Тематическое планирование по биологии в 10 классе (по программе И.Н.Пономаревой, рассчитанное на 2 часа в неделю)
календарно-тематическое планирование по биологии (10 класс) на тему
Тематическое планирование рассчитано на 2 часа в неделю. Указано количество часов на каждую изучаемую тему (всего 70 ч). Приведены требования к уровню подготовки обучающихся на каждый урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno.doc | 142.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по биологии в 10 классе ( по программе И.Н.Пономаревой, рассчитанное на 2 часа в неделю.)
Разработала: Куст Ирина Владимировна
Учитель биологии МБОУ Колюдовская СОШ.
№п\п | Тема урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Предв. Дата | Фактич. дата |
Введение в курс общебиологических явлений.(12ч.) | ||||
1. | Что изучает общая биология. | Знать определение биологии, как науки о живом, о дифференциации биологии на ряд новых наук, о современных тенденциях в развитии науки, о связи биологии с другими науками. Уметь объяснять значение практической биологии. Характеризовать сохранение биоразнообразие как научную проблему. | ||
2. | Основные свойства жизни. | Знать основные свойства организма (раздражимость, размножение, рост и развитие, упорядоченность и др.). Уметь характеризовать свойства жизни. Сравнивать химические основы живого и неживого. | ||
3. | Осенние явления в живой природе. | Уметь характеризовать сезонные явления в живой природе. | ||
4. | Определение понятия «жизнь». | Знать понятие «жизнь», уникальные особенности живого( хиральность). Уметь давать своё определение жизни, объяснять его сложность. | ||
5. | Биосистема как структурная единица живой материи. | Знать понятие биосистемы как структурной единицы жизни, свойства живой материи. Уметь различать и сравнивать биосистемы разного уровня сложности, определять особенности природных биосистем. | ||
6. | Структурные уровни организации жизни. | Знать уровни организации жизни. Уметь характеризовать свойства уровней организации живой материи. Выявлять иерархию структурных уровней биосистем. | ||
7. | Практические аспекты биологии. | Знать пути развития прикладной биологии, значение знаний биологических законов для развития сельского хозяйства, промышленности. Уметь анализировать понятия биотехнологии, бионики, интродукции, акклиматизации. | ||
8. | Методы биологических исследований. | Знать методы биологических исследований (эмперические и теоретические). Уметь применять биологическое исследование на практике. | ||
9. | Методика определения видов растений и животных. | Знать понятия основных таксонов, что такое определители. Уметь определять виды растений и животных. | ||
10. | Л.р. Определение и морфологическое описание вида. | Уметь составлять морфологическое описание вида растения( пастушья сумка), определять виды растений по определительным карточкам. | ||
11. | Значение биологических знаний. | Знать применение биологических знаний в разных отраслях народного хозяйства. Уметь работать с дополнительной литературой. | ||
12. | Обобщающий урок по теме «Введение в курс общебиологических явлений». | Знать биологические явления, методы исследования биологических явлений. | ||
Биосферный уровень жизни.(15ч.) | ||||
13. | Учение В.И.Вернадского о биосфере. | Знать понятие о биосфере, ее границах, о понятии биосфера в учении Вернадского. Знать о силах организации единства биосферы. Уметь сравнивать функции живого и биокостного вещества. | ||
14. | Роль живого вещества в биосфере. | Знать понятие живого вещества, его роль и функции в биосфере. Уметь характеризовать особенности живого вещества, приводить примеры. | ||
15. | Теории абиогенеза и биогенеза о происхождении живого вещества. | Знать ранние гипотезы происхождения жизни(креационизм, теория вечности жизни), идеалистические и материалистические позиции. Уметь анализировать и оценивать гипотезы происхождения жизни. | ||
16. | Теории А.И.Опарина и С.Миллера о происхождении жизни на Земле. | Знать белково-коацерватную гипотезу Опарина, генетическую гипотезу Холдейна, роль Мюллера. Уметь объяснять вклад ученых в формирования представлений о происхождении жизни на Земле. Уметь работать с литературой. | ||
17. | Физико-химическая эволюция в развитии Земли. | Знать химические процессы ранней Земли, уникальную роль углерода в создании живой материи. Уметь анализировать факты для доказательства сути природного явления. | ||
18. | Появление и усложнение первоначальных форм жизни в биосфере. | Знать этапы биологической эволюции, роль гетеротрофов и автотрофов в развитии жизни на Земле. Знать важнейшие ароморфозы Уметь использовать сведения о явлениях в живом мире для доказательства эволюции биосферы. | ||
19. | История развития жизни на Земле. | Знать основные этапы развития по эрам, особенности флоры и фауны разных эр. Уметь анализировать геохронологические данные. | ||
20. | Биосфера как глобальная экосистема на Земле. | Знать понятие о биосфере как экосистеме, уметь характеризовать ее. Знать основные группы живых организмов (продуценты, консументы, редуценты). Уметь характеризовать функции живых организмов в природе, приводить примеры организмов. | ||
21. | Круговорот веществ в биосфере. | Знать о взаимосвязи живого и неживого вещества, о биохимических циклах. Уметь анализировать и оценивать роль компонентов круговорота веществ, составлять упрощенные схемы биохимических циклов. | ||
22. | Механизмы устойчивости бисферы. | Знать понятие устойчивости биосферы, основные механизмы устойчивости, влияние антропогенного воздействия на устойчивость биосферы. Уметь характеризовать признаки устойчивости биосферы, механизмы устойчивости. | ||
23. | Понятие о ноосфере как новом состоянии биосферы. Человек как житель биосферы. | Знать понятие ноосферы как новом состоянии биосферы. Уметь выявлять этапы воздействия человека на биосферу, Анализировать и оценивать причины воздействия человека на биосферу, оценивать значение биоразнообразия для биосферы.. | ||
24. | Л.р.№2 Оценка состояния окружающей среды. | |||
25. | Особенности биосферного уровня организации жизни и его роль на Земле. | Знать о биосфере как высшем уровни организации жизни, его особенностях, значении в природе. Уметь выявлять структурные компоненты биосферы, анализировать и оценивать происходящие в ней процессы. | ||
26. | Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы. | Знать понятие о человеке как экологическом факторе биосферы, о необходимости сохранения биосферы, поддержании ее устойчивости. Уметь анализировать и оценивать роль человека в биосфере.. | ||
27. | Обобщающий урок по теме «Биосферный уровень жизни». Контроль знаний. | Знать понятие о биосфере как особом уровни организации жизни, о структуре и границах биосферы, о гипотезах происхождения жизни, экологических типах организмов, о взаимоотношениях человека и природы. | ||
Биогеоценотический уровень организации жизни.(16ч.) | ||||
28. | Биогеоценоз как особый уровень организации жизни. | Знать понятия «биоценоз», «биогеоценоз», «биотоп». Знать структуру биогеоценотического уровня. Уметь характеризовать отличие биогеоценотического уровня организации от биосферного уровня. | ||
29 | Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема. | Знать учение В.Н.Сукачева о биогеоценозе и А.Тенсли об экосистеме, о функциональной роли популяций видов в биогеоценозе. Уметь сравнивать понятия биогеоценоз, экосистема, биосистема, характеризовать биоценоз и биотоп. | ||
30 | Строение и свойства биогеоценоза. | Знать понятие о пищевых связях в биогеоценозе (о пищевой цепи, пищевой сети), о правиле 10 процентов, о правиле экологических пирамид. Уметь сравнивать понятия «пастбищная цепь» и «детритная цепь», выявлять роль вида в трофическом уровне. Уметь анализировать и оценивать значение ярусного строения биогеоценоза, характеризовать приспособленность организмов к ярусному размещению. | ||
31. | Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. | Знать типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Роль коэволюции и коадаптации у организмов, о системах «хищник- жертва», «паразит-хозяин». Уметь анализировать и оценивать типы взаимоотношений, сравнивать понятия коэволюция и коадаптация. | ||
32. | Приспособленность видов к совместной жизни в биогеоценозе. | Знать разнообразие типов биоценотических связей, их роль в поддержании устойчивости биогеоценоза. Уметь приводить конкретные примеры взаимоотношений организмов в биогеоценозе, сравнивать мутуализм и симбиоз. | ||
33. | Л.р.№3Черты приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе.. | |||
34. | Условия сохранения устойчивости биогеоценозов. | Знать понятия об устойчивости экосистемы, о факторах. Определяющих устойчивость, о влиянии человека на устойчивость экосистемы. Уметь характеризовать условия, необходимые для устойчивого развития биогеоценоза, анализировать и оценивать роль видов в биогеоценозах. | ||
35. | Зарождение и смена биогеоценозов. | Знать понятие о смене биогеоценоза, причинах сиен, типах смен, роли человека (сукцессии, пионерные, временные, конечные биогеоценозы). Уметь характеризовать типы смен биогеоценозов(первичные. Вторичные, восстановительные. Вековые), сравнивать свойства временных и конечных биогеоценозов. Объяснять как совершается саморазвитие биогеоценозов. | ||
36. | Суточные и сезонные изменения биогеоценозов. | Знать о циклических изменениях в биогеоценозах, причинах суточных , сезонных, годичных ритмах, динамическом характере функционировании биогеоценозов. Уметь сравнивать причины суточных и годичных ритмов развития биогеоценозов, приводить примеры видов, участвующих в сукцессионных процессах. | ||
37. | Многообразие морских биогеоценозов. | Знать о многообразии водных экосистем, об условиях обитания их населения. Уметь характеризовать особенности водных экосистем, сравнивать морские о пресноводные экосистемы, объяснять роль планктона в гидроэкосистеме, оценивать состояние озерных экосистем по биоиндикаторам, объяснять роль эвтофикации. | ||
38. | Многообразие биогеоценозов суши. | Знать о многообразии сухопутных биогеоценозов, их типах, об особенностях древесных, кустарниковых систем. Уметь сравнивать древесные и травянистые биогеоценозы, характеризовать особенности лесных, луговых, болотных биогеоценозов. | ||
39. | Агробиоценозы, их свойства и значение. | Знать понятие об агроценозах (агроэкосистемах), об отличительных особенностях агроценозов, о причинах их неустойчивости, о значении. Уметь характеризовать агробиоценоз, объяснять причины неустойчивости, давать оценку роли человека в поддержании существования агроценозов, сравнивать их с естественными биогеоценозами. | ||
40. | Необходимость сохранения разнообразных биогеоценозов. | Знать об антропогенном влиянии на биогеоценоз, о кризисном состоянии большинства биогеоценозов Земли, о задачах сохранения биогеоценозов, о формах охраны. Уметь анализировать и оценивать роль антропогенных факторов в устойчивости биогеоценозов, объяснять понятие «рекультивация». | ||
41. | Природопользование в истории человечества. | Знать о влиянии человека на природу в разные периоды развития человечества, о необходимости развития у людей экологической культуры. Уметь определять собственную позицию по решению экологических проблем, анализировать и оценивать свою деятельность и поведение в природе. | ||
42. | Экологические законы природопользования. | Знать о биогеоценозе как источнике существования людей, о причинах мешающих природосообразному поведению человека в биосфере. Об экологических законах природопользования. Уметь характеризовать сущность экологических законов, оценивать противоречия, возникающие между потребностями человека и ресурсами природы. | ||
43. | Обобщающий урок по теме»Биогеоценотический уровень жизни». Контроль знаний. | |||
Популяционно-видовой уровень организации жизни (24ч.) | ||||
44. | Вид, его критерии и структура. | Знать понятие о виде как структурной единице в системе организмов, о популяционной структуре, критериях вида, об эволюции понятия «вид» в истории биологии. Уметь давать характеристику вида с использованием основных критериев, доказывать важность репродуктивного критерия, описывать вид по морфологическому критерию. | ||
45. | Л.р.№4 Изучение морфологических свойств вида. | |||
46. | Популяция как форма существования вида. | Знать понятие популяции как форме существования вида, о составе и структуре популяции, о значении пространственной и функциональной структурированности популяции. Уметь характеризовать структуру популяции, сравнивать между собой свойства особей и популяций, сравнивать понятия плотность популяции и численность популяции. | ||
47. | Популяция как структурный компонент биогеоценоза. | Знать о популяции как структурной и функциональной единице биогеоценоза, о закономерностях существования популяций в биогеоценозе, о колебаниях численности популяций и их причинах, об участии популяций в круговороте веществ и потоке энергии. Уметь анализировать популяцию как функционально-энергетическую единицу биогеоценоза, характеризовать динамику численности популяции, объяснять понятие волны жизни, называть причины изменения численности популяций. | ||
48. | Популяция как основная единица эволюции. | Знать понятие о популяции как основной единице эволюции, о реальности существования вида, о популяционных основах эволюции. Уметь характеризовать популяцию как генетическую систему, сравнивать понятия генотип, генофонд, дивергенция и изоляция. | ||
49. | Понятие о микро – и макроэволюции. | Знать понятие о микро- и макроэволюции, о факторах микроэволюции, о значении мутаций и изоляции, о роли дрейфа генов и колебаний численности в микроэволюции. Уметь характеризовать процесс микроэволюции сравнивать понятия элементарная структура эволюции и элементарное явление эволюции, объяснять изменение генофонда популяции, объяснять действие движущих сил эволюции. | ||
50. | Видообразование и его способы. | Знать понятие о видообразовании как результате микроэволюции, о причинах образования новых видов организмов, о географическом и биологическом водообразовании, о причинах вымирания видов. Уметь характеризовать процесс и результат видообразования, объяснять способы видообразования, сравнивать причины и способы образования видов. | ||
51. | Система живых организмов на Земле как результат процесса эволюции. | Знать понятие о традиционной системе живых организмов, о значении понятия вид в систематике, о многообразии групп живых организмов в системе живого мира, о распределении организмов по таксономическим группам, о трудности в систематике. Уметь объяснять особенности крупных таксонов, анализировать и оценивать морфофизиологические свойства организмов для их принадлежности к растениям и животным. | ||
52. | Сохранения биоразнообразия- насущная задача человечества. | Знать понятие биоразнообразие. Уметь характеризовать значение биологического разнообразия для жизни человека . | ||
53. | Человек как уникальный вид живой природы. | Знать понятие о биосоциальной сущности человека и её становлении, роли социальных факторов, о полиморфности вида Человек разумный. Уметь анализировать содержание схем и рисунков иллюстрирующих антропогенез для конструирования новых знаний. | ||
54. | Этапы эволюции человека. | Знать понятие о антропогенезе, стадиях антропогенеза, о предшественниках рода Человек, о видах австралопитеков, образе жизни древнейших , древних, современных людей. Уметь сравнивать предков человека между собой, объяснять причины эволюции гоминид, характеризовать стадии антропогенеза. | ||
55. | Расы человека, их происхождение и родство. | Знать о роли труда в происхождении и развитии современного человека, об особенностях рас человека, их происхождении, генетическом единстве рас. Уметь доказывать единство рас человека, объяснять равноценность рас, характеризовать признаки основных рас человека. | ||
56. | Особенности популяционно-видового уровня жизни. | Знать особенности популяционно-видового уровня организации жизни, его значение, структурные компоненты, управление. Уметь анализировать его основные процессы, объяснять механизмы управления в биосистеме. | ||
57. | Основные закономерности эволюции. | Знать основные понятия об основных закономерностях эволюции, о необратимости и непредсказуемости процессов эволюции, о прогрессивном усложнении форм жизни, роли естественного отбора. Уметь характеризовать закономерности эволюции, объяснять роль естественного отбора, приводить примеры прогрессивного усложнения форм жизни, характеризовать явление приспособленности. | ||
58. | Современные представления об эволюции органического мира. | Знать о развитии учения об эволюции в конце 19-20 века, об обогащении эволюционного учения идеями других наук, о синтетической теории эволюции. Уметь оценивать вклад различных наук в создание синтетической теории эволюции, сравнивать понятия «элементарные единица эволюции», «элементарные факторы», «элементарный материал», «эволюционные механизмы», доказывать роль естественного отбора, мутаций, изоляции. | ||
59. | Естественный отбор и его формы. | Знать понятия о движущей, стабилизирующей, дизруптивеой формах отбора. Уметь характеризовать формы отбора, объяснять условия проявления в природе стабилизирующей формы, сравнивать проявление в природе движущей и дизруптивной форм отбора, приводить примеры иллюстрирующие действие форм отбора. | ||
60 | Искусственный отбор и его роль в увеличении биологического разнообразия на Земле. | Знать понятие «искусственный отбор», его формы и значение. Уметь характеризовать значение работ Ч.Дарвина об искусственном отборе, объяснять роль дивергенции. Различать формы искусственного отбора. Сравнивать действие искусственного и естественного отбора. | ||
61. | Основные направления эволюции. | Знать понятия биологический прогресс, биологический регресс, о трех направлениях эволюции, о взаимосвязи эволюционных преобразований. Уметь объяснять различие между понятиями ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Называть основные ароморфозы. | ||
62. | Прогресс и регресс в эволюции живой природы. | Знать основные крупные ароморфозы, обеспечившие морфофизиологический прогресс организмов, Уметь приводить примеры ароморфозов разных групп живых организмов и объяснять их значение. | ||
63. | Современное состояние изучения видов. | Знать понятие о необходимости изучения популяций и видов. Уметь анализировать и оценивать роль видов в природе и для человека. | ||
64. | Значение изучения популяций и видов. | Знать понятие о генетических свойствах природных популяций и видов. О значении изучения генофонда диких видов растений, животных. Грибов, бактерий. Уметь использовать приобретенные знания и умения для практической деятельности в повседневной жизни. | ||
65. | Генофонд и охрана видов. | Знать понятие «генофонд», значение генофонда диких видов. Уметь решать задачи охраны природы при общении с окружающей средой. Использовать знания и умения в практической и повседневной деятельности. | ||
66. | Проблема сохранения видов. | Знать причины гибели видов. Значимость сохранения биоразнообразия. Уметь выявлять редкие виды в своем регионе. Исследовать биологию диких видов. Объяснять причины гибели видов и экосистем. Решать задачи охраны природных ресурсов. | ||
67. | Всемирная стратегия охраны природных видов. | Знать о проблеме сохранения видов, стоящей перед человечеством на протяжении всей его истории, о редких и исчезающих видах. О Красной книге, о международной программе сохранения биоразнообразия. Уметь характеризовать понятие «устойчивое развитие», сравнивать понятие редкие и исчезающие виды. Объяснять содержание Конвенкции о биоразнообразии. | ||
68. | Обобщающий урок по теме «Популяционно-видовой уровень организации жизни». Контроль знаний. | |||
69 | Резерв. | |||
70. | Резерв. | |||
Структура курса.
№п\п | Тема, раздел | Количество часов | Форма контроля | Лабораторные работы |
1. | Введение в курс общебиологических понятий. | 12 | №1 | №1 |
2. | Биосферный уровень жизни. | 15 | №2 | №2 |
3. | Биогеоценотический уровень организации жизни. | 16 | №3 | №3 |
4. | Популяционно-видовой уровень организации жизни. | 25 | №4 | №4 |
5. | Резерв. | 2 | ||
6. | Всего. | 70 |
Перечень лабораторных работ.
№п\п | Тема |
1. | Определение и морфологическое описание вида. Работа с определителями. |
2. | Оценка состояния окружающей среды. |
3. | Черты приспособленности растений, животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе. |
4. | Изучение морфологических свойств вида. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс по программе В.В.Пасечника
Календарно-тематическое планирование по биологии для 7 класса составлена в полном соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, на основе П...
Календарно-тематическое планирование по биологии 8 класс (по программе В.В.Пасечника)
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлена на основе авторской программы В.В. Пасечника и предназначена для 8 классов....
Тематическое планирование курса биологии 9 класс по программе В.В. Пасечника 2010 год
Тематическое планирование для коррекционной школы...
Тематическое планирование курса биологии 9 класс по программе В.В. Пасечника 2010 год
Тематическое планирование для коррекционной школы...
Календарно-тематическое планирование курса «Биология» 9 класс (авторы учебника: И.Н.Пономарева,О.А.Корнилова,Н.М.Чернова)
Календарно-тематическое планирование курса «Биология» 9 класс...
Календарно-тематическое планирование по биологии 10 класс, базовый уровень линия Н.И. Сонина кол-во часов на год - 34, кол-во часов в неделю – 1.
Календарно-тематическое планирование по биологии 10 класс, базовый уровень линия Н.И. Сонина кол-во часов на год - 34, кол-во часов в неделю – 1....
Тематическое планирование по биологии 5 класс к учебнику И.Н. Пономаревой, И.В.Николаева , О.А. Корниловой.
Тематическое планирование для рпограммы 5класс биология...