План – конспект урока по обществознанию в 11 классе.
методическая разработка по обществознанию (11 класс)
Урок построен на материале учебника “Обществознание” для учащихся 11 класса (базовый уровень) под ред. Л.Н. Боголюбова.
Тип урока: комбинированный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k.u.doc | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока
по обществознанию в 11 классе.
Тема урока: «Политическое поведение».
Урок провела Варченко Т.О.
Урок построен на материале учебника “Обществознание” для учащихся 11 класса (базовый уровень) под ред. Л.Н. Боголюбова.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока: 1) Обучающие: сформировать у учащихся научные представления о таких важнейших явлениях общественной жизни, как политическая культура, политическое поведение личности, регулирование политических отношений;
2) Развивающие: продолжить работу над развитием у учащихся навыков анализа, обобщения, синтеза учебного материала и переноса его в ситуации общественной жизни;
3) Воспитательные: помочь учащимся осмыслить свои политический статус и связанные с ним политические роли.
Задачи урока:
- Разобрать понятие «политическое поведение»;
- Изучить формы и структуру политического поведения;
- Научиться определять формы политического поведения по конкретным проявлениям;
- Сформировать начальные принципы собственного политического поведения.
Межпредметные связи: обществознание и история.
Оборудование: учебник «Обществознание. 11класс (базовый уровень) под ред. Л.Н. Боголюбова, М.2008; мультимедийное учебное пособие по курсу «Обществознание. 8-11 класс» (диск 2; урок 28 «Политическая деятельность); схема «Политическое поведение», электронная презентация «Формы политического поведения»; компьютер, медиапроектор, интерактивная доска.
Словарь урока: политическая культура, политическое поведение, политическая активность, политическая пассивность, абсентеизм, политический терроризм.
Место проведения: кабинет информатики;
План изучения нового материала:
- Политическая культура и её составляющие;
- Политическое поведение и её формы;
- Достоинства и недостатки основных типов политического поведения.
Используемые методы: беседа, анализ текста на обществоведческую тему, обобщение, сопоставление, перенос теоретических положений на реальность (дедукция), вывод закономерностей на основе характерных фактов (индукция).
Эпиграф к уроку: «Нужно, чтобы человек понял, что он творец и хозяин мира, что на нем ответственность за все несчастья Земли; ему же принадлежит слава за все хорошее, что есть в жизни». Р.Роллан.
Технологическая карта урока
Название дидактического момента | Дидактические задачи данного момента | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы и приёмы обучения | Формы организации познавательной деятельности | Средства обучения | Время /мин/ |
1.Орг момент. | Переключение учащихся на предмет «обществознание»; | Проверка готовности учащихся к уроку (проверка отсутствующих; эмоциональный настрой) | Доклад дежурного; концентрация на урок. | 1 | |||
2.Целеполагание (строится с учётом домашнего задания; зад. 4. стр.172) | Сообщение задач урока, мотивация учебной деятельности. | Объявление темы урока, постановка задач:
| Запись темы в тетради. | Эмоциональная актуализация темы при помощи видеофрагмента; Просмотр видеофрагмента «Теракты в Нью-Йорке и Вашингтоне 11.09. 2001» | Фронтальное собеседование | электронный учебник; ПК; медиапроектор; интерактивная доска. | 3 |
3. Введение к новой теме | Актуализация ранее полученных знаний | Презентация схемы 1; комментарии к ней | Выявление основных составляющих политической культуры обобщение в виде схемы | Составление схемы «Политическая культура» (приложение 1) | Фронтальное собеседование | Электронная презентация; ПК; медиапроектор; интерактивная доска. | 2 |
4. 1. Основной этап (изучение новой темы). | Формирование знаний о формах политического поведения; умения соотносить практику с теорией. | При помощи представленных на раздаточных карточках практических ситуаций 1-6 (приложение 2) направляет учащихся к определению форм политического поведения. | На основе практических ситуаций 1-6 (приложение 2) выводят формулировки о формах политического поведения. | Индуктивный (от частного к общему); фронтальное собеседование с наводящими вопросами | Составление схем | Электронная презентация; ПК; медиапроектор; интерактивная доска. | 10 |
4.2. Основной этап (изучение новой темы). | Формирование знаний о формах политического поведения; умения соотносить теорию с практикой. | При помощи представленной в презентации схемы 7 (приложение 2) направляет учащихся к определению конкретных актов политического поведения. | В качестве иллюстрации схемы 7 (электронная презентация) приводят конкретные ситуации. | Дедуктивный (от общего к частному); фронтальное собеседование с наводящими вопросами | Комментирование схемы | Электронная презентация; ПК; медиапроектор; интерактивная доска. | 2 |
4.3. Основной этап (изучение новой темы). | Совершенствование навыков анализа; практическое применение теоретических знаний | Демонстрация схемы «Ступени политической активности» (электронное пособие «Обществознание»). | Анализ схемы; соотнесение собственного политического поведения с элементами схемы. | Анализ; сопоставление и обобщение. | Фронтальное собеседование | электронное пособие; ПК; медиапроектор; интерактивная доска. | 2 |
4.4. Основной этап (деловая игра). | Иллюстрация отдельных теоретических выкладок практикой | Из числа учащихся выбирает две группы по 2 человека, которым раздаёт карточки с различной «предвыборной программой» (приложение 3). Остальным раздаются оба варианта и карточки для голосования (двух цветов); собирает карточки и подсчитывает. | Выделенные группы составляют «предвыборную кампанию» и определяют одного выступающего; остальная часть знакомится с вариантами возможной программы; голосуют карточками определённого цвета за выбранного «политика». | Интерактивный метод (деловая игра); анализ «предвыборной программы»; выступление; определение собственной позиции по выдвинутым вопросам | Работа в группах; индивидуальная работа | раздаточный материал (приложение 3) | 6 |
Физкультминутка | Снятие физического и эмоционального напряжения | Проводит динамическую разминку, включающую упражнения для спины, плечевых суставов, шеи, глаз, тазобедренных суставов. | Выполняют упражнения | 1 | |||
4.5. Выводы по деловой игре | Совершенствование навыков анализа | Заносит результаты «выборов» в электронную таблицу формата Ехсеl, где отражается организационная диаграмма с % данными о проголосовавших, голосах за каждого кандидата (приложение 4). Расшифровка понятий «электоральное поведение», «абсентеизм» - стр.175 | Знакомятся с полученными результатами и диаграммой; анализируют полученные данные. | Анализ; сопоставление с реальностью; выводы. | индивидуальный опрос; обращение к тексту в учебнике (стр.175) | Таблица формата Ехсеl, диаграмма, ПК , медиапроектор | 2 |
5. Практическая работа | Формирование умения связывать действительность с теорией | Раздаёт карточки с заданиями (приложение 5) и объясняет содержание работы (соотнести реальные ситуации с формами политического поведения); в качестве иллюстрации выводит на экран схему «Ступени политической активности», подводит итоги практической работы. | Выполняют задания (в ответе должно содержаться вывод о том, что все ситуации можно рассматривать как отдельные формы политического поведения) | Анализ; сопоставление с теорией; формулировка выводов. | Групповая работа; фронтальный опрос | Карточки с заданиями | 5 |
6. Работа с источниками социальной информации | Совершенствование навыков анализа текста | Даёт задание к тексту на стр.180 | Читают, анализируют текст и дают устные ответы | Осмысление и анализ текста | Индивидуальная работа ; фронтальный опрос | Текст и вопросы в учебнике на стр.180 | 5 |
7. Рефлексия | Проверка усвоения темы | Даёт тестовые задания в компьютерном варианте | Выполняют тест | Выбор правильных ответов | Групповая работа в парах | Тест формата Ехсеl | 4 |
8. Итоги работы за урок | Оценка деятельности учащихся на уроке | Собирает результаты работы и заносит в электронный журнал | Просмотр результатов | 1 | |||
9. завершающий этап | Подведение итогов | Кратко формулирует основные итоги урока: 1) изучили формы политического поведения; 2) выяснили, что исходя из определённых критериев существуют различные формы; 3) наиболее приемлемы с точки зрения гражданственности являются открытые, конструктивные формы политического поведения; | Участвуют в формулировке выводов; сравнивают полученные положения с текстом в учебнике на стр. 179 | формулировка выводов по теме | Фронтальное собеседование | демонстрация слайда с выводами | |
10.д/з | Задание на дом | §15. Задание 3,4. Для выбравших обществознание для сдачи ЕГЭ – написать эссе по одному из высказываний: 1) Вы можете не заниматься политикой, всё равно политика занимается вами. Ш. Монталамбер; 2) на стр.181 («Мысли мудрых) | 1 |
Приложение 1.
Политическая культура |
Знания |
Способы практических политических действий |
Политические ценностные ориентации (убеждения, предпочтения) |
Политическое сознание |
Политическое поведение |
Приложение 2.
Ситуации к слайдам.
1.С позиций публичности:
А) В ответ на инициативу президента РФ о внесении поправок в конституцию гр. Иванов написал статью в газету;
Б) К инициативе президента РФ о внесении поправок в конституцию гр. Иванова никаких заявление не сделала.
- 2. По целевой направленности:
А) Желая разрешения политического кризиса, лидер партии «Груша» призвал стороны к переговорам;
Б) Преследуя собственные интересы, партия «Тыква» отказалась от всяческих контактов с другими сторонами;
- 3. По степени организованности:
А) После введения нового налога на отдельных предприятиях прошли спонтанные митинги;
Б) После известия о повышении налогов на доходы физических лиц профсоюзы организовали массовую акцию протеста;
- 4. С позиций преемственности:
А) Партия «Груша» в ходе предвыборной кампании распространила агитационные листовки;
Б) Партия «Тыква» в ходе предвыборной кампании рассылала по Интернету агитационные ролики.
- 5. По охвату лиц:
А) Рабочий Петров изложил своё мнение о пенсионной реформе в телевизионном обращении к президенту РФ;
Б) Группа студентов опубликовала обращение к министру образования с требованием повышения стипендий;
В) В 1993 году на всенародном референдуме была принята Конституция РФ.
- 6. С точки зрения соответствия господствующим нормам:
А) Партия «Груша» в законном порядке провела акцию протеста против политики правительства;
Б) Партия «Тыква» устроила несанкционированный митинг у здания городской администрации;
В) В годы диктатуры Гитлера в Европе были уничтожены миллионы евреев.
Приложение 3.
Определить собственную позицию по следующим вопросам (одним предложением):
- О школьной форме;
- О третьем экзамене в форме ЕГЭ;
- О призыве в армию женщин (как в Израиле);
- Об утренней зарядке в школе;
- Об отмене смертной казни.
Приложение 4.
Приложение 5.
Какие из приведённых ниже вариантов поведения можно рассматривать как политическое поведение?
Алексей: постоянно интересуется политическими событиями и в разговорах обнаруживает умение их объяснять;
Ирина: ходит на собрания молодёжной организации одной из партий;
Григорий: увлекается спортом. Неоднократно говорил, что политика – «грязное дело», при этом резко высказывается о политиках;
Олеся: никогда не участвует в дискуссиях о политике; говорит, что это её не интересует.
Антиглобалисты:
В американском городе Сиэтле в 1999г. проходила конференция Всемирной торговой организации (ВТО). С протестами против деятельности ВТО выступили сотни тысяч людей. Среди них были экологи, профсоюзные активисты, защитники прав животных, идейные противники глобализации. Только в первый день выступлений было арестовано более 500 человек. В дальнейшем крупномасштабные выступления антиглобалистов произошли в ряде европейских городов. Они нередко сопровождались хулиганскими выходками, битьем витрин (особенно у американских ресторанов быстрого питания), поджогами припаркованных автомобилей и т. п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Конфликт" (обществознание, 7 класс)
Интегрированный урок с использованием современных технологий и мультимедийной презентации....
план конспект урока по обществознанию 9 класс тема "Правоохранительные органы"
урок изучения нового материала, с элементами исследовательской рабоы учащихся, с использованием ИКТ...
План - конспект урока по обществознанию 10 класс "Право в системе социальных норм"
План - конспект урока с применением кейс технологии...
План-конспект урока по Обществознанию - 11 класс - "Процессуальное право: уголовный процесс"
План-конспект: с практическими заданиями (в формате ЕГЭ), с указанием на видеоматериалы....
План-конспект урока по обществознанию (8 класс) по теме "Экономические системы"
Материал содежрит подробный конспект, отвечающий всем требованиям...
План-конспект урока по обществознанию 6 класс "На пути к жизненному успеху"
Методическая разработка по обществознанию для 6 класса по теме "На пути к жизненному успеху"...
план - конспект урока по обществознанию 7 класс "Виновен - отвечай"
план урока составлен по учебнику Боголюбова направлен на формирование у обучающихся понимания таких понятий как «закон», «проступок» «престу...