Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» 8 класс
рабочая программа по обществознанию (8 класс)

Верхотурцев Александр Валерьевич

Пояснительная записка

     Рабочая программа составлена на основе примерной программы по обществознанию стандартов второго поколения «Примерные программы по учебным предметам. Обществознание 5 – 9 классы», Москва «Просвещение», 2012 г.

Учебник: Кравченко А.И. Обществознание: Учебник для 8 класса. М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.

Рабочая программа конкретизирует  содержание  предметных  тем  образовательного  стандарта,  дает распределение  учебных  часов  по  разделам  курса  и    последовательность  изучения  тем  и разделов  учебного  предмета  с  учетом  межпредметных  и  внутрипредметных  связей,  логики  учебного  процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа содействует реализации единой концепции обществоведческого образования.

     Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:

   - воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

  - развитию личности на исключительно важном  этапе ее социализации – в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно – нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на соблюдении и уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формирование способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышение мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

   - формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной для по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений,

которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

  - овладению учащимися умения получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;

освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

   - формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а так же в семейно – бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе;

    - способствовать предпрофильному самоопределению школьников.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая  функция  позволяет  получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая  функция  предусматривает  выделение  этапов  обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся. 

Формы контроля.

Конторль  ЗУН учащихся осуществляется ежеурочно (текущий) и по темам, разделам (тематический) в соответствии с рабочей программой.

Контроль осуществляется через опросы, самостоятельные работы, тематические тесты в рамках урока.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_8_obshch_16_-17_gg.docx67.27 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное  бюджетное общеобразовательное  учреждение

средняя общеобразовательная школа №1   г. Советский

«Согласовано»                                                                                                                         «Утверждаю»

заместитель директора по учебно-воспитательной  работе                                              Директор МБОУСОШ № 1 г. Советский

________________________ Т.В. Дидич                                                                               ________________А.В. Бричеев

«» августа 2016 г.                                                                                                                 приказ от  №

Рабочая программа учебного предмета

«Обществознание»

8 класс

2016 - 2017 учебный год

Учитель: Верхотурцев А. В.

Квалификационная категория: без категории

Программа составлена  в соответствии с Примерной  программой по учебным предметам, утверждённой Министерством образования и науки РФ. (Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2012).

Количество  часов по учебному плану  на 2016-2017 учебный год: 35 часов

Рассмотрено на заседании методического объединения

Протокол № 1 от «» августа 2016 г.

г. Советский

2016 г.

Пояснительная записка

     Рабочая программа составлена на основе примерной программы по обществознанию стандартов второго поколения «Примерные программы по учебным предметам. Обществознание 5 – 9 классы», Москва «Просвещение», 2012 г.

Учебник: Кравченко А.И. Обществознание: Учебник для 8 класса. М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.

Рабочая программа конкретизирует  содержание  предметных  тем  образовательного  стандарта,  дает распределение  учебных  часов  по  разделам  курса  и    последовательность  изучения  тем  и разделов  учебного  предмета  с  учетом  межпредметных  и  внутрипредметных  связей,  логики  учебного  процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа содействует реализации единой концепции обществоведческого образования.

     Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:

   - воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

  - развитию личности на исключительно важном  этапе ее социализации – в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно – нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на соблюдении и уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формирование способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышение мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

   - формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной для по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений,

которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

  - овладению учащимися умения получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;

освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

   - формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а так же в семейно – бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе;

    - способствовать предпрофильному самоопределению школьников.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая  функция  позволяет  получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая  функция  предусматривает  выделение  этапов  обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.  

Формы контроля.

Конторль  ЗУН учащихся осуществляется ежеурочно (текущий) и по темам, разделам (тематический) в соответствии с рабочей программой.

Контроль осуществляется через опросы, самостоятельные работы, тематические тесты в рамках урока.

Общая характеристика учебного предмета

     «Обществознание» - учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса  общественных наук. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета – общественной жизни – обуславливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.

   «Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир».

Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старшей школе.

    Школьное обществоведческое образование выступает важнейшим средством социализации личности. Именно на уроках обществознания школьники получают представление и основы научных знаний об устройстве современного общества. о его различных социокультурных моделях, механизмах социально регуляции, способах взаимодействия личности и общества, типичных социальных ролях человека в современных общественных условиях.

Существенен вклад школьного обществознания в гражданское становление личности, в развитие ее социально – значимых черт. Оно приобщает учащихся к таким важным компонентам гражданской культуры, как научные представления об отношениях между гражданами. между гражданами и государством; оправдавшие себя в гражданских отношениях способы деятельности, практические умения, модели гражданского поведения, одобряемые обществом; гражданские ценностные ориентиры; опыт самостоятельного решения многообразных проблем, возникающих в частной и публичной жизни человека. Все это позволяет формировать компетентность гражданина.

Обществознание содержит значительный потенциал для столь востребованного в современном обществе нравственного воспитания подрастающего поколения. Только в этом учебном предмете нравственные нормы, внутренние и внешние условия их реализации являются непосредственным объектом изучения.

Изучение обществознания играет существенную роль в формировании социальной компетентности молодежи, включающей наряду со знаниями и ценностными ориентирами также комплекс умений. Среди них – способность ориентироваться в постоянно нарастающем потоке информации, получать из него необходимую информацию, использовать базовые операции для ее обработки; умение применять полученные знания для решения не только учебных задач. но ирреальных проблем собственного бытия в социуме, для осуществления в дальнейшем разноплановой деятельности во многих областях общественной жизни.

Место учебного предмета в учебном плане

 Рабочая  программа  учебного курса   составлена из расчета 35 часов – 1 час в неделю.    «Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом учебном году составляет 1 час.

Личностные, метапредметные, предметные результаты

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:

   - мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

   - заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии  процветании своей страны:

  - ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения у Отечеству; необходимости поддержание гражданского мира и согласия на отношения к человеку ,его правом  и свободам как высшей ценности на стремление к укреплению исторически сложившегося  государственным единства на признание равноправия народов ,единства разнообразных культур на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций на осознание своей  ответственности за судьбу страны перед нынешним и грядущем поколениями.

 

  Метапредметные  результаты изучения обществознания проявляются в:      

  - умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

  - умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;

  - способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности  и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

  - овладении различными видами публичных выступлений и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

  - умении выполнять познавательные и практические задачи, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, направленном на:

   1) использование элементов причинно – следственного анализа;

   2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

   3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

   4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

   5) подкрепление изученных положений конкретными примерами;

   6) оценку своих учебных достижений, поведения черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

   7) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, аргументирование своей точке зрения.

 

  Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:

в познавательной сфере:

  - относительно целостное представление об обществе и о человек, о сферах и областях общественной жизни, о механизмах и регуляторах деятельности людей;

  - знание отдельных научных понятий, отражающие наиболее важные социальные объекты, умение с этих позиций оценивать явления социальной действительности;

  - знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

  - умение находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать, соотносить); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в российском обществе социальных ценностей;

в ценностно – ориентационной сфере:

  - понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;

  - знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

  - приверженность демократическим и гуманистическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

в трудовой сфере:

  - знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

  - понимание трудовой деятельности для личности и общества;

в эстетической сфере:

  - понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

  - понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

в коммуникативной сфере:

  - знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

  - знание новых возможностей коммуникации в современном обществе, умение использовать

современные средства связи и коммуникации для поиска, обработки социальной информации;

  - понимание языка массовой социально – политической коммуникации, позволяющие осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

   - понимание значения коммуникации в межличностном общении;

  - умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

  - владение приемами и способами преодоления конфликтов.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Выпускник научится:

  •  ориентировать в содержании текста и понимать его целостный смысл;
  •  находить в тексте требуемую информацию;
  •  решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста;
  •  структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
  •  преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому;
  •  интерпретировать текст;
  •  откликаться на содержание текста;
  •  откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом - мастерство его исполнения;
  •  на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
  •  в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
  • использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочное суждение и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

  • планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблемы;
  •  выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
  •  распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
  •  использовать такие естественно-научные методы и приемы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижения «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели (теории);
  •  использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук:  постановка проблемы, опроса, описание, сравнительно-историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
  •  ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства адекватные обсуждаемой проблеме;
  •  отличать факты обсуждений, мнений и оценок, критически относится к суждениям, мнениям, оценка, реконструировать их основания;
  •  видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
  • создавать различные геометрические объекты с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;
  • создавать диаграммы различных видов в соответствии с решаемыми задачами;
  • создавать графические объекты проведением рукой произвольных линий с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств;
  • выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;
  • участвовать в обсуждении (аудио-видео-форум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;
  • использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
  • вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета;
  • осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения;
  • соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относится к частной информации и информационным правам других людей;
  • вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в том числе статистической, и визуализации;
  • проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать свое время с использованием ИКТ.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения совместной деятельности;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор;
  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образам;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
  • работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Содержание курса.

Глава 1. Общество и человек .

Введение. Человек - неразгаданная тайна.

Знакомство со структурой курса. Требования к ведению рабочих тетрадей. Происхождение человека. Происхождение общества.

Основные понятия темы: общество, страна, политическая сфера, экономическая сфера, духовная сфера, социальная сфера

Тема 1. Что такое общество. Глобализация.

Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Представление о мировом сообществе и мировой системе. Процесс глобализации

Основные понятия темы: общество, страна, политическая сфера, экономическая сфера, духовная сфера, социальная сфера, мировое сообщество, глобализация.

Тема 2. Взаимосвязь природы и общества.

Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние НТП на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические программы и защита окружающей среды.

Основные понятия темы: природа, глобальные проблемы, экологические программы, ВООП, МСОП, «Гринпис»

Тема 3. Типология обществ.

 Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство и приручение животных, кочевой образ жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, городов и возникновение государств. Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества: их особенность и эволюция. Изменение способа производства, форм собственности, социальной структуры общества, его политического устройства, культуры и образа жизни.

Основные понятия темы: дописьменные общества, письменные общества, общественно-экономическая формация, традиционное общество, индустриальное, постиндустриальное общество.

Тема 4. Социальный прогресс и развитие общества.

Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствия ускорения социального прогресса. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в развитии человеческого общества. Реформы и революции. Сущность и признаки социальных реформ. Экономические и политические реформы в обществе, их роль и значение. Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу и продолжительности.

Основные понятия темы: закон ускорения истории, закон неравномерности развития, прогресс, регресс, неолитическая революция, промышленная революция.

Тема 5. Личность и социальная среда.

Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка.  Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях её становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности.

Основные понятия темы: личность, человек, индивид.

Тема 6. Потребности человека.

 Сущность и иерархия потребностей. Первичные вторичные потребности. Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре.

Основные понятия темы: потребность, удовлетворение потребностей, иерархическая теория потребностей.

Тема 7. Социализация и воспитание.

Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на развитие человеческой личности. Воспитание и социализация, сходство и различие. Составные элементы воспитания. Социализация и воспитание в подростковом возрасте. Последствия недостаточного воспитания в семье.

Основные понятия темы: социализация, культурные нормы, воспитание.

Тема 8. Общение. Человек в обществе и общество в человеке.

Общение как социально-психологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения: служебное, повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома.

Основные понятия темы: общение, этикет, манипуляция, речевое, неречевое.

Обобщение по теме «Общество и человек».

Глава 2. Экономическая сфера (9 часов)

Тема 9. Что такое экономика

Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности.  Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство , потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.

Основные понятия темы: экономика, деньги, ресурсы, производство, распределение, потребление, предприятие, обмен, отрасль.

Тема 10. Товар и деньги.

Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие институты. Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньги-товар-деньги». Основной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе.

Основные понятия темы: деньги, товар, стоимость денег, инфляция, прибыль.

Тема 11. Спрос и предложение.

Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и предложения. Плановая и рыночная экономика.

Основные понятия темы: спрос, предложение, маркетинг, закон спроса, закон предложения, цена.

Тема 12. Рынок, цена, конкуренция.

Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Историческая эволюция рынка. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов.

Основные понятия темы: обмен, рынок, цена, выравнивание цен, монополия, дефицит, конкуренция.

Тема 13. Предпринимательство.

Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя. Менеджер, предприниматель, наемные работники. Понятие о предпринимательском и профессиональном риске. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике.

Основные понятия темы: предпринимательство, предприниматель, менеджер, профессиональный риск, малый бизнес.

Тема 14. Роль государства в экономике.

Экономическая роль государства. Поддержание государством общественных институтов. Представление о социальном государстве. Способы воздействия государства на экономику. Налоги как источник доходов федерального правительства. Экономический, социальный, психологический и юридический аспекты налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и прогрессивный налог.

Основные понятия темы: налогообложение, прямые налоги, косвенные налоги, социальная политика.

Тема 15. Бюджет, государства и семьи.

Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов.  Внешний и внутренний государственный долг. Проблема дефицита государственного бюджета и её решения. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия.

Основные понятия темы: доходы, расходы, дефицит бюджета, профицит.

Тема 16. Труд.

Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь безработным. Подготовка и переподготовка рабочей силы, создание дополнительных рабочих мест, содействие найму, страхование безработицы.

Основные понятия темы: труд, заработная плата, досуг, безработица.

Обобщение по теме «Экономическая сфера общества».

Глава 3. Социальная сфера (

Тема 17. Социальная структура.

Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, её влияние на поведение человека. статусные символы и знаки отличия.

Основные понятия темы: социальная структура, социальная группа, статус, имидж, социальная роль, статусные символы.

Тема 18. Социальная стратификация.

Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии её выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ  и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.

Основные понятия темы: социальная стратификация, класс, престиж, образ жизни, доход.

Тема 19. Богатые.

Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий образ жизни.

Основные понятия темы: неравенство, богатство, роскошь, «новые русские».

Тема 20. Бедные.

Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог бедности. Колебание масштабов бедности по историческим эпохам. Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная бедность.

Основные понятия темы: бедность, порог бедности, нищета.

Тема 21. Этнос: нации и народности.

Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род, клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Формирование нации и её отличительные черты.

Основные понятия темы: этнос, этнообразующие факторы, племя, народность, нация.

Тема 22. Межнациональные отношения.

Отношения между разными национальностями внутри государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления.

Основные понятия темы: межнациональные отношения, этноцентризм, этнические конфликты.

Тема 23. Конфликты в обществе.

Предмет, субъект, повод, причины, цель и масштаб конфликта. Формы конфликта. Классификация конфликтов по способам протекания. Наиболее типичные конфликты в России. Особенности семейных конфликтов, их влияние на детей и родителей. Способы решения конфликтов.

Основные понятия темы: конфликт, компромисс, посредничество, арбитраж, конфронтация.

Тема 24. Семья.

Семья как фундаментальный институт общества и малая группа.  Функции семьи в обществе. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль.

Основные понятия темы: семья, жизненный цикл семьи, нуклеарная семья, расширенная семья, развод.

Обобщение по теме «Социальная сфера».

Итоговое обобщение.

Тематическое планирование:

п/п

№ темы

Название темы

Характеристика основных видов деятельности

Количество

часов

1

Глава 1

Личность и общество.

Характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни происходящие в современном обществе перемены (ускорение общественного развития).

Устанавливать причинно-следственные связи в поступательном развитии общества.

Характеризовать основные признаки различных типов обществ.

 познакомить учащихся с задачами и структурой курса; что такое общество, каково его устройство, основные сферы и соответствующие им институты общества;

- учить школьников давать характеристику различным типам обществ; строить график своих потребностей; воспитывать в себе потребности высшего порядка, духовные потребности;

- добиваться усвоения  учащимися основных понятий урока;

- продолжить формирование мировоззрения учащихся;

- ориентировать учащихся на формирование систематического научного мышления, на подготовку ко взрослой жизни; способствовать формированию у учащихся активной жизненной и социальной позиции;

- развивать умение работать в группе;

- формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать;

- развивать познавательную активность учащихся, умение работать с разноуровневыми тестами, учебно-исследовательские умения учащихся.

9 часов

2

Глава 2

Сфера духовной культуры.

Характеризовать духовную сферу общественной жизни.

Раскрывать связь культуры отдельного человека и общества в целом.

Показывать черты развития культура современной России.

8 часов

3

Глава 3

Социальная сфера.

- познакомить учащихся со сложностями и значимостью проблемы бедности в мире и в современной России; рассмотреть, в чём заключаются причины бедности людей; понятие «справедливость», объяснить, каких людей считают справедливыми, а каких – несправедливыми;

- выяснить значение понятия «этнос», необходимость сохранения национальных традиций и обычаев;

- выяснить влияние семьи на развитие личности и общества, роль и значение семьи в современном обществе, функции семьи, тенденции в развитии современной семьи; 

- развивать познавательную активность учащихся, умение работать с разноуровневыми тестами, учебно-исследовательские умения учащихся; 

- воспитывать у учащихся чувство социальной справедливости, сострадания, милосердия; чувство непримиримости к национализму; разжиганию национальной вражды и ненависти; чувство уважения к людям различных наций и народностей, интерес и уважение к различным сторонам народной культуры, национальным обычаям и традициям.

4

Глава 34

Экономическая сфера

- познакомить учащихся с тем, какую роль играет экономика в жизни общества;

- выяснить структуру экономики; функции денег и их исторические формы; связь спроса и предложения, факторы рыночной экономики, характеристику рыночной экономики; основные функции цены;

- рассмотреть  понятия: конкуренция, монополия, олигополия; характеристику предпринимательской деятельности, роль малого бизнеса; способы воздействия государства на экономику; характеристику бюджета семьи; нормы правового регулирования трудовых отношений, причины безработицы;

- сравнить государственное и рыночное регулирование экономикой;

- добиваться усвоения  учащимися основных понятий урока;

- продолжить формирование мировоззрения учащихся;

- ориентировать учащихся на формирование систематического научного мышления, на подготовку ко взрослой жизни; способствовать формированию у учащихся активной жизненной и социальной позиции;

- развивать умение работать в группе;

- формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать;

- развивать познавательную активность учащихся, умение работать с разноуровневыми тестами, учебно-исследовательские умения учащихся.

13 часов

                                                                                                                                            итого

35 часов

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебная литература

Для учителя:

Актуальные проблемы современного обществознания.

  1. Алексеев С.С. Теория права. М., 1995.
  2. Алтухов В. Политика и видение будущего // Общественные науки сегодня. 1992. - №3.
  3. Амелин В. Многомерная модель политической власти // Общественные науки сегодня. 1991. - №2.
  4. Антропология (Общая теория человека) /Под ред. Л.А. Зеленова. Новгород, 1991.
  5. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. М., 1992.
  6. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.
  7. Безруких М.Я. и др. Я и другие Я, или Правила поведения для всех. М., 1991.
  8. Белова Т.В. Культура и власть. М., 1991.
  9. Беляев А.А. Политика и ее роль в развитии общества // Социально-политические науки. 1991. - №9.
  10. Василенкова О.А. Основы правовых знаний. 7 класс. М., 2002
  11. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997.
  12. Григорьян Б.Т. Философская антропология. М., 1982.
  13. Демократия и тоталитаризм: Материалы дискуссии // Свободная мысль. – 1991. - №5.
  14. Деятельность: теория, методология, проблема. М., 1990.
  15. Добреньков В.И., Кравченко А.И.  Социология: В 3 т. М., 2000.
  16. Зобов Р.А., Обухов В.Л., Сугакова Л.М. Основы человековедения: человек как микрокосм. М., 1999.
  17. Казначеев В.П. Проблемы человековедения. М. - Новосибирск, 1997.
  18. Косарев Л.М. Социокультурный генезис науки нового времени. М., 1989.
  19. Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь. М., 1995.
  20. Красин Ю.А. Взаимодействие общественных систем в целостном мире // Вопросы философии. 1990. - №8.
  21. Маленкова Л.И. Вопросы человековедения. М., 1993.
  22. Маркович Д.Ж. Социальная экология. М., 1996.
  23. Мещеряков Б., Мещерякова И. Введение в человекознание. М., 1994.
  24. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990.
  25. Овчинников Б.В., Павлов К.В., Владимиров И.М. Ваш психологический тип. СПб., 1994.
  26. Скворцов Л.В. Культура самосознания: Человек в поисках истины своего бытия. М., 1989.
  27. Феномен человека: Антология / Сост. П.С. Гуревич. М., 1988.
  28. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1999.
  29. Ястребицкая А.Л. Европейский город. М., 1993.

Методика преподавания обществознания в школе

  1. Аминов А.М. Деловая игра «Права ребенка» //Преподавание истории и обществознания в школе. 2001. - № 9. С. 31-34.
  2. Аминов А.М. Деловая игра «Гражданином быть обязан» //Преподавание истории и обществознания в школе.  2003. - № 8. С. 40-44.
  3. Баранов П.А., Воронцов А.В. Проблемные, познавательные и тестовые задания по праву //Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. - № 4. С. 17-24.
  4. Бахмутова Л.С. О планировании уроков обществознания //Преподавание истории и обществознания в школе.  2002. - № 2. С. 22-26.
  5. Бенку И.В. Учебно-методический комплекс издательства «Русское слово» по обществознанию. М., 2005.
  6. Духовно-нравственные основы семьи. Этика и психология семейной жизни: Хрестоматия для учителя: В 3-х ч. М., 2001.
  7. Дыдко С.Н. Использование схем и таблиц на уроках обществознания //Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. - № 3. С. 39-44.
  8. Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению //Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. - № 3. С. 40-48.
  9. Козин С.В. Информационные технологии в преподавании обществознания //Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. - № 3. С. 26-32.
  10. Козленко С.И. Региональный компонент обществознания: вопросы теории и методики преподавания. М., 2000.
  11. Костина Л.М. Урок «Российская государственная символика. История и современность» //Преподавание истории и обществознания в школе. 2005. - № 1. С. 70-72.
  12. Култыгин В.П. Как зарождались знания об обществе. Материалы к урокам //Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. - № 7. С. 3-7.
  13. Лазебникова А.Ю. Современное школьное обществознание. Вопросы теории и методики. М., 2002.
  14. Максимова Е.Г. Интеллектуальная игра «Государственные символы в судьбе» //Преподавание истории и обществознания в школе. 2005. - № 1. С. 67-70.
  15. Мартышин В.С. Твоя родословная: Учебное пособие по изучению истории семьи и составлению родословной. М., 2001.
  16. Морозова С.В. Профилактика правонарушений несовершеннолетних: ресурсы образования //Преподавание истории и обществознания в школе.  2003. - № 8. С. 36-40.
  17. Настольная книга учителя обществознания / Сост. Т.И. Тюляева. М., 2003.
  18. Петрова Л.А. Из рабочей тетради по обществознанию //Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. - № 2. С. 38-41.
  19. Репин Е.Н., Репина Н.А. Деньги в их истинном значении: Пособие для учителей и учащихся. М., 1999.
  20. Сборник методических материалов для учителей истории и обществознания. 2002/03 учебный год /Под ред. С.И. Козленко. М., 2002.
  21. Сборник методических материалов для учителей истории и обществознания. 2003/04 учебный год /Под ред. С.И. Козленко. М., 2003.
  22. Справочник преподавателя общественных дисциплин /Авт.-сост. Е.Е. Вяземский, Т.И. Тюляева. М., 1998.
  23. Сухолет И.Н. Вопросы духовной культуры в школьном обществознании: Пособие для учителя. М., 2003.
  24. Трофимова О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся //Преподавание истории и обществознания в школе.  2003. - № 1. С. 16-23.

Для учащихся:

  1. Атлас народов России для школьника: для среднего и старшего школьного возраста / авт.Cсост. О.А. Ботяков. - М., 2000.
  2. Гладков Ю.Н. Дайте планете шанс!: книга для учащихся / Ю.Н. Гладков, С.Б. Лавров. - М., 1995.
  3. Гора самоцветов: сказки народов России в пересказе Б. Булатова. - М., 2006.
  4. Жуковская Н.Л. От Карелии до Урала: рассказы о народах России: кн. для чтения / Н.Л. Жуковская, Н.Ф. Мокшин. - М., 1998.
  5. Записки путешественника. - М., 2000.
  6. Колпакова О. Природа России / О. Колпакова. - М., 2008.
  7. Мир русской культуры: энциклопедический справочник. - М., 1997.
  8. Мы — молодые хозяева России: материалы II и III Всероссийских акций «Я - гражданин России» / сост. В.П. Пахомов. - М.; Самара, 2005.
  9. Орлова Н.Г. Золотое кольцо России: для среднего школьного возраста / Н.Г. Орлова. - М., 2007.
  10. Права человека: кн. для чтения: 5-9 кл. - М., 2000.
  11. Праздники народов России: энциклопедия. - М., 2002.
  12. Энциклопедия для детей: история России и ее соседей /под ред. М.Д. Аксенова. - М., 2003. - Т. 5. -Ч. 1-2.

Интернет-ресурсы

http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.

http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.

http://www.russkoe-slovo.ru/ - сайт издательства «Русское слово»: имеется методический раздел.

http://antropogenez.ru/ - сайт посвящён последним открытиям в области антропосоциогенеза.

http://www.ereport.ru/ - сайт, освещающий современное состояние и перспективы развития мировой экономики в целом и экономики отдельных стран, в том числе и России.

http://expert.ru/ - сайт журнала «Эксперт» - ведущего общественно-политического и экономического журнала России.

http://www.polit.ru/ - на сайте есть раздел, где публикуются тексты лекций ведущих российских и зарубежных учёных, специализирующихся, в том числе, и в области общественных наук.

http://postnauka.ru/ - сайт посвящён современной науке, в том числе, общественным наукам.

http://www.scepsis.ru/ - сайт содержит актуальные материалы по истории и анализу общественного развития.

http://slon.ru/ - сайт содержит актуальную информацию об экономическом и социально-политическом развитии мира и России.

http://www.russianculture.ru/ - портал, посвящённый российской культуре.

http://www.ug.ru –«Учительская газета»

http://www.1september.ru –Газета «Первое сентября»

Материально-техническое обеспечение:

-интерактивная доска StarBoard

- мультимедийный проектор

- компьютеры – 13

- наушники

- колонки

- принтер

- сканер

Календарно – тематическое планирование(35 ч.) .

№ урока

Тема

Содержание

Основные виды деятельности

Дата проведения

план

факт

Тема 1. Личность и общество (9 уроков).

1.

Что делает человека человеком.

Социальное и биологическое в человеке.

Мышление и речь.

Особенности человеческой деятельности.

Раскрывать биосоциальную сущность человека.

Характеризовать деятельность человека, выделяя ее сущностные черты.

2.

Самореализация и самоутверждение личности.

Самореализация.

Самоутверждение.

Рассуждать, в чем заключается самореализация и самоутверждение личности.

3.

Человек. Общество. Природа.

Связь общество и природы.

Человек венец природы или звено в цепи?

Раскрывать на конкретных примерах положение о взаимосвязи природы и общества.

4.

Общество как форма жизнедеятельности людей.

Понятие «общество».

Сферы общественной жизни.

Социальные нормы.

Раскрывать понятие «общество».

Характеризовать сферы общественной жизни, показывать их взаимосвязь.

Приоводить примеры соц. норм, показывать их роль в жизни общества.

5.

Ступени развития общества.

Типология обществ: традиционное, индустриальное, информационное.

Раскрывать основные черты обществ.

6.

Развитие общества.

Направления общественного развития: прогресс и регресс.

Характер общественного прогресса: революции и реформы.

Сравнивать

 революции и реформы.

Аргументировать тезис о предпочтительности реформ.

Приводить примеры из истории прогресса и регресса.

7.

Как стать личностью.

Индивид. Индивидуальность. Личность. Жизненные ценности и ориентиры. Становление личности. Агенты социализации.

Раскрывать термины: индивид, индивидуальность, личность.

Характеризовать фазы становления личности.

8.

Повторительно – обобщающий урок «Личность и общество».

Личность. Общество. Общество и природа. Ступени развития общества. Социальная динамка. Становление личности.

Раскрывать понятия по теме: обще ство, революция, реформа, , личность, индивид, индивидуальность, рогресс, регресс, социализация.

Называть черты традиционного, индустриального и постиндустриального обществ.

Раскрывать взаимосвязь сфер общества.

9.

Повторительно – обобщающий урок «Личность и общество».

Тема 2. Сфера духовной культуры (8 ч.)

10.

Сфера духовной жизни.

Что включает в себя духовная сфера. Культурные ценности. Культура личности и общества.

Развитие культуры современной России.

Характеризовать духовную сферу общественной жизни.

Раскрывать связь культуры отдельного человека и общества в целом.

Показывать черты развития культура современной России.

11.

Мораль.

Мораль. Добро и Зло. Моральные ценности. Золотое правило морали.

Объяснять назначение морали в жизни общества и отдельного человека.

Показывать связь патриотизма и гражданственности.

Характеризовать основные моральные ценности.

12.

Долг и совесть.

Долг. Долг моральный и общественный. Ответственность. Совесть.

Анализировать ситуации, в том числе жизненные, раскрывающие смысл понятий долг, ответственность, совесть.

13.

Моральный выбор – это ответственность.

Моральный выбор.

Свобода и ее границы.

Показывать взаимосвязь свободы и ответственности.

Анализировать, в чем опасность безответственного поведения.

Анализировать собственные помыслы и поступки.

14.

Образование.

Образование. Приоритетность образования. Возрастающее значение образования в условиях информационного общества.

Ступени образования в РФ. Непрерывность образования.

Раскрывать понятия по теме.

Рассуждать, что такое конкурентноспособность человека, как ее повысить.

Анализировать основные качества человека, предъявляемые требованиями информационного общества.

15.

Наука в современном обществе.

Наука. Виды наук. Функции науки. Нравственные принципы труда ученного.

Характеризовать науку, как особую систему знаний.

Раскрывать положение о возрастающей роли науки в современном обществе.

16.

Религия как одна из форм культуры

Религия.

Роль религии в жизни общества.

Религиозные организации и объединения.

Свобода совести.

Показывать роль религии в жизни человека и общества.

Показывать, как в нашем обществе реализуется принцип свободы совести.

17.

Повторительно – обобщающий урок «Сфера духовной культуры».

Культура. Религия. Мораль. Образование. Наука. Долг. Совесть. Ответственность.

Раскрывать понятия по теме.

Анализировать предлагаемые .ситуации.

Иллюстрировать примерами из общественной жизни и личного опыта предлагаемые теоретические положения и тезисы.

Тема 3. Социальная сфера (5 ч.)

18.

Социальная структура общества.

Соц. структура. Соц. мобильность. Соц. группа. Соц. конфликты.

Раскрывать понятия по теме.

Показывать роль соц. конфликтов.

Анализировать причины и роль соц. неравенства.

19.

Социальные статусы и роли.

Социальные позиции человека.

Предписанный и достигаемый соц. статус. Соц. контроль.

Раскрывать понятия по теме.

Характеризовать свои статусные позиции и роли.

20.

Нации и межнациональные отношения.

Этнос: племя, народность, нация.

Межнациональные отношения в современном мире.

Характеризовать этапы становления этноса.

Раскрывать тенденции межнациональных отношений в современном мире, приводить примеры.

21.

Отклоняющееся поведение.

Отклоняющееся поведение.

Опасные формы отклоняющегося поведения: алкоголизм, наркомания, преступность.

Анализировать различные формы отклоняющегося поведения.

Раскрывать положение о правовой ответственности несовершеннолетних.

Анализировать причины распространения алкоголизма и наркомании.

22.

Повторительно – обобщающий урок «Социальная сфера».

Социальная структура общества

Социальные статусы и роли.

Отклоняющееся поведение.

Нации и межнациональные отношения.

Анализировать тенденции социальной действительности.

Комментировать предложенные ситуации.

Раскрывать понятия по теме.

Тема 4. Экономика (13 ч.)

23.

Экономика и ее роль в жизни общества.

Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов.

Экономические блага.

Экономический выбор.

Раскрывать связь направленности экономики и потребностей.

Аргументировать тезис о сложности экономического выбора.

Раскрывать суть основной проблемы экономики.

24.

Главные вопросы экономики.

Главные вопросы экономики.

Способы повышения эффективности производства.

Нужно ли регулировать экономику. Типы экономических систем.

Раскрывать главные вопросы экономики.

Анализировать способы повышения эффективности производства.

Называть черты и проявления эк. систем.

25.

Собственность.

Имущественные отношения. Собственность, ее признаки, формы собственности.

Защита прав собственности.

Раскрывать понятия по теме.

Иллюстрировать примерами проявления признаков собственности.

26.

Рыночная экономика.

Черты рыночной экономики. Спрос и предложение. Невидимая рука рынка. Конкуренция.

Называть черты рыночной экономики.

Показывать роль конкуренции для развития экономики.

27.

Производство – основа экономики.

Главный источник экономических благ. Отрасль экономики. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.

Называть осн. факторы производства, приводить примеры.

Показывать роль разделения труда и специализации.

28.

Предпринимательская деятельность.

Предпринимательство.

Роль предпринимательской деятельности для человека и общества.

Организационные формы предпринимательства.

Называть черты предпринимательской деятельности.

Приводить примеры предпринимательства.

Показывать роль предпринимательской деятельности для человека и общества.

29.

Роль государства в экономике.

Государственное регулирование экономики. Налоги, их виды. Государственный бюджет.

Раскрывать причины гос. регулирования экономики.

Называть источники гос. бюджета, характеризовать виды бюджета.

Раскрывать проблему дефицита гос. бюджета.

30.

Распределение доходов.

Доходы граждан и прожиточный минимум.

Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Социальная поддержка граждан.

Называть основные источники доходов граждан.

Характеризовать экономические меры социальной поддержки граждан.

31.

Потребление.

Потребление. Семейное потребление. Страхование. Права потребителя. Культура потребления.

Анализировать составляющие культуры потребления граждан.

Раскрывать права потребителя.

32.

Инфляция и семейная экономика.

Номинальные и реальные доходы граждан. Формы сбережения граждан. Инфляция и ее причины.

Показывать влияние инфляции на уровень жизни граждан.

Анализировать формы сбережения.

Потребительский кредит: за и против.

33.

Безработица, ее причины и последствия.

Безработица: понятие, причины, виды, последствия. Меры гос. поддержки.

Анализировать государственную политику в сфере занятости.

Рассуждать, как стать конкурентноспособным на рынке труда.

34.

Мировая экономика  международная торговля.

Мировое хозяйство. Внешняя торговля. Валюта.

Показывать роль международного разделения труда.

Раскрывать  особенности политики протекционизма.

Называть условия, влияющие на обменный курс валют.

35.

Повторительно – обобщающий урок «Экономика».

Главные вопросы экономики.

Собственность.

Рыночная экономика.

Предпринимательская деятельность.

Роль государства в экономике.

Распределение доходов.

Потребление.

Безработица

Анализировать тенденции современного экономического развития.

Показывать роль экономики в жизни общества.

Раскрывать особенности функционирования разл. экономических систем.

Показывать роль гос. в современной экономике.

Показывать роль международной торговли для развития экономики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 5 - 9 класса, базовый уровень, МО учителей истории и обществознания

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 5 - 9  класса, базовый уровень, МО учителей истории и обществознания...

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание»» для 10 - 11 класса. базовый уровень, МО учителей истории и обществознания

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание»» для 10 - 11  класса. базовый уровень, МО учителей истории и обществознания...

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» Для 10 класса (профильный уровень) Разработана Яшниковым Д.В. ,учителем истории и обществознания

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» Для 10 класса (профильный уровень)  Разработана Яшниковым Д.В. ,учителем истории и обществознания...

Рабочая программа учебного предмета Обществознание в 6 классе на 2014-2015 учебный год

Рабочая программа по обществознанию разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по о...

Рабочая программа учебного предмета "Обществознание" 5 класс

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание»  разработана для учащихся 5 Г класса в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования и  н...

Рабочая программа учебного предмета "Обществознание" 9 класс

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание»  разработана для учащихся 9-х классов в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования на основ...

Рабочая программа учебного предмета "Обществознание" 10 класс

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание»  разработана для учащихся 10 А класса в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образова...