Технологическая карта урока обществознания в 7 классе по теме "Кто стоит на страже закона"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс)

Горина Наталья Константиновна

Урок предназначен для обучающихся 7 класса.

Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_uroka_obshchestvoznanie_7_klass.docx74.2 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт урока обществознания  в 7 классе

Тема урока:

Кто стоит на страже закона

Учитель

Горина Наталья Константиновна

Образовательная цель

Создать условия для формирования представлений о структуре правоохранительных органов, уважительного отношения к сотрудникам правоохранительных органов

Задачи

Образовательные:

  • осмысление, обобщение и закрепление полученных знаний;
  • способствовать развитию умения критически мыслить, выделять главное, решать проблемные задания, доказывать свою точку зрения;
  • способствовать формированию умения работать с документами, участвовать в дискуссиях;
  • формирование умений и навыков цивилизованной защиты своих прав;

Развивающие:

  • работать над развитием устной речи;
  • способствовать развитию навыков работы с текстом учебника и дополнительным материалом, умение выделять главное, делать выводы;

Воспитательные:

  • способствовать формированию политической культуры у обучающихся, уважительного отношения к закону, к правам других людей;
  • способствовать развитию коммуникативных компетенций учащихся через работу в парах, группах.

Планируемые образовательные результаты

По окончании изучения темы ученик:

ЛР-1: сравнивает разные точки зрения;

ЛР-2: оценивает собственную учебную деятельность;

ЛР-3: сохраняет мотивацию к учебной деятельности;

ЛР-4: понимает значение знаний для человека и принимает его;

ПУД-1: умеет привлекать информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи;

ПУД-2: умеет формулировать ответы на вопросы учителя;

ПУД-3: умеет выстраивать осознанное речевое высказывание в устной форме;

ПУД-4: умеет анализировать и выделять главное;

ПУД-5: дает определения понятиям;

ПУД-6: умеет структурировать новую информацию в нужной форме;

ПУД-7: умеет выбирать наиболее эффективный способ решения познавательной задачи;

КУД-1: умеет планировать цели и способы взаимодействия;

КУД-2: участвует в коллективном обсуждении проблем;

КУД-3: обменивается мнениями, выслушивают и принимают позицию партнера;

КУД-4: формулирует точку зрения;

РУД-1: осознаёт и принимает учебную задачу;

РУД-2: умеет работать по предложенному плану;

РУД-3: умеет прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала;

ПР-1: имеет представление о правоохранительных органах;

ПР-2: применяет понятийный аппарат (правопорядок, прокуратура, таможня, адвокат, нотариус, лицензия);

ПР-3: умеет определять, какие задачи стоят перед сотрудниками правоохранительных органов, какие органы называются правоохранительными; задачи, стоящие перед судом; что такое полиция, каковы основные направления деятельности полиции; на основе каких принципов полиция осуществляет свою деятельность; как работают подразделения по делам несовершеннолетних;

ПР-4: устанавливает причинно-следственные связи;

ПР-5: умеет работать с текстом учебника, анализировать схемы и таблицы;

ПР-6: умеет высказывать собственное мнение и суждения.

Программные требования к образовательным результатам раздела «Регулирование поведения людей в обществе»

Обучающийся  научится: 

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
  • определять способам  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • основам самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • смысловому чтению;
  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;  
  • работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
  • формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
  • планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;
  • создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающейся получит возможность научиться:

  • определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
  • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов;
  • получит  относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
  • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности.

Программное содержание

Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Мировоззренческая идея

Гражданин обязан соблюдать законы государства.. 

Ценностно-смысловые ориентиры

Личностно-ориентированная направленность. 

План изучения учебного материала

  1. 1. Какие органы называют правоохранительными?
  2. 2. Виды правоохранительных органов.
  • 3. Цели и задачи правоохранительных органов
  1. 4. Решение правовых задач
  2. 5. Разгадывание кроссворда
  3. 6. Подведение итогов

Основные понятия

  • Правопорядок, прокуратура, таможня, адвокат, нотариус, лицензия.

Тип урока

Урок изучение нового материала.

Форма урока

Индивидуальная, фронтальная

Образовательная технология

Технология  развивающего обучения  проблемно-диалогическая

Оснащение  урока

  • Учебник: Боголюбов Л.Н. Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2018 г.
  • Конституция РФ, раздаточный материал, обществоведческий словарь
  • Компьютер

Проектор

Место проведения урока

Школьный  кабинет

Мизансцена урока

Традиционная

Домашнее задание

Стр. 61, выполнить задание (описать картину)

Технологическая карта хода урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ПОР

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Учитель приветствует учеников:

- Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной работе.

У нас бодрое настроение. С таким же отличным настроением мы поработаем на протяжении всего урока. И так, приготовились работать. Желаю нам удачи!

Проверяют готовность к уроку

Эмоционально настраиваются на работу

РУД-1

II. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ  

Актуализация ранее изученных знаний:

- Назовите основные группы прав человека.

- Что такое закон?

 

 

- Почему нужно соблюдать законы?

- Молодцы! А сейчас поговорим в шутку о серьёзном!

- На столах у каждой пары есть карточки.

- Задание: определите, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу.

1. Лягушка из сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на… (свободное передвижение)

2. Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост, нарушил её право на ….(личную неприкосновенность)

3. Полицейские из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушил его право на… (неприкосновенность жилища)

4. Царевич Иван из сказки «Иван Царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на… (владение имуществом)

5. В сказке «Иван Царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на…(жизнь и личную неприкосновенность)

- Молодцы! Вы ответили, какие права нарушены!

- О случаях нарушения правопорядка постоянно пишут в газетах, говорят по радио и в передачах ТV. А если случилось ЧП или просто возникнет сложная жизненная ситуация с вами или вашими близкими? Куда следует обратиться?

(Если ребята затрудняются ответить, можно предложить им, отгадать словосочетание)

    ОИТЕВОХРАНЛЬНЫЕПРА      ГАОРНЫ

- Какие функции выполняют правоохранительные органы?

- Предположите тему нашего урока. Правильно! «Кто стоит на страже закона»

- Обозначьте цель нашего сегодняшнего урока.

Ответы детей:

- гражданские, политические, экономические, социальные, культурные

- нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определённом, особом порядке органом законодательной власти или референдумом и регулирующий наиболее важные общественные отношения;

- правило поведения, принятое государством.

-  порядок нужен, чтобы люди могли реализовать свои права

Работа в парах

Ответы детей

- правоохранительные органы

«Кто стоит на страже закона»

Запись в тетрадь

Обозначают проблему урока.

«Знакомство с правоохранительными органами»

КУД-2

ПУД-1

ПУД-2

ЛР-1

III.  ИЗУЧЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

Работа с понятием

- Какие органы называют правоохранительными?

- Какие органы мы относим к правоохранительным?

Усвоение новых знаний и способов действий

Раздаются рабочие листы с заданиями, работают в парах.

Адвокаты

Внимательно прочитайте (стр. 56 учебника, статью Конституции 48, документ и ответьте на вопросы):

- Кто и как осуществляет юридическую помощь в нашей стране?

- Кто такой адвокат, кто может стать адвокатом?

- Попытайтесь сформулировать определение: адвокат – это…

Прокуратура

Внимательно прочитайте (стр. 56 учебника, документ и ответьте на вопросы):

- Каковы главные задачи прокуратуры?

- Что входит в обязанности прокурора?

- Попытайтесь сформулировать определение: прокуратура – это…

Нотариус

Воспользуйтесь материалом учебника на стр. 56, и  ответьте на вопросы:

- Почему нотариат не является правоохранительным органом в полном смысле этого слова?

- Каковы задачи нотариусов?

- Что входит в обязанности нотариуса?

Таможня, ФСБ

Воспользуйтесь материалом учебника на стр. 56, и  ответьте на вопросы:

- Каковы главные задачи таможни, ФСБ?

- Что входит в обязанности представителей данных структур?

- Попытайтесь сформулировать определение: таможня – это…

- Попытайтесь сформулировать определение: ФСБ – это…

Суд

Внимательно прочитайте (стр. 57 учебника, статьи Конституции 46, 47, 118, 119, ответьте на вопросы):

- Кто и как осуществляет правосудие в нашей стране?

- Кто такой судья, кто работает в суде?

- Кто имеет право заставить выполнять решение суда?

- Попытайтесь сформулировать определение: СУД – это……

Полиция

Внимательно прочитайте (стр. 60 учебника, документ и ответьте на вопросы:

- Каковы главные задачи полиции?

- Что такое криминальная полиция, полиция общественной безопасности, паспортно-визовая служба?

- На что имеют право работники полиции для обеспечения общественного порядка?

- Попытайтесь сформулировать определение: полиция – это…

Составление определения из слов и словосочетаний

это органы; является защита прав и свобод граждан; правоохранительные органы; основной целью деятельности которых; прав и законных интересов юридических лиц (организаций, предприятий).  

Записывают в тетрадь определение 

Правоохранительные органы – это органы, основной целью деятельности которых является защита прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц (организаций, предприятий).  

- Прокуратура, таможня, ФСБ, суд, полиция, адвокаты

Работа в парах

Работа с Конституцией и учебником, заполнение таблицы в тетрадях

Правоохранительные органы

Адвокаты

Прокуратура

Нотариус

ФСБ

Таможня

Суд

Полиция

Адвокат – специалист по юридической защите граждан или организаций

                       

Прокуратура – государственный орган для надзора за соблюдением законов и законности, и привлечения к суду нарушителей

 

Таможня – это государственный орган, обеспечивающий порядок перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, вещей и иных предметов, применение таможенных процедур и взимание таможенных платежей

ФСБ - Федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, спецслужба, осуществляющая в пределах своих полномочий решение задач по обеспечению безопасности Российской Федерации

Суд – государственный орган, ведающий разрешением гражданских споров и рассмотрением уголовных дел

Полиция – орган государственного управления, имеющий своей задачей охрану безопасности существующего строя и защиту порядков

ПУД-3

ПУД-6

КУД-3

РУД-2

ПР-6

ПУД-4

ПУД-5

КУД-4

ЛР-2

ПР-1

ПР-2

ПР-3

ПР-5

IV. ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

Решение правовых задач

Задача 1.  Несовершеннолетний Носов угнал машину. Это уголовное дело в суде рассматривалось без адвоката. Правильно ли поступил суд?

Задача 2. Иванова после окончания юридического института назначили на должность судьи. Ему было 22 года. Законно ли данное назначение?

Задача 3. Когда Николаю исполнилось 14 лет, он заявил. Не буду получать паспорт! Столько проблем: фотографии, документы, очереди… Это моё право, захочу – не буду получать.  Прав ли подросток?

Задача 4. Милиционер в квартире Иванова произвёл обыск, не предъявив никаких документов. Законны ли действия милиционера?

Работа с кроссвордом

По горизонтали

4. Регулирует наиболее важные общественные отношения, обладает высшей юридической силой

5. Деяние, нарушение норм права

7. Всегда подразумевает то, что подлежит безусловному выполнению

8. Выражение недовольства, объявление выговора, наложение штрафа, наказание, выносимое судом (одним словом)

10. Они характеризуют признаваемую законом определенную независимость, самостоятельность человека по отношению к государству

12. Охраняет общественный порядок, борется с преступностью

13. Осуществляет надзор за исполнение законов

По вертикали

1. Определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требования я какой - либо организации

2. Возможность делать все, что не нарушает закон

3. Осуществление действий на законных, честных обвинениях

6. Удовлетворяет всевозможные сделки (договоры), оформляет права на наследство

9. Руководящее начало, правило, образец

11. Представляет интересы обвиняемого в суде

Выполняют задания

Работа в группах, взаимопроверка.

КУД-1

ПУД-5

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Итог урока. Рефлексия деятельности

Представьте, что вы стоите перед выбором «Кем стать?»

И в случае если вы выберите службу в правоохранительных органах, то где бы вы служили и почему?

На доске – 3 картинки: чемодан, мусорная корзина, мясорубка.

Чемодан – информация, которую я узнал на уроке является для меня ценной и важной, и она дополнит багаж моих знаний. Я беру ее в свой чемодан знаний.

Мусорная корзина – сведения, которые я узнала на уроке не вызвали у меня интереса и не могут впоследствии быть практически использованы. Я выброшу их в мусорную корзину.

Мясорубка – информация на уроке оказалась важной для меня, но она требует переработки, осмысления, дополнения.

- Молодцы, ребята! Вы сегодня отлично поработали! Спасибо за урок! Все встали! Урок окончен!

Ответы обучающихся

Ученики с помощью стикеров оценивают материал урока, приклеивая стикер к соответствующему предмету, озвучивая свои мысли

ЛР-3

РУД-3

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Стр. 61, выполнить задание (описать картину)

Фемида - символ правосудия.

В древнегреческой мифологии богиня правосудия. Фемиду иногда изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках. Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые человеком при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Меч в руках Фемиды — символ возмездия. Он обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока на тему: "Кто стоит на страже закона"(7 класс, обществознание)

Конспект и презентация открытого урока обществознания в 7 классе. Тема : Кто стоит на страже закона....

Урок обществознания в 7 классе "Кто стоит на страже закона"

Методическая разработка урока обществознания в 7 классе с применением ИКТ по УМК "Обществознание. 7 класс" под ред. Л.Н.Боголюбова: план-конспект урока, мультимедийная презентация...

Урок обществознания в 7 классе по теме "Кто стоит на страже закона"

Цели урока:1. ознакомить учащихся с правоохранительными органами РФ;2. развивать у учащихся мыслительные способности, умения работать с документами;3. воспитывать чувство гражданственности, способство...

Урок обществознания в 7 классе "Кто стоит на страже закона?"

В начале урока  используется метапредметность "Задача", в ходе урока проходит работа с документами, Конституцией РФ, деловая игра "судебное заседание"...

Методическая разработка урока обществознания в 7 классе Кто стоит на страже закона

Методическая разработка урока обществознания в 7 классе Кто стоит на страже закона...

Разработка открытого урока по обществознанию 7 класс Тема: «Кто стоит на страже закона»

Цель урока: способствовать формированию правового сознания; сформировать у обучающихся общее представление о правопорядке, о правоохранительных органах государства....