Конспект урока "Источники права"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)

ВладиславСмирнов2020

Цель: рассмотреть сущность источников права, сформировать представление учащихся о том, какими способами и где формируются правовые нормы, дать представление об источниках права и их видах.

Тип урока: комбинированный

Задачи урока:

I. Обучающие

1. Сформировать представления учащихся о понятиях: «право», «правовая норма», «источник права»,  «нормативный акт», «правовой обычай», «юридический прецедент», «виды нормативных актов»

2. Формирование представления о важности знаний законодательных актов и процесса в Российской Федерации.

3. Формирование представления об источниках права, их классификации.

II. Развивающие

1.Развитие у обучающихся  умения выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.

2.Развитие у обучающихся  самостоятельность, используя проблемные ситуации, творческие задания, дискуссии, наблюдения в природе и окружающей действительности

3.Развитие у обучающихся, создавая на уроке эмоциональные ситуации занимательности. Использовать примеры, иллюстрации, демонстрации и т. п.

4.Развивать познавательный интерес учеников.

III. Воспитательные

Содействовать в ходе урока идейно-политическому, нравственному воспитанию обучающихся.

Воспитывать толерантное отношение к окружающим

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchestvoznanie_9_klass.docx28.76 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект урока по обществознанию
в 9 классе по теме:

«Источники права»

подготовила

учитель обществознания

Смирнов В.Л.

     Основными целями, установленные к достижению в ходе проведения занятия согласно плана-конспекта урока:

  • «право», «правовая норма», «источник права»,  «нормативный акт», «правовой обычай», «юридический прецедент», «виды нормативных актов».
  • формирование представления о важности знаний законодательных актов и процесса в Российской Федерации.
  • формирование представления об источниках права, их классификации.
  • получение навыков исследовательской деятельности;
  • развитие познавательного интереса к дисциплине «Обществознание»;

План-конспект урока по дисциплине «Обществознание» по теме: «Источники права» предполагает обязательное использование оборудования: информационных плакатов, компьютер, проектор и экран, мультимедийной презентации.

Проведение занятия по теме: «Источники права» строится на принципах здоровьесберегающих технологий, учитываются возрастные особенности обучающихся и их эмоцианально-интеллектуальное развитие.

План-конспект

Тема урока «ИСТОЧНИКИ ПРАВА»

Тип урока:  комбинированный.

Методические приемы:

 - Словесный.

 - Наглядный.

- Практический

Оформление доски: тема урока

План урока:

I. Организационный момент.

П.Постановка целей и задач.

III.Обобщения и систематизация знаний.

Закрепление.

Подведение итогов.

Выставление оценок.

Домашнее задание.

Оборудование и литература:

- дидактический материал, учебник «Обществознание. Базовый курс. 10 класс» Боголюбов Л.Н., Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая и др. – М. 2018.,351с.

Цель: рассмотреть сущность источников права, сформировать представление учащихся о том, какими способами и где формируются правовые нормы, дать представление об источниках права и их видах.

Тип урока: комбинированный

Задачи урока:

I. Обучающие

1. Сформировать представления учащихся о понятиях: «право», «правовая норма», «источник права»,  «нормативный акт», «правовой обычай», «юридический прецедент», «виды нормативных актов»

2. Формирование представления о важности знаний законодательных актов и процесса в Российской Федерации.

3. Формирование представления об источниках права, их классификации.

II. Развивающие

1.Развитие у обучающихся  умения выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.

2.Развитие у обучающихся  самостоятельность, используя проблемные ситуации, творческие задания, дискуссии, наблюдения в природе и окружающей действительности

3.Развитие у обучающихся, создавая на уроке эмоциональные ситуации занимательности. Использовать примеры, иллюстрации, демонстрации и т. п.

4.Развивать познавательный интерес учеников.

III. Воспитательные

Содействовать в ходе урока идейно-политическому, нравственному воспитанию обучающихся.

Воспитывать толерантное отношение к окружающим

Основные понятия : источники права, форма права, закон

Х о д   у р о к а

  1. Подготовка учащихся к активному усвоению нового материала. (5 мин)

Вовлечение учеников в учебную деятельность через повторение ранее изученного материала.

  1. Проверка знания терминов предыдущей темы(5 мин)

 Ответить на вопросы что такое:

Учитель: Прежде чем перейти к изучению новой темы, ребята давайте вспомним что такое:

- право,

- мораль,

- отрасли права,

- моральные аспекты

-аморальное поведение

-виды отраслей права (устный опрос).

      Итак, мы продолжаем изучение правового регулирования общественных отношений и тема нашего сегодняшнего урока «Источники права», запишите ее, пожалуйста, в тетрадь.  

Цель нашего сегодняшнего урока  рассмотреть сущность источников права, сформировать представление о том, какими способами и где формируются правовые нормы а так же  дать представление об источниках права и их видах.

  1. Изучение нового материала.(25 мин.)

План:

  1. Источники права и пути их формирования
  2. Основные формы права
  3. Виды нормативных актов

Введение в тему

Учитель:

Практически в каждом своем действии, осознавая это или нет, соблюдаем или нет, но  мы сталкиваемся с правовыми нормами и их применением в повседневной жизни. Право и его нормы оказывают различное влияние на нашу жизнь. Они отличаются по степени важности и значимости для нас.

Что же такое правовая норма – это всего лишь правило поведения, то есть абстракция, не существующая сама по себе.

Для того чтобы правило поведения, установленное государством, выполняло свои функции, оно должно быть выражено в доступной для восприятия форме.

Но этого мало, форма выражения правовых норм должна с достоверностью свидетельствовать о том, что правило поведения установлено государством или подлежит охране со стороны государства. Поэтому функции формы права может выполнять не любая форма выражения правовых норм, а только та, которая обладает свойством официальности.

 «источник прав» и «Форма права» – понятия разные.

Запишем основное понятие в тетрадь:

Источник права – это обстоятельства, вызывающие появление права, его действие (корень, из которого растет дерево, называемое правом).

Источником права являются объективная реальность, то есть развивающиеся общественные отношения (способ производства, существующие формы собственности, хозяйственные, политические, культурные, социальные связи), воля народа (в основе референдумных норм), воля государства (в основе централизованных норм), воля граждан (в основе корпоративных и договорных норм).

А что же такое форма права, запишем – это то, из чего мы черпаем знания о праве, иначе, это способ формирования, закрепления правовых норм.

Примерами источников права могут быть: законы XII таблиц (Древний Рим, V в. до н. э.), законы Драконта (Афины, VII в. до н. э.), указы правительства и т.д

А примером нормы права может стать: ст.2 Семейного кодекса России. «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам».

Выделяют три основные формы права:

1. Правовой обычай.

Обычай – это правило поведения, которое сложилось в течение жизни нескольких поколений и стало обязательным в силу многократного повторения, в силу привычки. Но не всякий обычай является нормой права. Только если государство согласится с обычаем и станет его защищать, он становится правовым обычаем, источником права (после развода ребенок остается с матерью).

Государство признает не всякий обычай, а только тот, который выражает какую-то общественную закономерность, а следовательно, для него полезен. В ходе истории правовые обычаи постепенно вытесняются другими юридическими источниками.

Правовой обычай как источник права имеет немало достоинств:

Но обычаям присущи и недостатки:

– возникновение его не сверху, а снизу, в силу чего он способен полнее, чем другие формы права, выражать волю народа, его воззрения, потребности;

– выражение им определенных закономерностей, существующих в обществе, и как следствие – большая его объективность;

– устная форма и донесение информации простым, доступным языком;

– большая степень добровольности в исполнении, поскольку обычай основан на привычке.

– косность, относительная неподвижность, тогда как современный мир меняется очень быстро;

– неопределенность, что является результатом незафиксированности в письменном виде;

– небольшая сфера распространения, местный характер.

2. Юридический прецедент (юридическая практика).

Юридический прецедент (судебный или административный) – это решение по конкретному делу, ставшее образцом для рассмотрения аналогичных дел в будущем.

Прецедент появляется тогда, когда дело требует юридического решения, а необходимой нормы в законодательном акте нет. В этом случае или судья или суд принимает решение по делу. При принятии решений они должны руководствоваться принципами права, своим мировоззрением, правосознанием, господствующими в обществе моральными ценностями.

Прецедентное право имеет много достоинств

Но прецедент имеет и  недостатки:

– прецедент – это результат логики и здравого смысла, использование которых приводит к адекватному и точному регулированию конкретного случая;

– прецедент обладает большой убедительностью, так как аргументы в пользу принятия решения сопровождаются большим количеством доказательств;

– прецедент характеризуется значительно большим динамизмом, ведь судья в своем решении способен отразить изменения, происходящие в жизни.

– прецедент не имеет того авторитета и обязательности, которые присущи нормативному акту;

– прецедент допускает возможность произвола;

– объем действия прецедента не определен.

3. Нормативный акт.

Нормативный акт – это официальный документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы.

Работа с учебником: стр.196

Д о с т о и н с т в а:

– нормативные акты позволяют быстро и эффективно реагировать на изменения потребностей жизни; они могут быть относительно быстро изданы, в любом объеме изменены, а то и отменены;

– нормативные акты исходят из единого центра: они объединены Конституцией и не должны ей противоречить;

– нормативные акты позволяют точно и определенно фиксировать содержание правовых норм, так как они являются письменными источниками права;

– правовые нормы выражаются общим, но достаточно определенным способом.

П р и з н а к и  нормативных актов:

– они имеют правотворческий характер: в них нормы права устанавливаются, либо изменяются, либо отменяются;

– нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа;

– нормативные акты всегда облекаются в документальную форму и должны иметь следующие реквизиты: вид нормативного акта, его наименование, орган, его принявший, дату, место принятия акта, номер;

– нормативный акт должен соответствовать Конституции РФ и не противоречить тем нормативным актам, которые имеют по сравнению с ним большую юридическую силу;

– все нормативные акты обязательно подлежат доведению до сведения граждан и организаций, т. е. опубликованию.

Т р е б о в а н и я, предъявляемые к нормативным актам:

– должны быть качественными и отражать объективную реальность;

– должны иметь структуру, а не представлять хаотичный набор нормативных положений;

– должны быть доступными для понимания гражданами.

Виды нормативных актов:

   Учитель:

«Для того, чтобы понять как же мы, обеспечивая защиту своих прав и интересов, можем грамотно пользоваться законодательными актами, нам необходимо выстроить иерархию правовых актов в Российской Федерации»

Работа с учебником стр. 197 -198

1) Законы.

Закон – это нормативный акт, принятый в особом законном порядке органами законодательной власти, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

З а к о н ы:

а) могут приниматься только одним органом – парламентом, которому принадлежит законодательная власть в стране;

б) принимаются в особом порядке, который называется законодательной процедурой;

в) регулируют наиболее важные отношения в обществе.

Законы делятся на три группы:

1) основные законы (конституции), регулирующие основополагающие вопросы жизни государства;

2) конституционные законы, регулирующие вопросы общественной жизни, отнесенные к предмету конституции;

3) текущие (обычные) законы, принимаемые для регулирования всех остальных важных вопросов жизни общества.

2) Подзаконные акты.

1) Указы (их издает президент).

2) Постановления правительства.

3) Инструкции министерств и ведомств.

4) Нормативные акты законодательных (представительных) органов субъектов Федерации.

5) Нормативные акты губернаторов краев, областей.

6) Нормативные акты администрации краев, областей (правительств республик).

7) Корпоративные (внутриорганизационные, внутрифирменные) нормативные акты.

Итак, на основе изученного перейдем к практической составляющей нашего урока.

Задание 1. Расположите в иерархическом порядке законы:

Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс,  Федеральный закон «Об образовании», Конституция Р.Ф., Закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», Закон «Об акционерных обществах», Закон субъекта Федерации, Постановления Правительства РФ, приказ директора школы.

Ответить на вопросы для теста:

 Применение полученных знаний при решении практических заданий.

Тест

1. Что относится к источникам права?

1) положение   о военной службе                          2) записки  военачальника

3) письмо Министру обороны от служащих        4) приказ министра внутренних дел

2. Назовите достоинство нормативно-правового акта как источника права:

1) возникновение его не сверху, а снизу; наличие способности полнее выражать волю и потребности народа;

2) является результатом логики и здравого смысла, понятен всем и не нуждается в разъяснении;

3) устная форма, донесение информации доступным языком;

4) позволяет точно и определенно фиксировать содержание правовых норм, являясь письменным источником права.

3. Постановления Правительства РФ относятся к:

1) законам;                                                 2) подзаконным актам;

3) законотворческой деятельности;        4) всему перечисленному.

4. Самым ранним источником права был(а):

1) Конституция;                                      2) юридический прецедент;

3) обычай;                                                 4) судебник.

5. Какие нормативные правовые акты издает Президент Российской Федерации?

1) Законы;                                                 2) Указы и распоряжения;

3) Постановления и приказы;                4) Законы, постановления, приказы, инструкции.

6. Самым редко используемым источником права в РФ является:

1) Правовой обычай;                               2) Правовой прецедент;

3) Нормативный договор;                      4) Нормативный правовой акт

Работа с документом (если остается время)     СТР . 204-205

  1. Закрепление изученного.

Рефлексия. (выполнение мини-теста) – 3 мин.

VI. Подведение итогов.

Эпиграфом нашего урока, является высказывание римского историка Тита Ливия «Нет такого закона, который бы удовлетворял всех»,  подумайте, что этими слова хотел сказать мыслитель!

Выставление оценок учащимся. 1 мин.

VII. Домашнее задание. Параграф 19

ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК!


Задание 1. Расположите в иерархическом порядке законы:

Гражданский кодекс,

Уголовный кодекс,

Уголовно-процессуальный кодекс,  

Федеральный закон «Об образовании»,

Конституция Р.Ф.,

Закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»,

Закон «Об акционерных обществах»,

Закон субъекта Федерации,

Постановления Правительства РФ,

Приказ директора школы.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Задание 2.  Применение полученных знаний при решении практических заданий.

1. Что относится к источникам права?

А) положение   о военной службе                          Б) записки  военачальника

В) письмо Министру обороны от служащих        Г) приказ министра внутренних дел

2. Назовите достоинство нормативно-правового акта как источника права:

А) возникновение его не сверху, а снизу; наличие способности полнее выражать волю и потребности народа;

Б) является результатом логики и здравого смысла, понятен всем и не нуждается в разъяснении;

В) устная форма, донесение информации доступным языком;

Г) позволяет точно и определенно фиксировать содержание правовых норм, являясь письменным источником права.

3. Постановления Правительства РФ относятся к:

А) законам;                                                 Б) подзаконным актам;

В) законотворческой деятельности;        Г) всему перечисленному.

4. Самым ранним источником права был(а):

А) Конституция;                                      Б) юридический прецедент;

В) обычай;                                                 Г) судебник.        

5. Какие нормативные правовые акты издает Президент Российской Федерации?

А) Законы;                                                 Б) Указы и распоряжения;

В) Постановления и приказы;                Г) Законы, постановления, приказы, инструкции.

6. Самым редко используемым источником права в РФ является:

А) Правовой обычай;                               Б) Правовой прецедент;

В) Нормативный договор;                      Г) Нормативный правовой акт

1

2

3

4

5

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Правила безопасного поведения при землетрясении" 7 класс

Учебные вопросы урока:Как подготовиться к землетрясению;Как вести себя во время землетрясения;Как действовать после землетрясения....

Презентация к конспекту занятия "Правила общения с незнакомыми людьми. Я один дома."

Прдеставленная презентация содержит демонстрационный материал, который можно использовать во время проведения занятия по теме "Правила общения с незнакомыми людьми. Я один дома."...

Презентация к конспекту занятия "Правила поведения в общественном транспорте."

Презентация содержит иллюстративный материал по теме "Правила поведения в общественном транспорте."...

Конспект урока «Правила безопасной работы на кухне».

обучить учащихся технике безопасности при работе на кухне с режущими инструментами и с кипятком, развивать память и внимание....

Конспект урока "Права человека"

Урок по теме "Права человека"...

Конспект урока «Права человека»»

Данный конспект урока рассчитан для учащихся 5-9 классов...

Конспект урока "Права человека" 9 класс

конспект урока по теме "Права человека" 9 класс...