Программа курса "Финансовая грамотность" 8 класс, рассчитан на 34 учебных часа
методическая разработка по обществознанию (8 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_predprofilnogo_kursa.docx | 28.45 КБ |
fin_gramotnost_8_kl.docx | 16.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса
«Основы финансовой грамотности»
8 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа предпрофильного курса «Основы финансовой грамотности» составлена на основе учебной программы «Финансовая грамотность»: учебная программа. 8–9 классы общеобразовательных организаций / Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. — М.: Вита-Пресс, 2016.
Курс разработан для расширения финансовой грамотности обучающихся 8 класса. Каждый старшеклассник стоит перед выбором профессии, и данный курс сможет помочь обучающимся сделать правильный выбор. Предлагаемый предпрофильный курс является одним из курсов социально-экономического профиля. Предназначение курса – предметно-ориентированное – дает возможность обучающемуся реализовать свой интерес к выбранному предмету, углубить отдельные темы базовых общеобразовательных программ, оценить готовность и способность осваивать выбранный предмет на повышенном уровне. Обучающиеся получат практический опыт экономического поведения и взаимодействия с субъектами рынка, который смогут использовать в повседневной жизни. Внутренняя логика построения содержания курса предполагает сочетание теоретических и практических занятий с реализацией активизирующих и педагогических проективных методик с основной идеей курса.
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. Программа курса состоит из двух модулей:
Цели и задачи курса
Цель - сформировать у обучающихся 8 классов основы финансовой грамотности.
Задачи -
- усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере, для интерпретации экономических данных и финансовой информации;
- формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;
- развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;
- выработка навыков проведения исследований экономических явлений в финансовой сфере: анализ, синтез, обобщение финансово - экономической информации, прогнозирование развития явления и поведения людей в финансовой сфере, сопровождающееся графической интерпретацией и их критическим рассмотрением;
- освоение технологии использования интерактивных обучающих программ в процессе обучения и для решения типичных экономических задач;
- формирование информационной культуры обучающихся, умение отбирать информацию и работать с ней на различных носителях, понимание роли информации в деятельности человека на финансовом рынке.
Методы и формы обучения:
Для реализации поставленных задач в рамках курса используются следующие методы обучения:
- лекции
- практические занятия: анализ печатной, теле - радиоинформации; сравнительные таблицы, памятки для анализа правовых документов,
- решение тестов, задач, проблемных ситуаций.
Данный курс соответствует возрастным особенностям обучающихся и предусматривает индивидуальную работу, работу в группах.
Методы и формы контроля:
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется в ходе выполнения обучающимися самостоятельных и практических работ, тематического тестирования. По завершении каждого модуля проводится итоговое диагностическое тестирование.
Планируемые результаты обучения
В результате изучения предпрофильного курса обучающийся должен знать и понимать:
- понятия: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;
- структуру денежной массы;
- структуру доходов населения страны и способов её определения;
- зависимость уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи;
- основные виды финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц;
- возможные нормы сбережения;
- способы государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации;
- различные виды страхования;
- виды финансовых рисков;
- способы использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач;
- способы уплаты налогов, принципы устройства пенсионной системы в РФ.
В результате изучения предпрофильного курса обучающийся должен уметь использовать в практической деятельности:
- умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;
- готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности;
- умения анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников;
- умения осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов.
Структура курса
Предпрофильный курс «Основы финансовой грамотности» в 8 классе состоит из пяти разделов. Каждый раздел имеет целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни. Изучение каждого раздела заканчивается проведением итогового контрольного тестирования.
№ | Раздел | Количество часов |
Раздел 1 | Управление денежными средствами семьи | 9 |
Раздел 2 | Способы повышения семейного благосостояния | 6 |
Раздел 3 | Риски в мире денег | 7 |
Раздел 4 | Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем | 8 |
Раздел 5 | Человек и государство: как они взаимодействуют | 3 |
Итоговое повторение | 1 | |
34 |
Содержание курса
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи
Базовые понятия и знания:
Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет. Способы влияния государства на инфляцию. Структуры доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.. Факторы, влияющие в России на размер доходов из различных источников. Зависимость уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи. Статьи семейного и личного бюджета. Обязательные ежемесячные затраты семьи.
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния
Базовые понятия и знания: банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование. Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения.
Принципы хранения денег на банковском счёте. Варианты использования сбережения и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи. Необходимость аккумулировать сбережения для будущих затрат. Инвестиции и сбережения. Доходность инвестиционных продуктов. Рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.
Раздел 3. Риски в мире денег
Особые жизненные ситуации. Социальные пособия. Страхование: виды страхования и страховых продуктов. Финансовые риски: виды рисков. Способы государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях. Виды финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество. Способы сокращения финансовых рисков.
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем
Банк. Банковская система РФ. Бизнес. Источники финансирования бизнеса. Мировой валютный рынок. Виды банковских операций. Бизнес-план. Финансовые правила ведения бизнеса. Банковский договор. Банковские проценты. Виды банковских услуг.
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют
Налоги: прямые и косвенные налоги. Пошлины, сборы. Пенсия. Пенсионная система. Пенсионные фонды. Налоги с физических и юридических лиц Способы уплаты налогов. Общие принципы устройства пенсионной системы РФ. Способы пенсионных накоплений. Ответственность налогоплательщика.
Учебно- методический комплекс
- Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Ма- териалы для учащихся. — М.: Вита-Пресс, 2016.
- Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для родителей. — М.: Вита-Пресс, 2016.
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование по курсу финансовая грамотность 8 класс
№ | Тема занятия | Дата проведения | |
Управление денежными средствами | |||
план | факт | ||
1 | Что такое деньги | ||
2 | Финансы семьи | ||
3 | Источники доходов семьи | ||
4 | Личные и семейные расходы | ||
5 | Контроль семейных расходов | ||
6 -7 | Семейный бюджет | ||
8 | Практическая работа | ||
9 | Проектная работа | ||
Способы повышения семейного благосостояния | |||
10 -11 | Финансовые организации | ||
12-13 | Финансовое планирование | ||
14 | Практическая работа | ||
15 | Проектная работа | ||
Риски в мире денег (Особые жизненные ситуации) | |||
16 | ОЖС: рождение ребенка, потеря кормильца | ||
17 | ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы | ||
18 | Страхование от несчастных случаев | ||
19 | Финансовые риски | ||
20 | Финансовые пирамиды | ||
21 | Практическая работа | ||
22 | Проектная работа | ||
Семья и финансовые организации | |||
23 | Что такое банк | ||
24 | Польза и риск банковских карт | ||
25 | Что такое бизнес | ||
26 | Как создать свое дело | ||
27 | Валютный рынок и его устройство | ||
28 | Достоинства и недостатки перевода сбережений в валюту | ||
29 | Практическая работа | ||
30 | Проектная работа | ||
Человек и государство: их взаимодействие | |||
31 | Налоги, виды налогов | ||
32 | Что такое пенсия, условия ее получения | ||
33 | Практическая работа | ||
34 | Итоговое обобщение и повторение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс, рассчитанная на 87 часов в год к учебнику В.В.Пасечника
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена в полном соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, н...
Рабочая программа учебного курса по математике в 6 классе, рассчитанная на 170 часов
Рабочая программа по математике для 6 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и ориентирована на использование учебника И.И. Зубарев...
Рабочая программа учебного курса по математике в 5 классе, рассчитанная на 170 часов (5 уроков в неделю).
Рабочая программа по математике для 5 класса разработана в соответствии с «Примерной программой основного общего образования по математике» /составители Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндю...
Рабочая программа учебного курса по алгебре для 8 класса, рассчитанная на 102 часов (3 часа в неделю)
Рабочая программа учебного курса по алгебре 8 класса разработана в соответствии с «Примерной программой основного общего образования по математике» /составители Г.М. Кузненцова, Н.Г. Миндюк/ и ...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)...
Тематическое планирование по биологии в 10 классе (по программе И.Н.Пономаревой, рассчитанное на 2 часа в неделю)
Тематическое планирование рассчитано на 2 часа в неделю. Указано количество часов на каждую изучаемую тему (всего 70 ч). Приведены требования к уровню подготовки обучающихся на каждый урок....
Рабочая программа к УМК Starlight 8 класс на 136 учебных часов.Совместная работа Котовой Э.А., Дьяковской А.В.
Данная рабочая программа была создана к УМК "Звёздный английский-8" для возможности его продуктивного использования в условиях меняющейся действительности:1) сокращение продолж...