Материал для подготовке к ОГЭ по теме "Познание"
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс)
Предварительный просмотр:
Знание – результат познавательной деятельности людей.
Познание
Познание – активная деятельность людей, направленная на приобретение и развитие знаний.
Цель познавательной деятельности – получение знания о рассматриваемом предмете: его свойствах, структуре, составе, связях с другими предметами.
Средства познания: наблюдение, анализ, эксперимент и другие используемые во вненаучном познании.
Результат познания – получение достоверного знания об изучаемом предмете.
Структура познания: субъект (человек) – объект (предмет познания).
Формы познания:
- Чувственное;
- Рациональное.
Чувственное познание основано на пяти основных чувствах: вкус, осязание, зрение, слух, обоняние.
Результатом чувственного познания является субъективный образ субъективного мира.
Формы (этапы) чувственного познания:
- Ощущение – отражение свойств предметов и процессов, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств, первоначальный источник наших знаний.
- Восприятие – воздействие на органы чувств целостного образа предмета.
- Представление – чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия.
Рациональное познание – необходимый этап познавательной деятельности, который проходит через мыслительные операции:
- Сравнение;
- Уподобление;
- Обобщение;
- Отвлечение (абстрагирование).
Формы (этапы) рационального познания:
- Понятие – это мысль, отражающая предметы или явления в их общих и существенных признаках.
- Суждение – форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо.
- Умозаключение – логический вывод, связывающий два и более суждений; итог рассуждений.
Истина
Истина – соответствие мысли предмету.
Истина - это правильное, проверенное практикой, отражение существующих вне и независимо от сознания предметов и явлений природы и общества
Критерии истины:
- Опыт в эмпирическом познании;
- Разум в рациональном познании.
Абсолютная истина – несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание, она полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания.
Относительная истина – неполное, относительно ограниченное знание. Разновидностью относительной истины является правда
Объективная истина – это такое содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта по содержанию (по форме всегда зависит, поэтому истина субъективна по форме).
Научное познание – его отличает стремление к объективности, к изучению мира таким, какой он есть вне и независимо от человека. Результат не должен зависеть от частных мнений, пристрастий, авторитетов.
Специфические черты научного познания:
- Применение специальных способов и методов изучения действительности (эксперимент, наблюдение, описание, системный анализ, моделирование, дедуктивное построение и аксиоматическое выведение следствий из посылок);
- Воспроизводимость полученного результата (другие ученые, воссоздав те же условия, при которых их коллеги зафиксировали определенные показатели, должны получить такой же результат);
- Открытость рациональной критике любой теории, любой идеи;
- Всесторонняя обоснованность выдвигаемых положений.
Формы научного познания:
- Теория – особым образом построенная система взаимосвязанных утверждений, законов науки;
- Гипотеза – предположение, догадка;
- Эксперимент - опытный путь, метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Отличаясь от наблюдения активным оперированием изучаемым объектом;
- Наблюдение – исследование какого-либо явления природы без вмешательства в процесс явления со стороны исследователя, противоположно опыту;
- Моделирование – процесс создания модели; модель –это нечто способное заменить в определенном отношении изучаемый предмет, это не само явление, а некое его упрощенное изображение.
Ненаучное познание
Формы ненаучного познания:
- Миф – появляющиеся в дописьменных обществах предания о первопредках, богах, духах и героях. Мифологический комплекс, принимающий в обрядах синкретические визуально-вербальные формы, выступает как специфический способ систематизации знаний об окружающем мире.
- Опыт – жизненная практика, опыт повседневной жизни.
- Народная мудрость – опыт предыдущих поколений, отраженный пословицами, поговорками загадками;
- Паранаука – околонаучное знание, неподтвержденное доказательствами;
- Искусство – художественное освоение мира.
Социальное познание
Социальное познание – изучение общества при помощи общественных наук.
Особенности социального познания:
- Сложность объекта познания;
- Совпадение объекта познания и субъекта познания;
- Влияние субъекта на познание;
- Отсутствие возможности экспериментировать;
- Несовместимость выводов и интересов отдельных групп.
Социальные факты – события имевшие место.
Виды социальных фактов:
- Действия и поступки;
- Продукты человеческой деятельности (материальные и духовные);
- Словесные действия, суждения (мнения, суждения, оценки).
Самопознание
Самопознание – изучение человеком самого себя, своего внутреннего я (процесс протекающий на протяжении всей жизни).
Способы самопознания:
- Самооценка;
- Самоисповедь.
Самооценка – эмоциональная оценка, отношение к собственному образу.
Самооценка:
- Сопоставление образа реального Я с образом того идеала, каким бы вы хотели быть;
- Некоторые склонны оценивать себя так, как их оценивают другие;
- Самооценка зависит от отношения человека к собственным успехам и неудачам, к тому, что он извлекает из истории собственной жизни.
Я-концепция (или образ Я) – относительно устойчивое, в больней или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представлении человека о самом себе.
Я-концепция – итог познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных реальных и фантастических ситуаций, а так же через мнения других людей и соотнесения себя с другими.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал для подготовке ЕГЭ по математике
Этот материал позволит проверить знания учащихся для подготовки к ЕГЭ....
методический материал по подготовке к ЕГЭ
Пример написания сочинения-эссе с аргументами "ЗА" и "ПРОТИВ" (в помощь учащимя для подготовеи к ЕГЭ ....
Материал для подготовки с заданию С1 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)
Материал для подготовки с заданию С1 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...
Материал для подготовки с заданию С2 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)
Материал для подготовки с заданию С2 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...
Материал для подготовки с заданию С3 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)
Материал для подготовки с заданию С3 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...
Материал для подготовки с заданию С4 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)
Материал для подготовки с заданию С4 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...
Материал для подготовки с заданию С5 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)
Материал для подготовки с заданию С5 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...