Материал для подготовке к ОГЭ по теме "Человек"
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс)
Предварительный просмотр:
Человек.
Биосоциальная сущность человека: сочетание двух начал биологического и социального (неразрывная связь природы и общественной необходимости)
Отличие от животного:
- Существо общественное;
- Мышление и речь;
Мышление – это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком.
Логическая деятельность мышления осуществляется в многообразных формах:
- Индукции – то есть перехода от единичных фактов к общим положениям;
- Дедукции – то есть вывода от общего к частному;
- Анализа и синтеза – то есть процессов мысленного разложения на составные части и воссоединения целого из частей;
- Создания гипотез и теорий.
Речь – это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка, существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям.
Социализация и воспитание:
Воспитание – процесс целенаправленного воздействия на человека, которое призвано помочь ему овладеть социально-культурным опытом человечества.
Социализация – процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Социализация – происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с социальной средой, в ходе социализации человек естественным образом усваивает социальный опыт, модели ролевого поведения, основанные на имеющихся в обществе нормах
Человек, индивид, личность.
Индивид - один из общего числа людей.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, включая и природные и общественные.
Личность – человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности.
Личность – устойчивая система социально значимых черт характеризующих индивида как члена того или иного общества.
Потребности – нужда человека в чем-либо.
Потребности
- Материальные
- Биологические
- Социальные
- Духовные
- Ложные
Способности человека.
Уровни развития способностей: задатки, способности, одаренность, талант, гениальность.
- Способности – индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
- Талант – выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо деятельности.
- Гениальность – высшая степень развития таланта, связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее не изведанных путей творчества.
Деятельность
Отличия деятельности человека от деятельности других живых существ
Человек | Другие живые существа |
Не только приспособление, но и преобразование природной и социальной среды. | Приспособление к существующим природным условиям |
Не только целесообразность, но и целеполагание. Способность выходит за рамки опыта. | Целесообразное поведение, направляемое инстинктом. |
Деятельность состоит из действий: деятельность – действие; поведение – поступок.
Структура деятельности: субъект и объект.
Субъект – тот, кто осуществляет деятельность;
Объект – это то, на что направлена деятельность (иногда в роли объекта может выступать сам субъект)
Структура деятельности
- Мотив
- Цель
- Средства достижения цели
- Действия для достижения цели
- Результат
Мотив – побуждение к действию, связанные с удовлетворением потребностей или социальными установками (социальные установки – общая ориентация человека на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность действовать определенным образом относительно данного объекта).
Убеждения – это устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а так же стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.
Интересы – нечто имеющее значение.
Идеал – образец совершенства.
Влечения – психические состояния, выражающие неосознанную или не достаточно осознанную потребность.
Классификация деятельности по мотивам (по М. Веберу)
- Целерациональная – характеризуется рационально поставленной и продуманной целью
- Ценностно-рациональная – характеризуется осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией, чаще действие направлено не просто на достижение цели, а подчинено определенным принципам и ли ценностям.
- Аффективное – обусловлено эмоциональным состоянием индивида.
- Традиционное – основано на длительной привычке.
Виды деятельности.
- Практическая
- Материально-производственная;
- Социально-преобразовательная;
- Духовная
- Познавательная;
- Ценностно-ориентировочная;
- Прогностическая;
Виды деятельности
- Учебная
- Трудовая
- Игра
- Творческая
Творческая деятельность – деятельность порождающая нечто качественно новое ранее не существовавшее.
Условия творческой деятельности:
- Воображение – представление, предвидение возможных изменений;
- Фантазия – построение образа или наглядной модели ее результатов в тех случаях, когда информации об условиях и средствах достижения цели недостаточно.
- Интуиция – знание, условия, получения которого не осознаются.
Трудовая деятельность – вид человеческой деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.
Игра – особый вид деятельности, где реальность подменяется фантазией.
Деятельность и общение:
- Общение то же самое что и деятельность.
- Общение – условие деятельности.
- Самостоятельный вид деятельности.
Структура общения: субъект – объект; субъект – субъект;
Виды общения:
- Между реальными объектами;
- Реального объекта с иллюзорным партнером, которому присваиваются несвойственные ему качества субъекта (общение с животным);
- Реального объекта с воображаемым партнером (разговор с внутренним «Я»);
- Воображаемых партнеров (художественных персонажей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал для подготовке ЕГЭ по математике
Этот материал позволит проверить знания учащихся для подготовки к ЕГЭ....
методический материал по подготовке к ЕГЭ
Пример написания сочинения-эссе с аргументами "ЗА" и "ПРОТИВ" (в помощь учащимя для подготовеи к ЕГЭ ....
Материал для подготовки с заданию С1 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)
Материал для подготовки с заданию С1 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...
Материал для подготовки с заданию С2 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)
Материал для подготовки с заданию С2 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...
Материал для подготовки с заданию С3 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)
Материал для подготовки с заданию С3 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...
Материал для подготовки с заданию С4 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)
Материал для подготовки с заданию С4 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...
Материал для подготовки с заданию С5 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)
Материал для подготовки с заданию С5 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...