Рабочая программа по обществознанию 9 класс
рабочая программа по обществознанию (9 класс)

Урбанович Ирина Владимировна

Рабочая программа по обществознанию 9 класс п

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_pr_po_obshch_9_kl.docx64.48 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по обществознанию 9 класс

I. Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию для 9 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»); авторской программой по обществознанию для 5-9 классов под редакцией Л. Н. Боголюбова (Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.]. – М.: Просвещение, 2015).

Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения

гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен

получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах

жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению.

Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:

Развитие личности в ответственный период социального взросления

человека (10-15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процесс восприятия социальной (в том числе экономической и правовой информации) и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности,

уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ.

Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний о

необходимых для социальной адаптации об обществе, об основных социальных ролях, о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде, о сферах человеческой деятельности, о способах регулирования общественных отношений, о механизмах реализации и защиты прав

человека и гражданина.

Формирование опыта применения полученных знаний для решения

типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданской, общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.

Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:

создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и

познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);

способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);

помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;

содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);

обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе),

рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;

предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного

употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;

помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;

предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.

II. Общая характеристика учебного предмета (курса) «Обществознание»

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

«Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс.

Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека. Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов

жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином.

Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: метод проектов и исследований, методика

проблемного и развивающего обучения, рефлексивные методы.

III. Место предмета «Обществознание» в учебном плане.

Общее количество на время обучения составляет 70 часов. Общая недельная нагрузка  составляет 2 часа (1час из федерального компонента и 1 час из формируемой участниками образовательных отношений)

Количество часов в разделах распределено самостоятельно.

IV. Планируемые результаты освоения учебного предмета 

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:

• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и

семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:

познавательной

• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

ценностно-мотивационной

• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

трудовой

• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих

трудовую деятельность несовершеннолетних;

• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

эстетической

• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

коммуникативной

• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

• понимание значения коммуникации в межличностном общении;

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

При изучении обществознания задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной.

V.Содержание программы 9 класс

Введение (1ч)

Политика (17 ч)

Политика и власть. Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.

Государство. Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

Политические режимы. Политический режим. Демократия и тоталитаризм.

Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире

Правовое государство. Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.

Гражданское общество и государство. Гражданское общество. Местное самоуправление.  Пути формирования гражданского общества в РФ.

Участие граждан в политической жизни. Участие граждан в политической жизни. Гражданская активность. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Право (29 ч)

Роль права в жизни общества и государства. Право, его роль в жизни человека, общества, государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.

Правоотношения и субъекты права. Сущность и особенности правоотношений, различия и возможности осуществления действий участников правоотношений, мера дозволенного, субъекты правоотношений, правоспособность и дееспособность, физические и юридические лица,

юридические действия, правомерные и противоправные юридические действия, события.

Правонарушения и юридическая ответственность. Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятия и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Правоохранительные органы. Правоохранительные органы РФ. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Этапы развития Конституции. Закон высшей юридической силы. Главные задачи Конституции. Конституционный строй. Основы государства. Основы статуса человека и гражданина. Основные принципы конституционного строя.

Права и свободы человека и гражданина. Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Гражданские правоотношения. Сущность гражданского права. Особенности гражданских правоотношений. Виды договоров. Гражданская дееспособность несовершеннолетних. Защита прав потребителя.

Право на труд. Трудовые правоотношения Трудовые правоотношения. Трудовой кодекс РФ. Право на труд. Трудовые правоотношения. Права, обязанности и взаимная ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых

правоотношениях.

Семейные правоотношения. Семейные правоотношения. Семейный кодекс РФ. Сущность и особенность семейных правоотношений. Правоотношения супругов. Правоотношения родителей и детей.

Административные правоотношения. Административные правоотношения. Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Административные правонарушения. Виды административных наказаний. Определять сферу общественных отношений, регулируемых

административным правом.

Уголовно-правовые отношения. Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Социальные права. Социальная политика государства. Право на жилище. Право на социальное обеспечение. Здоровье под охраной закона.

Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.

Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооружённых конфликтов. Защита гражданского населения в период вооружённых столкновений.

Правовое регулирование отношений в сфере образования Законодательство в сфере образования. Получение образования — и право, и обязанность.

Итоговое повторение (23ч):

Общество и человек (4ч)

Понятие «Общество». Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.

Взаимосвязь общества и природы. Что такое природа? Биосфера и ноосфера. Взаимодействие человека и окружающей природной среды.

Место человека в мире природы. Человек и вселенная. Человек – звено в цепи эволюции или «вершина пирамиды»?

Человек. Личность. Отличие человека от других существ. Природное и общественное в человеке. Мышление и речь – специфические свойства человека.

Деятельность человека, её виды. Игра, учеба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя. Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека.

Качества сильной личности.

Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.

Развитие общества. Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Основные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Человечество в XXI в. Тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.

Культура (5ч)

Понятие «культура». Духовная жизнь общества. Сфера духовной культуры и её особенности. Культура личности и общества. Диалог культур как черта современного мира. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Образование. Значимость образования в условиях информационного общества. Непрерывность образования. Самообразование.

Наука в современном обществе. Наука, её значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда учёного. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Религия как одна из форм культуры. Религия как одна из форм культуры.

Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Мораль. Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло – главные понятия этики. Критерии морального поведения. Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Нравственные чувства и самоконтроль.

Экономика (9ч)

Экономика и её роль в жизни общества. Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономичный выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).

Экономические системы. Основные вопросы экономики. Что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Типы экономических систем.

Собственность. Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.

Производство. Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.

Потребление. Потребление. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.

Предпринимательская деятельность. Предпринимательство. Цели фирмы, её основные организационно-правовые формы. Современные формы предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.

Рыночная экономика. Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Роль государства в экономике. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Инфляция. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.

Безработица, её причины и последствия. Занятость и безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Какие профессии востребованы на рынке труда.

Социальные отношения (4ч)

Социальная структура общества. Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Социальное неравенство. Многообразие социальных общностей и групп. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения. Изменения социальной структуры с переходом в постиндустриальной общество.

Социальные статусы и роли. Социальная позиция человека в обществе: от чего она зависит. Ролевой репертуар личности. Гендерные различия: социальные роли мужчин и женщин. Изменения статуса с возрастом. Социальные роли подростов. Отношения между поколениями.

мужчин и женщин. Изменения статуса с возрастом. Социальные роли подростов. Отношения между поколениями.

Нации и межнациональные отношения. Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.

Отклоняющееся поведение. Отклоняющееся поведение.

Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.

Социальная значимость здорового образа жизни.

Заключительный урок (1ч)

Можно ли представить будущее? Как приспособиться к быстрым переменам в жизни общества?

VI. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

9 класс 70часов

Введение 1 час

Глава I. Политика  17часов

1-2. Политика и власть 2 ч

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.

Характеризовать власть и политику как социальные явления.

3-4. Государство 2 ч

Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

Раскрывать признаки суверенитета.

Различать формы правления и государственного устройства.

5-6. Политические режимы 2 ч

Политические режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.

Сопоставлять различные типы политические режимов.

Называть и раскрывать основные принципы демократического устройства.

7-8. Правовое государство 2 ч

Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.

Раскрывать принципы правового государства.

9-10. Гражданское общество и государство 2ч

Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

Раскрывать сущность гражданского общества.

Характеризовать местное самоуправление.

11-12. Участие граждан в политической жизни 2 ч

Участи граждан в политической жизни. Гражданская активность. Участие выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум в РФ. Опасность политического экстремизма.

Анализировать влияние политических отношений на судьбы людей.

Проиллюстрировать основные идею темы примерами из истории, современных событий, личного социального опыта.

Описывать различные формы участия гражданина в политической жизни.

Обосновывать ценность и значимость гражданской активности.

Приводить примеры гражданственности.

13-14Политические партии и движения 2 ч

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участи партий в выборах.

Называть признаки политической партии их на примере одной из партий РФ.

Характеризовать проявления многопартийности.

15. Практикум по главе 1 ч

16. ПОУ по главе 1 ч

17. Контрольная работа по главе 1ч

Глава II. Право 29 часов

1. Роль права в жизни общества и государства 1 ч

Право, его роль в жизни человека, общества, государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.

Объяснить, почему закон является нормативным актом высшей юридической силы.

Сопоставлять позитивное и естественное право. Характеризовать элементы системы российского законодательства.

2-3 Правоотношения и субъекты права 2 ч

Сущность и особенности правоотношений, различия в возможности осуществления действий участников правоотношений, мера дозволенного, субъекты правоотношений, правоспособность и дееспособность физических и юридических сил, юридические факты, юридические действия, события.

Раскрывать смысл понятия «правоотношение», показывать на примерах отличия правоотношений от других видов социальных отношений.

Раскрывать смысл понятий «субъективные юридические права» и «юридические обязанности участников правоотношений». Объяснять причину субъективности прав и юридического закрепления обязанностей участников правоотношений.

 Раскрывать смысл понятий «дееспособность» и «правоспособность». Раскрывать особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц.

 Объяснять причины этих различий. Называть основания возникновения правоотношений.

4-5. Правонарушения и юридическая ответственность 2 ч

Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятия и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Различать правонарушение и правомерное поведение. Называть основные виды и признаки правонарушений. Характеризовать юридическую ответственность в качестве критерия правомерного поведения. Объяснять смысл презумпции невиновности.

6. Правоохранительные органы 1 ч

Правоохранительные органы РФ. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

Называть основные правоохранительные органы РФ.

Различать сферы деятельности правоохранительных органов и судебной системы. Приводить примеры деятельности правоохранительных органов.

7-10. Конституция Российской Федерации. Основы Конституционного строя РФ

4 ч

Этапы развития Конституции. Закон высшей юридической силы. Главные задачи Конституции.

Конституционный строй. Основы государства. Основы статуса человека и гражданина. Основные принципы  конституционного строя.

Характеризовать Конституцию РФ как закон высшей юридической силы. Приводить конкретные примеры с опорой на текст Конституции РФ, подтверждающие её высшую юридическую силу.

Называть главные задачи Конституции.

Объяснять, какие принципы правового государства отражены в статьях 2, 10, 15, 17, 18 Конституции РФ.

 Характеризовать принципы федерального устройства РФ.

 Проводить различия между статусом человека и статусом гражданина.

11-12 Права и свободы человека и гражданина 2 ч

Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека – идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Объяснять смысл понятия «права человека».

Объяснять, почему Всеобщая декларация прав человека не являются юридическим документом.

Классифицировать права и свободы (приводить примеры различных групп прав)

13-14. Гражданские правоотношения 2 ч

Сущность гражданского права. Особенности гражданских правоотношений. Виды договоров. Гражданская дееспособность несовершеннолетних. Защита прав потребителя.

Характеризовать особенности гражданских правовых отношений. Называть виды и приводить примеры гражданских договоров.

Раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних.

Находить и извлекать информацию о правах потребителя, предусмотренных законом РФ.

Раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей.

15-16.Право на труд. Трудовые правоотношения. 2 ч

Трудовые правоотношения. Трудовой кодекс РФ. Право на труд. Права, обязанности и взаимная ответственность работника и работодателя. Обязанности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.

Называть основные юридические гарантии права на свободный труд.

Характеризовать особенности трудовых правоотношений.

Объяснять роль трудового договора в отношениях между работниками и работодателями.

Раскрывать особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.

17-18. Семейные правоотношения 2 ч

Семейные правоотношения. Семейный кодекс РФ. Сущность и особенность семейных правоотношений. Правоотношения супругов. Правоотношения родителей и детей.

Объяснять условия заключения и расторжения брака. Приводить примеры прав и обязанностей супругов, родителей и детей.

Находить информацию о семейных правоотношениях и извлекать её из адаптированных источников различного типа.

19-20. Административные правоотношения 2 ч

Административные правоотношения. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Виды административных наказаний.

Определять сферу общественных отношений, регулируемых административным правом.

Характеризовать субъектов административных правоотношений. Указывать основные признаки административного правонарушения.

Характеризовать значение административных наказаний.

21-22. Уголовно-правовые отношения 2 ч

Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Характеризовать особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений. Указывать объекты уголовно-правовых отношений.

Перечислять важнейшие признаки преступления .

Отличать необходимую оборону от самосуда.

Характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних.

23. Социальные права 1 ч

Социальная политика государства. Право на жилище. Право на социальное обеспечение. Здоровье под охраной закона.

Называть основные социальные права человека. Раскрывать понятие «социальное государство». На конкретных примерах иллюстрировать основные направления социальной политики нашего государства.

24-25. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов 2 ч

Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.

Объяснять сущность гуманитарного права. Характеризовать основные нормы, направленные на защиту раненых, военнопленных, мирного населения.

Указывать методы и средства ведения войны, которые запрещены.

 Оценивать необходимость и значение международно-правовой защиты жертв войны.

 Объяснять значение международного гуманитарного права.

Раскрывать смысл понятия «военное преступление».

26. Правовое регулирование отношений в сфере образования  1 час

Законодательство в сфере образования. Получение образования  и право, и обязанность

Объяснить смысл понятия «право на образование». Различать право на образование применительно к основной и полной средней школе.

Объяснять взаимосвязь права на образование и обязанности получить образование.

27. Практикум по главе 1 ч

28. ПОУ по главе 1 ч

29. Контрольная работа по главе 1ч

III. Итоговое повторение (23часа)

1-4. Общество и человек.

1. Понятие «Общество». Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.

Выделять существенные признаки общества.

Называть сферы общественной жизни и характерные для них социальные явления.

Показывать на конкретных примерах взаимосвязь основных сфер общественной жизни.

2. Взаимосвязь общества и природы. Что такое природа? Биосфера и ноосфера. Взаимодействие человека и окружающей природной среды.

Место человека в мире природы. Человек и вселенная. Человек – звено в цепи эволюции или «вершина пирамиды»?

Раскрыть смысл понятия «ноосфера».

Оценивать утверждение о связи природы и общества и аргументировать свою оценку.

Характеризовать возможности человеческого разума.

Раскрывать значение моральных норм.

Анализировать и оценивать текст с заданных позиций.

3. Человек. Личность. Отличие человека от других существ. Природное и общественное в человеке. Мышление и речь – специфические свойства человека.

Деятельность человека, её виды. Игра, учеба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя. Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека.

Качества сильной личности.

Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.

Выявить отличие человека от животных.

Объяснить человеческие качества.

Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в человеке.

Выявлять связь между мышлением и речью.

Объяснить понятие «самореализация»

Приводить примеры основных видов деятельности человека.

Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность».

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности.

Выявлять и сравнивать признаки, характеризующие человека как индивида, индивидуальность и личность.

Описывать агенты социализации, оказывающие влияние на личность.

Исследовать несложные практические ситуации, в которых проявляются различные качества личности, её мировоззрение

4. Развитие общества. Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Основные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Человечество в XXI в. Тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.

Выявлять изменения социальной структуры, связанные в постиндустриальное общество.

Анализировать факты социальной действительности, связанные с изменением структуры общества.

Раскрывать смысл понятия «общественный прогресс».

Приводить примеры прогрессивных и регрессивных изменений в обществе.

Характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни перемены, происходящие в современном обществе (ускорение общественного развития).

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике глобальных проблем.

5-9. Культура

5. Понятие «Культура».  Духовная жизнь общества. Культура личности и общества. Диалог культур как черта современного мира. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Определять сущностные характеристики понятия «культура».

Различать и описывать явления духовной культуры.

Находить  и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах культуры из адаптированных источников.

Характеризовать духовные ценности российского народа.

Выражать своё отношение к тенденциям в культурном развитии.

6. Образование. Образование. Значимость образования в условиях информационного общества. Непрерывность образования. Самообразование.

Оценивать значение образования в информационном обществе.

Извлекать информацию о тенденциях в развитии образования из различных источников.

Характеризовать с опорой на примеры современную образовательную политику РФ.

Обосновать своё отношение к непрерывному образованию.

7. Наука. Наука, её значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда учёного. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Характеризовать науку как особую систему знаний.

Объяснять возрастание роли науки в современном обществе.

8. Религия как одна из форм культуры.

Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Определять сущностные характеристики религии и её роль в культурной жизни.

Объяснять сущность и значение веротерпимость.

Раскрывать сущность свободы совести.

Оценивать своё отношение к религии и атеизму.

9. Мораль. Моральный выбор. Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло – главные понятия этики. Критерии морального поведения. Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Нравственные чувства и самоконтроль.

Объяснять роли морали в жизни общества.

Характеризовать основные принципы морали.

Характеризовать моральную сторону различных социальных ситуаций.

Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения влияния моральных устоев на развитие общества и человека.

Приводить примеры морального выбора.

Давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей.

10-18. Экономика

10. Экономика и её роль в жизни общества. Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономичный выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).

Экономические системы. Основные вопросы экономики. Что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Типы экономических систем.

Раскрывать роль экономики в жизни общества.

Объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов.

Различать свободные и экономические блага.

Приводить примеры принятия решения на основе экономического выбора.

11. Экономические системы. Основные вопросы экономики. Что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Типы экономических систем.

Описывать и иллюстрировать примерами решения основных вопросов участниками экономики.

Различать и сопоставлять основные типы экономических систем.

Характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах.

12. Собственность. Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.

Производство. Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.

Объяснять смысл понятия «собственность».

Характеризовать и конкретизировать примерами формы собственности.

Называть основания для приобретения права собственности.

Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией и защитой прав собственности.

13. Производство. Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.

Объяснить решающую роль производства как источника экономических благ.

Различать товары и услуги как результат производства.

Называть и иллюстрировать примерами факторы производства из адаптированных источников.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с использованием различных способов повышения эффективности производства.

14. Потребление. Потребление. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.

Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов.

Характеризовать виды страховых услуг, предоставляемых гражданам.

Раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей.

15. Предпринимательская деятельность. Предпринимательство. Цели фирмы, её основные организационно-правовые формы. Современные формы предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.

Описывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства.

Сравнивать различные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

Объяснять преимущества и недостатки малого бизнеса.

Выражать собственное отношение к проблеме соблюдения морально-этических норм в предпринимательстве.

Оценивать возможности своего участия в предпринимательской деятельности.

16. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Характеризовать экономические функции государства.

Описывать различные формы вмешательства государства в рыночные отношения.

Различать прямые и косвенные налоги.

Раскрывать смысл понятия «государственный бюджет».

Приводить примеры государственной политики регулирования доходов и расходов.

17. Инфляция. Характеризовать экономические функции государства.

Описывать различные формы вмешательства государства в рыночные отношения.

Различать прямые и косвенные налоги.

Раскрывать смысл понятия «государственный бюджет».

Приводить примеры государственной политики регулирования доходов и расходов.

Различать номинальные и реальные доходы граждан.

Показывать влияние инфляции на реальные доходы и уровень жизни населения.

Называть и иллюстрировать примерами формы сбережения граждан.

Объяснять связь семейной экономики с инфляционными процессами в стране.

Оценивать способы использования сбережений своей семьи с точки зрения экономической рациональности.

Характеризовать роль банков в сохранении и приумножении доходов населения.

18. Безработица, её причины и последствия. Занятость и безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Какие профессии востребованы на рынке труда.

Характеризовать безработицу как закономерное явление рыночной экономики.

Называть и описывать причины безработицы.

Различать экономические и социальные последствия безработицы.

Объяснять роль государства в обеспечении занятости.

Оценивать собственные возможности на рынке труда.

19-22. Социальные отношения

19. Социальная структура общества. Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Социальное неравенство. Многообразие социальных общностей и групп. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения. Изменения социальной структуры с переходом в постиндустриальной общество.

Выявлять и различать различные социальные общности и группы.

Раскрывать причины социального неравенства.

Приводить примеры различных видов социальной мобильности.

Характеризовать причины социальных конфликтов, используя межпредметные связи, материалы СМИ; показывать пути их разрешения.

Находить и извлекать социальную информацию о структуре общества и направлениях её изменения из адаптированных источников различного типа.

20. Социальные статусы и роли. Социальная позиция человека в обществе: от чего она зависит. Ролевой репертуар личности. Гендерные различия: социальные роли мужчин и женщин. Изменения статуса с возрастом. Социальные роли подростов. Отношения между поколениями.

мужчин и женщин. Изменения статуса с возрастом. Социальные роли подростов. Отношения между поколениями.

Называть позиции, определяющие статус личности. Различать предписанные и достигаемые статусы. Раскрывать и иллюстрировать примерами ролевой репертуар личности.

Объяснять причины ролевых различий по гендерному признаку, показывать их проявление в различных социальных ситуациях.

Описывать основные социальные роли старших подростков.

Характеризовать межпоколенческие отношения в современном обществе. Выражать собственное отношение к проблеме нарастания разрыва между поколенями.

21. Нации и межнациональные отношения. Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.

Знать и правильно использовать в предлагаемом контексте понятия «этнос», «нация», «национальность».

Конкретизировать примерами из прошлого и современности значение общего исторического прошлого, традиции в сплочении народа.

Характеризовать противоречивость межнациональных отношений в современном мире. Объяснить причины возникновения межнациональных конфликтов и характеризовать возможные пути их разрешения.

22. Отклоняющееся поведение. Отклоняющееся поведение.

Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.

Социальная значимость здорового образа жизни.

Объяснять причины отклоняющегося поведения.

Оценивать опасные последствия наркомании и алкоголизма для человека и общества.

Оценивать социальное значение здорового образа жизни.

IV.Заключительный урок (1 ч)

1. Можно ли представить будущее? Как приспособиться к быстрым переменам в жизни общества?

Характеризовать основные тенденции развития общества.

Оценивать различные варианты социальных прогнозов и общественные перспективы.

VII. Учебно- методическое и материально- техническое обеспечение

образовательного процесса.

Учебные материалы

Обществознание . 9 класс. Боголюбов Л.Н., Матвеев А.И., Жильцова Е.И. и

др./Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазбниковой А.Ю. - - М., "Просвещение"2012г..

Интернет ресурсы: http://fcior.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/

Список литературы

1 Нормативные и программные документы.

• Закон «Об образовании РФ».

• проект государственной программы Российской Федерации

«Развитие образования» на 2013-2020 годы.

2 Примерные программы по учебным предметам. Обществознание 5 – 9 классы.

Стандарты второго поколения. М: Просвещение 2010

3 Учебно-методическое пособие. Рабочие программы к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 5 – 9 классы» М: Просвещение 2012

4 Учебно – методическое пособие. Рабочие программы. Обществознание. 5 – 9 классы. Сост. Т.И. Никитина М: Дрофа 2012

5 Интернет ресурсы: standart.edu.ru fgos.isiorao.ru educom.ru

Литература для учителя обществознания (основная школа):

Безбородое А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородое, М. Б. Буланова, В. Д. Губин. — М., 2008

Морозова С. А. Обществознание: учеб.-метод, пособие / С. А. Морозова. - СПб., 2001

Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик. - М., 2007

Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. В. В. Барабанова. — СПб., 2001 Тишков В. А. Российский народ: кн. для учителя / В. А. Тишков. - М., 2010

Кравченко А. И. Социология и политология: учеб. пособие для студентов средних проф. учеб. заведений / А. И. Кравченко. — М., 2000

Философия: учеб. / под ред. О. А. Митрошенкова. — М., 2002

Философия: учеб. / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидори-ной. — М., 2004

Балашов Л. Е. Практическая философия / Л. Е. Балашов. — М., 2001

Социальная психология: учеб. для вузов / Г. М. Андреева. — М., 2004

Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. — СПб., 2005

Григорович Л. А. Педагогика и психология: учеб. пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. — М., 2003

Сухов А. Н. Социальная психология: учеб. пособие для студентов вузов / А. Н. Сухов [и др.]; под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. — М., 2001

Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: учеб. пособие / Б. А. Исаев. — СПб., 2008

Кравченко А. И. Основы социологии: учеб. пособие для студентов средних спец. учеб. заведений / А. И. Кравченко. - М., 2004

Кравченко А. И. Социология в вопросах и ответах / A. И. Кравченко. - М., 2008

Латышева В. В. Основы социологии: учеб. для ссузов / B. В. Латышева. — М., 2004

Миголатьев А. А. Курс политологии: учеб. / А. А. Миго-латьев, В. В. Огнева. — М., Политология: учеб. / под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуто-рова. — М., 2005

Смирнов Г. Н. Политология: учеб. / Г. Н. Смирнов [и др.]. — М., 2008

Липсиц И. В. Экономика: учеб. для вузов. — М., 2007

Михайлушкин  А. Н. Основы экономики: учеб. для ссузов / А. Н. Михайлушкин.— М., 2003

Носова С. С. Основы экономики: учеб. для студентов образовав учреждений

среднего проф. образования / С. С. Носова. — М., 2002

Экономика для колледжей: базовый курс. — Ростов н/Д, 2005 Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. — М., 2005

Цифровые образовательные ресурсы:

http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной

власти Российской Федерации).

VIII. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

В результате изучения обществознания ученик должен

знать /понимать:

 социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

 сущность общества как формы совместной деятельности людей;

 характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

 содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь:

 описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;

человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

 сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

 объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

 приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

 оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

 решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

 осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

 самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.)

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

 для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

 общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

 нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

 реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

 первичного анализа и использования социальной информации.

Выпускник научится:

• характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления;

• правильно определять инстанцию (государственный орган), в которую следует обратиться для разрешения той или типичной социальной ситуации;

• сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества демократического политического устройства;

• описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на

примерах прошлого и современности;

• характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе,

основные проявления роли избирателя;

• различать факты и мнения в потоке информации.

• характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры;

• распознавать и различать явления духовной культуры;

• описывать различные средства массовой информации;

• находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах

развития культуры из адаптированных источников различного типа;

• видеть различные точки зрения в вопросах ценностного выбора и приоритетов в духовной сфере, формулировать собственное отношение.

• характеризовать явление ускорения социального развития;

• объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;

• описывать многообразие профессий в современном мире;

• характеризовать роль молодёжи в развитии современного общества;

• извлекать социальную информацию из доступных источников;

• применять полученные знания для решения отдельных социальных проблем.

Выпускник получит возможность научиться:

• осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в

укреплении нашего государства;

• соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать

обоснованные выводы.

• описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;

• характеризовать основные направления развития отечественной культуры в

современных условиях;

• осуществлять рефлексию своих ценностей;

• критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода;

• оценивать роль спорта и спортивных достижений в контексте современной

общественной жизни;

• выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам

молодёжи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...