Классный час "Конвенция о правах ребёнка" для учащихся 5 класса
классный час по праву (5 класс) по теме

Яковенко Валентина Алексеевна

Данное мероприятие представляет учащимся международно-правовой акт "Конвенция о правах ребёнка", знакомит ребёнка и несовершеннолетнего с правами по законодательству РФ, учит защищать и отстаивать свои права; предполагает контроль усвоения материала через анкету, тестирование, составление анаграммы и Малой конституции класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon konvenciya.zip2.13 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №14»

посёлка Пятигорский

Предгорного муниципального района

Ставропольского края

Разработка классного часа в 5 классе по правовому воспитанию

 «Конвенция о правах ребёнка».

Автор:

                                            Яковенко Валентина Алексеевна-

                                                                  учитель английского языка.

Пятигорский

2013 год

Цели:

  1. представить учащимся международно-правовой акт «Конвенцию о правах ребёнка»;
  2. познакомить с правами ребёнка, с правами несовершеннолетних по законодательству РФ;
  3. рассказать о защите прав детей;
  4. учить детей отстаивать свои права.

Задачи:

  1. создание условий для успеха, формирование ценностного отношения к нормам жизни, правилам поведения;
  2. обучение правам ребёнка, правовым нормам общения, защите прав ребёнка на основе анализа разговора  литературных  героев;
  3. воспитание интереса у учащихся к изучению законов по правам  несовершеннолетних.

Вступительное слово учителя:

Сегодня нашу встречу посвятим теме “Права ребенка”. Это связано с важной датой - 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка, посвященный принятию очень важного документа – Конвенции о правах ребенка. В этом году - этой дате …  лет.

Из истории:

  1. Конвенция о правах ребенка принята 20 ноября 1989 года Организацией Объединенных Наций.
    Этот документ должны знать всё дети мира: Конвенция потому и существует, что все взрослые люди прекрасно понимают - из бесправного, запуганного ребенка может вырасти только бесправный, запуганный взрослый. Знает ли свои права ребенок? Об этом и подумало Мировое сообщество, принимая Конвенцию о правах ребенка. Она начинает действовать, когда человек делает первый вздох - вступает в жизнь.
    Вспомним историю, как раньше обстояли дела с правами ребенка? В древней Спарте ребенка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы. Во Франции в старину детей, которые были в тягость, родители продавали нищим. В Санкт-Петербурге в прошлом веке появилось много приютов для младенцев, которых бедные родители подбрасывали «добрым людям».
    В Конвенции о правах ребенка записано «… Ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе». Эта охрана и забота возлагается на родителей ребенка. Семья – маленькое государство, где действуют свои порядки и обычаи.
    К сожалению, нередко случается так, что ребенок остается без родителей по той или иной причине, следовательно, нарушается одно из правил Конвенции – право на семью.
    Благополучие детей и их права всегда вызывали интерес и пристальное внимание международного сообщества. Для этого была создана Конвенции о правах ребенка.
    Возникает вопрос, до какого возраста человек является ребенком?

Материал из Википедии — свободной энциклопедии.

  1. Конве́нция ООН о права́х ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг, и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция о правах ребенка ратифицирована Ватиканом и всеми странами-членами ООН, кроме США и Сомали .

Конвенция о правах ребёнка (слайд 7).

  1. «конвенция» – договор, соглашение.
  2. «Конвенция о правах ребёнка» – соглашение государств о правах ребёнка.

Знать законы - значить защищать свои права.

  1. Что такое право?
  2. (это отсутствие ограничений, разрешение на что-либо).
  3. Существует документ международного значения – «Всеобщая декларация прав человека», где закреплены гражданские, политические, социальные, экономические права каждого человека.
  4. (Принята 10 декабря 1948года ООН).

У каждого человека есть права. Ребёнок тоже человек, а значит и у него есть права.

Они отличаются от прав взрослых:

  1. 1) меньшими возможностями защитить самого себя;
  2. 2) физической и психологической незрелостью;
  3. 3) ранимостью;
  4. 4) зависимостью от опеки старших.

(Выступление ребят)

«Декларация прав ребёнка»                    Принята в 1959 году).

  1. Ребёнку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права.
  2. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.
  3. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту прав и интересов в отношениях с любыми лицами.

Только ты на свет родился, (слайд 14)
Право первое твоё:
Получи, чтоб им гордиться
Имя личное своё.

Очень трудно самому, (слайд 15)
жить на свете одному.
Правом с Мамой жить и с Папой
Пользуйтесь везде, ребята!

Есть ещё такое право - (слайд 16)
Помнить, думать и творить
и другим свои раздумья,
если хочешь, подарить.

Я росточком не доволен. (слайд 17)
И пока не так силён,
Но не смей мне делать больно-
Есть у нас такой закон.

Если жар, (слайд 18)
всё тело ломит.
И совсем не до игры,
То позвать врача на помощь
Тоже право детворы.

Чтоб с наукой подружиться, (слайд 19)
С книжкой в маленькой руке
Правом пользуюсь «учиться на родном я языке».
Подросла, взяла я книжки
И пошла я в первый класс.
В школу ходят все детишки-
Это право есть у нас.

Я могу свой детский праздник, (слайд 20)
Как и взрослый, отмечать.
Если я проголодаюсь -
Пищу вправе получать.

Будь ты слабым или сильным, (слайд 21)
Белым, чёрным-
всё равно!
Ты родился быть счастливым,
Это право всем дано!

(слайд 22)

Учитель:

  1. Каждый ребёнок имеет не только права, но и обязанности перед обществом, в котором он живёт, и должен вести себя так, чтобы его права и свободы не мешали правам и свободам других людей!

Ответь на вопросы:

  1. Кто является ответственным за обеспечение прав детей?
  2. Какие основные права вам известны?
  3. В каком международном документе записаны права детей?
  4. Кто запомнил какие-нибудь положения Конвенции?
  5. В каких сказках, литературных произведениях нарушались прав детей?

Определи, кто из героев сказок лишён следующих прав (слайд 25):

Право на жизнь

Золушка

Колобок

Кот в сапогах

Право на неприкосновение жилища

Сестрица Алёнушка

Три поросёнка

Колобок

Право на свободный труд

Золушка

Красная шапочка

Балда

Право на свободу вступления в брак

Золушка

Дюймовочка

Алёнушка

Право на владение личным имуществом

Красная шапочка

Буратино

Баба Яга

Разгадай анаграмму (слайд 26):

  1. НОКЕВНИЦЯ
  2. РДОТИЕИЛ
  3. ГОУСАРДТСОВ
  4. ИЖЗНЬ
  5. РБОАЗОАВИНЕ

Вывод:

  1. Древний мудрец Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение».
  2. Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребёнка.
  3. Ребята, вы имеете право расти в условиях свободы, развиваться физически и духовно здоровым, нормальным путём.
  4. Ни один ребёнок не может быть объектом произвола и должен отстаивать свои права. Вы имеете на это право.

Обратим внимание на слова Карла Маркса – «Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав».

  1. Наше резюме: каждый ребенок имеет не только права, но и обязанности перед обществом.
  2. Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?
    Именно это право – право на образование позволило вам познакомиться с правами ребенка.

Учитель: послушайте сказку и сделайте вывод.

Три товарища (курдская сказка).

Трёх товарищей застала ночь, и решили они завернуть в ближайшую деревню. Постучали в первый попавшийся дом. Радушно встретил их хозяин, да никак не поймёт, кто же из них за старшего.
Спросил одного:
- Скажи на милость, кем вы приходитесь друг другу и кто из вас старший?
- Эти двое ослы, - ответил гость, - им со мной рядом сидеть не положено.
Через некоторое время хозяин спросил второго гостя:
- Будь добр, скажи, кто из вас старший, чтобы я мог по достоинству одарить его.
- След моей ноги дороже их голов, - ответил гость. - Они - собаки.
Наконец хозяин вызвал третьего:
- Дорогой, не скажешь ли, кто у вас за старшего, я желал бы побеседовать.
- Оба они умнее меня и оба для меня старшие. Ты можешь побеседовать с любым из них.
Хозяину понравился этот ответ:
- Дорогой мой гость, прости, что я тебя задержал, а теперь прошу за стол.
И велел хозяин своим слугам:
- Накройте три стола. На один стол положите сена, на другой - костей, а на третий - всё, что полагается для дорогого гостя.
Удивились гости. А хозяин говорит:
- Ешьте, дорогие гости, не стесняйтесь. Кем вы сами представились, то вам и подано...
Вывод прост: относись к человеку так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

И ещё:

  1.  главное право каждого человека при всех обстоятельствах оставаться человеком.

Учитель: Сейчас вы получите анкеты, на которые я прошу вас ответить. Отвечайте чётко и откровенно.

«Анкета для учащихся»

1. Что такое право?

2.  Какие права есть у тебя?

3.  Достаточно ли прав у детей? (да, нет, не знаю)

4.  Какую роль играют права в жизни человека?

    (очень большую, не очень большую, маленькую, никакой, не  знаю)

5.  Можешь ли ты добиться, чтобы твои права уважали?

    (да, нет, не всегда, не знаю)

6.  Какие черты характера помогают человеку добиваться уважения

    своих прав?

7.  Как защищаются права ребёнка в нашей стране?

    (хорошо, плохо, никак, не знаю)

8.  Какие права ты считаешь самыми важными для человека?

9.  Кто больше всего нуждается в защите своих прав?

10. Что бы ты мог (ла) сделать для защиты прав других людей или

      своих?

11. Какие права ты включил(а) бы в школьную конституцию, если

      бы её составляли?

12. Как ты считаешь, в каком возрасте надо говорить детям о

      правах ребёнка?

Учитель: А теперь, ребята, давайте, используя все знания полученные сегодня на нашем мероприятии, создадим нашу малую конституцию класса, где укажем права и обязанности членов нашего коллектива.

(Ребята предлагают свои варианты, которые записываются на большом плакате, все вместе обсуждают и оставляют только самые главные).

Малая конституция класса,
или Кодекс чести:    

Ученик имеет право: 

- на откровенное выражение своего мнения относительно жизни класса и

  школы, не унижая при этом чьё-либо достоинство;

- открытую оценку своих знаний по каждому предмету в соответствии со

  своими знаниями и умениями;

- отдых в перерывах между уроками;

- помощь учителей в овладении знаниями;

- уважение своей личной жизни и достоинства;

- участие во внеклассных и внешкольных делах;

- поощрение за успехи в учёбе и общественной деятельности;

- участие в планировании жизни классного коллектива;

- охрану труда и здоровья во время учебно-воспитательного процесса.

 

Ученик обязан:

- уважать взгляды, свободу и достоинство окружающих его людей:

  сверстников и взрослых;

- достойно вести себя в классе, школе и за её пределами;

- овладевать знаниями и практическими навыками;

- участвовать в общественно-полезном труде;

- беречь имущество класса, исправлять причинённый вред;

- ходить в форме и быть опрятным;

- дежурить в классе, школе, столовой;

- ответственно относиться к выполнению поручений классного руководителя и актива класса;

  - приходить в школу своевременно, не опаздывая на уроки;

- заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни и своих

  товарищей;

- своевременно заполнять дневник и выставлять оценки по предметам;

- аккуратно пользоваться библиотечным фондом школы;

- заполнять ежемесячно своё портфолио.

Используемая литература:

  1. Журнал «Воспитание школьников» № 3,5,6 / 1993;
  2. Википедия — свободная энциклопедия;
  3. Интернет- ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час. Правила поводения учащегося.

Презентация разработана для учеников 5-6 классов....

Классный час по правам ребёнка 7 класс

Классный час "Конвенция о правах ребёнка" был проведён в 7 Б классе в предверии дня правовой помощи детям. Информация изложена доступно и с занимательными моментами....

Сценарий мероприятия (классного часа) по ПДД для учащихся 3-5 классов "Учим правила дорожного движения по стихам С. Михалкова"

Данный сценарий может быть использован классными руководителями 3 - 5 классов при подготовке классного часа, а так же школьного ( и не только) мероприятия по правилам дорожного движения. Для реализаци...

Правила для учащихся класса

Правила для учащихся класса...

Методическая разработка классного часа "«О правах ребёнка – во весь голос!» для учащихся 6 класса

Методическая разработка классного часа "«О правах ребёнка – во весь голос!» для учащихся 6 класса....

Классный час "Мое право выбора", 10 класс

Данный классный час напрвлен на формирование активной жизненной позиции....