Классные часы по обществознанию
классный час по обществознанию (10 класс)
Данный материал способствует формированию основ правовой культуры и гражданской самосознания учащихся через знакомство с Конституцией Российской Федерации как нормативно-правовым актом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstitutsiya_glazami_podrostkov.docx | 24.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Конституция глазами подростков»
Цели: 1. Познакомить учащихся с Конституцией ПМР;
2. Объяснить основные обществоведческие понятия;
- Воспитывать чувство гордости за свою страну.
Оборудование: 1. Конституция ПМР;
- Портрет президента Шевчука Е.В.;
- Государственная символика (герб, гимн, флаг);
- Карта ПМР;
- Таблица «Права и обязанности граждан ПМР».
- Презентация.
Основные понятия:
Конституция – устройство государства.
Демократия – народ и власть, народовластие.
Президент – глава государства, исполнительная власть, избирается народом.
Верховный Совет – законодательная власть, избирается народом.
Ход мероприятия
Учащийся:
РОДИНА
Родина – это святое,
Малое и большое.
Родина в детском сердечке –
Отчего дома крылечко.
Родина – запах ромашки,
Кляксы на промокашке.
Родина – песни раздолье,
Родина – хлебное поле,
Родина – мамины руки,
И колыбельные звуки.
Родина там, где родился –
Там, говорят, пригодился.
(Людмила КУДРЯВЦЕВА)
Учитель: - Сегодня мы продолжим наш разговор о нашей Родине. Наш разговор пойдет о Конституции. Но прежде, давайте вспомним то, что мы уже знаем.
- Как называется наша Родина?
- Как называют людей, живущих в ПМР?
- Какой город является столицей в нашем государстве?
- Какие символы государства вы знаете?
- Что представляет собой Государственный герб ПМР?
- Опишите флаг Приднестровья.
- Что вы можете рассказать о Государственном гимне ПМР?
Ответы учащихся:
- Наша Родина называется – Приднестровская Молдавская Республика.
- Людей, живущих в ПМР, называют приднестровский народ.
- Тирасполь – это столица ПМР.
СЛАВНАЯ СТОЛИЦА
Столица наша славная, –
Я это знаю с детства, –
Большое достояние,
Великое наследство.
Основанный Суворовым,
Не сразу стал столицей;
В войну турецко-русскую –
Он крепость у границы.
Он миру дал Зелинского –
Известный был учёный.
Жил славный живописец тут,
Художник Ларионов.
Наш город – замечательный,
Столица он по праву:
Ведь он орденоносный –
Он гордость вечной славы!
(Натали САМОНИЙ)
- Основные символы государства – это Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн.
- Государственный герб ПМР представляет собой изображение скрещенных серпа и молота, символизирующие единство рабочих и крестьян, а в лучах солнца, восходящего над Днестром, обрамленных по окружности гирляндой из колосьев, початков кукурузы, фруктов, во окружности гирляндой из колосьев, початков кукурузы, фруков, естьян, а в лучах солнца, восходящего над Днестром, обрамленных иноградных гроздьев и лоз, листьев, перевитой красной лентой с надписями ПМР на трех государственных языках (молдавском, русском, украинском).
- Государственный флаг ПМР – это прямоугольное полотнище трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – красного цвета, средней – зеленого, нижней – красного цвета.
- Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же, как герб и флаг. Он прославляет могущество и величие нашей страны. Каждая страна имеет свой Государственный гимн. Есть он и у ПМР. Его авторы – Б.Александров, Б.Парменов, Н.Божко, В.Плещенко. исполняется он на трех государственных языках (украинском, русском, молдавском). То, как мы относимся к гимну, говорит о том, как мы относимся к государству.
Учитель: - Молодцы! Вы все правильно ответили. Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины.
Отношение к символам, не только гимну, но и к гербу, и флагу – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.
Кстати, а что такое Конституция?
Ответы учащихся: - Конституция – это основной закон государства.
Учитель: - Верно. Обратимся к нашему помощнику – толковому словарю. В переводе с латинского языка слово “конституция” обозначает “устройство”, то есть то, как устраивается, строится государство. В нашей стране много законов, но главным законом нашего государства, основные правила по которым мы живем, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово “Конституция” пишется с заглавной буквы.
(Учащимся показывается Конституция Приднестровской Молдавской Республики).
А знаете ли вы, когда была принята наша Конституция?
Ответы учащихся: - Конституция, по которой мы сейчас живем, была принята 24 декабря 1995 года на всенародном референдуме. День 24 декабря был провозглашен Днем Конституции и стал всенародным праздником.
Учитель: - Правильно. Но мне хотелось бы немного обратиться к истории, думаю, что вам это будет интересно.
Первая Конституция в Приднестровье была принята сообразование МАССР 23 апреля 1925 года. Вторая Конституция МАССР была принята на VII съезде Советов Молдавии 6 января 1938 года, 2 августа 1940 года с образованием МССР была ликвидирована автономная республика. Приднестровье было включено в состав МССР. С 1941 года на нашей территории действовали Конституции МССР. Первая была провозглашена 10 февраля 1941 года на первой сессии Верховного Совета Республики, а вторая 16 февраля 1978 года.
С восстановлением государственности приднестровского народа 2 сентября 1991 года была принята Конституция ПМССР.
Конституция ПМР, действительно была принята всенародным голосованием 24 декабря 1995 года. Вот так она начинается:
«Мы, многонациональный народ Приднестровском Молдавской Республики,
- соединенный общей судьбой на своей земле;
- утверждая права и свободы человека, свободное развитие личности;
- исходя из ответственных за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями;
- подтверждая приверженность общечеловеческим ценностям, стремление жить в мире и согласии со всеми народами в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права;
- устанавливая правовое государство, которое бы обеспечило верховенство закона, как выражение воли народа;
- что память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству;
- желая обеспечить благополучие и процветание Приднестровью, принимаем Конституцию ПМР.»
Ребята, а как вы понимаете слово «многонациональный народ»?
Ответы учащихся: - Наша страна называется ПМР, но рядом с молдавским народом дружной семьей проживают и русские , и украинцы, и болгары, и гагаузы, и поляки и представители многих других этносов.
Учитель: - Правильно ребята. Всех людей живущих в Приднестровье мы называем - приднестровский народ . И все люди в нашей стране равноправны. Вот так об этом записано в ст.17 Конституции ПМР:
«Все имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения …»
- И вы должны об этом помнить, никого не унижать, не оскорблять чьего либо достоинства. Приднестровье есть единое многонациональное демократическое государство.
- А как вы понимаете выражение “демократическое государство”? Что такое демократия?
Ответы учащихся: - Демос – народ. Власть народа.
- Когда государством управляет народ, который в нем живет.
Учитель: - В толковом словаре написано, что “демократия” в переводе с греческого языка переводится как “народ” и “власть” или “народовластие”. Значит, в нашей стране власть принадлежит народу, и он может участвовать в управлении государством.
- А каким образом, по-вашему мнению, народ может это делать?
Ответы учащихся: - Например, народ может выбирать Президента своей страны, выбирать депутатов в Верховный Совет, одобрять или критиковать какие-либо решения Правительства.
Учитель:
- Кто такой Президент? Какими полномочиями он наделен?
- Кто является Президентом ПМР в настоящее время?
- Что такое Верховный Совет?
Кто может ответить на мои вопросы?
Ответы учащихся:
- Президент ПМР – это глава государства, который избирается народом на 5 лет. Он руководит нашей страной, ее политикой, ведет международные переговоры от имени Приднестровской Молдавской Республики, подписывает договора и законы, является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил ПМР.
- В настоящее время Президентом является Евгений Васильевич Шевчук.
- Верховный Совет выбирается народом сроком на 5 лет, он выражает волю своих избирателей при принятии каких-либо законов.
Учитель: - Ну что ж, попробуем обобщить и немного уточнить ваши знания.
Слово “президент” в переводе с латинского языка означает “сидящий впереди, во главе”. Действительно, Президент ПМР – это глава нашего государства, который избирается в соответствии с Конституцией ПМР, в которой оговариваются его права и обязанности. Кстати, там же, в статье 86 сказано о том, что
“…Президентом ПМР может быть избран гражданин ПМР, обладающий избирательным правом, не моложе 35 лет, состоящий в гражданстве ПМР не менее 10 лет и постоянно проживающий на территории Республики…”.
В настоящее время Президентом является Е.В. Шевчук, который является главой исполнительной власти государства.
В отличие от президента Верховный Совет является законодательной властью. Законодательная, то есть, принимающая законы. Депутаты избираются сроком на 5 лет всенародно. В статье 60 Конституции указывается на то, что каждый гражданин может быть избран в Верховный Совет, если он старше 25 лет и постоянно проживает на территории ПМР.
Кроме исполнительной и законодательной власти в ПМР существует судебная власть. Как вы думаете, чем она занимается?
Ответы учащихся: - Судебная власть следит, чтобы в стране все жили по законам, по Конституции. Если существуют нарушения, то она за них наказывает.
Учитель: - Да, судебная власть осуществляет правосудие, следит за исполнением законов исполнительной и законодательною властями, разрешает конфликты, восстанавливает права, наказывает правонарушителей. Судебная власть осуществляется только судом, как отмечено в статье 80 Конституции ПМР.
С этим мы разобрались, но вот в чем вопрос. Мы говорили о правах и обязанностях Президента перед страной и народом. А мы, как граждане Приднестровья, наверное, тоже имеем какие-то права и какие-то обязанности? Что вы об этом думаете?
Ответы учащихся: - Каждый гражданин ПМР имеет право выбирать или быть избранным, право на образование, на медицинскую помощь, на труд, на защиту Отечества.
Учитель: - Стоп! Давайте здесь остановимся, чтобы разграничить такие понятия, как “права” и “обязанности”.
Что такое “право” и что такое “обязанность”? В чем их различие?
Ответы учащихся: - “Право” - это то, что государство гарантирует дать своим гражданам, а вот “обязанность”, наоборот, - это то, что граждане гарантируют дать своему государству. В этом и состоит их различие.
ПРАВО
Человек имеет право
На земле свободной жить.
Человек имеет право
Верой, правдой ей служить
Он на труд имеет право,
Чтобы мыслить и творить.
И никто ему не вправе
Речь родную запретить.
Человек имеет право
Всё, что хочет, говорить
И на тех искать управу,
Кто ему мешает жить.
На жильё имеет право,
И здоровым должен быть …
Человек имеет право
Родину свою любить.
И на то имеет право,
Чтобы приднестровцем быть.
(Александр ВЫРВИЧ)
Учитель: - Пользуясь этим нехитрым объяснением, давайте попробуем составить таблицу “Права и обязанности граждан ПМР”. Кстати, в Конституции правам и обязанностям человека отведена целая глава, включающая в себя 38 статей, причем, права даются в совокупности со свободами.
Права и свободы граждан
Обязанности граждан
- право избирать и быть избранным,
- равенство прав и свобод,
- право на жизнь,
- право на личную неприкосновенность,
- право на защиту своей чести и доброго имени,
- право на свободное передвижение,
- право на жилище и его неприкосновенность,
- право на труд,
- право на отдых,
- право на образование,
- право на охрану здоровья и медицинскую помощь,
- право на получение юридической помощи,
- право на получение социальной помощи,
- свобода мысли и слова,
- свобода совести, свобода вероисповеданий,
- свобода информации,
- свобода творчества.
- обязанность защищать Родину,
- обязанность соблюдать законы,
- обязанность сохранять природу и окружающую среду,
- обязанность платить налоги.
Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
Посмотрите, как много у любого приднестровца прав и свобод, а как немного обязанностей возлагает на них Родина. Многие из них нам хорошо понятны, но вот на некоторых хотелось бы остановиться и узнать, как вы понимаете, например, право на жизнь и право на свободное передвижение?
Ответы учащихся: - Это значит, что жизнь любого человека охраняется законом и государством. Никто не может лишать человека жизни, подвергать его пыткам, унижению как физическому, так и моральному. Никто не вправе силой удерживать человека в каком-либо месте или стране. Но если гражданин совершил какой-либо проступок или преступление, нарушил права других людей и его вина доказана в суде, то человека могут посадить в тюрьму и тем самым ограничить его свободу.
Учитель: - Какую свободу получает гражданин при свободе мысли и слова, свободе вероисповеданий?
Ответы учащихся: - Каждый гражданин ПМР может выражать свои мысли во всеуслышание. Его никто не может заставить изменить свои убеждения. Но при этом он не должен разжигать ненависть и вражду между людьми и государствами. Также, человек может принадлежать любой вере, религии, но своими словами или действиями не должен разжигать войну между народами.
- Если человек высказывает свои мысли, но при этом несправедливо оговаривает кого-нибудь, оскорбляет, то в соответствии с Конституцией его могут привлечь к правовой ответственности за клевету. Прежде чем что-то сказать, нужно хорошо подумать!
Учитель: - Молодцы!
Еще мне хотелось бы обратить особое внимание на последнюю строчку в нашей таблице. Не думайте, что она касается только ваших родителей. Да, сегодня вы – дети, а в 18 лет вы станете полноправными взрослыми гражданами и, конечно же, родителями. Всегда помните о том, что забота о детях, их воспитание – это не только право, но и обязанность. У каждого ребенка есть право на любовь и заботу. Как много сегодня в мире, да и в нашей стране, детей оставленных в домах малютки, детей, чьи родители лишены родительских прав, детей-беспризорников. Они не виноваты ни в чем, они расплачиваются за ошибки взрослых. Задача государства, как впрочем и каждого гражданина, помочь им. Нельзя никогда оставлять человека в беде, а тем более ребенка!
Умейте отстаивать свои права, но не забывайте при этом, что у других они точно такие же!
Наш разговор сегодня подошел к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Вы многое узнали о Конституции ПМР, об устройстве нашей государственной системы, о правах и обязанностях граждан.
Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!”
Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новое Приднестровье, преумножать ее славу и беречь ее богатства.
Республика моя,
Любимая моя, Я жизнью за тебя пожертвовать готова!
И если грянет бой,
Я буду вновь с тобой
И на твою защиту встану снова!
Пускай идут года,
Но помним мы всегда
О том, что нами было пережито…
Здесь наш родимый дом,
Хоть скромно мы живём,
Но двери для друзей у нас открыты!
У меня есть предложение закончить наше занятие песней о Приднестровье.
(Звучит песня «Приднестровцы»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы проведения классного часа.Тематика классных часов по направлениям.
материал для работы...
Материал к классному часу "Изобретения, изменившие человечество", представлена презентация классного часа и к нему текст.
Материал и презентация были подготовлены, как методическая разработка для проведения классного часа в рамках недели машиностроительных профессий, для обучающихся по профессии "...
Разработка классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания"
План-конспект классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания" для классных руководителей 6-х классов. Материал классного часа может быть использован и в 5, и в ...
Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,
В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...
Сценарий классного часа. Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классе Цели классного часа: 1. Воспитание внимательного отношения к своему здоровью; 2. Повышение мотивации на здоровый образ жизни; 3. Развитие творческих способносте
Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на...
Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"
Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска С...