Рабочая программа кружка "Познай самого себя!"
рабочая программа по обществознанию (6 класс)

Рабочая программа кружка для 6-х классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, фундаментального ядра содержания общего образования, в соответствии с Примерной программой по обществознанию для 5–9 классов, 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx45.54 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка для 6-х классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, фундаментального ядра содержания общего образования, в соответствии с Примерной программой по обществознанию для 5–9 классов, Примерной авторской программой Л.Н. Боголюбова.

Изучение  в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

 • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

 • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.

Содержание первого этапа курса (5—7 классы), обращённое к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.

В 6 классе содержание кружка возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.

Личностные результаты:

• мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

• заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты

•  умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

 • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

 • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: 1) использование элементов причинно-следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) подкрепление изученных положений конкретными примерами; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами: 

• относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

 • знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

 • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

 • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

• понимание значения коммуникации в межличностном общении;

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

• знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Предметные результаты:

Выпускник научится:

 использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;

 характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;

 в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

 характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;

 приводить примеры основных видов деятельности человека;

 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.

Выпускник получит возможность научиться:

 выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;

 оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;

 оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;

 использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;

 моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.

. Виды деятельности учащихся на уроке:

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

обществоведческого образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата),

использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа,

определять сущностные характеристики изучаемого объекта,

самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов,

 участие учащихся в проектной деятельности,

 организация и проведение учебно-исследовательской работы, в том числе развитие умений выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку,

 владеть элементарными приемами исследовательской деятельности,

самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа,

извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.),

отделения основной информации от второстепенной,

критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.),

 выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации.

развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного),

объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах,

владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Специфика целей и содержания изучения  в основной школе существенно повышает требования к рефлексивной деятельности учащихся, к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности.

Предпочтительные формы организации учебного процесса, виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата:

Типы уроков

Пед. технологии

Формы работы учащихся

Формы контроля

- игра

- дискуссия

- практикум

- лабораторная работа

- беседа

- исследование

и т.п.

Интерактивные:

- игровые;

- технология дискуссии;

- проектная технология;

- проблемное обучение;

- технология развития критического мышления средствами чтения и письма;

- ИКТ-технологии;

- здоровьесберегающие технологии

Индивидуальная

Групповая

Группы с переменным составом

Зачет

Защита проекта

Содержание кружка

Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни. Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности.. Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование. Психологические особенности человека.

Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности». Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли. Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками. Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек. Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности. Гражданско-правовое положение личности в обществе.

Темы проектов,  исследовательских работ, экскурсий

№ п/п

Тема проектов,  исследовательских работ

Сроки реализации

1

Информационно-исследовательский проект «Сильные личности»

Декабрь _____________г.

2

Информационно-исследовательский проект «Я и общество»

Май ___________________г.

Тематическое планирование кружка  в 6-х классах.

Базовый уровень.

(1 часа в неделю) 

Учитель: Потапова Л.П.

Название темы, урока

Количество часов

Дата проведения

(план)

Коррек-

тировка

Зачем человеку самопознание.( Диспут)

1

Потребности человека и потребность в достижении

1

Мотивы поведения личности (Составить схему)

1

Юмористические фразы в определении мотивов человека

1

Ценности личности

1

Деловая игра «Кораблекрушение»

1

Человеческие эмоции

1

Тренинг «Как перестать обижаться...»

1

Что такое стресс?

1

Из чего складывается настроение?

1

Тест «Несуществующее животное»

1

Формула любви у социологов

1

Что такое воля?

1

Ваш темперамент

1

Экстроверт или интроверт? Тест

1

Что такое интеллект. Самые умные

1

Легко ли быть вундеркиндом?

1

Особенности внимания

1

Хорошая память?

1

Образ мира. Тест

1

Я и мое здоровье

1

Чем вреден алкоголь?

1

Почему все курят? (тест)

1

«За» здоровый образ жизни (игра)

1

Учимся строить отношения

1

Тест «Отношение окружающих»

1

Общительный ли Вы человек?

1

Я и моя семья (рисунок)

1

«Памятка» для родителей

1

Самоконтроль. Умение вести беседу

1

Школа будущего. Манифест ученика

1

Каков образ педагога?

1

Свобода и ответственность

2

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Поверь в себя"

Цели программы:восстановление чувства доверия к себе, к другим, к миру;создание новой когнитивной модели жизнедеятельности;—  восстановление ощущения ценности собственной личности;социальная инте...

Программа тренинга для подростков «Познай самого себя»

Тренинг "Познай самого себя" предназначен для подростков. Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного инст...

Рабочая программа кружка Сам себе режиссер

Программа составлена для организации компьютерного кружка «Сам себе режиссер» в летнем оздоровительном лагере.Программа кружка разбита на 3 блока:1)      Цифровая фотография;2...

Рабочая программа воспитания и социализации обучающихся « Познай самого себя» 7-9 класс

Целью данной программы является создание образовательной среды, способствующей  духовно-нравственному становлению толерантной личности и активной гражданской позиции  обучающихся на основе о...

Классный час "Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг"

В результате занятия участники смогут: • сформулировать понятие «дружба», • практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем, • приобретут навыки работы в сотрудничестве, • поймут, ч...