Классный час на тему «Права ребёнка» для обучающихся 5 - 9 классов.
классный час по обществознанию (5 класс)
Цель: формирование правовой грамотности, правосознания подростков и социализация личности школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_po_obshchestvoznaniyu.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час на тему «Права ребёнка» для обучающихся 5 - 9 классов.
Цель: формирование правовой грамотности, правосознания подростков и социализация личности школьника.
Задачи мероприятия:
- познакомить обучающихся с основными правовыми документами: Конституцией Российской Федерации, Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о правах ребёнка;
- довести до сознания обучающихся мысль о том, что каждый человек от рождения наделён личными неотъемлемыми правами;
- обобщить знания обучающихся о личных правах человека; помочь осознать, что без прав нет обязанностей, а без обязанностей - прав;
- воспитать законопослушного гражданина и патриота.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Учитель.
- Сегодня мы собрались на классный час, чтобы поговорить об очень важной проблеме и для взрослых, и для детей. Обратите внимание на выставку книг: «Конституция Российской Федерации», «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребёнка».
Назовите ключевое слово в названиях документов (права человека).
Слайд 1.
Я предлагаю вашему вниманию дидактическую игру «Словесные ассоциации»
2. Дидактическая игра "Словесные ассоциации"
-Назовите слова, которые приходят вам на ум, когда вы слышите выражение «права человека».
(на доске – рисунок):
- Учащиеся называют свои ассоциации.
- Давайте проверим, правильно ли вы думаете.
Слайд 2.
-А теперь давайте сделаем вывод из того, что у нас получилось.
- Ответы обучающихся.
3. Давайте обратимся к словарю: я попрошу вас найти определение понятия "Права человека".
Слайд 3.
- Итак, права человека – так называют возможности человека, которые принадлежат каждому от рождения и которые нельзя отнять: право на жизнь, личную неприкосновенность. Защиту чести и достоинства, право на труд и отдых, свободу слова, свободу совести, право участвовать в управлении государством, право на собственность и многие другие.
- Какие правовые документы гарантируют эти права? С ними мы и познакомимся сегодня на классном часе.
3. Основная часть. (Открытие нового).
- Ребята, а где перечислены наши права?
(В Конституции.)
Слайд 4 (изображение Конституции).
- Как вы понимаете, что такое Конституция?
Слайд 5 – определение Конституции.
(Законы жизни.)
Слайд 6 – Права человека (выписка из Конституции)
Учитель
- С давних пор людей волновали вопросы: что они могут делать и чего не могут, что они обязаны делать, а чего не обязаны, на что они имеют право, а на что не имеют.
Без ответа на эти вопросы жизнь превращалась в кошмар и неразбериху.
Люди взялись за решение этих главных вопросов в обычных разговорах между собой, с помощью различных религий и, к сожалению, в битвах и войнах.
Учитель.
Итак, мы с вами подошли ко Всеобщей Декларации прав человека, которая была подписана в 1948 году после злодеяний и многочисленных человеческих жертв Второй мировой войны. Люди всего мира осознали, что война - самый худший способ решения споров и объединились во всемирную организацию – ООН (Организацию Объединённых Наций), которая поставила своей задачей обеспечение прав человека во всём мире. В результате работы ООН на свет появился очень важный документ – Всеобщая декларация прав человека. Она является фундаментом для построения мира на основе свободы и справедливости.
Слайд 7
Работа со словарём.
- Найдите понятие «декларация».
Слайд № 8 – понятие «Декларация»
- Давайте послушаем об истории ее создания.
- Выступления учащихся с докладами об истории создания Всеобщей Декларации прав человека.
4. Групповая работа с правами человека в упрощенной версии Всеобщей Декларации.
Учитель.
-Перед вами список 30-ти прав человека из Всемирной декларации. Попробуйте разъяснить каждое право.
Учащиеся складывают из карточек «Право + разъяснение» и записывают парами на интерактивной доске. (Приложение №1, 2)
Учитель.
-Но мы с вами не должны забывать о том, что у нас есть не только права, но и...обязанности – это записано в Конституции РФ.
-Ваша семья - это маленькое общество со своими правами и обязанностями.
Я просила вас подготовить к классному часу список прав и обязанностей в вашей семье.
5. Выступление учащихся.
Двое учащихся зачитывают свои права и обязанности в семье.
6. Учитель.
Всеобщая декларация прав человека – это основной международный документ, провозглашающий неотъемлемые и нерушимые права всех членов человеческой семьи.
В этом документе говорится о том, что все люди рождены свободными и равными в своих правах. Каждый человек обладает всеми правами и свободами независимо от национальности, языка, пола. Это значит, где бы человек не жил. На каком бы языке не говорил, был мужчиной или женщиной, взрослым или ребёнком, он должен быть свободным и обладать полными правами.
Многие из них вы знаете. Назовите права, которые всю жизнь принадлежат человеку. Выступление учащихся.
Ответы детей:
- это: право на жизнь;
- право на свободу и неприкосновенность;
- право на труд;
- право на отдых;
- право на защиту чести и достоинства;
- право на образование;
- право на медицинское обслуживание.
Учитель.
- Мы рассмотрели большую часть прав, которыми обладает человек в современном обществе. Но каждый из вас тоже является членом общества, маленьким гражданином своей страны. Как вы думаете, распространяются ли все перечисленные права на ребёнка? Должны ли быть у ребёнка особые права?
Выступление учащихся.
- Ответы учащихся.
Учитель.
Именно дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых, так как они – будущее нашего общества. У детей есть свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены, и 20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция (декларация) о правах ребёнка. Конвенция разработана на основе Всеобщей декларации о правах человека.
Слайды 9,10.
В ней говорится, что государства, подписавшие её, взяли на себя обязательство заботится о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии. В Конвенции 54 статьи. У детей появилось ещё одно право – право на заботу.
Учитель.
-Помочь нам познакомится с Конвенцией о правах ребёнка, узнать, какие права человека она защищает, нам могут сказки и басни.
Мы рассмотрим произведения, в которых затрагивается проблема прав человека, осуждаются хитрецы и лжецы, обманщики и невежды. В сказках добро побеждает произвол.
1-я сказка «Красная шапочка»
2-я сказка «Заюшкина избушка»
3-я сказка «Волк и семеро козлят»
4-я - басня «Квартет»
5-я сказка «Буратино»
6 –я сказка – «Айболит»
7-я сказка – «По щучьему веленью»
1. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?
Слайд 11.
2. Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища?
Слайд 12.
3. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом?
Слайд 13.
4. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний?
Слайд 14.
5. В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом.
Слайд 15.
6. В какой сказке было нарушено право вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии?
Слайд 16.
7. Заключение.
Согласно Конституции России у граждан нашей страны кроме прав есть ещё и
обязанности. Как вы понимаете, что такое обязанности?
-Посмотрите сценку.
8. Сценка
Сын. Сын слушает музыку, иногда сильно прибавляет громкость. Мама отдыхает с книгой в руках.
Мама. Сколько раз говорила - после 10 вечера громко слушать музыку нельзя! Музыка действует всем на нервы!
Сын. Мама, ты же всё равно в 10 часов не спишь.
Учитель. Каким правом пользуется сын? Соблюдает ли он при этом права родителей и соседей?
- Сын пользуется правом на отдых и досуг. Это право записано в статье 31 Конвенции о правах ребёнка, но в данный момент он ущемляет права родителей и соседей на отдых и нарушает общественный порядок. О какой важной обязанности он забыл? Он забыл, что у других людей точно такие же права, как и у него. Надо уважать права другого человека!
Личные права есть у каждого человека, как у взрослых, так и у детей. За их исполнение и нужно бороться – обращаться за помощью к гражданам, общественным организациям, государственным властям и даже ко всему человечеству.
- А теперь ответьте на вопрос: «Какой документ определяет права ребёнка?»
- Назовите, кто является в нашей школе общественным помощником Уполномоченного по правам детей в Старорусском районе от взрослых и от обучающихся.
Учитель.
В современном обществе у каждого человека с рождения очень много прав. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создает человеку условия для жизни и развития его личности. Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.
Уважай чужие права!
9. Итог классного часа.
В конце классного часа следует предоставить обучающимся возможность высказать свое мнение о том, интересна ли им тема классного часа, что нового они узнали, пригодятся ли им в дальнейшем эти знания.
Учитель обращает внимание обучающихся на то, что, высказывая свое отношение к тому, что происходило на классном часе, они реализуют свое право на свободу слова.
Учитель.
Я прошу вас закончить моё предложение: «Сегодня я узнал (а)…».
Ответы обучающихся.
Учитель: Подводя итоги нашего классного часа, могу сказать, что вы знаете нормативные документы по правам человека, умеете ориентироваться в их содержании, знаете свои права и обязанности, проявляете уважение друг к другу. Помните, что каждый должен быть законопослушным гражданином.
Следующий классный час мы поговорим о праве гражданина избирать и быть избранным.
Приложение №1.
ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН
(Упрощённая версия)
Эта упрощённая версия тридцати статей Всеобщей декларации прав человека была создана специально для молодёжи.
1. Мы все рождены свободными и равными. Каждый из нас родился свободным. Каждый из нас имеет собственные мысли и идеи. Отношение к нам не должно быть предвзятым.
2. Не подвергай дискриминации других. Эти права принадлежат каждому, несмотря на любые различия между людьми.
3. Право на жизнь. У каждого из нас есть право на свободную и безопасную жизнь.
4. Рабство запрещено. Никто не имеет права сделать нас рабами. Мы не имеем никакого права сделать рабом кого-либо ещё.
5. Пытки запрещены. Никто не имеет права причинять нам боль или подвергать нас пыткам.
6. Права у вас есть везде. Я такой же человек, как и ты!
7. Мы все равны перед законом. Закон для всех один. Мы перед ним равны.
8. Права человека — под защитой закона. Каждый из нас имеет право просить помощи закона, если к нам относятся несправедливо.
9. Незаконное задержание запрещено. Никто не имеет права посадить нас в тюрьму или содержать под стражей без законных оснований, так же как и высылать нас из нашей страны.
10. Право на судебное разбирательство. Если в отношении нас проводится судебное слушание, оно должно быть публичным. Те, кто судят нас, не должны позволять никому говорить им, что делать.
11. Мы не виновны, пока не доказано обратное. Никого нельзя считать виновным в совершении чего-либо противозаконного, пока это не доказано. Когда люди говорят, что мы сделали что-то плохое, они обязаны вначале доказать, что это так. А у нас есть право доказать, что это не так.
12. Право на частную жизнь. Никому нельзя порочить наше доброе имя. Никто не имеет права входить в наш дом, вскрывать наши письма или беспокоить нас или нашу семью без законных на то оснований.
13. Свобода передвижения. Каждый из нас имеет право идти или ехать туда, куда хочет, в своей стране, и путешествовать по своему желанию.
14. Право искать безопасное место жизни. Если нам угрожают или обращаются с нами несправедливо, каждый из нас имеет право укрыться в безопасности в другой стране.
15. Право на гражданство. Каждый из нас имеет право на свою страну.
16. Брак и семья. Каждый взрослый человек имеет право жениться или выйти замуж и иметь семью по своему желанию. Мужчины и женщины имеют равные права — как в браке, так и при его расторжении.
17. Право владеть своими вещами. Каждый имеет право владеть своими вещами единолично или совместно с другими. Никто не должен отбирать наши вещи без законных на то оснований.
18. Свобода мысли. Каждый из нас имеет право верить в то, во что мы хотим, иметь религию и изменять её по своему желанию.
19. Свобода самовыражения. Каждый из нас имеет право на выражение своего мнения, право думать то, что мы хотим, говорить то, что мы думаем, и делиться нашими идеями с другими людьми.
20. Право на свободу собраний. Каждый из нас имеет право встречаться с друзьями и мирно собираться с другими, чтобы защитить свои права. Никто не может принуждать нас вступать в какую-либо группу, если мы того не хотим.
21. Право на демократию. Каждый из нас имеет право принимать участие в управлении своей страной. Каждый взрослый гражданин имеет право
выбирать своё правительство.
22. Социальное обеспечение. Каждый из нас имеет право на приемлемое жильё, медицинское обеспечение, образование, на социальное обеспечение в детском возрасте, достаточное количество денег на проживание и медицинскую помощь в случае болезни или старости.
23. Права трудящихся. У каждого человека есть право на труд, на достойную оплату своего труда и право вступать в профессиональные союзы.
24. Право играть. Каждый из нас имеет право на отдых от работы.
25. Право на жилище и пищу. Каждый из нас имеет право на хорошую жизнь. Матери и дети, пожилые люди, безработные или нетрудоспособные люди имеют право на социальную защиту.
26. Право на образование. Образование — это наше право. Наши родители могут выбирать образование за нас.
27. Авторское право. Авторское право — это специальный закон, который защищает научные, литературные и художественные творения каждого из нас. Другие не могут копировать наши произведения без разрешения. Каждый из нас имеет право вести свою собственную жизнь и получать удовольствие от созидательной деятельности.
28. Справедливый и свободный мир. В мире должен быть порядок, чтобы каждый из нас мог воспользоваться правами и свободами в своей стране и по всему миру.
29. Ответственность. Мы несём ответственность перед другими людьми, и мы должны защищать их права и свободы.
30. Никто не может отнять у нас эти права и свободы.
Приложение №2.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час в 5 классе на тему «Права ребёнка. Тренинг «Мы, наши права и наши обязанности».
Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества....
Классный час "Конвенция о правах ребёнка" для учащихся 5 класса
Данное мероприятие представляет учащимся международно-правовой акт "Конвенция о правах ребёнка", знакомит ребёнка и несовершеннолетнего с правами по законодательству РФ, учит защищать и отстаивать сво...
Классный час "Знакомство с Конвенцией ООН о правах ребёнка" в 6 классе
Классный час с компьютерной презентацией в игровой форме знакомит учащихся с основными статьями Конвенции ООН о правах ребёнка...
Классный час по теме: "Права ребёнка в современном мире"
Классный час был проведён 8 клаассе . Цель мероприятия: Привлечь внимание учащихся к своим провам и обязонастям на этом этапе их жизни....
Классный час по теме: "Права ребёнка в современном мире"
Классный час был проведён 8 клаассе . Цель мероприятия: Привлечь внимание учащихся к своим провам и обязонастям на этом этапе их жизни....
Классный час на тему "Правила дорожного движения".7 класс
Классный час на тему "Правила дорожного движения".7 классЦель: повторить и закрепить знания учащихся по ПДД; повторить дорожные знаки; воспитывать внимание, навыки сознательного использования знания П...
Классный час на тему: " Правила дорожного движения" 5 класс
Беседа с учащимися...