Классные часы по обществознанию
классный час по обществознанию (10 класс)

Салчак Айсулана Май-ооловна

​Данный материал способствует формированию основ правовой культуры и гражданской самосознания учащихся через знакомство с Конституцией Российской Федерации как нормативно-правовым актом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstitutsiya_glazami_podrostkov.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Конституция глазами подростков»

Цели: 1. Познакомить учащихся с Конституцией ПМР;

2. Объяснить основные обществоведческие понятия;

  1. Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Оборудование: 1. Конституция ПМР;

  1. Портрет президента Шевчука Е.В.;
  2. Государственная символика (герб, гимн, флаг);
  3. Карта ПМР;
  4. Таблица «Права и обязанности граждан ПМР».
  5. Презентация.

Основные понятия:

Конституция – устройство государства.

Демократия – народ и власть, народовластие.

Президент – глава государства, исполнительная власть, избирается народом.

Верховный Совет – законодательная власть, избирается народом.

Ход мероприятия

Учащийся: 

РОДИНА

Родина – это святое,
Малое и большое.

Родина в детском сердечке – 
Отчего дома крылечко.
Родина – запах ромашки,
Кляксы на промокашке.

Родина – песни раздолье,
Родина – хлебное поле,
Родина – мамины руки,
И колыбельные звуки.

Родина там, где родился –
Там, говорят, пригодился.

(Людмила КУДРЯВЦЕВА)

Учитель: - Сегодня мы продолжим наш разговор о нашей Родине. Наш разговор пойдет о Конституции. Но прежде, давайте вспомним то, что мы уже знаем.

  1. Как называется наша Родина?
  2. Как называют людей, живущих в ПМР?
  3. Какой город является столицей в нашем государстве?
  4. Какие символы государства вы знаете?
  5. Что представляет собой Государственный герб ПМР?
  6. Опишите флаг Приднестровья.
  7. Что вы можете рассказать о Государственном гимне ПМР?

Ответы учащихся:

  1. Наша Родина называется – Приднестровская Молдавская Республика.
  2. Людей, живущих в ПМР, называют приднестровский народ.
  3. Тирасполь – это столица ПМР.

СЛАВНАЯ СТОЛИЦА
Столица наша славная, – 
Я это знаю с детства, – 
Большое достояние,
Великое наследство.

Основанный Суворовым,
Не сразу стал столицей;
В войну турецко-русскую – 
Он крепость у границы.

Он миру дал Зелинского – 
Известный был учёный.
Жил славный живописец тут,
Художник Ларионов.

Наш город – замечательный,
Столица он по праву:
Ведь он орденоносный – 
Он гордость вечной славы!

(Натали САМОНИЙ)

  1. Основные символы государства – это Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн.
  2. Государственный герб ПМР представляет собой изображение скрещенных серпа и молота, символизирующие единство рабочих и крестьян, а в лучах солнца, восходящего над Днестром, обрамленных по окружности гирляндой из колосьев, початков кукурузы, фруктов, во окружности гирляндой из колосьев, початков кукурузы, фруков, естьян, а в лучах солнца, восходящего над Днестром, обрамленных иноградных гроздьев и лоз, листьев, перевитой красной лентой с надписями ПМР на трех государственных языках (молдавском, русском, украинском).
  3. Государственный флаг ПМР – это прямоугольное полотнище трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – красного цвета, средней – зеленого, нижней – красного цвета.
  4. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же, как герб и флаг. Он прославляет могущество и величие нашей страны. Каждая страна имеет свой Государственный гимн. Есть он и у ПМР. Его авторы – Б.Александров, Б.Парменов, Н.Божко, В.Плещенко. исполняется он на трех государственных языках (украинском, русском, молдавском). То, как мы относимся к гимну, говорит о том, как мы относимся к государству.

Учитель: - Молодцы! Вы все правильно ответили. Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины.

Отношение к символам, не только гимну, но и к гербу, и флагу – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.

Кстати, а что такое Конституция?

Ответы учащихся: - Конституция – это основной закон государства.

Учитель: - Верно. Обратимся к нашему помощнику – толковому словарю. В переводе с латинского языка слово “конституция” обозначает “устройство”, то есть то, как устраивается, строится государство. В нашей стране много законов, но главным законом нашего государства, основные правила по которым мы живем, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово “Конституция” пишется с заглавной буквы.

(Учащимся показывается Конституция Приднестровской Молдавской Республики).

А знаете ли вы, когда была принята наша Конституция?

Ответы учащихся: - Конституция, по которой мы сейчас живем, была принята 24 декабря 1995 года на всенародном референдуме. День 24 декабря был провозглашен Днем Конституции и стал всенародным праздником.

Учитель: - Правильно. Но мне хотелось бы немного обратиться к истории, думаю, что вам это будет интересно.

Первая Конституция в Приднестровье была принята сообразование МАССР 23 апреля 1925 года. Вторая Конституция МАССР была принята на VII съезде Советов Молдавии 6 января 1938 года, 2 августа 1940 года с образованием МССР была ликвидирована автономная республика. Приднестровье было включено в состав МССР. С 1941 года на нашей территории действовали Конституции МССР. Первая была провозглашена 10 февраля 1941 года на первой сессии Верховного Совета Республики, а вторая 16 февраля 1978 года.

С восстановлением государственности приднестровского народа 2 сентября 1991 года была принята Конституция ПМССР.

Конституция ПМР, действительно была принята всенародным голосованием 24 декабря 1995 года. Вот так она начинается:

«Мы, многонациональный народ Приднестровском Молдавской Республики,

- соединенный общей судьбой на своей земле;

- утверждая права и свободы человека, свободное развитие личности;

- исходя из ответственных за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями;

- подтверждая приверженность общечеловеческим ценностям, стремление жить в мире и согласии со всеми народами в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права;

- устанавливая правовое государство, которое бы обеспечило верховенство закона, как выражение воли народа;

- что память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству;

- желая обеспечить благополучие и процветание Приднестровью, принимаем Конституцию ПМР.»

Ребята, а как вы понимаете слово «многонациональный народ»?

Ответы учащихся: - Наша страна называется ПМР, но рядом с молдавским народом дружной семьей проживают и русские , и украинцы, и болгары, и гагаузы, и поляки и представители многих других этносов.

Учитель: - Правильно ребята. Всех людей живущих в Приднестровье мы называем - приднестровский народ . И все люди в нашей стране равноправны. Вот так об этом записано в ст.17 Конституции ПМР:

«Все имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения …»

- И вы должны об этом помнить, никого не унижать, не оскорблять чьего либо достоинства. Приднестровье есть единое многонациональное демократическое государство.

- А как вы понимаете выражение “демократическое государство”? Что такое демократия?

Ответы учащихся: - Демос – народ. Власть народа.

- Когда государством управляет народ, который в нем живет.

Учитель: - В толковом словаре написано, что “демократия” в переводе с греческого языка переводится как “народ” и “власть” или “народовластие”. Значит, в нашей стране власть принадлежит народу, и он может участвовать в управлении государством.

- А каким образом, по-вашему мнению, народ может это делать?

Ответы учащихся: - Например, народ может выбирать Президента своей страны, выбирать депутатов в Верховный Совет, одобрять или критиковать какие-либо решения Правительства.

Учитель:

  1. Кто такой Президент? Какими полномочиями он наделен?
  2. Кто является Президентом ПМР в настоящее время?
  3. Что такое Верховный Совет?

Кто может ответить на мои вопросы?

Ответы учащихся:

  1. Президент ПМР – это глава государства, который избирается народом на 5 лет. Он руководит нашей страной, ее политикой, ведет международные переговоры от имени Приднестровской Молдавской Республики, подписывает договора и законы, является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил ПМР.
  2. В настоящее время Президентом является Евгений Васильевич Шевчук.
  3. Верховный Совет выбирается народом сроком на 5 лет, он выражает волю своих избирателей при принятии каких-либо законов.

Учитель: - Ну что ж, попробуем обобщить и немного уточнить ваши знания.

Слово “президент” в переводе с латинского языка означает “сидящий впереди, во главе”. Действительно, Президент ПМР – это глава нашего государства, который избирается в соответствии с Конституцией ПМР, в которой оговариваются его права и обязанности. Кстати, там же, в статье 86 сказано о том, что

“…Президентом ПМР может быть избран гражданин ПМР, обладающий избирательным правом, не моложе 35 лет, состоящий в гражданстве ПМР не менее 10 лет и постоянно проживающий на территории Республики…”.

В настоящее время Президентом является Е.В. Шевчук, который является главой исполнительной власти государства.

В отличие от президента Верховный Совет является законодательной властью. Законодательная, то есть, принимающая законы. Депутаты избираются сроком на 5 лет всенародно. В статье 60 Конституции указывается на то, что каждый гражданин может быть избран в Верховный Совет, если он старше 25 лет и постоянно проживает на территории ПМР.

Кроме исполнительной и законодательной власти в ПМР существует судебная власть. Как вы думаете, чем она занимается?

Ответы учащихся: - Судебная власть следит, чтобы в стране все жили по законам, по Конституции. Если существуют нарушения, то она за них наказывает.

Учитель: - Да, судебная власть осуществляет правосудие, следит за исполнением законов исполнительной и законодательною властями, разрешает конфликты, восстанавливает права, наказывает правонарушителей. Судебная власть осуществляется только судом, как отмечено в статье 80 Конституции ПМР.

С этим мы разобрались, но вот в чем вопрос. Мы говорили о правах и обязанностях Президента перед страной и народом. А мы, как граждане Приднестровья, наверное, тоже имеем какие-то права и какие-то обязанности? Что вы об этом думаете?

Ответы учащихся: - Каждый гражданин ПМР имеет право выбирать или быть избранным, право на образование, на медицинскую помощь, на труд, на защиту Отечества.

Учитель: - Стоп! Давайте здесь остановимся, чтобы разграничить такие понятия, как “права” и “обязанности”.

Что такое “право” и что такое “обязанность”? В чем их различие?

Ответы учащихся: - “Право” - это то, что государство гарантирует дать своим гражданам, а вот “обязанность”, наоборот, - это то, что граждане гарантируют дать своему государству. В этом и состоит их различие.

ПРАВО

Человек имеет право
На земле свободной жить.
Человек имеет право
Верой, правдой ей служить

Он  на труд имеет право,
Чтобы мыслить и творить.
И никто ему не вправе
Речь родную запретить.

Человек имеет право
Всё, что хочет, говорить
И на тех искать управу,
Кто ему мешает жить.

На жильё имеет право,
И здоровым должен быть …

Человек имеет право
Родину свою любить.
И на то имеет право,
Чтобы приднестровцем быть.

(Александр ВЫРВИЧ)

Учитель: - Пользуясь этим нехитрым объяснением, давайте попробуем составить таблицу “Права и обязанности граждан ПМР”. Кстати, в Конституции правам и обязанностям человека отведена целая глава, включающая в себя 38 статей, причем, права даются в совокупности со свободами.

Права и свободы граждан

Обязанности граждан

  • право избирать и быть избранным,
  • равенство прав и свобод,
  • право на жизнь,
  • право на личную неприкосновенность,
  • право на защиту своей чести и доброго имени,
  • право на свободное передвижение,
  • право на жилище и его неприкосновенность,
  • право на труд,
  • право на отдых,
  • право на образование,
  • право на охрану здоровья и медицинскую помощь,
  • право на получение юридической помощи,
  • право на получение социальной помощи,
  • свобода мысли и слова,
  • свобода совести, свобода вероисповеданий,
  • свобода информации,
  • свобода творчества.
  • обязанность защищать Родину,
  • обязанность соблюдать законы,
  • обязанность сохранять природу и окружающую среду,
  • обязанность платить налоги.

Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

Посмотрите, как много у любого приднестровца прав и свобод, а как немного обязанностей возлагает на них Родина. Многие из них нам хорошо понятны, но вот на некоторых хотелось бы остановиться и узнать, как вы понимаете, например, право на жизнь и право на свободное передвижение?

Ответы учащихся: - Это значит, что жизнь любого человека охраняется законом и государством. Никто не может лишать человека жизни, подвергать его пыткам, унижению как физическому, так и моральному. Никто не вправе силой удерживать человека в каком-либо месте или стране. Но если гражданин совершил какой-либо проступок или преступление, нарушил права других людей и его вина доказана в суде, то человека могут посадить в тюрьму и тем самым ограничить его свободу.

Учитель: - Какую свободу получает гражданин при свободе мысли и слова, свободе вероисповеданий?

Ответы учащихся: - Каждый гражданин ПМР может выражать свои мысли во всеуслышание. Его никто не может заставить изменить свои убеждения. Но при этом он не должен разжигать ненависть и вражду между людьми и государствами. Также, человек может принадлежать любой вере, религии, но своими словами или действиями не должен разжигать войну между народами.

- Если человек высказывает свои мысли, но при этом несправедливо оговаривает кого-нибудь, оскорбляет, то в соответствии с Конституцией его могут привлечь к правовой ответственности за клевету. Прежде чем что-то сказать, нужно хорошо подумать!

Учитель: - Молодцы!

Еще мне хотелось бы обратить особое внимание на последнюю строчку в нашей таблице. Не думайте, что она касается только ваших родителей. Да, сегодня вы – дети, а в 18 лет вы станете полноправными взрослыми гражданами и, конечно же, родителями. Всегда помните о том, что забота о детях, их воспитание – это не только право, но и обязанность. У каждого ребенка есть право на любовь и заботу. Как много сегодня в мире, да и в нашей стране, детей оставленных в домах малютки, детей, чьи родители лишены родительских прав, детей-беспризорников. Они не виноваты ни в чем, они расплачиваются за ошибки взрослых. Задача государства, как впрочем и каждого гражданина, помочь им. Нельзя никогда оставлять человека в беде, а тем более ребенка!

Умейте отстаивать свои права, но не забывайте при этом, что у других они точно такие же!

Наш разговор сегодня подошел к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Вы многое узнали о Конституции ПМР, об устройстве нашей государственной системы, о правах и обязанностях граждан.

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!”

Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новое Приднестровье, преумножать ее славу и беречь ее богатства.

Республика моя,

Любимая моя, Я жизнью за тебя пожертвовать готова!

И если грянет бой,

Я буду вновь с тобой

И на твою защиту встану снова!

Пускай идут года,

Но помним мы всегда

О том, что нами было пережито…

Здесь наш родимый дом,

Хоть скромно мы живём,

Но двери для друзей у нас открыты!

У меня есть предложение закончить наше занятие песней о Приднестровье.

(Звучит песня «Приднестровцы»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к классному часу "Изобретения, изменившие человечество", представлена презентация классного часа и к нему текст.

Материал и презентация  были  подготовлены, как методическая разработка  для проведения классного часа в рамках недели машиностроительных  профессий, для обучающихся по профессии "...

Разработка классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания"

План-конспект классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания" для классных руководителей 6-х классов. Материал классного часа может быть использован и в 5, и в ...

Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,

В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...

Сценарий классного часа. Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классе Цели классного часа: 1. Воспитание внимательного отношения к своему здоровью; 2. Повышение мотивации на здоровый образ жизни; 3. Развитие творческих способносте

Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на...

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска С...