Рабочая программа факультатива "Право" для 10 класса
рабочая программа по обществознанию (10 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Благовещенская средняя общеобразовательная школа №1
имени Петра Петровича Корягина»
Благовещенского района Алтайского края
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
методическим объединением | Заместитель директора | Директор школы |
учителей общественных наук | по УВР | __________(О.И.Реймер) |
Протокол №______________ | ___________(А.Д.Денисенко) | Приказ № ____________ |
от «____»____________2018 г. | «____»_________2018 г. | от «___» __________2018 г. |
Руководитель МО ___________(О.П.Корягина) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса
«Основы права»
10 класс
среднее общее образование, базовый уровень
Рабочая программа составлена на основе сборника программно-методических материалов по экономике и праву для общеобразовательных учреждений. Москва, издательство «Вита-Пресс», 2008.
Составитель: Гамаюнова А. С., учитель истории и обществознания
р.п. Благовещенка – 2018
Содержание
Пояснительная записка
Содержание курса
Календарно-тематический план
Планируемые образовательные результаты обучающихся
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Лист дополнений и изменений
Выполнение программы
Пояснительная записка
Рабочая программа факультатива «Основы права» для 10 класса (базовый уровень) составлена на основе авторской программы Т.В. Кашанина, А.В.Кашанин (Программа по праву для 10-11 классов общеобразовательных учреждений)
Тематическое планирование представляет распределение учебных часов в соответствии с содержанием Примерной программы среднего (полного) образования на базовом уровне по праву. Тематическое планирование рассчитано на базовый уровень изучения права в 10 классе в объеме 35 часов (1 час в неделю). Резервное время в количестве 1 часа использовано на изучение следующих тем: Итоговое повторение.
Основное содержание тематического планирования и его структура соответствует содержанию и структуре УМК «Право» для 10-11 класса (Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин).
Рабочая программа выполняет функции:
- информационно - методическая функция позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета «Право»;
- организационно-планирующая функция предусматривает структурирование учебного материала по праву, определение его количественных и качественных характеристик.
Цель курса:
- развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей.
Задачи курса:
- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, уважение к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
- освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
- овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;
- формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения их соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.
Новизна программы направлена на усиление практической деятельности обучения. Применение современных образовательных технологий: технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология проектного обучения, ИКТ технология.
Содержание курса
Государство.
Понятия и виды государства. Происхождение государства. Признаки государства. Роль государства в жизни общества. Задачи государства по управлению обществом. Функции государства.
Право.
Понятие права. Виды норм права. Возникновение права. Классификация права. Понятия функции права. Классификация функций права. Право как ограничитель политики и власти деятельности партий. Политика и мораль. Нормы права и их система. Материальное право. Процессуальное право. Правотворчество. Законодательный процесс. Понятие правотворчество и его разновидности. Понятие нормативного акта. Виды нормативных актов. Законотворчество. Парламенты и их типы. Принятие законов. Правонарушение, юридическая ответственность. Правомерное поведение. Понятие правонарушения. Виды и причины правонарушений. Понятие юридической ответственности, ее цели и виды.
Управление государством.
Конституция РФ как главный нормативный акт и ее история. Конституционный строй РФ. Гражданство. Права и свободы. Правовой статус и положение личности. Права и свободы: понятие, особенности, Этапы освоения, классификация. Политические права и свободы и их понятие. Конституционные обязанности. Референдум: понятие, история, цель, виды, порядок проведения. Представительная демократия. Избирательное право: понятие, нормативная основа, принципы, права избирателя, виды избирательных систем. Избирательный процесс и его стадии, ответственность за его нарушение. Избирательные органы. Ответственность за нарушение избирательного законодательства. Государственный аппарат и его особенности. Государственные органы: виды и характеристика. Президент РФ, его положение в системе государственных органов и его функции. Парламент РФ: эволюция и общая характеристика, Совет Федерации и Госдума. Правительство РФ и его состав. Понятие, правовой статус и виды министерств РФ. Правоохранительная система и ее задачи. Судебная власть: виды и система судов, ее особенности. Прокуратура: компетенция и полномочия. Нотариат: понятие, задачи, обязанности. Адвокатура: обязанности, виды юридической помощи.
Труд и социальная защита.
Законодательство о труде. Занятость и трудоустройство в РФ. Трудовой договор. Рабочее время и время отдыха. Трудовая дисциплина. Забастовка. Безработица. Страхование и пенсионное дело.
Итоговое повторение.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Требования к уровню подготовки обучающихся |
Государство (4 ч) | ||||
1-2 | Понятие и виды государства | 2 | Уметь отвечать на вопросы, давать определения понятий, высказывать своё мнение, работать с различными источниками, уметь составлять схемы, таблицы. | |
3-4 | Роль и структура государства | 2 | Уметь отвечать на вопросы, давать определения понятий, высказывать своё мнение, работать с различными источниками, уметь составлять схемы, таблицы. | |
Право (8 ч) | ||||
5-6 | Право в системе социальных норм. Определение права | 2 | Уметь отвечать на вопросы, давать определения понятий, высказывать своё мнение, работать с различными источниками, уметь составлять схемы, таблицы. | |
7-8 | Правотворчество. Законодательный процесс. | 2 | Уметь отвечать на вопросы, давать определения понятий, высказывать своё мнение, работать с различными источниками | |
9-10 | Нормы права и их система | 2 | Уметь отвечать на вопросы, давать определения понятий, работать с различными источниками. | |
11-12 | Правонарушения и юридическая ответственность. | 2 | Уметь отвечать на вопросы, давать определения понятий, работать с различными источниками, решать учебные задачи. | |
Управление государством (14 ч) | ||||
13-14 | Конституция Российской Федерации. Гражданство. | 2 | Уметь отвечать на вопросы, давать определения понятий, работать с различными источниками | |
15-16 | Конституционные права граждан | 2 | Уметь отвечать на вопросы, давать определения понятий, высказывать своё мнение, работать с различными источниками, уметь составлять схемы, таблицы. | |
17 | Конституционные обязанности граждан | 1 | Уметь отвечать на вопросы, давать определения понятий, высказывать своё мнение, работать с различными источниками, уметь составлять схемы, таблицы. | |
18-19 | Выборы | 2 | Уметь отвечать на вопросы, давать определения понятий, высказывать своё мнение, работать с различными источниками. | |
20 | Президент Российской Федерации | 1 | Уметь отвечать на вопросы, работать с различными источниками | |
21 | Парламент Российской Федерации | 1 | Уметь отвечать на вопросы, работать с различными источниками | |
22 | Правительство Российской Федерации | 1 | Уметь отвечать на вопросы, работать с различными источниками, составлять схемы. | |
23 | Органы судебной власти Российской Федерации | 1 | Уметь отвечать на вопросы, работать с различными источниками | |
24 | Прокуратура | 1 | Уметь отвечать на вопросы, работать с различными источниками | |
25 | Нотариат | 1 | Уметь отвечать на вопросы, работать с различными источниками | |
26 | Адвокатура | 1 | Уметь отвечать на вопросы, работать с различными источниками | |
Труд и социальная защита (8 ч) | ||||
27 | Законодательство о труде | 1 | Уметь отвечать на вопросы, работать с различными источниками | |
28 | Занятость и трудоустройство в Российской Федерации | 1 | Уметь отвечать на вопросы, работать с различными источниками | |
29 | Трудовой договор | 1 | Уметь отвечать на вопросы, работать с различными источниками | |
30 | Рабочее время и время отдыха | 1 | Уметь отвечать на вопросы, работать с различными источниками | |
31 | Трудовая дисциплина | 1 | Уметь отвечать на вопросы, работать с различными источниками | |
32 | Труд молодёжи | 1 | Уметь отвечать на вопросы, работать с различными источниками | |
33 | Безработица | 1 | Уметь отвечать на вопросы, работать с различными источниками | |
34 | Страхование и пенсионное дело. | 1 | Уметь отвечать на вопросы, работать с различными источниками | |
Итоговое повторение (2 ч) | ||||
35 | Итоговое повторение | 1 | ||
36 | Резерв | 1 |
Планируемые образовательные результаты обучающихся
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать:
- систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;
уметь:
- характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;
- объяснять: происхождения государства и права, их взаимосвязь; механизмы правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
- различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско - правовых договоров;
- приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
- Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право. Учебник. М.: Вита-Пресс, 2008.
- Кашанина Т.В., Кашанин А.В.. Методическое пособие по курсу «Право». М.: Вита – Пресс, 2009.
- Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Хрестоматия по курсу «Право». М.: Вита-Пресс, 2009.
- Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Сборник задач с ответами по курсу «Право». М.: Вита-Пресс, 2012.
- Право. Программа для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) (Кашанина Т.В., Кашанин А.В.)
Лист дополнений и изменений
Дата внесения изменений | Содержание | Реквизиты документа | Подпись лица, внёсшего запись |
Выполнение программы
2018 – 2019 учебный год
ФИО учителя:_________________________________________________________________
Предмет: _____________________________________________________________________
Класс(ы): ___________________________________________________________________
Период | По плану | Фактически | Отставание | Причина | Способ устранения отставания |
I полугодие | |||||
II полугодие | |||||
Год |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)
Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...
Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова
тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...
Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС
Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...