Конспект урока по обществознанию по теме "Общение"
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)
Разработанный конспект урока по теме "Общение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_obshchenie.docx | 581.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс «Первые шаги»
Номинация «Молодой учитель»
Тема: Урок по обществознанию, 6 класс, тема «Общение»
ФИО автора: Вавилова Юлия Игоревна
Должность: учитель
Наименование образовательной организации: МАОУ «СОШ №38»
Пояснительная записка
Актуальность темы: Общение-это универсальный способ существования человека в обществе, в процессе которого происходит обмен опытом, ценностями, вырабатываются общие нормы, правила, установки и взгляды. Общение формирует человека как личность. Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, именно в общении, и, прежде всего в непосредственном общении со значимыми другими (родителями, педагогами, сверстниками и т.д.) приходит становление человеческой личности, формирование важнейших её свойств, нравственной сферы, мировоззрения. В новую информационную эпоху- общение приобретает новые формы и важно иметь представление о способах, видах и роли общения в целом.
Практическая значимость: актуальность и практическая значимость данной работы обусловлена прежде всего важностью самой темы, отраженной в конспекте. Кроме этого, в ходе урока реализуются технологии и приемы, соответствующие стандартам ФГОС, а также применяются различные современные онлайн приложения, способствующие повышению мотивации к изучению предмета. В ходе урока используется наглядность, разработанная лично учителем, которая может быть универсально использована и на других уроках педагога.
Тема: Общение
Цель урока: познакомить учащихся с определением «общение» и его ролью при формировании личности человека.
Задачи:
образовательные:
- дать определение понятию «общение»;
- узнать виды общения;
- исследовать роль общения и его механизм;
воспитательные:
- создавать условия для развития самостоятельности;
- укреплять навыки работы в группе;
развивающие:
- способствовать становлению коммуникативной культуры;
- содействовать поддержанию благоприятного психологического климата в коллективе;
Этапы урока, микроэтапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Ориентировочно-мотивационный этап | ||
1.1.Мотивация учащихся на включение в учебную деятельность | Приветствует учащихся. Проводит опрос, с помощью приложения Plickers. (см. приложение 2) Добрый день, ребята! Как ваше настроение? Все готовы к работе? | Приветствуют учителя. С помощью заранее подготовленных карточек (QR-кодов) отвечают на вопросы. Сторона А: Хорошее настроение. Сторона В: Настроение плохое. Сторона А: Готов к работе. Сторона В: Не настроен на работу. КУД: умение отвечать на вопросы. |
1.2. Актуализация знаний, выравнивание стартовых позиций. Создание ситуации успеха. | Предлагает вспомнить учащимся определение человека. Спрашивает, что означает социальное существо? Без чего невозможно общество? | Ответ: Человек-био-социальное существо. Можно сказать, что человек существует и развивается в обществе, в окружающей его группе людей. Это происходит благодаря тому, что люди обмениваются информацией друг с другом. Познавательные УД: делать выводы на основе обобщения знаний. |
1.3.Проблемная ситуация, постановка цели УД | Предлагает прослушать притчу и ответить на вопросы. Человек сидел в одиночестве. Вдруг к нему подошел друг. «Я должен поговорить с тобой»,-сказал он. Человек увидел знак в том, что пришел его друг, и стал говорить о том, что он считал важным. Он говорил о Божьих благословениях, о любви и о том, что он увидел друга знак от своего ангела, потому что до этого он чувствовал себя одиноко, а теперь у него была компания. Вопросы:
| Учащиеся отвечают на вопрос и высказывают своё мнение по прослушанной притче. КУД: формулировать свою точку зрения и быть готовым её изменить. |
2. Ориентационно-исполнительский этап | ||
2.1. Решение учебной задачи. Обсуждение решения. Фиксация результатов. Самооценка решения УЗ |
Спрашивает какие ассоциации возникают у учащихся при слове «общение» и предлагает обратиться к определениям в опорном конспекте, для того, чтобы узнать, как характеризуют общение другие люди. Предлагает сравнить свои ассоциации и определения В. Даля и А. де Сент-Экзюпери и подчеркнуть самое важное в предложенных определениях. Для того, чтобы дать полное определение «общению» в опорном конспекте изображена схема, с которой предлагается ознакомиться учащимся. | Ученики приходят к выводу о том, что разговор на уроке пойдет про общение и взаимодействие между людьми. Тема- общение. Цель- познакомиться с ролью общения при формировании личности Регулятивные УД: самостоятельно сформулировать цель деятельности. Отвечают: 1.Что такое общение. 2.Цели общения. 3.Виды общения. Учащиеся заполняют пропуски в опорном конспекте (см. приложение 4), выданным заранее каждому учащемуся.
Учащиеся изучают схему и дают комментарии. Предметные УД: анализировать имеющиеся данные и соотносить их с собственными знаниями. |
Динамическая пауза | Проводит физкультминутку. | Выполняют физкультминутку. |
2.2.Решение типовых заданий | Просит предположить, что было бы, если бы не было общения. Используя приём «Мозговой штурм» учащиеся определяют роль общения и фиксируют варианты в опорном конспекте. Для того, чтобы узнать, какие виды общения существуют, предлагает отправиться в виртуальную экскурсию в страну «Общение». По пути учащиеся делают путевые заметки в опорном конспекте, а в конце дают характеристику видам общения.
Проверка записей учащихся. | Предполагают, что без общения человек не смог бы социализироваться, вспоминают случаю с детьми-маугли. Определяют роль общения и делают записи в опорном конспекте: -только в общение с другими людьми происходит формирование личности; Личностные УД:
Учащиеся делают заметки: -Выделяют устную и письменную речь. В устной речи: диалог и монолог. -Существует неречевое общение (предметы и рисунки). -Речевое и неречевое общение (жесты, мимика, походка и т.д.) Познавательные УД: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. |
3. Рефлексивно-оценочный этап | ||
3.1.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Организует работу в группах, создает условия для самостоятельной деятельности детей, по закреплению и развитии полученных знаний, оказывает необходимую помощь. Работа в группах осуществляется с помощью приложения Castle Quiz (умная викторина)- см. приложение 3. Предлагает выбрать критерии оценивания. | Делятся на две группы и по очереди осуществляют ходы в приложении Castle Quiz, отвечая на вопросы по пройденной теме. Коммуникативные УД: слушать других, пытаться принимать их точку зрения, формулировать свою точку зрения и быть готовым её изменить. Оценивают работу по выбранным критериям. Критерии: 5- команда, которая одержала победу 4-команда, которая проиграла 3-ставится учителем, при наблюдении неактивной работы в группе и на уроке. |
3.2. Включение нового знания в систему знаний по теме | Мы узнали, что такое общение, его роль и виды. Авторы учебника дают практический совет: чтобы научиться понимать другого, важно чаще ставить себя на его место, представлять, как сказываются на окружающих ваши слова и поступки. Предлагает сделать выводы по пройденному материалу и совету, данному в учебнике. | Делают выводы, что общение играет большую роль в жизни каждого человека. С помощью слов можно, как ранить, так и помочь человеку, поэтому нужно правильно выбирать стиль, формат общения. Личностные УД: понимание значения общения; осмысленное отношение к искусству общения; |
3.3. Итоговая самооценка учащимися результатов своей деятельности | Опрос, с помощью приложения Plickers, о том, насколько была понятна тема урока. Вопросы в приложении: -Была ли понятна тема урока? -Понравился сегодняшний урок? -Как оцениваете свою работу на уроке? | Отвечают, с помощью карточек, которые были получены в начале урока. Ответы: Сторона А-тема понятна. Сторона В-тема не до конца усвоена. Сторона А-урок понравился, было интересно. Сторона В-урок не понравился, показался скучным. Сторона А-работал активно, с удовольствием. Сторона В-работал неактивно. |
3.4. Разноуровневое домашнее задание | Запишите домашнее задание:
| Записывают домашнее задание. |
Приложение:
Приложение 1.
Презентация, включающая самостоятельно разработанные стикеры (с изображением учителя) в приложении: bitmoji.
Приложение 2.
Приложение Plickers-позволяет быстро провести фронтальные опросы с помощью одного мобильного телефона. Основу приложения составляет мобильное приложение, сайт и распечатанные карточки с QR-кодами. Каждому ребенку выдается по одной карточке. Сама карточка квадратная и имеет 4 стороны. Каждой стороне соответствует свой вариант ответа (А,В,С, D), который указан на самой карточке. Учитель задает вопрос, ребенок выбирает правильный вариант ответа и поднимает карточку соответствующей стороной вверх. Учитель с помощью мобильного приложения сканирует ответы детей в режиме реального времени (для считывания используется технология дополненной реальности). Результаты сохраняются в базу данных и доступны как напрямую в мобильном приложении, так и на сайте для мгновенного или отложенного анализа.
Приложение 3.
Приложение Castle Quiz- это игра тренажер, которая помогает закрепить знания. Интересная, интерактивная викторина, где игрокам предлагается защитить свой замок, отвечая на вопросы по выбранным темам и категориям. Данная игра предполагает наличие одного смартфона на всю команду.
Приложение 4.
Опорный конспект.
Тема урока: ______________________________________________
Цель: _________________________________________________________
- Какие ассоциации у Вас возникают при слове «общение»?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ - Ознакомьтесь с определениями:
В. Даль: «Изящество, изобилие прекрасного, богатство, полнота, великодушие, щедрость».
А. де Сент-Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь-это роскошь человеческого общения».
- Изучите и прокомментируйте схему:
Общение-взаимные деловые и дружеские отношения людей
При этих взаимоотношениях люди оказывают влияние на мысли и чувства друг друга
Своими словами Внешним видом Поведением
- Роль и значение общения:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Заполните таблицу по ходу экскурсии в страну «Общение»
Речевое | Неречевое |
6. «Чтобы научиться понимать другого важно чаще ставить себя на его место, представлять, как сказывается на окружающих ваши слова и поступки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План -конспект урока по обществознанию "Российский парламентаризм - история и современность" (урок по технологии проблемного обучения,ИКТ)
Цель урока: на основе документов, статей Конституции РФ 1993г., общения с депутатом районного Совета депутатов Ковылкинского муниципального р-на изучить деятельность, вопросы ведения и основные полном...
План-конспект урока по обществознанию "Повторительно-обобщающий урок"
План - конспект урока по обществознанию в 5 классе на тему "Повторительно-обобщающий урок"...
Конспект урока по обществознанию в 10 классе. Тема урока Исторический процесс.
Разработка урока по обществознанию для профильного обучения в 10 классе....
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС Тема урока: Правовое государство
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 Тема урока: Правовое государство 9кл...
Конспект урока по обществознанию (5 класс) тема урока: "Семья и семейные отношения"
Урок по теме «Семья» акцентирует внимание обучающихся на таком современном социальном институте как семья. Изучение этой темы призвано создать условия для полноценного выполнения выпускник...
Конспект урока по обществознанию в форме ФГОСС по обществознанию в 7 классе "Закон на страже природы"
Материал опирается на учебник по обществознанию под авторством Л.Н.Боголюбова....
План-конспект урока по обществознанию на тему "Учимся выбирать" (комбинированный урок с элементами исследования и проведения деловой игры "Выборы")
Формирование целостного представления о выборах как к одному из институтов демократического государства...