Задания в формате ЕГЭ по обществознанию 10 класс
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (10 класс)
Задания в формате ЕГЭ по обществознанию 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_klass_ege_obshchestvoznnie.docx | 87.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕСТ 1 ОБЩЕСТВО
1. Какое из приведенных в списке понятий объединяет, обобщает по смыслу остальные?
1) | Политика 2) общество 3) экономика 4) культура |
2. Общество в наиболее широком смысле этого слова означает
1) | объединение людей по сфере деятельности |
2) | исторический этап в развитии человечества |
3) | все человечество в целом на протяжении его истории |
4) | специфические свойства определенного этноса |
3.Влияние природных факторов на развитие общества может иллюстрировать пример:
1) | строительство в древней Месопотамии ступенчатых башен - зиккуратов |
2) | развитие ирригационного земледелия и городских центров в долине Тигра и Евфрата |
3) | возникновение у шумеров древнейшей письменности в форме клинописи на глиняных табличках |
4) | составление вавилонским царем Хаммурапи древнейшего письменного свода законов, защищающего собственность и закрепляющего правовое неравенство жителей |
4. Примером конструктивного взаимодействия человеческого общества с природой является
1) | нарушение экологического баланса степных районов, их опустынивание |
2) | исчезновение многих видов морской флоры и фауны, сокращение морских биоресурсов |
3) | законодательное ограничение использования генномодифицированных продуктов |
4) | выведение экологически «грязных» производств в страны «третьего» мира. |
5.В каком из приведенных предложений понятие «общество» употреблено в смысле «объединение людей, проживающих на определенной территории, население страны»?
1) | Традиционное общество отличает сращивание власти и собственности на землю |
2) | Общество любителей миниатюрной книги провело свой ежегодный съезд |
3) | По мнению ученых, для российского общества характерны коллективистские начала и патриархальное отношение к власти. |
4) | Человеческое общество издревле почитает богов, верит в сверхъестественные силы. |
6. Общество как динамическую систему отличает признак:
1) | наличие определенных социальных институтов и подсистем. |
2) | обособление от природной среды, утрачивание связи с ней. |
3) | возникновение новых социальных институтов и отмирание старых |
4) | вхождение природы и общества в единый материальный мир. |
7. В столичном центре прошла конференция по проблемам развития образования. Были озвучены данные о том, что средний возраст учительства в стране приближается к 50 годам и 85% учительского корпуса – женщины. Молодежь и мужчины не идут работать в школу из-за низких заработных плат. Данный пример может быть использован для иллюстрации взаимосвязи между такими сферами общества как
1) | экономическая, политическая. |
2) | социальная, экономическая, духовная. |
3) | духовная, политическая, экономическая. |
4) | экономическая, социальная. |
8. Какой ряд понятий, терминов и социальных фактов связан с политической жизнью общества?
1) | этнос, социальный конфликт, статус и престиж, малая группа. |
2) | духовность, научное сообщество, художественный образ. |
3) | власть, закон, элита и массы, демократические традиции. |
4) | рынок, страховые фонды, ценные бумаги, венчурные фирмы, издержки. |
9. Верны ли следующие суждения о социальных институтах?
А. В процессе своего развития, общество генерирует определенные социальные институты.
Б. Каждый социальный институт связан с объективированием, осмыслением людьми определенных потребностей.
1) | верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны |
10. Какой ряд понятий, терминов связан с индустриальной стадией в развитии общества?
1) | сельская община, сословное деление, натуральное хозяйство. |
2) | глобализация, микропроцессор, электронные сети. |
3) | цеховые уставы, наследуемые статусы, авторитарная власть. |
4) | фабричное производство, транспортная инфраструктура, рынок. |
11. Ученые-обществоведы полагают, что Индия – страна, в которой сохранились элементы традиционного общества. Какое утверждение может служить аргументом для подобного вывода?
1) | В Индии сохранились пережитки кастового строя, каста человека во многом определяет его род занятий, выбор супруга или супруги. |
2) | Индия сегодня – перспективный рынок для капиталовложений в высокие технологии |
3) | Многие молодые индийцы предпочитают обучаться в престижных университетах в США и в Западной Европе |
4) | Ведущей политической силой в стране традиционно является партия Индийский национальный конгресс, лидерами которой в свое время были Махатма Ганди и Джавахарлал Неру. |
12. С помощью такого критерия как развитие научно-технического потенциала общества можно проиллюстрировать прогрессивный характер
1) | введения уголовной ответственности за жестокое обращение с животными |
2) | смягчения уголовного законодательства, введение санкций, не связанных с лишением человека свободы |
3) | проведения археологических раскопок на Горном Алтае и в Туве, обнаружения поселений иранских племен |
4) | проверки гипотезы происхождения Вселенной в ходе экспериментов в Большом адронном коллайдере |
13. В начале XIII в. в цветущие долины междуречья Амударьи и Сырдарьи вторглись кочевые тюрко-монгольские племена. Они разорили и разрушили города, пресеклись торговые пути, запустели поля и каналы. Какая форма общественных изменений может быть проиллюстрирована данным примером?
|
|
14. Какое из приведенных суждений может быть приведено в обоснование противоречивости общественного прогресса?
1) | В процессе развития общества пересматриваются меры юридической ответственности, исключаются наиболее жестокие наказания. |
2) | Человечество принимает на наднациональном уровне законы, запрещающие определенные способы ведения войны. |
3) | Ряд открытий ученых имели двойственные последствия, возникли новые виды оружия массового поражения. |
4) | Вводимые на производстве новые типы очистных сооружений позволяют сократить вредные выбросы в атмосферу. |
15. Верны ли следующие суждения о формах социальных изменений?
А. Разрушение прежних общественных отношений и возникновение качественно новых – характерный признак социальной революции.
Б. Разновидность социальных революций - революции научные и технические, приводящие к возникновению принципиально новых способов взаимодействия человека с природой.
1) | верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны |
16. Интегративные (объединительные) процессы современности нашли свое проявление в (во)
1) | возникновении ряда конфликтов на межконфессиональной почве. |
2) | формировании единых наднациональных валют, создании наднациональных парламентов. |
3) | введении таможенных барьеров, защищающих национальные рынки. |
4) | сохранении в ряде стран традиционалистских и авторитарных режимов. |
17. В современном мире существует несколько типов глобальных проблем. К политическим глобальным проблемам относится
1) | возникновение очагов локальных конфликтов, вооруженных столкновений противоборствующих сторон |
2) | создание произведений массовой культуры, антигуманных по своей сущности |
3) | развитие национальных систем образования и образовательных программ |
4) | ускорение передачи информации, создание единой глобальной информационной сети |
18. Глобальные экологические проблемы современности связаны с
1) | возросшими техническими и технологическими возможностями людей по оказанию воздействия на природные процессы. |
2) | неспособностью человека в принципе конструктивно взаимодействовать с природой. |
3) | отсутствием внимания людей к здоровому образу жизни, гармонии с природой. |
4) | сохранением этнического и конфессионального многообразия мира. |
20. Верны ли следующие суждения о глобализации?
А. | Глобализация – процесс, в котором могут быть заинтересованы только ведущие страны мира, для остальных стран, она – безусловное зло, никаких позитивных влияний на эти страны она не в состоянии оказать.. | |
Б. | Глобализация может сделать неконкурентноспособными ряд отраслей хозяйства в развивающихся и бедных странах. | |
1) | верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны |
21. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Глобальные проблемы современности
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
22. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «социальный факт»:
Обводнение торфяников, тушение лесных пожаров, весенний паводок, строительство ГЭС, модернизация очистных сооружений, парламентские выборы.
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.
23. Установите соответствие между критерии общественного прогресса и иллюстрирующие их примеры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ^ КРИТЕРИИ ПРОГРЕССА |
А) запрет на применение смертной казни как вида уголовного наказания | 1) гуманизация общественных отношений |
Б) введение юридической ответственности за жестокое обращение с животными | 2) совершенствование техники и технологии |
В) введение в строй нового оборудования для добычи нефти | |
Г) строительство вместо заводов по сжиганию мусора мусороперерабатывающих заводов | |
Д) расширение спектра уголовных санкций, не предусматривающих лишению свободы | |
Е) расширение использования энергии солнечных и ветряных электростанций |
24. Выберите из предложенного списка признаки, характеризующие индустриальное общество.
1) | большинство трудоспособного населения занято в сфере услуг |
2) | производство основано на широком применении машин |
3) | активно идет формирование производственной инфраструктуры, в частности, железных дорог |
4) | в жизни общества важную роль играют локальные сельские общины |
5) | общество отличается низким уровнем социальной мобильности |
6) | в качестве основных классов общества выступают предприниматели и наемные рабочие |
25. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Важным вопросом в жизнедеятельности общества издревле являлось взаимодействие с _______________(1). Природа – среда обитания общества, во всем бесконечном разнообразии своих проявлений, обладающая своими, не зависящими от воли и желаний человека законами. Первоначально человек и __________(2) являлись неотъемлемой частью природного мира. В процессе развития, общество обособилось от природы, но сохранило тесную ___________(3) с ней. В древности люди полностью зависели от окружающего мира и не претендовали на господствующую роль на Земле. В самых ранних ____________(4) провозглашалось единство человека, животных, растений, явлений природы - люди верили, что все в природе обладает душой и состоит друг с другом в родственных отношениях. От капризов погоды зависела удача на охоте, собранный урожай, успех рыбной ловли, а в конечном счете жизнь и смерть человека, процветание его племени или бедность и нужда.
Постепенно люди стали изменять ___________(5) для своих хозяйственных нужд - вырубать леса, орошать пустыни, разводить домашних животных, строить города. Была создана как бы еще одна природа - особый мир, в котором проживает человечество и который имеет свои правила и законы. Если одни старались максимально использовать окружающие условия и приспосабливаться к ним, то другие - полностью преобразовывали, приспосабливали природу к своим ____________(6).
Список терминов:
А) | социальный институт Б) интернационализация |
В) | Потребности Г) человеческие сообщества |
Д) | природа Е) группы Ж) связь З) религиозные взгляды И) окружающий мир |
26. Выберите из предложенного списка социальные факты, иллюстрирующие демографические глобальные проблемы современного мира.
1) | «Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) выразило обеспокоенность ядерной программой Ирана, призвав мировое сообщество к новым санкциям против этой страны» |
2) | «Во многих европейских странах многие женщины долго не решаются заводить детей, занимаясь вопросами карьеры, участились случаи, когда женщины рожают впервые в возрасте не моложе 35 – 40 лет» |
3) | «Ряд африканских стран не могут справиться с неконтролируемым ростом рождаемости, международные гуманитарные организации не в состоянии обеспечить детей и матерей необходимым количеством медикаментов и продуктов питания» |
4) | «Авария на платформах компании Бритиш Петролеум в Мексиканском заливе, по мнению многих специалистов по климату, способна оказать пагубное влияние на климатические условия на планете, замедлить теплое атлантическое течение Гольфстрим» |
5) | «В Российской Федерации, впервые за многие годы, количество родившихся детей оказалось выше, чем количество умерших. Тем не менее, численность населения страны в перспективе будет сокращаться, проблему не удастся разрешить даже путем активного привлечения мигрантов» |
6) | «В Афганистане снова активизировалась деятельность движения Талибан, периодически подвергающего обстрелам крупнейшие города страны Кабул и Джелалабад» |
ТЕСТ 2 ЧЕЛОВЕК
1. Какое понятие обобщает, объединяет по смыслу остальные?
1) | Индивидуальность 2) личность 3) человек 4) индивид |
2. Социальным, формируемым в процессе взаимодействия с обществом, качеством человека является
- Запишите слово, пропущенное в схеме.
22. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «человеческие способности».
^ Талант, коммуникативность, гениальность, креативность, задатки, интеллектуальность.
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.
23. Установите соответствие между видами деятельности и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||
1) | ученые-вулканологи составили карту возможных извержений вулканов в следующем году | А) социально-преобразовательная | |
2) | правительство одобрило введение новых тарифов на вывоз энергоносителей | Б) материально-производственная | |
3) | экономисты предположили, как будут развиваться финансовые рынки после мирового кризиса |
|
|
4) | крупная компания начала освоение нового месторождения газа на арктическом шельфе | ||
| в начале года, в действие были ведены новые государственные стандарты в области образования | ||
| предприятия малого бизнеса производят комплектующие для крупного автомобильного завода |
24. Укажите основные социальные институты, в которых осуществляется первичная социализация человеческой личности:
1) | профессиональная деятельность (карьера) |
2) | полное среднее образование (школа) |
3) | семья, родственники, близкие |
4) | ближайший социум, друзья |
5) | служба в вооруженных силах |
6) | дошкольные образовательные учреждения |
25. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«Жизнь и деятельность _______________(1) обусловлены единством и взаимодействием биологического и _______________(2) факторов. Поскольку сознание, внутренняя и внешняя речь. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие "_______________(3)" как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие "личность" как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и доведения, общественно-исторического _______________(4) (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).
Психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений, не только испытывает _______________(5), но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный _______________(6), общения, сознания, самосознания… Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем».
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) | уникальные признаки |
Б) | опыт человечества |
В) | социализация |
Г) | целостность |
Д) | Социальный |
Е) | субъект деятельности |
Ж) | социальные воздействия |
З) | человек |
И) | индивид |
26. Выберите среди предложенного социальные факты, содержащие проявление базовых социальных (экзистенциальных) потребностей личности:
1) | «В трудовом коллективе, куда пришла выпускница экономического вуза, сначала ей было непросто, многие вопросы существенно различались с вузовскими знаниями, но более опытные, старшие коллеги своими советами помогли ей войти в курс дела» |
2) | «Для юноши чрезвычайно важен его круг общения, друзья и подруги, с ними можно обсудить, порой то, что не обсудишь ни с родителями, ни с учителями» |
3) | «Молодой человек преуспел в туристическом бизнесе, создав крупную компанию, специализирующуюся в области экстремального туризма, но теперь его больше волнует слава мецената, покровителя молодых дарований; недавно им была учреждена стипендия для молодых ученых» |
4) | «Каждую последнюю субботу месяца, профессор посвящает походу в консерваторию на концерты камерной музыки» |
5) | «Каждый человек нуждается в поддержании теплового баланса тела, поэтому зимой мы одеваем варежки, теплые сапоги и куртки» |
6) | «В семье каждый человек обретает защиту от неприятностей и невзгод большого мира, который его окружает, неслучайно говорится «мой дом, моя крепость». |
ТЕСТ 3 ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
3. П. исследует старинные летописи, рукописи древних авторов. При работе в одном из архивов, П удалось обнаружить ранее неизвестные источники, рассказывающие о жизни и деятельности князя Андрея Боголюбского. Деятельность М. относится к такой сфере культуры как
4. Искусство отличает от иных форм культуры свойство -
6. Какой признак отличает науку современной эпохи от науки прошлых времен?
11. Верны ли следующие суждения об образовании?
12. Перейдя в десятый класс, учащийся Т. выбрал несколько профильных элективных курсов по разным предметам. Больше всего он интересуется социальными и гуманитарными науками, поэтому часть дополнительных курсов он будет посещать по философии, социологии, правоведению, истории. На какой ступени образования находится учащийся М.?
13. Современная наука, активно опирающаяся на биотехнологии, научилась создавать новые вещества с заранее заданными свойствами. Следствием развития генной инженерии стало производство генномодифицированных продуктов, которые, казалось, способны избавить человечество от проблемы голода. Но само употребление подобных продуктов в пищу вызвало противоречивые последствия в жизни людей. Какую функцию науки можно проиллюстрировать подобным примером?
14. В современном мире образование является открытой системой. Российская Федерация является участником Болонского процесса, направленного на сближение образовательных систем европейских стран и признание эквивалентности документов об образовании. Данным примером можно проиллюстрировать тенденцию в развитии образования:
|
15. Запишите слово, пропущенное в схеме.
16. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «современное образование»
Компетентностный подход, компьютеризация, вариативность, интернационализация, догматичность, индивидуальная траектория, гуманизм, государственно-общественное управление, проектные технологии, непрерывность.
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.
17. Установите соответствие между функциями науки и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
| ||
1) | океанологи составили карту миграций косяков промысловых рыб на сезон путины | А) | социальная |
2) | ученые провели исследование средневековых церковных чудес, объяснив многие из них с материалистической точки зрения | Б) | прогностическая |
3) | ученые предложили новый метод добычи нефти и газа на арктическом шельфе | В) | мировоззренческая |
4) | учеными-генетиками созданы новые сорта кукурузы, устойчивой к условиям засухи | Г) | производственная |
5) | ученые предложили технологии строительства мусороперерабатывающих заводов вместо мусоросжигающих, для улучшения окружающей среды | ||
6) | ученые-фармацевты создали новый препарат для лечения больных диабетом |
18. Укажите среди предложенных фрагментов публицистического текста, те, в которых речь идет об учреждениях дополнительного образования:
1) | «Совет предпринимателей области выделил специальные стипендии для студентов технического лицея, готовящего токарей, фрезеровщиков и слесарей, наиболее востребованных в регионе рабочих профессий» |
2) | «Городские власти приняли решение об объединении двух школ в крупный центр образования, укрепив его штат опытными преподавателями». |
3) | «Областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителей объявил набор на курсы обучения педагогов работе с интерактивными досками и средствами мультимедиа». |
4) | «Городская детско-юношеская спортивная школа начала набор детей в группы таеквондо». |
5) | «Ежегодный грант в области образования получила многопрофильная гимназия городского подчинения, реализующая целый ряд инновационных образовательных программ» |
6) | «Старейшая художественная школа в области находится в аварийном состоянии; многочисленные обращения попечительского совета в администрацию областного главы пока остаются безрезультатными». |
19. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
По данным исследований, в ряде регионов страны до 50% выпускников вузов и до 64% выпускников средне-специальных учебных заведений меняют свою _______________(1) сразу же после окончания учебного заведения. Огромное количество молодых людей вынуждены заново решать проблему организации своей профессиональной карьеры. В силу этих причин необходимо продвигать _______________(2) на протяжении всей жизни человека со всеми ее преимуществами - гибкостью, разнообразием и доступностью во времени и пространстве. Подобное образование, помимо _______________(3) к изменениям в профессиональной деятельности, непрерывного развития человеческой _______________(4), знаний и навыков, способности выносить суждения и предпринимать различные действия, должно позволить человеку понять самого себя и окружающую среду, содействовать выполнению его социальной роли в процессе труда и жизни в обществе.
_______________(5) – это процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества. В него вовлечено множество _______________(6) - основных и параллельных, базовых и дополнительных, государственных и общественных, формальных и неформальных.
Список терминов:
А) | непрерывное образование |
Б) | профессия |
В) | гуманность |
Г) | личность |
Д) | Порядок |
Е) | концепция образования |
Ж) | адаптация |
З) | образовательные структуры |
И) | этические нормы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный тренажёр задания В3 формата ГИА и задания А9 формата ЕГЭ по теме "Грамматическая основа предложения".
Экзамены не за горами. Предлагаю Учебный тренажёр задания В3 формата ГИА и задания А9 формата ЕГЭ по теме «Грамматическая основа предложения».Потренируйтесь в тестах подчеркивать осн...
Учебный тренажёр задания В5 формата ГИА и В5 формата ЕГЭ по теме: «Обособленные члены предложения»
Учебный тренажёр задания В5 формата ГИА и В5 формата ЕГЭ по теме:«Обособленные члены предложения». Материал с ключами, выплывающими после второго щелчка....
Алгоритм написания мини-сочинения (задание №29 формата ЕГЭ) по обществознанию
Пошаговый алгоритм написания мини-сочинения...
задание в формате ОГЭ для 8 класса по английскому языку (устная часть)
задание позволяет оценить речевые умения вести монолог и диалог в формате ОГЭ по теме Выбор профессии...
Маршрутный лист к уроку русского языка в 10 классе "Синтаксические нормы русского языка. Решение тестовых заданий в формате ЕГЭ (задание 8). (ПРОДОЛЖЕНИЕ)"
Теоретическая и практическая часть (Задание 8 )....
Выступление на тему : Использование заданий в формате PISA на уроках истории и обществознания.
Один из способов реализации компетентностного подхода - составление и использование заданий в формате PISA....