Методическая разработка урока по обществознанию "Права человека и их защита"
план-конспект урока по обществознанию (11 класс)

Обобщающий урок в форме дискуссии для учащихся  11 класса. Целями и задачами урока являются расширение и конкретизация представления детей о правах человека на основе имеющих у учащихся знаний, определение значения права на жизнь в  истории и современности, воспитание чувства терпимости и толерантности, развитие умения работать с разными видами исторических источников и нормативно- правовыми актами, формирование культуры ведения дискуссии и   участия в ней, закрепление навыков правовой защиты личности.

В методической разработке представлена нормативно- правовая база, закрепляющая права человека, соблюдение прав человека в отечественной и всемирной истории, права человека в современном обществе, а так же правоохранительные органы и правозащитные организации в Российской Федерации и мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obshch_11_kl.doc70 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx1.75 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока : Права человека и их защита (11 класс)

Тип урока :

Обобщающий урок в форме дискуссии

Цели и задачи урока :

-на основе имеющих у учащихся знаний расширить и конкретизировать их представления о правах человека;

- определить значение права на жизнь в истории и современности;

- воспитание чувства терпимости и толерантности;

- развитие умения работать с разными видами исторических источников

нормативно- правовыми актами;

- сформировать культуру ведения дискуссии и участия в ней;

- закрепить навыки правовой защиты личности.

План урока:

- Нормативно- правовая база, закрепляющая права человека;

- Соблюдение прав человека в отечественной и всемирной истории;

- Права человека в современном обществе;

- Правоохранительные органы и правозащитные организации в Российской Федерации и мире.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Основная часть

Вступительное слово учителя:

- Ребята, герои мультфильма «Бременские музыканты» поют :

« Нам дворцов заманчивые своды

не заменят никогда свободы…»

- Действительно в мире есть то, что важнее денег и материального благополучия. Это свободы, права человека. Как можно жить не имея человеческого достоинства, не имея свободы мысли, слова, не имея права личной жизни…. Помните, когда мы изучали правление Александра II, и говорили об отмене крепостного права в России. Да, земля важна, но самое главное крестьяне получили личную свободу, бывший крепостной стал человеком! А сейчас современное общество, тем более ваше поколение, невозможно представить без прав и свобод.

Мы с вами изучали тему: « Права человека» и сегодня на уроке мы поговорим о правах, их реализации, посмотрим как государства стоят на защите прав человека, поработаем с документальной базой и попробуем провести дискуссию по данной теме.

- Что такое права человека?

Права человека — это возможность человека поступать определённым образом для удовлетворения своих потребностей, предоставленная и охраняемая государством. В своей совокупности основные права образуют основу правового статуса личности.

- Сейчас в нашей стране очень большое внимание уделяется вопросу соблюдения прав человека. С чем это связано?

С 1991 года наша страна перешла на новый, демократический путь развития и создания правового государства и одним из главных признаков демократического общества является приоритет прав и свобод человека, человек признаётся высшей ценностью. Именно так записано в Конституции РФ. В настоящее время права человека признаются приоритетом во всём мире.

- Из каких источников мы узнаём о правах человека? Где они записаны?

О правах человека мы узнаём из различных нормативно- правовых актов.

Раздаточный материал

Международные документы

- Всеобщая декларация прав человека ( 10 декабря 1948г)

- Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), наша страна присоединилась к нему только в 1991г

- Международный пакт о социально- экономических и культурных правах (1966)

- Конвенция о предупреждении геноцида и наказании за него (1948г)

- Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960)

- Европейская Конвенция о защите прав человека (1950)

- Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных, унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984г)

- Конвенция ООН о правах ребёнка (1989г)

Документы Российской Федерации

- Конституция Российской Федерации 1993г.

- Декларация прав и свобод человека и гражданина (1991г.)

- Законы Российской Федерации - Трудовой Кодекс, Гражданский кодекс и другие, а так же Федеральный закон об образовании.

- Законы субъектов Федерации.

- Ребята, вы назвали документы , принятые в XX веке, а до этого в обществе не существовали права человека?

Доклад

Осознание потребности в необходимости прав и свобод волновали разные общества в разные времена, нельзя сказать, что это заслуга только 20 века.

Например, ещё в 1215 году В Англии была официально принята « Великая хартия вольностей», в 1689 г. « Билль о правах» (Билль - название ряда законов), но привилегии получило не всё население, а только часть рыцарей, верхушка зажиточного крестьянства, города.

В 15- 17 вв. к осуществлению прав и свобод был сделан огромный шаг.

В Европе провозглашали принципы гуманизма, человек признаётся величайшим достоянием (Джон Локк, Монтескье)

Но серьёзный отчёт всё-таки надо вести с 1789г. , когда в США был принят Билль о правах человека. В нём говорится, что Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих одну религию, ограничивающих свободу слова, печати, право мирно собираться и обращаться с петициями к правительству…

Также в 1789 г. во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина.

- Ребята, какие права и свободы человека и гражданина вы знаете?

- Ребята как вы думаете какое право человека самое важное?

( право на жизнь)

- Что делает тебя живым? (делаю любимое дело, люблю путешествовать….)

- Почему?

( С потерей жизни остальные права утрачивают смысл)

Подчеркнём ещё раз, что право на жизнь - это естественное, неотъемлемое право каждого человека. Никто не может быть произвольно лишён жизни. Это право охраняется законом.

- У вас на столе лежат пакеты с документами.

1 гр. - « Всеобщая декларация прав человека

- Конституция РФ.

2 гр.- Конвенция о правах ребёнка.

- Конвенция о защите прав и основных свобод человека

- Сделайте вывод о том, как в данных отрывках отражено право на жизнь?

( Все документы признают высшей ценностью право на жизнь. На государство возложена обязанность признать, соблюдать, защищать данное право.)

- Но так ли было всегда? Ребята, вам дано было опережающее задание - привести примеры отношений к человеку, к его правам и свободам из истории.

Но прежде хотелось бы сказать… в 1936г. была принята Конституция СССР, в ней провозглашались различные права - право на отдых, труд, на получение и образования и т.д. Эти принципы заслужено обрели историческую известность, но среди них нет таких прав как свобода слова, печати, неприкосновенность жилища, нет ПРАВА на ЖИЗНЬ!

В обществе не соблюдались и многие другие права, не зря Конституция 36 г. называется « бумажной».

- Какой режим был установлен в СССР при Сталине?

( тоталитарный)

- Назовите черты тоталитарного режима.

- существование однопартийной системы

- культ вождя

- уничтожение оппозиции внутри партии

- единая идеология в обществе

- массовые репрессии и террор, борьба с «врагами народа»

Одним из проявлений тоталитарного режима были репрессии.

Михаил Николаевич Тухачевский родился в 1893 году. В 1912 г. с отличием окончил кадетский корпус в Москве и был принят в Александровское военное училище, окончание которого совпало с началом первой мировой войны. В 1918 г. вступил в ряды партии большевиков. Был активным участником гражданской войны. В 1021 году Тухачевского назначают начальником Военной академии рабочее- крестьянской армии. С 1921 -по 1924 годы М.Н. опубликовал более 30 работ по проблемам армии и военного искусства, а вообще более 130 работ.

В начале 1937 г. Тухачевский назначается первым заместителем наркома обороны .

В 42 года стал Маршалом СССР. М.Н. Тухачевский был одним их образованнейших людей своего времени. Английский генерал Диллом сказал однажды о Тухачевском ! Светлая голова у вашего Маршала! Если в красной армии много таких командиров , я меняю своё прежнее мнение о её качествах»

Сталин всегда с предубеждённостью относился к Тухачевскому. 11 июня 1937 г. М.Н. вместе с друзьями Якиром, Фельдманом, Уборевичем и др. были арестованы по обвинению в измене Родине и расстреляны. Дело было искусственно создано. Но на этом не закончилось - расстреляли братьев Тухачевского, мужья сестёр, а сёстры и невестки долгое время сидели в тюрьмах.

В годы репрессий было репрессировано более 45% командиров, политработников армии и флота, оклеветанные как враги народа.

Маршал Советского союза Г.К.Жуков писал:

« Когда под Москвой наступали, 200- 300 чел. высшего командного состава

сидели с 1937 года на Лубянке. Их не на чем было вывозить - всех расстреляли. Такие люди погибли! А на фронте в это время командовали лейтенанты. Особенно жаль М. Тухачевского, такой умница был!»

- Какие права и свободы человека нарушены ?

( право на жизнь, на уважение и защиту человеческого достоинства,

на защиту доброго имени, пытки, неправомерный арест и заключение, право на справедливый суд)

Анна Ахматова.

Когда был расстрелян первый муж Ахматовой Николай Гумилёв, арестован второй муж , впоследствии арестован сын, Анна Ахматова выходит в знак протеста из творческого союза. Она вспоминала об этих временах « В страшные годы Ежовщины я провела 17 месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как - то раз кто-то опознал меня. Стоящая за мной женщина с голубыми губами, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила на ухо « А это вы можете описать?» Я сказала : « Могу».

В 1946 году была подвергнута неоправданной, оскорбительной критике - было принято постановление ЦК партии « О Журналах « Звезда и Ленинград». В нём говорилось:

« В журнале « Звезда» за последнее время появилось много безыдейных, вредных произведений. Журнал печатает произведения Анны Ахматовой, но ведь она является представительницей чуждой нашему народу пустой поэзии. Её стихотворения пропитаны духом упадничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии, наносят вред делу воспитания нашей молодёжи. Её стихи не могут быть терпимы в советской литературе»

И только в 1988 году это постановление пересмотрено ЦК партии и Анне Ахматовой возвращено доброе имя.

- Какие здесь нарушены права и свободы?

( Свобода мысли, свобода убеждений, право на уважение)

Давайте обратимся к статистике. Перед вами таблица, в которой данные о количестве репрессированных по годам. Что вы можете сказать об этом?

Динамика численности заключённых в лагерях за 1930-1941гг.

1930 - 19000 чел.

1931 - 245000

1932- 271000

1933- 456000

1934- 620000

1937- 994000

1938- 1 313 000

1039- 1 340 000

1040- 1 400 000

1941- 1 560 000

Труд заключённых использовался как принудительный при строительстве

Беломорско - Балтийского канала, канала « Москва - Волга», при добыче угля, золота, на лесозаготовках… Их труд обходился государству в 5 раз дешевле.

- Какие права нарушены в данном случае?

( Право на жизнь, свободу, на уважение человеческое достоинства, личную неприкосновенность, запрет пыток, свобода мысли, убеждений)

Послушайте отрывок из пьесы А.Афиногенова « Страх»

« 80% живут под вечным страхом окрика или потери социальной опоры. Молочница боится конфискации коровы, крестьянин - насильственной коллективизации, советский работник - обвинения в уклоне, научный работник - обвинения в идеализме, инженеры - обвинения во вредительстве. Мы живём в эпоху Великого страха».

Вот такие примеры тоталитарной системы мы посмотрели.

Какой Вывод мы можем сделать?

! При этом режиме не соблюдается абсолютное большинство прав и свобод человека.

- Ужасным событием в 20 веке стала вторая мировая война, ВОВ.

Германский фашизм поставил целью - уничтожить целые народы, руководствуясь своей арийской теорией, установить мировое господство.

Немецкие солдаты получали памятки, которые их освобождали от общечеловеческой ответственности. В памятках говорилось

« У тебя нет нервов, сердца, жалости- ты сделан из немецкого железа…Уничтожь в себе жалость, убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой будет старик или женщина, мальчик или девочка…

Мы поставим мир на колени. Германец - абсолютный хозяин мира, уничтожай всё живое на твоём пути!».

Разгар второй мировой войны. Сотни железнодорожных составов , нагруженные людьми идут в неизвестном направлении. Конечные остановки

поездов - Майданек, Дахау, Освенцим…

Фашистские лагеря.

( слайд)

- Какие национальности умышленно истреблялись по приказу гитлеровского командования? ( Евреи, цыгане, русские, поляки, югославы...)

- Мы подошли к самому страшному виду нарушений прав человека- ГЕНОЦИДУ.

ГЕНОЦИД- это умышленное истребление людей или целых народов по национальному или религиозному признаку.

- Нарушение прав человека имели место и при авторитарном режиме.

Например, когда генеральным секретарём Центрального комитете партии

был Хрущёв можно также привести множество примеров.

Так, события, связанные с поэтом Иосифом Александровичем Бродским.

Был издан закон о тунеядстве. Бродский перестал работать, он много писал.

Его обвинили в тунеядстве, состоялся суд. Интересен разговор на суде:

Судья - Почему Вы не работаете?

Бродский - Я работаю, я пишу стихи.

С. - Но почему Вы не работаете?

Бр. - Я работаю, я поэт.

С. - Да кто Вам это сказал?

В 1964 году, был обвинён в тунеядстве и выслан из Ленинграда. В 1972 г. эмигрировал. Написал более ста стихотворений, 4 поэмы. За границей вышли семь сборников стихов. Ему в 1987г. присуждена Нобелевская премия.

- Ребята, соблюдаются ли права и свободы человека сейчас в нашей стране, мире?

У вас на столе лежат карточки для голосования. Если вы считаете, что права в современном мире соблюдаются , поднимите белую карточку, если нет - чёрную, если не всегда , то обе.

Да ребята, это очень сложный вопрос. Даже в тех государствах, которые прошли в своём развитии длительный путь развития демократических ценностей имеют место нарушения прав человека. Но то, что государства стремятся построить демократические режимы, правовое государство - это вселяет надежду на то, что наступит время и общество станет более гуманным, ответственным, толерантным, высоконравственным. Правовое государство - это идеал, к которому должны стремиться все народы и государства.

Можно ли ограничивать права человека? (слайд)

  • Права человека могут быть ограничены только законом и только в той мере, в какой это необходимо для обеспечения безопасности общества, защиты нравственности, здоровья, прав других людей.
  • Существуют права, которые ни при каких условиях не могут быть ограничены: право на равенство, свобода от пыток, жестокого и унижающего обращения и наказания, свобода от рабства, свобода мысли, убеждений, право на справедливый суд

- Правоохранительные органы и правозащитные организации в РФ.

Часто мы знаем свои права , а вот как защитить их зачастую не предполагаем.

Для защиты прав и свобод в нашей стране существуют специальные государственные органы , которые называют правоохранительными. Это прокуратура. Многие думают , что прокурор только обвиняет в суде, на самом деле, он больше защищает граждан.

Также права человека защищает полиция, правозащитные организации - адвокатура, организации по защите прав потребителей, экологические организации, « Мемориал», комитет солдатских матерей и др.

В 1994г в РФ введена новая должность- Уполномоченный по правам человека , главная задача которого - защита человека от нарушений со стороны государства. Уполномоченные по правам человека есть во многих субъектах федерации.

Также защитить права можно с помощью СМИ, можно обращаться к Президенту РФ, в Гос. Думу, правительство, в Министерство образования и науки РФ…

Существуют Межгосударственные органы по защите прав и свобод человека:

- Европейский суд по правам человека в Страсбурге.

- Комитет ООН по правам человека в Женеве

-Международный суд ООН в Гааге. Этот суд рассматривает дела, связанные с нарушениями прав человека вследствие терроризма, военных действий, судит военных преступников.

- В 2002 г в Гааге стал работать ещё один международный суд. Он рассматривает уголовные дела, дела, связанные с геноцидом, преследует лиц, за преступления против человечества.

- Международный красный крест

- Д/з : напишите сочинение на тему: « Что должны сделать граждане России для того, чтобы права и свободы человека стали реальностью?».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Бременские музыканты» « Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы…»

Слайд 3

Сделайте вывод о том, как в данных отрывках отражено право на жизнь 1 группа Всеобщая декларация прав человека Конституция РФ 2 группа Конвенция о правах ребёнка Конвенция о защите прав и основных свобод человека

Слайд 4

Основные права граждан СССР по конституции 1936 года: На отдых . Это выражалось в законодательном закреплении 8-ми часового рабочего дня, а также предоставлением каждому человеку ежегодного отпуска, который оплачивался государством. На работу (труд ). Это выражалось в предоставлении каждому человеку гарантированного рабочего места. Безработица была минимальной и стремилась к нулю. На образование . Конституция объявила любое образование в стране бесплатным. При этом вводилась обязательная программа (8 классов) и дополнительная (училища и ВУЗы).

Слайд 5

Михаил Николаевич Тухачевский

Слайд 6

Анна Ахматова

Слайд 7

Динамика численности заключённых в лагерях за 1930-1941гг. 1930 - 19000 чел. 1931 - 245000 1932- 271000 1933- 456000 1934- 620000 1937- 994000 1938- 1 313 000 1039- 1 340 000 1040- 1 400 000 1941- 1 560 000

Слайд 9

отрывок из пьесы А.Афиногенова « Страх» « 80% живут под вечным страхом окрика или потери социальной опоры. Молочница боится конфискации коровы, крестьянин - насильственной коллективизации, советский работник - обвинения в уклоне, научный работник - обвинения в идеализме, инженеры - обвинения во вредительстве. Мы живём в эпоху Великого страха». Вывод:

Слайд 10

Памятка для немецких солдат: « У тебя нет нервов, сердца, жалости- ты сделан из немецкого железа…Уничтожь в себе жалость, убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой будет старик или женщина, мальчик или девочка… Мы поставим мир на колени. Германец - абсолютный хозяин мира , уничтожай всё живое на твоём пути !» Самый страшный вид нарушений прав человека- (?)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по обществознанию Права и обязанности человека и гражданина

Разработка урока по обществознанию по теме: Права и обязанности граждан. В работу включены: ход урока, презентация, задания и лист самоконтроля учащегося....

Авторская методическая разработка урока по обществознанию в 9 классе на тему: « Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии».

Урок в 9 классе по обществознанию на тему "Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии".Цель урока: сформировать знания учащихся о правах и свободах человека и гражданина, раскрыть зна...

Методическая разработка урока по обществознанию "Права человека"

Урок-практикум  предназначен для 6-го класса и  посвящен правам человека. Данное занятие  может быть использовано как урок, так и внеклассное меропритие....

Методическая разработка урока по обществознанию: «Права и обязанности граждан». 7 класс

Методическая разработка урока обществознания в 7 классеТема урока: «Права и обязанности граждан»....

Разработка урока по обществознанию "Права человека"

Разработка урока по обществознанию "Права человека"...

Методическая разработка урока по обществознанию для 9 класса "Гражданские правоотношения. Защита прав потребителей"

Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Гражданские правоотношения. Защита прав потребителя"  с использованием технологии составления ментальных  карт...

Конспект урока по обществознанию "Права человека и их защита"

Обобщающий урок в форме дискуссии для учащихся  11 класса. Целями и задачами урока являются расширение и конкретизация представления детей о правах человека на основе имеющих у учащихся...