Конспект урока по обществознанию 11 класс " Демократические выборы"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)
Цель: повышение правовой грамотности учащихся
Задачи:
Образовательные:
- расширить и систематизировать знания о сущности избирательной системы, этапах избирательной кампании, механизмах её проведения;
- подвести к пониманию принципов демократических выборов;
- сформировать понимание роли различных участников избирательного процесса;
- продолжить знакомство с основами избирательного законодательства РФ.
Развивающие:
- продолжить формирование навыков работы с документами правового характера;
- развивать умения применять правовые нормы на практике, продолжить выработку умений выражать свои собственные взгляды, аргументировать их, вести дискуссию, моделировать ситуацию
- развивать навыки анализа, синтеза и обобщения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
demokraticheskie_vybory.docx | 41.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект открытого урока
«Демократические выборы».
Подготовила учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №3 г. Алагира
Канукова М.С
Цель: повышение правовой грамотности учащихся
Задачи:
Образовательные:
- расширить и систематизировать знания о сущности избирательной системы, этапах избирательной кампании, механизмах её проведения;
- подвести к пониманию принципов демократических выборов;
- сформировать понимание роли различных участников избирательного процесса;
- продолжить знакомство с основами избирательного законодательства РФ.
Развивающие:
- продолжить формирование навыков работы с документами правового характера;
- развивать умения применять правовые нормы на практике, продолжить выработку умений выражать свои собственные взгляды, аргументировать их, вести дискуссию, моделировать ситуацию
- развивать навыки анализа, синтеза и обобщения
Воспитательные:
- воспитание позитивного отношения к процессу избирательной кампании,
- продолжить формирование активной гражданской позиции;
- способствовать воспитанию правовой культуры учащихся.
Основные понятия: федеральный закон, выборы, избиратель, избирательные права, активное избирательное право, пассивное избирательное право, тайное голосование, кандидат, политическая партия, референдум
.
Оборудование: ноутбук, медиапроектор, учебник по праву и обществознанию 10 класс
Форма урока: Деловая игра
Тип урока: Закрепление и совершенствование знаний
Структура урока:
- Мотивационная беседа
- Постановка цели и задач урока.
- Постановка проблемного вопроса организация дискуссии.
- Актуализация.
- Избирательное право. Выборы.
- Принципы демократических выборов
- Типы избирательных систем
- Стадии избирательного процесса
5.Применение знаний и умений.
6. Контроль усвоения знаний.
7. Итог.
8. Рефлексия.
9. Итог.Д/з
Ход урока:
Этап | Содержание и деятельность учителя | Деятельность ученика. |
1.Организационный момент. | Приветствие учеников и гостей. | Взаимоприветствие. |
2. Постановка цели и задач урока. 3.Постановка проблемного вопроса организация дискуссии | Перед вами представлены три картинки (фотографии) все они объединены одной проблемой, темой. Какой? Американский психолог Абрахам Маслоу говорил: «Жизнь – это процесс постоянного выбора». Действительно, каждый из нас ежедневно осуществляет выбор: в магазине мы выбираете товары для покупки. В жизни же зачастую приходится осуществлять нравственный выбор: между правдой и ложью, добром и злом, честностью и предательством. Сегодня мы будем вести речь о проблеме политического, гражданского выбора, который находит выражение в избирательном процессе Это и будет темой нашего сегодняшнего урока. Тема урока: «Демократические выборы» Особенности организации работы на уроке -пакет документов -рабочий лист Подпишите, пожалуйста, в рабочих листах дату, фамилию имя и тему урока Как бы вы оценили свою позицию по вопросу «Нужны ли выборы?» Прочитайте эпиграф к теме «Выборы нужны …» и поставьте в конце предложения нужный, по вашему мнению, знак препинания «!»; «?»; «,но...». «!» - уверен в том, что выборы нужны. «?» – не осознаю необходимость выборов как обязательного элемента демократического общества. «,но...» - считают, что выборы могут проходить, но есть определенные трудности или препятствия для объективного участия в выборах.
В качестве эпиграфа урока, а также проблемного вопроса, с которым нам надо с вами поработать я предлагаю два выказывание: "Если вы не занимаетесь политикой, то политика займётся вами". Отто фон Бисмарк Учитель: А для чего нам это изучать на уроках обществознания? ( Ответы учащихся) Это очень важно и своевременно для вас, вы будущие избиратели , которые будут принимать участие в выборах. | Ответы учащихся Озвучивают и записывает В рабочих листах записывается тема урока |
4.Актуализация. 5.Применение знаний и умений | Беседа по вопросам: Наводящий вопрос « А что мы знаем уже об избирательном праве» 1). Что такое избирательное право? 2). Каким бывает избирательное право? 4). Какие лица лишены избирательного права? 5)Что такое выборы? 6)Принципы участия граждан в выборах
( Паспорт человек получает в 14 лет, а право избирать лишь в 18 лет. Почему?) Практическая работа Задания ЕГЭ 25,26,27 | Ответы учащихся Предполагаемые ответы Принципы участия граждан в выборах 1). Всеобщее 2). Равное 3). Прямое избирательное право 4). Тайное голосование |
3.Типы избирательных систем: Ребята какие типы избирательных систем вам известны? | Ответы учащихся | |
Применение знаний и умений |
4.Стадии избирательного процесса. Стадии избирательного процесса называют сами.( на столах карточки со стадиями избир процесса) Избирательный процесс – это комплекс действий в процессе выборов 1. Составление списка избирателей. 3.Выдвижение и регистрация кандидатов 4. Предвыборная кампания 5. Голосование. Голосование - проявление социальной ответственности. Теперь я предлагаю перейти от слов непосредственно к действиям . Проявим гражданскую активность и примем участие в выборах президента класса. Попрошу членов УИК занять свои места. На информационном стенде вся информация о кандидатах.
Во время процедуры голосования обыграть ситуации происходящие на избирательном участке Вопрос к классу: Почему важно принимать участие в голосовании? Участи в выборах это наше право или обязанность? Голосование – это минимальное участие в жизни демократического общества. Чем меньше людей участвует в выборах, тем в большей степени политика государства определяется узкими интересами обособленных групп. Когда снижается явка граждан на выборы, гасятся добровольные инициативы, необходимые для жизни здорового общества. Равнодушие и безучастность граждан позволяют некомпетентным и коррумпированным чиновникам оставаться на своих местах, открывают путь для демагогии и авторитарности. 6. Подсчет голосов Пока идет процедура подсчета голосов сообщения об отличиях в избирательном праве стран мира.( ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ) 7.Объявление результатов. | Ответы на вопросы. Ответ учащегося Возврат к проблемному вопросу. Учащиеся и гости голосуют. провести процедуру голосования и подведения итогов |
6. Контроль усвоения знаний вопросы к классу: 7. Итог | Согласны ли вы с высказываниями Вернемся к нашему проблемному вопросу, согласны ли вы с высказыванием "Если вы не занимаетесь политикой, то политика займётся вами". Ото фон Бисмарк. А теперь представим на минуту что вы законодатель и вам представилась возможность составить памятку молодому избирателю ,чтобы вы в ней написали. | Ответы учащихся |
В начале нашего урока каждый из вас попытался определить свое отношение к выборам, давайте вернемся к началу и ,может быть, мнение кого-то изменилось, а кто – то укрепился в знаниях, что выборы необходимы. | Поставить знаки. | |
8. Рефлексия | Если вы считаете что урок был интересным и полезным прикрепите к флагу желтого или синего голубя если у вас остались вопросы по теме прикрепите голубей красного цвета | Крепят голубей по цветам флага Предложить прикрепить гостям |
9. Д/З | Выставление оценок Эссе "Если вы не занимаетесь политикой, то политика займётся вами". Ото фон Бисмарк | Отработка критерия 1 |
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА | ||
ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ | МАЖОРИТАРНАЯ | СМЕШАННАЯ |
Голосование проходит по партийным спискам, места в парламенте распределяются пропорционально количеству набранных голосов. | Голосование за конкретного кандидата. Победа: | Часть депутатов избирается по пропорциональной системе, |
Используемая литература:
Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень/ под редакцией Л.Н.Боголюбова. – М.: «Просвещение», 2008.
А.Ф.Никитин. Правоведение. Учебник для 10-11 классов. М., «Просвещение», 2006
А.Ф.Никитин. Избирательное право. Избирательный процесс. НПО «Школа», М., «Открытый мир», 2003
А.Ф.Никитин. Политика и право. Рабочая тетрадь. М., «Просвещение», 2003
Т.П.Бегенеева. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень. 10 класс. М., «Вако», 2008
Н.Н.Лямаева. «Выборы в демократическом обществе» //Преподавание истории и обществознания в школе. №2, 2007
Самоанализ урока по обществознанию в 10 классе по теме « Демократические выборы».
Учитель: Канукова М.С.
Цель: повышение правовой грамотности учащихся
Планируемые результаты:
Предметные:
- расширить и систематизировать знания о сущности избирательной системы, этапах избирательной кампании, механизмах её проведения;
- Метапредметные:
- Познавательные: продолжить формирование навыков работы с документами правового характера;
- Регулятивные: развивать навыки анализа, синтеза и обобщения
- Коммуникативные: развивать умения применять правовые нормы на практике, продолжить выработку умений выражать свои собственные взгляды, аргументировать их, вести дискуссию, моделировать ситуации
- Личностные :продолжить формирование активной гражданской позиции;
способствовать воспитанию правовой культуры учащихся
В 10 « Б» классе обучается 18 человек. Отличников нет. Учащихся, имеющих проблемы в обучении нет. Значительная часть учеников класса добросовестно относится к учебе, практически всегда подготовлены к уроку, могут высказать собственную точку зрения, при подготовке домашних заданий ( по мере необходимости) использую дополнительную литературу, возможности сети Интернет. Ученики обладают удовлетворительными навыками анализировать , обобщать, делать самостоятельные выводы. Уровень коммуникативной и информационной компетенции достаточный. Культура поведения и общения учащихся соответствуют нормам.
Структура урока была мною определена в соответствии с типом урока ( урок закрепления и совершенствования знаний) и включала следующие этапы:
- Организационный момент.
- Целеполагание, планирование.
- Актуализация опорных знаний.
- Этап обобщения и систематизации изученного.
- Подведение итогов урока.
- Рефлексия.
При постановке целей урока учитывались следующие факторы:
- возраст учащихся ( 16-17) лет психологические особенности подростков, а именно, важнейшее новообразование – появление чувства взрослости, отстаивание своей позиции;
- достаточно высокий уровень обученности ( в том числе частично- поисковый уровень самостоятельной деятельности);
- техническое оснащение школы , а именно ,наличие отдельного кабинета истории и обществознания, что создает положительный настрой класса на урок;
- с учетом личностно – ориентированного подхода к определению сущности содержания образования , на данном уроке моя деятельность была направлена на формирование у школьников:
а) опыта познавательной деятельности , в форме ее результата – знаний о правовом государстве ,избирательной системе;
б) опыта осуществления известных способов деятельности- в форме умений действовать по образцу ( при решении заданий на данном уроке);
в) опыта творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных и новых ситуациях ( ответ на вопрос : является ли Россия правовым государством);
г) опыта осуществления эмоционально – ценностных отношений – в форме личностных ориентаций; личностных отношений к избирательной системе правового государства , осознание ценности демократического режима и ответственности за будущее страны.
Использую методы проблемного обучения , а именно ответов на проблемные вопросы и исследовательского метода ( поиск ответов на вопросы к тексту) и методы самостоятельной работы ( работа с книгой , групповая работа).
- Используемые на уроке наглядные средства :
а) презентация к уроку
б) карточки с заданиями ЕГЭ
в) иллюстрации самих учеников как дидактическое средство активизации познавательной деятельности , развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств;
г) переносной ящик для голосования
д) флаги
- Исходя из места урока в общей системе уроков обществознания ,а также целей и функций урока, мною был выбран тип урока – деловая игра – выборы.
- Опираясь на требования к современному уроку обществознания , структура урока была запланирована следующим образом :
- Организационный момент с определением целей урока ( 2 мин)
- Актуализация ( 2 мин)
- Постановка проблемного вопроса ( 5 мин)
- Применений знаний и умений. Выход из проблемной ситуации ( 25 мин)
- Рефлексия (1-2 мин)
- Домашнее задание ( 2 мин)
Опираясь на вышеуказанную специфику содержания материала урока , при изучении материала применялся словесный ,наглядный и исследовательский метод обучения с элементами технологии проблемного обучения.
На протяжении урока учащиеся работали с терминами , которые им было предложено включить в свою речь. Учитывая уровень обученности учащихся, были разработаны практические задания разноуровненного характера : от простого до творческого уровня.
На этапе актуализации полученных знаний , осуществлялись демократические выборы, процедура голосования.
Считаю , что урок состоялся , и при планировании следующих уроков буду использовать знания и умения учащихся , достигнутые ими на этом уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по обществознанию в 10 классе «Демократические выборы и политические партии».
Урок по обществознанию в 10 классе «Демократические выборы и политические партии».Учебник: «Обществознание. 10 класс» (авторов Л.Н.Боголюбова, Ю.И Аверьянова и др. - М.: Просвещение, 2008Урок ...
Разработка урока по обществознанию : "Что такое выборы?" 9 класс
Данная разработка предназначена для проведения урока по обществознанию для 9 класса в форме дискуссионного клуба. Разработка предполагает создать условия на уроке , при которых учени...
Конспект урока по обществознанию Голосование, выборы, референдум в демократическом обществе 9 класс
Конспект урока по обществознанию Голосование, выборы, референдум в демократическом обществе 9 класс...
Конспект урока по обществознанию. Класс: 9 Тема: Гражданское общество
Конспект урока по обществознанию.Класс: 9Тема: Гражданское обществоЦели урока:1.Образовательная:- Выявить смысл понятия «гражданское общество»- Сформировать з...
Конспект урока по обществознанию в форме ФГОСС по обществознанию в 7 классе "Закон на страже природы"
Материал опирается на учебник по обществознанию под авторством Л.Н.Боголюбова....
План-конспект урока по обществознанию на тему "Учимся выбирать" (комбинированный урок с элементами исследования и проведения деловой игры "Выборы")
Формирование целостного представления о выборах как к одному из институтов демократического государства...
Конспект урока. Предмет: обществознание. Класс: 9. Тема: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности гражданина РФ.»
Конспект урока. Предмет: обществознание. Класс: 9.Педагог: Бадерина Карина Евгениевна.Тема урока: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности гражданина РФ.»Тип урока: комби...