Рабочая программа по Обществознанию
рабочая программа по обществознанию
Рабочая программа по Обществознанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_oud.07_obshchestvoznanie_vklyuchaya_ekonomiku_i_pravo.docx | 113.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 7
к ООП СПО по специальности
15.01.31 Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики
(базовый уровень)дисциплины общеобразовательного цикла ОУД
Департамент образования и науки Тюменской области
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Тюменской области
«Агротехнологический колледж»
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.07 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (включая экономику и право)
2018 г.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования», протокол № 3 от 21 июля 2015 года; рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Рабочая программа рассмотрена на заседании
ПЦК общеобразовательных дисциплин
Протокол № ____от «_____» _______2018 г.
Председатель ПЦК
________________Г. С. Хисамутдинова
УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УМР
________________ Н.П. Туровинина
Разработчики: Казаков Д.Ю. - преподаватель ГАПОУ ТО "АТК"
Бай Е.В. - преподаватель ГАПОУ ТО "АТК"
СОДЕРЖАНИЕ
| 3 |
| 8 |
| 18 |
| 20 |
| 23 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 Основы электротехники и электроники является частью основной образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по профессии среднего профессионального образования 15.01.31 Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 9 декабря 2016 года № 1579, регистрационный номер № 44801, относящейся к укрупненной группе профессий, специальностей 15.00.00 Машиностроение.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина принадлежит к общеобразовательному учебному циклу из обязательной предметной области «Гуманитарные науки» ФГОС среднего общего образования.
Учебная дисциплина имеет межпредметные связи с общепрофессиональной дисциплиной ОП.08 Основы предпринимательской деятельности.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины «Обществознание» обучающийся должен: знать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
- решать практические жизненные проблемы, возникающих в социальной деятельности;
В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы компетенций:
Общие и профессиональные компетенции | Дескрипторы сформированности (действия) | Уметь | Знать |
1 | 2 | 3 | 4 |
ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. | Распознавание сложных проблемных ситуаций в различных контекстах. Проведение анализа сложных ситуаций при решении задач профессиональной деятельности Определение этапов решения задачи. Определение потребности в информации Осуществление эффективного поиска. Выделение всех возможных источников нужных ресурсов, в том числе неочевидных. Разработка детального плана действий Оценка рисков на каждом шагу Оценивает плюсы и минусы полученного результата, своего плана и его реализации, предлагает критерии оценки и рекомендации по улучшению плана. | Распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; Анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; Правильно выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; Составить план действия, Определить необходимые ресурсы; Владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; Реализовать составленный план; Оценивать результат и последствия своих действий. | Актуальный, профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; Основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте. Алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; Методы работы в профессиональной и смежных сферах. Структура плана для решения задач Порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности |
ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. | Планирование информационного поиска из широкого набора источников, необходимого для выполнения профессиональных задач | Определять задачи поиска информации Определять необходимые источники информации Планировать процесс поиска Структурировать | Номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности Приемы структурирования информации |
1 | 2 | 3 | 4 |
Проведение анализа полученной информации, выделяет в ней главные аспекты. Структурировать отобранную информацию в соответствии с параметрами поиска; Интерпретация полученной информации в контексте профессиональной деятельности | получаемую информацию Выделять наиболее значимое в перечне информации Оценивать практическую значимость результатов поиска Оформлять результаты поиска | Формат оформления результатов поиска информации | |
ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. | Использование актуальной нормативно- правовой документацию по профессии Применение современной научной профессиональной терминологии Определение траектории профессионального развития и самообразования | Определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности Выстраивать траектории профессионального и личностного развития | Содержание актуальной нормативно- правовой документации Современная научная и профессиональная терминология Возможны е траектории профессионального развития и самообразования |
ОК 04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. | Участие в деловом общении для эффективного решения деловых задач Планирование профессиональной деятельность | Организовывать работу коллектива и команды Взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. | Психология коллектива Психология личности Основы проектной деятельности |
ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. | Грамотно устно и письменно излагать свои мысли по профессиональной тематике на государственном языке Проявление толерантность в рабочем коллективе | Излагать свои мысли на государственном языке Оформлять документы | Особенности социального и культурного контекста Правила оформления документов. |
ОК 06 | Понимать значимость | Описывать значимость | Сущность |
1 | 2 | 3 | 4 |
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей. | своей профессии Демонстрация поведения на основе общечеловеческих ценностей. | своей профессии Презентовать структуру профессионально й деятельности по профессии | гражданско- патриотической позиции Общечеловеческие ценности Правила поведения в ходе выполнения профессионально й деятельности |
ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях | Соблюдение правил экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; Обеспечивать ресурсосбережение на рабочем месте | Соблюдать нормы экологической безопасности. Определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии | Правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности Основные ресурсы задействованные в профессиональной деятельности Пути обеспечения ресурсосбережения |
ОК 08 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности | Сохранение и укрепление здоровья посредством использования средств физической культуры Поддержание уровня физической подготовленности для успешной реализации профессиональной деятельности | Использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; Применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности; Пользоваться средствами профилактики перенапряжения характерными для данной профессии | Роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; Основы здорового образа жизни; Условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для профессии; Средства профилактики перенапряжения. |
ОК 09 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. | Применение средств информатизации и информационных технологий для реализации профессиональной деятельности | Применять средства информационных технологий для решения Профессиональных задач Использовать современное программное | Современные средства и устройства информатизации Порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной |
1 | 2 | 3 | 4 |
обеспечение | деятельности | ||
ОК10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке. | Применение в профессиональной деятельности инструкций на государственном и иностранном языке. Ведение общения на профессиональные темы | Понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы Участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональны е темы Строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые) писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы | Правила построения простых и сложных предложений на профессиональны е темы Основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональна я лексика) Лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности особенности произношения правила чтения текстов профессиональной направленности |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 171 |
Обязательные аудиторные учебные занятия (всего) | 171 |
в том числе: | |
практические занятия | 40 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | Осваиваемые элементы компетенций | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||
Введение | Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении профессий СПО и специальностей СПО. | 1 | 2 | ОК01, ОК02, ОК04, ОК05, ОК06, ОК09 | ||||
Раздел 1.Человек и общество | 20 | |||||||
Тема 1.1Природа человека, врождённые и приобретённые качества | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 10 | |||||
Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность человека, ее основные формы. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение | 2 |
| ОК01, ОК02, ОК04, ОК05, ОК06, ОК09 | |||||
Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. | 2 | |||||||
Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Цель и смысл человеческой жизни. | 2 | |||||||
Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления. | 2 | 8 | ||||||
Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. | 2 | |||||||
Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. | 2 | |||||||
Тематика практических занятий | ||||||||
Практическое занятие № 1 Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители. | 2 | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||
Тема 1.2 Общество как сложная система | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 10 | |||||
Понятие общества. Представление об обществе как сложной динамичной системе. Основные институты общества, их функции. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции. Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. | 2 | ОК01, ОК02, ОК04, ОК05, ОК06, ОК09 | ||||||
Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное). | 2 | |||||||
Особенности современного мира. Процессы глобализации. Глобализация человеческого общества. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. | 2 | 8 | ||||||
Тематика практических занятий | ||||||||
Практическое занятие № 2 Типология обществ. | 2 | |||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Составление терминологического словаря | ||||||||
Раздел 2 Духовная культура человека и общества | 24 | |||||||
Тема 2.1 Духовная культура личности и общества | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 6 | |||||
Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура — продукт информационного общества. | 2 | ОК01, ОК02, ОК04, ОК05, ОК06, ОК09 | ||||||
Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде | 1 | 4 | ||||||
Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. | 1 | |||||||
Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям. | 2 | |||||||
Тематика практических занятий | ||||||||
Практическое занятие № 3 Современная культура и её разновидности | 2 | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||
Тема 2.2 Наука и образование в современном мире | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 8 | |||||
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом. | 2 | ОК01, ОК02, ОК04, ОК05, ОК06, ОК09 | ||||||
Образование, его значение для личности. Роль образования в жизни современного человека и общества. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. | 2 | 6 | ||||||
Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование | 2 | |||||||
Тематика практических занятий | ||||||||
Практическое занятие № 4 Понятие познания. Научное познание. Понятие абсолютной и относительной истины | 2 | |||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа : Реферат на тему «Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку?» | ||||||||
Тема 2.3 Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 10 | |||||
Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. | 1 | ОК01, ОК02, ОК04, ОК05, ОК06, ОК09 | ||||||
Религия как феномен культуры. Мировые религии. | 1 | 8 | ||||||
Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации | 1 | |||||||
Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств. | 1 | |||||||
Тематика практических занятий | ||||||||
Практическое занятие № 5 Этапы развития и становления мировых религий (защита презентации, проекта) | 2 | |||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Доклад на тему: «Современные религии» | ||||||||
Раздел 3 Экономика |
| 42 | ||||||
Тема 3.1 Экономика и экономическая | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 14 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||
наука. Экономические системы | Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Факторы производства. Домашняя бухгалтерия. Личный бюджет. | 2 | ОК01, ОК02, ОК04, ОК05, ОК06, ОК09 | |||||
Разделение труда, специализация и обмен. Формы собственности, их характеристика и сравнительный анализ | 2 | 10 | ||||||
Тематика практических занятий | ||||||||
Практическая работа № 6 Ограниченность ресурсов. | 2 | |||||||
Практическая работа № 7 Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика. | 2 | |||||||
Тема 3.2 Рынок. Фирма. Роль государства в экономике | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 20 | |||||
Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. | 2 | ОК01, ОК02, ОК04, ОК05, ОК06, ОК09 | ||||||
Рыночное равновесие. | 1 | |||||||
Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда | 1 | |||||||
Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса | 1 | 16 | ||||||
Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга. | 1 | |||||||
Деньги и их функции. Расчетно-кассовые операции⃰. | 1 | |||||||
Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства. | 1 | |||||||
Частные и общественные блага. Функции государства в экономике. Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Основы налоговой политики государства, виды налогов⃰. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства. | 1 | |||||||
Инвестиции. Способы инвестирования, доступные физическим лицам. Сроки и доходность инвестиций.⃰ | 1 | |||||||
Тематика практических занятий | ||||||||
Практическая работа № 8 Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. | 2 | |||||||
Практическая работа № 9 Банк и банковские депозиты. Банковский договор. | 2 | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||
Тема 3.3. Рынок труда и безработица. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 8 | |||||
Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. Пенсионная система РФ.⃰ | 2 | 6 | ОК01, ОК02, ОК04, ОК05, ОК06, ОК09 | |||||
Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. | 2 | |||||||
Основные проблемы экономики России. Защита от мошеннических действий на финансовом рынке.⃰ | 2 | |||||||
Тематика практических занятий | ||||||||
Практическая работа № 10 Безработица: ее причины и экономические последствия | 2 | |||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Реферат на тему: «Основные меры борьбы с инфляцией в РФ» | ||||||||
Раздел 4 Социальные отношения | 30 | |||||||
Тема4.1Социальная роль и стратификация. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 6 | |||||
Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. | 2 | ОК01, ОК02, ОК04, ОК05, ОК06, ОК09 | ||||||
Соотношение личностного «Я» и социальные роли. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе | 2 | 4 | ||||||
Социальный статус и роли. Престиж. Престижность профессиональной деятельности | 2 | |||||||
Тематика практических занятий | ||||||||
Практическое занятие № 11 Социальная стратификация. Социальная мобильность. | 2 | |||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Доклад или презентация на тему: «Безработица в современном мире: сравнительная характеристика уровня и причин безработицы в разных странах.» | ||||||||
Тема4.2Социальные нормы и конфликты. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 8 | |||||
Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций | 2 | ОК01, ОК02, ОК04, ОК05, ОК06, ОК09 | ||||||
Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы, проявления. профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодёжи | 2 | |||||||
Опасность наркомании, алкоголизма | 2 | 8 | ||||||
Социальная и личностная значимость здорового образа жизни | 2 | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||
Тема4.3 Важнейшие социальные общности и группы | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 16 | |||||
Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные поселенческие и иные группы | 2 | ОК01, ОК02, ОК04, ОК05, ОК06, ОК09 | ||||||
Основные признаки молодежи. Молодёжь как социальная группа. | 2 | |||||||
Этнические общности. Межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в РФ | 2 | 10 | ||||||
Семья как малая социальная группа. Виды и функции семьи. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в РФ | 2 | |||||||
Социализация индивида. | 2 | |||||||
Тематика практических занятий | ||||||||
Практическое занятие № 12 Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. | 2 | |||||||
Практическая работа № 13 Особенности молодёжной политики в Российской Федерации | 2 | |||||||
Практическая работа № 14 Семья и брак. Государственная поддержка семьи. | 2 | |||||||
Раздел 5 Политика | 22 | |||||||
Тема 5.1 Политика и власть. Государство в политической системе | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 16 | |||||
Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, её внутренняя структура | 2 | ОК01, ОК02, ОК04, ОК05, ОК06, ОК09 | ||||||
Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет | 1 | |||||||
Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Особенности функционального назначения современных государств | 2 | |||||||
Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов – основные особенности развития современной политической системы. Типология политических режимов | 1 | 14 | ||||||
Демократия, её основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Особенности демократии в | 1 | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||
современных обществах. Предпосылки создания гражданского общества. Структура гражданского общества. Предпосылки создания правового государства. Признаки правового государства. | ||||||||
Тематика практических занятий | ||||||||
Практическое занятие № 15 Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. | 2 | |||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Составление сравнительной таблицы «Особенности политических режимов» | ||||||||
Тема 5.2Участники политического процесса | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 6 | |||||
Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы | 2 | ОК01, ОК02, ОК04, ОК05, ОК06, ОК09 | ||||||
Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство Лидеры и ведомые | 2 | |||||||
Политическая элита, особенности её формирования в современной России. Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы | 2 | |||||||
Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность | 2 | 4 | ||||||
Избирательная компания в Российской Федерации. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в РФ. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Типы избирательных систем. | 2 | |||||||
Тематика практических занятий | ||||||||
Практическое занятие № 16 Политические партии и движения, их классификация. | 2 | |||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Доклад на тему: «Политическая система современного российского общества»; | ||||||||
Раздел 6. Право | 30 | |||||||
Тема 6.1 Правовое регулирование общественных отношений | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 2 | |||||
Юриспруденция как общественная наука. Виды и формы правовой информации | 2 | ОК01, ОК02, ОК04, ОК05, ОК06, ОК09 | ||||||
Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права | 2 | 2 | ||||||
Частное и публичное право. Основные формы права. Правовые отношения и их | 2 | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||
структура. Юридическая ответственность и её задачи | ||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Изучить «Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ» | ||||||||
Тема 6.2Основы конституционного права РФ | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 6 | |||||
Порядок принятия и вступления в силу законов в Российской Федерации. Система государственных органов РФ. Местное самоуправление. | 2 | ОК01, ОК02, ОК04, ОК05, ОК06, ОК09 | ||||||
Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства | 1 | |||||||
Правоохранительные органы РФ. Судебная система РФ | 1 | 4 | ||||||
Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. Основные конституционные права и обязанности граждан в России . Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Право на благоприятную окружающую среду. Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы.. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени | 2 | |||||||
Тематика практических занятий | ||||||||
Практические занятия № 17 Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя РФ | 2 | |||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Реферат на тему: «Развитие прав человека в ХХ — начале XXI века.» | ||||||||
Тема 6.3. Отрасли российского права | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 22 | |||||
Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры | 2 | 16 | ОК01, ОК02, ОК04, ОК05, ОК06, ОК09 | |||||
Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность | 2 | |||||||
Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. | 2 | |||||||
Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. | 2 | |||||||
Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. | 2 | |||||||
Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. | 2 | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||
Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Коллективный договор. | ||||||||
Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. | 2 | |||||||
Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность. | 2 | |||||||
Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность | 2 | |||||||
Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. | 2 | |||||||
Тематика практических занятий | ||||||||
Практические занятия № 18 Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних | 2 | |||||||
Практическое занятие № 19 Особенности уголовного процесса | 2 | |||||||
Практическое занятие № 20 Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака. | 2 | |||||||
Дифференцированный зачет | 1 |
* Внесены темы программы «Основы финансовой грамотности»
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета истории и обществознания.
- Основное оборудование:
- рабочее место преподавателя – 1;
- рабочие места обучающихся - 30.
2) Учебно-наглядные пособия:
- учебные и лабораторные пособия;
- методическая литература;
- инструкции по ТБ;
- нормативные документы;
- плакаты.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
- Важенин, А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно -научного, гуманитарного профилей: учебник для СПО.- М.: Академия, 2017. - 528 с.
- Важенин, Г. А. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно -научного, гуманитарного профилей: контрольные задания: учебно - методическое пособие.- 5-е изд., стер.- М.: Академия. 2013.- 128 с.
- Важенин, А. Г. Обществознание : учеб. пособие. - 11-е изд., стер. - М. :Академия, 2012. - 368 с.
- Важенин, Г. А. Обществознание: учебник.- 8-е изд., стер.- М. : Академия, 2012.- 432 с.
- Шимко, П. Д. Основы экономики: учеб. и практикум. – М.: Юрайт, 2017. – 380 с.
- Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства : учебник. – 12-е изд., стер. – М. : Академия, 2013. – 224 с.
Дополнительные источники:
- Певцова, Е. А. Право для профессий и специальностей экономического профиля: учебник.-1-е изд.- М.: Академия, 2011.- 400 с.
- Котерова Н. П. и др. Основы экономической теории: учебник.- М. :Академия, 2011.- 320 с.
Электронные издания (информационные ресурсы):
- Мушинский, В. О. Обществознание: Учебник / Мушинский В.О. - М.:Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 320 с. . (http://znanium.com)
- Мазилкина, Е. И. Менеджмент : учеб. пособие / Е.И. Мазилкина. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 197 с. (http://znanium.com)
- Меньшов, В. Л. Основы права : учеб. пособие / В.Л. Меньшов. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2018. — 158 с.
- Райченко, А. В. Менеджмент : учеб. пособие / А.В. Райченко, И.В. Хохлова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 342 с. (http://znanium.com)
- Воронцова, О. В. Основы права: Учебник / О.В. Воронцова, З.А. Ахметьянова, Н.Р. Вотчель; Под ред. А.Ю. Епихина, И.А. Тарханова. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 400 с. (http://znanium.com)
- Смоленский, М. Б. Основы права: Учебник / М. Б.Смоленский, Е.В.Маркина - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 308 с.: (http://znanium.com)
- Виханский, О. С. Менеджмент: Учебник для ср. спец. учеб. заведений / Виханский О. С., Наумов А. И. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 288 с. (http://znanium.com)
- Кнышева, Е. Н. Менеджмент: Учебное пособие / Кнышова Е. Н. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 304 с.: (http://znanium.com)
- Боголюбов Л.Н. Обществознание. 10 кл. Базовый курс. – М.: Просвещение, 2014. [Электронный ресурс]: [сайт]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://vklasse.org/10-klass/uchebniki/obschestvoznanie/ln-bogolyubov-2014/stranitsa-1 , свободный
- Борисов Е.Ф. Основы экономики [Электронный ресурс]: [сайт]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.bookol.ru/nauka_obrazovanie/ekonomika/163097/fulltext.htm , свободный
- Бойко М. Азы экономики. – М.: Издатель «Книга по требованию», 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://azy-economiki.ru/docs/the_basics_of_Economics.pdf , свободный
- Основы экономики: Экономическая школа [Электронный ресурс]: [сайт]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://be.economicus.ru/ , свободный
Периодические издания:
1. //Вестник образования – научно-методический журнал
2. //Методист – научно – методический журнал
3. //Среднее специальное образование – методический журнал
4. //Образование личности- научно-популярный журнал
5.//Основы безопасности жизнедеятельности- научно-популярный журнал
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
1 | 2 | 3 |
Умения: | ||
- характеризует основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития | -овладеет умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства | Практическая работа. Анализ и обсуждение результатов деятельности, выявление сильных/слабых компетенций студента. Тест |
-анализирует актуальную информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия; устанавливает соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями | - владеет лексическим минимумом, относящимся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности особенности произношения правила чтения текстов профессиональной направленности | Практическая работа Экспертная оценка ходе выполнения практической работы. Анализ и обсуждение результатов деятельности, выявление сильных/слабых компетенций студента. Самооценка результатов деятельности внеаудиторной самостоятельной работы. |
-описывает причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества) | -находит причинно-следственные социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества) | Практическая работа Экспертная оценка ходе выполнения лабораторной работы. Анализ и обсуждение результатов деятельности, выявление сильных/слабых компетенций студента. Самооценка результатов деятельности внеаудиторной самостоятельной работы. |
-раскрывает на примерах изученные теоретические положения и понятия | -применяет полученные теоретические знания на практике | Экспертная оценка в ходе выполнения практической работы. |
1 | 2 | 3 |
социально-экономических и гуманитарных наук | ||
-осуществляет поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); - извлекает из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; -систематизирует, анализирует и обобщает неупорядоченную социальную информацию; -различает в ней факты и мнения, аргументы и выводы | -планирует информационный поиск из широкого набора источников, необходимого для выполнения профессиональных задач | Практическая работа Экспертная оценка ходе выполнения лабораторной работы. Анализ и обсуждение результатов деятельности, выявление сильных/слабых компетенций студента. Самооценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы. |
-оценивает действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности | -выделяет сущность гражданско- патриотической позиции, общечеловеческие ценности, правила поведения в ходе выполнения профессиональной деятельности | |
-формулирует на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам | -высказывает на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам | |
-подготавливает устное выступление, творческую работу по социальной проблематике | -понимает общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимает тексты на базовые профессиональные темы -участвует в диалогах на знакомые общие и профессиональны е темы | |
-применяет социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения | -распознает и анализирует задачу и/или проблему в профессиональном | |
1 | 2 | 3 |
познавательных задач по актуальным социальным проблемам | и/или социальном контексте | |
Знания: | ||
-биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений | -владеет знаниями о биосоциальной сущности человека, основных этапах и факторах социализации личности, месте и роли человека в системе общественных отношений | Практическая работа. Анализ и обсуждение результатов деятельности, выявление сильных/слабых компетенций студента. Тест |
-тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов | -анализирует задачу и/или проблему и выделять её составные части; | Анализ и обсуждение результатов деятельности, выявление сильных/слабых компетенций студента Экспертная оценка ходе выполнения практической работы. |
-необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования | -знает социальные нормы и механизмы правового регулирования | Практическая работа. Анализ и обсуждение результатов деятельности, выявление сильных/слабых компетенций студента. Тест |
-особенности социально-гуманитарного познания | -различает особенности социально-гуманитарного познания и применяет в жизни |
Оценка знаний, умений и навыков по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | не оценивается |
- ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ООП
Программа учебной дисциплины может быть использована профессиональными образовательными организациями, реализующими программы среднего профессионального образования по профессиям, относящимся к укрупненной группе профессий, специальностей 15.00.00 Машиностроение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...