Рабочая программа по обществознанию 8 класс (ОВЗ)
учебно-методическое пособие по обществознанию (8 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по обществознанию 8 класс (ОВЗ) | 34.83 КБ |
билеты для переводного экзамена по обществознанию 8 класс | 138 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015. – Сб.1.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник «Мы – граждане России»:учебное пособие для обучающихся по адаптированным программам 8-9 классов, Н.И. Элиасберг, М.М.Михеева, Санкт-Петербург, издательство «Союз», 2004 год\
Рабочая программа соответствует ГОС, адаптированной образовательной программе МБОУ «СОШ с.Яковлевка» и учебному плану школы
В школе для детей с нарушениями интеллекта преподавание обществоведческого курса должно носить характер морально-эстетической и политико-правовой пропедевтики. Курс дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее внимание практико-ориентированной составляющей содержания. При этом стоит подчеркнуть, что несмотря на то, что содержание курса носит элементарный характер, оно все же сохраняет структурную целостность, присущую данным областям обществоведческих знаний.
Курс призван способствовать возможно большей самореализации личностного потенциала детей с нарушениями интеллекта
Цель обучения обществознанию:создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребенка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.
Задачи преподавания обществознания:
-Получение элементарных знаний о праве, Законодательстве РФ, правопорядке, мерах его укрепления и способах охраны.
-Установка на законопослушное поведение и активное неприятие нарушений правопорядка.
-Социально-полезное поведение личности, проявляющееся в осознанном правомерном поведении, умелой реализации прав и свобод, ответственном выполнении обязанностей гражданина.
-Формирование правовой культуры учащихся с нарушением интеллекта – задача сложная, требующая длительного времени, использования специальных средств и методов.
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках обществознания заключается в следующем:
-коррекция познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания;
-развитие аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать, формирование умения ориентироваться в задании, планировать работу, контролировать свои действия;
-коррекция ручной моторики, зрительно-двигательной координации;
-развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.
Отбор содержания произведен с учетом психологических, познавательных возможностей и социально-возрастных потребностей умственно отсталых детей.
Ведущим принципом разработанной системы планирования уроков является взаимосвязь речевых коррекционных и воспитательных задач, которые на каждом возрастном этапе реализуются в разнообразных сочетаниях. Постепенно материал каждой задачи усложняется, варьируется сочетаемость заданий, упражнений по коррекции ВПФ, их смена и взаимосвязь.
Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления обучающихся.
Образовательные задачи обучения обществознанию в 8 классе:
-Дать представление обучающимся об элементарных знаниях о праве, Законодательстве РФ, правопорядке, мерах его укрепления и способах охраны.
-Формировать навыки законопослушного поведения и активное неприятие нарушений правопорядка.
-Формировать осознанное правомерное поведение, умелую реализацию прав и свобод, ответственное выполнение обязанностей гражданина.
-Формировать правовую культуру.
Коррекционные:
-Корригировать и дополнять представления правовой грамотности.
-Активизировать поисково-познавательную активность, речевую деятельность, внимание обучающихся.
-Учить формулировать вопросы, составлять развернутые ответы.
-Способствовать развитию речи, памяти, внимания, восприятия
-Развивать элементарное логическое мышление.
-Развивать умения анализировать и сравнивать, устанавливать последовательность событий.
-Применять полученные знания в практической деятельности.
Воспитательные:
-Прививать у обучающихся интерес к предмету, к изучению своих прав и обязанностей.
-Воспитывать чувства гражданина России.
-Воспитывать нравственную и правовую ответственность.
-Побудить стремление вырабатывать в себе моральные качества.
-Содействовать воспитанию правовой культуры и законопослушного поведения.
-Побуждать к восприятию своих гражданских умений, действий, возможностей,
Ценностей.
Образовательные технологии: игровые технологии, деятельностный подход,
информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии,
личностно-ориентированное обучение.
Методы и приемы обучения:
-Словесные - рассказ, объяснение, беседа
-Наглядные - наблюдение, демонстрация
-Практические – упражнения.
-Методы изложения новых знаний
-Методы повторения, закрепления знаний
-Методы применения знаний
-Методы контроля
-Презентации, видеофильмы с помощью мультимедийного оборудования;
Формы организации учебного процесса:
-урок,
-фронтальная работа,
-индивидуальная работа,
-работа в парах, группах.
На уроках обществознанияучитываетсядифференциация учащихся.
I группа. Учащиеся данной группы способны достаточно полно воспроизводить учебный материал, отвечая на вопросы, а в простых случаях воспроизводить его самостоятельно. Технико-технологические знания усвоены достаточно полно. Планирование новой работы в пределах программных требований осуществляют успешно. Приемы контроля сформированы, работоспособность высокая, трудовые приемы в объеме программных требований данного класса усвоены успешно.
II группа. Учащиеся данной группы учебный материал воспроизводят в основном правильно, но допускают незначительные ошибки. Самостоятельно использовать знания теоретической и практической деятельности могут только в простейших случаях. Самостоятельно трудовую деятельность планируют с трудом, чаще прибегают к помощи учителя. Приемы контроля сформированы недостаточно, наблюдаются недостатки в усвоении профессиональных приемов, но только в связи с двигательными дефектами воспитанников; работоспособность средняя.
III группа. Учащиеся данной группы учебный материал воспроизводят отдельно, чаще всего частями, главное в содержании выделить не могут. Некоторые технико-технологические знания усвоены на уровне конкретных представлений. К самостоятельному планированию работы не способны. Приемы контроля не сформированы, трудовые профессиональные двигательные навыки выполняют с ошибками; темп работы низкий.
Предполагаемые результаты.
Учащиеся должны знать:
-Что такое государство?
-Что такое право?
-Виды правовой ответственности.
-Что такое правонарушение?
-Что собой представляет законодательная, исполнительная и судебная власть Российской Федерации.
-Какие существуют основные конституционные права и обязанности граждан Российской Федерации?
-Основные экономические, социальные, гражданские, политические и культурные права граждан Российской Федерации.
Учащиеся должны уметь:
-Написать просьбу, ходатайство, поручение, заявление, расписку.
-Оформлять стандартные бланки.
-Обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения.
-Правильно оформить просьбу в органы исполнительной власти.
В основе реализации рабочей программы лежит системно-деятельностный подход, направленный на формирование и развитие компетентностей: коммуникативных, социальных, культурологических, общекультурных, бытовых, экономических, политических, информационных, познавательных, рефлексивных.
Учебно-тематический план
по учебному предмету «Обществознание» 8 класс(1 час в неделю, всего 33 часа)
УМК: учебник «Мы – граждане России», учебное пособие для обучающихся по адаптированным программам 8-9 классов. Н.И. Элиасберг, М.М.Михеева, Санкт-Петербург, издательство «Союз», 2004 год
№п/п | Тематический блок | Кол-во часов |
Разделы | ||
1. | Введение. | 2 ч |
2 | Государство, право, мораль. | 14 ч |
3 | Конституция Российской Федерации. | 14 ч |
4 | Повторение. | 2 ч |
5 | Итоговый мониторинг. | 1 ч |
Всего: | 33 часа |
Календарно-тематический план
по учебному предмету «Обществознание» 8 класс (1 час в неделю, всего 33 часа)
УМК: учебник «Мы – граждане России», учебное пособие для обучающихся по адаптированным программам 8-9 классов. Н.И. Элиасберг, М.М.Михеева, Санкт-Петербург, издательство «Союз», 2004 год
№ урока | Наименование тем уроков | Дата проведения | |
План | Коррек тировка | ||
1. | Кто такой гражданин. | 04.09 | |
2. | Страна, в которой мы живём, зависит от нашей гражданской позиции. | 11.09 | |
3. | Что такое государство. | 18.09 | |
4. | Основные принципы правового государства. | 25.09 | |
5. | Законодательная власть. | 02.10 | |
6. | Исполнительная власть. | 09.10 | |
7. | Судебная власть. | 16.10 | |
8. | Что такое право? Роль права в жизни человека, общества, государства. | 23.10 | |
9. | Право и закон. | 13.11 | |
10. | Правовая ответственность (административная, уголовная). | 20.11 | |
11. | Правонарушение. Преступление как вид правонарушения. | 27.11 | |
12. | Презумпция невиновности. Отрасли права. | 04.12 | |
13. | Что такое мораль? Основные нормы морали. | 11.12 | |
14. | Промежуточный мониторинг за I полугодие. Функции морали в жизни человека и общества. | 18.12 | |
15. | Моральная ответственность. Общечеловеческие ценности. Нравственная основа права. | 25.12 | |
16. | Правовая культура. | 15.01 | |
17. | Естественные и неотчуждаемые права человека. | 22.01 | |
18. | Повторение «Права и обязанности гражданина России». | 29.01 | |
19. | Конституция РФ – Основной Закон государства. | 05.02 | |
20. | Основы конституционного строя РФ. | 12.02 | |
21. | Законодательная власть Российской Федерации. | 19.02 | |
22. | Исполнительная власть Российской Федерации. | 26.02 | |
23. | Судебная власть Российской Федерации. | 05.03 | |
24. | Местное самоуправление. | 12.03 | |
25. | Правоохранительные органы. | 19.03 | |
26. | Институт президентства. | 09.04 | |
27. | Избирательная система. | 16.04 | |
28. | Основы конституционного строя. | 23.04 | |
29. | Работа с картой РФ. | 30.04 | |
30. | Система органов власти Саратовской области. Составление искового заявления. | 07.05 | |
31. | Итоговый мониторинг. | 14.05 | |
32. | Гражданство РФ. Заполнение бланка заявления на получение паспорта. | 21.05 | |
33. | Повторение « Конституция Российской федерации» | 28.05 |
Информационно - методическое обеспечение
Учебно-методический комплект (УМК)
1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015. – Сб.1.
2.Учебник «Мы – граждане России» - учебное пособие для обучающихся по адаптированным программам 8-9 классов. Н.И. Элиасберг, М.М.Михеева. Санкт-Петербург, издательство « Союз» 2004 года
Литература:
1.Матвеев А.И.. Введение в обществознание. М. Просвещение, 1996г.
2.Никитин А.Ф. Основы обществознания. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М. Дрофа, 2004г.
3.Соколов. Я В. Прутченков А.С. Граждановедение. М., 2001г.
4.Конституция РФ. М. Юридическая литература Администрации Президента РФ, 1994г.
Адреса электронных ресурсов:
1.Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru
2.Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
3.Учительский портал http://www.uchportal.ru
4.Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september
5.Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru
6.Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к экзаменационным билетам по курсу «Обществознание».
Комплект билетов по обществознанию подготовлен с учётом федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Экзаменационные билеты охватывают содержание курса по обществознанию за 8 класс.
Вопросы и требования к ответам ориентированы на базовые знания и умения учащихся. Билеты содержат типологически разные вопросы, каждый из которых позволяет оценить не только теоретические знания учащихся по обществознанию, но и умение анализировать источники (документы, выдержки из речи, цитаты и т.п.), решать практические задачи, а также выражать своё мнение и иметь свою позицию.
Ввиду необходимости нормализации нагрузки учащихся в период сдач и промежуточной аттестации количество билетов состоит из 11.
Вопросы в традиционной форме воспроизводят важнейшие тематические единицы курса. Они направлены на проверку теоретических знаний в социальной сфере, экономике, а также знания моральных и правовых норм, что одновременно предполагает умений их логично излагать, перестраивать, аргументировать и иных умений, предусмотренных требованиями к уровню подготовки учащихся.
Критерии оценивания ответов на экзаменационные билеты по обществоз-нанию.
При ответах по билетам за курс 8 класса для оценивания знаний учащихся целесообразно исходить из ряда критериев, определяющих уровень овладения теоретическим материалом обществоведческого курса:
Отметка «5» выставляется при условии, если учащийся полно и правильно изложил теоретический вопрос, привёл собственные примеры, сделал обоснованный вывод.
Отметка «4» выставляется при условии, если учащийся правильно изложил теоретический материал, но недостаточно полно раскрыл вопрос или допустил незначительные неточности, приводил примеры, на уточняющие вопросы экзаменаторов ответил правильно.
Отметка «3» выставляется при условии, если учащийся смог с помощью дополнительных вопросов воспроизвести основные положения темы, но не сумел привести соответствующие примеры или аргументы, подтверждающие те или иные положения.
Отметка «2» выставляется при условии, если учащийся не раскрыл теоретический вопрос, на заданные экзаменаторами вопросы не ответил.
Предложенные выше критерии оценивания вопросов к билету не носят исчерпывающего характера, и могут быть лишь общим ориентиром.
Общая отметка по ответу ученика выводится как среднее арифметическое из отметок, определяемых отдельно по каждому из двух вопросов.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
БИЛЕТ №1. 1. Отличие человека от других существ (социальное и биологическое) П.1 стр.6-12
2. Понятие общества П.3 стр.20-25 _______________________________________________________________________________________
БИЛЕТ №2. 1. Индивид, индивидуальность, личность,П.5 стр.34-41
2. Мораль. (моральные ценности) П.7-8 стр.55-64 _____________________________________________________________________________________
БИЛЕТ №3. 1. Образование и наука. П.11 стр.87-93
2. Религия. П.12стр.87-101 ______________________________________________________________________________________
БИЛЕТ №4. 1. Социальная мобильность П.13 стр.105-113
2. Нации и межнациональные отношения П.15
______________________________________________________________________________________________
БИЛЕТ №5 1. Отклоняющее поведение П.16
2. Понятие экономики. П.17
______________________________________________________________________________________________
Билет №6 1.Главные вопросы экономики П.18
2. Понятие собственность ( виды собственности) П.19
______________________________________________________________________________________________
БИЛЕТ №7 1. Понятие рыночной экономики. П.20
2. Факторы производства стр.178-183
______________________________________________________________________________________________
БИЛЕТ №8 1. Понятие предпринимательской деятельности и ее виды стр.187-198
2.Понятие налоги, ее виды, государственный бюджет стр.195-198
______________________________________________________________________________________________
БИЛЕТ № 9 1. Распределение доходов, прожиточный минимум П.24
2. Страхование стр. 211-212
БИЛЕТ №10 1. Понятие инфляции П.26
2.Понятие безработицы, виды и причины П.27
БИЛЕТ № 11 1. Понятие мировое хозяйство ( внешняя торговля, протекционизм, импорт экспорт, сальдо)
2 .Понятие ЦБ, чем занимается ЦБ, обменные курсы валюты. Стр.237
БИЛЕТ №1
1.Отличие человека от других существ (социальное и биологическое в человеке). П.1стр.6-12
2.Понятие общество. П.3стр.19-25
ОТВЕТ 1. : Что такое человек? Чем он отличается от животных? Наука пришла к выводу: самый важный признак человека заключается в том, что он существо биологическое или социальное ( в переводе с латин. «общественный»). Значит человек – это биосоциальное существо. Отличие человека от животных: 1) человек преобразовывает и изменяет окружающую среду, а животное может только приспосабливаться к природным условиям; 2) человеческие потребности растут и меняются, потребности животных неизменны; 3)человек способен к активной творческой деятельности, а поведение животных подчиняется инстинктам; 4)человек создает продукты материальной и духовной культуры, орудия труда и использует их, а животное ничего нового не создает и не производят; 5) человек в результате свой деятельности преобразует самого себя, свои способности, изменяет потребности, жизненные условия, он обладает мышлением и речью,а животное ничего не меняют ни в себе самих, ни во внешних условиях. Человек - существо биологическое. 1.Человек – часть природы. Это проявляется в анатомии и физиологии человека, в протекании нервно-мозговых, электрических, химических и других процессов в его организме. 2. Все необходимое для своего существования люди берут у природы. 3. Человек имеет многие биологические потребности(дышать, питаться, спать), он нуждается в определенной тепловой среде. 4.У каждого человека (как и у каждого животного) есть инстинкт самосохранения. Человек – существо социальное. 1. В общении между людьми происходит формирование таких человеческих качеств, кА язык (речь), способность мыслить. 2. Ребенок – самое не приспособленное к жизни из всех живых существ. Он не сможет выжить без помощи семьи (общества). 3. Только в семье, в обществе ребенку дают знания об окружающем мире, формируют умение трудиться. Только в обществе человек развивается. Значит человек биосоциальное существо, представляющее собой особое звено в развитии живых организмов на Земле.
ОТВЕТ 2. Возникновение человека и общества – этот единый процесс. Нет человека – нет общества. Общество - это не просто объединение людей, это целостная система связей и отношений между ними. В науке обществом называют часть мира, отличающуюся от природы. Общество в узком смысле – это круг людей, объединенных общими целями, интересами, происхождения (напр. Российское историческое общество); это группа людей, которые входят в чей-то круг общения (напр. Общество книголюбов); исторический этап в развитии человечества ( напр. Феод.общество). В широком смысле – это все человечество в его истории, современности и перспективе. Связывают людей друг с другом общие интересы и общая деятельность в разных сферах жизни. Эти связи пронизывают всю нашу жизнь и делают каждого человека частью общественной системы. Целостность общества поддерживается, несмотря на внутренние конфликты и противоречия между людьми. Ведь жизнь вне общества невозможна. Таким образом, ОБЩЕСТВО – это совокупность способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя взаимосвязь. Структура общества сложна. В него входят большие и малые группы людей: семья, учебный коллектив, трудовой коллектив, приятельские компании, объединение по интересам. Взаимосвязи и взаимозависимости, в которые люди вступают в процессе своей деятельности, называются общественными отношениями. Общественную жизнь разделяют на несколько сфер: экономическая, политическая , социальная ,духовная. Общество прошла долгий путь, на котором наука выделяет несколько ступеней: традиционное (аграрное) общество ; индустриальное общество , постиндустриальное общество Таким образом, на каждом этапе истории существовали общества, которые различались своим устройством и условиями жизни людей.
БИЛЕТ№2
1.Индивид, индивидуальность, личность. П.5 стр. 34-41
2.Мораль ( моральные ценности)П.7-8 стр.55-70
ОТВЕТЫ №1. Человек в разные периоды своей жизни задумывается над вопросами: Кто я? Какой я? Для чего я пришел в этот мир? Для человека нет более увлекательное путешествие, чем познание самого себя. Признаки можно разделить на три группы: личностные, индивидные, индивидуальные. Признаки, которые могут быть выделены у всех людей ( цвет глаз, рост, речь, разум, способность использовать орудия труда) называют индивидными. ИНДИВИД (отдельный человек, неделимое)- отдельный взятый человек как представитель человеческого рода. Индивидом он является от природы, т.к. его отличительные признаки во многом определены генетически, наследственностью. Среди признаков человека есть и те, которые свойственны конкретному человеку, одному- единому(отпечатки пальцев, тембр голоса). Эти признаки называют индивидуальными. Еще один признак, присущи только человеку , - быть личностью. Личность несет в себе определенные ценности, качества, которые общество признает значимыми, важными, необходимыми. Личность невозможна без мировоззрения. Значит определяет систему взглядов на мир, на место человека в нем и на смысл его жизни и деятельности. Становление личности проходит через три фазы. Первая фаза адаптация –приспособление; вторая индивидуализация - где человек ищет средства и способы, чтобы люди оценили, отметили, признали его способности. Третья фаза интеграция – восстановление. Становление личности происходит только в обществе. И поэтому ему помогают агенты социализации. Это семья, родственники, сверстники, друзья ит.д. А также организации и учреждения.
ОТВЕТ№2. Мораль - особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позицией добра и зла, справедливости и несправедливости. Основными ценностями понимается все то что людям особенно дорого, полезно, необходимо для жизни, к чему относятся с волнением, уважением, признанием, почтением. Основные ценности морали общечеловеческие (жизнь, здоровье, мир, любовь ит.д.), национальные (язык, религия, культура), групповые (партии, объединения)Вечно живут главные моральные нормы: не делай другому того, чего не пожелаешь самому (золотое правило морали). Самая высшая ценность – моральный идеал, - это человечность, гуманизм ( нельзя убивать, лгать, покушаться на чужое); гражданственность (ответственный, выполняет гражданские обязанности, предан ей.); патриотизм – высокое , сокровенное чувство любви и преданности Отечеству. На самом деле патриотизм –то любовь. А любовь – чувство возвышенное и глубоко личное. Добро и зло являются основными понятиями этики. Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличить добро и уменьшать зло. Самую суть морали выражают долг и совесть. Долг – это нравственная обязанность человека перед другими людьми(общество, семьей), выполнимая под влиянием общественного мнения и внутренних нравственных побуждений. Совесть – это способность человека как нравственного существа формулировать моральные обязательства, требовать от себя их выполнение, контролировать и оценивать свое поведение.
БИЛЕТ №3.
1. Образование и наука. П.11 стр.87-93
2. Религия. П.12стр.87-101
ОТВЕТ №1. Образование – процесс приобретения знаний о мире, приобщения к культуре, к ценностям человеческого общения. В процессе образования происходит: передача знаний от поколения к поколению; усвоение результатов познания, науки о природе, обществе, технике и искусстве. Наше государство установило принцип приоритетности ( преобладающее значение) образования. Приоритетность образования в РФ: рост финансирования учебных заведений; рост компьютеризации ; строительство новых школ, техникумов, вузов. Система российского образования делится на две основных области ОБЩЕЕ – дошкольное образование; начальная школа; основное общее образование; среднее общее образование. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ – среднее профессиональное образование; бакалавриат первый уровень высшего образования; специалитет, магистратура-второй уровень высшего образования; высшее образование подготовка кадров высшей квалификации. Непрерывное образование – это не только обучение, но и развитие личности в процессе образования. Составной частью непрерывного образования является самообразование. НАУКА – сфера духовной деятельности человека, направленная на получение достоверных знаний о мире и человеке в нем.Функции науки: культурно-мировозренческая; познавательно – объяснительная; прогностическая. Наука играет все более важную роль в обществе еще и благодаря тому, что люди науки ученые являются существенной частью населения.
ОТВЕТ№2 Религия совокупность духовных представлений, основанных на вере в существования бога, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение специфические действия. Любая религия предполагает наличие таинственной связи между человеком и богом, поклонение этим силам. Также религия неразрывно связано с верой. ВЕРА – это личностное, эмоциональное отношение человека к какой-то информации, которую готов он признать истинной без доказательств. Религия выполняет ряд функции: мировоззренческую, коммуникативную, интегрирующую, регулятивную. Крупнейшие религии сегодня христианство, ислам, буддизм. Буддизм – возникла в 6 веке до н.э. в Индии.(Будда).В буддизме отсутствует идея Бога. ХРИСТИАНСТВО – возникло в 1 веке н.э. в восточной части Римской империи – Палестине. Ислам возник в 7 веке н.э. среди арабских племен Аравийского полуострова. Эта самая молодая религия. Правовавое положение религиозных организаций в России регулируется Федеральным законом №125- ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». На начало 2010 г. в России было зарегистрировано около 23500 религиозных организаций .
БИЛЕТ №4
1.Социальная мобильность ( виды социальной мобильности)
2. Нации и межнациональные отношения
ОТВЕТ №1. Взаимосвязь основных сфер и создает социальную структуру общества .Социальная структура общества – совокупность устойчивых связей между людьми, занимающие определенные статусы, между социальными группами. Социальные группы имеют различное положение в обществе. К основным критериям разделения общества на страты ( слои) относятся доход, власть, образование и престиж. Вся наша жизнь это движение вверх и вниз. Перемещение отдельных людей и целых групп в рамках социальной системы называют социальной мобильностью. Различают горизонтальную и вертикальную мобильность. Горизонтальная социальная мобильность – это переход индивида от одной социальной позиции к другой. Например, учитель биологии переквалифицировался в учителя географии. Вертикальная мобильность – выражается в движении вверх или вниз по лестнице. Вверх по лестнице значит это восходящая мобильность, движение вниз нисходящая мобильность. Например, преподаватель стал заведующей кафедры, или переход с должности ректора на преподавательскую работу. Пути, по которым проходит перемещение людей из одних социальных групп в другие, называют каналами социальной мобильности или социальными лифтами. Под социальными лифтами понимается выйти замуж за богатого, получить высшее образование и потом высокооплачиваемую работу, заниматься политикой.
ОТВЕТ №2. Кроме классов, сословий и других групп социальную структуру общества составляют исторически сложившиеся этнические общности. На земле начитывается около 2 тыс. наций , народностей, племен. Этносы это большие группы людей, обладающие общностью культуры, языка. Нация – это исторически сложившаяся часть человечества, объединенная устойчивой общностью языка, территории, экономической жизни и культуры. Исторический путь каждого народа объясняет возникновение национальных традиций обычаев. У многих народов есть традиция гостеприимства. Сложилась традиция помогать другим, попавшим в беду. В 1991 г. распался СССР. Этому способствовали ряд массовых волнений и конфликтов. Причиной конфликтов бывает и неравенство социально-экономических условий; противоречия, связанные с произволом языка того народа, который в меньшинстве; ущемление прав по национальному признаку; а также конфликты бывают и на бытовом уровне. Важно каждому знать, что обострение отношений между людьми разных национальностей опасно для общества. В конституции РФ ст.26 записано: «……чит.». Законы России провозглашают, что каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка, общение, воспитание, обучение и творчество.
БИЛЕТ №5
1. Отклоняющее поведение П.16
2. Понятие экономики,П.17
ОТВЕТ №1. Отклоняющее поведение – это поведение, которое не согласуется с социальными нормами. Так как социальные нормы сопровождают человека всю жизнь. Примеров, когда люди нарушают отдельные нормы, пренебрегают запретами, можно привести немало: один перешел улицу на красный свет, другой припарковал машину на стоянке общественного транспорта, третий развел костер в неположенном месте, четвертый оскорбил пожилого человека и т.д. Из всего многообразия форм отклоняющегося поведения выделяют отдельные группы. Во-первых, можно рассматривать такое поведение на уровне отдельной личности ( подросток стал заядлым курильщиком); в рамках межличностных отношений в малых социальных группах (пьющие родители перестали заботится о малолетних детях); на уровне государства ( за предоставление необходимого документа чиновник вымогает взятку). Во-вторых, среди форм отклоняющегося поведения нередко выделяется те, которые нарушают правовые нормы – это преступление, алкоголизм, наркомания. Дорогу к алкоголизму прокладывает достаточно регулярное и в значимых количествах употребление спиртного без всякого повода. В организме человека, который употребляет спиртные напитки все органы поражены. А самое главное страдает нервная система и головной мозг. Неудивительно, что распадается семья, утрачивается работа, уходят друзья, остается только компания собутыльников. Нередко такое поведение называют социальной смертью. Болезнью не менее страшной является наркомания. 65% наркоманов – это люди в возрасте до 35 лет. Прием наркотиков вызывает привыкание, порождает психическую и физическую зависимость. В случае прекращение приема препарата человек начинает испытывать страшные физические страдания (ломку). Таким образом, алкоголизм и наркомания крайне пагубно влияют на человека, в итоге разрушая его личность.
Ответ№2. Экономика – это хозяйство, используемое людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых благ, условий и средств существования. Цель удовлетворения потребностей – создание условий для жизни и деятельности людей. Общество постоянно развивается, и развиваются потребности людей, а также они безграничны. В реальной жизни, чтобы получить желаемое необходимо затратить определенные ресурсы. Ресурсы (вспомогательное средство)- это совокупность материальных, трудовых и финансовых средств необходимых для деятельности человека. В жизни можно столкнуться с проблемой ограниченности ресурсов. Ограниченность ресурсов- недостаточность имеющихся в распоряжении людей ресурсов для производства благ, способных удовлетворить возрастающие потребности человека и общества. Само слово благо это, то что является полезным. В свою очередь блага делятся на свободные ( вода, солнечный свет, воздух); и экономические ( предметы и услуги). Экономические блага являются предметами потребления (питание, жилье, одежда) и средства производства (оборудование, здание, сырье и т.д.). Проблема распределения ограниченных ресурсов – одна из основных проблем экономики. Поэтому каждый участник экономики решает проблему выбора по своему, стремится поступать рационально т.е. разумно, расчетливо. Сложность проблемы в том, что, мы предпочитаем один вид блага, и одновременно отказываемся от других, и выбираем вариант использования ограниченных ресурсов. Значит любой выбор имеет цену, которую экономисты назвали альтернативной стоимостью. Альтернативная стоимость – это цена потери, на которую готов идти потребитель, чтобы получить возможность приобрести желаемое благо.
Билет №6
1.Главные вопросы экономики П.18
2.Понятие собственность ( виды собственности) П.19
ОТВЕТ №1. Перед человечеством встает проблема рационального использования и распределения ресурсов, так как потребности человека безграничны. Это значит, что каждому человеку, семье, компании, предприятию и государству в целом приходится делать экономический выбор и отвечать на три главных вопроса экономики. Вопрос о том, что производить, возникает в связи с тем, что ресурсы ограничены, есть возможность выбора и существуют альтернативные издержки. Это один из главных вопросов для любого общества, независимо от уровня производства и политической системы. Вопрос о том, как производить, возникает потому, что каждая страна независимо от того, на каком технологическом уровне она находится, имеет в своем распоряжении сравнительно дешевые и дорогие ресурсы. Общество всегда заинтересовано создать желаемый набор товаров и услуг при минимальных затратах. Вопрос о том, для кого производить, самый сложный, поскольку он отражает отношение общества к справедливости и экономическому равенству. Развитие общества показало возможность существования несколько вариантов организации экономической жизни. Оно получило название экономических систем. Экономическая система – это совокупность организационных способов согласования экономичес-кой деятельности людей для решения вопросов: что, как и для кого производить? Экономисты выделяют четыре типа экономических систем: характеристика традиционная экономика – какие товары, как и для кого производить – определяют традиции, передающие из поколение в поколение; коллективная собственность (земля и капитал –основные факторы производства, которые принадлежат общине, племени или находятся в общем использовании); отсталая технология; преобладание ручного труда; главный мотив производства удовлетворение собственных потребностей, преобладает натуральное хозяйство (АФРИКА,ЮЖНАЯ АМЕРИКА). Характеристика командной экономики – экономические решения принимает государство; централизованное планирование, всеобщий контроль государства; отсутствие у производителя свободы выбора; отсутствие конкуренции; все экономические и природные ресурсы находятся в собственности государства (РАНЕЕ СССР,в наст.время ЮЖНАЯ КОРЕЯ, КУБА). Рыночная экономика – частная собственность, главный мотив к производству – получение прибыли, свобода предпринимательства, власть государства ограничена, личный интерес главный мотив экономического поведения, цена и заработная плата определяются на основе рыночной конкуренции (не встречается в чистом виде, поскольку государство и общество регулируют экономику по разному). Смешанная экономика сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования; активную роль играет как государство, так и рынок; ставка на личную свободу предпринимательства, гарантия государства на социальную поддержку; экономический порядок главные экономические вопросы решается рынками; главный мотив к производству личный интерес и получение прибыли. Осная задача экономической системы привести в соответствие безграничные потребности и ограниченные возмоности членов общества через решение вопросов: что, как и для кого производить.
Ответ№2. Собственность возникла на заре развития человечества. Собственность – принадлежность материальных, духовных ценностей, денежных средств определенным лицам-собственникам; юридическое право на такую принадлежность, на владение, пользование и распоряжение объектом собственности. Имущественные отношения это отношения по поводу имущества, в основе которых лежит право собственности. Собственность как экономическая категория отражает отношения между людьми по поводу владения, присвоения, распределения и использования объектов собственности (земля, орудия и предметы труда). Собственность как юридическая категория трактуется как закрепленное законом право субъектов собственности на владение каким-либо имущество. Право собственности – совокупность правовых норм, закрепляющих, регулирующих и охраняющих принадлежность материальных благ конкретным людям.
Владение собственностью – фактическое обладание вещью( имуществом), дающее для обладателя возможность непосредственного воздействия на него. Использование собственности- это извлечение из имущества полезных свойств. Распоряжение возможность изменения ее принадлежности, состояния, назначения, включая полную или частичную передачу прав на имущество другим лицам. Принято выделять следующие виды собственности: частная собственность – абсолютное, защищенное законом право гражданина или юридического лица на конкретное имущество. Обеспечивает экономическую свободу, независимость экономического поведения и ответственность собственника. За деятельность своего предприятия он отвечает всем своим имуществом (квартира, дача, ЧП). Государственная собственность предполагает непосредственную деятельность центральных органов власти. В РФ это федеральная собственность и собственность субъектов РФ( республики, края, области). Только в федеральной собственности могут быть ресурсы территориальные воды, природные парки, и т.д. а также государственная казна, золотая казна, имущество Вооруженных сил. Муниципальная – имущество, принадлежащее городским и сельским поселениям, другим муниципальным образованиям, от имени которых права собственника осуществляют органы местного самоуправления ( детский сад, школа, поликлиника). Собственность общественных организаций – собственность, формальным собственником которой является общество как коллективный неорганизованный(заводы и фабрики).
Билет №7.
1.Понятие рыночной экономики П.20
2.Факторы производства.П.
Ответ№1.
Рынок претерпел долгую историческую эволюцию. Одной из важнейших форм торговли был обмен товарами. Для решения главных экономических вопросов выступает рыночная экономика. Характерными чертами этой системы является:свободный обмен между продавцами и покупателями, стимулированный выгодой от сделки; частная собственность на экономические ресурсы; материальная ответственность за результат.Условия, необходимый для нормального функционирования рынка: свободное ценообразование, свобода предпринимательской деятельности, конкуренция.Признаки свободного рынка:нерегулируемое предложение (какие товары и в каком количестве произвести); нерегулируемая цена, уравновешивающая спрос и предложение; нерегулируемый спрос (покупатель в зависимости от наличия денежных средств самостоятельно определяет, что и сколько приобрести). Конкуренция-соперничество, борьба за достижение лучших результатов в каком-либо деле. Слово «конкур» обозначает особый вид конных соревнований-преодоление препятствий. Конкуренцию считают главным мотором рынка, потому что, позволяет обойтись без общественного контроля производства; обеспечивает свободное ценообразование; стимулирует выпуск более дешевых и качественных товаров.Спрос – это количество товаров и услуг, которые покупатель желает и может приобрести. Основа спроса-потребности, но они ограничены платежеспособностью покупателя. Чем выше цена товара, тем меньше спрос на данный товар. Факторы влияющие на спрос: дохода населения, вкусы потребителей, количество товаров на рынке, реклама, взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары. Предложение- желание и возможности продавцов продать конкретный товар или услугу в конкретное время и в конкретном месте.Факторы влияющие на уровень спроса: цены на ресурсы, технология, цены на другие товары, налоги, количество товаропроизводителей.Цена, по которой заключается реальная сделка купли-продажи, называется равновесной ценой.Равновесная цена позволяет уравновесить спрос и предложение на выгодном для участников рынка уровне. Главный принцип рынка-сделка должна быть выгодной и продавцу, и покупателю. Рынок выполняет важные функции в экономике и является одним из эффективных способов регулирования экономической жизни общества.
Ответ№2.
Основные группы ресурсов, используемые в процессе производства, называются факторами производства. Экономисты выделяют пять основных факторов производства: земля как фактор производства-это природные ресурсы, естественные блага, необходимые при создании товара и услуг, т.е. все то, что используется в натуральном виде (земля, вода, леса, воздух, полезные ископаемые).
Труд – это физические и умственные усилия,способности и умения, затрачиваемые людьми при создании товаров и услуг.
Капитал – это средства производства, нужные при создании экономических благ, включая финансы, т.е. она выступает в двух формах вещественной ( здания, сооружения, машины, оборудование) и финансовый.
Предпринимательские способности – это управленческие и организаторские навыки, используемые в процессе производства.
Информация это знания, сведения, данные, используемые в процессе анализа и выработки экономических решений, в управлении и т.д.
БИЛЕТ №8
1. Понятие предпринимательской деятельности и ее виды стр.187-198
2.Понятие налоги, ее виды, государственный бюджет стр.195-198
ОТВЕТ№1. В рыночной экономической системе отличают свободное предпринимательство т.е.– это самостоятельная, инициативная деятельность людей, направленная на получение прибыли. Право каждого человека заниматься предпринимательской деятельность, закреплено в конституции РФ статья 34. Предпринимательская деятельность осуществляется гражданами, достигшие 18 лет. Отличительные признаки предпринимательства: хозяйственное новаторство, экономическая свобода, инициатива и поиск. Основной организационной формой деятельности предпринимателей является фирма – это коммерческая организация, приобретающие факторы производства с целью создания и получения на этой основе прибыли. Согласно российскому законодательству существует две основные формы регистрации предпринимательства: индивидуальная трудовая деятельность - без привлечения наемного труда, и предприятие – с привлечением работников. Цель фирмы – получение прибыли и ее максимизация через удовлетворение потребностей общества в необходимых товарах и услугах. Наиболее распространены три формы: индивидуальное (частное) предприятие – преимущества: самое древнее и простое учреждение. Всеми средствами владеет один собственник, упрощенная регистрация, нет проблем с сохранением коммерческой тайны, небольшие налоги, большая свобода действий, наименьшее регулирование со стороны государства; недостатки – ограниченные финансовые возможности, большой риск финансовых потерь, единоличная ответственность за деятельность. ТОВАРИЩЕСТВО – объединение двух и более лиц для организации и совместного ведения дела. Преимущества: объединение финансовых капиталов, регулирование со стороны государства, Недостатки – возможность конфликтов между участниками товарищества, выход из товарищества одного из партнеров влечет за собой прекращение его деятельности, неограниченная ответственность партнеров. Акционерное – хозяйственная организация, созданная на основе объединений денежных средств путем продажи акций. Акция – это ценная бумага свидетельствующая о доле в акционерном капитале общества, подтверждающая право на участие в управление обществом и получение дивидендов. ПРЕИМУЩЕСТВО: возможность собрать значительные финансовые средства, в случаи разорения акционеры лишаются первичной стоимости акций. НЕДОСТАТКИ: сложный порядок создания предприятий, усиленный надзор со стороны государства, высокие налоги. Малое предприятие – предприятие любой формы собственности, характеризуемое ограниченным числом работников и незначительным объемом выпускаемой продукции.
ОТВЕТ№2. Налог – это обязательный платеж, взимаемый государством с каждого производителя товара, получателя дохода, владельца того или иное имущества. ПРЯМЫЕ налоги это обязательные платежи, взимаемые государством с доходов или имущества юридических и физических лиц. Плательщиками являются все граждане, имеющие какие-либо доходы, независимо от источников их получения: зарплата, премии и т.д. Не включаются : пенсии, стипендии ит.д. Прямыми налогами является налог на имущество, налог на землю. С 1 января единая ставка налога 13%. Налоги на продажу товаров и услуг называется косвенными. Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров и услуг. Обычно ими облагается товары, потребление которых устойчиво, легко контролируется ( соль раньше, спиртные напитки, табак).Косвенным налогом является также таможенная пошлина. Государственный бюджет – это план, сводящий воедино доходы и расходы государства. Бюджет разрабатывается правительством страны, а утверждается парламентом – высшей законодательной властью страны, после правительство отвечает за его исполнение. Состоит бюджет из двух частей расходной и доходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на деятельность государства; расходная часть показывает на какие цели направляются государственные средства. Источники поступления средств бюджета называются статьями дохода, а то, что эти средства тратятся статьями дохода. Многие страны зачастую попадают в ситуацию, когда необходимые расходы оказываются больше возможных доходов. Такая ситуация называется дефицитом государства. Это значит в государстве не хватает денег чтоб покрыть расходы, связанные с выплатой пенсии, стипендий, содержание школ, больниц и т.д.
Билет №9.
1.Распределение доходов, прожиточный минимум.
2.Страхование.
ОТВЕТ №1. Доход – это денежные средства, полученные за определенный период времени. Из различных источников складывается совокупный доход граждан и их семей. Основные источники формирования доходов населения: зарплата, проценты от вкладов, предпринимательский доход, арендная плата и т.д.Стоимость минимума средств, необходимых для поддержания жизнедеятельности называется прожиточным минимумом.Потребительская корзина – перечень необходимых товаров и услуг, необходимых для минимального удовлетворения потребностей человека и семьи. В развитых странах потребительские корзины могут включать более 200 наименований товаров и услуг. Что входит в потребительскую корзину? Во-первых хлеб, крупы, фрукты и овощи, мясо, рыба, молоко и т.д. Во вторых непродовольственные товары одежда,обувь,белье,лекарства и т.д. Третья категория это услуги, плата за жилье, свет, отопление и т д. В нашей стране названные товары и услуги перечислены в приложении к Федеральному закону «О потребительской корзине».
Ответ №2. Страхование – экономические отношения, направленные на образование специального фонда, для возмещения разного рода потерь путем выплаты страховых сумм. Страхованию посвящена 48 глава Гражданского кодекса РФ. Виды страхования: личное – страхуются имущественные интересы, связанные с личностью ( жизнь, здоровье, трудоспособность). Имущественные – страхование недвижимости, транспорных средств, финансовых рисков.Страхование отвественности – применяется во всех сферах, где профессиональная ошибка может причинить значительный ущерб. Страхование предпринимательс-кого риска –страхование бизнеса и связанных с ним рисков. Социальному страхованию относится пенсионное и медицинское страхование. Добровольное и обязательное страхование имеет место и в области здравоохранения. Оно обеспечивает оплату медицинских услуг, оказываемых пенсии. Обязательным в России стало и страхование автогражданской ответственности. Многие страховые компании предлагают добровольные программы личного страховые. К ним относится страхование жизни, личное страхование, страхование имущества. Рынок страховых услуг в России постоянно расширяется
Билет №10.
- Понятие инфляции П.26
- Понятие безработицы, виды и причины П.27
Ответ№1. В рыночной экономике, цены на товары меняются в зависимости от изменения спроса и предложения: одни товары дешевеют, другие дорожают. Например, если потребитель сегодня на 250 р. может купить килограмм мяса, то в результате роста цен в два раза через некоторое время он сможет позволить себе купить на эти деньги только полкило мяса. Этот процесс можем назвать инфляцией. Инфляция – обесценивание денег, проявляющееся в виде долговременного повышения цен на товары и услуги. Благополучие семьи, отдельных граждан во многом зависит от уровня их доходов. Доходы получаемые в рыночной экономике, рассматриваются и как номинальные и реальные. Номинальный доход – сумма денег, полученная гражданином или семьей в целом за определенный период времени. Реальный доход – количество товаров и услуг, которые гражданин или семья может приобрести в определенный период времени на свои номинальные доходы. В экономике существует семь главных причин инфляции: увеличение государственных расходов, массовое кредитование, также провоцирующее увеличение денежной массы; монополия крупных компаний на установление цен; сокращение объема производства; снижение курса национальной валюты; рост налогов, пошлин, акцизов при более-менее стабильном уровне денежной массы. Виды инфляции зависят от темпа ее роста:
- Умеренная, или ползучая инфляция – наиболее медленный вид, рассматриваемый некоторыми экономистами как нормальное развитие экономики (по их мнению, такая инфляция только стимулирует развитие экономики государства, если она не превышает показателей в 10% в год). Однако всегда существует опасность перехода такого вида в следующий вид инфляции.
- Галопирующая инфляция – преобладает в развивающихся странах, и опасна для экономики государства. При ней рост цен может составить от 10 до 50% в год.
- Гиперинфляция – страшное явление в экономике: рост цен может достигать сотен и даже тысяч процентов в год. В результате огромного дефицита бюджета выпускается чрезмерное количество денежных знаков, что парализует хозяйственную деятельность государства.
ОТВЕТ№2. Безработица – положение в экономике, при котором часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не может найти себе работу. Исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к труду закреплено законом в Конституции РФ статья 37. Различают формы безработицы: фракционная; структурная; Циклическая; Сезонная. Фрикционная безработица – это временная незанятость, обусловленная добровольным переходом работника с одной работы на другую. Структурная безработица вызвана изменениями в структуре спроса и технологии производства, что ведет к необходимости становления новых профессии, а работники не обладающие этими профессиями, вынужден переучиваться. Циклическая безработица вызывается экономическим спадом, когда общее число свободных мест меньше числа безработных. Сезонная безработица, которая порождается временным характером выполнения тех или иных видов деятельности и функционирования отраслей хозяйства. К ним относятся сельскохозяйственные работы, рыболовство, сбор ягод, сплав леса, охота, частично строительство и некоторые другие виды деятельности. В этом случае отдельные граждане и даже целые предприятия могут интенсивно работать несколько недель или месяцев в году, резко сокращая свою деятельность в остальное время.
БИЛЕТ № 11
- Понятие мировое хозяйство ( внешняя торговля, протекционизм, импорт, экспорт, сальдо)
- Понятие ЦБ, чем занимается ЦБ, обменные курсы валюты. Стр.237
ОТВЕТ №1. Мировое хозяйство – это совокупность национальных хозяйств и экономических взаимосвязей между ними, или совокупность производственных отношений, функционирующих на национальном и международном уровнях. На основе объединения национальных хозяйств в единое мировое хозяйство лежит международное разделение труда – специализация отдельных стран на производстве определенных видов продукции(услуг), которыми страны обмениваются между собой. Внешняя торговля – это торговля между странами, состоящая из импорта (ввоза) и экспорт (вывоз) товаров и услуг. Объем внешнеторговой деятельности страны, измеряемый в денежном выражении, называется внешнеторговым оборотом. Важным вопросом является выбор государствами определенного вида политики международной торговли - это протекционизм --- это политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определенных ограничений. С одной стороны, такая политика способствует развитию национального производства. С другой – может привести к застою и снижению конкурентоспособности экономики.
Под экспортом понимается вывоз за границу товаров, технологий, услуг для их реализации на внешнем рынке. Предметами экспорта могут быть товары, произведенные в стране, и товары, ввезенные в страну и переработанные в ней. Особой формой экспорта является реэкспорт, т.е. вывоз ранее ввезенных товаров, не подвергшихся переработке в данной стране.
Импорт - это ввоз товаров, технологий, услуг для их реализации на внутреннем рынке, а также для транзита в третьи страны. В объем импорта включается обратный ввоз из-за границы не подвергшихся переработке отечественных товаров — реимпорт.
Под сальдо внешней торговли принято понимать количественную разность между импортом и экспортом государства, проявляющуюся в стоимостном выражении. Сальдо внешней торговли считается одним из главных показателей состояния финансово-экономического рынка государства. Оно является своего рода отражением результатов участия страны в процессе осуществления различных торговых операций и является неотъемлемой частью платежного баланса.
ОТВЕТ№2. Центральный банк РФ — это главный банк страны, наделенный особыми полномочиями, в первую очередь, эмиссии национальных денежных знаков и регулирования всей кредитно-банковской системы. Центральный банк — всегда государственное учреждение, наделенное монопольным правом эмиссии банкнот.
Основными функциями Центрального банка являются:
- денежная эмиссия — выпуск в обращение национальных денежных знаков;
- хранение государственных золото-валютных резервов;
- ведение счетов правительства;
- хранение резервного фонда других кредитно-финансовых организаций;
- кредитование коммерческих банков;
- контроль за деятельностью кредитно-финансовых организаций;
- кредитно-денежное регулирование экономики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...