Материал для подготовке к ОГЭ по теме "Познание"
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс)

Павлинова Галина Александровна

Материал для подготовке к ОГЭ по теме "Познание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznanie.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Знание – результат познавательной деятельности людей.

Познание

Познание – активная деятельность людей, направленная на приобретение и развитие знаний.

Цель познавательной деятельности – получение знания о рассматриваемом предмете: его свойствах, структуре, составе, связях с другими предметами.

Средства познания:  наблюдение,  анализ, эксперимент и другие используемые во вненаучном познании.

Результат познания – получение достоверного знания об изучаемом предмете.

Структура познания: субъект (человек) – объект (предмет познания).

Формы познания:

  • Чувственное;
  • Рациональное.

Чувственное познание основано на пяти основных чувствах: вкус, осязание, зрение, слух, обоняние.

Результатом чувственного познания  является  субъективный образ субъективного мира.

Формы (этапы) чувственного познания:

  • Ощущение – отражение свойств предметов и процессов, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств, первоначальный источник наших знаний.
  • Восприятие – воздействие на органы чувств целостного образа предмета.
  • Представление – чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия.

Рациональное познание – необходимый  этап познавательной деятельности, который проходит через мыслительные операции:

  • Сравнение;
  • Уподобление;
  • Обобщение;
  • Отвлечение (абстрагирование).

Формы (этапы) рационального познания:

  • Понятие – это мысль, отражающая предметы или явления в их общих и существенных признаках.
  • Суждение – форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо.
  • Умозаключение – логический вывод, связывающий два и более суждений;  итог рассуждений.

Истина

Истина – соответствие мысли предмету.

Истина - это правильное, проверенное практикой, отражение существующих вне и независимо от сознания предметов и явлений природы и общества

Критерии истины:

  • Опыт  в эмпирическом познании;
  • Разум в рациональном познании.

Абсолютная истина – несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание, она полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания.

Относительная истина – неполное, относительно ограниченное знание. Разновидностью относительной истины является правда

Объективная истина –  это такое содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта по содержанию (по форме всегда зависит, поэтому истина субъективна по форме).

Научное познание – его отличает стремление к объективности, к  изучению мира таким, какой он есть вне  и независимо от человека. Результат не должен зависеть от частных мнений, пристрастий, авторитетов.

Специфические черты научного познания:

  • Применение специальных способов и методов изучения действительности (эксперимент, наблюдение, описание, системный анализ, моделирование, дедуктивное построение и аксиоматическое выведение следствий из посылок);
  • Воспроизводимость полученного результата (другие ученые, воссоздав те же условия, при которых их коллеги зафиксировали определенные показатели, должны получить такой же результат);
  • Открытость рациональной критике любой теории, любой идеи;
  • Всесторонняя обоснованность выдвигаемых положений.

Формы научного познания:

  • Теория – особым образом построенная система взаимосвязанных утверждений, законов науки;
  • Гипотеза – предположение, догадка;
  • Эксперимент -  опытный путь,   метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Отличаясь от наблюдения активным оперированием изучаемым объектом;
  • Наблюдение – исследование какого-либо явления природы без вмешательства в процесс явления со стороны исследователя, противоположно опыту;
  • Моделирование – процесс создания модели; модель –это нечто способное заменить в определенном отношении изучаемый предмет, это не само явление, а некое его упрощенное изображение.

Ненаучное познание

Формы ненаучного познания:

  • Миф  –   появляющиеся в дописьменных обществах предания о первопредках, богах, духах и героях. Мифологический комплекс, принимающий в обрядах синкретические визуально-вербальные формы, выступает как специфический способ систематизации знаний об окружающем мире.
  • Опыт – жизненная практика, опыт повседневной жизни.
  • Народная мудрость – опыт предыдущих поколений, отраженный пословицами, поговорками загадками;
  • Паранаука – околонаучное знание, неподтвержденное доказательствами;
  • Искусство – художественное освоение мира.

Социальное познание

Социальное познание – изучение общества при помощи общественных наук.

Особенности социального познания:

  • Сложность объекта познания;
  • Совпадение объекта познания и субъекта познания;
  • Влияние субъекта на познание;
  • Отсутствие возможности экспериментировать;
  • Несовместимость выводов и интересов отдельных групп.

Социальные факты – события имевшие место.

Виды социальных фактов:

  • Действия и поступки;
  • Продукты человеческой деятельности (материальные и духовные);
  • Словесные действия, суждения (мнения, суждения, оценки).

Самопознание

Самопознание – изучение  человеком самого себя, своего внутреннего я (процесс протекающий на протяжении всей жизни).

Способы самопознания:

  • Самооценка;
  • Самоисповедь.

Самооценка – эмоциональная оценка, отношение к собственному образу.

Самооценка:

  • Сопоставление образа реального Я с образом того идеала, каким бы вы хотели быть;
  • Некоторые склонны оценивать себя так, как их оценивают другие;
  • Самооценка зависит от отношения человека к собственным успехам и неудачам, к тому, что он извлекает из истории собственной жизни.

Я-концепция  (или образ Я) – относительно устойчивое, в больней или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представлении человека о самом себе.

Я-концепция – итог познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных реальных и фантастических ситуаций, а так же через мнения других людей и соотнесения себя с другими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал для подготовке ЕГЭ по математике

Этот материал позволит проверить знания учащихся для подготовки к ЕГЭ....

методический материал по подготовке к ЕГЭ

Пример написания сочинения-эссе с аргументами "ЗА" и "ПРОТИВ" (в помощь учащимя для подготовеи к ЕГЭ ....

Материал для подготовки с заданию С1 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)

Материал для подготовки с заданию С1 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...

Материал для подготовки с заданию С2 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)

Материал для подготовки с заданию С2 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...

Материал для подготовки с заданию С3 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)

Материал для подготовки с заданию С3 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...

Материал для подготовки с заданию С4 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)

Материал для подготовки с заданию С4 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...

Материал для подготовки с заданию С5 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)

Материал для подготовки с заданию С5 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...