Материал для подготовке к ОГЭ по теме "Человек"
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс)

Павлинова Галина Александровна

Материал для подготовке к ОГЭ по теме "Человек"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chelovek.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Человек.

Биосоциальная сущность человека: сочетание двух начал биологического и социального (неразрывная связь природы и общественной необходимости)

Отличие от животного:

  • Существо общественное;
  • Мышление и речь;

Мышление – это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком.

Логическая деятельность мышления осуществляется в многообразных формах:

  • Индукции – то есть перехода от единичных фактов к общим положениям;
  • Дедукции – то есть  вывода от общего к частному;
  • Анализа и синтеза – то есть процессов мысленного разложения на составные части и воссоединения целого из частей;
  • Создания гипотез и теорий.

 Речь – это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка, существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир,  передавать свои знания и опыт другим людям.

Социализация и воспитание:

Воспитание – процесс целенаправленного воздействия на человека, которое призвано помочь ему овладеть социально-культурным опытом человечества.

Социализация – процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Социализация – происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с социальной средой, в ходе социализации человек  естественным образом усваивает социальный опыт, модели ролевого поведения, основанные на имеющихся в обществе нормах

Человек, индивид, личность.

Индивид -  один из общего числа людей.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, включая и природные и общественные.

Личность – человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности.

Личность – устойчивая  система социально значимых черт характеризующих индивида как члена того или иного общества.

Потребности – нужда человека в чем-либо.

Потребности

  • Материальные      
  • Биологические              
  • Социальные        
  • Духовные          
  • Ложные

Способности человека.

Уровни развития способностей:  задатки, способности, одаренность, талант, гениальность.

  • Способности – индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
  • Талант – выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо деятельности.
  • Гениальность – высшая степень развития таланта, связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее не изведанных путей творчества.

Деятельность

Отличия деятельности человека от деятельности других живых существ

Человек

Другие живые существа

Не только приспособление, но и преобразование природной и социальной среды.

Приспособление к существующим природным условиям

Не только целесообразность, но и целеполагание.  Способность выходит за рамки опыта.

Целесообразное поведение, направляемое инстинктом.

Деятельность состоит из действий:   деятельность – действие;   поведение – поступок.

Структура деятельности:  субъект и объект.

Субъект – тот, кто осуществляет деятельность;

Объект – это то, на что направлена деятельность  (иногда в роли объекта может выступать сам субъект)

Структура деятельности

  • Мотив        
  • Цель          
  • Средства достижения цели          
  • Действия для достижения цели          
  • Результат

Мотив – побуждение к действию, связанные с удовлетворением потребностей или социальными установками (социальные установки – общая ориентация человека на определенный социальный объект, выражающая  предрасположенность действовать определенным образом относительно данного объекта).

Убеждения – это устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а так же стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

Интересы – нечто имеющее значение.

Идеал – образец совершенства.

Влечения – психические состояния, выражающие неосознанную или не достаточно осознанную потребность.

Классификация деятельности по мотивам (по М. Веберу)

  • Целерациональная – характеризуется рационально  поставленной и продуманной целью
  • Ценностно-рациональная – характеризуется  осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией, чаще действие направлено не просто на достижение цели, а подчинено определенным принципам и ли ценностям.
  • Аффективное – обусловлено эмоциональным состоянием индивида.
  • Традиционное – основано на длительной привычке.

Виды деятельности.

  • Практическая
  • Материально-производственная;
  • Социально-преобразовательная;
  • Духовная
  • Познавательная;
  • Ценностно-ориентировочная;
  • Прогностическая;

Виды деятельности

  • Учебная              
  • Трудовая              
  • Игра                        
  • Творческая

Творческая деятельность – деятельность порождающая нечто качественно новое ранее не существовавшее.

Условия творческой деятельности:

  • Воображение – представление, предвидение возможных изменений;
  • Фантазия – построение образа или наглядной модели ее результатов в тех случаях, когда информации об условиях и средствах достижения цели недостаточно.
  • Интуиция – знание, условия, получения которого не осознаются.

Трудовая деятельность – вид человеческой деятельности, которая направлена на  достижение практически полезного результата.

Игра – особый вид деятельности, где реальность подменяется фантазией.

Деятельность и общение:

  • Общение то же самое что и деятельность.
  • Общение – условие деятельности.
  • Самостоятельный вид деятельности.

Структура общения:   субъект – объект;     субъект – субъект;

Виды общения:

  • Между реальными объектами;
  • Реального объекта с иллюзорным партнером, которому присваиваются несвойственные ему качества субъекта (общение с животным);
  • Реального объекта с  воображаемым партнером  (разговор с внутренним «Я»);
  • Воображаемых партнеров (художественных персонажей).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал для подготовке ЕГЭ по математике

Этот материал позволит проверить знания учащихся для подготовки к ЕГЭ....

методический материал по подготовке к ЕГЭ

Пример написания сочинения-эссе с аргументами "ЗА" и "ПРОТИВ" (в помощь учащимя для подготовеи к ЕГЭ ....

Материал для подготовки с заданию С1 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)

Материал для подготовки с заданию С1 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...

Материал для подготовки с заданию С2 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)

Материал для подготовки с заданию С2 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...

Материал для подготовки с заданию С3 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)

Материал для подготовки с заданию С3 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...

Материал для подготовки с заданию С4 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)

Материал для подготовки с заданию С4 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...

Материал для подготовки с заданию С5 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)

Материал для подготовки с заданию С5 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...