Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» 8 класс
рабочая программа по обществознанию (8 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по обществознанию стандартов второго поколения «Примерные программы по учебным предметам. Обществознание 5 – 9 классы», Москва «Просвещение», 2012 г.
Учебник: Кравченко А.И. Обществознание: Учебник для 8 класса. М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа содействует реализации единой концепции обществоведческого образования.
Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:
- воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации – в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно – нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на соблюдении и уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формирование способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышение мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
- формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной для по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений,
которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
- овладению учащимися умения получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;
освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
- формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а так же в семейно – бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе;
- способствовать предпрофильному самоопределению школьников.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Формы контроля.
Конторль ЗУН учащихся осуществляется ежеурочно (текущий) и по темам, разделам (тематический) в соответствии с рабочей программой.
Контроль осуществляется через опросы, самостоятельные работы, тематические тесты в рамках урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_8_obshch_16_-17_gg.docx | 67.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский
«Согласовано» «Утверждаю»
заместитель директора по учебно-воспитательной работе Директор МБОУСОШ № 1 г. Советский
________________________ Т.В. Дидич ________________А.В. Бричеев
«» августа 2016 г. приказ от №
Рабочая программа учебного предмета
«Обществознание»
8 класс
2016 - 2017 учебный год
Учитель: Верхотурцев А. В.
Квалификационная категория: без категории
Программа составлена в соответствии с Примерной программой по учебным предметам, утверждённой Министерством образования и науки РФ. (Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2012).
Количество часов по учебному плану на 2016-2017 учебный год: 35 часов
Рассмотрено на заседании методического объединения
Протокол № 1 от «» августа 2016 г.
г. Советский
2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по обществознанию стандартов второго поколения «Примерные программы по учебным предметам. Обществознание 5 – 9 классы», Москва «Просвещение», 2012 г.
Учебник: Кравченко А.И. Обществознание: Учебник для 8 класса. М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа содействует реализации единой концепции обществоведческого образования.
Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:
- воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации – в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно – нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на соблюдении и уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формирование способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышение мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
- формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной для по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений,
которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
- овладению учащимися умения получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;
освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
- формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а так же в семейно – бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе;
- способствовать предпрофильному самоопределению школьников.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Формы контроля.
Конторль ЗУН учащихся осуществляется ежеурочно (текущий) и по темам, разделам (тематический) в соответствии с рабочей программой.
Контроль осуществляется через опросы, самостоятельные работы, тематические тесты в рамках урока.
Общая характеристика учебного предмета
«Обществознание» - учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета – общественной жизни – обуславливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.
«Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир».
Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старшей школе.
Школьное обществоведческое образование выступает важнейшим средством социализации личности. Именно на уроках обществознания школьники получают представление и основы научных знаний об устройстве современного общества. о его различных социокультурных моделях, механизмах социально регуляции, способах взаимодействия личности и общества, типичных социальных ролях человека в современных общественных условиях.
Существенен вклад школьного обществознания в гражданское становление личности, в развитие ее социально – значимых черт. Оно приобщает учащихся к таким важным компонентам гражданской культуры, как научные представления об отношениях между гражданами. между гражданами и государством; оправдавшие себя в гражданских отношениях способы деятельности, практические умения, модели гражданского поведения, одобряемые обществом; гражданские ценностные ориентиры; опыт самостоятельного решения многообразных проблем, возникающих в частной и публичной жизни человека. Все это позволяет формировать компетентность гражданина.
Обществознание содержит значительный потенциал для столь востребованного в современном обществе нравственного воспитания подрастающего поколения. Только в этом учебном предмете нравственные нормы, внутренние и внешние условия их реализации являются непосредственным объектом изучения.
Изучение обществознания играет существенную роль в формировании социальной компетентности молодежи, включающей наряду со знаниями и ценностными ориентирами также комплекс умений. Среди них – способность ориентироваться в постоянно нарастающем потоке информации, получать из него необходимую информацию, использовать базовые операции для ее обработки; умение применять полученные знания для решения не только учебных задач. но ирреальных проблем собственного бытия в социуме, для осуществления в дальнейшем разноплановой деятельности во многих областях общественной жизни.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа учебного курса составлена из расчета 35 часов – 1 час в неделю. «Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом учебном году составляет 1 час.
Личностные, метапредметные, предметные результаты
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии процветании своей страны:
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения у Отечеству; необходимости поддержание гражданского мира и согласия на отношения к человеку ,его правом и свободам как высшей ценности на стремление к укреплению исторически сложившегося государственным единства на признание равноправия народов ,единства разнообразных культур на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций на осознание своей ответственности за судьбу страны перед нынешним и грядущем поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
- овладении различными видами публичных выступлений и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умении выполнять познавательные и практические задачи, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, направленном на:
1) использование элементов причинно – следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) подкрепление изученных положений конкретными примерами;
6) оценку своих учебных достижений, поведения черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
7) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, аргументирование своей точке зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
в познавательной сфере:
- относительно целостное представление об обществе и о человек, о сферах и областях общественной жизни, о механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание отдельных научных понятий, отражающие наиболее важные социальные объекты, умение с этих позиций оценивать явления социальной действительности;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- умение находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать, соотносить); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в российском обществе социальных ценностей;
в ценностно – ориентационной сфере:
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- приверженность демократическим и гуманистическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
в трудовой сфере:
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
- понимание трудовой деятельности для личности и общества;
в эстетической сфере:
- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
в коммуникативной сфере:
- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
- знание новых возможностей коммуникации в современном обществе, умение использовать
современные средства связи и коммуникации для поиска, обработки социальной информации;
- понимание языка массовой социально – политической коммуникации, позволяющие осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- владение приемами и способами преодоления конфликтов.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Выпускник научится:
- ориентировать в содержании текста и понимать его целостный смысл;
- находить в тексте требуемую информацию;
- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста;
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому;
- интерпретировать текст;
- откликаться на содержание текста;
- откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом - мастерство его исполнения;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
- использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочное суждение и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
- планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблемы;
- выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
- распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
- использовать такие естественно-научные методы и приемы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижения «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели (теории);
- использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опроса, описание, сравнительно-историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства адекватные обсуждаемой проблеме;
- отличать факты обсуждений, мнений и оценок, критически относится к суждениям, мнениям, оценка, реконструировать их основания;
- видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
- создавать различные геометрические объекты с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;
- создавать диаграммы различных видов в соответствии с решаемыми задачами;
- создавать графические объекты проведением рукой произвольных линий с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств;
- выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;
- участвовать в обсуждении (аудио-видео-форум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;
- использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
- вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета;
- осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения;
- соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относится к частной информации и информационным правам других людей;
- вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в том числе статистической, и визуализации;
- проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать свое время с использованием ИКТ.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения совместной деятельности;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образам;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
- работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Содержание курса.
Глава 1. Общество и человек .
Введение. Человек - неразгаданная тайна.
Знакомство со структурой курса. Требования к ведению рабочих тетрадей. Происхождение человека. Происхождение общества.
Основные понятия темы: общество, страна, политическая сфера, экономическая сфера, духовная сфера, социальная сфера
Тема 1. Что такое общество. Глобализация.
Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Представление о мировом сообществе и мировой системе. Процесс глобализации
Основные понятия темы: общество, страна, политическая сфера, экономическая сфера, духовная сфера, социальная сфера, мировое сообщество, глобализация.
Тема 2. Взаимосвязь природы и общества.
Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние НТП на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические программы и защита окружающей среды.
Основные понятия темы: природа, глобальные проблемы, экологические программы, ВООП, МСОП, «Гринпис»
Тема 3. Типология обществ.
Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство и приручение животных, кочевой образ жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, городов и возникновение государств. Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества: их особенность и эволюция. Изменение способа производства, форм собственности, социальной структуры общества, его политического устройства, культуры и образа жизни.
Основные понятия темы: дописьменные общества, письменные общества, общественно-экономическая формация, традиционное общество, индустриальное, постиндустриальное общество.
Тема 4. Социальный прогресс и развитие общества.
Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствия ускорения социального прогресса. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в развитии человеческого общества. Реформы и революции. Сущность и признаки социальных реформ. Экономические и политические реформы в обществе, их роль и значение. Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу и продолжительности.
Основные понятия темы: закон ускорения истории, закон неравномерности развития, прогресс, регресс, неолитическая революция, промышленная революция.
Тема 5. Личность и социальная среда.
Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях её становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности.
Основные понятия темы: личность, человек, индивид.
Тема 6. Потребности человека.
Сущность и иерархия потребностей. Первичные вторичные потребности. Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре.
Основные понятия темы: потребность, удовлетворение потребностей, иерархическая теория потребностей.
Тема 7. Социализация и воспитание.
Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на развитие человеческой личности. Воспитание и социализация, сходство и различие. Составные элементы воспитания. Социализация и воспитание в подростковом возрасте. Последствия недостаточного воспитания в семье.
Основные понятия темы: социализация, культурные нормы, воспитание.
Тема 8. Общение. Человек в обществе и общество в человеке.
Общение как социально-психологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения: служебное, повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома.
Основные понятия темы: общение, этикет, манипуляция, речевое, неречевое.
Обобщение по теме «Общество и человек».
Глава 2. Экономическая сфера (9 часов)
Тема 9. Что такое экономика
Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство , потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.
Основные понятия темы: экономика, деньги, ресурсы, производство, распределение, потребление, предприятие, обмен, отрасль.
Тема 10. Товар и деньги.
Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие институты. Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньги-товар-деньги». Основной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе.
Основные понятия темы: деньги, товар, стоимость денег, инфляция, прибыль.
Тема 11. Спрос и предложение.
Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и предложения. Плановая и рыночная экономика.
Основные понятия темы: спрос, предложение, маркетинг, закон спроса, закон предложения, цена.
Тема 12. Рынок, цена, конкуренция.
Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Историческая эволюция рынка. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов.
Основные понятия темы: обмен, рынок, цена, выравнивание цен, монополия, дефицит, конкуренция.
Тема 13. Предпринимательство.
Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя. Менеджер, предприниматель, наемные работники. Понятие о предпринимательском и профессиональном риске. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике.
Основные понятия темы: предпринимательство, предприниматель, менеджер, профессиональный риск, малый бизнес.
Тема 14. Роль государства в экономике.
Экономическая роль государства. Поддержание государством общественных институтов. Представление о социальном государстве. Способы воздействия государства на экономику. Налоги как источник доходов федерального правительства. Экономический, социальный, психологический и юридический аспекты налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и прогрессивный налог.
Основные понятия темы: налогообложение, прямые налоги, косвенные налоги, социальная политика.
Тема 15. Бюджет, государства и семьи.
Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний государственный долг. Проблема дефицита государственного бюджета и её решения. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия.
Основные понятия темы: доходы, расходы, дефицит бюджета, профицит.
Тема 16. Труд.
Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь безработным. Подготовка и переподготовка рабочей силы, создание дополнительных рабочих мест, содействие найму, страхование безработицы.
Основные понятия темы: труд, заработная плата, досуг, безработица.
Обобщение по теме «Экономическая сфера общества».
Глава 3. Социальная сфера (
Тема 17. Социальная структура.
Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, её влияние на поведение человека. статусные символы и знаки отличия.
Основные понятия темы: социальная структура, социальная группа, статус, имидж, социальная роль, статусные символы.
Тема 18. Социальная стратификация.
Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии её выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.
Основные понятия темы: социальная стратификация, класс, престиж, образ жизни, доход.
Тема 19. Богатые.
Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий образ жизни.
Основные понятия темы: неравенство, богатство, роскошь, «новые русские».
Тема 20. Бедные.
Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог бедности. Колебание масштабов бедности по историческим эпохам. Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная бедность.
Основные понятия темы: бедность, порог бедности, нищета.
Тема 21. Этнос: нации и народности.
Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род, клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Формирование нации и её отличительные черты.
Основные понятия темы: этнос, этнообразующие факторы, племя, народность, нация.
Тема 22. Межнациональные отношения.
Отношения между разными национальностями внутри государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления.
Основные понятия темы: межнациональные отношения, этноцентризм, этнические конфликты.
Тема 23. Конфликты в обществе.
Предмет, субъект, повод, причины, цель и масштаб конфликта. Формы конфликта. Классификация конфликтов по способам протекания. Наиболее типичные конфликты в России. Особенности семейных конфликтов, их влияние на детей и родителей. Способы решения конфликтов.
Основные понятия темы: конфликт, компромисс, посредничество, арбитраж, конфронтация.
Тема 24. Семья.
Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Функции семьи в обществе. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль.
Основные понятия темы: семья, жизненный цикл семьи, нуклеарная семья, расширенная семья, развод.
Обобщение по теме «Социальная сфера».
Итоговое обобщение.
Тематическое планирование:
№ п/п | № темы | Название темы | Характеристика основных видов деятельности | Количество часов |
1 | Глава 1 | Личность и общество. | Характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни происходящие в современном обществе перемены (ускорение общественного развития). Устанавливать причинно-следственные связи в поступательном развитии общества. Характеризовать основные признаки различных типов обществ. познакомить учащихся с задачами и структурой курса; что такое общество, каково его устройство, основные сферы и соответствующие им институты общества; - учить школьников давать характеристику различным типам обществ; строить график своих потребностей; воспитывать в себе потребности высшего порядка, духовные потребности; - добиваться усвоения учащимися основных понятий урока; - продолжить формирование мировоззрения учащихся; - ориентировать учащихся на формирование систематического научного мышления, на подготовку ко взрослой жизни; способствовать формированию у учащихся активной жизненной и социальной позиции; - развивать умение работать в группе; - формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать; - развивать познавательную активность учащихся, умение работать с разноуровневыми тестами, учебно-исследовательские умения учащихся. | 9 часов |
2 | Глава 2 | Сфера духовной культуры. | Характеризовать духовную сферу общественной жизни. Раскрывать связь культуры отдельного человека и общества в целом. Показывать черты развития культура современной России. | 8 часов |
3 | Глава 3 | Социальная сфера. | - познакомить учащихся со сложностями и значимостью проблемы бедности в мире и в современной России; рассмотреть, в чём заключаются причины бедности людей; понятие «справедливость», объяснить, каких людей считают справедливыми, а каких – несправедливыми; - выяснить значение понятия «этнос», необходимость сохранения национальных традиций и обычаев; - выяснить влияние семьи на развитие личности и общества, роль и значение семьи в современном обществе, функции семьи, тенденции в развитии современной семьи; - развивать познавательную активность учащихся, умение работать с разноуровневыми тестами, учебно-исследовательские умения учащихся; - воспитывать у учащихся чувство социальной справедливости, сострадания, милосердия; чувство непримиримости к национализму; разжиганию национальной вражды и ненависти; чувство уважения к людям различных наций и народностей, интерес и уважение к различным сторонам народной культуры, национальным обычаям и традициям. | |
4 | Глава 34 | Экономическая сфера | - познакомить учащихся с тем, какую роль играет экономика в жизни общества; - выяснить структуру экономики; функции денег и их исторические формы; связь спроса и предложения, факторы рыночной экономики, характеристику рыночной экономики; основные функции цены; - рассмотреть понятия: конкуренция, монополия, олигополия; характеристику предпринимательской деятельности, роль малого бизнеса; способы воздействия государства на экономику; характеристику бюджета семьи; нормы правового регулирования трудовых отношений, причины безработицы; - сравнить государственное и рыночное регулирование экономикой; - добиваться усвоения учащимися основных понятий урока; - продолжить формирование мировоззрения учащихся; - ориентировать учащихся на формирование систематического научного мышления, на подготовку ко взрослой жизни; способствовать формированию у учащихся активной жизненной и социальной позиции; - развивать умение работать в группе; - формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать; - развивать познавательную активность учащихся, умение работать с разноуровневыми тестами, учебно-исследовательские умения учащихся. | 13 часов |
итого | 35 часов |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебная литература
Для учителя:
Актуальные проблемы современного обществознания.
- Алексеев С.С. Теория права. М., 1995.
- Алтухов В. Политика и видение будущего // Общественные науки сегодня. 1992. - №3.
- Амелин В. Многомерная модель политической власти // Общественные науки сегодня. 1991. - №2.
- Антропология (Общая теория человека) /Под ред. Л.А. Зеленова. Новгород, 1991.
- Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. М., 1992.
- Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.
- Безруких М.Я. и др. Я и другие Я, или Правила поведения для всех. М., 1991.
- Белова Т.В. Культура и власть. М., 1991.
- Беляев А.А. Политика и ее роль в развитии общества // Социально-политические науки. 1991. - №9.
- Василенкова О.А. Основы правовых знаний. 7 класс. М., 2002
- Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997.
- Григорьян Б.Т. Философская антропология. М., 1982.
- Демократия и тоталитаризм: Материалы дискуссии // Свободная мысль. – 1991. - №5.
- Деятельность: теория, методология, проблема. М., 1990.
- Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. М., 2000.
- Зобов Р.А., Обухов В.Л., Сугакова Л.М. Основы человековедения: человек как микрокосм. М., 1999.
- Казначеев В.П. Проблемы человековедения. М. - Новосибирск, 1997.
- Косарев Л.М. Социокультурный генезис науки нового времени. М., 1989.
- Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь. М., 1995.
- Красин Ю.А. Взаимодействие общественных систем в целостном мире // Вопросы философии. 1990. - №8.
- Маленкова Л.И. Вопросы человековедения. М., 1993.
- Маркович Д.Ж. Социальная экология. М., 1996.
- Мещеряков Б., Мещерякова И. Введение в человекознание. М., 1994.
- Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990.
- Овчинников Б.В., Павлов К.В., Владимиров И.М. Ваш психологический тип. СПб., 1994.
- Скворцов Л.В. Культура самосознания: Человек в поисках истины своего бытия. М., 1989.
- Феномен человека: Антология / Сост. П.С. Гуревич. М., 1988.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1999.
- Ястребицкая А.Л. Европейский город. М., 1993.
Методика преподавания обществознания в школе
- Аминов А.М. Деловая игра «Права ребенка» //Преподавание истории и обществознания в школе. 2001. - № 9. С. 31-34.
- Аминов А.М. Деловая игра «Гражданином быть обязан» //Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. - № 8. С. 40-44.
- Баранов П.А., Воронцов А.В. Проблемные, познавательные и тестовые задания по праву //Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. - № 4. С. 17-24.
- Бахмутова Л.С. О планировании уроков обществознания //Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. - № 2. С. 22-26.
- Бенку И.В. Учебно-методический комплекс издательства «Русское слово» по обществознанию. М., 2005.
- Духовно-нравственные основы семьи. Этика и психология семейной жизни: Хрестоматия для учителя: В 3-х ч. М., 2001.
- Дыдко С.Н. Использование схем и таблиц на уроках обществознания //Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. - № 3. С. 39-44.
- Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению //Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. - № 3. С. 40-48.
- Козин С.В. Информационные технологии в преподавании обществознания //Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. - № 3. С. 26-32.
- Козленко С.И. Региональный компонент обществознания: вопросы теории и методики преподавания. М., 2000.
- Костина Л.М. Урок «Российская государственная символика. История и современность» //Преподавание истории и обществознания в школе. 2005. - № 1. С. 70-72.
- Култыгин В.П. Как зарождались знания об обществе. Материалы к урокам //Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. - № 7. С. 3-7.
- Лазебникова А.Ю. Современное школьное обществознание. Вопросы теории и методики. М., 2002.
- Максимова Е.Г. Интеллектуальная игра «Государственные символы в судьбе» //Преподавание истории и обществознания в школе. 2005. - № 1. С. 67-70.
- Мартышин В.С. Твоя родословная: Учебное пособие по изучению истории семьи и составлению родословной. М., 2001.
- Морозова С.В. Профилактика правонарушений несовершеннолетних: ресурсы образования //Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. - № 8. С. 36-40.
- Настольная книга учителя обществознания / Сост. Т.И. Тюляева. М., 2003.
- Петрова Л.А. Из рабочей тетради по обществознанию //Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. - № 2. С. 38-41.
- Репин Е.Н., Репина Н.А. Деньги в их истинном значении: Пособие для учителей и учащихся. М., 1999.
- Сборник методических материалов для учителей истории и обществознания. 2002/03 учебный год /Под ред. С.И. Козленко. М., 2002.
- Сборник методических материалов для учителей истории и обществознания. 2003/04 учебный год /Под ред. С.И. Козленко. М., 2003.
- Справочник преподавателя общественных дисциплин /Авт.-сост. Е.Е. Вяземский, Т.И. Тюляева. М., 1998.
- Сухолет И.Н. Вопросы духовной культуры в школьном обществознании: Пособие для учителя. М., 2003.
- Трофимова О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся //Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. - № 1. С. 16-23.
Для учащихся:
- Атлас народов России для школьника: для среднего и старшего школьного возраста / авт.Cсост. О.А. Ботяков. - М., 2000.
- Гладков Ю.Н. Дайте планете шанс!: книга для учащихся / Ю.Н. Гладков, С.Б. Лавров. - М., 1995.
- Гора самоцветов: сказки народов России в пересказе Б. Булатова. - М., 2006.
- Жуковская Н.Л. От Карелии до Урала: рассказы о народах России: кн. для чтения / Н.Л. Жуковская, Н.Ф. Мокшин. - М., 1998.
- Записки путешественника. - М., 2000.
- Колпакова О. Природа России / О. Колпакова. - М., 2008.
- Мир русской культуры: энциклопедический справочник. - М., 1997.
- Мы — молодые хозяева России: материалы II и III Всероссийских акций «Я - гражданин России» / сост. В.П. Пахомов. - М.; Самара, 2005.
- Орлова Н.Г. Золотое кольцо России: для среднего школьного возраста / Н.Г. Орлова. - М., 2007.
- Права человека: кн. для чтения: 5-9 кл. - М., 2000.
- Праздники народов России: энциклопедия. - М., 2002.
- Энциклопедия для детей: история России и ее соседей /под ред. М.Д. Аксенова. - М., 2003. - Т. 5. -Ч. 1-2.
Интернет-ресурсы
http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.
http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.
http://www.russkoe-slovo.ru/ - сайт издательства «Русское слово»: имеется методический раздел.
http://antropogenez.ru/ - сайт посвящён последним открытиям в области антропосоциогенеза.
http://www.ereport.ru/ - сайт, освещающий современное состояние и перспективы развития мировой экономики в целом и экономики отдельных стран, в том числе и России.
http://expert.ru/ - сайт журнала «Эксперт» - ведущего общественно-политического и экономического журнала России.
http://www.polit.ru/ - на сайте есть раздел, где публикуются тексты лекций ведущих российских и зарубежных учёных, специализирующихся, в том числе, и в области общественных наук.
http://postnauka.ru/ - сайт посвящён современной науке, в том числе, общественным наукам.
http://www.scepsis.ru/ - сайт содержит актуальные материалы по истории и анализу общественного развития.
http://slon.ru/ - сайт содержит актуальную информацию об экономическом и социально-политическом развитии мира и России.
http://www.russianculture.ru/ - портал, посвящённый российской культуре.
http://www.ug.ru –«Учительская газета»
http://www.1september.ru –Газета «Первое сентября»
Материально-техническое обеспечение:
-интерактивная доска StarBoard
- мультимедийный проектор
- компьютеры – 13
- наушники
- колонки
- принтер
- сканер
Календарно – тематическое планирование(35 ч.) .
№ урока | Тема | Содержание | Основные виды деятельности | Дата проведения | |
план | факт | ||||
Тема 1. Личность и общество (9 уроков). | |||||
1. | Что делает человека человеком. | Социальное и биологическое в человеке. Мышление и речь. Особенности человеческой деятельности. | Раскрывать биосоциальную сущность человека. Характеризовать деятельность человека, выделяя ее сущностные черты. | ||
2. | Самореализация и самоутверждение личности. | Самореализация. Самоутверждение. | Рассуждать, в чем заключается самореализация и самоутверждение личности. | ||
3. | Человек. Общество. Природа. | Связь общество и природы. Человек венец природы или звено в цепи? | Раскрывать на конкретных примерах положение о взаимосвязи природы и общества. | ||
4. | Общество как форма жизнедеятельности людей. | Понятие «общество». Сферы общественной жизни. Социальные нормы. | Раскрывать понятие «общество». Характеризовать сферы общественной жизни, показывать их взаимосвязь. Приоводить примеры соц. норм, показывать их роль в жизни общества. | ||
5. | Ступени развития общества. | Типология обществ: традиционное, индустриальное, информационное. | Раскрывать основные черты обществ. | ||
6. | Развитие общества. | Направления общественного развития: прогресс и регресс. Характер общественного прогресса: революции и реформы. | Сравнивать революции и реформы. Аргументировать тезис о предпочтительности реформ. Приводить примеры из истории прогресса и регресса. | ||
7. | Как стать личностью. | Индивид. Индивидуальность. Личность. Жизненные ценности и ориентиры. Становление личности. Агенты социализации. | Раскрывать термины: индивид, индивидуальность, личность. Характеризовать фазы становления личности. | ||
8. | Повторительно – обобщающий урок «Личность и общество». | Личность. Общество. Общество и природа. Ступени развития общества. Социальная динамка. Становление личности. | Раскрывать понятия по теме: обще ство, революция, реформа, , личность, индивид, индивидуальность, рогресс, регресс, социализация. Называть черты традиционного, индустриального и постиндустриального обществ. Раскрывать взаимосвязь сфер общества. | ||
9. | Повторительно – обобщающий урок «Личность и общество». | ||||
Тема 2. Сфера духовной культуры (8 ч.) | |||||
10. | Сфера духовной жизни. | Что включает в себя духовная сфера. Культурные ценности. Культура личности и общества. Развитие культуры современной России. | Характеризовать духовную сферу общественной жизни. Раскрывать связь культуры отдельного человека и общества в целом. Показывать черты развития культура современной России. | ||
11. | Мораль. | Мораль. Добро и Зло. Моральные ценности. Золотое правило морали. | Объяснять назначение морали в жизни общества и отдельного человека. Показывать связь патриотизма и гражданственности. Характеризовать основные моральные ценности. | ||
12. | Долг и совесть. | Долг. Долг моральный и общественный. Ответственность. Совесть. | Анализировать ситуации, в том числе жизненные, раскрывающие смысл понятий долг, ответственность, совесть. | ||
13. | Моральный выбор – это ответственность. | Моральный выбор. Свобода и ее границы. | Показывать взаимосвязь свободы и ответственности. Анализировать, в чем опасность безответственного поведения. Анализировать собственные помыслы и поступки. | ||
14. | Образование. | Образование. Приоритетность образования. Возрастающее значение образования в условиях информационного общества. Ступени образования в РФ. Непрерывность образования. | Раскрывать понятия по теме. Рассуждать, что такое конкурентноспособность человека, как ее повысить. Анализировать основные качества человека, предъявляемые требованиями информационного общества. | ||
15. | Наука в современном обществе. | Наука. Виды наук. Функции науки. Нравственные принципы труда ученного. | Характеризовать науку, как особую систему знаний. Раскрывать положение о возрастающей роли науки в современном обществе. | ||
16. | Религия как одна из форм культуры | Религия. Роль религии в жизни общества. Религиозные организации и объединения. Свобода совести. | Показывать роль религии в жизни человека и общества. Показывать, как в нашем обществе реализуется принцип свободы совести. | ||
17. | Повторительно – обобщающий урок «Сфера духовной культуры». | Культура. Религия. Мораль. Образование. Наука. Долг. Совесть. Ответственность. | Раскрывать понятия по теме. Анализировать предлагаемые .ситуации. Иллюстрировать примерами из общественной жизни и личного опыта предлагаемые теоретические положения и тезисы. | ||
Тема 3. Социальная сфера (5 ч.) | |||||
18. | Социальная структура общества. | Соц. структура. Соц. мобильность. Соц. группа. Соц. конфликты. | Раскрывать понятия по теме. Показывать роль соц. конфликтов. Анализировать причины и роль соц. неравенства. | ||
19. | Социальные статусы и роли. | Социальные позиции человека. Предписанный и достигаемый соц. статус. Соц. контроль. | Раскрывать понятия по теме. Характеризовать свои статусные позиции и роли. | ||
20. | Нации и межнациональные отношения. | Этнос: племя, народность, нация. Межнациональные отношения в современном мире. | Характеризовать этапы становления этноса. Раскрывать тенденции межнациональных отношений в современном мире, приводить примеры. | ||
21. | Отклоняющееся поведение. | Отклоняющееся поведение. Опасные формы отклоняющегося поведения: алкоголизм, наркомания, преступность. | Анализировать различные формы отклоняющегося поведения. Раскрывать положение о правовой ответственности несовершеннолетних. Анализировать причины распространения алкоголизма и наркомании. | ||
22. | Повторительно – обобщающий урок «Социальная сфера». | Социальная структура общества Социальные статусы и роли. Отклоняющееся поведение. Нации и межнациональные отношения. | Анализировать тенденции социальной действительности. Комментировать предложенные ситуации. Раскрывать понятия по теме. | ||
Тема 4. Экономика (13 ч.) | |||||
23. | Экономика и ее роль в жизни общества. | Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов. Экономические блага. Экономический выбор. | Раскрывать связь направленности экономики и потребностей. Аргументировать тезис о сложности экономического выбора. Раскрывать суть основной проблемы экономики. | ||
24. | Главные вопросы экономики. | Главные вопросы экономики. Способы повышения эффективности производства. Нужно ли регулировать экономику. Типы экономических систем. | Раскрывать главные вопросы экономики. Анализировать способы повышения эффективности производства. Называть черты и проявления эк. систем. | ||
25. | Собственность. | Имущественные отношения. Собственность, ее признаки, формы собственности. Защита прав собственности. | Раскрывать понятия по теме. Иллюстрировать примерами проявления признаков собственности. | ||
26. | Рыночная экономика. | Черты рыночной экономики. Спрос и предложение. Невидимая рука рынка. Конкуренция. | Называть черты рыночной экономики. Показывать роль конкуренции для развития экономики. | ||
27. | Производство – основа экономики. | Главный источник экономических благ. Отрасль экономики. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация. | Называть осн. факторы производства, приводить примеры. Показывать роль разделения труда и специализации. | ||
28. | Предпринимательская деятельность. | Предпринимательство. Роль предпринимательской деятельности для человека и общества. Организационные формы предпринимательства. | Называть черты предпринимательской деятельности. Приводить примеры предпринимательства. Показывать роль предпринимательской деятельности для человека и общества. | ||
29. | Роль государства в экономике. | Государственное регулирование экономики. Налоги, их виды. Государственный бюджет. | Раскрывать причины гос. регулирования экономики. Называть источники гос. бюджета, характеризовать виды бюджета. Раскрывать проблему дефицита гос. бюджета. | ||
30. | Распределение доходов. | Доходы граждан и прожиточный минимум. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Социальная поддержка граждан. | Называть основные источники доходов граждан. Характеризовать экономические меры социальной поддержки граждан. | ||
31. | Потребление. | Потребление. Семейное потребление. Страхование. Права потребителя. Культура потребления. | Анализировать составляющие культуры потребления граждан. Раскрывать права потребителя. | ||
32. | Инфляция и семейная экономика. | Номинальные и реальные доходы граждан. Формы сбережения граждан. Инфляция и ее причины. | Показывать влияние инфляции на уровень жизни граждан. Анализировать формы сбережения. Потребительский кредит: за и против. | ||
33. | Безработица, ее причины и последствия. | Безработица: понятие, причины, виды, последствия. Меры гос. поддержки. | Анализировать государственную политику в сфере занятости. Рассуждать, как стать конкурентноспособным на рынке труда. | ||
34. | Мировая экономика международная торговля. | Мировое хозяйство. Внешняя торговля. Валюта. | Показывать роль международного разделения труда. Раскрывать особенности политики протекционизма. Называть условия, влияющие на обменный курс валют. | ||
35. | Повторительно – обобщающий урок «Экономика». | Главные вопросы экономики. Собственность. Рыночная экономика. Предпринимательская деятельность. Роль государства в экономике. Распределение доходов. Потребление. Безработица | Анализировать тенденции современного экономического развития. Показывать роль экономики в жизни общества. Раскрывать особенности функционирования разл. экономических систем. Показывать роль гос. в современной экономике. Показывать роль международной торговли для развития экономики. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 5 - 9 класса, базовый уровень, МО учителей истории и обществознания
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 5 - 9 класса, базовый уровень, МО учителей истории и обществознания...
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание»» для 10 - 11 класса. базовый уровень, МО учителей истории и обществознания
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание»» для 10 - 11 класса. базовый уровень, МО учителей истории и обществознания...
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» Для 10 класса (профильный уровень) Разработана Яшниковым Д.В. ,учителем истории и обществознания
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» Для 10 класса (профильный уровень) Разработана Яшниковым Д.В. ,учителем истории и обществознания...
Рабочая программа учебного предмета Обществознание в 6 классе на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа по обществознанию разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по о...
Рабочая программа учебного предмета "Обществознание" 5 класс
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» разработана для учащихся 5 Г класса в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования и н...
Рабочая программа учебного предмета "Обществознание" 9 класс
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» разработана для учащихся 9-х классов в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования на основ...
Рабочая программа учебного предмета "Обществознание" 10 класс
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» разработана для учащихся 10 А класса в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образова...