Конспект урока "Свобода в деятельности человека"
план-конспект урока по обществознанию (11 класс)

Теплякова Айгуль Толобековна

Разработка содержит конспект к уроку "Свобода в деятельности человека"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoboda_v_deyatelnosti_cheloveka.docx24.52 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока на тему «Свобода в деятельности человека»

Цели урока:

Образовательные: 

  • сформировать у учащихся представление о том, что такое свобода;
  • показать эволюцию понятия «свобода»;
  • раскрыть особенности проявления свободы в различных сферах общественной жизни;
  • охарактеризовать наиболее распространенные ограничения и нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Развивающие: 

  • продолжать развивать умение работать в группах;
  • навык работы с письменными и устными источниками;
  • умения сравнивать однородные явления, группировать и классифицировать информацию.

Воспитательные:

  • подвести учащихся к пониманию, что свобода является непреходящей ценностью в любом обществе, раскрыть ее значимость в жизни каждого человека;
  • продолжить формирование ценностных ориентаций учащихся путем обсуждения альтернативных моделей поведения человека в ситуациях выбора.
  • Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы.

Средства обучения: учебник «Обществознание» под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, А.И. Матвеева, раздаточный материал, мультимедийная презентация (На диске: Свобода в деятельности человека), проектор.

План урока (1 час):

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Изучение нового материала:
  • Понятие «абсолютной свободы»;
  • Свобода как познанная необходимость;
  • Внешние ограничители свободы;
  • Внутренние ограничители свободы;
  • Свободное общество.
  1. Рефлексия.
  2. Домашнее задание.

Этапы урока

Время

Действия учителя

Действия учащихся

Организационный

момент

5 мин.

    Учитель заранее организует рабочее пространство таким образом, чтобы в классе появилось четыре больших стола.

    Приветствует учащихся

    Далее проводится жеребьевка по принадлежности к определенному цвету, на учительском столе разложены квадратики красного, зеленого, желтого и черного цвета.

  Итак, класс делится на четыре группы и каждая из них рассаживается за ранее приготовленные столы. На столах листы бумаги и маркеры.

Приветствуют учителя.

Проходят жеребьевку, делятся на четыре группы, рассаживаются и готовятся к занятию.

Актуализация знаний

5 мин.

  Слайд 1. (щелчок – изображение статуи Свободы).

  Обратите внимание на изображение. Какие ассоциации у вас возникают?

   Исходя из этого, как вы думаете, что мы с вами сегодня будем проходить?

   Верно. Сегодня на уроке мы поговорим о свободе, о понимании свободы. Таким образом, тема нашего сегодняшнего урока «Свобода в деятельности человека».

   Слайд 1.(щелчок).

   Свобода – достаточно сложный феномен. Для каждого человека свобода имеет свои оттенки.

Давайте запишем определение данного понятия.

Слайд 2 и 3.

  Итак, свобода — это специфический способ бытия человека,

- связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок

- в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками,

- основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.

      А сейчас давайте попробуем более детально разобраться с философской категорией «свобода». 

     Учащимся выдаются карточки с заданиями (Приложение 1). Начинается работа по группам.

Отвечают на вопрос учителя, приводят ассоциации.

Отвечают на вопрос.

Записывают под диктовку определение при одновременном объяснении учителем значения данного понятия.

Изучение нового материала

Понятие «абсолютной свободы»

30 мин.

Первая группа работает по карточке и выполняет задание: Используя материал учебника на стр. 140 - 141, подготовьте сообщение по следующему плану:

1. Подумайте, был ли человек когда – либо абсолютно свободен?

2. Выявите причины невозможности существования абсолютной свободы.

3. К чему может привести неограниченная свобода выбора?

Изучают материал по учебнику, выполняют задание по карточке. Остальной класс во время презентации сообщения анализирует информацию и задает вопросы.

Свобода как познанная необходимость

Вторая группа работает по карточке и выполняет задание: Используя материал учебника на стр. 141 - 142, подготовьте сообщение по следующему плану:

1. Охарактеризуйте природу «необходимости» по следующим категориям:

  • абсолютное предопределение;
  • выбор между «добром и злом»;
  • отрицание фатализма.

2. Какое понимание свободы и необходимости разделяете вы? Аргументируйте свой ответ.

Изучают материал по учебнику, выполняют задание по карточке. Остальной класс во время презентации сообщения анализирует информацию и задает вопросы.

Внешние ограничители свободы

Третья группа работает по карточке и выполняет задание: Используя материал учебника на стр. 143 - 144, подготовьте сообщение по следующему плану:

1.  Какая из  приведенных трактовок понятия «ответственность», по вашему мнению, является верной? Аргументируйте свой ответ.

  • «Ответственность – мера принуждения  внешнего воздействия».
  • «Ответственность – сознательное чувство, готовность человека сознательно следовать нормам закона и морали».

2. Как связаны между собой такие понятия, как «свобода» и «ответственность»?

  Слайд 4, 5, 6.

Изучают материал по учебнику, выполняют задание по карточке. Остальной класс во время презентации сообщения анализирует информацию и задает вопросы.

Внутренние ограничители свободы

 Четвертая группа работает по карточке и выполняет задание: Используя материал учебника на стр. 144, подготовьте сообщение по следующему плану:

1.  Какие две позиции в понимании «свободы» и «свободного человека» выделяют современные философы?

2. Какая из этих позиций и почему представляется вам правильной? Аргументируйте свой ответ.

  Подводятся итоги работы в группах.

Изучают материал по учебнику, выполняют задание по карточке. Остальной класс во время презентации сообщения анализирует информацию и задает вопросы.

Свободное общество

  А сейчас, на основании изученного материала, скажите, что такое свободное общество?

  В той или иной степени все вы правы. А для того, чтобы вы четко осознавали какое общество является свободным, а какое несвободным, давайте заполним следующую таблицу.

  Слайд 7.

сферы жизни общества

свободное общество

несвободное общество

политическая

духовная

экономическая

социальная

личная жизнь человека

Отвечают на вопрос учителя.

Заполняют таблицу совместно с учителем.

Рефлексия

3 мин.

Слайд 8.

В начале XX века в русских деревнях пели такую частушку:

Бога нет, царя не надо.

Губернатора убьем,

Платить подати не будем,

Во солдаты не пойдем.

К каким последствиям может привести такое толкование свободы?

 

Анализируют информацию, отвечают на вопросы.

Домашнее задание

2 мин.

Слайд 9.

Доделать таблицу.

Параграф 12.

Документ на стр. 147, ответить на вопросы устно.

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект по теме: Деятельность в жизни человека

включает в себя материал характеризующий виды деятельности человека...

План-конспект к уроку по информатике и ИКТ (9 класс) по теме: "Моделирование. Основные понятия. Роль моделирования в деятельности человека"

Урок является первым по теме «Моделирование» и имеет исключительно важное мировоззренческое значение. Урок формирует системный подход к миру, в котором мы живем, формирует представление о моделировани...

Конспект урока " Свобода в деятельности человека" Обществознание 11 класс

Урок  обществознания 11" Свобода в деятельности человека" На уроке  работа с понятийным аппаратом ,работа в парах, обсуждение вопросов, сообщения.  Осуществляется работа с раз...

конспект занятия внеурочной деятельности по гигиене человека

     Занятие внеурочной деятельности можно провести интересно и увлекательно для обучающихсся, когда в нем есть элементы игры, практической деятельности, разгадывание кроссворда ...

Конспект урока по обществознанию: Человек и его деятельность 6 класс

План урока: 1.«Птицу узнают по полету, а человека по работе». 2.«Пчела мала, да и та работает». 3.Жизнь человека многогранна. ...