр. работа «Духовная культура» - 1 урок | |||||
№ | Сроки | Тема | К-во часов | Элементы содержания | Количество лабораторных/ практических работ | Виды деятельности учащихся | |||
Базовый уровень | Повышенный уровень | ||||||||
7 | Сфера духовной жизни | 1 | Культура подлинная | Знать основные положения урока. Характеризовать духовную жизнь человека. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | --- | Беседа. Обсуждение темы. работа с дополнительным материалом и текстами заданий | |||
8 | Мораль | 1 | Мораль ставит оценки. Мораль регулирует деятельность человека. Внутренние духовные убеждения личности. Воспитательная роль морали | Характеризовать мораль как регулятор деятельности людей. Объяснять смысл основных понятий. Объяснять, как соотносятся друг с другом общественное мнение и личное мнение человека | --- | Беседа. Обсуждение темы. работа с дополнительным материалом и текстами заданий | |||
9 | Долг и совесть | 1 | Мораль, долг, совесть, поведение | Формирование гуманистического мировоззрения учащихся. | --- | Беседа. Обсуждение темы. Работа с текстом учебника и дополнительным материалом | |||
10 | Моральный выбор –это ответственность | 1 | Что такое моральный выбор. Ответственность человека за свои поступки и действия. | Становление нравственного в человеке. | --- | Беседа. Обсуждение темы. Работа с текстом учебника и дополнительным материалом | |||
11 | Образование | 1 | Закон РФ «Об образовании». Конвенция о правах ребенка. Конституция РФ о праве на образование | Гос. и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. | Беседа. Обсуждение темы. Для профиля – работа с дополнительным материалом и текстами заданий | ||||
12 | Наука в современном обществе | 1 | Роль науки в современном обществе. Государственная политика в области развития научного потенциала страны | Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. | --- | Беседа. Обсуждение темы. работа с дополнительным материалом и текстами заданий | |||
13-14 | Религия как одна из форм культуры. Мировые религии. Искусство. | 2 | Религиозное верование. В чем притягательная сила и гуманистический смысл религии. Право на свободу совести и его гарантии. Свобода совести. Вера, атеизм. Мировоззрение. Виды религий. Мировые религии. | Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды | Беседа. Обсуждение темы. работа с дополнительным материалом и текстами заданий | ||||
15 | Духовная культура | 1 | Повторение и закрепление знаний по теме | Углубление полученных знаний | Контр. работа | Работа с текстом заданий | |||
Раздел3 | К-во часов | Планируемые результаты | Количество, форма, тема контрольных работ | ||||||
Предметные УУД | Личностные и метапредметные УУД | ||||||||
Социальная сфера | 6 | Общество, социальная структура, основные понятия и вопросы социальной сферы. | Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Уметь ориентироваться в тесной связи обществознания с историей, биологией, географией. | Контр. работа «Социальная сфера» - 1 урок | |||||
№ | Сроки | Тема | К-во часов | Элементы содержания | Количество лабораторных/ практических работ | Виды деятельности учащихся | |||
Базовый уровень | Повышенный уровень | ||||||||
16 | Социальная структура общества | 1 | Социальная структура и социальное неравенство. Социальные группы | Определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия. Социальная стратификация и социальное неравенство. | Беседа. Обсуждение темы. работа с дополнительным материалом и текстами заданий | ||||
17 | Социальные статусы и роли | 1 | Социальный статус. Современный этап социального развития. Социальная роль. Социальный конфликт | Характеризовать социальные отношения и социальный статус. Выделять в тексте оценочные суждения о социальном статусе | --- | Беседа. Обсуждение темы. работа с дополнительным материалом и текстами заданий | |||
18-19 | Нации и межнациональные отношения | 2 | Этнические общности. Понятие «нация». Отношение к | Характеризовать межнациональные отношения, выделять национальное и Выделять в тексте оценочные суждения Использовать дополнительные материалы | --- | Беседа. Обсуждение темы. Работа с текстом учебника и дополнительным материалом | |||
20 | Отклоняющееся поведение | 1 | Отклоняющееся поведение, его виды, влияние употребления алкоголя, курения на поведение подростков | Свободно ориентироваться в признаках отклоняющегося поведения и формах социального контроля. | --- | Беседа. Обсуждение темы. Работа с текстом учебника и дополнительным материалом | |||
21 | Социальная сфера | 1 | Повторение и закрепление знаний по теме | Углубление полученных знаний | Контр. работа | Работа с текстом заданий | |||
Раздел 3 | К-во часов | Планируемые результаты | Количество, форма, тема контрольных работ | ||||||
Предметные УУД | Личностные и метапредметные УУД | ||||||||
Экономика | 13 | Экономическая сфера жизни общества. Основы рыночной экономики. | Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Уметь ориентироваться в тесной связи обществознания с историей, биологией, географией. | Контр. работа «Экономика» - 1 урок | |||||
№ | Сроки | Тема | К-во часов | Элементы содержания | Количество лабораторных/ практических работ | Виды деятельности учащихся | |||
Базовый уровень | Повышенный уровень | ||||||||
22 | Экономика и её роль в жизни общества | 1 | Как рождается экономика. Экономическая сфера общества: понятие и основные элементы. | Причины циклического развития экономики. Роль экономики и ее связь с другими сферами жизни общества в современную эпоху. | --- | Беседа. Обсуждение темы. работа с дополнительным материалом и текстами заданий | |||
23 | Главные вопросы экономики. Экономические системы. | 1 | Основные типы экономических систем. Традиционная экономика. Командно-административная экономика. | Основные черты ком.-адм. экономики в СССР. Зарождение рыночной экономики. | Беседа. Обсуждение темы. работа с дополнительным материалом и текстами заданий | ||||
24 | Собственность | 1 | Имущественные отношения. Право собственности | Частная собственность как основа рыночной экономики. Национализация и приватизация | --- | Беседа. Обсуждение темы. Работа с текстом учебника и дополнительным материалом | |||
25 | Рыночная экономика | 1 | Основные законы рынка. Спрос и предложения. Конкуренция. «Невидимая рука» рынка | Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда; их специфика. Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. | Беседа. Обсуждение темы. Работа с текстом учебника и дополнительным материалом | ||||
26 | Производство – основа экономики | 1 | Потребности и ресурсы: проблема выбора. Факторы производства. | Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. | --- | Беседа. Обсуждение темы. работа с дополнительным материалом и текстами заданий | |||
27 | Предпринимательская деятельность | 1 | Предпринимательство | Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. | --- | Беседа. Обсуждение темы. работа с дополнительным материалом и текстами заданий | |||
28 | Роль государства в экономике | 1 | Роль государства в регулировании экономики. Налоговая система. Государственный бюджет. Статьи расхода, дефицит бюджета | Общественные блага. Внешние эффекты. Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая политика. | Беседа. Обсуждение темы. Работа с текстом учебника и дополнительным материалом | ||||
29 | Распределение доходов | 1 | Доходы граждан и прожиточный минимум. Неравенство и перераспределение доходов. | Экономические меры социальной поддержки населения. | --- | Беседа. Обсуждение темы. Работа с текстом учебника и дополнительным материалом | |||
30 | Потребление | 1 | Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги. Права потребителей | Потребности. Иерархическая теория потребностей А. Маслоу | --- | Беседа. Обсуждение темы. работа с дополнительным материалом и текстами заданий | |||
31 | Инфляция и семейная экономика | 1 | Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. | Инфляция, формы заработной платы, номинальные и реальные доходы | --- | Беседа. Обсуждение темы. работа с дополнительным материалом и текстами заданий | |||
32 | Безработица, ее причины и последствия | 1-базовый 3-профильный | Занятость, безработица, ее виды,причины и последствия. Гос. политика в области занятости | Безработица и государственная политика в области занятости в России. | Беседа. Обсуждение темы. Работа с текстом учебника и дополнительным материалом | ||||
33 | Мировое хозяйство и международная торговля | 1-базовый 3-профильный | Международное разделение труда, транснациональная корпорация, МВФ, ВТО, Всемирный банк, ОПЕК | Государственная политика в области международной торговли. Глобализация. Глобальные экономические проблемы | Беседа. Обсуждение темы. Работа с текстом учебника и дополнительным материалом | ||||
34 | Экономика | 1 | Повторение и закрепление знаний по теме | Углубление полученных знаний | Контр. работа | Работа с текстом заданий | |||
Раздел 7 | К-во часов | Планируемые результаты | Количество, форма, тема контрольных работ | ||||||
Предметные УУД | Личностные и метапредметные УУД | ||||||||
35 | Итоговое повторение | 1 | Повторение и закрепление пройденных тем | Использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | 1 | ||||
ВСЕГО | К-во часов | Количество, форма, тема контрольных работ | |||||||
35 | 5 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новоселенгинская средняя общеобразовательная школа
«Обсуждено» Протокол заседания Педагогического совета № ____ от «____» ______________ 20___ года | «Утверждаю» ________________ Директор школы Круглова А.Б. ФИО Приказ по школе № ______ «___» ______ 20___ года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ФГОС ООО
Предмет: обществознание
Класс: 8
Составил(а): Цырендашиев Ж.Ж.
учитель истории и обществознания
2018-2019 учебный год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Результатами освоения учениками основной школы содержания программы по обществознанию является:
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; коммуникативной
- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- навыки смыслового чтения;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–компетенции);
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты изучения:
- формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
- овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
- формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
- формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
- развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
- воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
Содержание учебного предмета (34 ч.)
Вводный урок (1 ч.)
Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в работе в классе и дома.
Глава I. Личность и общество (6 ч.)
Отличие человека от других живых существ. Природное и общественное в человеке. Мышление и речь — специфические свойства человека. Способность человека к творчеству. Деятельность человека, её виды. Игра, учёба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя. Что такое природа? Биосфера и ноосфера. Взаимодействие человека и окружающей среды. Место человека в мире природы. Человек и Вселенная. Человек. Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Основные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Человечество в XXI в., тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности. Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Глава II. Сфера духовной культуры (8 ч.)
Сфера духовной культуры и её особенности. Культура личности и общества. Диалог культур как черта современного мира. Тенденции развития духовной культуры в современной России. Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия морали. Критерии морального поведения. Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека. Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Нравственные чувства и самоконтроль. Значимость образования в условиях информационного общества. Непрерывность образования. Самообразование. Наука, её значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда учёного. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Религия как одна из форм культуры. Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести
Глава III. Экономика (13 ч.)
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора). Основные вопросы экономики. Что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Типы экономических систем. Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности. Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация. Предпринимательство. Цели фирмы, её основные организационно-правовые формы. Современные формы предпринимательства. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами. Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. Потребление. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя. Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Занятость и безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Какие профессии востребованы на рынке труда. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Глава IV. Социальная сфера (5 ч.)
Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Социальное неравенство. Многообразие социальных общностей и групп. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения. Изменения социальной структуры с переходом в постиндустриальное общество. Социальная позиция человека в обществе: от чего она зависит. Ролевой репертуар личности. Гендерные различия: социальные роли мужчин и женщин. Изменение статуса с возрастом. Социальные роли подростков. Отношения между поколениями. Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Тематическое планирование
(1 час в неделю в течении учебного года, всего 34 часа)
№ | Содержание учебного материала | Кол-во | |
1 | Вводный урок | 1 | |
2 | Что делает человека человеком | 1 | |
3 | Человек, общество и природа. | 1 | |
4 | Общество как форма жизнедеятельности людей | 1 | |
5 | Развитие общества | 1 | |
6 | Как стать личностью | 1 | |
7 | Практикум по теме «Личность и общество» | 1 | |
8 | Сфера духовной жизни | 1 | |
9 | Мораль | 1 | |
10 | Долг и совесть | 1 | |
11 | Моральный выбор — это ответственность | 1 | |
12 | Образование | 1 | |
13 | Наука в современном обществе | 1 | |
14 | Религия как одна из форм культуры | 1 | |
15 | Практикум по теме «Сфера духовной культуры» | 1 | |
16 | Экономика и ее роль в жизни общества | 1 | |
17 | Главные вопросы экономики | 1 | |
18 | Собственность | 1 | |
19 | Рыночная экономика | 1 | |
20 | Производство- основа экономики | 1 | |
21 | Предпринимательская деятельность | 1 | |
22 | Роль государства в экономике | 1 | |
23 | Распределение доходов | 1 | |
24 | Потребление | 1 | |
25 | Инфляция и семейная экономика | 1 | |
26 | Безработица, ее причины и последствия | 1 | |
27 | Мировое хозяйство и международная торговля | 1 | |
28 | Практикум по теме «Экономика» | 1 | |
29 | Социальная структура общества | 1 | |
30 | Социальные статусы и роли Социальная сфера | 1 | |
31 | Нации и межнациональные отношения | 1 | |
32 | Отклоняющееся поведение | 1 | |
33 | Практикум по теме «Социальная сфера» | 1 | |
34 | Заключительный урок | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо обществознанию для 9 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по обществознанию 7 класс (Боголюбов, ФГОС)
Рабочая программа по обществознанию 7 класс (Боголюбов, ФГОС)...
рабочая программа по обществознанию 8 класс (Боголюбов)
Содержание программы: пояснительная записка, цели, задачи, содержание и тд...
рабочая программа по обществознанию 9 класс (Боголюбов)
Содержание: пояснительная записка, темат. планирование и тд...
рабочая программа по обществознанию 5 класс Боголюбов ФГОС
рабочая программа по обществознанию 5 класс Боголюбов ФГОС...
Рабочая программа по обществознанию 11 класс Боголюбов
Рабочая программа по обществознанию 11 класс...
Рабочая программа по обществознанию 7 класс Боголюбов.
Рабочая программа по обществознанию 7 класс Боголюбов и календарно-тематическое планирование....