Рабочая программа по обществознанию 10-11 класс
рабочая программа по обществознанию (10, 11 класс)
Рабочая программа по обществознанию разработана для средней школы пенитенциарной системы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvoznanie.10-11.docx | 32.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждено приказом средней школы при ФКУ ИК-16 от 25. 08. 2018 г № 85-0 | Согласовано на педагогическом совете протокол от 25.08.2018 г. .№1 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
учебный предмет
10-11 класс
класс
очная
форма получения образования
МБОУ средняя школа при ФКУ ИК-16
Составил : Беленков Вячеслав Николаевич, учитель 1 квалификационной категории
Гудков Олег Дмитриевич, учитель 1 квалификационной категории
Срок реализации программы 2 года
1.Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
- характеризоватьосновные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оцениватьдействия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулироватьна основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовитьустное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применятьсоциально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
2.Содержание учебного предмета.
1.Человек как творение культуры
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.Философские и научные представления о социальных качествах человека.
Мышление и деятельность.Виды человеческих знаний.
Мировоззрение . его место в духовном мире человека.Типы мировоззрения. Философия .Искусство ,Религия.Свободасовести.Веротерпимость.
Наука.Основные особенности научного мышления.Научное познание, методы научных исследований.Естественные и социально-гуманитарные науки.Особенности социального познания.
Свобода и необходимость в человеческойдеятельности.Свобода как условие самореализации личности.Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.Гражданские качества личности.
2.Общество как сложная динамическая система.
Представление об обществе как сложнойсистеме:элементы и подсистемы.Социальные взаимодействия и общественные отношения.Понятие о социальных институтах,нормах,процессах.Основные институты общества.
Общество и природа.Противоречивость воздействия людей на природную среду.Феномен «второй природы».
Многовариантность общественного развития.Эволюция и революция как формы социального изменения.Понятие общественного прогресса, его противоречивость.Цивилизация,формация.Традиционное (аграрное)общество.Индустриальноеобщество.Постиндустриальное(информационное)общество.
Особенности современное мира.Процессыглобализации.Антиглобализм.Компьютернаяреволюция.Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов ХХ1 века.Современные военныеконфликты.Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.
3.Экономика.
Экономика и экономическая наука.Спрос и предложение.Рыночныеструктуры.Рынки сырья и материалов, товаров и услуг,капиталов,труда, их специфика . Рыночные отношения в современной экономике. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации.
Совершенная и несовершенная конкуренция.Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.Естественные монополии, их роль и значение в экономики России.
Экономика предприятия.Факторы производства и факторные доходы.Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль.Постоянные и переменные издержки.Основные источники финансирования бизнеса..
Фондовый рынок , его инструменты.Акции, облигации и другие ценные бумаги.Финансовыйрынок.Особенности фондового рынка в России.
Банковская система.Роль ЦБ в банковской системе России.Финансовыеинституты.Виды,причины и последствия инфляции.
Рынок труда.Безработица и государственная политика в области занятости в России.
Роль государства в экономике.Общественныеблага.Внешние эффекты.
Налоговая система в РФ. Виды налогов.Функцииналогов.Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Основы денежной и бюджетной политики государства.Кредитно-финансовая политика.Государственныйбюджет.Государственный долг.
Экономическая деятельность и ее измерители.ПонятиеВВП.Экономический рост и развитие.Экономические циклы.
Основные принципы менеджмента.Основы маркетинга.
Ироваяэкономика.Государственная политика в области международной торговли.Глобальные экономические проблемы.
Резерв учебного времени.
4. Политика как общественное явление.
Понятие власти.Типология властных отношений.Политическаявласть.Государство как главный институт политической власти.Функции государства.
Политика как общественное явление.Политическаясистема , ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политические цели и средства их достижения.Опасностьполитическогоэкстремизма.
Политический режим . Типология политических режимов.Демократия , ее основные ценности и признаки.Отличительные черты выборов в демократическом обществе.
Гражданское общество и государство.Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации.Гражданские инициативы.
Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.
Политическая идеология.Основные идейно-политические течения современности.
Многопартийность.Политические партии и движения, их классификация. Роль партий и движений в современнойРоссии.Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.
Роль средств массовой информации в политической жтзни общества. Влияние СМИ на позиции избирателей во время предвыборных кампаний. Характер информации . распространяемый по каналам СМИ.
Политический процесс. Особенности политического процесса в России. Избирательная кампания в Российской Федерации. Законодательство РФ о выборах.
5. Правовое регулирование общественных отношений.
Право в системе социальных норм.Система Российского права.Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Гражданство в Российской Федерации.Основаниеприобретения гражданства.Права и обязанности , принадлежащие только гражданину.
Воинская обязанность .Призыв на военную службу.Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба.
Права и обязанности налогоплательщиков.Юридическая ответственность за налоговые нарушения.
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты.Экологическиеправонарушения.Природоохранные и природоресурсные нормы.
Субъекты гражданского права.Понятие юридического и физического лица.Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
Имущественные права.Правособственности.Основания приобретения права собственности. Право на интеллектуальную собственность.Наследование.
Неимущественные права:честь , достоинство , имя.Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.Права и обязанности родителей и детей.
Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования.Порядок оказания платных образовательных услуг.
Трудовое законодательство РФ, Занятость и трудоустройство.Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.
Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Основные нормы социального страхования и пенсионная система.
Споры , порядок их рассмотрения.Основные правила и принципы гражданского процесса.Особенности административной юрисдикции.
Особенности уголовного процесса.Виды уголовных наказаний и порядок их назначений . Конституционное судопроизводство.
Понятие и система международного права.Взаимоотношение международного и национального права.Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Резерв учебного времени.
6.Социальные отношения.
Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация , неравенство.Социальные группы, их типы.
Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения.
Виды социальных норм.Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся поведение. Наркомания, преступность , их социальная опасность.
Социальная мобильность , виды социальной мобильности .Молодежь как социальная группа, особенности молодежной субкультуры.
Этнические общности.Нации. Национальное самосзнание. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты. Пути их разрешения.Конституционныепринципы национальной политики в Российской Федерации.
Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполныхсесмей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.Опасность сектантства.
7. Человек в системе общественных отношений.
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте.
Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения.
Свобода и ответственность .Отклоняющееся поведение, его типы.
Общественная значимость и личностный смысл образования. Интеграция личности в систему национальной и мировой культуры. Знания , умения и навыки людей в условиях информационного общества.
Человек в системе экономических отношений.Собода экономической деятельности.Предпринимательство.Рациональное экономическое поведение собственника, работника , потребителя , семьянина, гражданина.
Человек в политической жизни.Политический статус личности.Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие . Абсентеизм, его причины и опасность.
Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
8. Человек как творец культуры.
Творчество в деятельности.Формированиехарактера.Потребности , способности и интересы.
Понятие культуры .Культура материальная и духовная .Элитарная , народная , массовая культура.. Многообразие и диалог культур как черта современного мира.Традиции и новаторство в культуре. Мораль , Искусство.
Познавательная деятельность человека.Чувственное и рациональное познание.Проблема познаваемости мира. Понятие истины , ее критерии.Самопознание . его формы. Самооценка личности. Формирование образа «Я».
3.Тематическое планирование
Разделы, темы | |
Количество часов | |
10 класс | 35 |
1.Человек как творение культуры | 2 |
2.Общество как сложная динамическая система | 10 |
3.Экономика | 15 |
4.Политика как общественное явление | 8 |
11 класс | 68 |
5.Правовое регулирование общественных отношений | 27 |
6.Социальные отношения | 14 |
7.Человек в системе общественных отношений | 12 |
8.Человек как творец культуры | 7 |
9.Повторение | 8 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию для 5 класса по программе Л.Н. Боголюбова
Рабочая программа является методической разработкой учителя истории и обществознания ГБОУ гимназии № 498 Павловича Романа Сергеевича. Состоит из пояснительной записки, календарно-тематического планиро...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...