План – конспект урока по обществознанию в 11 классе.
методическая разработка по обществознанию (11 класс)

Урок построен на материале учебника “Обществознание” для учащихся 11 класса (базовый уровень) под ред. Л.Н. Боголюбова.

 Тип урока: комбинированный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k.u.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока

по обществознанию в 11 классе.

Тема урока: «Политическое поведение».

Урок провела Варченко Т.О.

Урок построен на материале учебника “Обществознание” для учащихся 11 класса (базовый уровень) под ред. Л.Н. Боголюбова.

 Тип урока: комбинированный.

Цели урока:        1) Обучающие: сформировать у учащихся научные представления о таких важнейших явлениях общественной жизни, как политическая культура, политическое поведение личности, регулирование политических отношений;

2)        Развивающие: продолжить работу над развитием у учащихся навыков анализа, обобщения, синтеза учебного материала и переноса его в ситуации общественной жизни;

3) Воспитательные: помочь учащимся осмыслить свои политический статус и связанные с ним политические роли.

Задачи урока:  

  •  Разобрать  понятие «политическое поведение»;
  • Изучить формы и  структуру политического поведения;
  • Научиться определять формы политического поведения по конкретным проявлениям;
  • Сформировать начальные принципы собственного политического поведения.

Межпредметные связи: обществознание и история.

Оборудование: учебник «Обществознание. 11класс (базовый уровень) под ред. Л.Н. Боголюбова, М.2008; мультимедийное учебное пособие по курсу «Обществознание. 8-11 класс» (диск 2; урок 28 «Политическая деятельность); схема «Политическое поведение», электронная презентация «Формы политического поведения»; компьютер, медиапроектор, интерактивная доска.

Словарь урока: политическая культура, политическое поведение, политическая активность, политическая пассивность, абсентеизм, политический терроризм.

Место проведения: кабинет информатики;

План изучения нового материала:

  1. Политическая культура и её составляющие;
  2. Политическое поведение и её формы;
  3. Достоинства и недостатки основных типов политического поведения.

Используемые методы: беседа, анализ текста на обществоведческую тему, обобщение, сопоставление, перенос  теоретических положений на реальность (дедукция), вывод закономерностей на основе характерных фактов (индукция).

Эпиграф к уроку: «Нужно, чтобы человек понял, что он творец и хозяин мира, что на нем ответственность за все несчастья Земли; ему же принадлежит слава за все хорошее, что есть в жизни». Р.Роллан.

Технологическая карта урока

Название дидактического момента

Дидактические задачи данного момента

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приёмы обучения

Формы организации

познавательной деятельности

Средства обучения

Время

/мин/

1.Орг

момент.                                  

Переключение учащихся на предмет «обществознание»;

Проверка готовности учащихся к уроку (проверка отсутствующих; эмоциональный настрой)

Доклад дежурного; концентрация на урок.

1

2.Целеполагание

(строится с учётом домашнего задания; зад. 4. стр.172)

Сообщение задач урока, мотивация учебной деятельности.

  Объявление темы урока, постановка задач:

  1.  ознакомление с понятием «политическая культура» и его составляющими;
  2.  ознакомление с формами политического поведения и их влиянием на общественную жизнь;
  3.  перенос теории на действительность.

Запись темы в тетради.

Эмоциональная актуализация темы при помощи видеофрагмента; Просмотр видеофрагмента «Теракты в Нью-Йорке и Вашингтоне 11.09. 2001»

Фронтальное собеседование

электронный учебник; ПК; медиапроектор; интерактивная доска.

3

3. Введение к новой теме

Актуализация ранее полученных знаний

Презентация схемы 1; комментарии к ней

Выявление  основных составляющих политической культуры обобщение в виде схемы

Составление схемы «Политическая культура» (приложение 1)

Фронтальное собеседование

Электронная презентация; ПК; медиапроектор; интерактивная доска.

2

4. 1. Основной этап (изучение новой темы).

Формирование знаний о формах политического поведения; умения соотносить практику с теорией.

При помощи представленных на раздаточных карточках практических ситуаций 1-6 (приложение 2) направляет учащихся к определению форм политического поведения.

На основе практических ситуаций 1-6 (приложение 2)  выводят формулировки о формах политического поведения.

Индуктивный (от частного к общему); фронтальное собеседование с наводящими вопросами

Составление схем

Электронная презентация; ПК; медиапроектор; интерактивная доска.

10

4.2. Основной этап (изучение новой темы).

Формирование знаний о формах политического поведения; умения соотносить теорию с практикой.

При помощи представленной в презентации схемы  7 (приложение 2) направляет учащихся к определению конкретных актов политического поведения.

В качестве иллюстрации схемы 7 (электронная презентация) приводят конкретные ситуации.

Дедуктивный (от общего к частному); фронтальное собеседование с наводящими вопросами

Комментирование схемы

Электронная презентация; ПК; медиапроектор; интерактивная доска.

2

4.3. Основной этап (изучение новой темы).

Совершенствование навыков анализа; практическое применение теоретических знаний

Демонстрация схемы «Ступени политической активности» (электронное пособие «Обществознание»).

Анализ схемы; соотнесение собственного политического поведения с элементами схемы.

Анализ; сопоставление и обобщение.

Фронтальное собеседование

электронное пособие; ПК; медиапроектор; интерактивная доска.

2

4.4. Основной этап (деловая игра).

Иллюстрация отдельных теоретических выкладок практикой

Из числа учащихся выбирает две группы по 2 человека, которым раздаёт карточки с различной «предвыборной программой» (приложение 3). Остальным раздаются оба варианта и карточки для голосования (двух цветов); собирает карточки и подсчитывает.

Выделенные  группы составляют «предвыборную кампанию» и определяют одного выступающего; остальная часть знакомится с вариантами возможной программы; голосуют карточками определённого цвета за выбранного «политика».

Интерактивный метод (деловая игра); анализ «предвыборной программы»; выступление;  определение собственной позиции по выдвинутым вопросам

Работа в группах; индивидуальная работа

раздаточный материал (приложение 3)

6

Физкультминутка

Снятие физического и эмоционального напряжения

Проводит динамическую разминку, включающую упражнения для спины, плечевых суставов, шеи, глаз, тазобедренных суставов.

Выполняют упражнения

1

4.5. Выводы по деловой игре

Совершенствование навыков анализа

Заносит результаты «выборов» в электронную таблицу формата Ехсеl, где отражается организационная диаграмма с % данными о проголосовавших, голосах за каждого кандидата (приложение 4). Расшифровка понятий «электоральное  поведение», «абсентеизм» - стр.175

Знакомятся с полученными результатами и диаграммой; анализируют полученные данные.

Анализ; сопоставление с реальностью; выводы.

индивидуальный опрос; обращение к тексту в учебнике (стр.175)

Таблица формата Ехсеl, диаграмма, ПК , медиапроектор

2

5. Практическая работа

Формирование умения связывать действительность с теорией

Раздаёт карточки с заданиями (приложение 5) и объясняет содержание работы (соотнести реальные ситуации с формами политического поведения); в качестве иллюстрации выводит на экран схему «Ступени политической активности»,  подводит итоги практической работы.

Выполняют задания (в ответе должно содержаться вывод о том, что все ситуации можно рассматривать как отдельные формы политического поведения)

Анализ; сопоставление с теорией; формулировка выводов.

Групповая работа; фронтальный опрос

Карточки с заданиями

5

6. Работа с источниками социальной информации

Совершенствование навыков анализа текста

Даёт задание к тексту на стр.180

Читают, анализируют текст и дают устные ответы

Осмысление и анализ текста

Индивидуальная  работа ; фронтальный опрос

Текст и вопросы в учебнике на стр.180

5

7. Рефлексия

Проверка усвоения темы

Даёт тестовые задания в компьютерном варианте

Выполняют тест

Выбор правильных ответов

Групповая работа в парах

Тест формата Ехсеl

4

8. Итоги работы за урок

Оценка деятельности учащихся на уроке

Собирает результаты работы  и заносит в электронный журнал

Просмотр результатов

1

9. завершающий этап

Подведение итогов

Кратко формулирует основные итоги урока: 1) изучили формы политического поведения;

2) выяснили, что исходя из определённых критериев существуют  различные формы;

3) наиболее приемлемы с точки зрения гражданственности являются открытые, конструктивные формы политического поведения;

Участвуют в формулировке выводов; сравнивают полученные положения с текстом в учебнике на стр. 179

формулировка выводов по теме

Фронтальное собеседование

демонстрация слайда с выводами

10.д/з

Задание на дом

§15.  Задание 3,4. Для выбравших обществознание для сдачи ЕГЭ – написать эссе по одному из высказываний: 1) Вы можете не заниматься политикой, всё равно политика занимается  вами.    Ш. Монталамбер; 2) на стр.181 («Мысли мудрых)

1


Приложение 1.

Политическая культура

Знания
и представления
о политике

Способы практических политических действий

Политические ценностные ориентации (убеждения, предпочтения)

Политическое сознание

Политическое поведение

        


Приложение 2.

Ситуации к слайдам.

1.С позиций публичности:

А)  В ответ на инициативу президента РФ о внесении поправок в конституцию гр. Иванов написал статью в газету;

Б) К  инициативе президента РФ о внесении поправок в конституцию гр. Иванова никаких заявление не сделала.

  • 2. По целевой направленности:

А) Желая разрешения политического кризиса, лидер партии «Груша» призвал стороны к переговорам;

Б) Преследуя собственные интересы, партия «Тыква» отказалась от всяческих контактов с другими сторонами;

  • 3. По степени организованности:

 А) После введения нового налога на отдельных предприятиях прошли спонтанные митинги;

Б) После известия о повышении налогов на доходы физических лиц профсоюзы организовали массовую акцию протеста;

  • 4. С позиций преемственности:

А) Партия «Груша» в ходе предвыборной кампании распространила агитационные листовки;

Б) Партия «Тыква» в ходе предвыборной кампании рассылала по Интернету агитационные ролики.

  • 5. По охвату лиц:

А) Рабочий  Петров изложил своё мнение о пенсионной реформе в телевизионном обращении к президенту РФ;

Б) Группа студентов опубликовала обращение к министру образования с требованием повышения стипендий;

В) В 1993 году на всенародном референдуме была принята Конституция РФ.

  • 6. С точки зрения соответствия господствующим нормам:

А) Партия «Груша» в законном порядке провела акцию протеста против политики правительства;

Б) Партия «Тыква» устроила несанкционированный митинг у здания городской администрации;

В) В годы диктатуры Гитлера в Европе были уничтожены миллионы евреев.


Приложение 3.

Определить собственную позицию по следующим вопросам (одним предложением):

  1. О школьной форме;
  2. О третьем экзамене в форме ЕГЭ;
  3. О призыве в армию женщин (как в Израиле);
  4. Об утренней зарядке в школе;
  5. Об отмене смертной казни.

Приложение 4.

        


Приложение 5.

Какие из приведённых ниже вариантов поведения можно рассматривать как политическое поведение?

Алексей: постоянно интересуется политическими событиями и в разговорах обнаруживает умение их объяснять;

Ирина: ходит на собрания молодёжной организации одной из партий;

Григорий: увлекается спортом. Неоднократно говорил, что политика – «грязное дело», при этом резко высказывается о политиках;

Олеся: никогда не участвует в дискуссиях о политике; говорит, что это её не интересует.

Антиглобалисты:

В  американском городе Сиэтле в 1999г. проходила конференция Всемирной торговой организации (ВТО). С протестами против деятельности ВТО выступили сотни тысяч людей. Среди них были экологи, профсоюзные активисты, защитники прав животных, идейные противники глобализации. Только в первый день выступлений было арестовано более 500 человек. В дальнейшем крупномасштабные выступления  антиглобалистов произошли в ряде европейских городов. Они нередко сопровождались хулиганскими выходками, битьем витрин (особенно у американских ресторанов быстрого питания), поджогами припаркованных автомобилей и т. п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Конфликт" (обществознание, 7 класс)

Интегрированный урок с использованием современных технологий и мультимедийной презентации....

план конспект урока по обществознанию 9 класс тема "Правоохранительные органы"

урок изучения нового материала, с элементами исследовательской рабоы учащихся, с использованием ИКТ...

План-конспект урока по Обществознанию - 11 класс - "Процессуальное право: уголовный процесс"

План-конспект: с практическими заданиями (в формате ЕГЭ), с указанием на видеоматериалы....

План-конспект урока по обществознанию (8 класс) по теме "Экономические системы"

Материал содежрит подробный конспект, отвечающий всем требованиям...

План-конспект урока по обществознанию 6 класс "На пути к жизненному успеху"

Методическая разработка по обществознанию для 6 класса по теме "На пути к жизненному успеху"...

план - конспект урока по обществознанию 7 класс "Виновен - отвечай"

план урока составлен по учебнику Боголюбова направлен на  формирование у обучающихся понимания   таких   понятий как «закон», «проступок» «престу...