Конспект урока по обществознанию по теме "Потребление" 8 класс
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)

Жарко Наталия Владимировна

Конспект урока по обществознанию по теме "Потребление" 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_potreblenie_zharko_n.v.docx50.39 КБ

Предварительный просмотр:

Обществознание 8 класс

Тема: Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.

Цели: познакомить с факторами, влияющими на объем и структуру потребительских расходов, связью между доходом и потреблением

Задачи урока:

  1. Раскрыть сущность понятия «потребление» и охарактеризовать его связь с другими сферами экономической жизни общества и отдельных граждан.
  2. Дать начальное представление о страховых услугах и экономических основах прав потребителя.
  3. Способствовать развитию правовой культуры и сознательного поведения человека как потребителя.

     4.характеризовать механизм защиты прав потребителей в Российской Федерации.

Планируемые результаты:

Предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий производственное и непроизводственное потребление, страхование, суверенитет потребителя; раскрывать закономерности изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов; выявлять основные факторы, влияющие на объем и структуру потребительских расходов; характеризовать виды страховых услуг; раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей;

Метапредметные: коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; приобретать опыт регуляции речевого поведения как основы коммуникативной компетентности; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

Регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; оценивать правильность решения учебной задачи;

познавательные: привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач; ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу; давать определения понятий, устанавливать аналогии, классифицировать явления; применять начальные исследовательские навыки при решении поисковых задач; решать творческие задачи;

Личностные: формирование и развитие познавательного интереса к экономической сфере жизни общества, правовой культуры и осознанного поведения человека как потребителя; приобретение навыков защиты своих потребительских прав.

Тип урока: урок открытия нового знания.

План изучения нового материала.

  1. Потребление как сфера экономической жизни.
  2. Личное и семейное потребление.
  3. Страховые услуги.
  4. Экономические основы прав потребителя.

Актуализация опорных знаний.

В качестве опорных знаний при изучении темы выступают знания о потребностях человека и расходах граждан. В начале урока полезно заслушать ответы на вопросы рубрики «Вспомни» к данному параграфу, которые требуют применения этих знаний.

  1. Потребление как сфера экономической жизни.

I. Изучение материала темы предполагает проработку понятия «потребление», основной смысл которого заключается в использовании, употреблении, применении продукции, вещей, благ, товаров, услуг в целях удовлетворения потребностей . Полезно при этом наряду с текстом учебника привлечь визуальный материал и опереться на личный социальный опыт учащихся.

Личное (индивида, семьи)

В целях овладения учащимися данным понятием важно не только раскрыть его значение, но и осмыслить контекст, в котором оно используется. Такому осмыслению помогут вопросы:

 1) Почему на схеме присутствует производство?

 2) Как связаны производство и потребление?

3) Что называют производственным, а что личным потреблением? (Ответы можно найти в первом абзаце учебного текста.)

II. Личное и семейное потребление/

—        Предложите, какие факторы влияют на семейное потребление.

— Разделить класс на пять групп.

Работая с п. 1 § 25 учебника, исследовать и проанализировать эти факторы.

Первая группа — фактор потребности.

Вторая группа — фактор доходы.

Третья группа — фактор сбережения.

Четвертая группа — фактор расходы.

Пятая группа — фактор возраста членов семьи.

  1. Страховые услуги.

        Приступая к изучению третьего пункта плана, можно спросить учащихся, что им известно о различных
видах страхования в нашей стране. Далее, излагая материал, важно обеспечить его связь с предыдущим материалом. В частности, можно задать вопрос: какие выплаты по договорам страхования относятся к обязательным, а какие — к произвольным? Ответ на этот вопрос можно предложить найти в учебнике.

Затем учителю целесообразно рассказать о видах добровольного и обязательного страхования, подчеркнув, что страхование направлено на защиту имущественных интересов граждан.

Далее, обращаясь к полученным на уроке знаниям, можно попросить учащихся объяснить, как связаны величина доходов граждан и спрос на страховые услуги.

Закреплению изученного послужит проработка вопросов: 1) Каков уровень благосостояния граждан в тех странах мира, где существует развитый рынок страховых услуг? 2) О чем говорит расширение рынка страховых услуг в России?

  1.  Экономические основы прав потребителей

15 марта считается Всемирным днем потребителя. В этот день в 1962 г. президент США Джон Кеннеди провозгласил четыре основных права потребителей:

1)        на безопасность;

2)        на информацию;

3)        на выбор;

4)        быть выслушанным.

— В каких случаях вы выступали в роли потребителей?

Запись в тетради

Потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать, приобрести товары, работы, услуги для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Изготовитель — организация или индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.

Исполнитель — любая организация или индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям.

Продавец — любая организация или индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям.

Были ли следующие персонажи потребителями?

1.        Мама с дочкой пошли на рынок и приобрели зимние сапоги (Да).

2.        Ученик дал почитать книгу товарищу. (Нет, так как он не платил за данную услугу.)

3.        Житель необитаемого острова Робинзон Крузо. (Нет, он ничего не приобретает за деньги.)

4.        Предприниматель приобрел партию шарфов для перепродажи. (Нет, он не будет сам использовать эти товары.)

— Разделить класс на четыре группы.

 Работая с п. 3 § 25 учебника и различными статьями Закона РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей», предложить учащимся  охарактеризовать права потребителя.

Первая группа — право на безопасность.

Вторая группа — право на качество товара (услуги).

Третья группа — право на информацию.

Четвертая группа — право на возмещение ущерба.

Современное российское общество, направления политики/

Обращаясь к материалам данного раздела, важно довести до понимания учащихся важный аспект государственной политики — изменение структуры потребительских расходов и стимулирование инвестиций в развитие человеческого капитала. Инвестиции в человека — это долгосрочный национальный приоритет, как неоднократно подчеркивали в своих выступлениях руководители страны.

Подведение итогов урока

Прокомментируйте правомерность действий продавца в данной ситуации.

Магазин продал Петрову буфет с обязательством доставить его на квартиру покупателя. При перевозке буфет попал под дождь и был сильно испорчен. Петров отказался принять покупку и потребовал возвратить деньги или доставить другой буфет. Администрация магазина заявила, что покупатель является собственником товара с момента уплаты за него денег. Поэтому сам должен нести последствия порчи буфета от случайных причин.

Домашнее задание

Проработать текст параграфа, ответить на вопросы из рубрики «Проверь себя», выполнить задания из рубрики «В классе и дома».

Можно предложить учащимся (по желанию) поинтересоваться у родителей, заключены ли ими какие-либо страховые договоры и приобретены ли какие-либо страховые полисы, и, если таковые имеются, познакомиться с их содержанием и подготовить небольшое выступление о своей семье как потребителе страховых услуг.

Возможно и опережающее задание к следующему уроку: узнать у родителей, знакомых, какими банковскими услугами они пользуются, или посетить ближайшее отделение Сберегательного банка РФ (или другого банка) с целью получения информации (источники ее получения — информационные стенды, рекламные буклеты, сотрудники банка) о банковских услугах, предоставляемых населению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по обществознанию в 9 классе "Конституция 1993 года"

Урок по данной теме проводится с целью формирования у учащихся знаний Конституции....

Конспект урока по обществознанию в 10 классе по теме: «Какой быть России ?»

Конспект урока по обществознанию в 10 классе по теме: «Какой быть  России ?»...

Конспект урока по обществознанию в 8 классе "Человек и культура"

Урок дает представление о таких понятиях, как культура, ее виды, познание, знания. Используется работа с текстом и демонстрация несложного опыта. Материал содержит самоанализ урока....

Конспект урока по обществознанию в 9 классе "Правовые основы брака и семьи"

Перед вами подробный конспект урока по обществознанию в 9 классе "Правовые основы брака и семьи". На уроке дети знакомятся с понятиями "семья", "брак", с основными правами и обязанностями супругов, ра...

Конспект урока по обществознанию для 6 класс "Делу время - потехе час".

Подробный конспект  для 6 класса к учебнику Боголюбова включающий в себя проэктную  деятельность....

План-конспект урока по обществознанию в 8 классе по теме "Богатые и бедные"

Методическая разработка урока по обществознанию в 8 классе по теме "Богаты и бедные"....

План-конспект урока по обществознанию в 8 классе "Потребности человека"

Данный урок составлен по учебнику обществознания Кравченко А.И.           Представл...