Методическая разработка урока «Семья и брак»
методическая разработка по обществознанию (11 класс)
Пожалуй, самое главное, что есть у человека – это семья.
Ученые – исследователи считают семью базой для самосохранения общества. Семья является своеобразным барометром состояния общества.
Семья является предметом изучения многих наук – демографии, социальной психологии, истории, педагогики, экономики, юриспруденции, социологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Семья и брак" | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования Ивановской области
ОГБОУ СПО «Юрьевецкий агропромышленный колледж»
«Семья и брак»
Методическая разработка урока по обществознанию
1 курс отделения НПО
профессия «Тракторист-машинист
сельскохозяйственного производства»
Подготовила и провела:
преподаватель истории и
обществознания
Шастанова О.Н.
2014 г
Урок обществознания
на тему: «Семья и брак».
Тема урока рассчитана на 2 учебных часа. Данный урок является первый в теме.
Цели урока:
Образовательные:
- дать понятие об основных этапах становления семейно-брачных отношений;
- выяснить, в чем состоит основное назначение семьи как социального института; почему среди основных социальных функций семьи в первую очередь выделяют репродуктивную и воспитательную;
- определить, каким образом общество влияет на семью и какие эволюционные изменения происходят с семьей в современном обществе.
Развивающие:
- развивать навыки анализа, синтеза и обобщения понятий и информации на примере составления синквейна;
- продолжить формирование творческой активности, умения перенести известные аналогии в новую ситуацию;
- продолжить формирование у обучающихся коммуникативных компетенций: рассуждение, рассказ с эмоционально-личностной позицией, решение познавательных задач;
- развивать умение работать в паре, в группе, вести дискуссию.
Воспитательные:
- содействовать воспитанию культуры внутрисемейных отношений;
-продолжить формирование ценностного отношения к окружающему миру и стремления корректировать свои личностные качества.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: мультимедийный проектор, электронная презентация, рабочие листы, документы: отрывок из германского средневекового эпоса «Песнь о Нибелунгах», отрывок из «Домостроя», отрывки из работ современных ученых А.Лазебниковой, Ю. Гиппенрейтера.
Эпиграф урока: Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
Л. Н. Толстой.
Ход урока.
- Организационно-мотивационный:
1. Приветствие.
2.Мотивация.
- проверяется готовность учащихся к занятию;
-просмотр слайд-шоу и определение темы урока :
3. Учащиеся определяют тему урока.
4.(Слайд-1.) Запись темы.
- преподаватель ставит вопрос: «Предположите, чем мы будем заниматься сегодня»? Возможные варианты ответов: изучать проблемы семьи, изучать основные понятия, работать с документами. Учитель подводит итоги ответов учеников и сообщает им цели урока.
II. Изучение нового материала.
- Что такое семья?
Слово учителя: Пожалуй, самое главное, что есть у человека – это семья.
Ученые – исследователи считают семью базой для самосохранения общества. Семья является своеобразным барометром состояния общества.
Семья является предметом изучения многих наук – демографии, социальной психологии, истории, педагогики, экономики, юриспруденции, социологии.
Семья исследуется в 2-х аспектах(слайд-2):
- Семья-это малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении, связанная общностью быта, взаимной помощью, взаимной ответственностью.
- Семья – это важнейший социальный институт, выполняющий ряд основных функций в обществе.
- Функции семьи.
«Мозговой штурм" Определите основные функции семьи? Обучающиеся в группах определяют основные функции семьи (учебник- стр.197), затем их озвучивают. Преподаватель проводит ранжирование ответов, после чего на доске появляется (слайд-3) «Функции семьи»:
- репродуктивная
- воспитательная
- хозяйственно-экономическая
- духовное общение и досуг
- эмоциональная
- первичная социализация
- социально-статусная
- первичный социальный контроль
- поддержка физического здоровья родителей и детей
Сообщение обучающегося: «Стили воспитания».
Вопросы по сообщению:
- Какие подходы к воспитанию детей были названы?
- Какой вам кажется предпочтительнее и почему?
Каждая семья – своеобразный мир, основанный на преемственности, традициях, эмоциях, чувствах, определенных ценностях. Семья играет огромную роль в социальном прогрессе. Из девочки семья делает жену и мать, из мальчика – отца и мужа.
- Этапы становления брачно-семейных отношений.
Схема (слайд-4) Этапы становления брачно-семейных отношений:
- первобытное состояние (неупорядоченные половые связи);
- кровнородственная семья (супружеские отношения исключались лишь между предками и потомками, родителями и детьми);
- парная (моногамная) семья (устанавливалось единобрачие):
1. патриархальная (традиционная)
2. демократическая (партнерская)
4. Патриархальная семья.
- В германской «Песни о Нибелунгах» героиня в ответ на заявление Гюнтера, что он просватал ее за некоего рыцаря, заявляет: «Вам не нужно меня просить: как Вы прикажите, так я и буду поступать. Кого Вы, государь дадите мне в мужья, с тем я охотно обручусь».
- Фрагмент из русского «Домостроя»: «Казни сына своего от юности его, и даст красоту душе твоей. И не ослабляй, бия младенца: Аше то жезлом биеши его, не умрет, но здоровее будет… Дщерь ли имаше: положи на них грозу свою». «Жены мужей своих вопрошают о всяком благополучии… И что муж накажет, то с любовью принимати, со страхом внимати и творити по его наказанию».
Вопросы к отрывкам:
1. Каковы основные черты патриархальной семьи?
2 .Почему раньше возникает именно такой тип семьи?
Ярким примером патриархальной семьи в истории России является:
Семья последнего российского императора Николая Второго
(слайд-5) (краткое сообщение обучающегося).
Физкультминутка.
5.Современная семья.
Выполнение задания 1 в рабочем листе: работа с текстом «Фрагмент работы А.Ю. Лазебниковой» Вопрос к тексту:
- Какие черты современной семьи называет автор?
После прослушивания ответов на доске появляется (слайд-6) «Черты современной семьи»:
- раздельное проживание родителей и детей;
- сокращение количества детей по сравнению с патриархальной семьей;
- ослабление связей с родственниками;
- возросшая социальная активность женщин.
«Мозговой штурм»: работа в группах ( учебник стр. 199):
- Укажите положительные последствия возрастания общественной активности женщин;
- Укажите отрицательные последствия возрастания общественной активности женщин.
После прослушивания ответов на экране появляется (слайд-7) «Рост социальной активности женщин»
Положительные последствия:
- экономическая самостоятельность;
- удовлетворение потребности в индивидуальном развитии и самореализации;
- многие отрасли немыслимы без женского труда (образование, медицина, сфера услуг);
- образованная и профессионально состоявшаяся женщина пользуется большим уважением у своих близких.
на экране появляется (слайд-8)
Отрицательные последствия:
- мало детей;
- ослабление внутрисемейных связей;
- совмещение профессиональной и общественной деятельности с семейными обязанностями могут обернуться для женщины двойным бременем;
- некоторые мужчины воспринимают возросшую активность женщины как подрыв собственного положения в семье и обществе, это может стать причиной конфликтов в семье.
Проблемный вопрос:
- Как вы считаете, должна ли женщина работать или быть домохозяйкой?
6.Кризис современной семьи.
Современная цивилизация далеко продвинулась по пути развития личной свободы индивида, нередко свободе отдается предпочтение перед взаимной ответственностью и сплоченностью семьи.
Проблемные вопросы:
- Многие ученые считают, что современная семья переживает кризис. Как вы думаете, в чем он может проявляться?
- Из каждых 10 детей, находящихся в детдомах, лишь 2 не имеют родителей. О чем свидетельствуют эти цифры?
Преподаватель систематизирует ответы: Кризис семьи заключается в следующем
На экране (слайд-9):
- рост числа разводов;
- увеличение числа неполных семей;
- увеличение количества добрачных и внебрачных детей;
- взаимное отчуждение членов семьи;
- ослабление воспитательного воздействия родителей на детей;
- увеличение числа «гражданских браков» (сожительства).
Результаты социологического опроса: Сожительство: «за» и «против» представляют обучающиеся, получившие предварительное задание.
Вопрос: Каково ваше личное отношение к «гражданскому браку»?
Семья – высшая ценность, и чтобы укрепить ее правительством нашей страны принимаются меры государственной поддержки семьи.
Сообщение обучающегося:
«Государственная поддержка семьи в современной России:
- увеличение размера пособий по уходу за ребенком до полутора лет.
- введение компенсации затрат на детское дошкольное воспитание;
- разработка программы по материальному стимулированию устройства на воспитание в семьях сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- увеличение стоимости родовых сертификатов.
- учреждение материнского капитала в размере 250 тыс. рублей с 1 января 2007 года.
- регулярное повышение социальных выплат и пенсий.
Выводы:
- Будущее российского народа во многом зависит от того, сколько детей появится в каждой молодой семье и какими они вырастут. Среди этих молодых семей, вероятно, через несколько лет окажется и ваша семья. И вы лично сможете внести свой вклад в будущее поколение страны, его нравственный облик.
- постарайтесь осознать тот факт, что именно на вас лежит ответственность за связь поколений. Тому, что является семейной ценностью, суждено жить исключительно при вашем бережном отношении, передаваемым в последствии вашим детям. В их личности, в их будущих семьях продолжится ваша жизнь и жизнь ваших родителей.
III. Подведение итогов урока:
Закрепление (слайд10):
- Определите функции семьи на основе репродукции картины Ф.П.Решетникова «Опять двойка».
(слайд-11)
- Определите тип семьи на основе репродукции картины «Неравный брак» В.В.Пукирева.
- Выполнение заданий 2-6 в рабочих листах.
Взаимопроверка и выставление оценок.
IV. Рефлексия.
О чем узнали на уроке? Какие знания будете использовать в будущем?
Слово преподавателя:
Корни добра и нравственности рождаются и прорастают в семье. У истоков стоят родители. От того, как они относятся к женщине - матери, к жене, к дочери будет зависеть будущее детей, и то, что они смогут взять положительного для создания своих семей.
Д/з: написание синквейна к понятию «семья», на следующем уроке синквейны используются для активизации знаний; подобрать пословицы и поговорки о браке и семье; параграф 18 в учебнике, работа с документом в учебнике на странице 205-206.
Используемая литература:
Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень/ под редакцией Л.Н.Боголюбова. – М.: «Просвещение», 2010.
Корнева Т.А. Обществознание. 10-11 классы. Уроки учительского мастерства.- Волгоград: «Учитель», 2007.
Лазебникова А.Ю.и др. ЕГЭ 2009. Обществознание. - М.: «Просвещение», 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по социально – бытовой ориентировке по теме: «Бюджет семьи. Хозяйство и трудовая атмосфера в семье.» 9 класс
Конспект урока СБО "Бюджет семьи. Хозяйство и трудовая атмосфера в семье." 9 класс...
Урок "Семья и брак"
Представленный урок показывает тип семьи, права социальные и правые семьи, функции семьи на основании семейного законодательства...
Методическая разработка урока "Семья и семейные ценности"
Методическая разработка поможет в проведении уроков и внеклассных мероприятий....
методическая разработка православного лектория "Христианский брак. Святые Петр и Феврония"
Данная разработка посвящена организации в образовательных учреждениях лекционных чтений по духовно-нравственному воспитанию детей и подростков. Разработка представляет собой полный материал лектория н...
Методическая разработка урока по обществознанию в 11 классе на тему : "Семья и брак"
Материал рекомендован для проведения открытого урока на уроках обществознания в 11 классе....
Урок "Семья и брак. Законодательство о семье"
Конспект урока "Семья и брак. Законодательство о семье"...
Методическая разработка урока "Семья - хранитель духовных ценностей"
Методическая разработка ориентирована для 5-6 класса и может быть использована как на уроках ОДНКНР, так и во внеурочной деятельности....