Рабочая учебная программа по: «Обществознание»
рабочая программа по обществознанию (11 класс)
- Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования:Учебник Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, В.А. Литвинова,М. «Просвещение», 2017г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshch_11_kl.doc | 164.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании МО протокол № 1 от «30» августа 2019 | Согласовано на НМС протокол № 1 от «30» августа 2019 | Утверждено директором приказ № 20 от «30» августа 2019 |
Рабочая учебная программа по: «Обществознание»
(наименование учебного предмета)
11 класс (базовый уровень)
(класс, уровень)
Срок реализации программы: один год
Составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений
(наименование программы)
Программу составил: Волков Дмитрий Александрович
2019 г.
Рабочая программа по предмету «Обществознание» 11 класс
Учебник Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, В.А. Литвинова,М. «Просвещение», 2017г.
- Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования по истории:
- Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования
- (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2014 года №1897);
- Норм Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» «273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;
- Основной Образовательной программы основного общего образования МКОУ «Никольская СОШ»;
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным
- учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 №1/15).
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493
- "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметными результатами освоения содержания программы по обществознанию являются:
- Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- Знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
- Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности;
- Умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источника; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемх в современном российском обществе социальных ценностей;
- Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
- Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
- Понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;
- Понимание специфики познания мира средствами искусства в соответствии с другими способами познания;
- Понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
- Знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
- Знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
- Понимание языка массовой социально – политической коммуникации, позволяющее осознанию воспринимать соответствующую информацию, умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
- Понимание значения коммуникации в межличностном общении;
16. Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
- Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- Способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
- Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике, на:
- использование элементов причинно – следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления. Оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- подкрепление изученных положений конкретными примерами;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
- Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
2.Заинтерисованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
3.Ценностные ориентиры. Основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен:
знать / понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально - гуманитарного познания;
уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Содержание тем учебного курса «Обществознание» 11 класс
Глава 1. Экономическая жизнь общества (26ч) Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука.
Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы. Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок Акции, облигации и другие ценные бумаги. Роль фирм в экономике РФ. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Бизнес в экономике.
Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности в РФ. Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости в РФ. Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики. Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.
Формы работы: защита проектов, презентации, лекции, беседы, практические работы.
Глава 2. Социальная сфера (16 ч)
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей в РФ. Религиозные объединения и организации в РФ,РК Опасность тоталитарных сект. Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического
поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни. Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России. Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
Формы работы: защита проектов, презентации, лекции, беседы, практические работы.
Глава 3. Политическая жизнь общества (20ч) Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное
правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации, Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Во инская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика. Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения в РФ. Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную
собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство,
имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного
процесса.Суд присяжных. Конституционное судопроизводство. Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.
Формы работы: защита проектов, презентации, лекции, беседы, практические работы.
Глава 4. Итоговое повторение и обобщение (6ч)
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации
Формы работы: защита проектов, презентации, лекции, беседы, практические работы.
Учебно – тематический план по обществознанию в 11 классе.
№п\п | Наименование темы, раздела | Количество часов | класс | Контрольные работы |
1. | Введение | 1 | 11 |
|
2. | Экономическая жизнь общества | 25 | 11 | 1 |
3. | Социальная сфера | 16 | 11 | 1 |
4. | Политическая жизнь общества | 20 | 11 | 1 |
5. | Заключение | 2 | 11 | 1 |
6. | Резерв времени | 4 | 11 |
|
| Итого | 68 |
|
|
Форма и средства контроля: рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: повторительно – обобщающие уроки, контрольные работы, тестирование
Используемый перечень учебно – методических средств:
Учебник Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, В.А. Литвинова,М. «Просвещение», 2014г.
1. Аверьянова Г.И. Обществознание. Тематические тренировочные задания.- М., «Эксмо»,2009.
2. Аверьянова Г.И. Задания и тесты по обществознанию 11кл.,-М., «Школа- Пресс», 1999.
3.Аверьянова Г.И. Задания и тесты по обществознанию 11кл.,-М., «Школа- Пресс», 1999.
4. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Обществознание. 11кл.,- М., «Просвещение», 2003.
5. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Обществознание. 11кл.,- М., «Просвещение», 2003.
6. Боголюбов Л.Н. Обществознание: поурочные планы- 11кл,.- М., «Просвещение», 2007.
7. Боголюбов Л.Н. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию.- М., Дрофа, 2016.
Дополнительная литература для учащихся:
1. Нормативные документы:
2.Всеобщая декларация прав человека
3. Декларация прав ребенка;
4.Конвенция о правах ребенка;
5. Официальная Россия: сервер органов государственной власти РоссийскойФедерации
Президент России: официальный сайт
http://www.president.kremlin.ru
Президент России - гражданам школьного возраста
http://www.uznay-prezidenta.ru
Государственная Дума: официальный сайт
Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. - М.: Просвещение, 2009.
http://www.internet-school.ru– интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»
http://www.pish.ru– сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»
http://www.1september.ru– газета «История», издательство «Первое сентября»
http://vvvvw.som.fio.ru– сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов
http://www.it-n.ru– российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
http://www.lesson-history.narod.ru– компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)
http://www.standart.edu.ru– государственные образовательные стандарты второго поколения
Дополнительные Интернет-ресурсы
Школьный словарь но обществознанию / под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. -М.: Просвещение, 2001.
Лазебникова, А. Ю. Обществознание. ЕГЭ : метод, пособие для подготовки / А. Ю. Лазебникова, М. Ю. Брандт. - М.: Экзамен, 2005.
Тесты, Обществознание. 11 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. - М. : ООО «РУСТЕСТ», 2009.
Единый государственный экзамен 2016. Обществознание: учеб.-трениров. материалы для подготовки учащихся. - ФИПИ-Центр, 2016.
Единственные реальные варианты заданий для подготовки к Единому государственному экзамену. ЕГЭ-2016г.. Обществознание. - М.: ФИПИ
Календарно-тематическое планирование
по обществознанию
в 11 классе,
по учебнику: Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, В.А. Литвинова
2часа в неделю, всего 68 часов.
№п\п | Наименование темы | Кол-во часов | Тип урока | Вводные понятия | Дата |
1. | Введение | 1 | Вводный урок |
|
|
| Экономическая жизнь общества | 25 |
|
|
|
2-3. | Роль экономики в жизни общества | 2 | комбинированный | Специализация производства |
|
4. | Экономика: наука и хозяйство | 1 | комбинированный | Экономическая теория |
|
5-6. | Экономический рост и развитие | 2 | комбинированный | Неравномерность экономического развития |
|
7-8. | Рыночные отношения в экономике | 2 | Изучение нового материала Урок- практикум | Социально ориентированная рыночная экономика |
|
9-10. | Фирма в экономике | 2 | Урок - практикум | Коммерческие организации |
|
11-12. | Правовые основы предпринимательской деятельности | 2 | комбинированный | Фермерское хозяйство |
|
13-14. | Слагаемые успехи в бизнесе | 2 | комбинированный | Маркетинговое исследование |
|
15-16 | Экономика и государство | 2 | Урок - практикум | Экономическая безопасность. Налоговая политика |
|
17-18 | Финансы в экономике | 2 | Урок - практикум | Финансовый рынок |
|
19-20 | Занятость и безработица | 2 | Урок - практикум | трудоустройство |
|
21-22 | Мировая экономика | 2 | Урок - практикум | Глобализация экономики |
|
23-24 | Экономическая культура | 2 | лекция | Экономические интересы, экономическая свобода |
|
25. | Повторение темы «Экономическая жизнь общества | 1 | повторение |
|
|
26. | Контрольная работа по теме «Экономическая жизнь общества» | 1 | контрольный |
|
|
| Гл.2 Социальная сфера | 16 |
|
|
|
27-28. | Социальная структура общества | 2 | лекция | Социальная дифференциация |
|
29-30 | Социальные нормы и отклоняющееся поведение | 2 | беседа | Социальные нормы, отклоняющееся ( девиантное ) поведение, социальный контроль |
|
31-32 | Нации и национальные отношения | 2 | комбинированный | Нация, ксенофобия, национальная дискриминация |
|
33-34 | Семья и быт | 2 | лекция | Семья как малая группа, семья как социальный институт, многопоколенная ( расширенная) семья |
|
35-36 | Гендер – социальный пол | 2 | лекция | Гендер, гендерная идентичность, эмансипация |
|
37-38 | Молодежь в современном обществе | 2 | беседа | Молодежь, субкультура |
|
39-40 | Демографическая ситуация в современной России | 2 | лекция | Депопуляция, рождаемость. смертность |
|
41 | Повторение темы «Социальная сфера» | 1 | повторение |
|
|
42 | Контрольная работа по теме «Социальная сфера» | 1 | контрольный |
|
|
| Гл.3. Политическая жизнь общества | 20 |
|
|
|
43-44 | Политика и власть | 2 | лекция | Политика, власть политическая |
|
45-46 | Политическая система | 2 | комбинированный | Политическая система, политический режим |
|
47-48 | Гражданское общество и правовое государство | 2 | лекция | Гражданское общество, правовое государство, муниципальная коммуна |
|
49-50 | Демократические выборы | 2 | комбинированный | Выборы, заградительный барьер |
|
51-52 | Политические партии и партийные системы | 2 | комбинированный | Партия, электорат |
|
53-54 | Политическая элита и политическое лидерство | 2 | беседа | Политическая элита, политическое лидерство |
|
55-56 | Политическое сознание | 2 | комбинированный | Политическое сознание, политическая идеология |
|
57-58 | Политическое поведение | 2 | комбинированный | Политическое поведение, экстремизм |
|
59-60 | Политический процесс и культура политического участи | 2 | комбинированный | Политический процесс, политическое участие, политическая культура |
|
61. | Повторение по теме «Политическая жизнь общества» | 1 | повторение |
|
|
62 | Контрольная работа по теме « Политическая жизнь общества» | 1 | контрольный |
|
|
| Заключение | 2 |
|
|
|
63. | Взгляд в будущее | 1 | беседа | Глобальные проблемы человечества, постиндустриальное ( информационное общество |
|
64. | Итоговый урок | 1 |
|
|
|
65-68 | Резерв времени | 4 |
|
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Критерии оценки устного ответа:
- глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
- твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
- неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
- наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
- отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).
Критерии оценки работы на уроке:
- активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
- активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;
- неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
- полное отсутствие активности - отметка «2»;
Критерии оценки тестового задания:
- 75-100% - отлично «5»;
- 60-74% - хорошо «4»
- 50-59% - удовлетворительно «3»;
- менее 50% - неудовлетворительно «2»;
Критерии оценки сообщения или проекта:
- глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
- привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
- выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;
- полное отсутствие работы - отметка «2»;
Критерии выведения четвертных и годовых оценок:
Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:
- активная и правильная работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований: - активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке; - выполнение дополнительных заданий по желанию; - высокий уровень знания базового материала;
Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:
- отсутствие самостоятельной активности на уроке; - отсутствие выполнения дополнительных заданий; - низкий уровень знания базового материала;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по обществознанию 2011-2012
Программа предназначена для изучения обществознания в професиональном лицее, составлена на основании новых требований для технического профиля...
Рабочая учебная программа по обществознанию 9 класс
Учебная программа основного общего образования по обществознанию разработана на основе федерального компонента...
Рабочая учебная программа по обществознанию для 6-11 классов (Кравченко)
Рабочая учебная программа по обществознанию для 6-11 классов по УМК Кравченко, Певцовой с учетом требований ФГОС. В программе пока нет КТП на 10-11 класс....
Рабочая учебная программа по обществознанию 8 класс, по учебно-методическому комплексу под редакцией Л. Н. Боголюбова
Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и тем...
Рабочая учебная программа по обществознанию для 6 класса
рабочая учебная программа по обществознанию на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта к учебнику Л.Н.Боголюбова...
Рабочая учебная программа по обществознанию 8 класс
Рабочая программа по обществознанию 8 класс к учебнику Л.Н.Боголюбова...
Рабочая учебная программа по обществознанию 9 класс
Рабочая учебная программа по обществознанию для 9 класса к учебнику Л.Н.Боголюбова...