Технологическая карта урока-практикума "Кто стоит на страже закона"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс)

Щербакова Ирина Владимировна

Данный урок - второй урок урок по изучению данной темы. Для проведения урока использована кейс-технология, которая позволяет учащимся в ходе групповой работы развивать познавательные, регулятивные, личностные и межпредметные универсальные учебные действия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока обществознания в 7 классе

Тема урока

КТО СТОИТ НА СТРАЖЕ ЗАКОНА

Тип урока

Урок систематизации навыков и знаний                                            

Технология

Кейс-технология

Дата урока

14 ноября 2019 г.

Информационно-
методическое
обеспечение
педагогической
системы урочной
деятельности

Обществознание. 7 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред.
Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М. : Просвещение, 2015..

Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Ф. Ивановой. – М. : Просвещение, 2015.

Презентация на тему «Кто стоит на страже закона»

Цель урока

Формирование представлений о структуре правоохранительных органов;

уважительного отношения к сотрудникам правоохранительных органов

Формы и методы
обучения

Групповая работа, работа с текстом, решение ситуационной задачи, самооценка работы на уроке

Основные понятия
и термины

Правоохранительные органы, прокуратура, таможня, адвокат, нотариус, полиция, суд

Планируемые результаты.

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: различать виды правовой ответственности;

определять понятия:  «правоохранительные органы, правонарушение, полиция, адвокатура, прокуратура, таможня, ФСБ, суды.»

Получат возможность научиться: решать  правовые задачи, высказывать собственное мнение, суждения.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; проявляют заинтересованность в решении проблемных заданий всей группой; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом; адекватно понимают причины успешности/ не успешности учебной деятельности.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивация и актуализация

 знаний. Составление кластера – функции правоохранительных органов.

Приложение 1

Учащиеся вспоминают тему урока, по которой начали работать на прошлом уроке. Учитель предлагает учащимся оформить кластер в виде Дома права, который нарисован на доске

Учащиеся рассаживаются по группам.

Учащиеся озвучивают тему.

Составление кластера «Правоохранительные органы и их функции»

Учащиеся работают с карточками, на которых написаны функции правоохранительных органов.

Выбирают из предложенных функций те, которые выполняет данный определённый правоохранительный орган.

Затем прикрепляют их к кластеру на доске

Познавательные: осуществляют поиск нужной информации.

Коммуникативные: слушают друг друга, понимают позицию партнера.

2.Мотивация и актуализация

 знаний. Постановка учебных задач.

Учитель зачитывает правовую ситуацию и предлагает учащимся определить  цель  урока-практикума  

Совместно формулируют цель урока-практикума: «Кто стоит на  страже закона».

Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно – познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения и задачи урока.

3. Выполнение заданий по группам.

Приложение 2

Включает учащихся в работу по заданию, комментирование верного решения, поиск ошибок. Оценивает решение.

Группы получают кейсы, в которых документы, задание, карточки для оформления ответа.

Обсуждают в группе задание,

представляют ответ в устной форме перед классом.

Обсуждают последствия, которые могут  быть для ребят после совершения ими правонарушения

Познавательные: осуществляют поиск нужной информации.

Коммуникативные: слушают друг друга, обмениваются мнениями.

4. Тестирование.

Приложение 3

Организует контрольно – оценочную деятельность учащихся.

Отвечают на вопросы теста, организуют взаимопроверку.

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно

5. Итоги урока.

  Рефлексия.

Приложение 4

Учитель предлагает одному из уч-ся испытать себя в роли Фемиды. (Кто-то из уч-ся завязывает глаза и берёт в правую руку весы).

«Сейчас каждый из вас возьмёт фасолинку (красную и белую). На правую чашу весов кладут фасоль(белую) те, кто считает, что многое узнали и многому научились сегодня на уроке. На левую чашу кладут фасоль (красную) те, кто при выполнении задания столкнулся со сложностями. Наша Фемида попробует определить с завязанными глазами, какая же чаша перевесила, а потом поделится впечатлениями - трудно ли осуществлять правосудие?»

После выполнения упражнения и обсуждения проводится самооценка учащихся

Участвуют в выполнении упражнения «Фемида».

Заполняют рабочий лист самооценки.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

6. Домашнее задание.

Выполнить задания к § 7 «В классе и дома»

Записывают домашнее задание.

Приложение 1

Конверты с названиями правоохранительных органов и их функциями

На отдельных карточках записаны функции правоохранительных органов

1. Осуществляют правосудие и обеспечивают законность в обществе

2. Надзирает за соблюдением законов, представляет интересы государства в судебном процессе

3. Защищает права и свободы людей, противодействует преступности, охраняет общественный порядок, обеспечивает общественную безопасность

4. Борется с терроризмом, шпионажем и другими преступлениями против государства

5. Следит за законностью перемещений товаров через границу

Приложение 2

Задания для групп

Ситуация для всех групп

        Сергей, Андрей и Виктор учились в 10 классе и были друзьями. В конце учебного Сергей рассказал друзьям о том, что на всё лето они с родителями уезжают в Крым.

        Начались каникулы. Сергей с родителями уехал в Крым, а Андрей и Виктор остались в городе. Они вместе гуляли, ходили в кинотеатры, катались на велосипедах, которые брали на прокат. Однако им не всегда хватало тех денег, которые давали им родители.  Однажды Виктор сказал Андрею, что нашёл ключи от квартиры Сергея у себя в комнате. Оба они вспомнили, что ещё зимой Сергей сказал им, что забыл  ключи от своей квартиры у Виктора. Мальчики поискали ключи, но не нашли их. Сергей сделал дубликат ключей и об этой ситуации все забыли.

        И тогда Андрей предложил пойти домой к Сергею и воспользоваться деньгами из копилки друга. Когда ребята входили в квартиру своего друга, то соседка увидела это. Она знала, что семья уехала на всё лето и никто не мог прийти в квартиру к соседям. Бдительная соседка вызвала полицию…  

Задания для группы «Прокурор»

Прочитайте статью 129 Конституции РФ, текст, и оформите последовательность действий прокуратуры в виде логической цепочки.

Прокуратура надзирает за соблюдением законов, представляет интересы государства в судебном процессе. На страже закона стоит прокурор. Он наблюдает за тем, правильно ли исполняются законы, не нарушаются ли права и интересы граждан государства. Поэтому, если права нарушены, можно обратиться за помощью к прокурору. Он обязан принять меры к тому, чтобы устранить нарушения. В системе прокуратуры работают следователи, которые ведут сложные уголовные дела. Если следствие завершено, то, по правилам закона, дело передается в суд, который и выносит приговор. Если прокурор узнает, что человека задержали незаконно, он может его немедленно освободить. Если суд выносит неправильный приговор, то прокурор может обжаловать его решение.

Карточки для составления цепочки (карточки наклеиваются на маршрутный лист и крепятся на доску)

 Проверка сообщения о преступлении

 Знакомство с протоколами следственных действий

 Проверка соблюдения законности следствия

 Передача дела в суд

Задания для группы «Судья»

Внимательно прочитайте статьи Конституции 46, 47, 118, 119., документ и оформите последовательность действий суда в виде логической цепочки.

Суд осуществляет правосудие, т.е. разрешает конкретные правовые споры на основе закона. Именно от суда ждут принятия законного и обоснованного решения по делу.

Согласно российским законам судьей может быть только человек, имеющий юридическое образование. Он руководствуется в своих решениях лишь законом, а не собственными эмоциями. Он должен быть честным, смелым, принципиальным, с твердым характером и развитым чувством справедливости. Согласно закону судьи в РФ независимы, они подчиняются только Конституции и законам.

В России действуют разные суды. Например, арбитражный суд разрешает спор экономического характера между организациями, предпринимателями, а Конституционный суд проверяет, соответствуют ли законы Конституции страны. Суды общей юрисдикции разрешают имущественные споры, решают, виновен ли человек в совершении преступления и т.д.

Если кто-то противится и не хочет выполнять то, что требует суд, его поведение считается противоправным и служит основанием для юридической ответственности. Создана специальная служба – судебных приставов, которые помогают исполнению решений судебных органов страны.

Карточки для составления цепочки (карточки наклеиваются на маршрутный лист и крепятся на доску)

 Судебное следствие

 Прения сторон

 Последнее слово подсудимого

Постановление и провозглашение приговора

Задания для группы «Полиция»

Внимательно прочитайте документ, статью 28 Федерального закона «О полиции» и  оформите последовательность действий полицейских в виде логической цепочки

Полиция – это система органов исполнительной власти РФ, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом принятия мер принуждения.

Сотрудники полиции ведут борьбу с преступностью: они занимаются раскрытием преступлений, пресечением различных правонарушений. Полиция в РФ подразделяется на криминальную и общественной безопасности. Задачи криминальной полиции – борьба с тяжкими преступлениями (например, кража, грабеж, разбой), розыск лиц, скрывающихся от правоохранительных органов.

Сотрудник полиции независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени суток при выполнении обязанностей, указанных в части 2 статьи 28 настоящего Федерального закона, имеет право:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;

2) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность и (или) подтверждающие их полномочия;

3) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям, а в исключительных случаях - транспортные средства, принадлежащие гражданам, для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления…

Карточки для составления цепочки (карточки наклеиваются на маршрутный лист и крепятся на доску)

 Выезд на место преступления

 Изъятие доказательств преступления

 Проведение допросов, очных ставок, экспертиз и т.д.

 Передача материалов уголовного дела в прокуратуру

Задания для группы «Адвокат».

Внимательно прочитайте документ, статью 48 Конституции РФ и оформите последовательность действий адвоката в виде логической цепочки

К правоохранительным органам иногда относят адвокатуру. Эти органы оказывают населению юридическую помощь. Адвокатура не является правоохранительным органом в полном смысле этого слова. Адвокаты не могут применять властные полномочия к лицам, допустившим нарушение закона. У них иная задача. Не случайно русское значение этого слова – защитник, его обязанность в судебном разбирательстве – обеспечить права подсудимого, помочь ему продемонстрировать все обстоятельства дела, которые могут быть учтены судом.

Карточки для составления цепочки (карточки наклеиваются на маршрутный лист и крепятся на доску)

 Знакомство с подзащитным и материалами дела

 Участие в допросах и очных ставках с участием подзащитного

 Сбор необходимых документов

 Защита в судебном заседании

Приложение 3.

Тест

Фамилия, имя ______________________________________________

Задание № 1. Вопрос: В современной России к правоохранительным органам принято относить:

Выберите несколько из 7 вариантов ответа:

1) федеральная служба безопасности

2) министерства

3) комитеты

4) прокуратура

5) таможня

6) муниципалитеты

7) прокуратура

Задание № 2. Вопрос: Согласно Федеральному закону Российской Федерации «О полиции», полиция нужна для:

Выберите несколько из 7 вариантов ответа:

1) защиты прав граждан

2) защиты жизни и здоровья граждан

3) охраны общественного порядка

4) надзора за соблюдением и исполнением законов другими правоохранительными органами

5) обеспечения общественной безопасности

6) объявление амнистии

7) для борьбы с преступностью

Задание № 3. Вопрос: Любой вынесенный судом приговор должен основываться на следующих принципах правосудия:

Выберите несколько из 6 вариантов ответа:

1) законность и гласность

2) презумпция невиновности

3) одобрение приговора суда обществом

4) равенство граждан перед законом и судом

5) неприкосновенность личности и её право на судебную защиту

6) обеспечение законного, компетентного и беспристрастного состава суда

Ключ.

1. 1, 4, 5, 7

2. 1, 2, 3, 5, 7

3. 1, 2, 4, 5 6

Критерии оценивания работы

Учитываются правильные ответы

12-14 правильных ответов – «5»

8-11    правильных ответов – «4»

4-7      правильных ответов – «3»

Приложение 4

Лист самооценки

Фамилия, имя __________________________________

На уроке я работал

Активно

Пассивно

Своей работой на уроке я

Доволен

Не доволен

Урок для меня показался

Коротким

Длинным

За урок я

Не устал

Устал

Моё настроение

Стало лучше

Стало хуже

Материал на уроке мне был

Понятен

Не понятен

Материал на уроке мне был

Интересен

Скучен

Материал на уроке мне был

Лёгок

Труден


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прокуратура  Проверка сообщения о преступлении  Знакомство с протоколами следственных действий  Проверка соблюдения законности следствия  Передача дела в суд

Слайд 2

Суд  Судебное следствие  Прения сторон  Последнее слово подсудимого  Постановление и провозглашение приговора

Слайд 3

Полиция  Выезд на место преступления  Изъятие доказательств преступления  Проведение допросов, очных ставок, экспертиз и т.д.  Передача материалов уголовного дела в прокуратуру

Слайд 4

Адвокат  Знакомство с подзащитным и материалами дела  Участие в допросах и очных ставках с участием подзащитного  Сбор необходимых документов  Защита в судебном заседании

Слайд 5

Ключ . 1. 1, 4, 5, 7 2 . 1, 2, 3, 5, 7 3 . 1, 2, 4, 5 6 Критерии оценивания работы Учитываются правильные ответы 12-13 правильных ответов – «5» 8-11 правильных ответов – «4» 4-7 правильных ответов – «3»

Слайд 6

Домашнее задание Ответить на вопросы рубрики «В классе и дома» к § 7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока на тему: "Кто стоит на страже закона"(7 класс, обществознание)

Конспект и презентация открытого урока обществознания в 7 классе. Тема : Кто стоит на страже закона....

Урок обществознания в 7 классе "Кто стоит на страже закона"

Методическая разработка урока обществознания в 7 классе с применением ИКТ по УМК "Обществознание. 7 класс" под ред. Л.Н.Боголюбова: план-конспект урока, мультимедийная презентация...

Кто стоит на страже закона?

презентация для урока обществознания в 7 классе (уч.Л.Н.Боголюбова)...

Разработка урока в 7 классе "Кто стоит на страже закона"

Разработка урока обществознания в 7 классе...

Технологическая карта урока "Кто стоит на страже закона"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА, ПРЕДСТАВЛЕННОГО В РАЙОННОМ КОНКУРСЕ ПЕДАГОГ ГОДА (2015)...

Технологическая карта урока обществознания в 7 классе по теме "Кто стоит на страже закона"

Урок предназначен для обучающихся 7 класса.Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной влас...