Рабочая программа по обществознанию 10 класс
рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Шилимов Алексей Владимирович

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10kl.obshch.docx34.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гуменская средняя общеобразовательная школа»

Краснослободского муниципального района Республики Мордовия

  РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО                                          

на заседании  методического совета

Протокол от 28.08. 2019 г.

 № 1.

СОГЛАСОВАНО

  Зам.директора по НМР        

МБОУ «Гуменская СОШ»

___________Фокина Л.Н.                                

Руководитель ШМО                                          

__________  ____________

УТВЕРЖДАЮ

 Директор МБОУ «Гуменская СОШ»

________________Жигорев Б.Н.

Приказ №_44_от_30.08.2019_

Рабочая программа

по предмету «Обществознание»

 10 класс

Составитель РП:

Шилимов А.В..

учитель  обществознания

первая квалификационная категория

Гумны 2019

Рабочая программа по обществознанию для 10 класса составлена на основе Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования,  примерной программы основного общего образования по обществознанию, авторской программы  Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой (Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. 6 – 11 классы. М.: Просвещение, 2014),  учебного плана МБОУ «Гуменская СОШ» на 2019-2020 учебный год.

Результаты освоения учебного предмета

Результаты изучения курса «Обществознание» ориентированы на раздел «Требования к уровню подготовки выпускников» Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень), который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности,  место и роль человека  в системе общественных отношений;
  •  тенденции развития общества в целом  как сложной динамичной  системы, а также важнейших социальных институтов;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм,  механизмы правового регулирования;
  • особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;  
  • анализировать актуальную  информацию о социальных объектах, выявляя  их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
  • раскрывать на примерах  изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  • осуществлять  поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам;  систематизировать, анализировать  и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации,  с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные  суждения и аргументы по определенным проблемам;
  •  подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  •         применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения   познавательных задач  по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретенные  знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  •  успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
  • предвидения    возможных последствий определенных социальных действий;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;                                                      
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

РАЗДЕЛ 1. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК (14 ч)

Тема 1. Общество (4 ч)

Краткое описание содержания темы

Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.

Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.

Основные понятия: общество, деятельность, общественные отношения, культура, социальный институт, институализация.

Тема 2. Человек (10 ч)

Краткое описание содержания темы

Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.

Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.

Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.

Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное.

Основные понятия: смысл жизни, духовный мир, мораль, идеал, ценность, совесть, патриотизм, гражданственность, мировоззрение, потребность, цель, мотив, сознание, знание, чувственное познание, мышление, язык, истина, научное познание, социальное знание, личность, нравы, обычай, самосознание, самореализация.

РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ (38 ч)

Тема 3. Духовная культура (8 ч)

Краткое описание содержания темы

Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации.

Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование. Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура.

Основные понятия: духовная жизнь, культура, народная культура, массовая культура, элитарная культура, средства массовой информации, наука, образование, мораль, смысл жизни, религия, искусство, художественное творчество, направления искусства.

Тема 4. Экономическая сфера (4 ч)

Краткое описание содержания темы

Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние экономики и политики.

Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.

Основные понятия: экономическая сфера общества, экономика, уровень жизни, валовый внутренний продукт, экономический механизм, экономический интерес, деловая этика, экономическая свобода, социальная ответственность.

Тема 5. Социальная сфера (15 ч)

Краткое описание содержания темы

Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.

Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.

Основные понятия: социальное равенство, социальная структура общества, социальная стратификация, социальная мобильность, социальный интерес, социальное взаимодействие, социальные отношения, социальный конфликт, социальные аспекты труда, социальные нормы, обычаи, традиции, правовые нормы

Тема 6. Политическая сфера (12 ч)

Краткое описание содержания темы

Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.

Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология.

Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.

Основные понятия: политическая партия, политическое действие, политическая сфера, политический институт, государство, политические отношения, власть, политическая власть, политическая система, политический режим, тоталитарный режим, авторитарный режим, демократический режим, политический плюрализм, демократические ценности, правовое государство, президентская республика, парламентская республика, смешанная республика, парламентская монархия, гражданское общество

РАЗДЕЛ 3. ПРАВО (15 ч)

Тема 7. Право как особая система норм (9 ч)

Краткое описание содержания темы

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.

Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.

Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.

Современное российское законодательство.

Основные понятия: система общеобязательных норм, право, система норм, система права, отрасли права, институт права, финансовое право, материальные отрасли, процессуальные отрасли, публичное право, частное право, источники права, естественное право, правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт, закон, Конституция, подзаконный акт, правоотношение, правонарушение, юридическая ответственность.

Заключительные уроки (6 ч)

Краткое описание содержания темы

Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия.

Основные понятия: пути и формы общественного развития, прогресс, регресс, критерии общественного прогресса.

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Количество часов

Оснащение урока

Виды самостоятельной работы

Дата проведения

план

факт

Раздел I.

Общество и человек.

14

1.

Глава 1. Общество

4

1.1.

Что такое общество

Изучение нового материала

1

§ 1

Сообщение «Эволюция и революция как формы социального изменения»

3.09

1.2.

Что такое общество

Комбинированный

1

§ 1

7.09

1.3.

Общество как сложная динамичная система

Комбинированный

1

§ 2, таблица «Развитие общества»

Сообщение «Процессы глобализации»

10.09

1.4.

Тестовый контроль по теме "Общество"

Повторительно-обобщающий

1

14.09

2.

Глава 2. Человек

8

2.1.

Природа человека

Комбинированный

1

§ 3, CD «Обществознание. 10-11 кл. Ч. 1»

Сообщение о моральных нормах в мировых религиях, о заповедях

17.09

2.2.

Человек как духовное существо

Комбинированный

2

§ 4, CD «Обществознание. 10-11 кл. Ч. 1»

21.09

24.09

2.3.

Деятельность – способ существования людей

Комбинированный Практикум

2

§ 5

28.09

1.10

2.4.

Познание и знание

Комбинированный

2

§ 6, CD «Обществознание. 10-11 кл. Ч. 1»

Подготовить материал о рациональном и чувственном познании

5.10

8.10

2.5.

Человек в системе социальных связей

Комбинированный

2

§ 7, таблица «Взаимодействие людей в обществе»

12.10

15.10

2.6.

Тестовый контроль по теме "Общество и человек"

Повторительно-обобщающий

1

19.10

Раздел II. Основные сферы общественной жизни.

39

3.

Глава 3. Духовная культура

9

3.1.

Культура и духовная жизнь общества

Комбинированный

2

§ 8, таблица «Культура и духовная жизнь»

22.10

26.10

3.2.

Наука и образование

Изучение нового материала.

1

§ 9

5.11

3.3.

Наука и образование

Практическое занятие

1

§ 9

Работа над проектом «Школа вчера, сегодня, завтра»

9.11

3.4.

Мораль. Религия

Комбинированный

2

§ 10

12.11

16.11

3.5.

Искусство и духовная жизнь

Комбинированный

1

§ 11, CD «Обществознание. 10-11 кл. Ч. 1»

Эссе по теме

19.11

3.6.

Тестовый контроль по теме "Духовная культура"

Повторительно-обобщающий

1

23.11

4.

Глава 4. Экономика

4

4.1.

Роль экономики в жизни общества

Комбинированный

2

§ 12, CD «Обществознание. 10-11 кл. Ч. 2»

Подготовить сообщение «Основные принципы менеджмента»

26.11

4.2.

Экономическая культура

Комбинированный

1

§ 13

30.11

4.3.

Тестовый контроль по теме "Экономика"

Повторительно-обобщающий

1

3.12

5.

Глава 5. Социальная сфера

12

5.1.

Социальная структура общества

Комбинированный

3

§ 14, таблица «Социальная система общества»

Сообщение о социальной структуре современного общества

7.12

10.12

14.12

5.2.

Социальные взаимодействия

Комбинированный

3

§ 15, таблица «Взаимодействие людей в обществе»

17.12

21.12

24.12

5.3.

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

Комбинированный

Практикум

3

§ 16

28.12

14.01

18.01

5.4.

Нации и межнациональные отношения

Комбинированный

2

§ 17, CD «Обществознание. 10-11 кл. Ч. 1»

21.01

25.01

5.5.

Семья и быт

Комбинированный

2

§ 18, CD «Обществознание. 10-11 кл. Ч. 1»

Эссе по теме

28.01

01.02

5.6.

Социальное развитие и молодежь

Комбинированный

1

§ 19

04.02

5.7

Тестовый контроль по теме "Социальная сфера"

Повторительно-обобщающий урок

1

08.02

6.

Глава 6. Политическая сфера

11

6.1.

Политика и власть

Комбинированный

1

§ 20

11.02

6.2.

Политическая система

Комбинированный

2

§ 21, таблица «Политическая система общества»

Сообщение о типах политической системы

15.02

18.02

6.3.

Гражданское общество и правовое государство

Комбинированный

4

§ 22

Эссе «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»

22.02

25.02

29.02

03.03

6.4.

Демократические выборы и политические партии

Комбинированный

Практикум

2

§ 23, таблица «Политическая жизнь общества»

Сообщение о современных политических партиях РФ

Подобрать материалы из СМИ

7.03

10.03

6.5.

Участие гражданина в политической жизни

Комбинированный

2

§ 24

14.03

17.03

6.6.

Тестовый контроль по теме "Политическая сфера"

Повторительно-обобщающий

1

21.03

Раздел III. Право.

7.

Глава 7. Право как особая система норм

8

7.1.

Право в системе социальных норм

Комбинированный

2

§ 25, таблица «Право»

4.04

7.04

7.2.

Источники права

Самостоятельная работа

1

§ 26, CD «Обществознание. 10-11 кл. Ч. 1»

11.04

7.3.

Правоотношения и правонарушения

Комбинированный

3

§ 27

Эссе по теме

14.04

18.04

21.04

7.4.

Современное российское законодательство

Комбинированный

2

§ 28

25.04

28.04

7.5.

Предпосылки правомерного поведения

Комбинированный

1

§ 29, CD «Обществознание. 10-11 кл. Ч. 1»

2.05

7.6

Общество в развитии

Комбинированный

2

§ 30, таблица «Развитие общества», CD «Обществознание. 10-11 кл. Ч. 1»

5.05

12.05

7.7.

Тестовый контроль по теме "Право"

Повторительно-обобщающий

1

16.05

7.8.

Итоговое тестирование по курсу «Обществознание»

Повторительно-обобщающий

1

19.05

7.9.

Резервные уроки

Практикум

2

23.05

26.05

ИТОГО:

68

13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...