Методическая разработка открытого урока по обществознанию в 7 классе "Зачем люди общаются"
методическая разработка по обществознанию (7 класс) по теме

Чекашкина Наталья Николаевна

Технологическая карта урока по обществознанию "Зачем люди общаются"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obschestvo_7_klass_zachem_lyudi_obshchayutsya.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» с. Устиновка

Автор: учитель истории  и обществознания

Чекашкина Наталья Николаевна

Технологическая карта урока

Предмет, класс: Обществознание, 7 класс

Тема: «Зачем люди общаются»

Цели:

1. Охарактеризовать общение как своеобразную деятельность; показать важность общения для формирования социальной      сущности человека;

2.Рассмотреть цели общения.

3. Раскрыть проблему радостей и сложностей общения.

4.Совершенствовать учебные умения и навыки учащихся:

1) умение извлекать нужную информацию из текста документа;

2) умение приводить примеры из повседневной жизни и истории, доказывающие ту или иную точку зрения;

3) резюмирование информации, изложение сложных идей, чувств и представлений в нескольких словах.

5.Способствовать воспитанию культуры общения школьников.

6.Формировать интерес к обществоведческой дисциплине.

Методическая цель: Использование различных видов и приёмов учебной деятельности, направленных на формирование учебных умений и навыков, необходимых для сдачи экзамена в форме ГИА.

 Методические приёмы: «Синквейн»,.

Форма проведения: Урок-изучение нового материала. ( игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков)

Основной метод: Проблемно-поисковый.

Проблема урока:  Когда общение является источником радости, а когда – источником огорчений?

Вопросы урока:  1. Необходимость общения для человека.

                             2. Цели  общения.

                             3.Особенности  общении.

Оборудование: Набор распечатанных текстов документов,  распечатанные высказывания философов об общении, памятка по написанию «Синквейна». Набор для деловых игр и упражнений: листочки,, ручки.

Понятия: общение, речевое и неречевое общение, мимика.

Ход  урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся по теме «Ты и твои товарищи».

Учитель: Вначале  я предлагаю вам выполнить одно задание, которое даст нам понять, что действительно все мы отличаемся друг от друга.

Интерактивная беседа

Перед вами лист бумаги (у всех одинаковые). Согните его пополам, оторвите, пожалуйста, верхний правый уголок, а теперь оторвите нижний правый уголок. Разверните свой листочек и посмотрите. Сравните свои листочки с соседями. Есть ли у кого-то точно такой же как у вас? Какой же можно сделать вывод из этого упражнения?

(У всех ребят получилось что-то свое)

Так и в жизни: каждый человек – это неповторимая личность, и на всей Земле больше такой не существует. В течение жизни у человека меняются цели и жизненные ценности и люди объединяются в группы.

На прошлом уроке мы изучили тему «Ты и твои товарищи».

Ответьте на вопросы: Зачем люди объединяются в группы? (люди объединяются в группы для общих  и полезных дел, интересов, имеют одни цели). Что группа дает человеку? (в группах люди учатся понимать друг друга, общаться, развивают отзывчивость, милосердие, сопереживание, взаимопомощь, учатся тому, чего не умеют сами, чувствуют себя комфортно)

У вас на парте лежат листочки с таблицей, возьмите ручки, подпишите листочек  и заполните таблицу.

1.

Перечислите группы, к которым можете себя отнести

Какие группы людей еще знаете

2. Запишите те правила, по которым живет ваш школьный класс.

По желанию вы должны были подготовить рассказ о малой группе - семье, классе. Кто готов нам озвучить свой рассказ.

Переход к новой теме. Во время составления своего рассказа, что вы делали? (вы общались со своими родственниками, одноклассниками) .

Игра “Волшебный микрофон”

1. Инструкция для учащихся. Посмотрите,  я  принесла вам микрофон.  Сейчас право говорить получит только тот, у которого в руках находится волшебный микрофон. Все остальные должны будут внимательно слушать до тех пор, пока микрофон не перейдёт к ним.

Я хочу, чтобы каждый, кто держит микрофон, рассказал нам о событии, которое произошло на прошлой неделе и вызвало у вас положительные эмоции и хорошее настроение?” Когда рассказчик закончит, он сам решит, кому передавать микрофон дальше.

(После инструктажа дети играют в данную игру, учитель начинает).

2. Помогла ли вам эта игра лучше понять своего одноклассника, его внутренний мир, раскрыть новые черты характера?

3. Что мы с вами делали в процессе игры?

(делились впечатлениями, разговаривали, общались)

Учитель: Итак, сегодня на уроке мы приступаем к изучению темы: «Зачем люди общаются». В течение урока поразмышляем над проблемой: «Как избежать неудачи в общении и получить от него радость?»

Запись в тетради: Учащиеся в тетради под диктовку учителя записывают определение понятия «Общение» (взаимные деловые и дружеские отношения людей; вид деятельности, при котором происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами, конкретными действиями).

Учитель: Общение – это ещё и целое искусство со своими правилами и законами. Об этом ярко свидетельствует притча. Послушайте её.

«Приснился как-то падишаху сон, будто все зубы у него сломались и выпали, только один передний зуб остался. Проснулся поутру падишах сам не свой: к чему такой дурной сон? Приказал он созвать во дворец гадателей и стал у них спрашивать, что его сон означает.

- Владыка мира! – ответил один гадатель. – Значение сна такое: сперва умрут все ваши родственники, а после них умрёте Вы.

Услыхал падишах такое зловещее предсказание, пришёл в ярость и тотчас велел гадателя казнить. Когда во дворец пришёл мудрец Бирбал, падишах спросил про сон у него.

- Этот сон, пожалуй, можно понять. Жить Вы будете с вашими родственниками долго. Только один человек проживёт ещё дольше, и это будете Вы, - ответил Бирбал.

Слова Бирбала сошлись со словами гадателя, но сказаны они были по-умному, вежливо, и падишах обрадовался, услышав такой ответ».

Вот так два мудреца сказали одну и ту же мысль, но разными словами и один из них лишился жизни, а другой получил вознаграждение. Одна и та же информация может быть сказана по-разному. Эта притча учит нас быть мудрыми и тактичными в общении. Из притчи видно, что общение бывает разным: сложным и радостным.

Как же избежать неудачи в общении и получить от него радость? Поразмышляем над этой проблемой в течение урока.

Вопрос урока № 1. Необходимость общения для человека

Учитель: Ответить на этот вопрос поможет информация, помещённая в тексте №1.

Учащиеся читают текст и размышляют над первым вопросом урока

ТЕКСТ № 1. Какую роль общение играет в формировании человеческой личности?

    В 1920 г. в Индии в волчьей стае были обнаружены две девочки, одной из которых было около двух лет, другой -  пять или шесть. В детском приюте, куда их поместили, они долгое время вели себя как волки: спали днём, в сумерках выходили на четвереньках, подолгу выли. Они лакали молоко из блюдца, а сырое жилистое мясо съедали без помощи рук.

Младшая девочка прожила недолго, а старшая до 14-15 лет. С ней девять лет проводили занятия, учили говорить, ходить в вертикальном положении. К 14 годам в результате больших усилий воспитателей она достигла уровня развития пятилетнего ребёнка, стала довольно чётко произносить отдельные предложения.

Специалисты признали, что обе девочки имели нормальное тело человеческого детёныша, но, оказавшись в волчьей стае, они не стали людьми.

Комментарий учителя: Данный текст помогает убедиться в том, что, общение – главное условие, помогающее человеку стать человеком. Общение – необходимое условие формирования социальной сущности человека. Обратите внимание на последний абзац документа: «Специалисты признали, что обе девочки имели нормальное тело». Следовательно, биологическая сущность была сформирована! Но, «оказавшись в волчьей стае, они не стали людьми».

Вывод к вопросу №1 данного урока: (фиксируется учащимися в тетради)

Общение – необходимое условие формирования социальной сущности человека.

Учитель  Следующий вопрос, на который мы должны найти ответ  “Как (с помощью чего) мы общаемся?”  Как мы передаем информацию? Что можно назвать средствами общения? По ходу урока составить схему.

Составить схему:   (речевое общение: устная речь, письменная речь, беседы: неречевое общение:  прикосновения, взгляды, мимика, жесты, позы, интонация)

Общение

_______________общение

_____________общение

   -                                                                                                                          -

   -                                                                                                                          -

   -                                                                                                                          -

   -                                                                                                                          -

 Игра: "Испорченный телефон".  (Речевое общение)

Одна группа ребят выходит из класса, а другая придумывает текст из 4-5 предложений. Ученики из первой группы, по очереди заходят, первому зачитывают текст, он пересказывает содержание второму вошедшему, тот третьему и т.д. В конце то "сообщение", которое "дойдет" до последнего участника, сравнивают с первоначальным текстом.

(Текст: Некоторые люди вступают в общение только для того, чтобы получить какую-то выгоду. Например, перед контрольной работой они могут быть особо ласковы и внимательны к отличникам, чтобы те дали списать. Но самая главная цель общения  - это общение ради самого общения.)

"Наблюдатели" анализируют, насколько сложно или просто общаться самым распространенным способом -  с помощью устной речи.

Игра  "Общение руками". (Неречевое общение)

Правила такие: только при помощи рук надо поздороваться, попрощаться, поссориться, помириться.  Вы  отлично справились с заданием. Мы с вами, живя в этом мире, ежедневно вступаем в разнообразные контакты друг с другом. И эти контакты между людьми называются - общение.

Вывод: существуют речевое и неречевое средства общения.

Вопрос 3.  В чем заключаются особенности общения?

Итак, общение – необходимость для человека, радость. И чтобы оно оставалось приятным, важно соблюдать правила общения. Давайте попробуем сформулировать 5 правил общения. (Предложения учащихся)

  1. Будь мудр и тактичен. (учитель)
  2.  Будь вежлив!
  3. Уважай собеседника!
  4.  Рассказывай интересно!
  5.  Говори комплименты!
  6.  Будь благодарным!

Задание: Прочитайте Текст №3 и сформулируйте седьмое правило общения. Учащиеся работают с Текстом  № 3.

ТЕКСТ № 3. Можно ли считать состоявшимся общение в следующем случае? Какое правило общения из этого можно сформулировать?

Однажды в поезде повстречались две женщины, одна из них все время говорила, другая проронила всего несколько слов и всю дорогу слушала попутчицу, не перебивала, иногда кивала головой в знак согласия.   «Давно мне не встречалась  такая хорошая собеседница!» - сказала первая женщина прощаясь.

Ответы учащихся. В тетрадь записывается 7-е правило: Умей слушать собеседника!

Учитель: Древнегреческий  историк Плутарх оставил нам интересное изречение: «Говорят, что природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, а слушать больше». Вы всегда выполняете это правило и другие правила общения? – Нет! А это ведёт к сложностям в общении – конфликтам! Это  тема, с которой мы познакомимся с вами на следующем уроке.

III.Стадия рефлексии

Учитель: Мы разобрали все вопросы нашего урока и располагаем теперь полной информацией, чтобы ответить на проблему: «Как же избежать неудачи в общении и получить от него радость?»

Ответы учащихся.

Учитель: В рабочих тетрадях продолжите  пять предложений, касающиеся того, что интересного и познавательного вы получили на уроке. Предложения не должны повторяться. Чем полнее и содержательнее будут эти пять предложений, тем выше будет оценена ваша работа на уроке. Итак:

1) Источником радости в общении является …

2) Источники сложностей общения кроятся в …

3) Я удивлён …

4) Я понял …

5) Особенно интересным на уроке мне показалось (понравилось) …

Домашнее задание: 

 1) записи в тетради учить;

 2) Учебник: с.32-39 – читать, пересказывать

      3) Вопросы: №1-8 на стр.41;

 4) учимся общаться задание 1-3 на стр43

 5) Творческое задание (по желанию, на дополнительную    оценку) – составить Синквейн об общении  (памятка на раздаточном листочке).

1. Заполните таблицу:

Перечислите группы, к которым можете себя отнести

Какие группы людей еще знаете

2. Запишите те правила, по которым живет ваш школьный класс:

3. Составить схему:  

Общение

_______________общение

_____________общение

   -                                                                                                                          -

   -                                                                                                                          -

   -                                                                                                                          -

   -                                                                                                                          -

Домашнее задание: 

 1) записи в тетради учить;

 2) Учебник: с.32-39 – читать, пересказывать

      3) Вопросы: №1-8 на стр.41;

 4) учимся общаться задание 1-3 на стр43

 5) Творческое задание (по желанию, на дополнительную    оценку) – составить Синквейн об общении  (памятка на раздаточном листочке)

…………………………………………………………………………………………………………

4. Рефлексия:

1) Источником радости в общении является ………………………………………….

2) Источники сложностей общения кроятся в ……………………………………..…

3) Я удивлён ……………………………………………………………………………………

4) Я понял ………………………………………………………………………………………

5) Особенно интересным на уроке мне показалось (понравилось) ……………………………………………………………………………………………………

Памятка.

Алгоритм написания синквейна

Синквейн – стихотворение- миниатюра, которое выражает эмоциональный итог работы на уроке.

1 строка: Кто? Что? (одно имя существительное)

2 строка: Какой? (два имени прилагательных)

3 строка: Что делает? (три глагола)

4 строка: Что автор думает о теме? (фраза из 4 слов)

5 строка: Кто? Что? (одно имя существительное, отражающее новое звучание темы и являющееся выводом)

Например, синквейн на тему: «Радости и сложности общения»

Общение

радостное и сложное -

формирует, обогащает, огорчает…

Без общения человека не представляю!

В правильном общении - секрет наших успехов!

Памятка.

Алгоритм написания синквейна

Синквейн – стихотворение- миниатюра, которое выражает эмоциональный итог работы на уроке.

1 строка: Кто? Что? (одно имя существительное)

2 строка: Какой? (два имени прилагательных)

3 строка: Что делает? (три глагола)

4 строка: Что автор думает о теме? (фраза из 4 слов)

5 строка: Кто? Что? (одно имя существительное, отражающее новое звучание темы и являющееся выводом)

Например, синквейн на тему: «Радости и сложности общения»

Общение

радостное и сложное -

формирует, обогащает, огорчает…

Без общения человека не представляю!

В правильном общении - секрет наших успехов!


у


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Теремок» Методическая разработка открытого урока в форме театрализации на отделении раннего общего эстетического развития детей. (Хоровой ансамбль, танец).

Период дошкольного и младшего школьного детства наиболее благоприятен для эстетического развития ребенка. Мир музыки, пения  и танца очень близок детям. В восприятии музыки, ее оценке, самостояте...

Методическая разработка открытого урока по обществознанию в 7 классе по теме "Человек и экономика"

Это урок развивающего контроля по теме "Человек и экономика". Деятельностная цель урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по разделу "Человек и экономика"На уроке используется систем...

Методическая разработка открытого урока по теме: «Знаменитые люди. Христофор Колумб»

Форма учебной работы: классно-урочнаяТип урока: комбинированныйВид урока: практическое занятие Цели:·        Познавательный аспект: расширять кругозор;·...

Методическая разработка "Открытый урок по обществознанию с использованием технологии кейс-стади на тему "Права и свободы человека и гражданина"

Методическая разработка предназначена для проведения открытого урока со студентами первого курса специальностей СПО, профессий НПО, учеников 10-11 классов. Разработка содержит рекомендации по пр...

Методическая разработка открытого урока "Быт простых и знатных людей" 8 класс.

Мето дическая разработка открытого урока в 8 классе по теме "Быт простых и знатных людей" Цель: углубить знания обучающихся о быте простых и знатных людей"...

Методическая разработка открытого урока по обществознанию. Тема урока: “Социальная сфера в ее многообразии”.

Методическая разработка открытого урока по обществознанию. Тема урока: “Социальная сфера в ее многообразии”. Урок обобщения и повторения раздела "Социальная сфера". Класс - 10....