рабочая программа 8 класс
рабочая программа по обществознанию (8 класс)
Рабочая программа по основам финансовой грамотности для 8 класс к учебникуВ.В. Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности», М. «Просвещение»,2019 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_ofg_8-9_klass.docx | 33.27 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по основам финансовой грамотности составлена на основе следующих нормативных документов:
- ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897) с изменениями, утверждёнными приказами Министерства образования и науки РФ:
- от 29.12.2014 № 1644 (зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2015 г. N 35915);
- от 31.12.2015 N 1577 (зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40937);
- Образовательная программа основного общего образования МБОУ «Берёзовская СОШ» (утверждена приказом директора от 01.09.2015 г. №70/21-о);
- Учебный план МБОУ «Берёзовская СОШ» (утверждён приказом директора от 30.08.2019 г. №53/3-о);
- Календарный учебный график МБОУ «Берёзовская СОШ» (утверждён приказом директора от 30.08.2019 г. №53/3-о).
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс : утверждённый приказом директора ОУ от 31.08.2018 г. . №53/3-о
1. Учебник: В.В. Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности», М. «Просвещение»,2019 г
2. Методическое пособие: В.В. Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности», М. «Просвещение»,2017;
Цель:
научить школьников использовать свои активы наилучшим образом, планировать и контролировать доходы и расходы, применять финансовые инструменты в разных жизненных ситуациях.
Задачи:
- формирование финансовой грамотности и инвестиционной культуры школьников;
- формирование основ экономического мышления и навыков в принятии самостоятельных решений в различных жизненных ситуациях;
- формирование социально-экономической компетентности на уровне готовности к сознательному участию в экономической жизни общества;
- формирование практических навыков использования финансовых инструментов и навыков построения личного финансового плана.
- освоение системы знаний о финансовых институтах современного общества, овладение умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
Особенности класса
В 8 классе обучается 12 учащихся. Класс не сформирован как коллектив, функционирует, как объединение микрогрупп по 2 и более человек на основе общностей интересов. Классу не чуждо межгрупповое соперничество, что особенно проявляется у девочек и иногда выливается во взаимную агрессию. Явных лидеров нет. На ВПР в прошлом учебном году класс показал средние результаты.
Учитывая указанные особенности на уроках, используются следующие формы организации учебного процесса: Урок-лекция, урок открытия новых знаний, урок актуализации знаний, комбинированный урок, урок-обобщение, урок - деловая игра, творческая работа.
Содержание учебного предмета ОФГ способствует реализации программы развития универсальных учебных действий обучающихся образовательной программы школы.
В рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся, а также другие нестандартные уроки, направленные на формирование УУД.
Содержание учебного предмета ОФГ способствует дальнейшему формированию ИКТ-компетентности обучающихся и освоению стратегий смыслового чтения и работы с текстом.
В календарно-тематическое планирование включена система учёта и контроля планируемых (метапредметных и предметных) результатов. Основными формами контроля являются: для оценки предметных результатов - тесты, контрольные и самостоятельные работы, выполнение карточек; для оценки метапредметных результатов - стандартизированные письменные и устные работы, творческие работы.
Промежуточная аттестация по предмету проводится в форме защиты индивидуального проекта.
Общая характеристика учебного предмета
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками планирования и оценки собственных экономических действий в сфере управления семейным бюджетом, личными финансами.
Итогом и основным результатом обучения станет индивидуальный проект «Личный финансовый план», при публичной презентации которого выпускники программы покажут степень готовности принимать решения в области управления личными финансами, основанные на анализе собственных целей и возможностей, текущей и прогнозируемой экономической ситуации, доступных финансовых инструментов.
При выполнении и презентации «Личного финансового плана» учащиеся должны продемонстрировать общие проектные умения: планировать и осуществлять проектную деятельность; определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования; использовать доступные ресурсы для достижения целей; применять все необходимое многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта.
Описание места учебного предмета «Основы финансовой грамотности»
На изучение курса ОФГ в 8-9 классах отводится 68 часов ( по одному часу в неделю каждый год).
Планируемые результаты
Предметные результаты изучения данного курса – приобретение школьниками компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды. Кроме того, изучение курса позволит учащимся сформировать навыки принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе.
Метапредметные результаты – развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков менеджмента.
Личностными результатами изучения курса следует считать воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.
Таким образом, в результате обучения по данному предмету ученик научится:
- принимать рациональные финансовые решения в сфере управления личными финансами;
- ставить стратегические задачи для достижения личных финансовых целей;
- планировать и прогнозировать будущие доходы и расходы личного бюджета;
- основам взаимодействия с кредитными организациями;
- основным понятиям и инструментам взаимодействия с участниками финансовых отношений;
- основам управления налоговыми платежами с целью снижения налоговых расходов в условиях соблюдения налоговой дисциплины;
- выбирать страховые продукты и страховые компании;
- принимать инвестиционные решения с позиции минимизации финансовых рисков;
- составлять личный финансовый план.
Ученик получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
распознавать принципы функционирования финансовой системы современного государства;
понимать личную ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
понимать права и обязанности в сфере финансов;
анализировать и интерпретировать финансовую информацию из разных источников;
определять задачи в области управления личными финансами;
находить источники информации для решения финансовых задач; решать финансовые задачи;
Содержание учебного предмета
Личное финансовое планирование
Знакомство с курсом. Краткая характеристика изучаемого курса. Формирование понятия человеческого капитала. Формирование знаний о применении человеческого капитала.
Принятие решений о личном финансировании. Определение целей, подбор альтернатив.
Активы и пассивы. Доходы и расходы. Составление текущего и перспективного личного финансового бюджета. Основные источники дохода. Типичные уровни доходов и расходов в течение жизни человека. Составление текущего личного финансового плана.
Личное финансовое планирование. Стратегия и тактика в финансовой игре.
Депозит
Накопления, инфляция, причины инфляции, расчет инфляции. Депозит. Оценка рисков. Проценты по депозитам. Преимущества и недостатки депозита. Условия и содержание депозита. Номинальная ставка, реальная ставка, депозитный договор. Виды банковских депозитов. Банки, банковские вклады, финансовые риски.
Кредит
Понятие кредита. Знакомство с основными характеристиками кредита. Выгода при выборе кредита. Стоимость кредита. Вычисления по уменьшению стоимости кредита. Типичные ошибки при использовании кредита. Процентная ставка и комиссия по кредиту.
Расчетно-кассовые операции
Банковская система Банковская ячейка. Онлайн-банк. Дорожные чеки. Знакомство с выбором банковской карты. Виды банковских карт (дебетовая и кредитная). Банковская прибыль. Основные виды банковских процентов. Пластиковые карты. Банкоматы, мобильные банки. Применение пластиковых карт в расчетах и платежах, различие между дебетовыми и кредитными картами. Хранение обмен и перевод денег. Различные виды платежных средств. Формы дистанционного банковского обслуживания.
Страхование
Страховые кампании и участники страхования. Виды страхования. Страховой полис. Типичные ошибки при страховании. Реализация права на страховую выплату.
Инвестиции
Что такое инвестиции и как они работают. Инвестиции в человека и бизнес. Виды доходов по инвестированию .Финансовые посредники и инвестиционный портфель. Типичные ошибки при инвестировании.
Пенсии.
Понятие «пенсия», виды пенсий. Пенсионная система в РФ. Корпоративные пенсионные программы. Как приумножить пенсию.
Налоги
Необходимость уплаты налогов. Виды налогов в РФ. НДФЛ. Налоговые вычеты. Федеральные, региональные и местные налоги.
Финансовые махинации.
Как защитить банковские карты. Махинации с кредитами. Как защитить себя от мошенников. Финансовые пирамиды.
Содержание учебного предмета
Основы финансовой грамотности 8 -9 класс (68 часов) | ||
Содержание учебного предмета по разделам | ||
1. | Ведение | 1 час |
2. | Личное финансовое планирование | 7 |
3. | Депозит | 6 |
4. | Кредит | 8 |
5. | Расчетно-кассовые операции | 6 |
6. | Страхование | 6 |
7. | Резерв по курсу 8 класса | 1 |
8. | Инвестиции | 6 |
9. | Пенсии | 5 |
10. | Налоги | 3 |
11. | Финансовые махинации | 5 |
12. | Резерв по курсу 9 класса | 3 |
13. | Резерв по курсу 8-9 классов | 10 |
Итого | 68 |
Календарно-тематическое планирование по истории в 8 классе.
Название раздела | Кол-во часов | Тема урока | Формы контроля | Дата урока | |
План | Факт | ||||
Введение | 1 | 1.Знакомство с новым курсом. | Проблемная беседа работа с учебником | 4.09 | 4.09 |
Личное финансовое планирование | 7 | 2.Человеческий капитал | Фронтальный опрос, выполнение инд. заданий | 11.09 | 11.09 |
3.Принятие решений | Работа в группе представление результатов | 18.09 | 18.09 | ||
4-5.Домашняя бухгалтерия. Практикум «Составление домашнего бюджета» | работа с дополнительными материалами | 25.09-2.10 | 25.09-2.10 | ||
6-7.Составление личного финансового плана. Кейс «Использование SWOT-анализа для выбора карьеры» | выполнение инд.заданий | 9.10-16.10 | 9.10-16.10 | ||
8.Обобщение темы «Личное финансовое планирование | Проблемная беседа тест | 23.10 | 23.10 | ||
Депозит | 6 | 9.Накопления и инфляция. | Эффективная лекция, самоконтроль | 30.10 | 30.10 |
10.Что такое депозит и какова его природа? | Беседа | ||||
11-12.Условия депозита. Практикум «Как выбрать надежный банк» | проблемная беседа выполнение инд. заданий | ||||
13.Управление рисками по депозиту | Фронтальный опрос | ||||
14. Обобщение темы «Депозит» | Составление таблицы | ||||
Кредит | 8 | 15.Что такое кредит? | выполнение инд. заданий | 18.12 | 18.12 |
16.Основные характеристики кредита | работа в группе | 25.12 | 25.12 | ||
17-18.Как выбрать наиболее выгодный кредит. Практикум «Кредитный договор» | работа в группе | ||||
19.Как уменьшить стоимость кредита | Фронтальный опрос, выполнение инд. заданий | ||||
20.Типичные ошибки при использовании кредита | проблемная беседа, работа в парах | ||||
21.Кейс « Покупка машины» | Практическая работа с дополнительным материалом | ||||
21. Обобщение темы «Кредит» | Дискуссия по заявленным вопросам | ||||
Расчетно-кассовые операции | 6 | 22-23.Хранение, обмен и перевод денег. Практикум « Перевод денег» | Фронтальный опрос Практическая работа с дополнительным материалом | ||
24.Различные виды платежных средств | Эффективная лекция | ||||
25-26.Формы дистанционного банковского обслуживания. Электронные деньги. | Составление схемы | ||||
27. Обобщение темы «Расчетно-кассовые операции» | Фронтальный опрос тест | ||||
Страхование | 6 | 28.Что такое страхование? Страховые кампании. | Эффективная лекция | ||
29.Виды страхования | Составление таблицы | ||||
30-31.Как использовать страхование в повседневной жизни? Практикум « Выбор страховой кампании» | Практическая работа с дополнительным материалом | ||||
32.Кейс «Страхование жизни» | Практическая работа с дополнительным материалом | ||||
33. Обобщение темы «Страхование» | Дискуссия по теме | ||||
Резерв по курсу 8 класса | 1 | 34.Защита проекта «Личный финансовый план» | |||
Инвестиции | 6 | 35.Что такое инвестиции? | Эффективная лекция | ||
36.Как выбирать активы. | Практическая работа с дополнительным материалом | ||||
37-38.Как делать инвестиции. Практикум «Мой инвестиционный портфель» | работа в парах | ||||
39.Денежный рынок и рынок капиталов. | Выполнение инд. заданий | ||||
40.Кейс «Куда вложить деньги» | Практическая работа с дополнительным материалом | ||||
41.Обобщение темы «Инвестиции» | Деловая игра | ||||
Пенсии | 5 | 42-43.Пенсионная система. Практикум « Пенсионные системы в разных странах. | Составление таблицы, работа в группе | ||
44.Корпоративные пенсионные программы и негосударственные пенсионные фонды. | Эффективная лекция | ||||
46.Как сформировать частную пенсию | Выполнение инд. заданий | ||||
47. Обобщение темы «Пенсии» | Мини-дискуссия | ||||
Налоги | 3 | 48.Налоги. Виды налогов | Составление схемы | ||
49-50.НДФЛ. Практикум «Как рассчитать НДФЛ№ | Выполнение инд заданий | ||||
Финансовые махинации | 5 | 51.Махинации с банковскими картами, защита карты от махинаций. | Проблемная беседа | ||
52-53.Махинации с кредитами. Практикум «Способы защиты от махинаций» | Практическая работа с дополнительным материалом | ||||
54.Махинации с инвестициями | Выполнение инд заданий | ||||
55.Кейс «Заманчивое предложение» | Выполнение инд заданий | ||||
Резерв | 13 | Обобщение курса 8-9 классов | Защита инд. проектов |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методическая литература (основная)
№ | Автор | Название | Издательство | Год издания |
1. | В.В.Чумаченко А.П.Горяев | Основы финансовой грамотности 8-9 класс. Учебное пособие | Просвещение | 2019 |
2. | В.В.Чумаченко А.П.Горяев | Основы финансовой грамотности 8-9 класс. Методические рекомендации | Просвещение | 2018 |
Учебно-методическая литература (вспомогательная)
№ | Автор | Название | Издательство | Год издания |
1. | В.В.Чумаченко А.П.Горяев | Основы финансовой грамотности. Рабочая тетрадь | Просвещение | 2018 |
2. |
Электронные ресурсы:
https://fmc.hse.ru/methbank
http://финграмотностьвшколе.рф/projects/
http://вашифинансы.рф/week/materials/lessons/
https://www.uchportal.ru/load/136-1-0-13432
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...