Методическая разработка урока по обществознанию "Защита Отечества"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему
конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_obshchestvoznaniyu_zashchita_otechestva.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока «Защита Отечества»
Аннотация к уроку: урок идет строго по программе, в соответствии тематическим планированием. В данной разработке продемонстрированы различные формы коммуникативного взаимодействия между учащимися: работа в группах, парах, что обеспечивает позитивные межличностные отношения. В уроке используется слайдовая презентация, фрагмент фильма «Офицеры». Презентация наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока. Она повышает восприятие учащимися учебного материала, осмысление связей и отношений между объектами изучения. Содержание его направлено на развитие навыка работы с документом, на развитие исследовательской деятельности учащихся, на решение ряда проблемных задач (воспитание патриотических чувств, любви к своей Родине), но главное- на воспитание высококультурной личности.
Предмет – Обществознание
Класс –7 (общеобразовательный)
Тема – Защита Отечества.
Цель урока: опираясь на традиции защиты Отечества, познакомить подростков с перспективами военной службы, подвести их к осознанию необходимости уже в их возрасте готовиться к выполнению воинского долга; показать, что из числа обязанностей гражданина России обязанность защищать свою Родину связана с патриотическими чувствами и нравственным долгом перед Отечеством.
Задачи урока:
- личностные: понимать, что из числа обязанностей гражданина России обязанность защищать свою Родину связана с патриотическими чувствами и нравственным долгом перед Отечеством;
- вырабатывать у учащихся осознанную необходимость подготовки к выполнению воинского долга
- метапредметные: научиться целеполаганию, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою точку зрения, анализировать дополнительную литературу, делать выводы, работать по тексту учебника,
- предметные: знать основные положения урока, термины: армия, священный долг, патриотизм, гражданственность; узнать, почему защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина, ознакомиться с биографией И. Н. Кожедуба, ознакомиться с основными видами внешних и внутренних угроз безопасности России; способствовать формированию у учащихся понимания перспектив военной службы; подвести учащихся к пониманию важности моральной и физической подготовки к службе в армии.
Тренируемые умения: поиск в тексте ответов на конкретные вопросы, раскрытие своего понимания темы и названия произведения, отдельных слов или частей текста; анализа его логической структуры, выявления глав ной мысли, основных выводов и аргументов; комментированное чтение текста
Время реализации занятия – 1 урок - 45 минут
Тип урока: усвоение новых знаний и понятий.
Методы обучения:
- словесный, наглядный, практический;
- проблемный, частично-поисковый (эвристическая беседа) – систему логически связанных заданий и вопросов, целью которых является решение новой для учащихся проблемы, создание ситуации альтернативности и неожиданности;
- аналитический, обобщающий – анализ документов и источников по проблеме, определение главных идей, поиск аргументов, составление обобщающих выводов.
Авторский медиапродукт
1. Microsoft Office Power Point 2007, Word 2007
2. Наглядная презентация учебного материала
3. система ПРОкласс
Необходимое оборудование и материалы для урока: компьютер, проектор
План проведения урока:
Элементы необходимого минимума содержания | Формируемые и используемые учебные действия |
Значение понятия Родина в жизни человека, почему защита Отечества – это и долг и обязанность; зачем нужна армия; какие угрозы возникают для нашей страны в XXI веке. | Выделение главного и определение смысла текста. Формулирование проблемного вопроса. Классификация, обобщение и оценивание информации. Определение и объяснение своего отношения к понятиям: армия, священный долг, патриотизм, патриот, гражданственность. Самооценка. |
Этапы урока | Временная реализация |
| 1 мин. |
| 5 мин. |
| 5 мин. |
| 9 мин. |
| 18 мин. |
| 3 мин. 3 мин. 1 мин. |
Ход урока.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||
1. «Мозговой штурм»- Ребята, что такое Родина? - Ребенок вырастает, любит своих маму и папу, а что ещё учится любить человек? -Что такое Родина? Подберите к слову «родина» синонимы. – С чего начинается Родина? Просмотр слайда и прослушивание песни - Как называют людей, которые любят свою Родину и готовы ради неё на большие поступки? - Как мы назовем чувство, которое испытывают патриоты? (запиши) - А когда в истории России появляется армия? С чем связана потребность в армии? | Место, где ты родился Мама, Она нас любит, защищает, жалеет и т.д Заботиться о них, защищать, помогать им. Отчизна, Отечество, Россия, Русь. Картинка в букваре, друзья, семья, родной город, страна, государство Город, село, где ты родился и живешь, | |||||||||||
Патриот — тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины ( запись в тетрадь) Патриотизм – чувство любви к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы, гордость достижениями и культурой своей Родины, стремление защищать интересы Родины и своего народа. С появлением государства, во времена первых князей С защитой государства | ||||||||||||
2. Просмотр фрагмента из фильма «Офицеры» Как вы думаете, о чем мы будем вести разговор на уроке, попробуйте определить тему нашего урока Работа в парах. (Учащиеся получают карточки с заданием) - Составьте пословицы, попробуйте определить тему, на которую они подобраны. | Вариант 1. 1.Кто Родине верен,… стой смело. 2.Русскую заповедь знай,… а товарищ дружеством. 3.Тяжело в учении,… тот в бою примерен. 4.За правое дело,… в бою не зевай. 5.Бой красен мужеством,… легко в бою. Вариант 2. 1.С другом по братски,… что птица без крыльев. 2.После драки,… туда и дорога. 3.Важен тот пост,… с врагом по- солдатски. 4.Командир без воли,… кулаками не машут. 5.Где тревога,… на который ты поставлен. | |||||||||||
3. Определение темы урока.- Запишите тему урока в тетрадь. | Запись в тетради: Защита Отечества. | |||||||||||
4.- История знает много примеров верного служения Родине. О некоторых героях земли русской нам расскажут ваши одноклассники, которые дома подготовили сообщения о них. -Запишите в тетрадь имена этих героях. Почему А.Невского называли миротворцем? Подберите синонимы к слову «миротворец» -Кто такой ЗАЩИТНИК Отечества? Подберите слова-синонимы к этому понятию. | Сообщение об Александре Невском, И.Н. Кожедубе, Г.К.Жукове . Миротворец - тот, кто способствует установлению, поддержанию мира, согласия, устранению войн, вражды, ссор Примиритель примирятель воин, ратник, богатырь, солдат | |||||||||||
5. Работа с раздаточным материалом. В Конституции РФ записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ». Почему защита Отечества названа и долгом, и обязанностью? На уроке необходимо ответить на этот вопрос. В решении проблемы нам помогут правовые источники и умение извлекать из них нужную информацию. Внимательно ознакомьтесь с инструкцией работы с документом. В ходе работы в случае возникновения затруднений при ответе .вы можете обратиться к учебникам. | Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и Конституцией РФ. Нравственный долг –это ответственность человека перед своей совестью и одновременно его ответственность перед обществом (Записать в тетради). Обязанность – то, что подлежит безусловному выполнению кем-либо. (по общественным требованиям или по внутренним побуждениям), закреплена в правовых нормах. | |||||||||||
Аналитический блок. Ответы учащихся | 1 группа: Каждый гражданин обязан готовиться к службе в армии, встать на воинский учет и пройти службу по призыву.
2 группа: называет основные обязанности воина, вывешивает перечень качеств:
Вывод: воинская обязанность предусматривает не просто ее исполнение (служить, соблюдать устав и т.д.), но делать это сознательно, т.е с чувством долга, основываясь на вышеперечисленных ценностях. 3 группа:
4 группа: За уклонение от воинской обязанности – уголовная ответственность. Преступления – общественно опасные деяния, если никто не будет защищать Отечество, опасность возникнет для всех людей, поэтому уклонение от службы в армии - преступление. | |||||||||||
7.Рефлексия В Конституции РФ записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ». Почему защита Отечества названа и долгом, и обязанностью? | Ученикам предлагается высказать свою точку зрения по основной проблеме урока. | |||||||||||
8. Подведение итогов урока. А сейчас давайте посмотрим , как мы усвоили материал по данной теме. Пройдем небольшое тестирование. Результаты вы увидите на экране. | ||||||||||||
8. Д/з. §4, составьте портрет идеального воина (подтвердите примерами из жизни). |
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:
. 1. Буйлова И.Ю. Обществознание. 7 класс: система уроков по учебнику под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. Из-во: Учитель, 2012г.
2. Обществознание, 7 класс, Поурочные разработки, Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., 2010.
3. http://www.foxdesign.ru/aphorism/topic/t_homeland.html
4. http://www.zakonrf.info/konstitucia/59/
5. http://www.constitution.ru/
6. https://www.google.ru/search?q
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки уроков и проверочного материала по курсу Истории Отечества
В материале дана информация о сложном в жизни Российского государства периоде, когда умер царь Федор Алексеевич, не оставив наследников. Раскрывается роль стрельцов и сестры Петра 1 и Ивана У царевны ...
Методическая разработка урока Истории Отечества "Первые русские князья" с использованием ЭОР
Разработка урока с использованием Базы электронных образовательных ресурсов ФЦИОР...
Методические разработки уроков к учебному пособию по историческому краеведению для учащихся 9 класса. "Ивановский край в истории Отечества"/ К.Е.Балдин, Б.Г.Барвенко, Г.В.Иванов., Иваново 2007г.
Разработка включает следующие разделы: введение, пояснительную записку, распределение учебных часов по темам курса « Ивановский край в истории Отечества» с кратким содержанием,...
Методическая разработка урока обществознание для 5-6 класса "Гражданин - Отечества достойный сын"
Данное мероприятие позволило школьникам приобрести базовые навыки, обеспечивающих успешное действие подростка в реальных (не ограниченных рамками школы) правоотношениях и ситуациях. ...
Методическая разработка урока обществознания в 8 – 9 классах по теме: «Семья и Отечество в моей жизни » (к Международному Дню семьи) с использованием критической технологии.
Публикация представляет собой сценарий урока "Семья и Отечество в моей жизни", подгототовленного к Международному Дню семьи. Сценарий выполнен в виде подробной технологической карты....
Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Любовь и уважение к Отечеству"
Сценарий урока литературы призван познакомить обучающихся с христианским отношением к родине и гражданскому долгу, усвоить, какие действия, качества свойственны православным людям, прививать любовь к ...
Методическая разработка урока истории в 6-м классе "История семьи – страница многовековой истории Отечества"
методическая рабработка...