Программа курса "Финансовая грамотность" 8 класс, рассчитан на 34 учебных часа
методическая разработка по обществознанию (8 класс)


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_predprofilnogo_kursa.docx28.45 КБ
Файл fin_gramotnost_8_kl.docx16.53 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  курса

«Основы финансовой грамотности»

8 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа предпрофильного курса «Основы финансовой грамотности» составлена на основе учебной программы «Финансовая грамотность»: учебная программа. 8–9 классы общеобразовательных организаций / Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. — М.: Вита-Пресс, 2016.

Курс разработан для расширения финансовой грамотности обучающихся 8 класса. Каждый старшеклассник стоит перед выбором профессии, и данный курс сможет помочь обучающимся сделать правильный выбор. Предлагаемый предпрофильный  курс является одним из курсов социально-экономического профиля. Предназначение курса – предметно-ориентированное – дает возможность обучающемуся реализовать свой интерес к выбранному предмету, углубить отдельные темы базовых общеобразовательных программ, оценить готовность и способность осваивать выбранный предмет на повышенном уровне. Обучающиеся получат практический опыт экономического поведения и взаимодействия с субъектами рынка, который смогут использовать в повседневной жизни. Внутренняя логика построения содержания курса предполагает сочетание теоретических и практических занятий с реализацией активизирующих и педагогических проективных методик с основной идеей курса.

Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. Программа  курса состоит из двух модулей:

Цели и задачи курса

 Цель -  сформировать у обучающихся 8 классов основы финансовой грамотности.

Задачи -

  • усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере, для интерпретации экономических данных и финансовой информации;
  • формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;
  • развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;
  • выработка навыков проведения исследований экономических явлений в финансовой сфере: анализ, синтез, обобщение финансово - экономической информации, прогнозирование развития явления и поведения людей в финансовой сфере, сопровождающееся графической интерпретацией и их критическим рассмотрением;
  • освоение технологии использования интерактивных обучающих программ в процессе обучения и для решения типичных экономических задач;
  • формирование информационной культуры обучающихся, умение отбирать информацию и работать с ней на различных носителях, понимание роли информации в деятельности человека на финансовом рынке.

Методы и формы обучения:

Для реализации поставленных задач в рамках курса используются следующие методы обучения:

-  лекции

- практические занятия: анализ печатной, теле - радиоинформации; сравнительные таблицы, памятки для анализа правовых документов,

          - решение тестов, задач, проблемных ситуаций.

Данный курс соответствует возрастным особенностям обучающихся и предусматривает индивидуальную работу, работу в группах.

Методы и формы контроля:

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется в ходе выполнения обучающимися самостоятельных и практических работ, тематического тестирования. По завершении каждого модуля проводится итоговое диагностическое тестирование.

Планируемые результаты обучения 

В результате изучения предпрофильного курса обучающийся должен знать и понимать:

  • понятия: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;
  • структуру денежной массы;
  • структуру доходов населения страны и способов её определения;
  • зависимость уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи;
  • основные виды финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц;
  • возможные нормы сбережения;
  • способы государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации;
  • различные виды страхования;
  • виды финансовых рисков;
  • способы использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач;
  • способы уплаты налогов, принципы устройства пенсионной системы в РФ.

В результате изучения предпрофильного курса обучающийся должен уметь использовать в практической деятельности:

  • умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;
  • готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности;
  • умения анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников;
  • умения осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов.

Структура курса

Предпрофильный курс «Основы финансовой грамотности» в 8 классе состоит из пяти разделов. Каждый раздел имеет целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни. Изучение каждого раздела заканчивается проведением итогового контрольного тестирования.

Раздел

Количество часов

Раздел 1

Управление денежными средствами семьи

9

Раздел 2

Способы повышения семейного благосостояния

6

Раздел 3

Риски в мире денег

7

Раздел 4

Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

8

Раздел 5

Человек и государство: как они взаимодействуют

3

Итоговое повторение

1

34

Содержание курса

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи  

Базовые понятия и знания:

Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет. Способы влияния государства на инфляцию. Структуры доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.. Факторы, влияющие в России на размер доходов из различных источников. Зависимость уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи.  Статьи семейного и личного бюджета.  Обязательные ежемесячные затраты семьи.

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния

Базовые понятия и знания: банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование. Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения.

Принципы хранения денег на банковском счёте. Варианты использования сбережения и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи. Необходимость аккумулировать сбережения для будущих затрат. Инвестиции и сбережения. Доходность инвестиционных продуктов. Рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.

Раздел 3. Риски в мире денег

Особые жизненные ситуации. Социальные пособия. Страхование: виды страхования и страховых продуктов. Финансовые риски: виды рисков. Способы государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях. Виды финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество. Способы сокращения финансовых рисков.

Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем  

Банк. Банковская система РФ. Бизнес. Источники финансирования бизнеса.  Мировой валютный рынок. Виды банковских операций. Бизнес-план. Финансовые правила ведения бизнеса. Банковский договор. Банковские проценты. Виды банковских услуг.

Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют

Налоги: прямые и косвенные налоги. Пошлины, сборы. Пенсия. Пенсионная система. Пенсионные фонды. Налоги с физических и юридических лиц  Способы уплаты налогов. Общие принципы устройства пенсионной системы РФ. Способы пенсионных накоплений. Ответственность налогоплательщика.

Учебно- методический комплекс

  1. Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Ма- териалы для учащихся. — М.: Вита-Пресс, 2016.
  2. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для родителей. — М.: Вита-Пресс, 2016.



Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование по курсу финансовая грамотность 8 класс

Тема занятия

Дата проведения

Управление денежными средствами

план

факт

1

Что такое деньги

2

Финансы семьи

3

Источники доходов семьи

4

Личные и семейные расходы

5

Контроль семейных расходов

6 -7

Семейный бюджет

8

Практическая работа

9

Проектная работа

Способы повышения семейного благосостояния

10 -11

Финансовые организации

12-13

Финансовое планирование

14

Практическая работа

15

Проектная работа

Риски в мире денег  (Особые жизненные ситуации)

16

ОЖС: рождение ребенка, потеря кормильца

17

ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы

18

Страхование от несчастных случаев

19

Финансовые риски

20

Финансовые пирамиды

21

Практическая работа

22

Проектная работа

Семья и финансовые организации

23

Что такое банк

24

Польза и риск банковских карт

25

Что такое бизнес

26

Как создать свое дело

27

Валютный рынок и его устройство

28

 Достоинства и недостатки перевода сбережений в валюту

29

Практическая работа

30

Проектная работа

Человек и государство: их взаимодействие

31

Налоги, виды налогов

32

Что такое пенсия, условия ее получения

33

Практическая работа

34

Итоговое обобщение и повторение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс, рассчитанная на 87 часов в год к учебнику В.В.Пасечника

       Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена в полном соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, н...

Рабочая программа учебного курса по математике в 6 классе, рассчитанная на 170 часов

Рабочая программа по математике для 6 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и ориентирована на использование учебника И.И. Зубарев...

Рабочая программа учебного курса по математике в 5 классе, рассчитанная на 170 часов (5 уроков в неделю).

   Рабочая программа по математике для 5 класса разработана в соответствии с «Примерной программой ос­новного общего образования по математике» /составители Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндю...

Рабочая программа учебного курса по алгебре для 8 класса, рассчитанная на 102 часов (3 часа в неделю)

Рабочая программа учебного курса по алгебре 8 класса разработана в соответствии с «Примерной программой ос­новного общего образования по математике» /составители Г.М. Кузненцова, Н.Г. Миндюк/ и ...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)...

Тематическое планирование по биологии в 10 классе (по программе И.Н.Пономаревой, рассчитанное на 2 часа в неделю)

Тематическое планирование рассчитано на 2 часа в неделю. Указано количество часов на каждую изучаемую тему (всего 70 ч). Приведены требования к уровню подготовки обучающихся на каждый урок....

Рабочая программа к УМК Starlight 8 класс на 136 учебных часов.Совместная работа Котовой Э.А., Дьяковской А.В.

Данная рабочая программа была создана к УМК  "Звёздный английский-8" для  возможности его продуктивного  использования  в условиях меняющейся действительности:1) сокращение продолж...