ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРАЖДАНСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
методическая разработка по обществознанию
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРАЖДАНСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interaktivnaya_tehnologiya.docx | 16.87 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРАЖДАНСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Интерактивный («Inter» – это взаимный, «act» – действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех» Использование интерактивной модели работы предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. В музейной деятельности такая работа предполагает не только одностороннее получение знаний: «экскурсовод – посетитель», но и их активное взаимодействие, в том числе с привлечением музейных средств и музейных экспонатов.
Следует отметить, что экспозиции и программы, построенные с применением принципа интерактивности, носят полифункциональный характер, открывая перед детьми свободное пространство выбора поведения в музее, детального изучения экспонатов, соучастия в программе, сотрудничества с музейными педагогами, общения между собой. И чем более вариативна музейная программа, предлагающая детям широкий ассортимент профессиональных инструментов, импровизированных ситуаций индивидуального или коллективного труда, игры, приключений, тем больше возможностей у музея стать местом открытий.
Обобщение результатов опыта работы наглядно иллюстрирует, что наиболее эффективными и в то же время востребованными детьми являются следующие интерактивные формы музейной деятельности.
Во-первых, экскурсия является одной из тех традиционных форм, с которой начиналось становление культурно-образовательной деятельности музея. Наибольший интерес у детей младшего школьного возраста вызывают экскурсии с элементами игры и творческими заданиями; экскурсии, направленные на презентацию одного экспоната, которые помогают глубоко и всесторонне познакомиться с тем или иным музейным предметом; интерактивные экскурсии с загадками; заполнение музейных словариков (в которых представлены рисунки, коллажи, аппликации и т.п.).
Педагогическая позиция музейного педагога ориентирована не столько на сообщение информации, сколько на развитие у детей культуры диалога, самоопределения, способностей.
В работе с воспитанниками среднего и старшего возраста можно задействовать следующие виды экскурсий: экскурсии с элементами беседы, театрализованные экскурсии, самостоятельные экскурсии (без экскурсовода) по путеводителю с вопросами, заданиями.
Во-вторых, музейные занятия (уроки). Например, проводятся интерактивные занятия «Письма с фронта» и «Книга памяти». На занятии «Письма с фронта» воспитанники знакомятся с подлинными письмами фронтовиков, а затем сами пишут письма родственникам, сверстникам или безымянным адресатам. В этих письмах они пытаются отразить те чувства, мысли, которые возникают у человека в трудные, переломные моменты его жизни. Занятие «Книга памяти» предполагает работу с Книгой памяти области, в которую занесены фамилии, погибших в годы Великой Отечественной войны. Изучая Книгу памяти, дети находят своих однофамильцев, а возможно, и родственников, и пытаются выстроить, восстановить (совместно с педагогом) историю своей семьи (историю своей жизни), что способствует формированию у них чувства гордости за своих предков, сопричастности к их подвигу, самоуважения.
В-третьих, очень востребованной формой являются мастер-классы.
Мастер-класс – это уникальная возможность для каждого ребенка попробовать себя в творчестве! Детям хочется не только созерцать увиденное, но и пробовать, что-то создавать своими руками. Особенно, когда результат этого творчества имеет «свою историю» и может доставить радость родным и близким.
Например: мастер-класс «Открытка ветерану». Оформление открытки к Дню Победы, «История новогодней игрушки», по пошиву народных кукол, создание виртуальной экспозиции музея (виртуального музея) и др.
В-четвертых, особый интерес у детей вызывают народные праздники и посиделки с чаепитием. Привлекательность музейного праздника заключаются в неформальной атмосфере, в эффекте личной причастности, соучастия в происходящем благодаря театрализации, игре, непосредственному общению с «персонажами» праздничного действа, применению особой атрибутики. Особенность праздника состоит еще и в том, что он как бы раздвигает границы музея, ибо музейное значение приобретают духовные традиции народа, мастерство, обряды и ритуалы, национальное искусство.
Таким образом, формы реализации программ музейной деятельности разнообразны, дифференцированы, комплексны, включают исследовательский, познавательный, творческий, коммуникативный и практический компоненты. Условно их можно разделить на теоретические (лекции, беседы, экскурсии, творческие вечера, встречи с интересными людьми, викторины и др.) и практические – мастер-классы. Как показывает опыт музейно-педагогической деятельности, в каждой из этих форм возможна интерактивная составляющая, что позволяет рассматривать музей не только как институт социальной памяти – «хранилище истории», коллекцию предметов, но и как динамичное, интегративное пространство, участвующее в реализации важной задачи – социализации детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование гражданско-правовой культуры подростков через использование интерактивных методов обучения
В правовом воспитании важно опираться на жизненные факты, близкие ребятам, тем самым реализуется принцип связи с жизнью, личным опытом ребят, который предполагает расширение, углубление и обогащ...
Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
Приёмы и методы, которые можно использовать, чтобы сделать урок динамичным и более насыщенным, необычным и интересным, но не перегруженным...
«Использование интерактивных методов обучения при компетентностом подходе как средство активизации познавательной деятельности обучающихся».
В последнее время все чаще высказывается идея о том, что ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом о...
Методическая разработка "Формы и методы внеурочной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию"
Описываемый педагогический опыт естественно вписывается в деятельность Тверского суворовского военного училища. Он отражает педагогическую деятельность автора по гражданско-патриотическому воспит...
Использование интерактивных методов в процессе обучения детей с ОВЗ в массовых классах
Первое, что должен сделать учитель для того, чтобы помочь адаптироваться детям с особенностями развития в общеобразовательной школе – это создание психологически комфортной образовательной среды....
Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики.
Активизация познавательной деятельности учащихся будет соответствовать современным требованиям к уровню подготовки выпускников школы, если будет реализовываться деятел...
Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи через использование интерактивного метода «Работа в паре».
Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи через использование интерактивного метода «Работа в паре»....