Технологическая карта урока по профориентации
учебно-методический материал по обществознанию (9 класс)
Технологическая карта урока по профориентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока по профориентации для 9 класса | 37.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Артемьева Лариса Игоревна- педагог-психолог, учитель технологии.
Технологическая карта урока - 9 класс.
Тема урока: профориентация «Выбор будущей профессии».
Цель: Создание условий для формирования интереса у обучающихся к процессу выбора профессии.
Задачи:
- познакомить учащихся с понятиями профессия, специальность, должность
- ознакомление с основными мотивами выбора профессии
- осознание своих мотивов выбора профессии
Форма работы учащихся: индивидуальная, групповая.
Тип урока: комбинированный
Задачи | ||
Образовательные | Развивающие | Воспитательные |
создать диалоговую среду, мотивирующую обучающихся включаться в обсуждение предлагаемой проблемы урока; включать в самостоятельную исследовательскую деятельность, в анализ и оценку собственных мотивов выбора профессии. | содействовать развитию ценностных ориентиров, собственной позиции на основе исследования предлагаемого материала. | содействовать выработке осознанного отношению к мотиву выбора будущего профессионального пути. |
Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
-формируем способы преодоления коммуникативного барьера. | - осваиваем как систематизировать материал, - осознаем как работать с разными по уровню заданиями, - осваиваем алгоритмы деятельности при решении проблемы, - формируем компетенции оценки результатов деятельности (своей – чужой). | -повышаем самооценку на основе критерия успешности в общении. - расширение мотивации уверенного поведении, - повышаем интерес к развитию коммуникативных умений и навыков. |
УУД | ||||
Личностные | Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | Предметные |
|
|
| - умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). - отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности предметной и интеллектуальной. - умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию; - развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, вступать в активный диалог, понимая иную точку зрения. | - понимать влияние мотивов на выбор профессии; - различать внутренние и внешние мотивы; - выявлять собственные мотивы выбора профессии; - понимать значение понятий «профессия», «должность», «специальность», «мотив». |
Межпредметные связи: русский язык, литература, обществознание, музыка. | |
Ресурсы урока: | |
Для учителя | Для ученика |
Карточки с названием команд, раздаточный материал с заданиями, тест «Список мотивов», презентация, мультимедийное оборудование. | Раздаточный материал, клей, шариковые ручки. |
Ход урока: | |
Организационный момент | |
Содержание и деятельность учителя. | Деятельность обучающихся |
Входя в класс каждый ученик получает жетон с буквой (С, П, Д). - в соответствии с буквой ученики занимают своё место за одним из 3-х столов.
| - приветствуют учителя, -рассаживаются на места - визуально контролируют свою готовность к уроку. |
Самоопределение к деятельности. | |
Учитель предлагает учащимся послушать песню. Поет на мелодию «Прекрасное далеко» Цель: обсудить в диалоге тему и цель урока. Задает вопрос: Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? | Слушают.
Отвечают на вопрос. (о профессиях, о выборе профессии) |
Актуализация необходимых знаний. | |
Списки профессий. Цель: активизация внимания, введение в тему урока на основе личных наблюдений обучающихся, опираясь на их жизненный опыт. Слайд. Эколог, программист. Мерчендайзер, хед-хантер, менеджер, маркетолог, визажист. - Ребята как вы думаете, что означают эти слова? (профессии). Слайд. Трубочист, шарманщик, фонарщик,кучер, водовоз, крысолов, палач. - А это? (профессии) Слайд. - Внимательно посмотрите и догадайтесь, чем отличаются профессии в 1 колонке от профессий во 2 колонке, (- 1это профессии современные, а 2 это профессии исчезнувшие…)
БАРМЕН ← буфетчик, МЕНЕДЖЕР ← управляющий | Ученики отвечают на вопросы учителя. Включаются в обсуждение. Ученики отвечают: 1-это профессии современные, а 2 -это профессии исчезнувшие. |
Работа по теме. | |
Работа с понятиями. Цель: познакомить учащихся с понятиями профессия, специальность, должность Кроме слова профессия есть ещё такие слова как специальность, должность. Самостоятельная работа в группах Возьмите маленький конверт. - Попробуйте разобраться что означают эти слова и соотнести понятие с их лексическим значением (определением). - Как вы думаете, что означают буквы ваших команд? - Да это названия ваших команд. Работа с карточками-названиями. Цель: актуализация знаний. Работа в команде. Опираясь на данные знания и составленные определения, предлагаю вам следующее задание. Возьмите большой конверт Выберите и наклейте на лист только те, слова, которые соответствуют названию вашей команды и приклейте на лист с названием вашей команды. (слова на слайде) Распределите обязанности. -Прежде чем представители команд зачитают то, что у вас получилось, я ещё раз напомню вам определения. (Самоконтроль). Внимание на экран. Обратимся к словарю. Слайды с определениями. Давайте посмотрим что получилось. Проверка. Представитель команды зачитывает слова. Слайд. Смотрим таблицу на слайде. - Скажите чего больше П,С, Д? В каком столбике получилось больше слов? - Как вы думаете почему? Обсуждение. | Работа в командах. Соотносят понятия: должность, профессия, специальность с их лексическим значением. Ученики отвечают: С- специальность, П- профессия, Д- должность. Ученики выбирают нужные слова-карточки и наклеивают в соответствии с названием своей команды на заготовленные листы. Ученики делают вывод, что специальностей больше, чем профессий, т.к. в каждой профессии есть свои виды деятельности. |
Физминутка. | |
Предлагаю немножко размяться и поиграть Игра «Встаньте те, кто…» Цель: снижение напряженности, активизация внимания, наблюдательности и мыслительных процессов. Я буду говорить: «Встаньте, кто...» и называть какой-либо признак, Те, у кого присутствует названный признак, встают. Некоторые встали несколько раз. В этой игре мы с вами столкнулись с разными мотивами выбора профессии. | Ученики, у которых присутствует названный признак, встают и тут же садятся. |
Организация познавательной деятельности | |
Самостоятельная работа. Выньте из файла бланки со списком мотивов Упражнение "Состязание мотивов" Цель: помочь участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии. Это упражнение помогает разобраться в том, что же двигает человеком при выборе профессии (распечатка 16 основных мотивов выдается каждому участнику). Список мотивов включает 16 фраз: задание: выбрать 8 из 16 мотивов, которые к тебе больше всего относятся. У ребят остается 8 мотивов. Затем, следует выбрать еще 4 мотива, которыми в большей степени стали бы руководствоваться при выборе. Далее – выбрать еще 2 более важных из четырех оставшихся мотивов. Затем, выбираем один из двух. - Зачитайте свои выборы. - Сложно было выбрать один мотив? - Определите три первых места —три своих главных мотива выбора профессии. | -выбирают наиболее важное. - выделяют 3 мотива- победителя. |
Продолжение работы по теме. | |
Работа со сказкой. Упражнение «Продолжите сказку» Цель: проективное и метафорическое исследование участниками понятия «профессиональная роль», выяснение последствий (для себя и для окружения) занятия чужой профессиональной роли. Учитель рассказывает сказку про зайца - Что произойдет с зайцем дальше? - Как он будет чувствовать себя в лисьей шкурке? - Как это связано с профессией и выбором? - Что происходит с людьми, когда они начинают выполнять чужую (не свою) профессиональную роль? - Будет ли счастлив человек, работая на нелюбимой работе? Недаром народная мудрость гласит: «Для кого труд радость, для того жизнь- счастье» | - ученики рассуждают о том как жить зайцу в чужой шкуре. - отвечают на вопросы - приводят примеры -приходят к выводу, что важно выбрать профессию, которая подходит именно тебе. |
Подведение итогов | |
Рефлексия. Цель: подвести итоги занятия увидеть результативность, откорректировать план следующего занятия. Качественная рефлексия. 1. Что было особенно интересно на уроке? 2. Что было трудно на уроке? 3. Что нового узнали на уроке? 4. Что меня удивило? 5. Что заставило задуматься? Это стимулирует обучающихся к оценке своих возможностей и интересов в области профессий. Эмоциональная рефлексия. Выразить своё отношение к уроку в таблице. (интересно/ не интересно) На этом наше занятие закончилось. Я с вами прощаюсь. Прежде чем вы уйдете, я прошу вас: Выразите своё отношение к занятию. Подойти к доске и поставить галочку в графе таблицы, соответствующей вашему выбору. Спасибо за работу. | - отвечают на вопросы - приводят примеры того, что узнали, запомнилось и понравилось. - Каждый учащийся ставит значок своего выбора в таблице на доске. |
Список литературы.
1.Тюшев Ю. «Выбор профессии: Тренинг для подростков». СПб, Питер 2006.
2.Резапкина, Г.В. Я и моя профессия / Г.В. Резапкина. –М.: Генезис, 2004.
3.Русские пословицы и поговорки/ под редакцией В.Аникина, - М.- :Худож. лит., 1988.
4.Интернет-ресурсы: http://www.studfiles.ru, pedportal.net.
Приложение 1.
Песня на мелодию «Прекрасное далеко»
Наша жизнь – она прекрасная дорога
Мы идем по ней стремительно вперед.
Чтоб успеть нам в жизни сделать очень много,
Нас призвание и манит и зовет.
Припев:
Профессий разных много.
С какой пойдем мы в ногу,
Где взлеты и победы
Нас ждут впереди
От школьного порога
К профессии дорога
Ведет меня дорога
С призваньем по пути.
Приложение 2
ПРОФЕССИЯ | Конкретный вид деятельности в рамках какой -либо профессии |
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ | Конкретный трудовой пост в организации |
ДОЛЖНОСТЬ | Занятие человека, которое требует специальной подготовки, обучения, практикуется человеком регулярно, служит источником средств к существованию. |
Приложение 3
столяр шахтер летчик-испытатель шофер завхоз химик исследователь хирург | директор магазина судья инженер-конструктор фермер машинист тепловоза педиатр монтажник-высотник | начальник цеха главврач президент банка парикмахер швея пианист учитель |
Приложение 4
Игра «Встаньте те, кто…»
Я буду говорить: «Встаньте, кто...» и называть какое-либо качество,
Те, у кого присутствует названный признак, встают.
- уже выбрал себе профессию.
- точно знает - кем будет.
- выберет профессию, по совету друзей.
- выберет профессию, которую посоветуют родители.
- выберет престижную профессию.
- выберу профессию с высокой зарплатой
- прислушается к мнению родителей и сверстников, но выберет сам.
- выберет такую профессию, которая соответствует вашим интересам и способностям.
Приложение 5
Список мотивов | 1/8 | 1/4 | 1/2 | Финал |
1. Возможность получить известность, прославиться. 2. Возможность продолжать семейные традиции |
|
|
|
|
3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами. 4. Возможность служить людям. |
| |||
5. Заработок. 6. Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии. |
|
| ||
7. Легкость поступления на работу. 8. Перспективность работы. |
| |||
9. Позволяет проявить свои способности. 10. Позволяет общаться с людьми |
|
|
| |
11. Обогащает знаниями. 12. Разнообразная по содержанию работа. |
| |||
13. Романтичность, благородство профессии. 14. Творческий характер труда, возможность делать открытия. |
|
| ||
15. Трудная, сложная профессия. 16. Чистая, легкая спокойная работа. |
|
Приложение 6
Сказка про зайца
На зиму зайцы меняют свою шкурку. Для этого они приходят на склад, сдают свою летнюю (серую) и берут взамен белую, более пушистую и теплую. Одному зайцу не хватило новой шкурки, и кладовщик СЖАЛИЛСЯ над ним и дал ЛИСЬЮ, чтобы заяц не замерз...
Продолжите сказку...
Приложение 7
Мне было интересно, и мне пригодится информация по этой теме. | Хотелось бы ещё информации по этой теме. | Мне было совсем не интересно. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...
«Технологическая карта урока – выбор оптимального варианта «Иду на урок»: проектирование и моделирование урока с позиции требований системно-деятельностного подхода. Основные принципы работы над созданием карты: интерактивность, структурированность, алгор
В презентации рассказано как поэтапно создавать различные виды технологических карт к урокам по ФГОС....
Технологическая карта урока по швейному делу. 9 класс. "Производственный технологический процесс изготовления одежды"
Открытый урок. с применением инновационных технологий....